УДК 33:316 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-239-245
СТРАТЕГИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
соискатель, Институт философии и социально-политических наук Южного федерального университета
(344065, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116); преподаватель отделения СПО факультета экономики,
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: daffaa@mail.ru
Аннотация
В статье автор анализирует факторы и стратегии развития некоммерческого сектора Ростовской области. Автор представляет некоторые итоги проведенного в декабре 2016 -апреле 2017 года эмпирического исследования «Тенденции становления и развития кластера социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в Ростовской области». Даны основные выводы, которые включают характеристику основных направлений СО НКО Ростовской области; стратегии развития СО НКО в Ростовской области; основные проблемы и перспективы развития кластера СО НКО в Ростовской области.
Ключевые слова: некоммерческий сектор, НКО, гражданское общество, СО НКО, социально ориентированные некоммерческие организации.
В настоящее время в Ростовской области происходят изменения, которые характеризуются вектором, обозначенным руководством нашей страны: социально ориентированные НКО уже в ближайшее время должны стать равноправными поставщиками социальных услуг. Причем, как показывает практика, такого подхода от некоммерческих организаций ожидают не только государство и население, но и бизнес, который все чаще предпочитает выступать как одна из сторон в системе социального партнерства «Власть - НКО - бизнес» в решении общественно значимых задач. Соответственно, НКО в этих условиях должна выступать равноправным партнером, сильным и экономически состоятельным.
При этом, если в областном и районных центрах существуют достаточно эффективные организации, которые уже в ближайшее время могут построить свою работу в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, то на территориях, отдаленных от «центров», ситуация характеризуется или отсутствием, или низкой эффективностью имеющихся НКО, связанной с их недостаточным опытом в системной поддержке инициатив населения и решением, как правило, эпизодических задач. Поэтому многие конструктивные инициативы населения отдаленных территорий по решению социальных задач так и остаются нереализованными, даже когда такие инициативы подкреплены финансовыми возможностями инициаторов, а успешно реализованные редко выходят за пределы муниципального образования.
В Ростовской области можно выделять ряд доминирующих сфер деятельности СО НКО:
- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
- благотворительная деятельность, деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства;
- деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни;
- деятельность в области физкультуры и спорта и содействие указанной деятельности;
- развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
- деятельность в сфере патриотического, военно-патриотического, воспитания граждан РФ;
- мероприятия по медицинской и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
Протасеня
Дарья
Николаевна
Также в пункте другие сферы часто указывали работа с молодежью и лицами пожилого возраста1.
НКО должны стать высококвалифицированными поставщиками социальных услуг, выступив связующим звеном между государством и муниципальной властью, бизнесом и населением. В связи с этим в перспективе особенно важным становится:
- формирование целевого капитала как инвестиционного инструмента развития социальной сферы (поощрение юридических и физических лиц, осуществляющих финансирование текущей и проектной деятельности социально ориентированных общественных и гражданских институтов, в том числе пожертвования для создания и пополнения фондов целевого капитала];
- развитие корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства (стимулирование участия представителей социально ответственного бизнеса в социальных программах и проектах, поддержка СО НКО, имеющих программу по оказанию комплекса услуг, способных решать внутренние социальные и экономические задачи предпринимателей и коммерческих предприятий, комплексные задачи по выполнению масштабных социальных проектов, инициируемых коммерческим сектором];
- ресурсная поддержка НКО;
- стимулирование доход приносящей деятельности НКО (развитие системы государственного и муниципального социального заказа, реализация предоставленных законодательством возможностей для участия в его реализации социально ориентированных некоммерческих организаций] [6].
Одним из признаков, подтверждающих реальные намерения НКО активно участвовать в освоении рынка социальных услуг, может служить декларируемая готовность тратить собственные ресурсы на институциональное обеспечение этого процесса - например, участвовать в совместной межсекторной деятельности по выработке механизмов партнерства между государственными и общественными структурами. Почти половина опрошенных сотрудников и руководителей НКО Ростовской области безоговорочно согласны участвовать в такой деятельности. Почти столько же респондентов указали, что условием участия в такой работе для них является ее прикладная значимость для их собственных организаций.
■Да
■ Нет
■ Затрудняюсь ответить
Диаграмма 1 Хотели бы вы взять на исполнение часть услуг, оказываемых в настоящее время государственными (муниципальными)учреждениями, с компенсацией
расходов из соответствующего бюджета?
