Научная статья на тему 'Стратегии развития системы дополнительного профессионального образования (на примере регионального вуза)'

Стратегии развития системы дополнительного профессионального образования (на примере регионального вуза) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2068
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Лариса Николаевна

В статье рассматриваются стратегии развития системы дополнительного образования как части системы непрерывного образования, предлагаются к рассмотрению различные стратегии, а также практические рекомендации, учитывающие специфические условия региона и ресурсные возможности образовательной системы каждого вуза, которые могут использоваться в процессе профессиональной подготовки в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития системы дополнительного профессионального образования (на примере регионального вуза)»

педагогическую деятельность как преподаватели; и, во-вторых, сама педагогическая деятельность по сути является управленческой деятельностью, так как выполняет те же самые функции: организацию процесса (в нашем случае образовательного), его планирование (прогнозирование, моделирование программирование, конструирование), реализацию (координацию), мотивацию учащихся на учебную деятельность, контроль и учет выполнения поставленных педагогических (образовательных и воспитательных) задач.

Библиографический список

1. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов по специальности «Менеджмент» / В. И. Кнорринг. - 2-е изд., изм. И доп. - М : Изд-во НОРМА (Издат. группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. - 528 с.

2. Управление качеством образования : практикоориентированная монография и методическое пособие; под редакцией М. М. Поташника. — М. : Пед. общество России, 2000. - 448 с.

3. Шипунов, В. Г. Основы управленческой деятельности: управление первона-лом, управленческая психология, управление на предприятии: учеб. для сред. спец. учеб. заведений / В. Г. Шипунов, Е. Н. Кишкель. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2000. - 304 с.

4. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М. : Пед. об-во России, 1999. — 354 с.

УДК 378.01

Л. Н. Беляева

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА)

Среди первоочередных задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии страны, называется приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствии с требованиями общества. При этом обновление содержания образования, разработка стандартов нового поколения напрямую связано с развитием системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Этот вид образования сегодня развивается очень динамично. По статистическим данным за последние пять лет спрос на программы, позволяющие в максимальный срок получить новые современные знания, вырос более чем на 50%. Ежегодно в России более 1,4 миллиона человек пользуются услугами учебных центров, предлагающих ДПО.

В Самарском институте управления (СИУ) программы дополнительного образования реализует специально созданная структура - Центр Делового образования (ЦДО). Сегодня Центр осуществляет практически все виды дополнительного образования: профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации, семинары, тренинги. Самыми востребованными являются специально созданные программы профессиональной переподготовки. Развитие системы ДПО, в частности ЦДО, зависит от выбора наиболее важных стратегий, некоторые из которых мы и рассмотрим.

Прогностическая стратегия предполагает реалистичный прогноз параметров развития системы ДПО. Примером может служить прогнозная оценка тенденций в потребностях экономики специалистов соответствующих профилей сообразно прогнозам социально- экономического развития региона с последующим определением прогнозных параметров развития ДПО.

Инновационная стратегия реализуется путем внедрения в образовательную деятельность новых форм и методов обучения слушателей, профессиональных методов управления системой ДПО, взаимодействия с потребителями и те, кто предоставляет образовательные услуги. Данная стратегия является важным моментом, обеспечивающим инновационное развитие образовательной системы ДПО. Создание гибкого механизма инновационного развития, по мнению Л. В. Гаврикова, предполагает следующее:

- актуализацию потенциала организации;

- приведение в движение всех ее ресурсных возможностей;

- мониторинг происходящих изменений;

- организацию взаимодействия всех участников стратегического изменения;

- создание нового потенциала успеха и способов его достижения [2, с. 32].

Интегральная стратегия в образовании проявляется в укрупнении и усилении структурных подразделений, диверсификации. С позиции развития ДПО эта стратегия может проявляться в укрупнении и усилении структурных подразделений ДПО, исключении дублирования учебных планов, включении механизмов саморазвития в региональной рыночной среде. В большинстве вузов структурные подразделения ДПО разрознены и не представляют собой целостной системы. Объединение их в единую систему позволит усилить роль и значимость ДПО в образовательной деятельности вуза, что отвечает потребностям общества.

Экономическая стратегия предполагает полномасштабное включение государственных и рыночных механизмов стимулирования системы ДПО. Основополагающим тезисом данной стратегии является переход от периода выживания к периоду инвестиционного развития. Для этого необходимы существенные преобразования как в инфраструктуре вуза, так и в системе ДПО с целью привлечения инвестиций и стимулирования механизмов само-

развития. Стратегия предполагает многоканальное финансирование дополнительного образования из федеральных, региональных, муниципальных и вузовских фондов. Но наиболее перспективным направлением является привлечение денежных средств потребителей образовательных услуг.

