Оригинальная статья / Original article УДК 332.1
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-1 -73-84
СТРАТЕГИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
© Ли Сянь3, Г.М. Береговаb, А.О. Клипинс
аООО «Торгово-промышленная компания «Сибирья», 241000, Китайская Народная Республика, г. Уху, район Йицзян. ь,сИркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. В статье проводится глубокий анализ состояния строительной индустрии Иркутской области. Раскрываются проблемы, возникающие при реализации стратегии импортозамещения и развитии предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. МЕТОДЫ. В качестве инструментов исследования использовался экономико-статистический метод, методы анализа, обобщения и аналогии. Представлены статистические данные, которые отражают эффективность механизмов поддержки предприятий Иркутской области в целом. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Выявлены преимущества развития производства теплоизоляционных материалов, инновационных конструкций ЖБК и готовых домокомплектов на территории Иркутского региона. Рассматриваются существующие условия для поддержки малого и среднего бизнеса в отрасли строительства, и вносится ряд предложений по усовершенствованию существующего механизма такой поддержки. Отмечено, что процесс импортозамещения должен изначально формироваться на уровне регионов, и необходимо, чтобы региональные органы власти создавали условия и соответствующую инфраструктуру для сотрудничества компаний. ВЫВОДЫ. Представлены выводы, в которых отражена эффективность применения стратегии импортозамещения как механизма развития строительной индустрии Иркутской области. При этом предпринимаемые меры будут создавать долгосрочные условия для устойчивого развития строительной индустрии в регионе, одновременно повышая ее конкурентоспособность. Будет преодолено технологическое отставание региональных строительных предприятий и появится стремление к созданию более высокого уровня экономического роста региона. Это в первую очередь отразится на обеспечении населения недорогим и качественным жильем, а также объектами социального назначения. Перспектива развития стратегии импортозамещения, на наш взгляд, подразумевает предполагаемый мультипликативный эффект, который будет зависеть от налоговой нагрузки, создания высококачественных ресурсо- и энергосберегающих производств и повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Ключевые слова: стройиндустрия, импортозамещение, индекс физического объема, инвестиционный меморандум, инвестиционная привлекательность, строительное производство, инновационные технологии, экспортно-ориентированная продукция.
Информация о статье. Дата поступления 25 января 2018 г.; дата принятия к печати 15 февраля 2018 г.; дата онлайн-размещения 29 марта 2018 г.
Формат цитирования: Ли Сянь, Берегова Г.М., Клипин А.О. Стратегия импортозамещения в строительной индустрии Иркутской области // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8, № 1. С. 73-84. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-1-73-84
STRATEGY OF IMPORT REFINING IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF IRKUTSK REGION
Li Sian, G.M. Beregova, A.O. Klipin
эЛи Сянь, кандидат экономических наук, e-mail: ss0079086520888@gmail.com Li Xian, Candidate of Economic Sciences, e-mail: ss0079086520888@gmail.com
берегова Галина Михайловна, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и менеджмента, e-mail: gmberegova@mail.ru
Galina M. Beregova, Candidate of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Economics and Management, e-mail: gmberegova@mail.ru
"Клипин Алексей Олегович, аспирант кафедры экономики и менеджмента, e-mail: alek7ey09@gmail.com
Alexey O. Klipin, Postgraduate of the Department of Economics and Management, e-mail: alek7ey09@gmail.com_
WUHU Xibailiya Jade Industry Trade Co., LTD,
Wuhu Commodity Trade Expo City H07, Yijiang District, Wuhu City, 241000, China
Irkutsk National Research Technical University,
83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation
ABSTRACT. PURPOSE. In this article we perform deep analyses of the building industry of Irkutsk region. We discover problems which appear at the realization of the strategy of import refining and development of the companies of building sphere in the modern economical conditions. METHODS. We used economical and statistical method, methods of analysis, generalizations and analogies. We presented statistical data that reflect the effectiveness of the mechanisms for supporting companies in Irkutsk region on the whole. RESULTS AND THEIR DISCUSSIONS. Advantages of the development of the production of heat-insulating materials, innovative designs of concrete rods and finished house kits at the territory of Irkutsk region are revealed. Existing conditions to support small and medium businesses in the construction industry are considered, and a number of proposals are made to improve the existing mechanism for such support. It was noted that the process of import substitution should be initially formed at the regional level, and it is necessary for regional authorities create conditions and appropriate infrastructure for cooperation of companies. CONCLUSIONS. We presented which reflect the effectiveness of the import substitution strategy as a mechanism for the development of the construction industry in Irkutsk region. At the same time, the taken measures will create long-term conditions for sustainable development of the construction industry in the region, while increasing its competitiveness. The technological backwardness of regional construction enterprises will be overcome and there will be a desire to create a higher level of economic growth in the region. This will primarily affect the provision of the population with affordable and high-quality housing, as well as social facilities. The outlook for the development of import substitution strategy, in our opinion, implies an expected multiplicative effect, which will depend on the tax burden, the creation of high-quality resource and energy-saving industries, and increase in the investment attractiveness of the industry.