За 2016 г. в Ростовской области было проведено две крупные консультационные программы по повышению профессиональной компетентности сотрудников и руководителей СО НКО. Одна из программ по обеспечению доход приносящей деятельности СО НКО. В рамках данной программы было проведено около 10 встреч руководителей и сотрудников НКО для проведения мастер-классов, обучающих программ. Также для привлечения в регион федеральных и муниципальных субсидий были проведены тренинги по эффективной работе с грантовой отчетностью. В результате проведения данных программ были налажены связи внутри сектора между организациями [6].
1 Составлено автором на основе пилотажного исследования «Тенденции становления и развития кластера социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в Ростовской области».
На круглом столе проведенном для сотрудников и руководителей НКО по вопросам эффективности оказания социальных услуг в апреле 2017 г. - проблема реорганизации механизма субсидирования на местном уровне стала центральной. В качестве одного из приоритетных направлений развития было предложено распределить выделение грантов на местном уровне по профильным комиссиям Общественной палаты Ростовской области, которая также будет осуществлять инфраструктурную поддержку. Также следует отметить, что уже 10% организаций Ростовской области включены в список официальных поставщиков социальных услуг и успешно оказывают социальные услуги населению в рамках межсекторного партнерства[8].
■ финансирование из федерального бюджета, «президентские» гранты
■ гранты от других НКО
■ финансирование из бюджета субъекта РФ (гранты, субсидии]
■ финансирование из местного (муниципального] бюджета
■ средства благотворителей, пожертвования, спонсорские средства от бизнеса
■ личные средства членов организации
■ членские взносы
■ выручка (доход] от реализации товаров, предоставления услуг
■ гранты и т.п. от международных и иностранных организаций
Диаграмма 2. Из каких источников Ваша организация получает финансовые средства?
Одной из основных проблем кластера СО НКО в Ростовской области является разрыв с представителями бизнес структур. 90% организаций не получали финансовую поддержку от бизнеса. Также всего 2% организаций сотрудничают с представителями бизнеса и социальными предпринимателями в сфере оказания услуг по поддержке материнства и детства. Это «Школа молодых мамочек», находящийся сейчас на уровне стартапа швейный коворкинг для домохозяек и др.[9]
■ Да, получали регулярно
■ Да, получали, время от времени
■ Нет, не получали поддержку
Диаграмма 3. Получала ли ваша организация в течение последних трех лет
поддержку от бизнеса?
Малая информированность населения воспринимается представителями третьего сектора как одна из самых серьезных проблем для НКО - этот ответ выбрали половина респондентов в предложенном списке возможных ограничений со стороны общественного мнения. Вообще деятельность НКО действительно затруднена множеством стереотипов, сопутствующих этой деятельности. Большая часть из них имеет информационную природу - то есть, предубеждения возникли исключительно по незнанию, и в этой же области, очевидно, находятся и наиболее эффективные способы решения этой проблемы.
| Заказчик. Государство в силу тех или иных причин не может и/или не хочет делегировать НКО полномочия по оказанию социальных услуг
| Поставщик. НКО в силу тех или иных причин не могут и/или не хотят осваивать рынок социальных услуг
| Потребитель. Население в силу тех или иных причин не может и/или не хочет обращаться к НКО за социальными услугами
Затрудняюсь ответить
Диаграмма 4. В системе оказания социальных услуг есть три ключевых элемента - заказчик (государство), поставщик (НКО или другие операторы услуг) и потребитель (население). Как вы считаете, с каким из этих элементов сейчас в наибольшей степени связаны препятствия?
Опыт участия в конкурсных процедурах имеет примерно каждая вторая организация из числа включенных в выборку исследования. И три четверти от участвовавших оценивают этот опыт положительно. Соответственно, большинство участвовавших в конкурсных процедурах готово повторять этот опыт. Такой результат задает неплохой задел для перспектив дальнейшего сотрудничества НКО и органов государственной власти в социальной сфере - по крайней мере, в некоммерческом сегменте нет закрепленного в опыте массового предубеждения против этого сотрудничества.
Те респонденты, которые не планируют участвовать в конкурсных процедурах государственного или муниципального заказа, в качестве аргумента для отказа от участия назвали отсутствие необходимости в этом - то есть, специфика деятельности этих НКО не предполагает обязательного участия в государственных или муниципальных закупках услуг.
Одним из признаков готовности организации к более активному освоению рынка услуг является ее отношение к формированию спроса. Такая практика оказалась не слишком распространенной. Организации, которые целенаправленно концентрируют аудиторию вокруг себя, единичны. Таким образом, к активному формированию собственной аудитории НКО скорее не готовы.
Самая распространенная форма взаимодействия НКО с населением - оказание услуг целевой аудитории, когда граждане выступают в качестве клиентов. Самые же востребованные формы - то есть, те, в которых взаимодействие хотелось бы расширить или начать, - «Граждане-сотрудники» и «Граждане-жертвователи»[2].
