Научная статья на тему 'Стратегии самопрезентации глав российских регионов в социальных сетях Интернета: ключевые особенности, эффективность (на примере профилей «ВКонтакте»)'

Стратегии самопрезентации глав российских регионов в социальных сетях Интернета: ключевые особенности, эффективность (на примере профилей «ВКонтакте») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самопрезентация / управление впечатлением / политическая идентичность / социальные медиа / онлайн-коммуникация / образ политика / self-presentation / impression management / political identity / social media / online communication / political image

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Солдатенков Иван Вячеславович

Социальные ресурсы эпохи Web 2.0 предоставляют политическим акторам широкие возможности для оказания воздействия на общественное мнение. Вместе с этим новые медиа предъявляют требования, без соответствия которым медиастратегии не могут быть успешны. В связи с этим политические деятели вынуждены адаптировать новые способы представления себя другим в ходе Интернет-коммуникации. Цель исследования – выявить особенности стратегий самопрезентации, используемых главами субъектов Российской Федерации в социальных медиа. Метод исследования – дедуктивный контент-анализ публикаций (N = 400) на стенах персональных профилей С.С. Собянина, Р.А. Кадырова, А.С. Никитина, А.Л. Текслера, О.А. Николаева, И.И. Кобзева, А.С. Цыденова, М.В. Развожаева в сети «ВКонтакте». Установлено, что политики используют сбалансированный способ представления себя, сочетающий тактики профессионализации, ассоциации с жителями региона, демонстрации взаимодействия с органами власти, освещения частной жизни. В ходе самопрезентаций внимание акцентируется на положительных эффектах профессиональной активности, на позитивной интеракции с гражданами. Выявлены значимые различия между тактиками по показателям лайков/комментариев/репостов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Солдатенков Иван Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of Self-presentation of Heads of Russian Regions in Internet Social Networks: Key Features, Effectiveness (on the Example of VKontakte Profiles)

The social resources of the Web 2.0 era provide political actors with a wide range of opportunities to influence public opinion. At the same time, the new media impose demands that media strategies cannot succeed without. Therefore, political actors are forced to adapt new ways of presenting themselves to others in the course of Internet communication. The purpose of the study is to identify the peculiarities of self-presentation strategies used by the heads of the subjects of the Russian Federation in social media. The research method is deductive content analysis of publications (N = 400) on the walls of personal profiles of S.S. Sobyanin, R.A. Kadyrov, A.S. Nikitin, A.L. Teksler, O.A. Nikolaev, I.I. Kobzev, A.S. Tsydenov, and M.V. Razvozhayev in the VKontakte network. It was found that politicians use a balanced way of presenting themselves, combining the tactics of professionalization, association with citizens, demonstration of interaction with the authorities, and coverage of private life. Self-presentations emphasize the positive effects of professional activity and positive interaction with citizens.

Текст научной работы на тему «Стратегии самопрезентации глав российских регионов в социальных сетях Интернета: ключевые особенности, эффективность (на примере профилей «ВКонтакте»)»

Солдатенков И.В.

5.5.2 Политические институты, процессы и технологии

(политические науки)

Political Institutions, Processes and Technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-97-108 УДК: 32.019.51 ГРНТИ: 11,15 EDN: OVHCXS

Стратегии самопрезентации глав российских регионов в социальных сетях Интернета: ключевые особенности, эффективность (на примере профилей «ВКонтакте»)

И.В. Солдатенков ©

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

E-mail: ¡[email protected]

Аннотация. Социальные ресурсы эпохи Web 2.0 предоставляют политическим акторам широкие возможности для оказания воздействия на общественное мнение. Вместе с этим новые медиа предъявляют требования, без соответствия которым медиастра-тегии не могут быть успешны. В связи с этим политические деятели вынуждены адаптировать новые способы представления себя другим в ходе Интернет-коммуникации. Цель исследования - выявить особенности стратегий самопрезентации, используемых главами субъектов Российской Федерации в социальных медиа. Метод исследования - дедуктивный контент-анализ публикаций (N = 400) на стенах персональных профилей С.С. Собянина, Р.А. Кадырова, А.С. Никитина, А.Л. Текслера, О.А. Николаева, И.И. Коб-зева, А.С. Цыденова, М.В. Развожаева в сети «ВКонтакте». Установлено, что политики используют сбалансированный способ представления себя, сочетающий тактики профессионализации, ассоциации с жителями региона, демонстрации взаимодействия с органами власти, освещения частной жизни. В ходе самопрезентаций внимание акцентируется на положительных эффектах профессиональной активности, на позитивной интеракции с гражданами. Выявлены значимые различия между тактиками по показателям лайков/комментариев/репостов.

Ключевые слова: самопрезентация, управление впечатлением, политическая идентичность, социальные медиа, онлайн-комму-никация, образ политика

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Солдатенков И.В. Стратегии самопрезентации глав российских регионов в социальных сетях Интернета: ключевые особенности, эффективность (на примере профилей «ВКонтакте»)// Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 4. С. 97-108. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-97-108. EDN: ОУНСХБ

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-97-108

Strategies of Self-presentation

of Heads of Russian Regions

in Internet Social Networks:

Key Features, Effectiveness

(on the Example of VKontakte Profiles)

I.V. Soldatenkov ©

St. Petersburg State University (SPbSU), Saint Petersburg, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The social resources of the Web 2.0 era provide political actors with a wide range of opportunities to influence public opinion. At the same time, the new media impose demands that media strategies cannot succeed without. Therefore, political actors are forced to adapt new ways of presenting themselves to others in the course of Internet communication. The purpose of the study is to identify the peculiarities of self-presentation strategies used by the heads of the subjects of the Russian Federation in social media. The research method is deductive content analysis of publications (N = 400) on the walls of personal profiles of S.S. Sobyanin, R.A. Kadyrov, A.S. Nikitin, A.L. Teksler, O.A. Nikolaev, I.I. Kobzev, A.S. Tsydenov, and M.V. Razvozhayev in the VKontakte network. It was found that politicians use a balanced way of presenting themselves, combining the tactics of professionalization, association with citizens, demonstration of interaction with the authorities, and coverage of private life. Self-presentations emphasize the positive effects of professional activity and positive interaction with citizens.