Keywords: construction industry, import substitution, physical volume index, investment memorandum, investment attractiveness, construction production, innovative technologies, export-oriented products
Article info. Received January 25, 2018; accepted for publication February 15, 2018; available online March 29, 2018.
For citation: Li Sian, Beregova G.M., Klipin A.O. Strategy of import refining in the construction industry of Irkutsk region. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2018, vol. 8, no. 1, pp. 73-84. (In Russian) DOI: 10.21285/22272917-2018-1-73-84
Введение
На современном этапе развития российской экономики стали выделяться процессы, происходящие в субъектах экономики. Один из них -импортозамещение - процесс, которому стоит уделить особое внимание и для которого необходима правильная стратегия, ведущая к интенсивному развитию промышленных производств, в том числе и в строительной индустрии.
В строительной отрасли Иркутской области стали заметными развитие и рост темпов строительства. Актуальность стратегии импортозаме-щения обусловлена необходимостью развития промышленности строительных материалов в Иркутской области для обеспечения объемов производства, ассортимента и качества продукции, поддержания спроса не
только на внутреннем, но и на внешнем рынках.
Импортозамещение - процесс длительный и сложный, требующий серьезных вложений, которые осуществляются далеко не сразу. В 2014 году Правительством РФ было объявлено о запуске программы по им-портозамещению. Суть ее заключалась в снижении доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями. Также программой предусмотрен комплекс мероприятий по разработке и корректировке нормативных правовых актов в сферах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродо-
ISSN 2227-2917 (print) ISSN 2500-154X (online)
вольственного рынка. Принятая программа поддержки специнвестпроек-тов, реализуемых в России на основе проектного финансирования, была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях. Важным условием программы является требование о размещении производственной площадки реализуемого проекта на территории России [1].
Кроме прямой поддержки предприятий предусматривается введение специальных мер, стимулирующих импортозамещение, в том числе и за счет государственных и муниципальных закупок.
На начальном этапе внедрения стратегии импортозамещения следует учитывать такие факторы, как необходимость:
- выпускать высокотехнологичную продукцию;
- формировать новые производства и отрасли, вследствие чего появится дополнительный спрос на собственное оборудование, сырье, материалы;
- развивать научные исследования и переходить на мировой уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- обеспечивать рост отечественного производства, что позволит не только сохранить рабочие места, но и создать новые, совершенствовать подготовку кадров.
Рассматривая данную проблему более глубоко, можно заметить некоторые недостатки - огромное количество препятствий, возникающих при импортозамещении. К предпосылкам, определяющим проблемы импортозамещения, относят:
- несовершенную систему менеджмента на инновационных предприятиях;
- сложность применения инноваций в имеющихся технологиях производства.
При этом обнаруживается недоступность и трудность получения денежных средств от венчурных фондов. Венчурный фонд - это инвестиционный фонд, ориентированный на работу с инновационными предприятиями и проектами. В свою очередь, венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли [2].
В современных условиях процессы импортозамещения являются важной составляющей стратегии экономического развития в области промышленности на территории Российской Федерации. Применительно к любой отрасли промышленности они важны не только в экономическом и технологическом плане, но и как средство обеспечения национальной безопасности, решения социально-экономических проблем. Процесс им-портозамещения сложен, он имеет свои положительные и отрицательные черты, о чем свидетельствует опыт ряда государств, таких как Германия, Бельгия, страны Латинской Америки, Великобритания, США, КНР и многие другие [3].
Данная проблема рассматривалась полностью либо частично со ссылкой на многих заслуженных экономистов и финансистов. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Эрроу обосновал, что переход России к рыночной экономике и особенно приватизация тяжелой промышленности должны происходить в течение длительного времени под контролем государства. Но некоторые эксперты относятся к этому процессу скептически. Другие - считают данный процесс утопией для рыночной экономики любой страны. Особенно стоит отметить существующее мнение, что никаких успешных примеров импор-тозамещения в масштабах экономики не было и не будет [3-5].
