Страховое дело
Удк 658.168; 368.01; 336.717
стратегии сделок по приобретению на страховом рынке России
ю. а. Тарасова,
кандидат экономических наук, доцент, преподаватель кафедры финансового рынка и финансового менеджмента Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики, Санкт-Петербург E-mail: yutarasova@hse. ru
В статье отмечается, что за последние два десятилетия большинство проводимых инвестиционных сделок на российском страховом рынке не были успешными. Исследованы возможные причины роста инвестиционных сделок на страховом рынке России. Проанализированы сделки по слияниям и поглощениям (М&Аs). Основной упор был сделан на стратегиях М&Аs страхового рынка России. Результаты исследования позволят спрогнозировать ситуацию по инвестиционным сделкам на страховом рынке России.
Ключевые слова: слияние и поглощение, ошибки и заблуждения, страховщик.
Консолидация отношений в страховом секторе России имеет относительно недавнюю историю. Процессы слияния и поглощений являются неоднозначными, вызывающими различные точки зрения на необходимость их осуществления. Темой исследования являются стратегии сделок по приобретению на страховом рынке России. Поскольку количественные показатели подобных сделок практически недоступны, исследование будет сосредоточено на качественных особенностях стратегий или тактик, применяемых на страховом рынке России.
Специалисты выделяют несколько периодов интенсивного появления сделок1. Начиная с 1897 г., инвестиционные сделки были связаны с политикой монополии, олигополии в производственной сфере, с вмешательством инвестиционных инструментов (институтов банкиров и принципов иррационального инжиниринга), с конгломератными сделками, сопровождаемыми рейдерскими захватами. Современные сделки по слиянию в основном проводятся финансовыми институтами (преимущественно через различные типы фондов) с концентрацией внимания на стратегическую целесообразность сделок по слиянию и поглощению.
Можно заметить, что на протяжении относительно небольшой истории развития сделок по слиянию компании прибегали к удобным на тот момент стратегиям, помогающим в реализации этих сделок.
Термин «слияние» подразумевает процесс, при котором две компании принимают решение о создании единой компании на равных правах вхождения. Как правило, это добровольный процесс. В отличие от него поглощение (приобретение) носит в боль-
1 Moeller S., Brady C. Navigating the Mergers and Acquisitions Minefield. England: John Wiley & Son, Ltd. 2010. P. 10—14.
шей степени враждебный характер и на практике одна компания (более сильная) покупает (скупает, захватывая) контрольный пакет другой компании. В итоге компания-поглотитель оставляет свое название (бренд), а вторая компания перестает существовать. При кажущейся схожести этих сделок существуют различия юридического характера.
С финансовой точки зрения поглощение (приобретение) — это процесс, при котором контрольный пакет акций компании становится собственностью покупателя. Речь идет о слиянии в том случае, если менеджеры двух (или более) ранее существующих компаний собираются придерживаться единой политики во вновь созданной компании2.
Существует также мнение, что термин «поглощение» (takeover) носит чисто российский характер, корректнее использовать термин «приобретение» (acquisition), поэтому в исследовании будет использоваться последний термин.
Стратегию компании в первую очередь определяют причины, побудившие к инвестиционным сделкам3. Обозначим некоторые из них:
— увеличение доли на рынке или укрепление рыночной власти (конкурентное преимущество быстрым путем, в том числе за счет получения доступа к технологиям);
— повышение эффективности основной и управленческой деятельности (соединение преимуществ от каждой компании) и, как следствие, получение синергетического эффекта (как от операционной деятельности, так и от финансовой);
— увеличение рыночной стоимости компании (капитализация), что позволяет в том числе привлечь дополнительные инвестиции.
Несмотря на весомые преимущества, результаты сделок в 50 % случаев не оправдывают ожидания участвующих сторон. Существуют типичные проблемы, которые необходимо учитывать или принимать во внимание при заключении сделки по слиянию и приобретению4.