Стратегия формирования корпоративного мышления предполагает ориентацию работников на ценности и интересы той организации, в которой осуществляется их основная профессиональная деятельность, нахождение таких решений, которые обеспечивали бы значимое развитие в долгосрочной перспективе, а также преимущества в конкурентной среде. Данная стратегия соответствует принципам менеджмента, определенным в международных стандартах качества, в частности принципу вовлечения работников. Стратегия корпоративного мышления - эго продукт группового разума, группового взаимодействия и содержательных дискуссий. Ее разработка соответствует созданию благоприятного климата в коллективе.

Маркетинговая стратегия. Ее цель - создание необходимых условий для продвижения дополнительных образовательных программ на рынке образовательных услуг с помощью специфических средств: рекламы, PH - мероприятий, системы консультирования. Ее источником являются маркетинговые исследования, объектом которых могут быть рынок труда, его отдельные сегменты, рынок образовательных услуг, а также образовательные потребности и запросы непосредственных потребителей этих услуг. Маркетинговая стратегия направлена на поиск адекватных способов реагирования системы ДПО на те или иные изменения на рынке труда и рынке образовательных услуг. Без проведения маркетинговых исследований немыслимо построение других стратегий развития системы ДПО, формирование открытой образовательной системы, обладающей гибкой образовательной структурой. Центр делового образования СИУ предлагает такие программы переподготовки специалистов: «Коммуникационный менеджмент», «Современные маркетинговые технологии», «Эффективное управление организацией».

Стратегия выживания направлена на сохранение основных ресурсов, группового потенциала системы ДПО при внезапно возникших неблагоприятных условиях функционирования. К таким условиям относят:

- изменения конъюнктуры рынка труда, следствием которых является невостребованность ведущих специальностей и направлений подготовки специалистов;

- прекращение или значительное сокращение бюджетного финансирования;

- уход наиболее квалифицированных специалистов в сферу экономики или другие вузы, предлагающие более высокую заработную плату;

- появление более сильных конкурентов, предлагающих образовательные программы, близкие по профилю или совпадающие с ним, а также

создающие более благоприятные условия для получения качественной образовательной услуги;

- неблагоприятные для системы ДПО изменения в структуре образовательных потребностей и запросов, связанные с престижностью тех или иных профессий, воздействием рекламы и другими причинами [1, с. 4].

Стратегия роста — это может быть расширение спектра предлагаемых дополнительных образовательных услуг, освоение новых направлений образовательной деятельности.

Стратегия оптимизации направлена на интенсивное развитие системы ДПО. Стратегия предполагает улучшение, совершенствование, модификацию, обновление, перестройку всего того, что уже имеется. Она нацелена на более рациональное использование человеческих, материальных, финансовых ресурсов для решения задач, вытекающих из миссии, целей организации, что должно привести к новому качеству без количественного увеличения. В условиях ДПО данная стратегия может использоваться как на содержательно-деятельностном, так и на организационно-структурном уровнях. В первом случае речь идет об изменении содержания деятельности структурных подразделений, осуществляющих образовательный процесс в сфере ДПО, о перераспределении функций между ними и отдельными сотрудниками. Во втором - реализация стратегии связана с изменениями в организационной структуре вуза и может быть достигнута с помощью различных тактик. Примером реализации рассматриваемой стратегии является создание в вузе такой структуры, которая организационно объединяет деятельность вуза в сфере ДПО, что позволяет оптимизировать деятельнос ть по освоению новых образовательных программ па основе усиления кооперативных связей между кафедрами и факультетами, придает целенаправленный характер развитию системы ДПО, обеспечивает единообразие требований, предъявляемых к образовательным программам, концентрирует кадры и материально-технические ресурсы и создает значительный потенциал успеха. Так, в Центре делового образования важным направлением деятельности является работа с корпоративными клиентами, которые осуществляют корпоративный заказ на обучение - кадрового резерва, например.

Стратегия лидерства в цене предполагает, что за счет рационального ведения дел на основе накопленного опыта, систематического снижения затрат, оптимизации деятельности потребителю предлагаются более дешевые и одновременно не уступающие по качеству дополнительные образовательные услуги. Лидерство в цене может явиться тем конкурентным преимуществом, благодаря которому может осуществляться значительный приток в систему ДПО слушателей из многих районов региона, которые при иной ценовой политике могли бы избрать другие вузы.