Несмотря на предубеждения относительно импортозамещения, мы все-таки наблюдаем, что Российское государство применяет различные административные рычаги для укрепления экономики в целом. Это подтверждается тем, что Правительство вносит изменения в законодательство и разрабатывает новые принципы экономических отношений.
Особое внимание на современном этапе стоит уделить Фонду развития промышленности (ФРП), сформированному с целью создания тесных и доверительных отношений между инвестором и представителями органов исполнительной власти. Благодаря его строгим правилам зарубежные инвесторы будут проявлять интерес к различным отраслям промышленности и инвестировать в них, в то время как совсем недавно многие просто боялись потерять свой капитал в связи с постоянными переменами на законодательном уровне.
Материал и методы исследования
Строительный комплекс Иркутской области представляет собой многочисленные предприятия, которые выполняют строительные и специализированные, проектно-сметные и автодорожные работы, а также организации, производящие основные строительные материалы, конструкции и изделия. По данным Иркутск-стата, в строительной отрасли Иркутского региона занято около 6% трудоспособного населения. Первое место занимают организации, осуществляющие общестроительные работы по возведению зданий и сооружений. Они выполняют более 42% всего объема строительных работ. По предварительным данным на 2017 год, в области насчитывается около 3 тыс. предприятий строительного направления, из них около 140 производителей стройматериалов, конструкций и изделий, а также 42 средних и крупных предприятия, таких как: ООО «Восточно-Сибирский завод ЖБК»,
ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат», ЗАО «Саянскгазобетон», ЗАО «СтройКомплекс», ОАО «Иркутский завод сборного ж/б», ООО «ЖСК "ВостСибСтрой"», ОАО «Новый город», ОАО «Сибавиастрой», ЗАО «Мегетский завод металлоконструкций» и т.д. [6]. На рис. 1 представлены объемы строительных работ, выполненных в Иркутской области в 2015 и 2016 гг. Видно, что объемы растут значительными темпами, характерными для развитого рынка строительных услуг. Вместе с тем наблюдается и ряд проблем. Одной из них является использование большого количества привозных материалов, что отрицательно сказывается на сроках и качестве строительства. На современном этапе можно утверждать, что Иркутская область обеспечена в полной мере мощностями для производства нерудных материалов, стеновых блоков, изделий из дерева, гипсокартона, металлоконструкций, железобетонных конструкций, кирпича, утеплителей, лакокрасочных материалов, теплоизоляции. Но вместе с тем отсутствуют такие товары, как: отделочные материалы, стеклопла-стиковая арматура, углеродная ткань, композитные материалы и т.д. В соответствии с информацией Иркутск-стата в табл. 1 представлены данные по импорту строительных товаров в Иркутскую область, из которых очевиден факт сильной зависимости региона от зарубежных поставщиков некоторых групп товаров [6]. Можно заключить, что заметен рост потребности в данной группе товаров, связанный с ускорением темпов строительства в Иркутской области. Выявлено, что отсутствуют мероприятия по замещению данной группы импортируемых товаров. Далее предлагаются мероприятия, которые позволили бы избавиться от импортной зависимости и создать отечественное производство, отвечающее государственным и международным стандартам.
I_I объем, млн рублей
—I—индекс фшичесного объема, в % к предыдущему году
Рис. 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» Fig. 1. Scope of work performed for the type of activity "Construction"
Таблица 1
Импорт важнейших видов строительных товаров в Иркутскую область за 2016 г.
