УДК 81'42 О. Р. Волченко
гаискатель кафедры грамматики и истории немецкого языка факультета немецкого языка МГЛУ e-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕЛИГИОЗНОЙ КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ ФРГ (на материале католического сайта youmagazin.de)
Статья посвящена анализу католических интернет-сайтов (на примере сайта www.youmagazin.com) с целью определения стратегии и тактик воздействия на читательскую аудиторию.
Ключевые слова: католический дискурс; интернет-коммуникация; стратегия; тактика воздействия.
O. R. Volchenko
Postgraduate Student at the Department of Grammar and History of German, MSLU e-mail: [email protected]
STRATEGY AND TACTICS OF GERMAN RELIGIOUS INTERNET COMMUNICATION (an analysis of Catholic website www.youmagazin.com)
The article carries out an analysis of the Catholic Website www.youmagazin. com with a view to determining special strategies and tactics used to exert influence on the audience.
Key words: Catholic discourse; Internet communication; strategy; influence tactics.
Современная католическая церковь в Германии активно популяризирует религиозные ценности через Интернет. Неслучайно Папа Римский Франциск определил глобальную сеть как «подарок Господа» («Geschenk Gottes»1).
Современная католическая церковь располагает разнообразными онлайн-услугами:
• сайты для епископов;
• интернет-страницы церковных организаций;
• сайты католических орденов;
1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.zeit.de/gesellschaft/ zeitgeschehen/2014-01/papst-internet-geschenk-gottes
• информационные порталы католической церкви для мирян;
• официальные сайты печатных католических публицистических изданий [43, с. 261].
Примером последнего может служить сайт www.youmagazin.com, являющийся виртуальным аналогом молодежного католического журнала YOU!Magazin, который включают в себя различные материалы, посвященные многим аспектам религиозной жизни молодежи:
• статьи, посвященные молодежным темам, связанным с религией (например: Geht die Welt unter?; Wie geht das mit den ersten Menschen?);
• консультации монахов мирянам в форме письма (например: Ungewollt schwanger?; Suchtprobleme?);
• информационные статьи о последних событиях в мире поп-культуры и католичества (например: Katholisch in Hollywood: Mark Wahlberg; Justin Bieber-Jesus Tatoo).
В указанных выше типах электронных статей католического сайта используется основная стратегия и ряд тактик воздействия на молодую католическую аудиторию. Вслед за исследователем О. С. Иссерс, мы понимаем стратегии как «комплексы речевых действий» [6, с. 288]. Более широко под коммуникативной стратегией мы понимаем способ руководства действиями человека или общества в целом для достижения поставленной цели.
Типологией стратегий в разных видах дискурса занимались такие исследователи, как Т. ван Дейк [3, с. 41-68], В. Е. Чернявская [7, с. 136], В. И. Карасик [5, с. 390], Л. М. Гончарова [4, с. 342] и др. Подобные исследования проводились главным образом в таких видах институционального дискурса, как рекламный и политический. Стратегии и тактики, используемые в католической компьютерно-опосредованной коммуникации, еще не были предметом специального лингвистического исследования.
Основная стратегия исследуемого дискурса заключается в донесении до католической молодежи религиозных ценностей. Для реализации глобальной стратегии используются различные тактики воздействия на молодых пользователей Интернета:
• тактика убеждения в духовной необходимости веры в Бога;
• тактика формирования позитивного имиджа современной католической церкви;
• тактика популяризации положительного образа современного верующего;
• тактика «упрощения» в донесении религиозных ценностей до молодых католиков;
• тактика «размывания» традиционных религиозных ценностей. Каждая из указанных тактик имеет свои средства реализации.
