Научная статья на тему 'Стратегии совладающего поведения в ситуации соматической болезни'

Стратегии совладающего поведения в ситуации соматической болезни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1040
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИТУАЦИЯ СОМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ВОСПРИЯТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трифонов Д. А.

Соматическое заболевание оказывает влияние не только на здоровье и самочувствие человека, но и на его психическое состояние. Болезнь может вносить изменение в такие аспекты жизни, как семейный, профессиональный, бытовой, сексуальный и т.д., создавая трудности и предъявляя требования к способностям человека адаптироваться к новым условиям. В статье рассматриваются подходы к совладающему поведению, связи с другими феноменами, факторы, оказывающие влияние на совладание и его особенности в ситуации соматической болезни. Проанализирован феномен совладающего поведения на различных уровнях протекания психических процессов, включая когнитивный и оптико-пространственный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии совладающего поведения в ситуации соматической болезни»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

СТРАТЕГИИ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ СОМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

Д.А. ТРИФОНОВ* Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток

Соматическое заболевание оказывает влияние не только на здоровье и самочувствие человека, но и на его психическое состояние. Болезнь может вносить изменение в такие аспекты жизни, как семейный, профессиональный, бытовой, сексуальный и т.д., создавая трудности и предъявляя требования к способностям человека адаптироваться к новым условиям. В статье рассматриваются подходы к совладающему поведению, связи с другими феноменами, факторы, оказывающие влияние на совладание и его особенности в ситуации соматической болезни. Проанализирован феномен совладающего поведения на различных уровнях протекания психических процессов, включая когнитивный и оптико-пространственный.

Ключевые слова: совладающее поведение, оптико-пространственная деятельность, ситуация соматической болезни, копинг-стратегии, восприятие, пространственные функции.

Введение

На современном этапе развития науки среди многих вопросов клинической психологии одним из важнейших аспектов хронического соматического заболевания остается совладающее поведение [39].

Совладающее поведение, по Т.Л. Крюковой, - это поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией [18]. Помимо этого, существует понятие копинга, происходящего от английского «to соре with» - «бороться с», «справиться с», «преодолевать». К этому понятию относят процессы, направленные на решение возникающих перед индивидом проблем, вызванных стрессом, хотя так же рассматривают и возможность его предвосхище-

© Трифонов Д.А., 2019

* Для корреспонденции:

Трифонов Даниил Александрович ассистент кафедры клинической психологии, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток. E-mail: apacri@mail.ru

ния с запуском защитных механизмов до возникновения стрессора и зачастую во избежание его [27]. Копинг-ресурсы могут служить основанием для выбора стратегий совладания [41].

Таким образом, понятие «совладающее поведение» расходится с понятием «ко-пинг». Если копинг сводится к определенным защитным психическим процессам, то совладание представляется более широким понятием. Это - поведение, которое обладает своей структурой, частью которой являются процессы, относящиеся к понятию «копинг».

В свою очередь, совладание включается в более широкое понятие. Т.Л. Крюкова, С.А Хазова, М.В. Сапоровская (2017) [17] описывают совладающее поведение как часть стиля жизни. Стиль жизни, по определению указанных авторов, - это «динамическая интегративная психологическая система, подверженная влияниям социальных и биологических факторов, сочетающая в себе общее непостоянство и устойчивый целостный паттерн индивидуальных проявлений, выражающийся в предпочтении человеком конкретной формы взаимодействия с физической и соци-

альной средой». В трудных ситуациях данная система реализуется во многом за счет стратегий совладания, неуспех реализации которых может вести к отказу от удовлетворения желаний и потребностей.

Исследуя различное понимание феномена совладания, Г.С. Корытова и Ю.А. Еремин (2015) [15] приходят к выводу, что это - комплексное явление, состоящее из различных элементов, и оно само является частью психологической защиты личности, встраиваясь в ее разные уровни и влияя на их работу. Е. Битюцкая (2014) [5] указывает на необходимость разделения способа совладания и достижения результата в следовании определенной стратегии, что требует дополнительного исследования разными методиками. Современные люди с целью отвлечения от проблемы используют новые копинги, например, компьютерные игры и Интернет-общение.

Согласно обзору А.К. Акименко (2016) [2], в научной литературе встречается упоминание связи понятия «совладание» с иными психическими явлениями. Так, например, связывается личность с уровнем субъективного контроля, с преобладанием различной мотивации и предпочтениями в способах совладания. О.Ю. Олейник и Н.Е. Коренкова (2017) [25] подчеркивают существование связи между психологическими защитами и совладанием и выделяют в нем два типа: высоко и низко напряженные типы. При этом отсутствие четко сформированных психологических границ препятствует своевременному «включению» механизмов защиты.