Table 1
Import of the most important types of building products to Irkutsk region for the period of 2016
Товары / Products Количество I Number В % к 2015 г. I In % to 2015 Стоимость, тыс. долл. / Cost, thousand dollars В % к итогу I In % to the total
Импорт, всего / - - 1014826,2 100
Продукты неорганической химии, тыс. т / Inorganic chemistry products, thousand t. 1921,8 100,5 530977,2 52,3
Органические химические соединения, т / Organic chemicals, t 164,9 17,5 р. 47005,8 4,6
Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды, тыс. т / Articles of stone, plaster, cement, asbestos, mica, thousand t. 7,0 81,4 5579,6 0,5
Черные металлы, тыс. т / ferrous metals, thousand t. 62,2 119,8 45024,3 4,4
Изделия из черных металлов, т / Articles from ferrous metals, t. 467,3 43,4 1524,5 0,2
Котлы, оборудование и механические устройства, их части, тыс. шт. / Boilers, machinery and mechanical tions of the device, their parts, thousand pcs. 57,1 101,4 82574,5 8,1
Электрические машины и оборудование, их части, тыс. т / Electrical machinery and equipment, their parts, thousand t. 39,3 57,5 72032,3 7,1
Прочие товары / Other products - - 191522,7 19,0
Следует отметить, что Иркутская область может в полной мере обеспечить строительную отрасль товарным бетоном и железобетонными конструкциями. География крупных и средних производителей железобе-
тонных конструкций (далее - ЖБК) включает преимущественно города Иркутск, Ангарск, Шелехов, Братск, Усолье-Сибирское. На существующих предприятиях возможен выпуск достаточного количества различных ви-
дов плит перекрытий, балок, ферм, опор, стеновых панелей, колец и мн. др. Но производство ЖБК имеет тенденцию к снижению из-за изменения технологии строительства. На данный момент производители железобетонных конструкций имеют износ около 40-45%; требуются большие трудозатраты в процессе производства конструкций, поэтому возрастает стоимость выпускаемой продукции. В регионе особую популярность прежде имело крупнопанельное домостроение (далее - КПД), при строительстве зданий различного назначения до 60% жилых и социальных зданий возводилось в Иркутской области из конструкций КПД массовых серий 1-335, 464с. Здания из конструкций крупнопанельного домостроения имеют ряд преимуществ, таких как: возможность строительства в любое время года,
качество, а также короткие сроки возведения. Несмотря на это, на сегодняшний день дома проектируются в основном на монолитном каркасе со стеновыми заполнениями: из блоков, кирпича с утеплителем, навесных фасадных систем, что не обеспечивает энергоэффективность стеновых заполнений, а также увеличивает сроки строительства. На рис. 2 представлены данные, характеризующие ввод жилых домов в эксплуатацию в последние 3 года [6]. Наблюдается тенденция к увеличению темпов строительства, скорее всего это связано с тем, что в конце 2014 года из-за геополитической ситуации в мире была разработана политика импортозаме-щения, которая дорабатывается и модернизируется на сегодняшний день.
150
120 -
30
2015
2016
2017
Рис. 2. Ввод жилых домов в эксплуатацию (в % к декабрю 2015 г.) Fig. 2. Input of residential houses into exploitation (in % to December 2015)
Благодаря появлению новых технологий в строительстве компания ОАО «Новый город» планирует запустить производство ЖБК, включая трехслойные стеновые панели. Увеличение спроса на продукцию КПД позволит производителям восстановить объемы производства, произвести модернизацию оборудования или закупку нового, что будет способствовать росту темпов и объемов жилищного строительства. Более широкое применение сборных железобетонных конструкций позволит обеспечить
строительные площадки качественными изделиями, производить монтажные работы в любое время года, сократить сроки строительства объектов; при осуществлении модернизации действующих производств возможно сокращение затрат (электроэнергия, пар, и т.д.) на производство ЖБК, что поможет уменьшить стоимость конечной продукции. Также стоит отметить, что в регионе производятся теплоизоляционные материалы, которые широко используются для теплоизоляции ограждающих конструкций, подваль-
ных и чердачных перекрытий, фундаментов зданий и сооружений, трубопроводов. Проектами в основном предусматриваются такие утеплители, как минераловатные плиты и маты, мин-плиты на основе базальтового волокна, плиты пенополистирольные, поро-пласт. Одним из наиболее острых для строительной индустрии Иркутской области является вопрос обеспечения теплоизоляционными материалами. Поставка качественной строительной теплоизоляции из стекловолокна (компаний «УРСА», «ИЗОВЕР», «КНАУФ» и др.) и минеральной ваты («РОКВУЛ», «ПАРОК» и др.) производится преимущественно в европейской части России, в связи с чем происходит резкое удорожание данных материалов за счет затрат на транспортировку, которые составляют в среднем от 0,6 до 1,5 тыс. за 1 куб. м. 60% закупаемых минераловатных утеплителей завозятся преимущественно из-за пределов области - из Хабаровского и Красноярского краев, утеплители типа «УПСА» и «ИЗОВЕР» - из Новосибирской области и других регионов страны. Имеющиеся в Иркутской области мощности недостаточны, и выпускаемая продукция не всегда соответствует определенному уровню качества. При объемах строительства в Иркутской области 1 млн кв. м и более жилья в год потребность в теплоизоляционных материалах только для жилищных объектов оценивается в 380 тыс. куб. м теплоизоляции в год.