Весомую часть деятельности НКО по продвижению занимают опосредованные способы рекламы - информирование аудиторий через информационные мероприятия и публичные акции. По всей видимости, с учетом отмеченной выше проблемы таргетирования именно эти способы продвижения могут быть наиболее эффективными для НКО по соотношению затрат к эффективности. Важно, чтобы усилия по продвижению не ограничивались «сарафанным радио» -и в наиболее активности части третьего сектора эти предпосылки все же незначительны.
■ Да, получали только по программе в субъекте РФ
■ Да, получали,только по программе в муниципальном образовании
■ Да, получали и по программе субъекта РФ и по программе в муниципальном образовании
■ Нет, не получали поддержку
Диаграмма 5. Получали ли Вы/ваша организация поддержку по программе поддержки СО НКО
в течение последних3 лет?
Еще одна потребность в информационной поддержке связана с недостаточной осведомленностью населения вообще об НКО - это существенно ограничивает возможности НКО по привлечению граждан или их поддержки, и решить эту проблему частными усилиями отдельных организаций затруднительно (продвижение сектора в целом потребует слишком больших затрат в масштабе организации]. Таким образом, информационная поддержка с использованием государственных ресурсов очень востребована третьим сектором.
В первой пятерке условий выхода на рынок социальных услуг называются «Качество услуг, которые может оказывать организация» и «Активность организации по продвижению себя в качестве поставщика социальных услуг». Отношение представителей НКО к идее продвижения, рекламы нельзя назвать восторженным. Эта деятельность воспринимается скорее, как вынужденная, отнимающая много сил и ресурсов, но необходимая в жизни организации. Довольно распространена и позиция, в соответствии с которой НКО вообще не нуждаются в рекламе, поскольку лучше всего о них говорят их дела.
Обобщая опыт работы в сфере создания и развития социального предпринимательства в рамках СО НКО, необходимо отметить важность объединения усилий государства, органов местного самоуправления и его поддержки, особенно на начальном этапе формирования, со стороны общественных объединений и некоммерческих организаций граждан.
Органы исполнительной власти на региональном уровне могли бы решать следующее:
- подготовка списка проектов социальной инфраструктуры, для организации, строительства и (или] ремонта которых могут быть привлечены внебюджетные средства на условиях возвратности, срочности и возмещения затрат;
- разработка и согласование с объединениями предпринимателей и другими заинтересованными сторонами условий и процедуры софинансирования, проектирования, строительства и эксплуатации объектов социальной инфраструктуры, в том числе на условиях государственно-частного партнерства;
- разработка и согласование с объединениями предпринимателей порядка информирования общественности о социально значимых проектах, осуществляемых предпринимателями;
- обеспечение прозрачности и доступности информации о формах государственной и муниципальной поддержки деятельности СО НКО;
- расширить привлечение СО НКО для решения социальных проблем, в том числе на условиях контрактов и аутсорсинга;
- рассмотреть вопрос о налоговых льготах и вычетах по местным налогам для предпринимателей и физических лиц, оказывающих финансовую поддержку СО НКО;
- сформировать систему форм поддержки СО НКО, включая гранты, субсидии, контракты и льготы с прозрачным порядком получения такой поддержки;
- предусмотреть в профильных министерствах и ведомствах ответственных лиц для обеспечения взаимодействия с СО НКО.
В свою очередь СО НКО в целях успешного становления и развития могут и должны:
- использовать в своей работе лучшую мировую практику, инновационный подход к решению социальных проблем, финансовую устойчивость и тиражируемость результатов;
- создать единую информационную региональную площадку о деятельности СО НКО;
- активно участвовать в подготовке процедур организации и финансирования деятельности СО НКО, порядка их взаимодействия с органами государственного управления и предпринимательским сообществом;
- активно выступать в качестве экспертов и консультантов по современным технологиям решения социальных проблем по профилю СО НКО.
Согласно фактическому материалу полученному результате эмпирического исследования можно констатировать, что государственная поддержка СО НКО в Ростовской области направлена на:
- консолидацию СО НКО и развитие социального партнерства в регионе;
- активизацию доход приносящей деятельности СО НКО, позиционирование проектной деятельности некоммерческих организаций с точки зрения внедрения инновационных социальных технологий;
- повышение уровня профессиональной подготовки в рамках информационных и консультационных программ, проводимых на базе регионального ресурсного центра или инфраструктурной ^коммерческой организации.