Е.Н. Львова, Е.И. Шлягина, А.Н. Гусев (2016) [23] выявили связь личностной тревожности с реакциями, имеющими направленность на внутренний план и на препятствие, и связь толерантности к неопределенности с реакциями самозащиты. Общая осмысленность жизни связана с препят-ственно-доминантной реакцией. А.А. Бех-тер и О. А. Филатова (2018) [4] доказывают, что совладающее поведение личности

объединяет в себе стратегии, выбираемые и осуществляемые на осознанном уровне, а также неосознаваемые механизмы психологической защиты. Совладающее поведение в данном случае регулируется субъектной активностью, которая включает в себя осознанность, спонтанность, автономность, временную ориентацию, целенаправленность, социальную направленность, ценностно-смысловую ориентацию.

Н.Р. Салихова и М.В. Клементьева (2014) [29] отмечают существование немногочисленных связей совладания и ценностно-смысловой сферы личности. Е.В. Лапкина (2015) [21], выделяя жизнестойкость и жизнеспособность как дополнительные компоненты, способствующие успешной реализации совладающего поведения, предлагает схему «совладающее поведение - жизнестойкость - жизнеспособность».

Факторы совладающего поведения

В рамках системно-ситуационного подхода копинг рассматривается с позиции изучения взаимодействия отдельных функций, процессов, состояний психики с учетом ситуационных воздействий на поведение во взаимодействии с неспецифическими моментами. Стратегия поведения в условиях болезни может сильно отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей [40]. Также важную роль может играть возраст пациента [15]. Так, например, Волкова А.В., Михайлова И.В. [8] обнаружили, что с возрастом неадаптивные стратегии, такие как «бегство-избегание», сменяются адаптивными, такими как «самоконтроль», «планирование решения проблемы».

З.Р. Совмиз (2016) [32] отмечает важность групповой сплоченности в исследовании спортивных коллективов. Социально-психологические характеристики группы взаимодействуют именно с адаптивными копинг-стратегиями (индивидуальными и командными), что проявляется в повышении вероятности их применения при наличии благоприятной атмосферы, груп-

повой мотивации, сплоченности и уровня развития группы. Сплоченность команды способствует снижению вероятности выбора дезадаптивных и деструктивных командных копингов.

Исследования совладающего поведения и креативности у курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС и сотрудников МЧС А.А. Земсковой и Н.А. Кравцовой (2015) [11, 12] показывают, что наиболее часто используемой стратегией в обеих выборках является «планирование решения проблемы». Также выражена стратегия «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности» и «дистанцирование». Однако у курсантов стратегия «самоконтроль» выражена в большей степени, чем у пожарных. Здесь установлена связь между уровнем креативности и вариативностью выбора копинг-стратегий, что, по мнению авторов, может способствовать большей адаптивности в изменяющихся условиях. При выборе копинг-стратегий имеют значение и вегетативные изменения. При напряжении и перенапряжении нервной системы у курсантов после тренировки отмечаются чаще активные копинг-стратегии. При сниженном уровне напряженности отмечаются чаще пассивные копинг-стра-тегии [10].

Исследования Т.В. Гущиной, Т.Л. Крюковой и О.А. Екимчик (2014) [9] подтверждают связь совладания с возрастом и социокультурным контекстом. Помимо социокультурного фактора, совладание связано с изменением здоровья. По данным этих авторов, ситуационный фактор связан с коллективным копингом: так, копинг избегания имеет положительную связь с ситуацией карьеры и с возрастом, в условиях карьеры и низкую положительную связь с ситуацией болезни.

Совладающее поведение в ситуации болезни

Ситуация болезни чаще связана с иными копингами. Так, например, по данным Н.Я. Картавых (2015) [13], пациентам с

псориазом свойственны такие копинги, как планирование решения проблемы и поиск социальной поддержки, равно как и такие психологические защиты, как отрицание, компенсация и проекция. Для этих пациентов характерны достоверно более высокое значение показателя застенчивости и менее выраженный конфронтацион-ный копинг.

Различные факторы, такие как генетический, половой, эмоциональный, личностный, межличностные отношения и семейный фактор и др., объединяются в рамках биопсихосоциального подхода в попытке сформировать целостную картину совладающего поведения [33]. Данный подход отражает связь состояния и развития организма, в том числе и состояния болезни, с психологическим состоянием человека, его поведением и личностью, что важно в рамках вопроса о совладании пациентов.

