разработке методики определения уровня общественно необходимых затрат и минимальной величины чистого дохода на примере зернового производства. Ведущая, главная задача разработки данной методики - обеспечение формирования прибавочного продукта, прибавочной стоимости и чистого дохода хотя бы на минимальном уровне, на всех землях разного качества, в том числе и на худших низкоплодородных землях.
Литература
1. Голубев А.В. Учитывать экологические факторы // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 2. С. 81-86.
2. Федорова Н.В. Воспроизводство ресурсов в системе земледелия: теория, методология, практика. М.: Дашков и К°, 2010. 676 с.
3. Федорова Н.В. Эффективность воспроизводства почвенного плодородия в системе земледелия // АПК экономика, управление. 2010. № 12. С. 84-90.
ФЕДОРОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
FEDOROVA NATALYA - candidate of economics sciences, assistant professor of Business and Commodity Management Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
УДК 330.341.44:332 ББК У049(2Рос)-984
В.Н. ЧАЙНИКОВ
СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (на примере Чувашской Республики)
Ключевые слова: конкурентоспособность региона, интегрированная система управления, человеческие ресурсы, региональный центр управления знаниями.
Рассмотрена стратегия долгосрочного развития интегрированной системы управления конкурентоспособностью экономики региона, под которой понимаются совокупность стратегических целей и выбор путей их достижения.
V. CHAYNIKOV THE STRATEGY OF LONG-TERM DEVELOPMENT OF THE INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM OF COMPETITIVENESS OF THE REGIONAL ECONOMY (on the example of Chuvash Republic)
Key words: competitiveness of the region, integrated management system, human resources, the regional center of knowledge management.
We considered the strategy of long-term development of the integrated management system of competitiveness of the regional economy. This is a set of strategic objectives and choice of the ways to achieve them.
Задачи экономического роста Чувашии, перевод её экономики на инновационный путь развития, служащий основой для повышения уровня региональной конкурентоспособности, вызывает необходимость дальнейшего стратегического развития инструментов их реализации, одним из которых является интегрированная система управления конкурентоспособностью экономики региона (ИСУКЭР). Кроме того, усилие межрегиональной конкуренции и всё большее вовлечение российских регионов в мировое экономическое пространство также требуют непрерывного развития ИСУКЭР, которое во многом определяется выбором направления стратегического управления и его стратегией. При этом следует отметить, что система, которая непрерывно качественно совершенствуется
в своём развитии, может быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и иметь больше возможностей достижения более высоких темпов повышения конкурентоспособности. В этом случае развитие системы управления должно происходить на основе использования новых научных подходов и технологий формирования стратегий. Под стратегией долгосрочного развития ИСУКЭР мы понимаем совокупность стратегических целей и выбор эффективных путей их достижения. Эта стратегия формируется в рамках общей стратегии ИСУКЭР и стратегии развития социально-экономической системы региона на период 2020 г. В качестве стратегических целей развития ИСУКЭР могут быть её более высокие способности к быстрой адаптации к изменяющимся условиям внешней среды; обучению, совершенствованию, самоорганизации и саморазвитию; повышению эффективности функционирования ИСУКЭР; созданию новых конкурентных преимуществ.
При этом по каждой цели определяются соответствующие показатели (индикаторы), которые должны быть достигнуты в результате реализации стратегии, выступающей в качестве инструмента достижения поставленных стратегических целей, и для их реализации необходимы экономические ресурсы.
Поскольку непременным условием повышения уровня конкурентоспособности экономики региона выступает показатель темпа её кластеризации, стратегическое развитие ИСУКЭР и её стратегия непосредственно должны основываться на развитии компонент её базового ресурсного потенциала, к которым следует отнести следующие виды экономических ресурсов: человеческие, инвестиционные, материально-технические, финансовые, природные и др. Следовательно, ресурсы в долгосрочном развитии ИСУКЭР становятся важным стратегическим фактором, что подтверждается теорией стратегического управления, на современном этапе будем исходить из ресурсной теории [1-4].
Если за основу стратегического направления развития ИСУКЭР принять ресурсную теорию, далее становится важной задача выбора конкретного вида ресурсов, который в наибольшей степени будет определять его успех в будущем.
