Научная статья на тему 'Стратегия инновационного развития и миграционная политика российской федерации'

Стратегия инновационного развития и миграционная политика российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА ОТБОРА МИГРАНТОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Славянов А. С., Фешина С. С.

В статье проанализирована ситуация на отечественных рынках труда и капитала. Сделан вывод, что приток иностранной неквалифицированной рабочей силы приводит к таким же разрушительным последствиям, как и ввоз в страну некачественного устаревшего оборудования и спекулятивного капитала. Предлагаются меры по корректировке миграционной политики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного развития и миграционная политика российской федерации»

УДК 332.122, 314.74, 339.727.22

стратегия инновационного развития

и миграционная политика российской федерации*

А.С. СЛАВЯНОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства E-mail: [email protected] Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана С.С. ФЕШИНА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления E-mail: [email protected]

Московский финансово-юридический университет

В статье проанализирована ситуация на отечественных рынках труда и капитала. Сделан вывод, что приток иностранной неквалифицированной рабочей силы приводит к таким же разрушительным последствиям, как и ввоз в страну некачественного устаревшего оборудования и спекулятивного капитала. Предлагаются меры по корректировке миграционной политики страны.

Ключевые слова: международная трудовая миграция, инновационное развитие, миграционная политика, система отбора мигрантов, модернизация

На уровень инновационного развития страны, наряду с другими факторами, существенное влияние оказывает количество и качество рабочей силы. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р, не может быть реализована только усилиями руководителей страны и чиновников всех уровней. Здесь требуется кропотливый труд ученых, компетентных специалистов и высококвалифицированных рабочих [7].

* Подготовлено при поддержке РФФИ, проект № 14-0600207.

На первый взгляд, страна обладает необходимым трудовым потенциалом для реализации программы. Так, доля лиц с высшим образованием в России такая же, как в Великобритании и в других индустриально развитых странах мира, а по числу студентов на 1 000 чел. населения Россия значительно их опережает. Вместе с тем качество трудовых ресурсов оставляет желать лучшего — высшее и среднее профессиональное образование наши граждане получают в таких учебных заведениях, которые значительно отстают от мировых стандартов. Также не следует забывать, что экономические и политические реформы оказали значительное влияние на качество трудового потенциала страны. Существенно изменилась структура рабочей силы (табл. 1).

На фоне сокращения производства и последовавшего за этим снижения (почти в 2 раза) численности работников промышленных предприятий в стране значительно (более чем в 2 раза) выросло число торговцев, финансистов, риэлторов, юристов и других специалистов трансакционного сектора экономики. Существенное влияние на качество трудовых ресурсов оказывают зарубежные рынки труда. Так, российские специалисты и ученые час-

Таблица 1

Удельный вес работников, занятых по отдельным видам экономической деятельности, от общего числа занятых, %

тично уехали за рубеж и работают по профилю в иностранных фирмах, частично сменили профессию и вообще потеряли свою квалификацию [9].

С начала 2000 г. российский рынок труда начинает испытывать нарастающее давление со стороны иностранной рабочей силы. Следует отметить, что международная миграция оказывала в прошлом большое влияние на развитие многих стран и территорий и продолжает воздействовать на социальные, экономические и политические процессы, происходящие в мире.

Теоретически трудовая миграция между двумя странами возникает тогда, когда в принимающей стране появляется потребность в рабочей силе, а в стране-доноре ощущается давление ее излишка. Если в Х11-ХУ1 вв. избыток населения Европы компенсировался продолжительными войнами и эпидемиями, то в ХУИ-Х1Х вв. людские ресурсы направлялись в многочисленные колонии в Африке, Азии и Америке, которые испытывали потребность в квалифицированных специалистах и руководителях. За последние 40 лет развитые страны переживают снижение рождаемости. К началу XXI в. среди стран Европы осталась только Турция, в которой наблюдается стабильный рост населения [1].

Следует отметить, что снижение рождаемости происходит на фоне увеличения продолжительности жизни, а это влечет за собой старение населения Европы и, как следствие, рост расходов на пенсионное и медицинское страхование. Таким образом, в индустриально развитых странах назрела объективная потребность в рабочей силе, которая удовлетворяется за счет притока мигрантов из стран с традиционно высокой рождаемостью.

