ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ
УДК 81.42
Л. Г. Антонова, Е. А. Лебедева
Стратегии самопрезентации языковой личности блогера
В статье рассматриваются приемы презентационной стратегии, которой стремится овладеть языковая личность, оказавшаяся в пространстве виртуального дискурса. Анализируя способы самопрезентации и инструменты виртуального взаимодействия блогера, ведущего сетевой дневник, можно выявить особенности его мышления и восприятия действительности, манеру общения и систему ценностей. При описании особенностей самопрезентации авторы статьи уделяют особое внимание аспектам экспериментирования языковой личности с собственной идентичностью, когда для воплощения конкретных коммуникативных намерений создаются искусственные образы - «маски», за которыми часто находится множество социальных, психологических и коммуникативных ролей языковой личности блогера. Авторы доказывают, что блогодискурс является уникальной коммуникативной средой, которая позволяет блогеру быть «наедине со всеми», успешно сочетать публичное и интимное. Каждый блогер стремится к «успешной коммуникации», под которой понимается такое общение, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить коммуникативное равновесие.
Ключевые слова: языковая личность блогера, презентационная стратегия, самопрезентация личности, виртуальный дискурс, коммуникативные намерения, собственная идентичность, коммуникативная роль, успешная коммуникация, коммуникативное равновесие.
COMMUNICATION THEORY
L. G. Antonova, E. A. Lebedeva
Self-presentation strategies of a blogger's linguistic personality
This article discusses presentation strategy techniques that every linguistic personality involved in virtual discourse seeks to master. Analyzing the methods of self-presentation and virtual interaction tools of a blogger can be the best way to identify their way of thinking and perception of reality, the manner of communication and the system of values. When describing the features of self-presentation, the authors pay particular attention to a linguistic personality experimenting with their own identity when they create artificial images -"masks" to realize specific communicative intentions. Behind these "masks" there are often a multitude of social, psychological and communicative language roles of the individual blogger. The authors argue that bloggers' discourse is a unique communicative environment that allows a blogger to be "tete-a-tete with everybody", to combine public and intimate. Every blogger aims at successful communication which enables the speaker to reach their goals and keep a communicative balance.
Keywords: linguistic personality of a blogger, presentation strategy, personality, self-presentation strategy, virtual discourse, communicative intent, own identity, communicative role, successful communication, communicative balance.
В настоящее время в науке большое внимание уделяется языковой личности, в частности, способам ее самопрезентации в разных типах дис-
© Антонова Л. Г., Лебедева Е. А., 2015
курса. Особое значение приобретает изучение способов реализации личности в рамках виртуального дискурса. Основные цели виртуального
дискурса можно свести к социализации, самопрезентации и развлечению участников данного вида дискурса. Главной из перечисленных целей, по мнению исследователей, является цель самопрезентации, поскольку в течение всего процесса виртуального взаимодействия с другими пользователями языковая личность так или иначе стремиться показать себя с лучшей, по ее мнению, стороны, предстать в выгодном свете, акцентируя внимание партнеров по коммуникации именно на тех своих чертах, качествах, которые считает или хочет считать своими достоинствами. Стоит отметить и то, что данная цель преследуется участниками на протяжении всего процесса коммуникации, поскольку именно от того, как виртуальная языковая личность сумеет преподнести себя другим пользователям сети, будет зависеть успех ее общения, положение, занимаемое в том или ином сетевом обществе [6]. Мы не можем не согласиться с А. В. Бо-лотновым, что изучение различных дискурсивных проявлений человека позволяет выявить его мировидение, систему ценностей, особенности мышления и восприятия действительности, теза-руус, манеру общения и другие особенности. При стилевом подходе следует акцентировать внимание на индивидуально-авторских особенностях восприятия мира, обработке полученной информации и реакции на нее, на специфике приобщения адресата к своему видению действительности [1].
Ни одна успешная коммуникация не может обойтись без обращения к специальным коммуникативным стратегиям, под которыми понимается пошаговое планирование достижения цели с планированием ресурсов для каждого шага стратегии. Более подробно данный термин раскрывает А. В. Олянич [5]. Под коммуникативной стратегией он понимает концептуальное мировоззренческое намерение и его действенное осуществление по направлению производства содержания коммуникативного процесса, то есть «выбор того или иного коммуникативного пространства, той или иной среды коммуникации, того или иного типа взаимодействия, того или иного места порождения смысла и, тем самым, одного или нескольких дискурсивных измерений, относительно которых строится дискурс коммуникации [5, с. 317].