В дальнейшем, с увеличением объемов строительства в регионе, потребности в теплоизоляционных материалах будут расти. В перспективе стоит обратить внимание на то, что инновационные строительные материалы производятся за рубежом и с учетом доставки имеют высокую цену. По-
этому необходимо в первую очередь разрабатывать и производить новые высокотехнологичные материалы в Иркутском регионе, так как это снизит стоимость продукции и создаст большое количество рабочих мест. Благодаря этому можно будет сконцентрировать производство на экспортно-ориентированной продукции. К вышеупомянутым инновационным материалам следует отнести различного рода утеплители, ЖБК, домокомплекты и многие другие. Во всем мире особую популярность набирает производство готовых домокомплектов.
На территории Иркутской области осуществляет свою деятельность группа предприятий, выпускающих продукцию для деревянного домостроения, но наблюдается очевидный факт: объемы выпуска продукции не растут.
Можно отметить, что назревает острая необходимость развития промышленности и применения при строительстве жилья технологий возведения зданий из сэндвич-панелей на каркасе из легких стальных конструкций, широко применяетс в западных регионах страны и за рубежом. Минерально-сырьевая база промышленности строительных материалов в Иркутской области представлена огромным запасом общедоступных полезных ископаемых, используемых для производства необходимых строительных материалов, имеются запасы для производства.
В последнее время Правительством Иркутской области проведена большая работа по созданию условий для привлечения инвестиций, в том числе и в развитие строительной отрасли:
- разработан Инвестиционный меморандум Иркутской области1;
1О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков: закон Иркутской области от 12 июля 2010 года № 60-03 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/895260066 (05.09.2017) / About lowered tax rates of corporate profit tax to be credited to the regional budget, for certain categories of taxpayers: Irkutsk region law of July 12, 2010 No. 60-0Z. Available at: http://docs.cntd.ru/document/895260066 (accessed on 05 September 2017)._
- действует Центр поддержки инвестиций Иркутской области2;
- создан Инвестиционный фонд Иркутской области3;
- предоставляются налоговые льготы по налогу на имущество, при-быль4;
- выделяются субсидии из областного бюджета для уплаты процентов по кредитам, на реализацию инвестиционных проектов по строительству (модернизации) предприятий стройин-дустрии и комплексной малоэтажной застройки.
Результаты исследования и их обсуждение
Сегодня строительная отрасль нуждается в новых, современных технологиях. Сдерживание развития инноваций в равной мере характерно как для России в целом, так и для Иркутской области. Обусловливающими данную ситуацию факторами на сегодняшний момент считаются недостаточная согласованность действий основных участников инновационного цикла, объективное противоречие между необходимостью расходовать средства на инновации и необходимостью экономить, а также недостатки нормативно-технической документации. Министерством строительства и дорожного хозяйства Иркутской области предпринимаются активные действия по ускоренному развитию строй-индустрии. Для более полного обеспечения строительной отрасли материа-
лами местного производства необходимо восстановление ранее действующих и строительство новых современных производств по выпуску таких материалов, как: рулонные кровельные и отделочные материалы, фасадные системы, стекло, базальтовые и полимерные утеплители, качественный цемент и кирпич, продукция КПД. Следует восстановить производство стекла на базе имеющихся производственных площадок и месторождений. Представителями министерства предполагается применение инновационных технологий и современных отделочных материалов в рамках комплексного подхода с внедрением разработанных механизмов в процесс развития производства материалов и строительства в целом.
Предлагается проводить такие мероприятия, как:
- разработка региональных и местных нормативов градостроительного проектирования для определения расчетных показателей обеспечения населения объектами социального и коммунально-бытового назначения, инженерной инфраструктуры и благоустройства территории;
- реализация мер по сокращению количества и сроков выполнения административных процедур при подключении к сетям инженерного обеспечения, получении разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с ФЗ5;
2
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территория Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ: Федеральный закон от 30 сентября 2013 года № 267-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152473/ (05.09.2017) / About the introduction of changes to the first and second parts of the RF Tax Code, the stimulation of the implementation of regional investment projects in the Far Eastern Federal District and selected subjects of the Russian Federation: federal law of September 30, 2013 No. 267-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152473/ (accessed on 05 September 2017).
3Там же / In the same place.
4О налоге на имущество организаций: закон Иркутской области от 08 октября 2007 года № 75-ОЗ [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/819020208 (дата обращения: 05.09.2017) / About the property tax of organizations: the law of the Irkutsk region dated October 8, 2007 No. 75-OZ [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/819020208 (reference date: 05/09/2017).