История развития цивилизации выделяет следующие этапы международной миграции:

1) колониальная европейская доминирующая миграция (ХУ1-Х1Х вв.);

2) индустриальная миграция из Европы в Новый Свет (XIX — начало XX вв.);

3) миграция, обусловленная разделом Европы в результате Первой и Второй мировых войн (1918-1950 гг.);

4) миграция, вызванная процессами глобализации мировой экономики (начало 1960-х гг. и по настоящее время) [1].

По данным переписи населения, в США в конце XX в. около 6,2% граждан имели иностранное происхождение — ситуация почти такая же, как и в странах Европы [15]. В СССР проблемы миграции практически не существовало, а перемещение рабочей силы планировалось центральными ведомствами. Проблема международной миграции в стране достаточно остро возникла только после проведения политических и экономических реформ. По заявлению руководителя ФМС России К.О. Ро-мадановского, в нашу страну на заработки ежегодно прибывают до 14 млн трудовых мигрантов, что составляет около 10% от общего количества населения.

Можно отметить, что Россия, как и Германия, пережила две волны миграции — первая была вызвана возвращением в начале 1990-х гг. этнических русских из среднеазиатских и закавказских республик. Другая волна, в середине первого десятилетия XXI в., представляла собой наплыв трудовых мигрантов из Украины, Молдовы и среднеазиатских республик. В Германии в ХХ в. наблюдались схожие процессы — переселение этнических немцев (более 12 млн чел.) с территорий Польши, Чехословакии, Прибалтики в послевоенный период и наплыв трудовых мигрантов из Турции.

Имеются схожие исторические черты и в миграционных процессах США и России. Так, США в XIX в. и Россия в XVП-XVШ вв. пережили волну европейской миграции, несущую в себе высококвалифицированную рабочую силу и новые технологии, а в XX-XXI вв. переживают волну низкоквалифицированных мигрантов (США из латиноамериканских стран, РФ — из среднеазиатских республик).

Современная экономическая теория выделяет в международной трудовой миграции положительные моменты для принимающей страны, среди которых следует выделить:

1) снижение себестоимости товаров и услуг и, как следствие, повышение конкурентоспособности местной промышленности за счет снижения цены;

Вид экономической деятельности 1992 1995 2000 2005 2012

Промышленно сть 29,6 25,8 22,6 17,2 15,1

Торговля 7,9 10,1 14,6 16,6 18,2

Финансы 0,7 1,2 1,2 1,3 1,8

Источник: Численность занятых в экономике // Россия и страны мира: стат. сб. М.: Росстат, 2012.

2) рост совокупного спроса на потребительском рынке за счет того, что проживающие в регионе мигранты предъявляют спрос на товары и услуги, тем самым стимулируя местную промышленность к росту производства;

3) рост поступлений в бюджетные и внебюджетные фонды за счет того, что на доходы, получаемые мигрантами, начисляются налоги и страховые взносы в пенсионные и иные фонды;

4) экономия средств на образование и профессиональную подготовку работников, ведь предполагается, что трудовые мигранты уже имеют соответствующую квалификацию.

Наиболее весомым аргументом сторонников привлечения мигрантов является проблема дефицита бюджета Пенсионного фонда России, который давно не в состоянии обеспечить пенсиями своих граждан. Причиной принято считать то, что увеличивающаяся продолжительность жизни на фоне снижения рождаемости в нашей стране ставит под угрозу стабильность поступлений средств в пенсионную систему. Привлечение трудовых мигрантов, выплачивающих страховые платежи в ПФР и другие фонды, позволяет, на взгляд некоторых государственных чиновников и экономистов, компенсировать провалы в поступлении средств.

Вместе с тем следует отметить, что налоги на доходы физических лиц (НДФЛ) и обязательные страховые взносы начисляются на сумму доходов, полученных работниками, и не зависят от численности самих работников. Предпринимателей, использующих иностранную рабочую силу, интересует в первую очередь не их квалификация, а размер оплаты труда, на который претендуют мигранты. А этот уровень оплаты труда может быть в несколько раз ниже, чем средние заработные платы в регионе, и, соответственно, общая величина налогов и взносов в фонды растет незначительно.