Стратегия дифференциации предполагает, что система ДПО придает оказываемым им дополнительным образовательным услугам нечто необыч-

ное, отличительное, что может особенно понравиться различным группам потребителей образовательных услуг и что выгодно отличает услуги вуза от услуг, которые предлагают конкуренты. Это могут быть оригинальные образовательные программы, обладающие содержанием, соответствующим современным требованиям; широкий спектр специализаций; привлечение зарубежных преподавателей; обеспечение дополнительных квалификаций с целью поливалентной подготовки специалистов. Необходимо проведение исследования образовательных потребностей и запросов различных групп населения и соотнесение их со своими реальными возможностями и возможностями конкурентов удовлетворить эти потребности и запросы. Прочные деловые контакты сложились у Центра делового образования с Самарским кадровым клубом. В частности, совместно проведенный Круглый стол выявил потребности служб персонала в обучении своих специалистов и их пожелания и требования к программам дополнительного образования.

Стратегия фокусирования заключается в концентрации внимания на интересах конкретных потребителей образовательных услуг. Например, в зависимости от запросов потребителя может быть открыта целевая подготовка специалистов по различным специальностям, пользующимся повышенным спросом в регионе или востребованным перспективным планом социально-экономического развития региона. Целевая подготовка может предусматривать использование различных форм организации образовательного процесса для отдельных фирм и учреждений, по заказу региона, удовлетворять индивидуальные специфические образовательные запросы. Так, в ЦДО по заказам корпоративных клиентов разрабатываются и проводятся программы профессиональной переподготовки: «Финансовый менеджер», «Управление внешнеэкономической деятельностью» и др.

Доминантная стратегия играет ведущую роль на определенном этапе развития и не претерпевает существенных изменений под воздействием внешних факторов. Эта стратегия может быть использована только в том случае, если система ДПО в ближайшее время не потребует изменений во внешней и внутренней среде.

Сценарная стратегия предполагает наличие и проигрывание нескольких сценариев стратегического развития в зависимости от изменения комплекса внешних и внутренних условий. Такие сценарии могут зависеть от государственной политики в области высшего образования, стабильности бюджетного финансирования, планирования и утверждения контрольных цифр приема слушателей, от участия высшей школы в международных интеграционных процессах.

Выбор стратегии определяет структуру и содержание стратегической программы действий, приоритеты развития, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях деятельности с целью закрепления преимущества, преодоления недостатков, использования возможностей и сведения до

минимума угроз. Выбор стратегии представляет собой концентрированное выражение интересов и ожиданий не только руководства вуза, системы ДПО, но и его профессорско-преподавательского состава, сотрудников и слушателей, социальных партнеров потребителей научно-образовательных услуг [2, с. 46].

Направленность, набор стратегических линий развития системы ДПО зависят от генеральной стратегии вуза, его миссии, видения и философии, задач, решаемых на данном этапе. Стратегические приоритеты развития системы ДПО как составной части системы непрерывного образования зависят от современных тенденций развития образования в России и мировом сообществе.

Стратегия развития ДПО в вузе на данном этапе развития нашего общества не может быть представлена какой-то одной доминантной стратегией. Она должна содержать несколько стратегических линий.

В качестве критериев эффективности стратегии вуза в области ДПО могут быть адаптированы критерии, предложенные Л. В. Гавриковым [2, с. 37].

Соответствие целям развития вуза. Вуз ставит перед собой задачу стать центром развития науки, культуры и образования в регионе, выбор стратегии усиления региональной составляющей в содержании образовательных программ ДПО, отвечающей региональным потребностям и запросом, и осуществления различных видов социального взаимодействия с региональными институтами будет наиболее предпочтительным.

Содействие наращиванию потенциала вуза. Стратегия ДПО может считаться эффективной, если она способствует позитивным качественным и количественным изменениям всех видов ресурсов вуза. Участникам процесса инновационного развития должно быть отчетливо видно, насколько улучшается количественно и качественно ресурсный потенциал вуза по определенным показателям.

Достижение баланса стратегических интересов вуза и системы ДПО. В условиях децентрализации, автономизации и демократизации вуза особый смысл приобретает сбалансированность стратегического управления на его различных уровнях. Насколько общая стратегия и локальные стратегии ДГІО вписываются в общий план генеральной стратегии, будет зависеть успех или неуспех развития вуза в целом и системы ДПО вуза в частности. Центр делового образования СИУ работает не только на открытом образовательном рынке, но и предлагает студентам дневного отделения института возможность углубленного изучения английского языка. Будущие менеджеры и бухгалтеры в течение трех с половиной лет постигают секреты переводческого мастерства. Наряду с дипломом по основной специальности они получат диплом о дополнительном к высшему образованию а присвоением квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Обеспечение качества образования. Выбранная стратегия ДПО должна содействовать решению главной задачи вуза - обеспечение высокого уровня подготовки квалифицированных специалистов.

