УДК 37 ББК 74
DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-126-137
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
«МЯГКИХ НАВЫКОВ» УЧИТЕЛЯ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ii
В. Ф. Чертов, Е. Л. Ерохина, Е. В. Гетманская
Аннотация. «Мягкие навыки» учителя рассмотрены в статье с позиций педагогической компаративистики, выявляющей общее и особенное в исторических явлениях. Предметом тематического анализа явились новейшие отечественные и зарубежные публикации, в которых конструируется рабочая типология «мягких навыков». Аргументирована необходимость формирования «мягких навыков» педагога уже на этапе профессионального образования. Отмечено распространение на практике единообразного подхода в развитии «мягких навыков» учителей, реализующегося в отрыве от возраста, опыта и личных качеств педагога. Установлена типологическая связь термина «мягкие навыки» с близкими понятиями, традиционно употреблявшимися в отечественной педагогике. В качестве рабочей типологии приняты четыре группы «мягких навыков»: коммуникация, коллаборация, критическое мышление, креативность; при этом для разновозрастных групп учителей добавлены самопрезентация и медиакомпетент-ность. Сформулирована перспективная задача учителя по формированию «мягких навыков» учащихся с опорой на собственный опыт использования "soft skills" в своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: soft skills, базовые профессиональные компетенции, систематизация soft skills учителей, самопрезентация, медиакомпетенность.
Для цитирования: Чертов В. Ф., Ерохина Е. Л., Гетманская Е. В. Стратегии развития «мягких навыков» учителя: проблемы и перспективы исследования // Наука и школа. 2023. № 6. С. 126-137. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-126-137.
1 Работа выполнена в рамках проекта 122061400039-9 «Исследование динамики развития "мягких навыков" у учителей различных возрастных групп».
© Чертов В. Ф., Ерохина Е. Л., Гетманская Е. В., 2023
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
STRATEGIES FOR DEVELOPING A TEACHER'S SOFT SKILLS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF RESEARCH
V. F. Chertov, E. L. Erokhina, E. V. Getmanskaya
Abstract. The soft skills of a teacher are considered in the article from the perspective of pedagogical comparative studies, which reveal the general and specific in historical phenomena. The latest domestic and foreign publications in which a working typology of soft skills is constructed were the subject of the thematic analysis. The necessity of developing soft skills of a teacher already at the stage of professional education is argued. The spread in practice of a uniform approach to the development of soft skills of teachers, implemented disregarding the age, experience and personal qualities of the teacher, has been noted. A typological connection has been established between the term "soft skills" and similar concepts traditionally used in domestic pedagogy. Four groups of soft skills are adopted as a working typology: communication, collaboration, critical thinking, creativity. At the same time, self-presentation and media competence were added for mixed-age groups of teachers. A teacher's long-term task in developing students' soft skills is formulated based on the teacher's own experience of using soft skills in their professional activities.
Keywords: soft skills, basic professional competencies, systematization of soft skills of teachers, self-presentation, media competence.
Cite as: Chertov V. F., Erokhina E. L., Getmanskaya E. V. Strategies for developing a teacher's soft skills: problems and prospects of research. Nauka i shkola. 2023, No. 6, pp. 126-137. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-126-137.
Развитие «мягких навыков» ("soft skills") в разных сферах профессиональной деятельности в настоящее время справедливо оценивается как процесс динамического преобразования личности в течение всей жизни. Предварительный анализ современных публикаций, посвященных «мягким навыкам», их типологии и взаимодействию c «жесткими навыками» («hard skills»), ключевыми профессиональными компетенциями учителя, а также изучение практического опыта отдельных учителей, их устных и письменных высказываний свидетельствуют, во-первых, о безусловной значимости «мягких навыков», рассматриваемых в совокупности с «жесткими навыками», в достижении основных целей обучения и воспитания; во-вторых, об определяющем влиянии отдельных «мягких навыков» учителя на формирование
интересов, способностей обучающихся, развитие их мотивации, достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, создание особой атмосферы, гармонических взаимоотношений всех участников образовательного процесса; в-третьих, о разной степени владения «мягкими навыками» и динамики их развития у учителей разных возрастных групп и о разном отношении к таким навыкам (от стремления овладеть и добиться результатов, развивать в себе лидерские качества и активно представлять себя в публичном пространстве - до полного неприятия таких устремлений и скептического отношения к лидерству, креативности и публичности).