При проведении подобных сделок могут возникнуть некоторые ошибки и заблуждения, которые заключаются:
2 Фостер Р. С., Лажу А. Р. Искусство слияний и поглощений. М.: Альпина Бизнес Букс. 2004. С. 334.
3 Moeller S., Brady C. Navigating the Mergers and Acquisitions Minefield. England: John Wiley & Son, Ltd. 2010. P. 18—22.
4 Jaruzelski B., Mueller M. and Conway P. The Top 10 M&A
Fallacies and Self-Deceptions. Strategy+business magazine. 2011.
P. 1—5.
— в уверенности в том, что не существует возможностей отказаться от M&As-сделки, даже если она кажется невыгодной (информация о ней должна быть закрытой (конфиденциальной);
— в том, что успешность сделки измеряется только количественными показателями;
— в том, что участвующие стороны имеют полное представление о положении на рынке с учетом того, что стратегию в процессе M&As определяет инициативная компания;
— в том, что после процесса M&As будет время для так называемого «постслиятельного планирования»;
— в том, что успех в одной сделке может повториться в других подобных сделках, так как у руководства имеется уверенность в полном понимании самого процесса due diligence5 и в опытной команде, которая провела успешную сделку.
Подобные причины и проблемы должны быть исследованы на примере сделок по слияниям на российском рынке страхования. Первоначально акцентируем внимание на некоторых важных характеристиках нашего рынка.
Первые единичные инвестиционные сделки на страховом рынке России были заключены лишь в начале XXI в. В настоящее время слияния и поглощения происходят уже не только между страховыми компаниями (горизонтальные и вертикальные сделки), но и между другими финансовыми и нефинансовыми организациями (конгломератные сделки). Типичным и наиболее распространенным примером последних является создание кэптивных страховых организаций в финансово-промышленных (ФПГ) и финансовых группах (ФГ), а также проведение банкострахования6.
Если проанализировать российскую практику, то можно наблюдать, что в законодательстве были введены существенные изменения для снятия противоречий в деятельности организаций, которые появились после проведения сделок по слиянию и приобретению. Например, была отменена ст. 6 Закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации
5 Обеспечение должностной добросовестности или проверка благонадежности финансового состояния компании (перед покупкой ее акций, перед слиянием с ней).
6 Подробнее см. Григорьева Е.М., Тарасова Ю. А. Финансовые предпринимательские структуры: трансформация под влиянием рыночной конъюнктуры: монография. СПб.: ИД «Петрополис». 2010. С. 368; Tarasova J. Features of bankinsur-ance in the Russian financial market. EBES Publications. Publisher: Sazak Ofset. Conference book. Istanbul. 2012.
страхового дела в Российской Федерации». В этой статье четко указывались виды деятельности, которыми не могли заниматься страховые организации (производственная, банковская и торгово-посред-ническая). 2007 г. был ознаменован двумя событиями: введением в действие Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании» и отменой Федерального закона от 30.11.1995 № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (ФПГ) без предоставления ему замены7.
Необходимо отметить, что в настоящее время нет законодательных актов, регулирующих все этапы процесса M&As, а также механизм регулирования деятельности тех компаний, которые приобретают новый статус в результате слияния или приобретения. Компании, участвующие в инвестиционных сделках, избегают реорганизации, так как данный вопрос с точки зрения законодательства абсолютно не проработан и вызывает множество проблем при реализации на практике. Кроме того, не учитываются финансовые особенности страховых (кэптивных) компаний, входящих в различные группы, при оценке страховой финансовой устойчивости и платежеспособности. Из существующих методов (приобретение контрольного пакета акций, основных активов, реорганизация) страховые организации России используют преимущественно покупку акций, при этом сделки не являются публичными.