В настоящее время в системе экономических ресурсов все большую роль ученые-экономисты отводят нематериальным ресурсам, среди которых центральное место занимают человеческие ресурсы. Именно они считаются наиболее важным элементом любой национальной экономической модели, от которых в решающей степени зависят перспективы экономического роста и развития.
При этом эффективность развития ИСУКЭР, исходя из ресурсной теории, во многом будет определяться стратегией повышения качественного уровня её человеческих ресурсов, который включает следующие задачи:
- определение стратегической цели совершенствования и развития человеческих ресурсов ИСУКЭР в условиях усиления глобализации мировой экономики и обострения конкуренции на мировых рынках;
- разработка концепции развития ИСУКЭР в аспекте повышения качества человеческих ресурсов на основе экономических знаний;
- разработка системы управления знаниями как основы качественного развития человеческих ресурсов;
- прогнозирование развития человеческих ресурсов исследуемого региона и формирование их стратегического конкурентного потенциала.
Формирование стратегии повышения конкурентоспособности региона на основе ресурсной теории предполагает, что человеческие ресурсы и их активная компоненты - интеллектуальные ресурсы - являются основными источниками конкурентных объектов и субъектов.
В настоящее время многие компании и фирмы рассматривают человеческие ресурсы как одушевленный инструмент достижения экономических целей.
Благодаря эффективному использованию качественных способностей человеческих ресурсов хозяйственные субъекты любого масштаба, включая экономику региона и страны в целом, могут не только сохранить и упрочить, завоеванные конкурентные позиции в соперничестве, но и приобрести новые.
Однако как в регионах, так и стране в целом обостряется проблема необходимости качественного роста человеческих ресурсов путем обновления их знаний, навыков и умений, которые вызваны ускорением НТП. Высокие темпы развития НТП в значительной степени ускоряют процесс устаревания персональных знаний работников организаций и их компетенций. Об этом свидетельствуют результаты исследований, подтверждающие необходимость повышения своей квалификации, приобретения новых дополнительных знаний и навыков как руководителями (топ-менеджерами), так и специалистами предприятий и компаний. Установлено, что человеческие ресурсы постоянно дорожают и их приобретение становится все более и более значительной составляющий издержек производственного цикла и дефицитным ресурсом. Сегодня производство конкурентоспособной продукции требует не только постоянного обновления знаний менеджеров и специалистов, но и создания новых знаний, на основе которых можно производить высококачественные товары и услуги с наименьшими затратами.
Следует отметить, что проблема устаревания персональных знаний, компетенций, навыков и умений занятых в экономике человеческих ресурсов охватывает все ее отрасли и ее решение становится все более актуальной. Острота проблемы повышения профессиональных качеств человеческих ресурсов нарастает по мере возрастания перспектив и сложности решения задач, которые возникают в связи с предстоящим технологическим развитием регионов и страны в целом.
В настоящее время человеческие ресурсы и их интеллектуальный труд становятся стратегическими факторами современного производства, способного создавать новые знания и технологии, конкурентоспособную продукцию и услуги. Кроме того, человеческие ресурсы и их активный компонент - интеллектуальная составляющая - служат универсальным критерием оценки конкурентоспособности экономического субъекта, так как они отражают динамику создания новых ценностей в условиях быстрых изменений внешней среды.
В этой связи нами ставится задача совершенствования и развития ИСУКЭР на основе одного из доминирующих конкурентных факторов человеческих ресурсов - их качественного уровня, которым предстоит формировать в будущем конкурентный потенциал экономики региона. Поэтому решение по обеспечению качественными человеческими ресурсами ИСУКЭР является важной задачей, так как при наиболее эффективном управлении их использования региональная экономика сможет достичь высокого уровня ее конкурентоспособности и экономического роста. Чтобы приобрести высокие качественные способности непрерывного генерирования конкурентных преимуществ, человеческие ресурсы ИСУКЭР должны постоянно приобретать и эффективно использовать новые знания, воплощения в инновации и конкурентные преимущества, на основе которых и будут создаваться конкурентоспособные товары и услуги. Таким образом, системное решение поставленной задачи возможно на основе ресурсной теории и разработки методологии повышения качества человеческих ресурсов путем создания системы управления их знаниями, которая включает следующие этапы:
- научное обоснование непрерывного повышения качества персональных компетенций (знаний, навыков, умений) персонала хозяйствующих субъ-
ектов ИСУКЭР на всех ее иерархических уровнях: предприятий, территориальных кластеров и региона путем постоянного приобретения новых знаний и ихкреативного использования;
- идентификация ИСУКЭР как обучающей системы;
- разработка цикла создания новых знаний, их приобретения и воплощения в инновации и далее их трансформация в конкурентные преимущества и конкурентоспособность объектов и субъектов на всех иерархических уровнях;
- разработка концептуальной модели системы управления знаниями человеческих ресурсов (СУЗЧР) и ее органическая встроенность в ИСУКЭР;
- описание функционирования модели СУЗЧР как источника формирования инноваций и конкурентных преимуществ;
- определение рейтинга существующего потенциала человеческих ресурсов исследуемого региона среди регионов Приволжского федерального округа и прогнозирование их стратегического развития на период до 2030 г.