Следует констатировать, что в реальной практике подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей преобладают все же коллективные
и групповые формы работы, которые не всегда соотносятся с возрастными особенностями и личностными характеристиками учителя (способности, воля, темперамент, характер, эмоции, мотивация). Между тем действующие нормативные документы в сфере образования, в первую очередь обновленные федеральные государственные образовательные стандарты, предполагают не только сформированные у учителя «жесткие навыки», ключевые профессиональные компетенции, но и наличие развитых «мягких навыков», в том числе социальных, психологических, коммуникативных, креативных.
Обзор новейших отечественных и зарубежных публикаций, в том числе работ зарубежных ученых, не переведенных на русский язык, был важен для систематизации накопленного опыта работы по развитию «мягких навыков» в разных профессиях и в деятельности педагогов, обобщения выделяемых учеными типов «мягких навыков», чтобы на этой основе создать рабочую типологию и использовать ее при осуществлении мониторинга, выявлении профессиональных дефицитов учителей разных возрастных групп и при разработке методических рекомендаций по развитию отдельных «мягких навыков», особенно важных и значимых в учительской профессии [см.: 1; 2].
Авторы статьи опирались на принципы педагогической компаративистики, сравнительно-исторический метод в педагогике, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития или разных сосуществующих явлений [см.: 3; 4]. Этот метод может стать основой для выводов об отдельных тенденциях, закономерностях в развитии отечественного образования и педагогической науки, а также о специфике, неповторимости нашего педагогического и методического опыта.
С целью определения теоретических основ исследования динамики развития «мягких навыков» в современном социуме, мы обратились к обзору публикаций зарубежных специалистов, сосредоточив особое внимание на работах, написанных в последнее десятилетие (преимущественно на английском и немецком языках), которые еще не были включены в научный дискурс и почти не упоминаются на отечественных электронных ресурсах, где и сосредоточен основной массив информации о «мягких навыках» в разных сферах профессиональной деятельности, бизнес-среде [см.: 2].
Подобные аналитические обзоры у нас уже предпринимались. Так, например, в статье И. К. Цаликовой и С. В. Па-хотиной «Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science)» учитывается около 40 публикаций, справедливо утверждается, что «масштабные теоретические исследования по теме формирования гибких навыков уже выполнены за рубежом начиная с 1950-1960-х гг.», и делается вывод о том, что российская «педагогическая наука, имеющая схожие с зарубежной педагогикой тенденции развития, в последние годы проходит те же стадии, которые другие страны прошли ранее» [5, с. 193, 199].
Множество переводных изданий, посвященных проблематике soft skills в бизнесе, уже давно получили распространение в российском медийном пространстве. Некоторые из этих изданий размещены в свободном доступе. Чаще всего это не исследования, а описание практического опыта, живой разговор, однако есть и работы социологов, психологов, которые основываются на глубоком анализе тех изменений, которые происходят в социуме, бизнес-среде и психологии человека. В качестве примера можно привести, в частности, книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект», Х. Вейсингера, Дж. П. Полив-Фрая
«Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности», К. Дуэка «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» и др. [6-8].