Далее рассмотрим сделки по приобретению, характерные для современного российского рынка страхования, с учетом причин, которые «толкают» к проведению инвестиционных сделок, а также ошибок и заблуждений, рассмотренных ранее, которые не всегда принимаются во внимание сторонами сделки. Рассмотрим ряд стратегий (или тактических приемов) сделок по приобретению, которые произошли на российском рынке страхования. Необходимо отметить, что автору придется сделать некоторые предположения, основываясь на минимальном (практически нулевом) объеме количественной информации. Основой исследования являются статьи по выбранной тематике и интервью с руководителями страховых организаций, которые участвовали в инвестиционных сделках.
Первая сделка, которую необходимо рассмотреть, произошла в 2008—2009 гг. между ОАО «Росгосстрах» (РГС) и ОАО «Русский мир» 8. Ос-
7 Отмена этого закона позволила не регистрировать ФПГ.
8 Как рос «Госстрах». URL: http://www. insur-info. га/
press/71936/.
новная цель сделки — это увеличение доли на рынке при помощи поглощения основного конкурента по числу филиалов на территории России. Иначе говоря, было достигнуто конкурентное преимущество быстрым способом, а также произошло постепенное укрепление рыночной власти. Преимуществами для РГС стало получение краткосрочной выгоды от расширения агентской и клиентской базы, а также сокращение издержек. Основной ошибкой стала надежда на post-merger планирование, т. е. возможность внесения изменений уже после проведения сделки. Не заинтересовав кадровый состав, РГС потеряла часть агентов и их клиентов. Они ушли в другие компании. Кроме того, произошло существенное снижение ликвидности.
Эти ошибки «дорого обошлись» руководителю компании Д. Э. Хачатурову, которому пришлось объединить все страховые и нестраховые компании, потратив на это по некоторым оценкам около 350 млн долл. В 1992 г. РГС имел 100 %-ное участие государства, однако последние ценные бумаги из блокирующего пакета акций РГС был вынужден выкупить в 2010 г. По оценкам специалистов, компания стоит около 4 млрд долл. и успешно развивается, занимая первые места по сбору премий практически по всем видам страхования, поэтому РГС намерен разместить свои акции на бирже в 2013—2014 гг.
Вторая сделка является приближенной к идеальной по схеме приобретения в понимании выгод и в заблаговременном предупреждении возможных проблем. Это окончательное объединение своих активов в России международным финансово-страховым концерном Allianz в 2011—2012 гг. Произошла покупка акций трех страховых организаций: ЗАО «САК «Альянс» (бывшая компания «Ост-Вест Альянс»), ОАО СК «РОСНО» (покупка почти половины акций в 2001 г., остальные были куплены в 2007 г.) и ОАО СК «Прогресс-Гарант» (в 2007 г.) 9. При этом специалистами Allianz были тщательно изучены преимущества и недостатки каждой из трех организаций, а также и всего страхового рынка России.
Компания «Альянс» занимала сильные позиции на российском рынке по страхованию индустриальных (промышленных) и строительных рисков,
9 Президент РОСНО Хокан Даниелссон о том, почему группа Allianz решила объединить свои активы в России. URL: http://www. insur-info. ru/press/70581/; Allianz укрупняется. URL: http://inrevu. ru/allianz-ukrupnyaetsya-i-sokrashhaet-shtaty. html; Здоровые тенденции и интересные перспективы. URL: http://www. insur-info. ru/interviews/864.
по их перестрахованию, в том числе и через международных брокеров, но не имела агентской сети продаж в России. Компания РОСНО имела сильные позиции в добровольном медицинском страховании, разветвленную региональную сеть (89 филиалов по России). Компания «Прогресс-Гарант» также имела значительную долю по медицинскому страхованию и сильные позиции в автостраховании. Это создавало определенную конкуренцию с РОСНО. Однако компания «Прогресс-Гарант» «запустила» серьезные программы по страхованию морских рисков и КАСКО судов, а также ставка была сделана на среднюю и малую группу клиентов.
Таким образом, финансово-страховой концерн Allianz практически достиг поставленных целей.