1. Тактика убеждения в духовной необходимости веры в Бога
Тактика убеждения в необходимости веры в Бога включает в себя предостережение от неверия, которое может иметь отрицательные последствия для души человека. Часто духовные вопросы имеют прагматическую интенцию: если поверишь в Бога, то сможешь научиться любить, перестанешь бояться смерти, научишься радоваться и т. д. Для реализации данной стратегии используются следующие аргументы:
1. Аргумент Христианское смирение - путь к Богу указывает на признание верующим божественной воли, например в религиозной интерпретации духовного смысла в голливудском фильме «Гравитация», где главная героиня, оказавшись в открытом космосе и потеряв надежу на возвращение на Землю, отдает свою жизнь в руки Господа и таким образом спасает себя от гибели:
Zumindest ist jetzt klar, dass sie kämpfen wird, was das Zeug hält. Dennoch kommt ganz deutlich raus: Für sie ist es ok, wie es nun ausgeht, ob sie gleich stirbt oder ob sie es schafft zu überleben: Gott hat alles in der Hand, sie überlässt ihr Schicksal ihm indem sie sagt „Ich bin bereit!" [32].
2. Аргумент Страх перед конечностью земной жизни приобщает к вере, согласно которому человек должен осознать конец земной жизни и подготовить себя к жизни вечной, например:
Es kommt uns so vor, als wäre da einfach das Ende von all dem, was wir kennen und was uns wichtig ist. Ab dann gibt's nur noch Ungewissheit. Daher kommt auch unsere Angst vor dem Tod [34].
Реализации данной тактики способствуют такие лексические и грамматические средства, как:
• лексические единицы с семами «Душа», «Надежда», «Молитва» (Himmel, Seele, Gebet), например:
Und diese Gewissheit, dass der Tod eben nicht unser letztes Ziel sondern nur das Ende ist von dem, was wir kennen, ist die größte Freude und Hoffnung, die es überhaupt geben kann [17].
In dieser misslichen Lage sagt sie zu sich „Es gibt keinen, der für meine Seele betet. Ich muss beten, aber niemand hat mir gelernt wie!" Am Ende ihrer Kräfte und wahrscheinlich auch ihres Lebens möchte sie mit Gott sprechen, weil sie im Prinzip weiß, dass er der Einzige ist, der größer ist als alles um sie herum, größer als das All [18].
• применение модального глагола können с отрицательной частицей nicht для передачи ограниченности возможностей человека без воли Бога, например:
Warum konzentrieren wir uns eigentlich nicht einfach auf unser Leben, das Hier und Jetzt, anstatt so weit nach vorne zu schauen? Vielleicht, weil wir gar nicht wissen, wie weit „so weit vorne" überhaupt ist. Wer weiß das schon? Oder vielleicht, weil wir gar nicht anders können [21].
• использование будущего времени для передачи очевидности конца земного существования, например:
Wir wissen gar nicht, was nachher kommt, was da auf uns wartet... Und trotzdem wissen wir mit absoluter Sicherheit, dass es früher oder später enden wird [42].
• применение пассивного залога (Zustandpassiv) для описания души человека, например:
Aber während unser irdischer Körper endlich ist und stirbt, ist unsere Seele geschaffen für die Unendlichkeit [24].
Geschaffen für die Unendlichkeit sind wir auch hier und heute schon darauf ausgerichtet [там же].
К паралингвистическим средствам, используемым для реализации данной тактики, мы можем отнести картинки с мрачными сюжетами, цель которых - рассказать молодому католику о неизбежности смерти и о Страшном суде [23] (см. рис. 1).
2. Тактика объединения христиан
Суть данной тактики заключается в стремлении современной католической церкви через единение всех христиан преодолевать земные трудности. Существенными для данной тактики являются следующие аргументы.
Das Ende
Hotstuff. Tod und Ende
Рис. 1. Одно из изображений, говорящих о конечности земной жизни
1. Аргумент Единение - свидетельство веры, подчеркивающий важность объединения христиан на пути к Богу. Например, в статье, посвященной выходу заглавной песни к фильму «Хоббит. Пустошь Смау-га» мы можем найти призыв к объединению верующих в лоне католической церкви для преодоления мирских трудностей за веру в Бога:
Aber sie werden zusammenhalten, was immer passiert. Einer wird für den anderen sterben (Oh should my people fall then surely I'll do the same). Wenn alles im Feuer enden muss, dann werden sie alle gemeinsam darin umkommen (If this is to end in fire then we shall all burn together) [27].