Анализ работ отечественных специалистов показывает, что в большинстве случаев термины «мягкие навыки» и «гибкие навыки» используются как ря-доположные, а в отдельных публикациях устанавливается типологическая связь термина «мягкие навыки» с близкими понятиями, имеющими традицию употребления в нашей педагогической науке. Так, А. Э. Цымбалюк и В. О. Виноградова проводят параллель с понятием «деятельностно важные качества профессионала», введенным Ю. П. По-варенковым [9, с. 122] и означающим «качества индивида, которые влияют на эффективность реализуемых профессионалом типов, видов и форм деятельности и через которые они реализуются» [10, с. 28]. Предполагается, что специалист решает две группы задач: собственно профессиональные и метапрофессиональные, связанные с профессиональным и личностным ростом, становлением и реализацией. Решение метапрофессиональных задач побуждает человека овладевать «мягкими навыками» и развивать их. Эти же исследователи соотносят « мягкие навыки» с компетентностью, определенной В. Д. Шадриковым как «приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи» [11, с. 135]. А. В. Гизатуллина, О. В. Шату-нова устанавливают (применительно к сфере педагогической деятельности) соответствие «мягких навыков» и над-профессиональных навыков учителей, соотносят мягкие навыки с универсальными и общепрофессиональными компетенциями [12].
Все отечественные исследователи единодушны в признании необходимости формировать «мягкие навыки» уже на этапе профессионального обра-
зования, а также того, что традиционные методы (лекции, репродуктивные упражнения - «сообщение информации об явлении») неэффективны для решения этой задачи. Выделим три работы, в которых предлагаются способы формирования «мягких навыков» у студентов. Ж. А. Амантай отмечает, что существует два подхода к формированию гибких навыков у студентов. «Первый (soft через soft) - обучать гибким навыкам непосредственно, через отдельные специальные курсы/модули в рамках вариативного компонента учебного плана. Второй подход (soft через hard) - использовать потенциал всех изучаемых дисциплин в сочетании с дополнительным образованием, внеучебной, воспитательной работой» [13]. В. О. Сосков предлагает внедрять в вузах систему ко-учинга, когда уже владеющие «мягкими навыками» студенты проводят мастер-классы, деловые игры, коворкинги и другие формы занятий со студентами младших курсов [14, с. 477-478]. Т. А. Яркова и И. И. Черкасова справедливо отмечают, что поскольку профессия учителя является публичной, то особо значимыми выступают навыки самопрезентации; умения выстраивать отношения со всеми участниками образовательного процесса; способность и готовность решать творческие задачи; проявлять лидерские качества [15, с. 223]. Эти навыки и умения становятся особенно актуальными в эпоху цифровизации.
Обращаясь к анализу публикаций отечественных педагогов, посвященных развитию «мягких навыков» у учителей, мы также учитывали тот огромный позитивный опыт, который был накоплен российской (и советской) педагогической наукой и практикой преподавания, и связывали современную проблематику нашего исследования с актуальной для предшествующих эпох проблематикой. Рассмотренные выше «мягкие навыки» постоянно включались в те личностные качества педагога, которые
вели его к успеху, повышали эффективность его работы. О том, что это были именно качества личности, а не профессиональные компетенции, свидетельствуют известные публикации наших выдающихся педагогов. Их названия часто содержат красивые метафоры, однако эти метафоры прекрасно характеризуют отношение педагога к тому, что он делает, и к своей профессии в целом. Достаточно привести лишь несколько таких названий: «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинского, «Уроки нравственного прозрения» Л. С. Айзермана [16; 17].
Опыт отечественных педагогов показывает также, что многие начинания, движения, совместные проекты в дидактике и методике обучения были связаны с созданием групп, объединений, которые активно заявляли о себе не только в своих научных публикациях, но и в СМИ. Многие из этих движений так или иначе могут вполне соотноситься с проблематикой современных исследований, посвященных «мягким навыкам» учителей (и их учеников). Приведем наиболее показательный пример из отечественной педагогической традиции. В 1986 г. группа учителей-новаторов (В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, М. П. Щетинин, С. Л. Соловейчик и др.) опубликовала в «Учительской газете» манифест «Педагогики сотрудничества». Далее последовал целый ряд публикаций, в том числе известный и неоднократно переиздававшийся сборник, своеобразная антология передового опыта «Педагогический поиск» [18], выступления по радио и на телевидении, конференции и семинары, встречи с учителями. В упомянутом выше манифесте самым тесным образом перекликаются как сугубо профессиональные, дидактические, методические решения проблемы сотрудничества на уроках (сознательность обучения, создание интеллектуального фона, идея «опоры», блочная подача материала и др.), так и собственно «мягкие навыки» как необходимые условия
успеха (работа на «опережение», коллективистские отношения, позитивная диалогичность между участниками образовательного процесса, доверие, наличие творческого самоуправления, позитивное взаимодействие с родителями и др.) [19].