Кроме того, значительная часть трудовых мигрантов планирует закрепиться в принимающей стране, получить не только долговременный вид на жительство для себя и своей семьи, но и российское гражданство. Реализация этих планов в долгосрочной (10-15 лет) перспективе влечет за собой рост расходов на пенсионное и медицинское обеспечение натурализовавшихся мигрантов и членов их семей.

Как уже отмечалось, трудовая миграция на самом деле снижает средний уровень оплаты труда в регионе и, соответственно, уменьшает поступле-

ния налогов и страховых взносов в пенсионные и другие фонды [5, 11]. Кроме того, заработная плата, получаемая иностранцами, не накапливается в виде сбережений и далеко не полностью возвращается на потребительский рынок, что не стимулирует местную промышленность [2]. По данным Центрального банка РФ, мигранты ежегодно переводят за рубеж валюту в размере, сопоставимом с притоком в страну прямых иностранных инвестиций1. Отток валюты, вызванный переводами заработанных средств мигрантами своим семьям, ухудшает платежный баланс страны.

Для многих стран, неспособных в силу своей отсталости конкурировать на мировых рынках, трудовая миграция является важнейшим сектором экономики. Денежные переводы, отправляемые мигрантами на родину, помогают не только их семьям, но и финансовой системе стран, являющихся экспортерами рабочей силы. По разным оценкам, объем переводов превышает официальные потоки финансовой помощи, направляемой развивающимся странам. По данным World bank, денежные переводы в Таджикистан составили 48%; в Кыргызскую Республику — 31; в Молдову — 24% от их ВВП2.

Очевидным является и то, что низкоквалифицированные мигранты, прибывшие из стран с низким уровнем развития, достаточно резко увеличивают в стране размер населения с низкими доходами. Понятно, что беднейшие слои населения не будут предъявлять спрос на высококачественную инновационную продукцию, предпочитая ей дешевые товары низкого качества, а это может существенно повлиять на процесс обновления продукции отечественными предприятиями [8]. Если российских бедняков еще можно простимулировать к приобретению инновационной продукции потребительскими кредитами или государственными программами (льготного автокредитования, молодая семья и проч.), то иностранные рабочие могут рассчитывать только на себя.

Таким образом, можно сделать вывод, что существующий процесс трудовой миграции в совре-

1 Карачурина Л. Экономика VS толерантность // Экономическая политика. 06.12.2012. URL: http://www.ecpol.ru/index. php/2012-04-05-13-45-47/2012-04-05-13-47-10/406-ekonomika-vs-tolerantnost.

2 Migration and Remittance Flows: Recent Trends and Outlook, 2013-2016 // The World bank, Migration and Development Brief, Migration and Remittances Team, Development Prospects Group no. 21. Of October 02, 2013.

менных условиях не способствует инновационному развитию страны [12]. Более того, трудовые мигранты вытесняют высокооплачиваемую местную рабочую силу и занимают ее места. В дальнейшем появляется потребность в обеспечении трудовых мигрантов коммунальными услугами, питанием, транспортом, которая удовлетворяется за счет прибытия новых мигрантов. Таким образом, в регионе наблюдаются мультипликативные эффекты, когда группа низкоквалифицированных мигрантов (например, строителей) через весьма короткое время многократно увеличивается за счет привлечения менеджеров, бухгалтеров, водителей, охранников, продавцов, поваров и пр. В регионе появляется опасность создания настоящих анклавов, в которых компактно проживают мигранты определенных этнических групп, что создает существенную угрозу национальной безопасности страны [14].

Индустриально развитыми и развивающимися странами разработаны механизмы оптимизации международной трудовой миграции, основанные на тщательном отборе иностранных работников и контроле их пребывания в стране. Приоритетными, как правило, являются следующие группы мигрантов:

• рабочие, готовые за низкую оплату выполнять тяжелую, грязную работу, с тяжелыми условиями труда, не требующую квалификации;

• специалисты «растущих» отраслей экономики, где ощущается дефицит кадров,— программисты, электрики, фармацевты, специалисты по биотехнологиям и т.п.;

• высококлассные специалисты и ученые с мировым именем;

• бизнесмены, готовые открыть собственное дело и вложить значительный капитал в экономику принимающей страны.