Key words: self-presentation, impression management, political identity, social media, online communication, political image

FOR CITATION: Soldatenkov I.V. Strategies of Self-presentation of Heads of Russian Regions in Internet Social Networks: Key Features, Effectiveness (on the Example of VKontakte Profiles). Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 4. Pp. 97-108. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-97-108. EDN: OVHCXS

V_/

ВВЕДЕНИЕ

Ключевой тенденцией глобального развития в настоящее время выступает экспансия информационно-коммуникационных технологий. Так, по данным отчета «Digital 2023 April Global Statshot Report», количество уникальных пользователей сети Интернет в 2023 г. достигло 5,18 млрд, при этом среднее время пользования сетью составляет более 6 часов ежедневно1. Цифровые технологии стали источником трансформации практических всех сфер общественной жизни, что побуждает исследователей все чаще рассматривать процесс экспансии новых технологических средств как научно-техническую революцию, ведущую к укоренению в социуме новой информационно-технологической парадигмы [3].

Заметно влияние новых технологий на политическую подсистему общества. К настоящему времени глобальная цифровизация оказала трансформирующее воздействие на широкий спектр политических

1 Digital 2023 April global Statshot report - DataReportal Global digital insights. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-april-global-statshot (дата обращения: 27.04.2023).

явлений, что выразилось в появлении новых подходов к организации системы государственных институтов («цифровая демократия» [12], «цифровое правительство» [22]), в развитии практик цифровой гражданской активности [7] и т.д.

Цифровизация также оказала значительный трансформирующий эффект на коммуникативные процессы в сфере политики. Важнейшую роль в этом сыграло появление и распространение технологий поколения Web 2.0, основанных на принципах партиципаторно-сти и открытости. Социальные сети - основной тип онлайн-ресурсов нового формата - сформировали особую систему сетевой коммуникации, которая отличается размытостью границ между различными уровнями информационного взаимодействия [1].

В социальных медиа заложен широкий спектр новых коммуникативных возможностей для политических деятелей. В лице технологий Web 2.0 они приобрели ресурсы, позволяющие осуществлять «перманентную агитационную кампанию, зачастую независимо от электорального цикла» [18]. Однако, особенности онлайн-коммуникации также предъявляют к политикам новые требования, что вынуждает их актуализировать свои медиастратегии [9].

Солдатенков И.В. -

В современных научных исследованиях специфика сетевой политической самопрезентации только начинает раскрываться, что позволяет говорить об актуальности данного направления исследований. Необходимо уточнение содержания стратегий самопрезентации, применяемых политиками на различных уровнях, выявление национальной специфики данного явления, определение наиболее эффективных практик представления себя другим в сети.

В рамках данного исследования предпринята попытка раскрыть ряд обозначенных проблем. На примере профилей глав субъектов Российской Федерации в социальной сети «ВКонтакте» выявлены ключевые характеристики и эффективность стратегий самопрезентации высших должностных лиц российских регионов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Основой теоретического каркаса настоящего исследования выступает концепт «формирования впечатлений» (impression management), под которым в общем смысле понимается «процесс контроля индивида над тем, как он воспринимается другими» [16:2]. Основные принципы данного процесса были изложены американским социологом И. Гофманом в работе «Представление себя другим в повседневной жизни», где управление впечатлением, или самопрезентация, описывается как сознательная или бессознательная деятельность индивидов, направленная на проектирование необходимых образов себя или окружающей ситуации в сознании других участников повседневной интеракции с помощью различных символических средств [2].

Концепт «формирование впечатлений» довольно тесно связан с понятием идентичности, поскольку процесс самоидентификации индивида напрямую зависит от хода социальных взаимодействий, в которые он вовлечен: «Когда индивид появляется перед другими, он и сознательно и непреднамеренно проецирует определение ситуации, важной частью которого является сообщаемое представление о самом себе» [Там же: 287]. В этой связи самопрезентация представляет собой инструмент, с помощью которого индивид способен «управлять» своей социальной идентичностью, транслируя в ходе социальных взаимодействий характеристики «Я-идеального» [24].

Важно уделить внимание тому, как феномены идентичности и самопрезентации рассматриваются в контексте онлайн-взаимодействий, поскольку новые медиа формируют особую разновидность общественной коммуникации. Это определяется интерактивностью Интернета [20], его темпоральной и географической неограниченностью [21], сочетанием в нем диалогического и монологического [13] при контекстном коллапсе [6].

Для исследований, посвященных проблемам трансформации идентичности в контексте сети Интернет, центральное значение имеет вопрос о соотносимо-сти оффлайн- и онлайн-личности. Работы в данном направлении объединяет предположение о том, что интернет-ресурсы предоставляют индивидам широкий диапазон возможностей по конструированию желаемого образа себя. Наиболее «радикальный» взгляд, выраженный в трудах Ш. Тёркл [27], Л. Накамуры [19], А.Р. Стоун [26], рассматривает онлайн-пространство

как экспериментальную площадку, которая зачастую используется индивидами для демонстрации иден-тичностей, имеющих мало общего с их реальным «Я». Представители «умеренного» взгляда, такие как 3. Па-пачарисси [21], Н. Бейм [5], А. Марвик [17], Н. Элиссон [8], настаивают на том, что массификация Интернета, произошедшая в связи с развитием технологий Web 2.0, превратила онлайн-идентичность в скорректированную «копию» реальной. В пространстве онлайн-взаи-модействий могут встречаться оба способа конструирования цифровой личности, однако мы полагаем, что в обоих случаях она репрезентируется в соответствии с желаниями и потребностями индивида в реальной жизни. Как отмечает М. Кастельс, «социальная практика является продолжением жизни как таковой, во всех ее измерениях и модальностях... даже в ролевых играх и неформальных чатах реальная жизнь, похоже, оказывает определяющее влияние на характер онлайнового взаимодействия» [4: 184]. Тезис о близости оффлайн-и онлайн-идентичности также наиболее актуален при рассмотрении самопрезентаций политических деятелей, поскольку их стратегии формирования впечатлений должны быть ориентированы на эффекты в реаль-нойжизни.

Процесс самопрезентации в новых медиа также имеет свою специфику. Во-первых, в связи с тем, что в социальных сетях на первый план выходят связи индивидов из оффлайн-жизни, снижаются возможности пользователей по демонстрации характеристик, не соотносящихся с действительностью [10]. Во-вторых, на представления в онлайн-пространстве оказывает значительное влияние контент, производимый другими: теги, комментарии, лайки, репосты и др. [23]. В-третьих, контекстный коллапс предопределяет одновременное взаимодействие индивидов с различными аудиториями, что обуславливает эклектичность транслируемых образов себя [25].

