Ризоев Бурхон Мирзоевич,
доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений
ТГУПБП
СТРАТЕГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Интерес к Центральной Азии и проблемам этого региона ведущих государств мира и мировых центров повысился в связи с появлением новых военных, экологических и других серьезных угроз безопасности стран региона, опасности эскалации терроризма, наркобизнеса и религиозного экстремизма.
Сегодня роль ЦА в международной политике все более возрастает благодаря её важному геостратегическому положению, богатым природным ресурсам, значительному производственному и научно-техническому потенциалу.
Учитывая свои экономические интересы в ЦА, Европейский Союз придает важное значение трансформационным процессам в странах региона. ЕС считает необходимой как по политическим, так и по экономическим причинам выработку общей политики в отношении государств региона, которая обеспечила бы геостратегический баланс в Центральноазиатском регионе, учитывающий также геополитические интересы других стран, в частности США, РФ, Китая, Индии и Японии. По словам председателя Совета ЕС гос. Ж. Пике Кампса, «в настоящее время Европейский Союз пришел к пониманию стратегического значения Центральной Азии».
Отношения между ЕС и суверенными государствами Центральной Азии интенсивно начали развиваться с 1991 г. К настоящему времени договорно -правовую основу сотрудничества составляют подписанные соглашения о парт-нерствае и сотрудничестве ЕС с Казахстаном и Кыргызстаном (1995 г.), Узбекистаном (1996 г.), Туркменистаном (1998 г.). С 2003г. продолжаются интенсивные переговоры между ЕС и Таджикистаном.
Вместе с тем следует сказать, что политика Евросоюза в отношении стран Центральной Азии имеет существенные отличия от политики других великих держав. Эти отличия вызваны следующими обстоятельствами:
- Европейский Союз является объединением государств, окончательная форма которого до сего времени не определена;
- повышенное внимание Европейского Союза вызывает ситуация на Балканах, продолжающая сохранять непредсказуемый и взрывоопасный характер:
- страны ЕС в условиях современного международного разделения труда имеют различные национальные интересы. Специфика политики Евросоюза в ближайшее время будет углубляться в связи с намерением Сообщества принять в свою организацию новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы.
За более чем 20 лет существования независимых государств ЦА политика ЕС по отношению к ним не могла не претерпеть определенных изменений. Условно динамику развития отношений между Европейским Союзом и странами ЦА можно разделить на три этапа.
Первый период - с 1991 года до середины 90-х годов - можно назвать ознакомительным. Этот период характеризуется тем, что ЕС, озабоченный своими внутренними проблемами, особого значения ЦА не придавал. По словам бывшего председателя Европейкой комиссии в Алма-Ате гос. М. Хамфриза, для Европы в «первой половине 90-х годов ЦА, её население, потенциал и проблемы все еще казались отдаленными».
Вторым этапом развития отношений между ЕС и странами ЦА является начальный период, который охватывает середину 90-х г. XX века - начало XXI века.
Другой фактор, приблизивший в этот период Центральную Азию к Европе - это приход к власти в Афганистане движения «Талибан» и превращение Афганистана в плацдарм для распространения международного терроризма и религиозного экстремизма в соседние государства. Этот процесс сопровождался усилением транспортировки наркотиков, нелегальной иммиграцией людей и незаконной торговлей оружием.
Третий период взаимоотношений между Евросоюзом и странами Центрально-азиатского региона можно назвать партнерским, продолжающимся в настоящее время. Самыми важными документами, на которых основываются взаимоотношения стран ЦАР и ЕС, являются две стратегии. Первая стратегия была разработана в 1995 г. и официально вступила в силу в 1999 году. Вторая стратегия была утверждена 2122 июня 2007 года на заседании Европейского совета и рассчитана на период 20072013г. Стратегия партнерства и сотрудничества на период 1999-2006 гг. - «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» - устанавливает между странами Централь-ноазиатского региона и Европейским Союзом стабильные политические отношения, закрепляя расширение связей между странами ЦАР и ЕС и западным миром в целом.
ЕС подписал похожие «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве» со многими новыми независимыми государствами, точнее со всеми странами Центральной и Восточной Европы, которые подали заявление о вступлении в ЕС. Европейское сообщество заключило соглашения об ассоциированном членстве, которые также называются "Европейскими соглашениями".