Создание эффективной системы управления знаниями человеческих ресурсов (СУЗЧР) может служить конкурентной стратегией региона и представляет собой сложную задачу, решение которой может быть осуществлено в следующей логической последовательности:
- определение управляющих субъектов и управляемых объектов создания новых знаний и их использования;
- определение круга источников создания новых знаний и их использования, а также организация их в соответствующие организационные структуры;
- организация процесса передачи знаний от источников их создания к потребителям (человеческим ресурсам);
- воплощение полученных знаний человеческими ресурсами в инновации, конкурентные преимущества и конкурентоспособность объектов и субъектов экономики региона.
Таким образом, система управления знаниями человеческих ресурсов становится одним из ведущих направлений стратегического менеджмента региона и может представлять собой достаточно сложную организационную структуру, состоящую из большого количества подсистем и их компонентов.
Системное решение актуальной проблемы создания и эффективного использования новых знаний для стабильного развития конкурентоспособности экономки региона дало нам возможность разработать региональную систему управления знаниями человеческих ресурсов (РСУЗЧР), концептуальная схема организационной структуры которой представлена на рис. 1.
Предлагаемая схема РсуЗчр имеет ряд подсистем, отражающих два основных направления ее функционирования: создания новых знаний и их использования, объединенных в замкнутый контур с внешними элементами, к которым относятся: «вход» в систему, «выход» из системы, обратная связь и внешняя среда. Рассмотрим последовательно содержание элементов внешней среды. Так, на «входе» системы находится стратегическая цель, заключающаяся в создании потенциала качественных человеческих ресурсов ИСУКЭР, способного решить задачу стабильного развития региональной конкурентоспособности и на этой основе обеспечить экономический рост региона. При этом РСУЗЧР нами рассматривается как инструмент реализации стратегии ИСУКЭР - достижения конкурентоспособности исследуемого региона (Чувашской Республики) к 2020 г. до уровня региона-лидера, способного стабильно конкурировать на международных рынках.
Соответственно, исходя из цели «входа» в систему конечным результатом ее «выхода» должен быть достигнутый качественный показатель - уровень че-
ловеческого потенциала, который должен будет обеспечить реализацию поставленной на «входе» цели. При этом эффективность достижения поставленной цели во многом будет определяться состоянием внешней среды РСУЗЧР, к элементам которой относятся: инфраструктура региона, его социальная и конкурентная среды, состояние системы образования и здравоохранения. Кроме того, важным элементом внешней среды является макросреда, обуславливаемая политическими, экономическими, социально-демографическими, экономическими, научно-техническими и другими факторами. Для достижения поставленной цели РСУЗЧР должна быть в состоянии эффективного реагировать и адаптироваться к изменениям внешней среды, для чего необходимо организовать ее мониторинг, анализ и оценку его результатов. Главной целью региональной системы управления знаниями человеческих ресурсов является формирование их способности создавать новые конкурентные преимущества и их основы - высшего уровня конкурентоспособности хозяйственных субъектов ИСУКЭР.