Во многих публикациях отечественных и зарубежных специалистов есть подходы к созданию типологии «мягких навыков», хотя по большей части это, скорее, более или менее развернутый их перечень, что объясняется отчасти тем, что сам термин soft skills, заимствованный из бизнеса и политики, не сразу был принят в научном дискурсе. Однако попытки классификации и систематизации предпринимались неоднократно. Создание типологии «мягких навыков» в их соотношении со спецификой профессиональной деятельности является исследовательской задачей, требующей своего решения. Как правило, представленные в литературе классификации «мягких навыков» не учитывают особенности профессиональных задач, выполняемых человеком. И это неслучайно: «мягкие навыки» в их наиболее общем понимании универсальны, не зависят от профессии и определяют эффективность человека в любой сфере деятельности.
В качестве рабочей типологии нами были приняты четыре группы «мягких навыков», устоявшиеся в отечественной практике обучения, - 4К: коммуникация, коллаборация (сотрудничество), критическое мышление, креативность [20]. При этом отдельно выделены для дальнейшего исследования и внедрения в методическую систему развития «мягких навыков» у учителей разных возрастных групп еще два типа: самопрезентация и медиакомпетентность.
В целом ряде проходивших в последние годы конкурсов, конференций, фестивалей с участием школьников, студентов, молодых преподавателей, молодых ученых, в том числе органи-
зованных образовательным центром поддержки одаренных детей «Сириус», многие направления работы были прямо связаны с развитием «мягких навыков»: навыков коммуникации, самопрезентации, креативности, критического мышления. Московский педагогический государственный университет (МПГУ) в течение нескольких лет выступает со-организатором Московского международного фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо». Основные направления деятельности фестиваля прямо связаны с задачами формирования «мягких навыков» уже с дошкольного возраста.
Важным направлением, содействующим развитию «мягких навыков» и в то же время способствующим повышению результативности и эффективности обучения и воспитания современных школьников, много времени проводящих в виртуальном пространстве, становится использование на уроках и во внеурочной деятельности по предмету, а также в ходе подготовки и проведения внеклассных мероприятий новейших медиажанров, медиаформатов, текстов «новой природы», креолизован-ных и поликодовых текстов (лонгрид, сторителлинг, буктрейлер, интерактивный плакат и др.), широко представленных в медиапространстве. Данная проблематика, нашедшая отражение в целом ряде публикаций, посвященных собственно медийной культуре [21; 22], постепенно входит к круг тех вопросов, которые обсуждают специалисты по частным методикам и учителя-практики, описывая опыт использования текстов «новой природы», предлагая конкретные методические рекомендации по изучению отдельных учебных предметов в контексте современного медиа-пространства [23-25].
Студенты педагогических вузов (или вузов, реализующих образовательные программы по направлению «Педагогическое образование») более активно
включаются в работу по развитию «мягких навыков» в процессе предметной и методической подготовки, на занятиях по педагогике и методике обучения отдельным предметам, а также дисциплин по выбору. При этом выбор последних во многом может быть обусловлен не только интересом к обозначенной проблематике, но иногда и стремлением преодолеть существенные пробелы в образовании и развитии, предупредить возможные профессиональные дефициты.