Во-первых, он увеличил объемы бизнеса и прибыли.
Во-вторых, он создал сбалансированный страховой портфель объединенной компании (большую долю занимает медицинское, имущественное страхование, в том числе автострахование). Кроме того, 80 % портфеля компании «Прогресс-Гарант» удалось сохранить.
В-третьих, вместо брендов компаний «Прогресс-Гарант», «Альянс» и РОСНО появился новый бренд Allianz РОСНО, превратившийся постепенно в Allianz. Произошло повышение эффективности основной и управленческой деятельности (соединение преимуществ от каждой компании) и, как следствие, получение синергетического эффекта (как от операционной, так и от финансовой деятельности). За 2012 г. Allianz в России собрал 26,2 млрд руб. по страхованию «не жизни» и 3,5 млрд руб. по страхованию жизни. Компания работает на основании западных стандартов. Проведение ребрендинга позволило войти в топ-лист наиболее узнаваемых страховых брендов России: компания смогла подняться с 37-го на 3-е место. Следовательно, можно говорить о том, что продуманная стратегия данной сделки позволила избежать возможных ошибок и (или) заблуждений. Также был получен синерге-тический эффект.
И, наконец, третья сделка10, которая представляет наибольший интерес с точки зрения
10 Рождение нового страхового гиганта. URL: http://www. vsk. ru/about/press_center/about_us/?id=2500; ФАС одобрила приобретение компанией РЕСО-Гарантия блок пакета ВСК. URL: http://www. insur-info. ru/news/897/; Холдинг РЕСО выкупил у ЕБРР пакет акций «РЕСО-Гарантия». URL: http://www. insur-info/pressr/45828/.
примененных стратегий (или тактических приемов), — приобретение в залог по займу в размере 1,639 млрд руб. 11 ОСАО «РЕСО-Гарантия» (РЕСО) контрольного пакета акций (25 % + 1 акция) ОАО «Военно-страховая компания» (ВСК) в августе 2011 г. Основная причина сделки — это увеличение рыночной стоимости компании (капитализация). Руководители компании преследовали две цели, которые косвенно освещались в СМИ. Первая — не дать реализовать опцион страховой группе AXA-holding, срок которого уже истек в декабре 2011 г. Вторая — получить доступ к контрактам Минобороны России, с которым имели тесные контакты руководители ВСК.
Достижение первой цели позволило акционерам РЕСО увеличить свою долю в компании с 56,6 до 62,9 % при сохранении того же размера доли AXA-holding. Они смогли это сделать, выкупив опцион у ЕБРР. Этим банком в июне 2007 г. были приобретены 10 % акций РЕСО, которые потом акционеры РЕСО (братья Саркисовы и А. Савельев) выкупили в два этапа (в июне 2008 и декабре 2012 г.). В сентябре 2012 г. акционеры РЕСО получили денежные средства в Сбербанке России под залог пакета акций, чтобы расплатиться по 6-летнему кредиту, взятому в декабре 2007 г. у французской группы AXA12. Следовательно, AXA пока остается единственным иностранным мино-ритарием РЕСО.
Несмотря на публикации осенью того же года о покупке компанией РЕСО за 250—350 млн долл. блокирующего пакета акций ВСК, это сделка пока не состоялась и, скорее всего, не будет реализована. В прессе периодически появлялись заверения о том, что ВСК будет целиком куплена поэтапно (сначала речь шла о 2013—2015 гг., а потом о 2020 г.). Эта ситуация связана с тем, что вторую цель компании РЕСО не удалось реализовать. Минобороны России ежегодно проводит конкурс на страхование корпоративного портфеля договоров ОСАГО. В ноябре 2012 г. победителем была объявлена компания «Ингосстрах». После жалобы от компании РЕСО итоги были пересмотрены в ее пользу. Однако в марте результаты были изменены опять в пользу компании «Ингосстрах». Причина заключалась в
11 Сделка по покупке «РЕСО-Гарантией» страховой компании ВСК может быть закрыта до конца марта. URL: http://www. insur-info. ru/press/84054/.