А.Л. Королев и М.А. Ярославская (2016) [14], анализируя результаты различных исследований копинга у пациентов с аутоиммунными ревматическими заболеваниями, приходят к выводу о значимости психологического фактора в переживании боли и важности создания программ психологического воздействия, направленных на тренировку адаптивных формам поведения. В.А. Шиляевым (2016) [39] было показано, что у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеется положительная связь между конструктивными стратегиями совладающего поведения и адаптивными типами отношения к болезни, а отрицательная связь установлена между стратегией «избегание» и адаптивными типами отношения к болезни. Чем больше такие пациенты склонны избегать проблемы, тем подозрительнее они относятся к медицинскому персоналу, и чем меньше склонны планировать решение проблемы, тем менее адаптивны и в большей степени не уверены в лечении.

М.М. Орлова (2017) [26] выявила у женщин с онкологическими заболевани-

ями репродуктивных органов стремление сохранить позитивное самоотношение и прежнюю систему идентичности и отношений с социумом, что стимулирует искажение в восприятии ситуации, позволяющее снизить ее кризисность.

Е.В. Романова, О.Н. Толкачева (2015) [28] нашли, что у инвалидов с врожденными и приобретенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата отмечаются как общие стратегии совладающего поведения, так и своя специфика при выборе копингов. В случае возникшего заболевания происходит слом совладающего поведения, настроенного на контроль над ситуацией, который не всегда удается установить вследствие наступивших ограничений.

Тема копингов актуальна и в патопсихологии. Л.И. Вассерман, С.Д. Табулина, А.В. Чуйкова (2015) [7] обнаружили у пациентов с височной эпилепсией с депрессивными расстройствами такие стратегии, как «Конфронтация», «Дистанцирование», «Самоконтроль», препятствующие лечению.

Влияние соматического развития и его нарушений на копинги наблюдается на примере детей и подростков. Исследования Е.В. Куфтяк, А.П. Лебедева и А.А. Реунова (2017) [19] продемонстрировали недостаточную зрелость и примитивность адаптивного поведения у детей с нарушениями зрения.

Е.А. Трифонова (2013) [34], изучая роль совладающего поведения в адаптации личности в психосоматической сфере, замечает, что уделяется много внимания таким сторонам проблемы, как адаптивность и копинг-компетентность. Одновременно с интересом специалистов к указанным проблемам автор констатирует недостаточную их проработанность как в теоретическом смысле, так и в плане наличия адекватных методов исследования. Также ею подчеркивается и недостаток данных о роли ко-пинг-компетентности в развитии психосоматического риска.

С.А. Богомаз и С.Ф. Пашкович (2017) [6] выявили, что у лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата стратегия невротизации связана с поиском поддержки и избеганием и обладает обратной связью с решением проблемы. Авторами была успешно реализована программа психологической помощи пациентам, направленная на повышение адаптации благодаря осознанию имеющихся ресурсов, собственной роли в происходящем, целей и способов совладания.

Как показывают исследования, в том числе данные И.Н. Абросимова и В.М. Ял-тонского (2018) [1], более эффективным подходом к проблеме адаптации в ситуации болезни представляется целостный подход, включающий в себя широкий набор копинг-стратегий, позволяющий менять поведение в случае изменения условий.

В нашем исследовании была обнаружена связь патологии опорно-двигательного аппарата с совладанием и делается предположение, что механизм, связывающий боль с изменениями совладающего поведения, реализуется за счет образования цепей концептов, когда чувственный образ боли и негативных переживаний от ограничений движения связывается с когнитивным уровнем, переходя на уровень понятий, меняя сознательное представление о своих возможностях и способах преодоления трудностей [35].

По данным К.В. Кыштымова и Т.В. Пфау (2016) [20], у подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата отмечаются уклонение от проблемы, поиск социальной поддержки, агрессивное и аффективное поведение, которые являются копингами высокого уровня напряженности, неадаптивными вариантами совлада-ния.

Рядом исследователей была продемонстрирована связь пространственных функций и личности, особенностей социализации. Теменная и височная доли коры больших полушарий головного мозга, вовле-

ченные в пространственную деятельность, участвуют в социальном взаимодействии. Нейрофизиологические исследования Proulx M.J., Todorov O.S., Taylor Aiken A. and de Sousa A.A. (2016) [41] показывают корреляции между мозговыми особенностями и социальным взаимодействием человека.