Главная отличительная черта всех соглашений ЕС состоит в том, что они являются так называемыми "смешанными" документами и заключаются как с Европейским сообществом, так и с их государствами-участниками. Помимо Европарламента, их ратифицируют национальные парламенты стран-членов ЕС. Стратегия Европейского Союза для Центральной Азии на 2007-2013 гг. была продолжена в официальном документе «Стратегия ЕС в отношении Центральной Азии 2007-2008 гг.». Политика ЕС в регионе сосредоточена на обеспечении безопасности и предотвращении конфликтов, устранении источников политической и социальной нестабильности, а также улучшении инвестиционного климата в странах Центральной Азии (программы ГАСИС И ТЕМПУС).
Утвержденная Стратегия нового партнерства с Центральней Азией стала результатом соответствующей инициативы в рамках германского председательства в Европейском Союзе. Стратегия была представлена в Берлине 30 нюня 2007 года и достаточно положительно воспринята, в частности, в странах, которым этот документ адресован. Название документа звучит серьезно и многообещающе.
После последней волны расширения ЕС в 2004-2007 гг. все сопредельные страны были включены в так называемую Европейскую политику добрососедства (European Neighborhood Policy), предусматривающую тесное сотрудничество в сферах, представляющих взаимный интерес. Центральная Азия, не имеющая общих границ со странами-членами ЕС, оказалась вне этого формата. Принятием отдельной Стратегии в отношении Центральной Азии Европейский Союз делает попытку наладить более тесное сотрудничество с регионом. Этот документ имеет большое политическое значение и символизирует начало нового этапа сотрудничества между странами Центральной Азии и ЕС, которое уже можно называть полноценным партнерством. Особенно своевременна Стратегия в контексте завершения программы ТАСИС и внедрения нового инструмента по оказанию помощи развитию в Центральной Азии. Некоторое оживление интеграционных процессов в Центральной Азии также гармонично сочетается с принятием Стратегии.
В духе прежних европейских стратегий (в отношении России, Украины и Средиземноморья) нынешняя Стратегия является универсальным рамочным документом, очерчивающим сферы возможного практического сотрудничества на основе общепринятых принципов и ценностей, таких как демократия, верховенство закона и прав человека. Документ предполагает использование Европейским Союзом ряда инструментов, как традиционных (институт спецпредставителя ЕС, механизмы оказания грантовой помощи и сотрудничество с другими международными игроками), так и инновационных, например внедрение так называемых "инициатив ЕС" в самых разных сферах и использование формата "углубленного диалога", в частности в сфере прав человека и энергетики.
Конструктивным элементом Стратегии является официальное признание двухуровневого характера политики ЕС в регионе: индивидуальный двусторонний подход и общий, региональный подход, что соответствует просьбам самих стран региона. Реализация такой политики имеет две цели: признание уникальности каждой страны и одновременное развитие региональных проектов с целью укрепления интеграционных связей между странами.
Еще одна особенность Стратегии выражается в применении так называемого "усиленного подхода" в ряде сфер сотрудничества, начиная от демократизации и заканчивая вопросами охраны окружающей среды. В рамках этого подхода ЕС принимает на себя обязательства по развитию, поощрению и поддержке достаточно конкретных предложений, в частности создание единой энергетической системы в регионе.
Весьма примечательной чертой Стратегии является ее неагрессивность. Центральная Азия рассматривается как ареал, где пересекаются интересы международных и региональных факторов. Очевидно, что в этом контексте европейцы придерживаются концепции сотрудничества, а не соперничества, что выражается в
намерениях по установлению контактов с такими региональными организациями, как ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Позитивно и то, что ЕС рассматривает Центральную Азию как один из элементов обеспечения своей безопасности. В этой связи ЕС выгодно иметь на стыке Запада и Востока объединенную, интегрированную и лояльную Центральную Азию, разделяющую европейские ценности. Растущее энергетическое влияние региона и его важнейшее геополитическое расположение также находят свое отражение в интересах ЕС.
Вместе с тем, даже с учетом всех позитивных нововведений, очевидно, что главным плюсом Стратегии является сам факт ее существования. Достаточно оживленный дискурс, который предшествовал принятию Стратегии как в Центральной Азии, так и в ЕС, свидетельствует об обоюдном интересе в более динамичных и содержательных отношениях между двумя регионами. Принятие Стратегии, безусловно, подтолкнет обе стороны друг к другу и станет конструктивной основой для развития среднесрочного сотрудничества практически во всех направлениях.