12 URL: http://www. insur-info. ru/press/83616/; URL: http:// www. insur-info. ru/press/79967/.
недостоверности данных, предоставленных компанией РЕСО13. Подтверждением отказа от своих намерений в отношении ВСК является апрельское решение досрочно вернуть 5-летний кредит, взятый компанией РЕСО у ЕБРР14. Официальной причиной стало заявление о проблемах, связанных с прогнозами по убыточности ОСАГО15.
Таким образом, были рассмотрены стратегии, которые применялись в крупных сделках между страховыми компаниями. Однако можно считать это не стратегическими, а только тактическими путями развития подобных отношений. Кроме того, в исследовании представлены сделки не по всем компаниям. Например, можно было также рассмотреть отношения, происходящие между такими организациями, как Assicurarovci Generali SpA, группой PPF, Basil и компанией «Ингосстрах» по поводу распределения мест в правлении отечественной страховой компании. При этом акциями компании «Ингосстрах» интересуется банк ВТБ, в состав которого уже входит страховая группа МСК. Кроме того, руководители компании «Ингосстрах» выражали намерение купить 100 % акций страховой компании «Югория». Однако эту компанию не позволила приватизировать администрация Ханты-Мансийского автономного округа и сделка сорвалась.
Также существенный интерес представляет деятельность финансовой группы «Кит Финанс», имеющей в составе страховую компанию «Кит Фи-нанс Страхование». Последнюю недавно приобрел иностранный страховщик Liberty Mutual.
Таким образом, в исследовании были рассмотрены общие особенности M&As-сделок с показательными примерами на российском страховом рынке. Характеристика стратегий сделок по слиянию и приобретению позволила выявить их особенности, слабые и сильные стороны, а самое главное — общие черты этих сделок, которые отличают их от подобных сделок, проводимых на иностранных рынках страховых услуг.
Необходимо указать некоторые объединяющие факторы рассмотренных стратегий по инвестиционным сделкам:
13 URL: http://www. insur-info. ru/press/845546/; URL: http:// www. insur-info. ru/news/2139/.
14 РЕСО-Гарантия досрочно погасила кредит ЕБРР на 110 млн долл. URL: http://www. insur-info. ru/press/85346/.
15 РЕСО не будет покупать ВСК. URL: http://www. insur-info.
ru/press/85652/.
1) на фондовом рынке России нет данных о покупке-продаже ценных бумаг, несмотря на то, что все рассмотренные компании созданы в различных формах акционерных обществ. Такая ситуация существенно затрудняет оценку проведенных сделок;
2) информация по сделкам считается конфиденциальной, непубличной, однако с учетом первого пункта для внутреннего рынка эта ошибка не имела последствий. Значение публичности информации резко возрастает, если к страховым организациям существует интерес со стороны иностранных инвесторов;
3) в большинстве случаев основным мотивом (причиной) сделки выступала необходимость в увеличении объема собственных средств компании (увеличение уставного капитала). Осуществление этого позволило страховым организациям осуществить региональное (географическое) и продуктовое расширение деятельности;
4) сделки по приобретению имели преимущественный характер на российском страховом рынке. Сделки по слиянию (через покупку контрольного пакета акций) либо были фиктивными, либо по ряду причин не были реализованы. Это объяснимо, если обратить внимание на первую характерную для российской практики черту.
Российские страховщики считают, что существует множество серьезных препятствий для совершения «хорошей» сделки. Это в основном связано с тем, что целью компании является увеличение продаж и совершенствование этой системы. Каждая компания использует свою (внутреннюю) политику, которая ориентирована на своих собственных менеджеров. Кроме того, особенности использования последних технологических достижений, а также формируемая корпоративная культура в большей степени отдаляют компании друг от друга16. Подтверждающим примером может являться отсутствие единых информационных баз даже по обязательным видам страхования. Например, по ОСАГО уже сделана вторая попытка ввести в действие такую базу.