Вышеотмеченное оказывает эффект на специфику самопрезентации политических деятелей в новых медиа. В качестве общей тенденции в этой связи называется растущая персонализация - процесс, обуславливающий склонность политиков вести стратегическую коммуникацию в индивидуализированном ключе [18]. Это проявляется в демонстрации частной жизни наряду с профессиональной, в высоком уровне эмоциональности публикаций, а также в презентации себя вне связи с политическими организациями [28]. Данные тезисы были эмпирически подтверждены в работах Н. Джексона и Д. Лайликера [14], М. Лаланцета и В. Рейнольда [15], Д. Стеффана, Я. Свенсона, К. Филимонова и У. Рассман [11]и др.

В этой связи нами могут быть выделены следующие гипотезы исследования:

• в ходе самопрезентаций главы субъектов российской федерации используют смешанную стратегию, предполагающую совмещение представлений личного и профессионального;

• высшие должностные лица субъектов не демонстрируют склонности к ассоциации себя с политическими организациями или институтами;

• персонализирующие тактики самопрезентации вызывают больший отклик аудитории по сравнению с профессионализирующими и коллективизирующими.

ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование предполагало применение метода контент-анализа, объектом которого выступили профили глав российских регионов в социальной сети «ВКонтакте». В качестве единицы анализа определен пост на стене профиля. На первом этапе исследования в целях определения выборочной совокупности записей было отобрано 8 профилей политиков - по одному представителю от Федерального округа. Отбор профилей осуществлялся на основе рейтинга активности глав регионов в социальных сетях, периодически публикуемого агентством АПЭК2. Учитывалась средняя позиция главы региона в рейтинге за год. По результатам оценки в анализ включены профили С.С. Собянина (1 место, Москва, ЦФО), P.A. Кадырова (2 место, Чеченская Республика, СКФО), A.C. Никитина (3 место, Новгородская область, СЗФО), А.Л. Текслера (5 место, Челябинская область,УФО), O.A. Николаева (13 место, Чувашская республика, ПФО), И.И. Кобзева (17 место, Иркутская область, СФО), A.C. Цыденова (31 место, Республика Бурятия, ДФО), М.В. Развожаева (38 место, Севастополь, ЮФО).

В выборку публикаций включено по 50 постов от каждого профиля (общий N = 400). Отбор произведен с шагом в неделю в связи с темпоральной неравномерностью кол-ва публикаций - от 1 до 4 в недельный период. Охвачен год публикационной активности для каждого профиля - полгода до и после выборов главы региона. Период определен в связи с возможным влиянием электорального цикла на ход самопрезентации политиков. Процедура контент-анализа предусматривала фиксацию наличия/отсутствия (0 или 1) в сообщении переменных, относящихся к 6 группам. Отдельно фиксировалось количество лайков/комментариев/ре-постов под публикацией (табл. 1).

Анализ результатов кодирования осуществлялся с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics v. 23. Использованы описательные статистики, Н-критерий Краскела-Уоллеса, иерархический кластерный анализ (по методу внутригрупповых связей), многомерное шкалирование (ALSCAL, мера - бинарное расстояние Евклида). В кластерный анализ и шкалирование включались переменные с кол-вом наблюдений не менее 10. КА осуществлялся с сохранением принадлежности наблюдений к кластеру как отдельной переменной для дальнейшего применения в ходе процедуры МШ.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На первом этапе анализа была произведена иерархическая кластеризация наблюдений, по результатам которой было выделено 4 группы постов. Принадлежность к кластеру сохранена как отдельная переменная. По итогам реализации процедуры многомерного шкалирования переменных получена модель самопрезентации глав регионов Российской Федерации3 (Я2 = 95 569) (рис. 1).

2 Рейтинг активности глав регионов в социальных сетях. АПЭК. 01.09.2022-01.09.2023. URL: http://www.apecom.ru/

3 В модель не были включены переменные группы «Ориентация сообщения», т.к. 99% выборки сообщений относились к региональной сфере.

На горизонтальной оси на рис. 1 в рамках полученной модели наибольшую отрицательную нагрузку получили переменные «Персонализирующее содержание», «Памятное содержание», «Культурная сфера», «Политическая сфера», «Мобилизационное содержание», «Интерактивное содержание», «Органы законодательной власти», «Глава государства», «Органы исполнительной власти», «Семья» (преобразована из переменной «Иное»). Положительный полюс оси образуют переменные «Информирующее содержание», «Аналитическое содержание», «Автор», «Социальная сфера», «Профессиональные качества», «Позитивная тональность». Данная ось демонстрирует различение самопрезентации глав региона по линии «Я - Другой». С одной стороны, транслируется образ себя как отельного политического субъекта, для которого характерна тактика профессионализации. Данная тактика предусматривает информирование о своей деятельности в занимаемом посту, относящейся, прежде всего, к социальной сфере. При этом акцентируется внимание на позитивных результатах работы.

С другой стороны, презентируется интеракция политиков со значимыми «Другими», в которой проявляется два направления. Во-первых, транслируется взаимодействие с семьей в связи с памятными датами или событиями культуры, раскрывающее подробности частной жизни политических деятелей. Во-вторых, освещается коммуникация с Президентом, законодательной и исполнительной ветвями региональной власти, в рамках которой освещается реализация региональной политики, а также устанавливается ее соответствие целям общенационального курса.

По вертикальной оси переменным «Граждане», «Культурная сфера», «Морально-нравственные качества», «Позитивная тональность», «Культурная сфера» оппонируют переменные «Исполнительная власть», «Социальная сфера», «Профессиональные качества», «Аналитическое содержание» «Нейтральная тональность». Данная ось демонстрирует различие содержательного компонента самопрезентаций по линии «власть - народ». Взаимодействие с гражданами осуществляется, как правило, в связи с событиями сферы культуры, что транслируется в позитивном ключе. В рамках интеракций данного типа репрезентируются морально-нравственные характеристики политиков.

Иной способ коммуникации наблюдается в отношении региональных органов власти - прежде всего, исполнительных. Для него характерна аналитическая компонента, проявляющаяся в оценке деятельности органов, а также нейтральная тональность. Сообщения данного типа относятся, как правило, к социальной проблематике.

Дальнейшая интерпретация модели предполагает описание скоплений переменных. При поддержке кластерного анализа возможно выделить 4 основные группы признаков, которые могут быть рассмотрены в качестве отдельных тактик самопрезентации глав российских регионов.