Въезд и пребывание иностранцев контролируются двумя методами:

1) внешним, проводимым государством посредством выдачи виз и разрешений на въезд консульствами страны за рубежом, и контроль, осуществляемый органами внутренних дел на границах;

2) внутренним, когда правительство осуществляет контроль за местом жительства иммигрантов, их регистрацию, выдачу временных разрешений на работу, вводит систему наказаний за нарушение миграционного законодательства, в котором предусмотрены санкции для мигрантов и работодателей.

Наблюдения показывают, что США предпочитает осуществлять преимущественно внешний контроль, а страны Евросоюза придают большое значение внутреннему контролю.

Альтернативой постоянной миграции является временная трудовая миграция, не дающая права на воссоединение с семьей и натурализацию. Здесь важен механизм стимулирования своевременного возвращения иностранных рабочих на родину, в состав которого входят специальные зарплатные счета с высокой процентной ставкой, разблокировать которые можно только при возвращении в страну происхождения. Такие работники не несут существенную нагрузку на систему социального обеспечения.

Индустриально развитыми странами разработаны следующие методы отбора трудовых мигрантов:

а) разрешения для мигрантов выдаются на основании запросов работодателей;

б) разрешения выдаются по количеству набранных баллов по системе, разработанной государством;

в) разрешения выдаются на основании межправительственных соглашений;

г) синтетическая система отбора мигрантов (синтез балльной системы и системы, построенной на основании заявок работодателя).

Система отбора мигрантов, основанная на заявках работодателей, построена в первую очередь на запросах рынка труда. Здесь работодатель отбирает работника, а органы власти выступают регулятором миграционного процесса в целях защиты рабочих мест на национальном рынке труда. Сперва работодатель должен доказать, что на предлагаемое рабочее место отсутствует заинтересованность местных работников. Государство устанавливает количественные квоты на привлечение иностранных работников, определяет сроки временного пребывания работников и размер минимальной заработной платы. Пребывание работника заканчивается, если работник прекращает работу у конкретного работодателя. В некоторых случаях дается время на поиск другой работы. Достоинства указанной системы:

• система основана на конкретных потребностях принимающей экономики в рабочей силе;

• предполагается, что работодатель сам найдет подходящего работника и заполнит конкретные вакансии;

• исключается безработица, вызванная миграцией, в том числе и сезонная. Недостатками системы отбора мигрантов являются:

• работник не может самостоятельно поменять работодателя, а это повышает зависимость и может привести к трудовой эксплуатации;

• работодатель, в случае заинтересованности в иностранной рабочей силе, может предъявлять завышенные требования к местным соискателям вакансий.

Балльная система отбора управляется государством, которое ориентируется на долгосрочные интересы общества. Специально созданные структуры отвечают за определение потребностей общества и за разработку системы отбора иностранной рабочей силы. В систему входят следующие критерии: образование, квалификация, возраст, опыт работы, знание культуры и языка, состав семьи, наличие капитала, жилья, условия проживания и др. Иностранный соискатель на родине заполняет анкету и другие формуляры и подает в консульские службы. В течение определенного времени полученные данные перерабатываются, по каждому критерию начисляются баллы. В случае набора достаточного количества баллов соискателю выдают рабочую визу на определенный период времени, которая в будущем может продляться.

Балльная система весьма популярна в США и в странах Евросоюза, она обладает следующими преимуществами:

• с помощью балльной системы государство может полностью контролировать трудовую миграцию;

• система начисления баллов может быть быстро изменена в зависимости от текущей экономической ситуации и целей правительства;

• система достаточно транспарентна и легко контролируется в отличие от системы отбора, основанной на заявках работодателей. Недостатки балльной системы:

• хотя система и ориентирована на интересы всего общества, она не учитывает требования конкретного работодателя;

• в связи с тем, что мигранты прибывают, не имея приглашения на работу, в стране может наблюдаться некоторое повышение уровня фрикционной безработицы;

• возможно занятие мигрантами рабочих мест, не соответствующих заявленной квалификации;

• возможны ошибки в начислении баллов, связанные со сложностью оценки уровня образования и квалификации работников из других стран;

• система не позволяет оценить достоверность ответов на вопросы анкеты, соискатели рабочей визы могут скрыть нежелательные факты своей биографии, вредные привычки и пр.