Стратегические цели совершенствования и развития ИСУКЭР -создание потенциала качественных человеческих ресурсов
Вход
Внешняя среда Инфраструктура конкурентной и социальной сфер
Региональная система управления знаниями человеческих ресурсов
Целевая
подсистема
Подсистема правового, методического и информационного обеспечения
Подсистема научного обоснования необходимости РСУЗЧР
Управляющая подсистема субъ- Региональный Управляющая подсистема субъектов
ектов управления созданием знаний центр управления управления использования знаний
человеческих
Управляемая подсистема объектов ресурсов Управляемая подсистема объектов
управления соз- управления созда-
данием знаний нием знаний
Подсистема трансформации полученных знаний в инновации, конкурентные преимущества и конкурентоспособность объектов и субъектов
Результат -сформированный качественный потенциал человеческих ресурсов ИСУКЭР
Выход
Обратная связь
Рис. 1. Схема РСУЗЧР
Как показано на рис. 1, внутренний контур РСУЗЧР содержит полный набор подсистем, отражающих ее организационную структуру, способную обеспечить эффективность ее функционирования для достижения поставленных целей на ее «входе» и необходимых результатов «выхода». Не раскрывая назначения и содержания каждой подсистемы внутреннего контура РСУЗЧР, так как их миссии содержатся в соответствующих их названиях, отметим лишь некоторые их особенности.
Человеческие ресурсы в настоящее время становятся важным составляющим компонентом экономики региона, и его основной качественной характеристикой является интеллектуальная составляющая, выражающаяся в знаниях, умении и способности их использовать при создании инноваций, конку-
рентных преимуществах и конкурентоспособности объектов и субъектов на всех иерархических уровнях ИСУКЭР. Исходя из этой предпосылки, основной подсистемой РСУЗЧР считаем подсистему научного обоснования необходимости ее формирования, что отвечает современным тенденциям развития инновационной экономики.
Следует отметить, что в настоящее время в регионах и, в частности, в Чувашской Республике наблюдается разрыв в цепочке создания и промышленного освоения новых знаний при производстве конкурентоспособных товаров и услуг. Это подтверждается тем, что научный сектор региона, имея потенциал генерировать инновационные идеи, слабо ориентированный на рыночные потребности экономики, ограничен в производственных и финансовых ресурсах для самостоятельного освоения и вывода новшеств на рынок. С другой стороны, региональная промышленность обладает свободными производственными мощностями, но не рискует вкладывать финансовые средства в те инновации, которые не подтвердили свою потенциальную эффективность на рынке. Это приводит к разрыву между потенциалом научного сектора и его возможностями реального воплощения своих разработок в промышленность. Отсутствие взаимосвязи научно-исследовательских организаций региона с его конкретными промышленными предприятиями и опыта коммерциализации научных знаний является основной причиной, сдерживающей развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг. Решению обозначенной проблемы может способствовать предлагаемая региональная система управления знаниями человеческих ресурсов, которая требует реального осуществления путем разработки соответствующей организационной структуры.
По нашему мнению, одним из вариантов ее реализации, может быть региональный центр управлениями знаниями (РЦУЗ) (рис. 2), являющийся некоммерческой организацией и находящийся в составе Агентства развития конкурентоспособности ИСУКЭР и, соответственно, под юрисдикцией Министерства развития экономики и торговли Чувашской Республики.
Главной целью центра (РЦУЗ), исходя из его миссии, является передача современных знаний и передового опыта (обучение новым знаниям) производства продукции мирового уровня - человеческих ресурсов (как физических, так и интеллектуальных) предприятий, территориальных кластеров и региона в целом путем послевузовской переподготовки и повышения квалификации менеджеров и специалистов предприятий, фирм различных форм собственности.
В настоящее время организационная система управления знаниями на предприятиях ограничивается рамками одной организации, которая накапливает свой опыт переподготовки и повышения квалификации, становящейся ее конкурентным преимуществом.
В системе управления знаниями человеческих ресурсов региона решающее значение имеет политика, вытекающая из его стратегических целей, заключающихся в достижении лидерства по уровню конкурентоспособности выпускаемой им продукции среди регионов ПФО, которое могло бы обеспечить ему выход на мировые рынки сбыта и стабильный экономический рост. Стремление достичь поставленной цели возможно, как отмечалось выше, на основе конкурентных преимуществ товаров и услуг, синтезируемых человеческими ресурсами товаропроизводителей на основе новых знаний, что обуславливает необходимость организации их получения по двум главным направлениям: создания новых знаний и их эффективного использования. В этой связи в организационной структуре центра управления знаниями человеческих ресурсов (РЦУЗ) предусмотрено создание двух соответствующих секторов: создания новых знаний и их использования.