Солдатенков И.В. -

Таблица 1

Список переменных для контент-анализа [List ofvariables for content analysis]

№ группы [Group number] Наименование группы [Group name] Переменные [Variables] Описание [Description]

1 Содержание сообщения [Content of the message] Информирующее [Informative] Сообщение содержит сведения о профессиональной деятельности автора [The message contains information about the author's professional activities]

Персонализирующее [Personalizing] Сообщение содержит сведения о личности или частной жизни автора [The communication contains information about the author's personality or private life]

Аналитическое [Analytical] Сообщение содержит авторскую оценку на основе доказательности [The communication contains the author's assessment based on evidence]

Интерактивное [Interactive] Сообщение содержит информационное взаимодействие автора с другими участниками сети [The message contains information interaction between the author and other participants in the network]

Мобилизационное [Mobilizing] Сообщение содержит призыв к совершению того или иного действия [The message contains a call to action]

Памятное [Memorable] Сообщение содержит интерпретацию исторических событий [The message contains an interpretation ofhistorical events]

Идеологическое [Ideological] Сообщение содержит выражение политических взглядов, убеждений [The message contains an expression of political views, beliefs]

2 Ориентация сообщения [Message orientation] Внешняя [External] Национальная [National] Региональная [Regional] Сообщение направлено внешне- или внутригосударственную или региональную сферу [Communication is directed externally/internationally or regionally]

3 Объект, упоминаемый в сообщении [Object mentioned in the message] Автор [Author] Глава государства [Head of State] Органы исполнительной власти [Bodies of executive power] Органы законодательной власти [Legislative branch] Органы судебной власти [Judicial authorities] Совет Безопасности Российской Федерации [Security Council of the Russian Federation] Граждане [Citizens] Иное [Other] Сообщение содержит упоминание действий/заявлений указанных объектов [The communication contains references to actions/statements bythe above-mentioned entities]

4 Сфера сообщения [Life sphere] Экономическая [Economic] Собственность, экономическая система, налогообложение и т.д. [Property, economic system, taxation, etc.]

Политическая [Political] Распределение власти, деятельность гос. органов и партий, работа общ. организаций и т.д. [Distribution of power, activities of state bodies and parties, work of public organizations, etc.]

Социальная [Social] Здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальные услуги и т.д. [Health care, social security, utilities, etc.]

Культурная [Cultural] Традиции, искусство, религия и т.д. [Traditions, art, religion, etc.]

Окончание табл. 1

№ группы [Group number] Наименование группы [Group name] Переменные [Variables] Описание [Description]

5 Тональность [Tonality] Позитивная [Positive] Сообщение содержит положительные оценки и эмоции [The message contains positive evaluations and emotions]

Негативная [Negative] Сообщение содержит отрицательные оценки и эмоции [The message contains negative evaluations and emotions]

Нейтральная [Neutral] Сообщение не содержит положительных или отрицательных оценок и эмоций [The message does not contain positive or negative evaluations and emotions]

6 Презентуемые качества политика [Presentable qualities of the politician] Профессиональные [Professional] В сообщении презентуются профессиональные характеристики субъекта (эффективность, опыт, компетентность и т.д.) [The communication presents the subject's professional characteristics (efficiency, experience, competence, etc.)]

Морально-нравственные [Moral] В сообщении презентуются морально-нравственные характеристики субъекта (честность, порядочность, альтруизм и т.д.) [The report presents the subject's moral and ethical characteristics (honesty, integrity, altruism, etc.)]

Психологические [Psychological] В сообщении презентуются психологические характеристика субъекта (сдержанность, уверенность в себе, жесткость и т.д.) [The message presents psychological characteristics of the subject (restraint, self-confidence, rigidity, etc.)]

Производная конфигурация стимула [Derived stimulus configuration] Модель евклидова расстояния [Euclidean distance model]

,-, Морал_кач_репр [Moral_quaiit_repres] Тон_позит □ [Ton_poslt]

□ K_2 Гражд_обкт .-, [Citiz_objct] u

□ КУ u [C □ 1ьт_сф_обкт ilt_spn_objct] □ K_3 Персон_сод [Person_cont] □ Памят_сод [Memor_cont] Автор_обкт □ [Autor_objct]

Глава го [Head_of_state Интеракг_сод [Intera Пси) [Psyc □ Семья [Family] Л Полит сф обкт [Polit sp _0Djctj Lg Мобилизац_сод [Mo&iliz t_cont] Законод_обкт [Leglstat_o _кач_репр D □ Эконом. _qual_repr] □ K_4 1 objet] cont] bjet] :ф_обкт [Econom_sph_objct] Исполнит_обкт n [Execut_sph_objct] □ K_1 □ J Соц_сф обкт [Soc_stobjct]D П ПрР$>- ^ Аналит_сод [Analyt_cont] нформир_сод nformat_cont] кач_репр uallt_repres]

□ Тон_нейтр rTon_neutr]

-10 12

Измерение 1 [Dimension 1]

Рис. 1. Модель самопрезентации глав субъектов Российской Федерации Fig. 1. Model of self-presentation ofheads of constituent entities of the Russian Federation

Солдатенков И.В. -

Первый кластер соответствует описанному выше положительному полюсу горизонтальной оси полученной модели. Тактику, демонстрирующуюся в сообщениях кластера, можно обозначить как «профессионализацию». Примером публикаций данного типа может послужить пост М.В. Развожаева:

Сегодня с утра проверил готовность отремонтированных и новых детских садов к открытию. Начал со 127-го... Здание 82-го года постройки не ремонтировалось десятилетиями и самой большой проблемой был рушащийся фундамент... Теперь детский сад готов принять 280 детей. Группы уже сформированы и ребята проходят адаптацию. В садике установлено качественное обучающее и развивающее оборудование, во всех группах -удобная мебель4.

Ко второму кластеру могут быть отнесены переменные «Культурная сфера», «Граждане», которые тяготеют к признаку «Морально-нравственные качества». Публикации данной группы содержат ассоциативный вектор самопрезентации политических деятелей, объектом которого выступают жители региона. Содержательно это выражается через обращение к ним в связи со значимыми событиями сферы культуры. Данная тактика может быть обозначена как «ассоциация с гражданами». Например, она содержится в следующем посте P.A. Кадырова:

Дорогие друзья! 8 Марта мы чествовали представительниц прекрасной половины, которые посвятили себя спасению человеческихжизней... Я с большим удовольствием поздравил собравшихся с праздником, пожелал успехов и благополучия. Передал ордена Пирогова и медали «Заслуги перед Отечеством» II степени, присвоенные Указом Президента РФ...

В честь наших медицинских работниц состоялся концерт, организованный Министерством культуры 4P. На сцене выступили звезды чеченской эстрады и танцевальные ансамбли республики5.