2. Аргумент Общение - путь к объединению. Данный концепт используется в религиозном дискурсе для того, чтобы выработать готовность современной католической церкви к диалогу (в том числе компьютерно-опосредованному) с верующими, например:
Wenn wir das Bedürfnis empfinden, mit anderen Menschen in Verbindung zu treten, wenn wir möchten, dass wir diese besser kennen lernen und diese uns selbst kennen lernen, dann antworten wir auf einen Ruf Gottes, einen Ruf, der unserem Wesen als nach dem Bild und Gleichnis Gottes - des Gottes der Kommunikation und der Gemeinschaft - geschaffenen Menschen innewohnt... [29].
Реализации данной тактики способствуют следующие лексические и грамматические средства:
• лексические единицы с семой «Объединение», например: Gemeinsamkeit, gemein, zusammen, gegenseitig, vereint, Einheit:
Wenn wir nicht gemeinsam vorangehen, wenn wir nicht füreinander beten, wenn wir nicht gemeinsam arbeiten in so vielen Dingen, die wir in dieser Welt für das Volk Gottes tun können, wird die Einheit nicht kommen! [19]
• лексические единицы, связанные с современными компьютерными технологиями, например: digitale Generation, die neuen Technologien, Cyberspace, Internet-Communitys, Mausdruck:
Wenn wir diese Ordnung im Kopf haben, ist es eine tolle Sache, durch Internet-Communitys die Grenzen von Raum und Zeit zu überspringen, und so Freundschaften und Gemeinschaft zu pflegen. Denn immerhin erwartet uns das im Himmel. [15].
• лексика с семой «Солидарность»:
Mit ihnen möchte ich einige Ideen hinsichtlich des außerordentlichen Potentials austauschen, das den neuen Technologien innewohnt, wenn sie
dazu genutzt werden, Verständnis und Solidarität unter den Menschen zu fördern [20].
• использование в качестве средств побуждения инклюзивных форм и перформативных глаголов для призыва к Богу, например:
Liebe Brüder und Schwestern, bitten wir Jesus, den Herrn, der uns zu lebendigen Gliedern seines Leibes gemacht hat, dass er uns in tiefer Einheit mit ihm bewahre, dass er uns helfe, unsere Konflikte, unsere Spaltungen und unsere Egoismen zu überwinden - und erinnern wir uns, dass die Einheit immer über dem Konflikt steht [12].
К паралингвистическим средствам, характерным для данной тактики, мы можем отнести изображения встреч Папы Римского и других священнослужителей с верующими [2] (см. рис. 2).
Рис. 2. Встреча Папы Римского и других священнослужителей с верующими
3. Тактика популяризации положительного образа современного верующего
Суть данной тактики заключается в том, что через образы современных кумиров молодежи авторы статей доносят до молодых людей идею о том, что если ты католик, то будешь успешен в земной жизни. Для этого используется реклама популярных фильмов и музыки, а также популяризируются кумиры молодежи, исповедующие католичество. Для реализации данной тактики существенными являются следующие аргументы:
1. Аргумент Католик успешен в мирской жизни, указывающий на то, что верующий человек может преуспевать в развитии не только духовной, но и материальной жизни, что можно увидеть в заголовке статьи «Katholisch in Hollywood: Mark Wahlberg»:
Mein katholischer Glaube ist das Wichtigste in meinem Leben, sagt Mark Wahlberg. Spätestens seit seiner Oscar-nominierten Rolle zählt er zu den ganz Großen in Hollywood. „Ich beginne jeden Tag, indem ich auf die Knie gehe und Gott lobe" [28].
2. Аргумент Твои кумиры тоже католики, согласно которому можно стать ближе к своему кумиру, если исповедуешь католичество, например:
Fußballer bekreuzigen sich, Stars wie Katty Perry tragen seinen Namen als Tatoo, Mode-Labels drucken sein Bild auf T-Shirts.Zu Recht lässt sich manchmal über Ernsthaftigkeit dieser Dinge streiten. Und dennoch: Die Person Jesus fasziniert [31].
Реализации данной тактики способствуют такие лексические и грамматические средства, как:
• использование прямого цитирования слов кумиров молодежи, исповедующих католичество, например:
Auch Sylvester Stallone musste nach schwierigen Zeiten zugeben: „Wenn du keine große Beziehung mit Jesus hast, kannst du sehr schnell in der Tiefe enden [36].