Однако стратегия носит не только позитивный характер. При тщательном ознакомлении в ней высвечиваются некоторые "особенности": в силу своей односторонней динамики Стратегия направлена на реализацию задач прежде всего Европейского Союза и имеет для Центральной Азии в некотором роде вторичное действие. Документ по своей сути является лишь декларацией о принципах и намерениях. Некоторую громоздкость Стратегии придает ее очевидная приори-тезация сфер сотрудничества, отражающаяся в обеспечении "усиленного подхода" к странам Центральной Азии.
Первым приоритетом в ней обозначены права человека, верховенство закона и демократизация, что в полной мере соответствует общеевропейским ценностям и планам ЕС расширять свое "пространство свободы, демократии и законности" за счет новых регионов. С каждым из государств региона ЕС намерен установить диалог по правам человека, что уже осуществлено на практике. Однако, как показывает опыт ведения полосных диалогов, прежде всего с Узбекистаном, риторика ЕС часто остается не услышанной.
Реализация второй приоритетной сферы - определенно похвальной, но далеко не новой инициативы - инвестиции в молодежь и образование - в течение последних лет сводилась по большому счету к ломке прежней системы и введению механизмов Болонского процесса. Любые усилия в том направлении будут осложняться с учетом катастрофического состояния образовательной системы, бедственного положения обучающего персонала и отсутствия яркой мотивации у современной молодежи. Для достижения эффективных и успешных результатов в этой сфере необходима кардинальная образовательная реформа и значительная финансовая, прежде всего донорская поддержка.
Третья область усиленного внимания ЕС включает экономическое развитие, торговлю и инвестиции. Здесь даже предложенная Европейским Союзом система наибольшего благоприятствования для стран Центральной Азии вряд ли изменит огромный дефицит торгового баланса между двумя регионами в лучшую для нашего региона сторону. Насыщенность европейского рынка товарами собственного производства, протекционистская политика ЕС в отношении импорта сельско-
хозяйственных товаров, которыми славится Центральноазиатский регион, ставят серьезные барьеры для развития торговли между регионами.
Четвертая сфера приоритетов ЕС - определение энергетических и транспортных каналов - определённо наиболее приоритетное направление в списке реальных интересов ЕС в сотрудничестве с Центральной Азией. Под инициативой обеспечения энергетической безопасности скрывается намерение ЕС диверсифицировать поставки энергоносителей из Центральной Азии, прежде всего Каспийского бассейна, на европейские рынки с целью снижения своей энергетической зависимости от России. К сожалению, эти вопросы слишком тесно связаны с геополитическими процессами, что, скорее всего, не позволит в ближайшем будущем надеяться на конструктивный энергетический диалог между ЕС и Центральной Азией.
Пятый приоритет - окружающая среда и водные ресурсы - в принципе содержит выгодные для региона предложения, в частности по интегрированной политике использования водных ресурсов. При взаимовыгодном осуществлении этого предложения, параллельно с созданием общей энергетической системы, возможно преодоление ряда препятствий для реальной интеграции региона. Однако слишком глубокие противоречия между странами региона и отсутствие единого подхода к этому вопросу не позволят двигаться в этом направлении.
Шестая сфера приоритетов - борьба с общими угрозами и проблемами -возможно, наиболее важна для Центральной Азии. Урегулирование пограничных споров, совместная борьба против экстремизма и наркотрафика и обеспечение общей безопасности в регионе, императивны для экономического процветания центральноазиатских стран. Стабильная Центральная Азия выгодна и для Европейского Союза. Вместе с тем очевидно, что для эффективного вовлечения в регион ЕС придется налаживать связи с региональными организациями по безопасности -ШОС и ОДК, с которыми у ЕС, как и с Центральной Азией, нет никаких формальных отношений.
Стратегии ЕС для третьих стран не являются обязывающими документами с юридической точки зрения, а служат рамками для реализации двусторонних или многосторонних соглашений (например Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и некоторыми странами Центральной Азии). Несмотря на то, что Стратегия, по сути, является не более чем декларацией о намерениях, документ несет в себе большое политическое значение как отражение повышенного интереса Европейского Союза, уже тайно превратившегося в один из наиболее влиятельных силовых полюсов в современном мире. Стратегия в этом смысле дает еще одну возможность странам региона укрепить партнерство с ЕС и начать процесс региональной интеграции.
В условиях экономического и политического транзита в странах одного региона выход из положения может быть найден во взаимной поддержке. Европейский Союз является наглядным примером того, как страны одного региона смогли забыть о разногласиях и амбициях на безусловное лидерство, построив единое пространство во имя будущего своих граждан и будущих поколений.