В результате проведенного исследования также подтвердились следующие гипотезы:
во-первых, синдром «грантовой зависимости» СО НКО, болезненный переход к самофинансированию, что является характерным признаком ранних стадий развития некоммерческого сектора по опыту зарубежных стран;
во-вторых неадекватность критериев эффективности деятельности некоммерческих организаций в социальной сфере;
в-третьих активизация проектной деятельности чему послужило внедрение на региональном уровне образовательных программ для сотрудников и руководителей СО НКО и представителей органов власти, проведение круглых столов, форумов, презентации лучших практик СО НКО, совместная работа представителей некоммерческих организаций и органов власти с целью выработки критериев оценки эффективности социальных проектов[6].
В итоге также необходимо выделить ряд перспективных направлений развития СО НКО Ростовской области:
1. Децентрализация модели государственной поддержки: координация деятельности и выдача грантов СО НКО профильными министерствами.
2. Координация инфраструктурной поддержки на базе регионального ресурсного центра и инфраструктурных некоммерческих организаций.
3. Охват большего количества СО НКО имущественной поддержкой, включая решение проблем их размещения.
4. Расширение информационной поддержки деятельности СО НКО ресурсным региональным центром и инфраструктурными некоммерческими организациями.
5. Проведение мероприятий (ярмарки, форумы, и др. PR-мероприятия], которые позволят ознакомить потенциальных потребителей со спектром оказываемых социальных услуг СО НКО по профилям (в соответствии с профильной комиссией Общественной палатой Ростовской области].
6. Проведение акселерационных маркетинговых программ для сотрудников и руководителей НКО, с целью ознакомить с современным инструментарием продвижения в социальных сетях и медиа.
7. Создание площадок для объединения СО НКО, представителей бизнеса и социальных предпринимателей.
8. Внедрение системы ваучеров для организации деятельности СО НКО.
Литература
1. Заславская Т.И. Инновационно-реформаторский потенциал России и проблемы гражданского общества // Сборник «Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития». М.: Северо-Принт, 2001.
2. Каюмова Л.Х. Социальный капитал некоммерческих организаций как индикатор состояния гражданского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 1 (33]. С. 192-202.
3. Кулькова В.Ю. Предоставление услуг населению социально ориентированными некоммерческими организациями в России // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 4. С. 136-142.
4. Кулькова В.Ю., Лыгина Н.И., Рудакова О.В., Григорьева Н.С., Фомин А.А., Бурмыкина И.В., Миро-ненко Н.В., Луговнина С.М., Сафина З.Н., Дорошина О.П., Валеева Ю.С., Садыков Р.Т., Ахмедова Е. Технология построения взаимодействий социально-ориентированных некоммерческих организаций со стейкхолдерами Коллективная монография с зарубежным участием / Под редакцией В.Ю. Кульковой. Казань, 2015
5. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем: Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л.И. Якобсона, И.В. Мерсияно-вой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 64 с.
6. В Ростовской области начата работа по развитию муниципальной системы СО НКО, добровольчества и социального предпринимательства -: http://www.portal-nko.ru/nko/news/p/14433#sthash.3tZv5pIj.dpuf
7. Материалы к IX Всероссийской конференции «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере» [Электронный ресурс]. - Министерство экономического развития Российской Федерации. -Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. - Режим доступа: http://nko.economy.gov.ru/PortalNews/Read/3
8. О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ростовской области http://www.donland.ru/documents/O-gosudarstvennojj-podderzhke-socialno-orientirovannykh-nekommercheskikh-organizacijj-v-Rostovskojj-oblasti?pageid=128483&mid=134977&itemId=20249&Version=4
9. Региональный социальный форум «Социально-ориентированные некоммерческие организации - современный поставщик социальных услуг» [Электронный ресурс] Гражданский форум Ростовской области. - Режим доступа:
http://civil-society.donland.ru/Blog/ViewPost.aspx?pageid=97328&ItemID=176796&mid=90327
Protasenya Darya Nikolaevna, applicant; Institute of philosophy and socio-political sciences of Southern Federal University (116, Dneprovsky Lane, Rostov-on-Don, 344065, Russian Federation]; teacher of faculty of economy; South-Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: daffaa@mail.ru
STRATEGY AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN SYSTEM OF SOCIAL SERVICE OF THE POPULATION OF THE ROSTOV REGION
Abstract
In this article author analyzes the factors and strategies of the non-profit sector development in the Rostov region. The author also presents some results of the observation called "Trends in the formation and development of socially-oriented non-commercial organizations (NGO) cluster in the Rostov region ", conducted in December 2016-April 2017. The main conclusions are given, including description of the main areas of the Rostov NGO; Development strategies for NGOs in the Rostov region; Main development problems and prospects of NGOs cluster in the Rostov region.
Keywords: non-commercial sector, civil society, NGOs, socially-oriented non-profit organizations.