Как можно отметить, две представленные системы не являются совершенными и поэтому в настоящее время в индустриально развитых странах все большее распространение получает синтетическая или смешанная система отбора иностранных работников. Можно выделить 3 направления развития синтетических систем отбора:

1) одновременное использование обеих систем для различных категорий мигрантов, имеющих разные профессии, квалификацию и происхождение;

2) предложение о найме должно быть подкреплено определенным количеством баллов, набранных по ключевым позициям балльной системы;

3) предпочтение отдается соискателю, у которого имеется приглашение на работу от конкретного работодателя, в некоторых случаях приглашение является необходимым условием.

Межправительственные миграционные соглашения как система регулирования потоков рабочей силы применяется для конкретных видов экономической деятельности и профессий. Система успешно зарекомендовала себя в Канаде, Великобритании, Италии, Испании, Новой Зеландии и других странах. Особенностью системы является то, что она позволяет осуществлять контролируемый въезд и выезд мигрантов. В основном межправительственные соглашения применяются для работ в аграрном комплексе и строительстве. В рамках соглашения работник может оставаться в стране строго ограниченное (как правило, периодом сезонных работ) время, по истечении которого обязан покинуть принимающую страну. На следующий год работник имеет право вернуться к тому же работодателю.

Государства, подписавшие межправительственное миграционное соглашение, имеют ряд обязанностей:

• отправляющая страна отвечает за подбор работников конкретных специальностей, обеспечивает прохождение медицинского осмотра, проверяет отсутствие судимости;

• принимающая страна выделяет ответственный персонал в консульствах, которые консультиру-

* Среднемесячная заработная плата в Москве в 2013 г.

Источник: Прогноз показателей социально-экономического развития Москвы на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов / Департамент экономической политики и развития Москвы. URL: http://www.zelenograd.rU/f/9685.pdf; Рейтинг стран по ставке налога на доходы граждан // РИА Новости. Экономический анализ URL: http://www.ria.ru/research_rating/20110706/3980570054. html; Среднемесячная номинальная заработная плата наемных работников. Россия и страны мира: стат. сб. / Государственный комитет по статистике. М., 2012; Global Innovation Index ranking // The Global Innovation Index 2012. INSEAD and WIPO. France, Fontainebleau 2012, p. 9.

Таблица 2

Безработица и оплата труда в Российской Федерации и некоторых инновационно активных странах Евросоюза

Страна Инновационный рейтинг Уровень безработицы, % Количество безработных до 25 лет, тыс. чел. Среднемесячная заработная плата, евро Ставка подоходного налога, %

Россия 62 5,3 1 550 698 (1 270)* 13,0

Италия 29 8,4 480 2 294 45,6

Испания 26 20,1 852 2 720 45,0

Франция 20 9,3 668 2 869 46,7

Германия 15 7,1 460 2 900 47,5

Великобритания 3 7,8 940 2 970 50,0

Швеция 2 8,4 162 3 100 56,6

ют соискателей по вопросам проживания, страхования, оплаты труда и другим вопросам; • работодатели принимающей страны обязываются обеспечить иностранному работнику страхование, проживание, питание и выплачивать заработную плату на уровне той, которую получает местный работник за аналогичную работу. В некоторых случаях работодатель берет на себя дополнительные обязательства гарантировать минимальную занятость, уплату налогов и оплату необходимых переездов от места жительства к месту работы. Очевидно, что, учитывая зарубежный опыт, порядок выделения квот иностранцам на работу в России необходимо поменять. В настоящее время работодатели заполняют заявки на привлечение иностранных работников, которые затем попадают в базу данных и рассматриваются региональными уполномоченными органами, а в дальнейшем — министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты РФ. Решения о выделении квот выносятся необоснованно, зачастую исходя из личного отношения чиновника к тому или иному работодателю. Большинство мигрантов работают в России, выкупив лицензию на оказание услуг населению, однако фактически работают на предприятиях и стройках страны нелегально, не имея пакета социальных услуг.