При построении модели управления качеством в системе ДПО современного высшего учебного заведения необходимо учитывать определенную специфику:

- отсутствие четких образовательных стандартов для программ повышения квалификации и переподготовки кадров, а также большей части программ дополнительного образования;

- необходимость привлечения к процессу преподавания большего числа специалистов- практиков и малая доля штатных преподавателей в сфере ДПО по сравнению с высшим профессиональным образованием;

- специфика слушателей, обычно уже имеющих либо профессиональное образование, либо опыт работы и представляющих повышенные требования в отношении качества и эффективности обучения;

- особенность требований, предъявляемых к реализации дополнительных образовательных программ, к организации учебного процесса [1, с. 6].

Оценка качества системы ДПО базируется на комплексном мониторинге, являющимся одним из основных элементов системы управления качеством на дополнительном образовательном пространстве.

Комплексный мониторинг образовательного процесса структур дополнительного образования включает в себя:

- мониторинг удовлетворенности слушателей качеством дополнительного образования;

- мониторинг удовлетворенности потребителей и заказчиков;

- мониторинг удовлетворенности преподавателей работой над реализацией программ ДПО;

- мониторинг качества профессорско-преподавательского состава [3, с. 76],

В состав комплексного мониторинга входит исследование мотивации

слушателей и социальных ожиданий заказчиков при повышении квалификации, профессиональной переподготовке, получении второго высшего и дополнительного образования, а также оценка системы менеджмента качества. Кроме того, оценка качества подготовки в системе ДПО строится на всеобъемлющем и регулярном анализе деятельности в комплексе показателей по внешним и внутренним параметрам.

К внешним параметрам относятся:

- информация о направлениях повышения квалификации и переподготовки кадров, реализуемых в системе ДПО;

- прием, контингент и выпуск слушателей, их распределение по формам и обучение;

- информация по источникам финансирования дополнительных образовательных программ;

- структура профессорско-преподавательского состава и их квалификационные характеристики;

- информационное и научно-методическое обеспечение системы ДПО;

- данные об учебной успешности слушателей;

- инновационный потенциал системы ДПО;

- информация об используемых современных технологиях обучения, электронных средствах обучения, оснащенность курсов электронными продуктами обучения.

К внутренним параметрам относят:

- информация о сформированное™ каждого из компонентов готовности к профессиональной деятельности;

- информация об изменениях показателей сформированности готовности по результатам обучения [3, с. 78].

Методы, используемые в комплексном мониторинге: статистический анализ данных, анкетирование-опрос различных модификаций, математическая обработка материала, количественный и качественный анализ показателей.

Опираясь на данные комплексного мониторинга качества подготовки в системе ДПО, оценку изменений показателей сформированности готовности к профессиональной деятельности по результатам обучения, на анализ полученных результатов, и строится концептуальная модель управления качеством в сфере ДПО, планируется и реализуется контроль за качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг.

Поддержание позитивного имиджа учреждения. Объективный имидж вуза является результатом общего признания качества образования, которое данный вуз обеспечивает. Имидж определяется на основе данных его аккредитации и аттестации, различных рейтингов, проводимых различными организациями путем опроса различных групп потребителей образовательных услуг. Система ДПО в значительной степени влияет на имидж вуза благодаря контрактам с потребителями дополнительных образовательных услуг, качеству предоставляемых услуг, удовлетворенности потребителей [3, с. 89].

Укрепление социального партнерства. Проблеме взаимодействия руководства вуза с внешними и внутренними потребителями в процессе стратегического управления вузом в настоящее время придается огромное значение. Социальное партнерство в системе дополнительного профессионального образования подразумевает партнерские отношения между субъектами, направленные на взаимодействие и достижение целей, связанных с улучшением качества образовательных услуг и взаимной удовлетворенностью результатами совместной деятельности. Важным направлением в деятельности Центра является работа с корпоративными клиентами на региональном уровне. Первым в истории Центра был корпоративный заказ завода «Про-

гресс» на обучение кадрового резерва. Программа «Управленческая деятельность на предприятии» была разработана для повышения квалификации руководителей среднего звена и построена на основе реальных проблем предприятия. Самым крупным корпоративным заказчиком долгосрочных программ является Волжский автозавод. Для руководителей и специалистов финансовой дирекции АвтоВАЗа Центром были разработаны и успешно проведены программы профессиональной переподготовки «Финансовый менеджер», «Менеджер по персоналу», «Управление персоналом».

Таким образом, выбор стратегий развития системы ДПО в вузе определяется специфическими условиями рыночной среды региона и ресурсными возможностями образовательной системы вуза.

Библиографический список

1. Баги и, В. В. Стратегические приоритеты развития системы дополнительного профессионального образования в условиях региональной рыночной среды.//Ннте-1 рация образования. — 2005. - № 3. — С. 3-10.

2. Гавриков, Л. В. Стратегический менеджмент вуза: учеб. пособие. В. Новгород, 2003.

3. Минцберг, Г. Стратегический процесс: пер. с англ. под ред. Ю. Н. Капту-ревского. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.