К третьей группе относятся переменные «Персональное содержание», «Памятное содержание», «Семья». Данный кластер сообщений транслирует информацию, связанную с частной жизнью глав субъектов РФ. Как правило, в публикациях данного типа освещается взаимодействие политиков с членами семьи в связи с памятными датами. Данную тактику самопрезентации можно обозначить как «освещение личной жизни». В качестве примера может быть приведен пост С.С. Собянина:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оливье, холодец, селедка под шубой - это все родом из детства. Достаем мандарины - значит скоро лучший праздник года». Этот текст предложили мне для публикации. Открою секрет. На самом деле в моем детстве было несколько иначе. Что-то наподобие оливье, действительно, было.

4 Источник цитаты см. https://vk.com/wall513235930_61034

5 Источник цитаты см. https://vk.com/wall279938622_565859

Но селедки под шубой не было. Потому что не было морской сельди. Была местная - сосьвинская сельдь, которую никому в голову не приходило класть под свеклу и майонез. Мандаринов тоже не было. Зато каждый Новый год были пельмени и слоеный песочный торт, которые делали всей семьей6.

К четвертому кластеру могут быть отнесены переменные «Политическая сфера», «Интерактивное содержание», «Мобилизационное содержание», «Законодательная власть», «Глава государства», «Исполнительная власть» «Психологические качества», «Экономическая сфера», «Нейтральная тональность». В публикациях данной группы демонстрируется взаимодействие политических деятелей с органами власти, в рамках которого выделяется две составляющих.

Первый аспект - это сообщения, транслирующие интеракцию глав региона с органами центральной власти. С помощью данных публикаций осуществляется информирование о работе, направленной на реализацию общенационального курса на региональном уровне, а также на решение проблем субъекта при поддержке Центра. Например, следующий пост был размещен на странице A.C. Цыденова:

Сегодня с главой Минвостокразвития РФ Алексеем Олеговичем Чекунковым работаем в Северобай-кальске.

На следующей неделе планируется рассмотрение у президента России планов развития городов Дальнего Востока, среди которых Улан-Удэ и Севе-робайкальск.

Мы подготовили свои предложения развития Севе-робайкальска как центра развития БАМа и города на живописном берегу Байкала. Планы масштабные, очень рассчитываем на то, что многое удастся реализовать7.

Второй аспект связан с взаимодействием политиков с исполнительной властью региона. Данная интеракция связана с постановкой текущих задач, оценкой результатов деятельности. В сообщениях данного аспекта зачастую демонстрируются психологические качества политиков. Аспект выражен в следующем посте А.Л. Текслера:

Друзья! Каждый день в Инстаграме я получаю сотни обращений, жалоб и весьма здравых, толковых предложений...

Читая ваши комментарии, понимаю - чиновники на местах спускают наболевшие вопросы на тормозах. Заматывают, волокитят принятие даже самых простых решений...

Всем руководителям - главам территорий и министрам - ставлю задачу: ускорить реагирование на обращения жителей! Неважно, поступают ли они во время личных встреч, на бумаге или в социальных сетях8.

В количественном измерении обозначенные тактики представлены на рис. 2.

6 Источник цитаты см. https://vk.com/wall265870743_321666

7 Источник цитаты см. https://vk.com/wall421889602_18672

8 Источник цитаты см. https://vk.com/wall548020729_3

160

ö

■Ö 140

ГО

о 120

äj

E 100 э

l1 80 s

p 60

0

BQ

Ö 40

QJ

1 20

0

35,8%

34,3%

15,5% 14>5%

а

1

Рис. 2. Количественное распределение тактик: 1 - профессионализация; 2 - ассоциация с гражданами;

3 - взаимодействие с властью; 4 - освещение частной жизни

Fig. 2. Quantitative distribution of tactics: 1 - professionalization; 2 - associationwith citizens;

3 - interaction with the authorities; 4 - coverage of private life

Наиболее часто в самопрезентациях глав регионов используются тактики профессионализации и ассоциации с гражданами. Это объясняется тем, что они напрямую выражают две необходимых составляющих образа высшего должностного лица субъекта. Во-первых, это деятельностный аспект, демонстрирующий активную работу на благо региона, и, во-вторых, морально-нравственная составляющая, транслирующая открытость к жителям. Публикации, демонстрирующие взаимодействие с властью и частную жизнь политиков, размещаются намного реже и носят вспомогательный характер. Первая группа публикаций призвана обозначить роль связующего звена главы региона в структуре власти, вторая - придать самопрезентации неформальный характер.

Далее необходимо рассмотреть вопрос об эффективности тактик самопрезентации, используемых главами субъектов Российской Федерации. Оценка данного аспекта производилась на основе сравнительного статистического анализа тактик по средним показателям реакции аудитории: количеству лайков (параметр социального одобрения), комментариев (параметр отклика) и репостов (параметр информационной значимости). Сопоставление осуществлялось с применением непараметрического H-критерия Краскела-Уоллеса, где переменная принадлежности наблюдения к кластеру выступала в качестве группирующей.

По результатам проведения теста нулевая гипотеза была отклонена (p < 0,05) в случае каждого из показателей, таким образом, между тактиками самопрезентации наблюдаются статистически значимые различия по количеству лайков, комментариев и репостов (табл. 2).

Более точное представление о различиях дает анализ попарных сравнений. Сопоставление средних по показателю лайков выявило значимость отличия тактики «Освещение частной жизни» от остальных, а также различия тактик «Ассоциация с гражданами» и «Взаимодействие с властью» (табл. 3, рис. 3).

Публикации, в которых транслируется информация о личной жизни автора, получают значительно большее количество лайков. Кроме того, более положительную реакцию вызывает интеракция с жителями регио-

на, нежели с органами государственной власти. Таким образом, неформальный способ представления себя, предусматривающий акцент на морально-нравственных качествах и личном политиков, является наиболее одобряемым социально. Причиной этого является то, что граждане в идеальном образе главы региона видят не столько профессионала, сколько наделенного человеческими качествами политика, проявляющего чуткость к потребностям жителей.

Таблица 2

Результаты проверок нулевой гипотезы о равенстве средних показателей тактик самопрезентации по критерию Краскела-Уоллеса [Results oftests ofthe null hypothesis about equality ofthe average indicators ofself-presentation tactics according to the Kraskell-Wallace criterion]

Нулевая гипотеза [Null hypothesis] Значимость [Significance]

Распределение «Лайки» является одинаковым для категорий [The distribution ofLikes is the same for the categories] 0,000"

Распределение «Комментарии» является одинаковым для категорий [The distribution of Comments is the same for the categories] 0,002"

Распределение «Репосты» является одинаковым для категорий [The distribution ofReposts is the same for categories] 0,013"

' Статистически значимый результат, p-value S 0,05.