Продолжающийся глобальный экономический кризис оказал свое негативное влияние на многие страны Европы [10], в результате чего значительно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вырос уровень безработицы в инновационно активных странах (табл. 2).

Очевидно, что трудовая миграция возможна тогда, когда в принимающей экономике есть вакантные рабочие места, а донор трудовых ресурсов не испытывает в них дефицита. В настоящий момент специалисты, не нашедшие себе достойного применения в Европе, уезжают в США и в динамично развивающиеся страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии3. Избыток рабочей силы из Европы имеет смысл направить в российскую экономику. Следует отметить, что невостребованной в европейской экономике является значительная по своим размерам и наиболее активная часть рабочей силы — до 25 лет. Всего в странах Евросоюза насчитывается более 4 млн безработных в наиболее активном возрасте до 24 лет.

Правительства некоторых европейских государств для снижения уровня безработицы заключают договоры с фирмами, которые трудоустраивают молодежь в своих зарубежных филиалах. Например, французское правительство гарантирует трудоустройство выпускникам университетов в зарубежных филиалах ведущих национальных корпораций, а те, в свою очередь, гарантируют возвращение в страну специалистов, набравшихся опыта и заработавших капитал, достаточный для обустройства на родине.

3 Bercoff Andrv. Je suis venu te dire que je m'en vais. Йditions Michalon, 2013.

Существенной преградой притоку рабочей силы из инновационно активных стран будет различный уровень оплаты труда. Так, в индустриально развитых странах Евросоюза среднемесячная номинальная заработная плата составляет от 2 тыс. евро в Южной Европе и до 3 тыс. евро в Германии, Великобритании и некоторых странах Северной Европы, что в несколько раз превосходит среднюю заработную плату в России. Однако этот разрыв с каждым годом сокращается. Если в 2000 г. среднемесячная заработная плата российского работника составляла всего 3% от зарплаты итальянца, то в 2009 г. это соотношение составило уже 25,5%. К середине 2014 г. ожидается, что соотношение среднемесячных зарплат российских и итальянских работников в некоторых регионах превысит 50%. Если расчет отношения заработных плат вести по методике паритета покупательной способности, то средний размер оплаты труда в России будет находиться на уровне стран Южной, Центральной и Восточной Европы. Кроме того, российская налоговая система гораздо мягче европейской. Таким образом, соотношение реальных зарплат в некоторых видах экономической деятельности будет уже в пользу России.

Ограничение неквалифицированной иностранной миграции должно стимулировать спрос на местную рабочую силу, что приведет к росту заработной платы среди рабочих, а это, в свою очередь, будет способствовать росту спроса на местных товарных рынках и активизации деловой активности в регионе.

Программа модернизации отечественной экономики не может базироваться только на инвестициях в науку и промышленность [1, 3, 13]. Для работы предприятий необходимы высококвалифицированные специалисты, в которых российская экономика испытывает дефицит. В страну необходимо привлекать не только высокотехнологичные инвестиции, но и специалистов из стран с высоким инновационным рейтингом [4].

Однако, несмотря на то, что понимание необходимости привлечения иностранных инвестиций и специалистов пришло к руководителям страны одновременно с идеей реформирования отечественной экономики, комплексно решить эту проблему еще не удалось [5, 6].

Меры по привлечению иностранных специалистов должны включать в себя следующее: • следует максимально (даже в одностороннем

порядке) упростить визовый режим для квали-

фицированных работников из стран с высоким инновационным рейтингом;

• компенсировать иностранным специалистам высокие процентные ставки по кредитам до приемлемого для них уровня;

• отменить плату за обучение в университетах по техническим специальностям для иностранных студентов, выполняющих учебную программу;

• содействовать трудоустройству наиболее способных выпускников-иностранцев на отечественных предприятиях.

