УДК 159
СТРАТЕГИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ СИСТЕМ МОЛОДЫХ ИННОВАТОРОВ
Ю.В. Сметанова (Томск)
Работа выполнена в Томском государственном университете при поддержке Правительства РФ (грант № 11.G34.31.0043).
Аннотация. Представлены результаты исследования стратегий самореализации, личностного потенциала и когнитивных систем участников инновационных конкурсов в научно-технической сфере. Описаны основные типы инноваторов, специфические особенности их деятельности и когнитивных систем. Сформулированы гипотезы о когнитивных особенностях инноваторов.
Ключевые слова: инновационная деятельность; когнитивные системы; личностный потенциал; самореализация.
В современных условиях неуклонно растет значение инновационного предпринимательства для развития и повышения конкурентоспособности государства на мировой арене. Исследователи все чаще обращаются к анализу особенностей данной сферы деятельности, специфических психологических и социологических причин, детерминирующих включение в нее молодежи, а также к разработке программ повышения эффективности инновационного предпринимательства. При этом все более очевидной становится необходимость понимания когнитивных особенностей как факторов и условий жизнеосуществления в данной сфере инновационного предпринимательства (О.М. Крас-норядцева, Э.В. Галажинский, Е.В. Попова).
Нами было проведено исследование стратегий самореализации и особенностей когнитивных систем, присущих молодым инновационным предпринимателям-инноваторам, на выборке участников инновационных конкурсов в научно-технической сфере «БИТ Сибирь» [5] (2009-2011 гг.) численностью 105 человек.
Описываемое исследование, имея самостоятельную значимость, выступило также пилотажным по отношению к проекту по изучению когнитивных особенностей инноваторов и позволило сформулировать некоторые исследовательские гипотезы в данном направлении.
Для выявления стратегий самореализации молодых людей в сфере инновационного предпринимательства использовался диагностический пакет, направленный на изучение личностного потенциала и включающий в себя опросники: жизнестойкости (С. Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой), самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова), толерантности к неопределенности (MSTAT-I Д. Маклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой) и тест «Якоря
84
Стратегии самореализации и особенности когнитивных систем
карьеры» (Э. Шейн), позволяющий анализировать особенности ценностной ориентации [1]. Целесообразность применения данных методов для определения разных типов инновационного поведения и стратегий самореализации была выявлена нами ранее на выборках успешных предпринимателей [4]. Мы использовали также целый спектр методов социально-психологического анализа: наблюдение, опросы, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок и анализ биографий. Эта совокупность методов позволила качественно описать стратегии самореализации молодежи в сфере инновационного предпринимательства и особенности когнитивных систем инноваторов.
Когнитивные системы мы, вслед за В.З. Демьянковым (1996), Е.Г. Хомяковой (2004), Д.В. Ушаковым (2009), понимаем как обобщенные саморазвивающиеся системы, присущие человеку, детерминируемые биологическими и социальными факторами, основанные на принципах репрезентации и выработки решений и проявляющие себя в специфике познания окружающей действительности, в языке, установках и стилях мышления [3].
Психологическая диагностика параметров личностного потенциала показала, что результаты участников близки к нормативным для инноваторов [1]. Молодые люди - участники исследования - обладают достаточными ресурсами по противостоянию сложным ситуациям и ситуациям неопределенности, способны видеть в жизненных трудностях новые возможности и достаточно эффективны в самоорганизации своей деятельности.
С целью выявления типов инноваторов с разными стратегиями самореализации нами был проведен кластерный анализ методом Ward^ с использованием коэффициента Пирсона на основании параметров личностного потенциала и карьерных ориентаций. Выделены 3 кластера, которые были подвергнуты дополнительной статистической проверке на достоверность различий с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
Результаты исследования показали, что группы молодежи, выделившиеся в результате кластеризации, достоверно различаются по следующим параметрам личностного потенциала (p < 0,05): жизнестойкость, самоорганизация деятельности и толерантность к неопределенности; анализ экспертных оценок и данных наблюдения показал, что молодые люди, вошедшие в разные группы, имеют разные показатели успешности деятельности.
Ниже приведены описания выделенных групп и представлены результаты анализа стратегий самореализации молодежи в сфере инновационного предпринимательства и особенности когнитивных систем у разных типов инноваторов по каждой из групп.
В первый кластер вошли участники, достоверно более успешные в самоорганизации деятельности (p < 0,05), отличающиеся выражен-
85
№ 46
Сибирский психологический журнал
2012 г.
ными показателями фиксации (р < 0,003) и самоорганизации (р < 0,005). По карьерным ориентациям данная группа демонстрирует достаточно высокие ориентации на предпринимательство, вызов, менеджмент и т.д. Результаты наблюдения, анализа деятельности и метода экспертных оценок показали, что именно в этой группе участников наибольшее число тех, кто становился финалистом или даже победителем инновационного конкурса (почти 50% всего состава группы кластера). Вследствие этого данный кластер был нами назван «успешные».
Основной состав группы представляют либо молодые исследователи с высокими показателями научно-практической результативности, либо менеджеры и действующие предприниматели. Анализ биографий и особенностей деятельности показал, что эти молодые люди высоко активны в своей деятельности и при построении карьеры склонны к совмещению менеджерской и предпринимательской функций с исследовательской деятельностью. Они очень результативны в своей деятельности: многие из них становились победителями инновационных и проектных конкурсов, в том числе всероссийского и регионального уровня. Помимо этого, в данном кластере очень высок в сравнении с другими группами процент девушек (> 30%). Полученные данные позволяют нам предположить, что успешность в инновационной деятельности может быть связана с особенностями работы головного мозга (ГМ), в том числе с особенностями синхронизации различных отделов ГМ при решении исследовательских и предпринимательских задач, а также с функциональной асимметрией мозговых структур и плотностью межполушарных связей, которая, согласно данным многих исследователей, больше у женщин, нежели у мужчин [2, 3]. Однако указанные тезисы являются гипотетическими и нуждаются в дополнительных эмпирических исследованиях и проверке.