Пространственные функции также находятся во взаимодействии с личностью. Например, имеются отличия в восприятии пространственных отношений окружающих объектов в зависимости от типа психоцентризма: эгоцентрики соотносят объекты в пространстве со своим телом, в то время как аллоцентрики соотносят объекты друг с другом [41].

Пространственный компонент в ситуации соматической болезни

Восприятие как психический процесс представляет собой активную многозвеньевую систему, состоящую из различных взаимодействующих структур мозга, специализирующихся на участии в отдельных сенсорных и когнитивных процессах [36]. Восприятие пространства осуществляется за счет сложной интермодальной ассоциации, формирующейся благодаря взаимной работе разных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого организма [3]. Зрительное восприятие с самого своего зарождения имеет связи с уже имеющимися системами, например, с моторной системой [24].

Развитие восприятия пространства в конечном итоге должно трансформироваться в развитие пространственного представления, которое станет информационной основой для выработки внутреннего плана деятельности. Его структура рассматривалась А.В. Семенович [31], выделявшей следующие уровни пространственного представления: 1. Темное мышечное чувство. 2. Соматогнозис. 3. Метрика и топология. 4. Координатные представления. 5. Структурно-топологические представления. 6. Проекционные представления. 7. Стратегия, когнитивный стиль личности, актуализирующийся в процессе взаимо-

действия с индивидуальным и внешним временем.

Оптико-пространственная деятельность играет важную роль в обыденной жизни людей. Значительная часть действий, которые совершает человек, основывается на ориентировке в пространстве за счет визуального канала восприятия и обеспечивается оптико-пространственным фактором, осуществляющимся за счет функционирования височно-теменно-за-тылочных отделов мозга [38].

Оптико-пространственная деятельность опирается как на когнитивные функции, так и на пространственные представления, структура которых, по Н.Я. Семаго [30], выглядит следующим образом: 1. Представления о собственном теле. 2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. 3. Уровень вербализации пространственных представлений. 4. Лингвистические представления.

Пространственные представления и пространственно-временные представления не только опираются друг на друга в процессе развития, но и пересекаются во времени, взаимодействуя между собой и «встраиваются» друг в друга, влияют друг на друга и имеют тесную связь [22].

В осуществлении оптико-пространственной деятельности, помимо пространственного представления о внешних объектах, для субъекта имеет значение и информация о собственном теле. Правильное формирование соматогнозиса играет важную роль в развитии когнитивных функций. Нарушения в этом процессе могут отражаться в когнитивной сфере еще в детстве [16]. Когнитивный же уровень может влиять на представления о собственном теле [41].

Анализ литературы позволил вывести схему взаимодействия оптико-пространственной деятельности и совладающего поведения. Являясь разными видами деятельности, оптико-пространственная деятельность и совладающее поведение

могут взаимодействовать друг с другом на всех представленных уровнях. Ресурсы, используемые для успешного совладания, также могут быть факторами, способствующими оптико-пространственной деятельности, встраиваясь в программу действий и наоборот, что дает возможность говорить о взаимовключенности рассматриваемых двух явлений. При этом они осуществляются с помощью когнитивных функций, на развитие которых оказывают влияние. Данные представлены на схеме (рис.1).

Рис. 1. Схема взаимодействия оптико-пространственной деятельности и совладающего поведения

Заключение

Таким образом, совладающее поведение представляет собой комплексное многоуровневое явление, включающее в себя различные компоненты, такие как личностный, поведенческий, когнитивный и телесный. Кроме этого, совладающее поведение имеет широкие связи с другими психическими явлениями и феноменами, а также само включается в общую деятельность человека на разных уровнях.

Поскольку совладающее поведение постоянно проявляется в деятельности человека и направлено на успешную адаптацию, то изменение условий жизни также отражается и на совладании. Ситуация соматической болезни вносит коррективы в жизнь человека на разных уровнях, в том числе меняются ресурсы, актуализируют-

ся одни потребности и отходят на второй план другие, меняются представления о себе и собственном теле, могут искажаться социальные связи и самооценка. Резкое изменение условий жизни вследствие внезапного заболевания и ограничений, связанных с ним, предъявляет высокие требования к адаптивным способностям человека, которым необходимо видоизменяться на разных уровнях функционирования. Ситуация соматической болезни приводит к изменению и совладающего поведения, но часто выбираются неадаптивные стратегии, что вызывает потребность в квалифицированной психологической помощи.