Руководителям предприятий и регионов всех уровней необходимо понимание того, что неквалифицированные и низкооплачиваемые работники для развивающейся экономики также вредны, как устаревшая и неработоспособная техника. Со странами с низким инновационным рейтингом и государствами СНГ, не входящими в Евразийский союз, следует заключать межгосударственные миграционные соглашения, в которых отправляющая страна несет строгую ответственность за подбор работников и за их своевременное возвращение. В целях ограничения неквалифицированной миграции целесообразно принять следующие меры:

1) выплачивать заработную плату иностранному работнику на специальный счет, открытый у него на родине. Это создаст у мигранта дополнительную мотивацию своевременно и без нарушений вернуться домой;

2) возложить все расходы по возможной депортации, пребыванию в лагере, уплате штрафов, розыску и пр. на страну, отправляющую мигрантов, для чего там следует создать специальный страховой фонд из взносов трудовых мигрантов;

3) отечественные работодатели, приглашающие мигрантов, должны гарантировать уплату всех налогов и взносов в страховые фонды;

4) заработная плата иностранцам должна рассчитываться в соответствии с местными тарифами, причем не должна быть меньше той, которую получают местные работники за аналогичную работу.

Предлагаемые меры должны, наконец, вывести страну из парадоксальной ситуации, когда для ученых и специалистов из индустриально развитых стран искусственно создаются визовые барьеры, в то время как для приезда неквалифицированных мигрантов из слаборазвитых стран такие барьеры отсутствуют.

Список литературы

1. Окольский М. Наступающие цивилизации, уходящие цивилизации на закате ХХ века. Взгляд с точки зрения демографии // Мир в зеркале международной миграции: сб. статей / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2002.

2. Славянов А.С. Проблемы стимулирования спроса и предложения в российской экономике в период циклического спада // Экономика и математические методы. 2012. Т. 48. № 1. С. 103-110.

3. Славянов А.С. Инвестиционный потенциал инновационного развития российской экономики // Финансы и кредит. 2011. № 17. С. 49-54.

4. Славянов А.С. Прямые иностранные инвестиции как фактор необратимых процессов в экономических системах периода трансформации // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 25. С. 32-39.

5. СлавяновА.С., Фешина С.С. Трудовая миграция и проблема инновационного развития СевероЗападного региона России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 24.

6. СлавяновА.С., ХрусталёвЕ.Ю. Методы формирования национальной инвестиционной стратегии на основе GAP-анализа // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. Т. 2. № 26. С. 167-179.

7. Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42. С. 8-15.

8. Хрусталёв Е.Ю., Лавринов Г.А., Косенко А. А. Инновационный климат в наукоемком и высокотехнологичном комплексах экономики России // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 17. С. 2-9.

9. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 19-30.

10. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 6. С. 35-43.

11. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Трудовая миграция и проблема инновационного развития // Проблемы прогнозирования. 2014. № 1.

12.ХрусталёвЕ.Ю., Хрусталёв О.Е. Модельное обоснование инновационного развития наукоемкого сектора российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 9. С. 2-13.

13. Цыганов С.А., Рудцкая Е.Р., Хрусталёв Е.Ю. Принципы построения стратегии инновационного развития российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 41. С. 2-14.

14. Khrustalev E.Yu., Slavyanov A.S. Labor Migration and Problems of Innovative Development // Studies on Russian economic development, 2014, vol. 25, no. 1, pp. 63-68.

15. Livi-Bacci M. South-North migration: a comparative approach to North American and European experiences // In The Changing Course of Migration. Paris, OECD, 1993.

Strategy of economic advancement

A STRATEGY OF INNOVATION DEVELOPMENT AND MIGRATION POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Andrei S. SLAVIANOV, Stella S. FESHINA

Abstract

The article analyzes the situation in the domestic labor and capital markets. The author concludes that the influx of foreign unskilled labor leads to the same devastating consequences as the importation of substandard obsolete equipment and speculative capital. The paper

proposes measures for correction of migration policy in the country.

Keywords: international migration, innovative development, migration policy, system, selection, migrant, modernization

References

1. Okol'skii M. Nastupaiushchie tsivilizatsii, ukhodiashchie tsivilizatsii na zakate XX veka. Vzgliad s tochki zreniia demografii [The coming civilizations, leaving civilizations in the twilight of the XX century. View in terms of demographics]. Moscow, MAKS-Press Publ., 2002.