Весь спектр предлагаемых программ высшего педагогического образования довольно основательный и предполагает формирование у обучающихся целого комплекса «мягких навыков». Реализации этой задачи содействуют основные направления деятельности научных школ и профессиональных коллективов. Одной из таких школ в МПГУ, прямо связанной с проблематикой развития «мягких навыков», является научная школа Т. А. Ладыженской, ученики которой развивают идеи своего учителя на кафедре риторики и культуры речи. В университете разработана система развития коммуникативной компетенции будущих учителей с учетом динамики их профессионального становления, которая может быть представлена в следующем виде: I курс. Речевая ситуация погружения в университетский дискурс и подготовки к профессиональному речевому общению (дисциплина «Речевые практики»); III (IV) курс. Педагогическое общение, в том числе в ходе производственной практики (дисциплина «Педагогическая риторика»); Магистратура. Профессиональное общение учителя-исследователя (дисциплина «Академическая риторика»).
Важным направлением деятельности Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, созданного на базе МПГУ, стала подготовка и проведение ежегодного Научно-педагогического форума «Проектные
практики школы ХХ1 века», задачи которого во многом соответствовали концепции развития «мягких навыков» не только у учителей, но и у дошкольников и школьников [26, с. 9].
На этапе непрерывного повышения профессионального мастерства значимую роль в развитии «мягких навыков» играет система повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Анализ «Федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования» [27] наглядно демонстрирует постепенное увеличение доли программ, заявляющих проблематику развития «мягких навыков» у учителей и обучающихся. Это подтверждает поиск, осуществленный по ключевым словам, на «Едином федеральном портале дополнительного профессионального педагогического образования» (https:// dppo.apkpro.ru/info). Так, например, на запрос "soft skills" мы получаем сразу несколько программ, например: «Soft Skills: гибкие компетенции в профессиональном образовании» (Архангельский областной институт открытого образования); «Методика формирования софт-и селфскиллс у студентов при проведении учебных занятий» (Ямало-Ненецкий региональный институт развития образования); «"Soft skills" (гибкие навыки) современного руководителя (в том числе методиста) ДОО» (Вологодский институт развития образования); «Методика формирования компетенций «4К» в цифровой среде» (Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования) и др.
Следует только положительно оценивать сам факт появления данных программ в системе дополнительного профессионального педагогического образования. Они, безусловно, вызывают интерес, обозначают важные направления и современные подходы к подготовке и повышению квалификации учителей, хотя по большей части предлагают преи-
мущественно знакомство с нормативными документами, принципиальными отличиями «мягких навыков» от «жестких навыков», учитывают положительный опыт работы по развитию «мягких навыков», в том числе собственный региональный опыт. В большинстве программ развитие «мягких навыков», что вполне справедливо, встроено в общую систему развития профессиональных компетенций (в ряде случаев речь идет о «глобальных компетенциях», «компетенциях XXI столетия»), связывается с такими актуальными проблемами современного дополнительного профессионального образования, как развитие функциональной грамотности, критического мышления, креативного мышления, навыков работы в команде и др.
Самый широкий спектр программ дополнительного профессионального образования, связанных с развитием «мягких навыков», предлагается в МПГУ. Отметим лишь некоторые из них, реализованные в 2022 г.: «Информационно-коммуникационные технологии в практике работы учителя-предметника» (Институт математики и информатики); «Медиаобразовательные технологии как инструмент воспитательной работы», «Информационно-медийное сопровождение проектной деятельности»; «Современные медиакомпетенции педагога дополнительного образования» (Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования); «Мультидисци-плинарные аспекты реализации технологии проектно-исследовательской деятельности в школе ХХ1 века» (Институт филологии).