Автор благодарит научного руководителя доктора психологических наук Кравцову Н.А. за помощь при написании статьи.

Литература

1. Абросимов И.Н., Ялтонский В.М. Выбор копинг-стратегии как фактор психологической адаптации пациента к хроническому соматическому заболеванию // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2018. - № 4. - С. 12-18.

2. Акименко А.К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеоло-гия образования. Психология развития. -2016. - Т. 5. - № 2. - С. 151-157.

3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

4. Бехтер А.А., Филатова О.А. Субъектная активность в совладающем поведении личности // Акмеология. - 2018. - № 1. - С. 21-26.

5. Битюцкая Е. Обоснование и разработка русскоязычной версии «опросника способов копинга» // Развитие личности. - 2014. - № 3.- С. 187-208.

6. Богомаз С.Л., Пашкович С.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации личности в условиях ограничения физических возможностей //

Сборник научных статей. - Витебск, 2017.

- С. 13-19.

7. Вассерман Л.И., Табулина С.Д., Чуйкова А.В. Стратегии совладающего поведения у больных височной эпилепсией с депрессивными расстройствами // Вестник ЮУр-ГУ. Серия «Психология». - 2015. - Т. 8. - № 1. - С. 71-80.

8. Волкова А.В., Михайлова И.В. Возрастные особенности совладания со стрессом мужчин и женщин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2018. - № 3. - С. 6-18.

9. Гущина Т.В., Крюкова Т.Л., Екимчик О.А. Культура, стресс и копинг: Влияние социокультурного контекста на выбор типа совладания // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социоки-нетика. - 2014. - № 4. - С. 73-81.

10. Земскова А.А., Кравцова Н.А., Лукьянова Е.Л. Психофизиологические реакции и копинг-стратегии курсантов в условиях моделирования профессиональной деятельности // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2017. - № 2. - С. 172-179.

11. Земскова А.А., Кравцова Н.А. Копинг-стра-тегии у сотрудников МЧС России с различными уровнями креативности // Вестник психиатрии и психологии Чувашии.

- 2015. - Т. 11. - № 2. - С. 25-40.

12. Земскова А.А., Кравцова Н.А. Стратегии совладающего поведения у сотрудников МЧС России и у курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы. - 2015. - № 2. - С. 173179.

13. Картавых Н.Я. Механизмы психологической защиты и копинг стратегии у больных псориазом // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. -2015. - Спецвыпуск ч. 1. С. 171-175.

14. Королев А.Л., Ярославская М.А. Роль психологических факторов в возникновении и переживании боли на примере пациентов с аутоиммунными ревматическими заболеваниями // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2016. - № 2(13). - С. 59-69.

15. Корытова Г.С., Еремин Ю.А. Защитно-со-владающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестник Томского гос. пед. университета. - 2015. - № 3(156). - С. 42-48.

16. Кравцова Н.А., Катасонова А.В. Нейропсихология формирования двигательных функций и пространственных представлений у часто болеющих детей младшего школьного возраста // Психолого-педагогические исследования - 2011. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://psyedu.ru/ j ournal/2011/2/2121.phtml.

17. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Хазова С.А. Совладание с трудностями и жизненный стиль современника // Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 1. - С. 91-96.

18. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник Костромского государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 184-188.

19. Куфтяк Е.В., Лебедев А.П., Реунова А.А. Стратегии защитно-совладающего поведения детей в контексте психологического здоровья // Медицинская психология в России. - 2017. - T. 9. - № 1(42). - C. 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj. ru.

20. Кыштымова К.В., Пфау Т.В. Копинг-стра-тегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - № 10. - С. 54-58.

21. Лапкина Е.В. Совладающее поведение, жизнестойкость и жизнеспособность личности: связь понятий, функции // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2015. - Т. 21. -№ 4. - С. 130-133.

22. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 432 с.

23. Львова Е.Н., Шлягина Е.И., Гусев А.Н. Применение теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в исследовании особенностей совладания в ситуации неопределенности // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 1(21). - С. 19-27.

24. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

25. Олейник О.Ю., Коренкова Н.Е. Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с особенностями психологического пространства личности // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2017.

- № 2. - С. 19-29.

26. Орлова М.М. Специфичность адаптационных стратегий женщин, больных онкологическими заболеваниями репродуктивной системы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017. - № 2. - С. 55-65.

27. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики соре // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10.

- № 1. - С. 82-118.

28. Романова Е.В., Толкачева О.Н. Сравнительное исследование копинг-стратегий, особенностей межличностных отношений и смысложизненных ориентаций у лиц с врожденными и приобретенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2015. - Сер. 12. - Вып. 4.