Стоит отметить, что на настоящее время учеными было осуществлено большое количество попыток выделения типов и построения классификации коммуникативных стратегий. Отдель-
ные исследователи полагают, что все выделяемые типы стратегий могут быть в самом общем виде сведены к трем обширным классам - презентации, манипуляции, конвенции. По мнению С. В. Дацюка, основными средствами этих стратегий являются: для презентации - послание, для манипуляции - сообщение, для конвенции -диалог [3].
Основным средством самопрезентации языковой личности в процессе интернет-коммуникации является ее коммуникативное поведение. Только проявив себя в общении, личность может быть замечена и оценена иными участниками коммуникации. Но процессу общения предшествуют пресуппозиционные факторы, которые у О. В. Лутовиной названы как «доком-муникативные средства» [6, с. 57]. К ним относятся ник (сетевое имя) пользователя, аватар (картинка, заменяющее лицо автора в сети), подпись (текст, который идет после основного текста сообщения), название блога или домашней страницы. Докоммуникативные средства - это первое, что заявляет о себе языковая личность в виртуальном пространстве. Лишь после преодоления этого уровня она переходит непосредственно к процессу общения.
О. В. Лутовина считает, что при изучении особенностей самопрезентации того или иного лица в виртуальной коммуникации особое внимание нужно уделить особенностям речевого поведения и невербальным компонентам коммуникативного поведения рассматриваемого лица. К особенности речевого поведения исследователь относит специфические формулы общения, прецедентные феномены и языковую игру; к невербальным компонентам - использование смай-лов или всевозможных картинок, а также других мультимедийных средств [6, с. 58-59].
Подобному типу поведения благоприятствует анонимность, право на которую предоставляет Всемирная сеть. Таким образом, у человека появляется уникальная возможность экспериментирования с собственной идентичностью, которая порождается анонимностью и ограниченным сенсорным опытом. Для воплощения конкретных коммуникативных намерений авторами формируются собственные (или личные) образы, за которыми часто находится множество социальных и психологических реалий.
М. Р. Желтухина указывает, что речевое воздействие на людей в процессе коммуникации оказывается при помощи так называемых «суггестивных методов», которые могут быть пред-
ставлены как известные нам тактики заражения, внушения, убеждения. Эти методы можно рассматривать как цепную реакцию, при которой вначале происходит психологическая подготовка аудитории к восприятию информации (заражение), далее - внедрение своих установок в сознание аудитории (внушение), что, в конечном счете, приводит аудиторию к состоянию собственной «убежденности» [4, с. 354] . Остановимся на этом подробнее.
• Заражение - подсознательный переход слушателя / читателя в определенное состояние под влиянием внешнего воздействия. Исследователи отмечают, что такой переход может быть осуществлен только в случае, если автор обладает большим речевым эмоциональным зарядом и умеет передать свое психологическое настроение аудитории, заставив ее, тем самым, реагировать на свое выступление в нужном ему направлении [5, с. 354] «Заразить» аудиторию можно с помощью эмоциональной яркости изложения содержания речи; при оправданном употреблении выразительных средств и убедительных примеров.
• Внушение осуществляется посредством емких, позитивных концептов, ярких эмоциональных «картин» и «образов», которые всегда понятны, приемлемы для слушателей и находят у них непосредственный отклик. Данный способ воздействия носит осознанный характер, так как степень воздействия связана с тем, насколько легко личность поддается внушению, с ее внутренним состоянием и авторитетностью выступающего. При внушении речь должна быть насыщенной, эмоционально яркой, она должна затрагивать чувства аудитории, а также апеллировать к ее основным ценностям.
• Убеждение, в отличие от внушения, обращено в большей степени к рациональной сфере слушателя. Убеждение, как отмечает В. Олянич, должно быть максимально логичным и доказательным, а также содержать как обобщенные положения, так и конкретные факты, примеры. Убеждая аудиторию, выступающий обращается к ее разуму, но при этом одновременно влияет и на его чувства [5, с. 355].