2000

'to

I

£ 1500 a;

E э z

g 1000

>S to c; о

Ё 500

1

Рис. 3. Средние показатели тактик по количеству лайков по критерию Краскела-Уоллиса для независимых выборок: 1 - профессионализация; 2 - ассоциация с гражданами; 3 - освещение частной жизни; 4 - взаимодействие с властью

Fig. 3. Average performance of tactics by number of likes to the Kraskell-Wallace criterion for independent samples: 1 - professionalization; 2 - associationwith citizens; 3 - coverage ofprivate life;4 - interactionwith the authorities

В ходе попарных сравнений по показателю комментариев были выявлены значимые отличия «Ассоциации с гражданами» от тактик «Освещение частной жизни» и «Взаимодействие с властью». Также статистически значимо различие между тактиками «Профессионализация» и «Взаимодействие с властью» (табл. 4, рис. 4).

Солдатенков И.В. -

Таблица 3

Попарные сравнения тактик по переменной «Лайки» [Pairwise comparisons of tactics on the variable "Likes"]

Sample 1 - Sample 2 Статистика критерия [Criterion statistics] Стандартная ошибка [Standard error] Стандартная статистика критерия [Standard criterion statistics] Значимость [Significance]

Взаимодействие с властью - Профессионализация [Interactionwith the authorities - Professionalisation] 29,251 16,981 1,723 0,085

Взаимодействие с властью - Ассоциация с гражданами [Interactionwith authorities -Associationwith citizens] 52,240 17,234 3,031 0,002*

Взаимодействие с властью - Освещение частнойжизни [Interactionwith the authorities - Coverage of private life] 97,008 20,576 4,715 0,000*

Профессионализация - Ассоциация с гражданами [Professionalisation - Association with citizens] -22,989 13,185 -1,744 0,081

Профессионализация - Освещение частнойжизни [Professionalisation - Coverage of private life] -67,757 17,327 -3,911 0,000*

Ассоциация с гражданами - Освещение частной жизни [Association with citizens - Coverage of private life] -44,767 17,575 -2,547 0,011*

Статистически значимый результат, p-value S 0,05.

Таблица 4

Попарные сравнения тактик по переменной «Комментарии» [Pairwise comparisons of tactics on the variable "Comments"]

Sample 1 - Sample 2 Статистика критерия [Criterion statistics] Стандартная ошибка [Standard error] Стандартная статистика критерия [Standard criterion statistics] Значимость [Significance]

Ассоциация с гражданами - Профессионализация [Association with citizens - Professionalisation] 20,642 11,076 1,864 0,062

Ассоциация с гражданами - Освещение частной жизни [Association with citizens - Coverage of private life] -32,365 14,293 -2,264 0,024*

Ассоциация с гражданами - Взаимодействие с властью [Association with citizens -Interaction with the authorities] -52,684 14,422 -3,653 0,000*

Профессионализация - Освещение частнойжизни [Professionalisation - Coverage of private life] -11,723 14,125 -0,830 0,407

Профессионализация - Взаимодействие с властью [Professionalisation - Interaction with the authorities] -32,042 14,255 -2,248 0,025*

Освещение частной жизни - Взаимодействие с властью [Coverage of private life - Interaction with the authorities] -20,319 16,877 -1,204 0,229

Статистически значимый результат, p-value S 0,05.

Наибольший отклик вызывают публикации, освещающие взаимодействие политиков с федеральными или региональными органами власти. Это объясняется тем, что пользователи рассматривают комментирование в инструментальном ключе. Данный функционал воспринимается как возможность напрямую сообщить высшему должностному лицу региона о своих потребностях или проблемах. Публикации, освещающие взаимодействие политиков с органами власти, актуализируют данную возможность. В соответствии с поправками в ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов

местного самоуправления» от 19.07.20229, органы власти обязаны вести официальные страницы в социальных сетях. В связи с этим персональная страница главы региона становится точкой концентрации коммуникации органов власти с гражданами: как показывает

9 Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и статью 10 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"»//Российская газета. 19.07.2022. URL: https://rg.ru/documents/2022/07/19/document-soceti.html

практика, на вопросы жителеи региона в комментариях под постами отвечают не сами политики, а страницы-представительства органов власти региона.

400

о.й 300 Р £

Ü S о

200

11

IS 100

О

12 3 4

Рис. 4. Средние показатели тактик по количеству комментариев по критерию Краскела-Уоллиса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для независимых выборок: 1 - профессионализация; 2 - ассоциация с гражданами; 3 - освещение частной жизни; 4 - взаимодействие с властью

Fig. 4. Average performance of tactics by number of comments to the Kraskell-Wallace criterion for independent samples: 1 - professionalization; 2 - associationwith citizens; 3 - coverage ofprivate life;4 - interactionwith the authorities

и U1

0 о с а.

01 Ol

60

50

40

о о 30

г Е

20

10

1

Рис. 5. Средние показатели тактик по количеству репостов по критерию Краскела-Уоллиса для независимых выборок: 1 - профессионализация; 2 - ассоциация с гражданами;

3 - освещение частной жизни; 4 - взаимодействие с властью

Fig. 5. Average performance of tactics by number of reposts to the Kraskell-Wallace criterion for independent samples: 1 - professionalization; 2 - associationwith citizens;

3 - coverage ofprivate life;4 - interactionwith the authorities

В ходе сравнений по показателю репостов было выявлено значимое отличие тактики «Взаимодействие с властью» от тактик «Ассоциация с гражданами» и «Освещение частной жизни» (табл. 5, рис. 5).

Таблица 5

Попарные сравнения тактик по переменной «Репосты» [Pairwise comparisons of tactics on the variable "Reposts"]

Sample 1 - Sample 2 Статистика критерия [Criterion statistics] Стандартная ошибка [Standard error] Стандартная статистика критерия [Standard criterion statistics] Значимость [Significance]

Взаимодействие с властью - Профессионализация [Interactionwith the authorities - Professionalisation] 24,207 16,970 1,426 0,154

Взаимодействие с властью - Ассоциация с гражданами [Interaction with the authorities - Association with citizens] 48,315 17,223 2,805 0,005"

Взаимодействие с властью - Освещение частной жизни [Interactionwith the authorities - Coverage of private life] 53,327 20,563 2,593 0,010"

Профессионализация - Ассоциация с гражданами [Professionalisation - Association with citizens] -24,108 13,177 -1,830 0,067

Профессионализация - Освещение частнойжизни [Professionalisation - Coverage of private life] -29,120 17,316 -1,682 0,093

Ассоциация с гражданами - Освещение частной жизни [Association with citizens - Coverage of private life] -5,012 17,564 -0,285 0,775

* Статистически значимый результат, р-уа1ие « 0,05.