Рис. 2. Организационная схема структуры РЦУЗ
Как показано на рис. 1, секторы возглавляются руководителями, и в их состав входят бюро правового, методического и информационного обеспечения, имеющих руководителей и соответствующие штаты сотрудников по направлению вида деятельности.
В задачи сектора создания новых знаний входит формирование информации о создании соответствующих (внутренних) знаний в регионе, поиска внешних, уже созданных мировой наукой, их интеграции в единую информационную базу и организации их внедрения конкурентоспособной продукции.
Информационными источниками новых знаний в регионе являются результаты фундаментальных и прикладных исследований НИИ, вузов и других организаций, ведущих исследования, а также НИИпатентоведения, библиотеки и другие организации, осуществляющие информационное обеспечение.
Новые знания, полученные в вышеперечисленных организациях, в виде результатов выполненных фундаментальных и прикладных исследований, а также полученных из других источников далее могут быть представлены на рынке знаний как конкурентоспособный товар, востребованный другими организациями и предприятиями региона или венчурными и инжиниринговыми фирмами для дальнейшего их внедрения в производство. При этом создатели новых знаний НИИ, вузы и другие организации могут сами непосредственно вести внедрение своих разработок на соответствующих предприятиях территориальных кластеров на договорной основе. Конечным результатом создания и внедрения новых знаний должно быть производство конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся успехом на отечественном и мировом рынках.
Задача сектора использования знаний заключается в передаче знаний человеческим ресурсам предприятий, фирм территориальных кластеров, которые затем должны воплощать их в конкурентные преимущества и инновации и внедрять их в соответствующие производства по месту их работы. Конечная цель
использования новых знаний человеческими ресурсами - создание качественных с меньшими затратами конкурентоспособных товаров и услуг.
Кроме того, в задачи рассматриваемого сектора входит не только передать новые знания человеческим ресурсам, но и научить творческой трансформации их в конкурентные преимущества и инновации.
РЦУЗ формирует программы послевузовской переподготовки и повышения квалификации менеджеров и специалистов, которые должны соответствовать мировому уровню современных технологий и передовых методов производства высококачественной продукции с наименьшими производственными затратами.
Таким образом, стратегия долгосрочного развития ИСУКЭР заключается в развитии человеческих ресурсов и повышении их капитала путем создания региональной системы управления знаниями и ее реализации через организационную структуру - региональный центр управления знаниями.
Литература
1. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.
2. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. М.: КНОРУС, 2005. 496 с.
3. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
4. Холодков А.В., Сурков С.А. Экономические аспекты управления человеческими ресурсами // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 128-135.
ЧАЙНИКОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
CHAYNIKOV VALERIY - candidate of economics sciences, associate professor of Quality Management and Competitiveness Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 336.221 ББК 65.05
Е.Н. ЧЕКУЛАЕВА
ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СНИЖЕНИИ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ
Ключевые слова: налоговый риск, налоговая политика, налоговый риск государства, формы и цели налоговой политики, субъекты, несущие налоговые риски, методы налоговой политики.
Рассмотрено значение налоговой политики государства, уточнены формы и цели налоговой политики. Выявлены субъекты, несущие налоговые риски, причины рисков, пути их выявления, а также систематизирована работа налоговых органов для снижения налоговых рисков в будущем.
E. CHEKULAEVA
THE VALUE OF THE TAX POLICY OF THE STATE IN REDUCING TAX RISKS
Key words: tax risk, tax policy, tax risk the state, the form and the goals of the tax policy, subjects carrying the tax risks, methods of tax policy.
The article discusses the importance of the state tax policy, refined forms and goals of the tax policy. Identified subjects carrying the tax risks, causes, risks, ways of detecting them, and systematized the work of the tax authorities to reduce tax risks in the future.
В рыночной экономике проблемы экономической неопределенности и риска требуют научно обоснованных решений, поскольку снижение налоговых поступлений в бюджет может провоцировать новые кризисные ситуации. Налоговое администрирование как система управления налоговыми отноше-