2. Slavianov A.S. Problemy stimulirovaniia sprosa i predlozheniia v rossiiskoi ekonomike v period tsik-licheskogo spada [Incentive problems of supply and demand in the Russian economy during cyclic recession]. Ekonomika i matematicheskie metody — Economics and mathematical methods, 2012, vol. 48, no. 1, pp. 103-110.

3. Slavianov A.S. Investitsionnyi potentsial inno-vatsionnogo razvitiia rossiiskoi ekonomiki [Investment potential of innovative development of the Russian economy]. Finansy i kredit—Finance and credit, 2011, no. 17, pp. 49-54.

4. Slavianov A.S. Priamye inostrannye investitsii kak faktor neobratimykh protsessov v ekonomicheskikh sistemakh perioda transformatsii [Foreign direct investment as a factor of irreversible processes in economic systems of transformation period]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2011, no. 25, pp. 32-39.

5. Slavianov A.S., Feshina S.S. Trudovaia migrat-siia i problema innovatsionnogo razvitiia Severo-Za-padnogo regiona Rossii [Labor migration and problem of innovative development of the North-West region of Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost'—National interests: priorities and security, 2013, no. 24.

6. Slavianov A.S., Khrustalev E.Iu. Metody formirovaniia natsional'noi investitsionnoi strategii na osnove GAP-analiza [Methods of forming the national investment strategy based on the GAP-analysis]. Vest-nik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet uprav-leniia) — Bulletin of University (State University of Management), 2009, vol. 2, no. 26, pp. 167-179.

7. Khrustalev E.Iu., Larin S.N. Regional'nye prior-itety v razvitii innovatsionnoi infrastruktury [Regional priorities in development of innovation infrastructure]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'—National interests: priorities and security, 2011, no. 42, pp. 8-15.

8. Khrustalev E.Iu., Lavrinov G.A., Kosenko A.A. Innovatsionnyi klimat v naukoemkom i vysokotekhno-logichnom kompleksakh ekonomiki Rossii [Innovative climate in high-tech complexes of the Russian economy].

Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 17, pp. 2-9.

9. Khrustalev E.Iu., Slavianov A.S. Problemy formirovaniia investitsionnoi strategii innovatsionno orientirovannogo ekonomicheskogo rosta [Problems of formation of the investment strategy of innovation-oriented economic growth]. Problemy prognozirova-niia — Problems of forecasting, 2011, no. 3, pp. 19-30.

10. Khrustalev E.Iu., Slavianov A.S. Problemy razrabotki natsional'noi investitsionnoi strategii v uslovi-iakh finansovoi nestabil'nosti [Problems of development of national investment strategy in terms of financial instability]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2009, no. 6, pp. 35-43.

11. Khrustalev E.Iu., Slavianov A.S. Trudovaia migrat-siia i problema innovatsionnogo razvitiia [Labor migration and problem of innovation development]. Problemy prog-nozirovaniia — Problems of forecasting, 2014, no. 1.

12. Khrustalev E.Iu., Khrustalev O.E. Model'noe obosnovanie innovatsionnogo razvitiia naukoemkogo sektora rossiiskoi ekonomiki [Model study of innovative development of high-tech sectors of the Russian economy]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 9, pp. 2-13.

13. Tsyganov S.A., Rudtskaia E.R., Khrustalev E.Iu. Printsipy postroeniia strategii innovatsionnogo razvitiia rossiiskoi ekonomiki [Principles of construction of innovative development strategy of the Russian economy]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 41, pp. 2-14.

14. Khrustalev E. Iu., Slavianov A.S. Labor Migration and Problems of Innovative Development. Studies on Russian economic development, 2014, vol. 25, no. 1, pp. 63-68.

15. Livi-Bacci M. South-North migration: a comparative approach to North American and European experiences. In The Changing Course of Migration. Paris, OECD Publ., 1993.

Andrei S. SLAVIANOV

Moscow State Technical University named after N.E. Bauman, Moscow, Russian Federation [email protected] Stella S. FESHINA Moscow Financial Law University, Moscow, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.