Участники, которые вошли в состав второго кластера - самого многочисленного, достоверно наиболее толерантны к неопределенности (р < 0,008), в стрессовых ситуациях стремятся к поиску путей влияния и контролю над происходящим (различия по шкале «контроль» методики жизнестойкости достоверны при р < 0,02). Они жизнестойки и склонны к самоорганизации деятельности; ориентированы на менеджмент, предпринимательство, вызов, служение, но менее склонны к стабильности места жительства.
Среди респондентов второго кластера почти 30% тех, кто участвует в конкурсе «БИТ» [5] не один раз, при этом большинство ни разу не доходило до финала. Как показывают наблюдения, в одних случаях эти участники представляют свои инновационные проекты, а в других - просто являются посетителями открытых лекций и слушателями образовательной программы. По составу кластера и с учетом особенностей деятельности участников в этом кластере очень большой процент исследователей, преподавателей с высокой публикационной активностью, патента-
86
Стратегии самореализации и особенности когнитивных систем
ми, учеными степенями. Если участники, составившие данную группу, являются владельцами и руководителями предприятий, то чаще всего это научно-производственные предприятия. Анализ деятельности и экспертных оценок позволяет предположить, что они склонны к постоянному совершенствованию, в результате: учатся, доучиваются, оттачивают навыки, возможно, желая, в конце концов, стать «победителями» и создать свое дело. Именно поэтому данный кластер был нами назван «тренирующиеся» (перфекционисты).
Третий кластер обладает достоверно самыми низкими показателями по самоорганизации деятельности (р < 0,0001), в частности, по следующим показателям: настойчивость (р < 0,001), фиксация
(р < 0,002), самоорганизация (р < 0,015). У молодежи данного кластера ниже толерантность к неопределенности и жизнестойкость. При этом в профиле карьерных ориентаций менее всего выражены ценностные ориентации на менеджмент, служение, вызов, предпринимательство, при этом высока ориентация на независимость.
В составе данного кластера порядка 25% участников, бывших в разное время финалистами конкурса, но так и не победивших в нем. Кстати, преимущественно их проекты были отобраны в финал на основе первичной проектной экспертизы и заочного голосования судей. Возможно, для победы в конкурсе данным участникам не хватило именно ресурса самоорганизации деятельности. Среди участников данной группы лишь единицы активно обучались в рамках образовательной программы конкурса [5], многие вообще ее не посещали (говорили, что не видят необходимости учиться). Помимо этого, выраженная ориентация на независимость нашла свое выражение в финале и предфинальной подготовке в противопоставлении себя организаторам и судьям конкурса. Именно это позволило нам идентифицировать данную группу как «независимые».
При анализе особенностей деятельности и биографического пути участников, вошедших в эту группу, было отмечено, что для них характерны очень нестабильные показатели деятельности. Так, при наличии интереса к инновационной проектной деятельности у многих основные сферы самореализации далеки от инноваций. Это в основном либо сфера обслуживания, либо исследовательская работа, причем, как правило, с невысоким уровнем результативности (малое количество публикаций, отсутствие профессиональных признаний, наград). Молодые люди, вошедшие в данную группу, оказываются нестабильными и нерезультативными в своей деятельности.
Таким образом, исследование позволило выявить три основных типа молодых инноваторов с характерными для них стилями самореализации и проанализировать специфические особенности личностного потенциала каждого из выявленных типов.
87
№ 46
Сибирский психологический журнал
2012 г.
Результаты исследования позволяют предполагать наличие взаимосвязей у инноваторов между показателями их личностного потенциала как ресурса жизнеосуществления и когнитивными системами. Можно предположить, что специфика личностного потенциала и способность к совмещению функций исследователя и предпринимателя (в том числе на уровне совмещения стилей мышления и когнитивных стратегий решения задач, а также особенностей протекания мозговых процессов при решении этих задач) позволяет молодым людям быть более эффективными в инновационной деятельности. Сформулированные по итогам данного проекта гипотезы требуют проверки и дополнительных исследований, которые планируются к реализации в 2013 г., в том числе с использованием психофизиологического инструментария (методов электроэнцефалографии и трекинга глаз).
Литература
1. Богомаз С.А., Каракулова О.В. Личностный и коммуникативный потенциалы ин-
новационно-предпринимательски-ориентированных субъектов // Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. 48-51.
2. Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978. 184 с.
3. Когнитивные исследования: Проблема развития : сб. науч. тр. / под ред. Д.В. Уша-
кова. М. : Ин-т психол. РАН, 2009. Вып. 3. 352 с.
4. Сметанова Ю.В. Личностный потенциал как ресурсная составляющая инновационно-предпринимательской направленности : дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2012. 217 с.
5. Bit-konkurs: Бизнес инновационных технологий: заставь инвестора поверить в себя!
// Всероссийский конкурс «Бизнес инновационных технологий». URL: http://www. bit-konkurs.ru/ (дата обращения: 02.04.2012).
STRATEGIES OF SELF-REALIZATION AND FEATURES COGNITIVE SYSTEMS OF YOUNG INNOVATORS Smetanova Yu.V. (Tomsk)
Summary. The results of the research strategies of self-realization of personal potential and cognitive systems in participants innovation competition in the scientific sphere. Describes the main types of innovators, the specific features of their activity and cognitive systems. Formulated the hypothesis that the cognitive characteristics of innovators.
Key words: innovation activity; cognitive systems; personal potential; self-realization.
88