Единственной серьезной причиной, стимулирующей рост страховых сделок по приобретению на российском рынке, пока является необходимость увеличения объема финансовых ресурсов страховых компаний. Параллельно со сделками происходит
16 Развитие рынка и рост компании — глобальные тренды и локальные достижения: интервью с генеральным директором ООО СК «Согласие» Э. Г. Сулеймановым. 06.11.2012. URL: http://www. insur-info. ru/interviews/833/.
постепенное совершенствование инфраструктуры страхового рынка. Сама инфраструктура получила мощный толчок за счет государственной поддержки, введения в действие и дальнейшего развития рынка ОСАГО. Наличие иностранных инвесторов позволяет говорить о смещении акцентов на соотношение роста компании и эффективности ведения бизнеса, в том числе в виде оценки прибыльности страховой деятельности. Иностранные страховщики отмечают, что в России на успешность работы компаний имеют сильное влияние личностные отношения (иначе говоря, сильная привязанность страхователей к конкретному представителю (продавцу) страховой организации).
Тем не менее «отрасль имеет инвестиционную привлекательность и притягивает внимание со стороны глобальных инвесторов» 17.
Важным для дальнейшего исследования является расчет синергетического эффекта сделок по приобретению на страховом рынке России. Оценить это можно, используя анализ эффективности проведения сделок, сравнительный анализ (через различные способы оценки стоимости компаний), доходный метод (дисконтирование денежных потоков, метод капитализации прибыли), затратный метод, а также метод реальных опционов.
Список литературы
1. Жилкина М. Allianz в России — оптимистический настрой: интервью с генеральным директо-
17 ЖилкинаМ. Стратегические цели и системные изменения: интервью с генеральным директором, председателем правления ОАО «СГ МСК», руководителем операционного блока ОАО «ССГ» С. В. Савостиным. 06.11.2012. URL: http://www. insur-info. ru/interviews/834/.
ром, председателем правления ОАО СК «Альянс» Х. Л. Даниелссоном. 18.01.2013. URL: http://www. insur-info. ru/interviews/851/ (дата обращения: 26.04.13).
2. ЖилкинаМ. Здоровые тенденции и интересные перспективы: интервью с заместителем председателя правления ОАО СК «Альянс» А. В. Сив-ковым. 20.03.2013. URL: http://www. insur-info. ru/interviews/864 (дата обращения: 26.04.13).
3. Миледин П., Малкова И. Как рос «Госстрах» // Forbes. 23.12.2011. URL: http://www. insur-info. ru/press/71936/ (дата обращения: 26.04.2013).
4. Павлов А. В., Павлова Н. А. Слияния и поглощения на страховом рынке // Страховое дело. 2008. № 9. URL: http://www. finanal. ru/009/sliyaniya-i-pogloshcheniya-na-strakhovom-rynke (дата обращения: 26.04.2013).
5. Фостер Р. С., Лажу А. Р. Искусство слияний и поглощений. М.: Альпина Бизнес Букс. 2004. С. 958.
6. Эванс Ф. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: создание стоимости в частных компаниях / пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс. 2007. С. 332.
7. Allianz укрупняется и сокращает штаты // Страховое ревю. 2011. № 11. URL: http://inrevu. ru/allianz-ukrupnyaetsya-i-sokrashhaet-shtaty. html (дата обращения: 26.04.13).
8. Jaruzelski B., Mueller M. and Conway P. The Top 10 M&A Fallacies and Self-Deceptions. Strategy+business magazine. 2011. P. 1—5.
9. Moeller S., Brady C. Navigating the Mergers and Acquisitions Minefield. England: John Wiley & Son, Ltd. 2010. P. 311.
издательские услуги
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]