Показатели различий в репостах схожи со случаем лайков: пользователи более часто делятся публикациями, в которых транслируется частная жизнь политиков или их ориентация на ассоциацию с гражданами. Данные составляющие самопрезентаций, таким образом, являются не только наиболее одобряемыми, но также довольно значимыми для пользователей, что побуждает их поделиться информацией с другими участниками сети. Это подкрепляет тезис о большем внимании граждан к морально-нравственному аспекту образа главы региона.

ВЫВОДЫ

В ходе исследования были выявлены особенности стратегий самопрезентации глав субъектов Российской Федерации в социальной сети «ВКонтакте». Установлено, что политические деятели используют сбалансированный способ представления себя, сочетающий в себе профессионализацию, ассоциацию с жителями региона, демонстрацию взаимодействия с центральными и региональными органами власти, а также освещение частной жизни. Данная конфигурация тактик

Солдатенков И.В. -

позволяет балансировать между формальным и неформальным в самопрезентациях, позволяя репрезентировать как профессиональные, так и морально-нравственные качества.

Основное внимание при этом акцентируется на положительных эффектах деятельности, направленной на решение региональных проблем, а также на позитивную интеракцию с жителями. Таким образом, в самопрезентациях доминируют фреймы эффективности и народного представительства.

Установлено, что главы регионов не ассоциируют себя с какими-либо политическими сообществами, а взаимодействие с институтами власти выражено слабо, что говорит о высоком уровне персонализации их ме-диастратегий.

Также были выявлены отличия между тактиками в их эффективности. При этом регистрируется раз-нонаправленность различий в зависимости от параметра измерения. Наибольшее количество лайков

и репостов регистрировалось под публикациями, связанные с тактиками освещения частной жизни и ассоциации с гражданами, тогда как наиболее комментируемыми являлись записи, демонстрирующие взаимодействие с органами власти. Первое различие связано с тем, что граждане придают большую важность комплексу морально-нравственных характеристик политиков по сравнению с их профессиональными качествами. Второе обусловлено тем, что жители регионов воспринимают комментарии под записями высших должностных лиц субъектов как способ донести информацию о своих проблемах и потребностях.

Вышеотмеченное говорит о том, что главы российских регионов в большей или меньшей мере успешно адаптируются к «правилам игры», действующим в коммуникативном пространстве социальных сетей. Это свидетельствует о растущей медиатизации, охватывающей все больше областей политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация в условиях трансформации общества: автореф. дис.... д-ра полит, наук. СПб., 2016. 58 c.

2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-Ц, 2000. 304 с.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

4. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 327 с.

5. Baym N.K. Personal connections in the digital age. Tohn Wiley &Sons, 2015.240 р.

6. Boyd D. Taken out of context: American teen sociality in networked publics. University of California, Berkeley, 2008.406 p.

7. Castells M. Networks of outrage and hope: Social movements in the internet age. Tohn Wiley & Sons, 2015. 328 p.

8. EllisonN.,HeinoR., Gibbs/.Managing impressions online: Self-presentation processes in the online dating environment I I Tournai of Computer-Mediated Communication. 2006. Vol. 11. Issue 2. Pp. 415-441. DOI: 10.1111/j.l083-6101.2006.00020.x.

9. Enli G. New media and politics I I Annals of the International Communication Association. 2017. Vol.41. Issue 3. Pp. 220-227. DOI: 10.1080/23808985.2017.1392251.

10. Erin E.H. Self-presentation in social media: Review and research opportunities // Review of Communication Research. 2021. Vol. 9. Pp. 80-98. DOI: 10.12840/issn.2255-4165.027.

11. Filimonov K., Russmann U., Svensson J. Picturing the party: Instagram and party campaigning in the 2014 Swedish elections Ц Social Media + Society. 2016. Vol. 2. Issue 3. DOI: 10.1177/2056305116662179.

12. Gil de Zuniga H., VeenstraA., Vraga E., Shah D. Digital democracy: Reimagining pathways to political participation II Tournai oflnformation Technology & Politics. 2010. Vol. 7. Issue 1. Pp. 36-51. DOI: 10.1080/19331680903316742.

13. HoltR. Dialogue on the internet: Language, civic identity, and computer-mediated communication. Greenwood Publishing Group, 2004. 272 p.

14. Jackson N., LillekerD. Microblogging, constituency service and impression management: UK MPs and the use of Twitter I I The impact of legislatures. Routledge, 2020. Pp. 414-433. DOI: 10.4324/9781003033783-22.

15. Lalancette M., Raynauld V. The power of political image: Justin Trudeau, Instagram, and celebrity politics // American Behavioral Scientist. 2017. Vol. 63. Issue 7. Pp. 888-924. DOI: 10.1177/0002764217744838.

16. LearyM.R. Self-presentation: Impression management and interpersonal behavior. Routledge, 2019. 264 p.

REFERENCES

1. Bykov I.A. Network political communication in the conditions of society transformation: Abstract of dis.... of Dr. Sci. (Philos.). St. Petersburg, 2016. 58 c.

2. Gofman I. The presentation of self in everyday life. Moscow: Kanon-press-C, 2000. 304 c.

3. Castells M. The information age: Economy, society and culture. Moscow: HSE University, 2000. 608 c.

4. Castells M. Galaxy of the Internet: Reflections on the Internet, business and society. Yekaterinburg: U-Factoria, 2004. 327 c.

5. Baym N.K. Personal connections in the digital age. Tohn Wiley &Sons, 2015.240 p.

6. Boyd D. Taken out of context: American teen sociality in networked publics. University of California, Berkeley, 2008.406 p.

7. Castells M. Networks of outrage and hope: Social movements in the internet age. Tohn Wiley & Sons, 2015. 328 p.

8. Ellison N., Heino R., Gibbs J. Managing impressions online: Self-presentation processes in the online dating environment. Journal of Computer-Mediated Communication. 2006. Vol. 11. Issue 2. Pp. 415-441. DOI: 10.1111/j.l083-6101.2006.00020.x.