- С. 87-98.

29. Салихова Н.Р., Клементьева М.В. Соотношение характеристик ценностно-смысловой сферы личности и стратегий совлада-ющего поведения // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4-1. - С. 224-235.

30. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррек-ционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.

31. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. -М.: Генезис, 2005. - 319 с.

32. Совмиз З.Р. Взаимосвязь индивидуальных и командных копинг-стратегий с личностными и социально-психологическими характеристиками субъектов групповой деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2016. - № 3(183).

- С. 142-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Станибула С. Биопсихосоциальная модель совладающего поведения // Развитие личности. - 2018. - № 1. - С. 204-215.

34. Трифонова Е.А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2013.- № 155. - С. 71-83.

35. Трифонов Д.А. Концепт стратегии совладающего поведения в структуре оптико-пространственной деятельности у пациентов с хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Человек и современный мир. - 2017. - № 10. - C. 112-120.

36. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека. - 2005. - Т. 31. - № 5. - С. 26-36.

37. Хачатурова М.Р., Нартова-Бочавер С.К. Домашняя среда как ресурс совладающего поведения в юношеском возрасте // Психология. Журнал ВШЭ. - 2017. - № 14(3). - С. 555-566.

38. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - СПб.: Питер, 2005. - 292 с.

39. Шиляев В.А. Совладающее поведение у лиц с ограниченными возможностями здоровья с разными типами отношения к болезни // Философия. Психология. Социология. - 2016. - № 3(27). - С. 115-121.

40. Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 53-90.

41. Proulx M.J., Todorov O.S., Taylor Aiken A. and de Sousa A.A. Where am I? Who am I? The relation between spatial cognition, social cognition and individual differences in the built environment // Frontiers in Psychology. - 2016. - Vol. 7. - Article 64.

References

1. Abrosimov IN, Yaltonskiy VM. Vybor kop-ing-strategii kak faktor psikhologicheskoy adaptatsii patsiyenta k khronicheskomu so-maticheskomu zabolevaniyu. Vestnik Omsk-ogo universiteta. Seriya «Psikhologiya» 2018; 4:12-18 (in Russian).

2. Akimenko AK. Vzaimosvyaz' strategiy sovl-adayushchego povedeniya i sotsial'no-psik-

hologicheskikh kharakteristik lichnosti. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya 2016; 5(2):151-157 (in Russian).

3. Anan'yev BG, Rybalko YeF. Osobennosti vospriyatiya prostranstva u detey. Moscow: Prosveshcheniye, 1964: 304 (in Russian).

4. Bekhter A.A., Filatova O.A. Sub'yektnaya ak-tivnost' v sovladayushchem povedenii lichno-sti. Akmeologiya 2018; 1:21-26 (in Russian).

5. Bityutskaya Ye. Obosnovaniye i razrabotka russkoyazychnoy versii «oprosnika sposobov kopinga». Razvitiye lichnosti 2014; 3:187-208 (in Russian).

6. Bogomaz SL, Pashkovich SF. Psikhologo-ped-agogicheskoye soprovozhdeniye protsessa sot-sializatsii lichnosti v usloviyakh ogranicheni-ya fizicheskikh vozmozhnostey. Sbornik nauchnykh statey. Vitebsk, 2017: 13-19 (in Russian).

7. Vasserman LI, Tabulina SD, Chuykova AV. Strategii sovladayushchego povedeniya u bol'nykh visochnoy epilepsiyey s depres-sivnymi rasstroystvami. Vestnik YUUrGU. Seriya «Psikhologiya» 2015; 8(1):71-80 (in Russian).

8. Volkova AV, Mikhaylova IV. Vozrastnyye oso-bennosti sovladaniya so stressom muzhchin i zhenshchin. Vestnik Moskovskogo gosudarst-vennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psik-hologicheskiye nauki 2018(3):6-18 (in Russian).

9. Gushchina TV, Kryukova TL, Yekimchik OA. Kul'tura, stress i koping: Vliyaniye sot-siokul'turnogo konteksta na vybor tipa sovladaniya. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsi-al'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika 2014; 4:73-81 (in Russian).

10. Zemskova AA, Kravtsova NA, Luk'yanova YeL. Psikhofiziologicheskiye reaktsii i kop-ing-strategii kursantov v usloviyakh modeliro-vaniya professional'noy deyatel'nosti. Proble-my upravleniya riskami v tekhnosfere 2017; 2:172-179 (in Russian).