Таким образом, ныне параметрами геоэкономических интересов ЕС в нашем регионе являются следующие:
- в условиях жесткой конкуренции на традиционных для европейских государств рынках сырья, ЕС заинтересован в обеспечении гарантированного доступа к разработке и транспортировке «альтернативных» энергетических и других природных ресурсов ЦА. Следовательно, в настоящее время ЕС предпринимает политические, финансово-экономические и иные усилия для планомерного развития транспортных путей из региона через Кавказский коридор к ключевым коммуникационным узлам Европы:
- с географической точки зрения ЦА находится на пересечении Востока и Запада. Это обстоятельство благоприятствует активному проявлению экономических интересов ЕС в направлении Китая, а при благоприятном исходе афганского конфликта - в направлении Индии, Пакистана и стран Юго-Восточной Азии:
- поскольку экономика европейских стран в большей степени ориентирована на экспорт, то ЕС заинтересован иметь сильную позицию на рынках центральноазиатских стран для сбыта своей продукции:
- в рамках политики «компенсацаонных экономических интересов» учитывается ужесточение конкуренции между ЕС-США, ЕС- Японией в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и т.д. Поэтому проявляется стремление взять реванш в других геополитических точках мира, а именно: в ЦА, и в связи с этим стремление обеспечить баланс геоэкономических интересов в регионе в конкуренции с США, Россией, Китаем и Японией.
Уместно заметить, что в последнее время в ЕС проявляется тенденция использования политики «критического диалога» по вопросам прав человека со странами ЦА. В сообществе все больше стали понимать, что в странах региона невозможно культивировать западные взгляды на проблему демократизации общества. Теперь все убедительнее звучат мнения о том, что необходимо учитывать степень влияния исторических, культурных и социальных традиций по демократизации общества в государствах Центральноазиатского региона.
Таким образом, ЕС, не проявлявший ранее серьезного интереса к странам ЦА, и, следовательно, не располагавший долгосрочной стратегией в этом регионе, в последнее время стал в значительной мере изменять свою политику. Наряду с нефтегазовым сектором и развитием трансконтинентальной транспортной сети важное значение для ЕС приобретает обеспечение стабильности и безопасности региона.
Список использованной литературы:
1. Попов В.И Современная дипломатия: теория и практика. -М, 2002.
2. Фельтхейм Д. Настольная книга дипломата .-Минск, 2002.
3. Дипломатический словарь. В 3-х томах. -М., 1973.
4. Зорин В.А. Основы дипломатической службы. -М., 1977.
5. История дипломатии. В 3-х томах. -М.,1959.
6. ЗарифиХ. Дипломатия Таджикистана вчера и сегодня.- Душанбе, 2009
Б.М. Ризоев
Стратегия Европейского Союза для Центральной Азии
Ключевые слова: стратегия, прогресс, объединительный процесс, конструктивный элемент, координация, единое пространство
В данной статье анализируются перспективы Стратегии развития Европейского Союза для Центральной Азии. «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» устанавливает между странами Центральноазиатского региона и Европейским Союзом стабильные политические отношения, закрепляя расширение связей между странами ЦАР и ЕС. В основе европейской стратегии лежат важные политические и экономические интересы ЕС в этом регионе, о которых открыто заявлялось в официальных документах Комиссии ЕС. Политика ЕС в регионе сосредоточена на обеспечении безопасности и предотвращении конфликтов, устранении источников политической и социальной нестабильности, а также улучшении инвестиционного климата в странах Центральной Азии. В условиях экономического и политического транзита в странах одного региона выход из положения может быть найден во взаимной поддержке. Европейский Союз является наглядным примером того, как страны одного региона смогли забыть о разногласиях и претензиях на безусловное лидерство, построив единое пространство во имя будущего своих граждан и будущих поколений.
B. M. Rizoyev
The Strategy of European Union for Central Asia
Key words: strategy, progress in the process of unision, constructive clement, coordination, unified space
The article dwells on the prospects of the strategy concerned with the development of the European Union for Central Asia. "Agreement on Partnership and Collaboration" establishes stable political relations between Central Asian countries and the European Union fortifying their ties. Important political and economic interests of EU in this region explicitely declared in the official documents of the EU Commission account for the European strategy. EU policy in the region is concentrated on insurance of security and preclusion of conflicts, obviation of the sources of political and social instability; it is aimed at an improvement of investitive climate in Central Asian countries as well. Under the conditions of political and social transit in the countries of one and the same region a way out can be found in mutual support. The visual example of the European Union demonstrates how the countries of one region could have forgotten about disagreements and challenges for extreme leadership having built up the unified space for the sake of their citizens' future; descendants' being taken into consideration too.