• применение инфинитивных оборотов с частицей zu для выражения необходимости духовного совершенствования на пути к вере, например в описании сложностей на пути к Богу известного голливудского актера Марка Уолберга:
Nach seiner Entlassung beginnt Mark, sein Leben umzukrempeln, aufzuräumen, mit einem Ziel vor Augen. Er geht zu Father Flavin, seinem Pfarrer, der ihn begleitet und hilft, sich von seiner ehemaligen Straßenbande zu lösen und ganz neu anzufangen [13]. католичество
Реализации данной тактики способствуют паралингвистические средства, прежде всего фотоматериалы с изображениями известных кумиров молодежи, обладающих прекрасной физической формой, имеющих яркую внешность, при этом глубоко верующих католиков [8] (см. рис. 3).
4. Тактика «упрощения» в донесении религиозных ценностей до молодых католиков
Тактика «упрощения» служит для облегчения донесения религиозных ценностей до молодых пользователей Интернета. Сложные понятия упрощаются, доносятся до читателей простым, понятным языком. В качестве аргументов здесь применяются:
Katholisch in Hollywood: Mark Wahlberg
Stars
Рис. 3. Известный голливудский актер Марк Уолберг, исповедующий
1. Аргумент Христос - это твой Друг используется авторами статей для представления Иисуса Христа не только как Спасителя, а в первую очередь как друга, которому могут довериться молодые католики, например в статье под заголовком «My personal Jesus»:
Jesus, ist mein Retter, Erlöser, Heiler und noch viel mehr als das, er ist mein bester Freund. Ein Freund, der unbegreifbar Großes für mich getan hat. Jesus ist für meine Sünden gestorben. Ich liebe ihn und er hat den ersten Platz in meinem Leben, er ist mein Leben und nur durch ihn und mit ihm kann ich glücklich werden [33].
2. Аргумент Без веры в Бога человек не способен полюбить другого, согласно которому земная любовь зависит от любви к Богу, например:
Wenn wir Jesus zurücklieben, dann trifft unsere Liebe nicht auf ein Phantasiegebilde, sondern auf eine reale Person, auf einen wirklichen Freund [26].
Реализации данной тактики способствуют следующие лексические и грамматические особенности:
• применение англицизмов, например:
Es ist nicht verrückt, mit Jesus zu sprechen, wie wenn er real anwesend wäre, denn er ist real anwesend [1].
• использование лексических единиц, содержащих компонент ein (die Einsamkeit, einsam, allein), например:
Wir sind nicht gern allein. Einsam zu sein ist eine Erfahrung, die wir alle
nur zu gut kennen [16] (http://www.youmagazin.com/die-einsamkeit).
• использование молодежного сленга, например:
Auch David Beckham hat ja das Bild von Jesus auf seinem Body, meint er vielleicht, dass er so cool wie Jesus sein möchte? [22]
• применение фразеологизмов, придающих высказыванию особую экспрессию, например:
Du bist mit der Nase auf die "Radikalität" gestoßen, die Jesus fordert [41].
• применение сослагательного наклонения для передачи ненавязчивого совета, например в обращении молодого монаха к молодым верующим по вопросам музыкальных пристрастий:
Wenn sie (die Texte der Lieder. - Прим. авт.) dich von Jesus und dem Glauben an ihn wegführen, dann würde ich sie nicht hören [40].
• применение синтаксических конструкций, основанных на противительных связях, например:
Wir lesen in der Bibel, dass Gott sagt: „Es ist nicht gut, dass der Mensch alleine bleibt. Wir wollen ihm einem Hilfe machen, die ihm entspricht." Mit Hilfe ist dabei aber sicher nicht so etwas gemeint wie eine „Haushaltshilfe"... «Sondern eben ein Gegenüber, jemanden, den der Mensch lieben kann, eben der bzw. die ihm „entspricht", also gleich ist, wie er [39].
К иконическим средствам, способствующим реализации данной тактики, мы можем отнести изображение Христа, протягивающего руку помощи [11] (см. рис. 4).
5. Тактика «размывания» традиционных религиозных ценностей
Суть данной тактики заключается в «размывании» понятия греха. Об-щехритианская нравственность уступает место личной нравственности1.