Стоит отметить, что блогодискурс является уникальной коммуникативной средой, поскольку позволяет быть «наедине со всеми», сочетает публичное и интимное. Каждый блогер тем или иным способом стремится донести свои мысли до массовой аудитории. Но если в обычных условиях под успешной коммуникацией понимается такое общение, которое позволяет говоря-
щему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником, коммуникативное равновесие [5], то в рамках виртуального пространства возможно и иное развитие событий: информация в блоговой записи может быть намеренно провокационной, публикуемой с целью «взорвать» публику. Но, естественно, не все блогеры преследуют подобные цели. Следует отметить, что применительно к блогосфере важен горизонтальный вид равновесия [6, с. 58]. Обусловливается это тем, что в виртуальном пространстве понятия о «рангах» стирается, создается иллюзия, что все равны. Не случайно интернет многие пользователи упорно считают «большой свалкой», где свобода часто граничит с вседозволенностью и выливается в принцип «делай, что хочешь». Но даже здесь, как отмечают исследователи, для успешной коммуникации участники должны быть компетентны относительно того, что для данного вида взаимодействия является нормой, а что может привести к нарушению этических и нормативно языковых правил. Иными словами, языковая личность в интернет-коммуникации должна владеть определенными знаниями, представлениями, умениями и навыками, необходимыми для поддержания общения и обмена информацией в рамках соответствующей ситуации общения, согласно определенным целям, то есть языковая личность должна обладать коммуникативной компетенцией. О. В. Лутовина пишет, что коммуникативная компетенция языковой личности складывается из трех составляющих: энциклопедической, лингвистической и интерактивной [6, с. 58]. Под энциклопедической компетенцией в данном случае понимается способность человека вербально описывать положение дел в том или ином фрагменте мира, например, в какой-то предметной области. О лингвистической компетенции пользователя будет непосредственно свидетельствовать способность правильного использования арсенала определенного языка для достижения тех или иных целей. Что касается интерактивной компетенции, то она проявляется в способности участника виртуального дискурса к установлению языкового контакта с партнером по коммуникации, а также в поддержании или прерывании этого контакта, соблюдая правила общения, принятые в данном языковом коллективе. «Поскольку речь участников виртуального дискурса, отмечает исследователь, - это сплав устной и письменной речи, то для адекватной коммуникации в Сети языковая личность должна
знать все эти особенности и уметь правильно употреблять и воспринимать эту новую устно-письменную форму речи» [6, с. 59].
По Т. Г. Гермашовой, ведущими техниками самопрезентации в блогодискурсе являются самоописания и текстовые повествования; дополнительные визуальные средства, в особенности рисунки, фотографии, аудиофайлы и ссылки на другие ресурсы, а также результаты онлайн- тестирования. Исследователь указывает, что в меньшей степени используются средства художественной литературы (стихотворения и проза), а также менее распространено размещение в бло-гах анкеты для знакомств [2].
Еще одна стратегия, которая может найти реализацию в блоге, - это стратегия подчинения (или провоцирования), при которой говорящий пытается заставить партнера по коммуникации действовать в соответствии с его требованиями, то есть стремится получить прогнозируемую реакцию, обещая за это какую-либо награду либо просто призывая адресата к «чувству долга».
Ярко выраженная авторская позиция, аргументация, оценочность, нестандартность - все это особенности использования тактических приемов в организации эффективного успешного поста, как утверждают исследователи. Кроме того, именно экспрессивные средства воздействия служат созданию злободневности и актуальности и в итоге могут сделать блогера популярным.
Как показал опыт практического описания «традиций» блогосферы на примере систематического анализа постов известных медиалично-стей (Сергея Стиллавина и Тины Канделаки), в постах блогеры говорят о себе, своей включенности в проблему, что обеспечивает определенный «баланс отношений» партнеров, позволяет произвести определенное впечатление на целевую аудиторию, решить комплекс задач воздействия. Для большей убедительности в решении задач информирования и воздействия блогеры не ограничиваются вербальными текстами и прибегают к дополнительным средствам: видео, аудио, графическим файлам, смайлам. Особую значимость приобретают тактические приемы инти-мизации блогодискурса: блогеры могут показывать свою включенность в проблему, отождествлять себя с аудиторией, для которой пишут, использовать интригующие заголовки. (Так, у Тины Канделаки есть запись с говорящим заголовком: «Уважаемый Дмитрий Ливанов! Чего вы боитесь?» или запись под названием: «Слив засчитан. Минобрнауки признал утечку ЕГЭ» [7].
В обоих случаях в центре оказывается ситуация вокруг Единого государственного экзамена, сложившаяся в прошлом году, а именно «утечка» экзаменационных заданий. При анализе ситуации автор активно включает примеры - события жизни собственной семьи).