11. Zemskova AA, Kravtsova NA. Koping-strate-gii u sotrudnikov MCHS Rossii s razlichnymi urovnyami kreativnosti. Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii 2015; 11(2):25-40 (in Russian).

12. Zemskova AA, Kravtsova NA. Strategii sovl-adayushchego povedeniya u sotrudnikov MCHS Rossii i u kursantov Dal'nevostochnoy

pozharno-spasatel'noy akademii MCHS Ros-sii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby 2015; 2:173-179 (in Russian).

13. Kartavykh NYa. Mekhanizmy psikhologich-eskoy zashchity i koping strategii u bol'nykh psoriazom. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye 2015; Spetsvypusk ch. 1:171-175 (in Russian).

14. Korolev AL, Yaroslavskaya MA. Rol' psikho-logicheskikh faktorov v vozniknovenii i pere-zhivanii boli na primere patsiyentov s autoim-munnymi revmaticheskimi zabolevaniyami. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdor-ov'ye, adaptatsiya, razvitiye 2016; 2(13):59-69 (in Russian).

15. Korytova GS, Yeremin YuA. Zashchitno-sovl-adayushcheye povedeniye: retrospektivnaya rekonstruktsiya ponyatiya. Vestnik Tomskogo gos. ped. universiteta 2015; 3(156):42-48 (in Russian).

16. Kravtsova NA, Katasonova AV. Neyropsik-hologiya formirovaniya dvigatel'nykh funktsiy i prostranstvennykh predstavleniy u chasto boleyushchikh detey mladshego shkol'nogo vozrasta. Psikhologo-pedagogicheskiye issle-dovaniy 2011; 2 [Internet]. URL: http://psy-edu.ru/journal/2011/2/2121.phtml (in Russian).

17. Kryukova TL, Saporovskaya MV, Khazova SA. Sovladaniye s trudnostyami i zhiznennyy stil' sovremennika. Pedagogika. Psikhologiya. Sot-siokinetika 2017; 1:91-96 (in Russian).

18. Kryukova TL. Psikhologiya sovladayushchego povedeniya: sovremennoye sostoyaniye i psik-hologicheskiye, sotsiokul'turnyye perspektivy. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo uni-versiteta 2013; 5:184-188 (in Russian).

19. Kuftyak YeV, Lebedev AP, Reunova AA. Strategii zashchitno-sovladayushchego pove-deniya detey v kontekste psikhologicheskogo zdorov'ya. Meditsinskaya psikhologiya v Ros-sii 2017; 9(1):3 [Internet]. URL: http://mprj.ru (in Russian).

20. Kyshtymova KV, Pfau TV. Koping-strategii podrostkov s narusheniyami oporno-dviga-tel'nogo apparata. Nauka. Mysl': elektronnyy periodicheskiy zhurnal 2016; 10:54-58 (in Russian).

21. Lapkina YeV. Sovladayushcheye povedeniye, zhiznestoykost' i zhiznesposobnost' lichnosti: svyaz' ponyatiy, funktsii. Vestnik KGU im

NA Nekrasova 2015; 21(4):130-133 (in Russian).

22. Luriya AR. Vysshiye korkovyye funktsii. Moscow: Izd-vo Mosk un-ta, 1969: 432 (in Russian).

23. L'vova YeN, Shlyagina YeI, Gusev AN. Primeneniye testa risunochnoy frustratsii S Rozentsveyga v issledovanii osobennostey sovladaniya v situatsii neopredelennosti. Nat-sional'nyy psikhologicheskiy zhurnal 2016; 1(21):19-27 (in Russian).

24. Mikadze YuV. Neyropsikhologiya detskogo vozrasta: Uchebnoye posobiye. St. Petersburg: Piter, 2008: 288 (in Russian).

25. Oleynik OYu, Korenkova NYe. Vzai-mosvyaz' zashchitno-sovladayushchego pov-edeniya s osobennostyami psikhologichesk-ogo prostranstva lichnosti. Nauchnyye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta 2017; 2:19-29 (in Russian).

26. Orlova MM. Spetsifichnost' adaptatsionnykh strategiy zhenshchin, bol'nykh onkologich-eskimi zabolevaniyami reproduktivnoy siste-my. Vestnik Leningradskogo gosudarstvenno-go universiteta im AS Pushkina 2017; 2:55-65 (in Russian).