5О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков: закон Иркутской области от 12 июля 2010 года № 60-0З [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/895260066 (05.09.2017) / About lowered tax rates of corporate profit tax to be credited to the regional budget, for certain categories of taxpayers: Irkutsk region law of July 12, 2010 No. 60-0Z. Available at: http://docs.cntd.ru/document/895260066 (accessed on 05 September 2017).
- разработка проектно-сметной документации для строительства социальных объектов (школы, физкультурно-оздоровительные комплексы, детские сады и т.д.) с применением современных энергосберегающих технологий.
На сегодняшний день Правительство Иркутской области сформировало региональную нормативную базу для создания условий для развития промышленности, в том числе строительной отрасли, с целью повышения заинтересованности инвесторов. В них входят:
1. Предоставление льгот по налогу на имущество организаций (от 25 до 50% от установленной ставки на-лога)6.
2. Установление дифференцированных ставок налога на прибыль отдельным категориям налогоплательщиков в части, зачисляемой в областной бюджет (от 13,5 до 17%)7.
3. Возможность предоставления инвестиционного налогового кредита предприятиям, реализующим инвестиционные замыслы (на сумму, составляющую не более 50% размера платежей по налогу на прибыль)8;
4. Обнуление налоговой ставки по налогу на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет).
Вышеперечисленные меры являются показателем того, что стратегия импортозамещения развивается должным образом.
Основными целями стратегии импортозамещения являются [7]:
1. Создание в Иркутской области современных высококачественных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для обеспечения жилищного строительства, социаль-
но-культурного строительства, объектов транспортной инфраструктуры, спроса населения.
2. Повышение доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов.
Чтобы достичь целей стратегии стоит решить несколько задач:
1. Техническое перевооружение и модернизация действующих, а также создание новых ресурсо- и энергосберегающих и экологически безопасных производств по выпуску строительных материалов [8].
2. Повышение эффективности научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и инновационной активности предприятий в отношении внедрения новых разработок в производство строительных материалов.
3. Повышение производительности труда на предприятиях по производству строительных материалов.
4. Обеспечение воспроизводства региональной минерально-сырьевой базы для изготовления основных видов строительных материалов [9].
5. Снижение себестоимости строительных материалов, выпускаемых предприятиями Иркутской области.
6. Повышение конкурентоспособности выпускаемых строительных материалов как на внутреннем рынке Иркутской области, так и в масштабе межрегиональных связей.
7. Увеличение инвестиционной привлекательности отрасли производства строительных материалов [10].
8. Освоение экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств и увеличение
6О налоге на имущество организаций: закон Иркутской области от 08 октября 2007 года № 75-ОЗ [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/819020208 (05.09.2017) / About the property tax of organizations: the law of the Irkutsk region dated October 8, 2007 No. 75-OZ. Available at: http://docs.cntd.ru/document/819020208 (accessed on 05 September 2017).
7Там же / In the same place.
8Там же / In the same place.
выпуска конкурентоспособных на внутреннем рынке строительных материалов.
9. Создание новых рабочих мест и повышение занятости населения, увеличение реальных поступлений налогов в бюджет Иркутской области за счет создания новых предприятий.
10. Повышение требований к качеству выпускаемых строительных материалов с учетом федеральных и мировых стандартов.
Что касается мер по реализации инвестиционных проектов, то стоит отметить, что перечень материалов, конструкций и изделий, указанный в [11], постоянно расширяется и дополняется с целью более полного охвата производителей, выполняющих строительство либо модернизацию производств. Необходимо, чтобы региональные органы власти и предприниматели не были пассивными наблюдателями в реализации политики импортозамещения. Процесс импортозамещения должен изначально формироваться на уровне регионов, субъектов РФ, что позволяет оперативно определить перспективные направления концентрации региональных сырьевых, финансовых, интеллектуальных ресурсов для организации производства импортозамещающей продукции. Региональные органы власти могут создавать благоприятные условия и соответствующую инфраструктуру для сотрудничества компаний с целью рационального использования установленных мощностей и имеющихся ресурсов [12]. А именно, необходима модель роста промышленного импортозаме-щения, то есть модель, базирующаяся на активизации спроса посредством государственных заказов, инвестиций и субсидий, стимулирования частных компаний методами снижения налоговой нагрузки, финансирования на условиях государственно-частного партнерства объектов инфраструктуры, создания технологи-
ческих парков и кластеров. Региональная власть играет координирующую роль при организации процессов импортозамещения на нижней ступени. Потребуется также быстрый маневр при проведении региональной промышленной политики, которая, наряду с развитием экспортно-ориентированных производств, потребует и быстрого развертывания импортозамещающих производств, ориентированных на отечественный потребительский платежеспособный спрос. Вместе с тем необходима координация региональной политики импортозамещения с федеральной и их постоянное взаимодействие [13]. В регионах Российской Федерации следует создавать посевные и стартовые фонды, предоставляющие финансовую поддержку малым технологическим предприятиям на ранних стадиях развития. Источниками наполнения таких фондов могут стать средства, которые будут возвращаться государству при его выходе из ранее созданных венчурных фондов путем продажи принадлежащих ему пакетов акций. Порядок формирования и функционирования таких фондов, особенно в отношении использования государственных ресурсов, необходимо утвердить постановлением Правительства. Следует также далее развивать систему экспертиз и целый набор сервисных услуг. Это касается, прежде всего, юридического, информационного и бухгалтерского сопровождения [14]. Опытные ученые, которые сумели коммерциализировать свои идеи, воплотив их в бизнес-проектах, утверждают, исходя из своего опыта, что молодым исследователям предстоит пройти сложный путь для достижения своей цели и готовиться бороться с предстоящими трудностями. Но в итоге хочется подметить, что необходимы слаженные и грамотные действия для решения экономических проблем, имеющихся в РФ, путем совместных усилий страны и ее населения [15].