9. Enli G. New media and politics. Annals of the International Communication Association. 2017. Vol. 41. Issue 3. Pp. 220-227. DOI: 10.1080/23808985.2017.1392251.

10. Erin E.H. Self-presentation in social media: Review and research opportunities. Review of Communication Research. 2021. Vol. 9. Pp. 80-98. DOI: 10.12840/issn.2255-4165.027.

11. Filimonov K., Russmann U., Svensson J. Picturing the party: Instagram and party campaigning in the 2014 Swedish elections. Social Media + Society. 2016. Vol. 2. Issue 3. DOI: 10.1177/2056305116662179.

12. Gil de Zuniga H., VeenstraA., Vraga E., Shah D. Digital democracy: Reimagining pathways to political participation. Journal of Information Technology & Politics. 2010. Vol. 7. Issue 1. Pp. 36-51. DOI: 10.1080/19331680903316742.

13. HoltR. Dialogue on the internet: Language, civic identity, and computer-mediated communication. Greenwood Publishing Group, 2004. 272 p.

14. Jackson N., LillekerD. Microblogging, constituency service and impression management: UK MPs and the use of Twitter. In: The impact of legislatures. Routledge, 2020. Pp. 414-433. DOI: 10.4324/9781003033783-22.

15. Lalancette M., Raynauld V. The power of political image: Justin Trudeau, Instagram, and celebrity politics. American Behavioral Scientist. 2017. Vol. 63. Issue 7. Pp. 888-924. DOI: 10.1177/0002764217744838.

16. LearyM.R. Self-presentation: Impression management and interpersonal behavior. Routledge, 2019. 264 p.

17. MarwickA.E. Online identity // A Companion to New Media Dynamics. 2013. Pp. 355-364. DOI: 10.1002/9781118321607.ch23.

18. Metz M., Kruikemeier S., Lecheler S. Personalization of politics on Facebook: Examining the content and effects of professional, emotional and private self-personalization // Information, Communication & Society. 2019. Vol. 23. Issue 10. Pp. 1481-1498. DOI: 10.1080/1369118x.2019.1581244.

19. Nakamura L. Cybertypes: Race, ethnicity, and identity onthe internet. Routledge, 2013.192 p.

20. Pagh J. Managing context collapses: The Internet as a conditioning technology in the organization of practices I I International Journal of Communication. 2020. Vol. 14. Pp. 2810-2827.

21. Papacharissi Z. A networked self: Identity, community, and culture on social network sites. Routledge, 2010. 336 p.

22. Robertson S.P., Vatrapu R.K. Digital government I I Annual Review of Information Science and Technology. 2010. Vol. 44. Issue 1. Pp. 317-364. DOI: 10.1002/aris.2010.1440440115.

23. Rui J., Stefanone M.A. Strategic self-presentation online: A cross-cultural study// Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29. Issue l.Pp. 110-118. DOI: 10.1016/j.chb.2012.07.022.

24. SchlenkerB.R. The self and social life. McGraw-Hill Companies, 1985.399 p.

25. Schlosser A.E. Self-disclosure versus self-presentation on social media // Current Opinion in Psychology. 2020. Vol. 31. Pp. 1-6. DOI: 10.1016/j.copsyc.2019.06.025.

26. Stone A.R. The war of desire and technology at the close of the mechanical age. MIT Press, 1996. 224 p.

27. Turkle S. Life on the screen: Identity in the age of the internet. New York: Simon & Schuster, 1997. 352 p.

28. Van Aelst P., Sheafer T., Stanyer J. The personalization of mediated political communication: A review of concepts, opera-tionalizations and keyfindings // Journalism. 2011. Vol. 13. Issue 2. Pp. 203-220. D01:10.1177/1464884911427802.

17. Marwick A.E. Online identity. A Companion to New Media Dynamics. 2013. Pp. 355-364. DOI: 10.1002/9781118321607.ch23.

18. Metz M., Kruikemeier S., Lecheler S. Personalization of politics on Facebook: Examining the content and effects of professional, emotional and private self-personalization. Information, Communication & Society. 2019. Vol. 23. Issue 10. Pp. 1481-1498. DOI: 10.1080/1369118x.2019.1581244.

19. Nakamura L. Cybertypes: Race, ethnicity, and identity onthe internet.Routledge, 2013.192 p.

20. Pagh J. Managing context collapses: The Internet as a conditioning technology in the organization of practices. International Journal ofCommunication. 2020. Vol. 14. Pp. 2810-2827.

21. Papacharissi Z. A networked self: Identity, community, and culture on social network sites. Routledge, 2010. 336 p.

22. Robertson S.P., Vatrapu R.K. Digital government. Annual Review of Information Science and Technology. 2010. Vol. 44. Issue l.Pp. 317-364. DOI: 10.1002/aris.2010.1440440115.

23. Rui J., Stefanone M.A. Strategic self-presentation online: A cross-cultural study. Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29. Issue l.Pp. 110-118. DOI: 10.1016/j.chb.2012.07.022.

24. SchlenkerB.R. The self and social life. McGraw-Hill Companies, 1985. 399p.

25. Schlosser A.E. Self-disclosure versus self-presentation on social media. Current Opinion in Psychology. 2020. Vol. 31. Pp. 1-6. DOI: 10.1016/j.copsyc.2019.06.025.

26. Stone A.R. The war of desire and technology at the close of the mechanical age. MIT Press, 1996. 224 p.

27. Turkle S. Life on the screen: Identity in the age of the internet. New York: Simon & Schuster, 1997. 352 p.

28. Van Aelst P., Sheafer T., Stanyer J. The personalization of mediated political communication: A review of concepts, opera-tionalizations and key findings. Journalism. 2011. Vol. 13. Issue 2. Pp. 203-220. D01:10.1177/1464884911427802.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 92,92%

Рецензент: Бурда М.А., доцент, кафедра политологии и политического управления, факультет политических исследований, Институт общественных наук; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья поступила в редакцию 16.07.2024, принята к публикации 10.08.2024 The article was received on 16.07.2024, accepted for publication 10.08.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Солдатенков Иван Вячеславович, аспирант, кафедра политических институтов и прикладных политических исследований; Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-0845-603Х; РИНЦ Author ID: 981597; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Ivan V. Soldatenkov, postgraduate student, Department of Political Institutions and Applied Political Science; St. Petersburg State University (SPbSU); Saint Petersburg, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-0845-603X; RSCI Author ID: 981597; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.