27. Rasskazova YeI, Gordeyeva TO, Osin YeN. Koping-strategii v strukture deyatel'nosti i samoregulyatsii: psikhometricheskiye kharak-teristiki i vozmozhnosti primeneniya metodi-ki cope. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki 2013; 10(1):82-118 (in Russian).

28. Romanova YeV, Tolkacheva ON. Sravni-tel'noye issledovaniye koping-strategiy, os-obennostey mezhlichnostnykh otnosheniy i smyslozhiznennykh oriyentatsiy u lits s vrozhdennymi i priobretennymi zabolevani-yami oporno-dvigatel'nogo apparata. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta 2015; Ser. 12; 4:87-98 (in Russian).

29. Salikhova NR, Klement'yeva MV. Sootnosh-eniye kharakteristik tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti i strategiy sovladayushchego povedeniya. Izvestiya Tul'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Gumanitarnyye nauki 2014; 4-1:224-235 (in Russian).

30. Semago NYa, Semago MM. Problemnyye deti: Osnovy diagnosticheskoy i korrektsionnoy raboty psikhologa. Moscow: ARKTI, 2000: 208 (in Russian).

31. Semenovich AV. Vvedeniye v neyropsik-hologiyu detskogo vozrasta: Uchebnoye poso-

biye. Moscow: Genezis, 2005: 319 (in Russian).

32. Sovmiz ZR. Vzaimosvyaz' individual'nykh i komandnykh koping-strategiy s lichnostnymi i sotsial'no-psikhologicheskimi kharakteris-tikami sub'yektov gruppovoy deyatel'nosti. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya 2016; 3(183):142-146 (in Russian).

33. Stanibula S. Biopsikhosotsial'naya model' sovladayushchego povedeniya. Razvitiye lichnosti 2018; 1:204-215 (in Russian).

34. Trifonova YeA. Adaptatsionnyy potentsial lichnosti i psikhosomaticheskiy risk: problema koping-kompetentnosti. Izvestiya Rossiysko-go gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta im AI Gertsena 2013; 155:71-83 (in Russian).

35. Trifonov DA. Kontsept strategii sovladayush-chego povedeniya v strukture optiko-pros-transtvennoy deyatel'nosti u patsiyentov s khronicheskimi zabolevaniyami oporno-dvi-gatel'nogo apparata. Chelovek i sovremennyy mir 2017; 10:112-120 (in Russian).

36. Farber DA, Beteleva TG. Formirovaniye siste-my zritel'nogo vospriyatiya v ontogeneze. Fiziologiya cheloveka 2005; 31(5):26-36 (in Russian).

37. Khachaturova MR, Nartova-Bochaver SK. Do-mashnyaya sreda kak resurs sovladayushchego povedeniya v yunosheskom vozraste. Psik-hologiya. Zhurnal VSHE 2017; 14(3):555-566 (in Russian).

38. Khomskaya YeD. Neyropsikhologiya. St. Petersburg: Piter, 2005: 292 (in Russian).

39. Shilyayev VA. Sovladayushcheye povedeni-ye u lits s ogranichennymi vozmozhnostya-mi zdorov'ya s raznymi tipami otnosheniya k bolezni. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya 2016; 3(27):115-121 (in Russian).

40. Shchelkova OYu. Osnovnyye napravleniya nauchnykh issledovaniy v Sankt-Peterburg-skoy shkole meditsinskoy (klinicheskoy) psik-hologii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo uni-versiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika 2012; 1:53-90. (in Russian).

41. Proulx M.J., Todorov O.S., Taylor Aiken A. and de Sousa A.A. Where am I? Who am I? The relation between spatial cognition, social cognition and individual differences in the built environment. Frontiers in Psychology 2016; 7:Article 64.

STRATEGIES OF COPING BEHAVIOR IN THE SITUATION OF SOMATIC DISEASE

D.A. TRIFONOV Pacific State Medical University, Vladivostok

Somatic disease affects not only the health and well-being of a person, but also on his mental state. A disease can make a difference in such aspects of life as family, professional, domestic, sexual, etc., creating difficulties and making demands on a person's ability to adapt to new conditions. The article discusses approaches to coping behavior, relationships with other phenomena, factors that influence coping and its features in situations of somatic disease. The phenomenon of coping behavior at various levels of the course of mental processes, including cognitive and optical-spatial, is analyzed.

Keywords: coping behavior, optical-spatial activity, somatic disease situation, coping strategies, perception, spatial functions.

Address:

Trifonov D.A.

Assistant, Department of Clinical Psychology,

Pacific State Medical University, Vladivostok.

E-mail: apacri@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.