Выводы
В результате реализации стратегии импортозамещения и выпуска экспортно-ориентированной продукции в Иркутской области:
- должны возникнуть долгосрочные условия для устойчивого развития предприятий по производству стройматериалов и повышения их конкурентоспособности [16];
- появится возможность преодолеть технологическое отставание региональных предприятий по производству стройматериалов от ведущих российских и зарубежных компаний;
- повысится заинтересованность хозяйствующих субъектов в
увеличении темпов экономического роста региона, что отразится на обеспечении населения недорогим качественным жильем и современными объектами социального назначения. Перспектива развития стратегии им-портозамещения подразумевает возникновение предполагаемого мультипликативного эффекта в строительной индустрии Иркутской области. Этот эффект будет зависеть от таких факторов, как снижение налоговой нагрузки, создание производств высококачественных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов, а также повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Котлярова С.Н. Механизмы стимулирования импортозамещения в строительной отрасли // Экономика региона. 2016. Т. 12, № 4. С. 1146-1156.
2. Синельников-Мурылев С.С. Экономика России в переходный период. MIT Press, 2013. С. 25-38.
3. Yu Zhou. Synchronizing Export Orientation with Import Substitution: Creating Competitive Indigenous High-Tech Companies in China. World Development. 2008, vol. 36, issue 11.pp. 2353-2370.
4. Adewale A.R. Import substitution industrialisation and economic growth - Evidence from the group of BRICS countries. Future Business Journal. 2017, vol. 3, issue 2, pp. 138-158.
5. Berry A., Thoumi F. Import substitution and beyond: Colombia. World Development. 1977, vol. 5, issues 1-2, pp. 89-109.
6. Федеральная служба государственной статистики по Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://irkutskstat.gks.ru/ (10.09.2017).
7. Булгаков В.К., Стригунов В.В. Об оптимальном управлении и оптимальной траектории динамики региональной макроэкономики на основе принципа максимума Понтрягина // Вычислительная математика и математическая физика. 2009. № 5. C. 776790.
8. Giordano P., Michalczewsky K., Ramos A. Latin American trade trend estimates. Inter-American Development. 2015, vol. 1, pp. 18-29.
9. Ершова И., Ершов А. Разработка стратегии импортозамещения // Экономика и теория финансов. 2016. № 39. C. 620-624.
10. Rodrigues M. Import substitution and economic growth. Journal of Monetary Economics. 2010, vol. 57, issue 2, pp. 175-188.
11. Концепция развития строительной индустрии в Иркутской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://irkstroy.media/content/articles/3079 (11.09.2017).
12. Cardero M.E., Galindo L.M. From the Import Substitution Model to the ImportExport Model: Reassessing Mexico's Trade Liberalization Process During the Last Two Decades. The Journal of Economic Asymmetries. 2005, vol. 2, issue 2, pp. 71-97. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jeca.2005.02.004
13. Ceglowski J. Intertemporal substitution in import demand. Journal of International Money and Finance. 1991, vol. 10, issue 1, pp. 118-130.