Серьезным стимулом для развития «мягких навыков» учителя стали конкурсы профессионального мастерства, в которых участвуют общеобразовательные организации фактически всех регионов страны. В истории конкурса можно отметить такие формы самопрезентации, как «визитная карточка», «хобби», «страница в Интернете», «учительский
сайт» и др. И здесь особенно заметно, какой дополнительный эффект привносят в уроки конкурсантов их увлечения (пением, хореографией, театром, видеосъемками, музицированием, моделированием одежды, рукоделием и др.) [28]. При более или менее равных профессиональных (собственно предметных, методических) решениях конкурсных задач финалистами чаще всего в лидеры выходят именно те конкурсанты, которые проявляют личностные качества. На это нацеливают и сами конкурсные задания, и критерии их оценивания, в числе которых можно выделить почти полный набор «мягких навыков».
Предварительные результаты фронтального опроса, проведенного в 28 регионах Российской Федерации (960 учителей от 20 до 75 лет), наглядно продемонстрировали, с одной стороны, вполне устойчивую динамику развития и интерес к «мягким навыкам» у учителей разных возрастных групп, а с другой - выявили отдельные закономерности развития с учетом возраста и опыта учителей, некоторые различия в отношении к «мягким навыкам» и разную степень владения, что можно было ожидать, хотя эти различия все-таки не представляются принципиальными и не обозначают наличие определенных барьеров между разными поколениями учителей. Следовательно, не теряет своей значимости работа в команде, наставничество, сотрудничество, в том числе в сфере развития «мягких навыков». Однако очевидно также, что на основе полученных данных возможно формирование не только смешанных фокус-групп, но и групп, объединенных по возрасту.
К сожалению, понимание необходимости развития, совершенствования, и вообще владения «мягкими навыками» у учителей развито не у всех. Так, на вопросы со свободным ответом ответили только 51,9% опрошенных. Учитывая, что анкета была анонимной, можно было ожидать предельной
искренности, открытости и при этом конструктивного подхода, однако несколько анкет, заполненных учителями, показали и весьма низкий уровень культуры такого анонимного диалога, который часто ведется в соцсетях. Учителя всех возрастных групп среди отмеченных навыков в первую очередь выделили навык «Работать в состоянии неопределенности / Находить нестандартные подходы», что вполне объяснимо и связано с опытом работы в условиях пандемии, при смешанном и дистанционном формате обучения, а также в ситуации перехода на обновленные программы общего образования [см. подробнее: 29].
В ходе мониторинга профессиональных дефицитов мы обратились, помимо фронтального анкетирования, к индивидуальным опросам (в форме беседы, интервью, эссе, письма и др.), посвященным презентации собственных проблем, связанных с развитием «мягких навыков», или с представлением фрагментов «истории успеха», рассказа о достижениях, которые были во многом обусловлены владением «мягкими навыками», и о тех формах работы и конкретных людях, которые повлияли на формирование «мягких навыков».
Особую актуальность приобретает проблема представления учительского опыта, что обусловлено теми активными процессами, которые происходят в современной науке, образовании, коммуникации. Современный учитель должен учитывать эти процессы, в том числе в социальных сетях, медийном пространстве [см.: 30]. Участие в реализации программ дополнительного профессионального образования, связанных с активным использованием медийных форматов в систему уроков и внеурочных мероприятий, наглядно продемонстрировало то, что подтверждено письменными отзывами слушателей и их реакцией на предложенные им формы работы: примерно 50% слушателей
владеют отдельными медиаформатами, используют известные сетевые ресурсы, подключают к процессу создания меди-аформата своих учащихся; около 70% слушателей не столкнулись с большими проблемами в использовании дистанционной формы обучения и насыщении учебного процесса мультимедийными средствами; около 35% слушателей признались, что активно заявили о себе с соцсетях, имеют личный сайт, создают блоги (в большинстве своем это были учителя от 20 до 30 лет).
В заключение следует отметить наиболее значимые перспективы исследования проблемы «мягких навыков»: психолого-педагогическое обоснование
и разработка стратегии формирования «мягких навыков» учителя, необходимых в организации воспитательной работы по своему учебному предмету; создание научно обоснованной системы мониторинга развития «мягких навыков» обучающихся по программам высшего педагогического образования; проектирование и апробация программы научно-методического сопровождения обучающихся в педагогическом бакалавриате, специалитете, магистратуре и аспирантуре в области развития «мягких навыков»; формирование лидерских качеств молодого учителя в процессе подготовки к конкурсам профессионального мастерства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ключевые аспекты формирования «мягких навыков» у будущих педагогов / А. А. Алмазова, Е. Л. Ерохина, В. Ф. Чертов, О. В. Шаронова // Наука и школа. 2022. № 6. С. 259-268. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-6-259-268.