Цель данной тактики - придание новых смыслов традиционным христианским понятиям, таким как «Любовь», «Вера», «Семья». Так любовь представляется авторами статей не столько божественным, сколько сексуальным феноменом. Примером этому может служить статья с интригующим названием «Jesus über Sex», где встречается необычное для традиционного христианского понимания сочетание слов Liebe machen, например:
Wir wollen Liebe „machen" und vergessen, dass man Liebe nicht erzwingen
kann. Wir wollen echte Freude und bekommen trotzdem nur „Spaß" [35].
В качестве основного здесь применяется аргумент: семья - прежде всего не божественный союз, а отношения между полами,
1 Цитата из доклада митрополита Волоколамского Иллариона на симпозиуме «Традиционные ценности в эпоху глобализации»: «Нет ничего, что было бы греховно само по себе, предосудительно только нарушение одним человеком прав и свобод другого человека. Что же касается личной нравственности, то каждый человек волен определять ту шкалу нравственных ценностей, на которую он будет ориентироваться. То, что греховно и аморально для одного, может быть оправдано и поощряемо для другого» (http:// www.patriarchia.ru/db/text/3576196.html).
My Personal Jesus
Hotstuff, Personal Jesus
Рис. 4. Изображение Христа, протягивающего руку помощи
согласно которому плотское в человеке преобладает над духовным, и понятия «отношения» и «брак» уравниваются, при этом отношения между полами занимают первое место, например:
Ist nicht sein erstes Gebot an die Menschen? Liebt einander, so wie ich
euch geliebt habe? Wo sonst, wenn nicht in den Beziehungen und in der Ehe,
wird das so hautnah erlebt und gelebt [30].
Достаточно посмотреть на слоган, помещенный на сайте, где перечисление христианских ценностей, душа занимает последнее место, уступая плотским удовольствиям [9] (см. рис. 5).
Реализации данной тактики способствуют следующие лексические и грамматические особенности:
• применение лексем тематического поля «Удовольствие», Spaß, Freude, Sex, Sexualität, например:
Der Spaß, oder besser die Freude, die man in der körperlichen Vereinigung erlebt, hat etwas mit dem Glücklich-Sein zu tun, weil der Mensch auf jemand anderen hingeordnet ist, er braucht jemanden, um lieben zu können - aber das wollen wir noch später erklären [14].
• использование разговорной лексики, например:
Und er hat genauso wenig kapiert, dass nicht alles, was Lust macht, gleichzeitig auch schlecht sein muss [37].
• использование повествовательных предложений, выражающих некоторые сентенции, в которых находят отражение нетрадиционные для религиозного мировоззрения взгляды, например:
Sexualität beeinflusst die Psyche (d. h. die Seele!) weit mehr als andere Geschehnisse [25].
• применение риторических вопросов для апелляции к чувствам молодых католиков, например:
Lieben wir den anderen in seinem innersten Wesen oder lieben wir eigentlich mehr die schönen Gefühle der Zärtlichkeiten und Berührungen? [38].
und soul...
Рис. 5. Изображение, помещенное в электронной статье «Jesus über Sex»
Также в упрощенном виде используются оригинальные приемы для объяснения греха, например на одном из изображений мы можем видеть интертекстуальную отсылку к грехопадению Евы, поддавшейся обольщению Змия [10] (см. рис. 6).
Указанные стратегия и тактики позволяют католическим интернет-сайтам не только передавать информацию, но и духовно воздействовать на современную католическую молодежь Германии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Англицизмы [Электронный ресурс]. - URL : http://www.youmagazin.com/ my-personal-jesus
2. Встреча Папы Римского и других священнослужителей с верующими [Электронный ресурс]. - URL : http://www.youmagazin.eom/page/5
3. Дейк Т. ван, Кинч В. Макростратегии // Язык. Познание. Коммуникация. -М. : Прогресс, 1989. - С. 41-68.
4. Гончарова Л. М. Туристская реклама в СМИ: позитивно настраивающие тактики // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования. - М. : МАКС Пресс, 2008. - С. 342-399.
5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М. : Гно-зис, 2004. - 390 с.
6. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. -4-е изд., стереотип. - М. : КомКнига / URSS, 2006. - 288 с.
7. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия : учеб. пособие. - М. : Флинта ; Наука, 2006. - 136 с.
8. Известный голливудский актер Марк Уолберг, исповедующий католичество [Электронный ресурс]. - URL : http://www.youmagazin.com/category/ lifestyle/stars
9. Изображение, помещенное в электронной статье «Jesus über Sex» [Электронный ресурс]. - URL : http://www.youmagazin.com/category/faith/serie/ love-sex-soul
10. Изображение с интертекстуальной отсылкой к грехопадению Евы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/category/ faith/serie/theologie-des-leibes
11. Изображение Христа, протягивающего руку помощи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/category/faith/hotstuff
Рис. 6. Изображение с интертекстуальной отсылкой
к грехопадению Евы
12. Инклюзивные формы и перформативные глаголы для призыва к Богу [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/ christus-kann-nicht-zerteilt-werden
13. Инфинитивные обороты с частицей zu для выражения необходимости духовного совершенствования на пути к вере [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.youmagazin.com/katholisch-in-hollywood-mark-wahlberg
14. Лексемы тематического поля «Удовольствие» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.youmagazin.com/was-sagt-jesus-zu-sex
15. Лексические единицы, связанные с современными компьютерными технологиями [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. youmagazin.com/facebook-und-co-freunde-im-internet
16. Лексические единицы с компонентом «ein» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/die-einsamkeit
17. Лексические единицы с семами «Душа», «Молитва» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/gravity
18. Лексические единицы с семой «Надежда» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/das-ende
19. Лексические единицы с семой «Объединение» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.youmagazin.com/christus-kann-nicht-zerteilt-werden
20. Лексика с семой «Солидарность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/papst-benedikt-uber-internet-freundschaften
21. Модальный глагол «können» с отрицательной частицей nicht [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/das-ende
22. Молодежный сленг [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. youmagazin.com/my-personal-jesus
23. Одно из изображений, предупреждающих о конечности земной жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/ category/faith/page/4
24. Пассивный залог для описания души человека [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.youmagazin.com/das-ende
25. Повествовательные предложения, выражающие некоторые сентенции, в которых находят отражение нетрадиционные для религиозного мировоззрения взгляды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. youmagazin.com/lust-kann-das-wirklich-sunde-sein
26. Пример к аргументу «Без веры в Бога человек не способен полюбить другого» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin. com/die-einsamkeit
27. Пример к аргументу «Единение - свидетельство веры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/ed-sheeran-i-see-fire
28. Пример к аргументу «Католик успешен в мирской жизни» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.youmagazin.com / katholisch-in-hollywood-mark-wahlberg
29. Пример к аргументу «Общение - путь к объединению» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youmagazin.com/papst-benedikt-uber-internet-freundschaften
30. Пример к аргументу «Семья - прежде всего не божественный союз, а отношения между полами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
31. Пример к аргументу «Твои кумиры тоже католики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.youmagazin.com / my-personal-jesus
32. Пример к аргументу «Христианское смирение - путь к Богу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/gravity
33. Пример к аргументу «Христос - это твой Друг» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.youmagazin.com/my-personal-jesus
34. Пример к аргументу «Страх перед конечностью земной жизни приобщает к вере» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youmagazin. com/das-ende
35. Пример к тактике размывания традиционных религиозных ценностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/ was-sagt-jesus-zu-sex
36. Прямое цитирование слов кумиров молодежи, исповедующих католичество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youmagazin. com/my-personal-jesus
37. Разговорная лексика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. youmagazin.com/lust-kann-das-wirklich-sunde-sein
38. Риторические вопросы для апелляции к чувствам молодых католиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/ lust-kann-das-wirklich-sunde-sein
39. Синтаксические конструкции, основанные на противительных связях [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/die-einsamkeit
40. Сослагательное наклонение для передачи ненавязчивого совета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youmagazin.com/elektronische-musik
41. Фразеологизмы, придающие высказыванию особую экспрессию [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/musik-downloaden
42. Будущее время для передачи очевидности конца земного существования Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.youmagazin.com/ das-ende
43. Kopper A. Katholische Kirche und Internet. - Berlin : VDM Verlag Dr. Müller, 2007. - 261 S.