14. Pacheco P. Agricultural expansion and deforestation in lowland Bolivia: the import substitution versus the structural adjustment model. Land Use Policy. 2006, vol. 23, issue 3, pp. 205-225. DOI: https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2004.09.004
15. Schuh G.E. The case of Brazil: Import substitution revisited. Journal of Comparative Economics. 1978, vol. 2, issue 2, pp. 97110. DOI: https://doi.org/10.1016/0147-5967(78)90042-2
16. Берегова Г.М., Клипин А.О. Инвестирование в импортозамещение в сфере производства (строительные материалы) // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 2 (17). C. 19-25.
REFERENCES
1. Kotlyarova S.N. Mekhanizmy stimuli-rovaniya importozameshcheniya v stroitel'noi otrasli [Mechanisms of the Stimulation of Import Substitution in the Construction Industry]. Eko-nomika regiona [Economy of the region]. 2016, vol. 12, no. 4, pp. 1146-1156. (In Russian). DOI: 10.17059/2016-4-16
2. Sinel'nikov-Murylev S.S. Ekonomika Rossii v perekhodnyi period [Economy of Russia in the transition period]. MIT Press Publ., 2013, pp. 25-38.
3. Yu Zhou. Synchronizing Export Orientation with Import Substitution: Creating Competitive Indigenous High-Tech Companies in China. World Development, 2008, vol. 36, issue 11,pp. 2353-2370.
4. Adewale A.R. Import substitution industrialisation and economic growth - Evidence from the group of BRICS countries. Future Business Journal, 2017, vol. 3, issue 2, pp. 138-158.
5. Berry A., Thoumi F. Import substitution and beyond: Colombia. World Development, 1977, vol. 5, issues 1-2, pp. 89-109.
6. Federal'naya sluzhba gosudarstven-noi statistiki po Irkutskoi oblasti [Federal Service of State Statistics for Irkutsk Region]. Available at: http://irkutskstat.gks.ru/ (accessed on 10 September 2017).
7. Bulgakov V.K., Strigunov V.V. Ob op-timal'nom upravlenii i optimal'noi traektorii di-namiki regional'noi makroekonomiki na osnove printsipa maksimuma Pontryagina [About optimal control and optimal trajectory of the dynamics of regional macroeconomics based on the Pontryagin maximum principle]. Vychislitel'naya matematika i matematicheskaya fizika [Computational Mathematics and Mathematical Physics]. 2009, no. 5, pp. 776-790. (In Russian).
8. Giordano P., Michalczewsky K., Ramos A. Latin American trade trend estimates. Inter-American Development, 2015, vol. 1, pp. 18-29.
9. Ershova I., Ershov A. Razrabotka strategii importozameshcheniya [Development
of import substitution strategy]. Ekonomika i te-oriya finansov [Economics and theory of finance], 2016, no. 39, pp. 620-624. (In Russian).
10. Rodrigues M. Import substitution and economic growth. Journal of Monetary Economics, 2010, vol. 57, issue 2, pp. 175-188.
11. Kontseptsiya razvitiya stroitel'noi in-dustrii v Irkutskoi oblasti na period do 2020 goda [Concept of the development of the construction industry in the Irkutsk region for the period until 2020]. Available at: ht tp://irkstroy.media/content/articles/3079 (accessed on 11 September 2017).
12. Cardero M.E., Galindo L.M. From the Import Substitution Model to the ImportExport Model: Reassessing Mexico's Trade Liberalization Process During the Last Two Decades. The Journal of Economic Asymmetries, 2005, vol. 2, issue 2, pp. 71-97. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jeca.2005.02.004
13. Ceglowski J. Intertemporal substitution in import demand. Journal of International Money and Finance, 1991, vol. 10, issue 1, pp. 118-130.
14. Pacheco P. Agricultural expansion and deforestation in lowland Bolivia: the import substi-tution versus the structural adjustment model. Land Use Policy, 2006, vol. 23, issue 3, pp. 205-225. DOI: https://doi.org/10.1016/j. lan-dusepol.2004.09.004
15. Schuh G.E. The case of Brazil: Import substitution revisited. Journal of Comparative Economics, 1978, vol. 2, issue 2, pp. 97110. DOI: https://doi.org/10.1016/0147-5967(78)90042-2
16. Beregova G.M., Klipin A.O. Investi-rovanie v importozameshchenie v sfere proiz-vodstva (stroitel'nye materialy) [Investment into import phase-out in the sphere of manufacture (building materials)]. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate]. 2016, no. 2 (17), pp. 19-25.
Критерии авторства
Ли Сянь, Берегова Г.М., Клипин А.О. имеют равные авторские права. Клипин А.О. несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution
Li Sian, Beregova G.M., Klipin A.O. have equal author's rights. Klipin A.O. bears there sponsibil-ity for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.