Еще один важный вывод был сделан при аналитическом описании: при выборе любого стратегического направления личность, активно взаимодействующая в блогодискурсе, действительно желает себя грамотно преподнести массовой аудитории и демонстрирует и коммуникативную компетенцию, и успешный «опыт пишущего», чтобы обстоятельно и развернуто описывать свои мысли и впечатления, устанавливать и поддерживать контакт с виртуальными партнерами по коммуникации и, конечно, получить ответную реакцию. На первом месте в блогосфере всегда остается самопрезентация, а среди наиболее востребованных стратегий, к которым прибегает блогер, - стратегия вовлеченности, стратегия личного обращения, стратегия убеждения и стратегия «предложение помощи». Состоявшиеся, успешные блогеры обладают навыками прогнозирования развития диалога, предугадывают реакцию собеседника и реагируют на нее.
Наш опыт прикладного описания подтверждает, что перед массовой аудиторией в лучших опытах блогодискурса предстает портрет автора-блогера, заинтересованного в социальных проблемах, считающего себя причастным к ним и стремящегося найти им решение.
Библиографический список
1. Болотнов, А. В. Самопрезентация языковой личности в публичном дискурсе: когнитивно-стилистический аспект [Текст] / А. В. Болотнов // Вестник ТГПУ, 2012. - №10 (125).
2. Гермашева, Т. М. Виртуальная языковая личность в пространстве блог-дискурса [Текст] / Т. М. Гермашева // Вестник Адыгейского государственного университета, 2014. - №2 (140). -(Филология и искусствоведение).
3. Дацюк, С. В. Коммуникативные стратегии. [Электронный ресурс] / С. В. Дацюк. - Режим доступа:
http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751. -(Дата обращения: 21.09.2015).
4. Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ [Текст] : монография / М. Р. Желтухина. - М. :
Ин-т языкознания РАН ; Волгоград : Изд-во ВФ МУПК, 2003. - 656 с.
5. Олянич, А. В. Презентационная теория дискурса [Текст] : монография / А. В. Олянич. -Волгоград : Парадигма, 2004. - 507 с.
6. Лутовинова, О. В Коммуникативное пространство виртуальной языковой личности [Электронный ресурс] / О. В. Луговинова // Известия ВГПУ, 2012. - №11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/kommunikativnoe-prostranstvo-virtualnoy-yazykovoy-Hchnosti. - (Дата обращения: 21.09.2015).
7. Блог Тины Канделаки. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //tikandelaki .livej ournal .com/330043.html. -(Дата обращения: 21.09.2015).
Bibliograficheskij spisok (in Russ)
1. Bolotnov, A. V. Samoprezentacija jazykovoj lichnosti v publichnom diskurse: kognitivno-stilisticheskij aspekt [Tekst] / A. V. Bolotnov // Vestnik TGPU, 2012. - №10 (125).
2. Germasheva, T. M. Virtual'naja jazykovaja lichnost' v prostranstve blog-diskursa [Tekst] / T. M. Germasheva // Vestnik Adygejskogo gosudar-stvennogo universiteta, 2014. - №2 (140). -(Filologija i iskusstvovedenie).
3. Dacjuk, S. V. Kommunikativnye strategii. [Jelektronnyj resurs] / S. V. Dacjuk. - Rezhim dostupa:
http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751. -(Data obrashhenija: 21.09.2015).
4. Zheltuhina, M. R. Tropologicheskaja sugges-tivnost' mass-medial'nogo diskursa: o probleme re-chevogo vozdejstvija tropov v jazyke SMI [Tekst] : monografja / M. R. Zheltuhina. - M. : In-t jazykoz-nanija RAN ; Volgograd : Izd-vo VF MUPK, 2003. -656 s.
5. Oljanich, A. V. Prezentacionnaja teorija diskursa [Tekst] : monografija / A. V. Oljanich. -Volgograd : Paradigma, 2004. - 507 s.
6. Lutovinova, O. V Kommunikativnoe pros-transtvo virtual'noj jazykovoj lichnosti [Jelektronnyj resurs] / O. V. Lugovinova // Izvestija VGPU, 2012. -№11. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnoe-prostranstvo-virtualnoy-yazykovoy-lichnosti. - (Data obrashhenija: 21.09.2015).
7. Blog Tiny Kandelaki. [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://tikandelaki.livejournal.com/330043.html. -(Data obrashhenija: 21.09.2015).
Дата поступления статьи в редакцию: 01.09.2015 Дата принятия статьи к печати: 03.09.2015