2. Гетманская Е. В., Чертов В. Ф. Мягкие навыки учителя как категория концептуальных и прикладных зарубежных исследований // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. С. 21-41. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-1-21-41.
3. Вульфсон Б. Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика: учеб. пособие. М. - Воронеж: МОДЭК, 1996.
4. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 1998.
5. Цаликова И. К., Пахотина С. В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 187-207.
6. Вейсингер Х., Полив-Фрай Дж. П. Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. М.: АСТ: АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2009.
8. Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
9. Цымбалюк А. Э., Виноградова В. О. Психологическое содержание soft skills // Ярославский пед. вестн. 2019. № 6 (111). С. 120-127.
10. Поваренков Ю. П. Определение и классификация деятельностно важных качеств профессионала // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. [19-20 ноября 2018 г.]. Ч. I. Ярославль: РИО ЯГПУ 2018. С. 22-29.
11. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестн. Ярославского гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер.: Психология. 2006. № 1. С. 15-21.
12. Гизатуллина А. В., Шатунова О. В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 14-21.
13. Амантай Ж. А. Педагогические проблемы формирования гибких навыков у студентов вузов // Теория и практика современных научных исследований - 2019: сб. науч. тр. / под науч. ред. А. Н. Давыдова. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т путей сообщения, 2020. С. 54-58.
14. Сосков В. О. Формирование гибких навыков у студентов // Богатство финно-угорских народов: материалы IV Междунар. финно-угорского студенческого форума, 25-26 мая 2017 г. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2017. С. 477-478.
15. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестн. Тюменского гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanities. 2016. Т. 2, № 4. С. 222-234.
16. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016.
17. Айзерман Л. С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика, 1983.
18. Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1990.
19. Манифест «Педагогика сотрудничества» // Свободная школа. URL: http://freeschool.education/ wp-content/uploads/2020/04/1986-g.-Manifest-Pedagogika-sotrudnichestva.pdf (дата обращения: 20.09.2022).
20. Формирование компетенций «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация) обучающихся профессиональных образовательных организаций: метод. рекомендации. СПб., 2021.
21. Пастухов А. Г. Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий // Учен. зап. Орловского гос. ун-та. 2015. № 5 (68). С. 148-153.
22. Финадеева М. В. Медиа-жанр: предпосылки когнитивного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 2. С. 62-66.
23. Романичева Е. С. Креолизованные тексты в литературном образовании: актуализируем и развиваем традиции методики // Литература в школе. 2022. № 3. С. 76-91. DOI: https://doi. org/10.31862/0130-3414-2022-3-76-91.
24. Соколова А. А. Мультимедийный комментарий как вид учебного текста на уроках литературы // Литература в школе. 2022. № 3. С. 92-104. DOI: https://doi.org/10.31862/0130-3414-2022-3-92-104.
25. Чертов В. Ф., Маныкина А. А., Соколова А. А. Об углубленном изучении литературы в контексте современного медиапространства // Наука и школа. 2021. № 3. С. 70-80. DOI: https://doi. org/10.31862/1819-463X-2021-3-70-80.
16. Подругина И. А., Ильичева И. В. Целевые установки и задачи научно-педагогического форума «Проектные практики школы XXI века»: исследуем, проектируем, предлагаем // Проектные практики школы XXI века: материалы I научно-педагогического форума. М.: Изд-во МПГУ, 2022. С. 7-13.
27. Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования. URL: https://dppo.apkpro.ru/bank?page=1&sortType=1 (дата обращения: 20.12.2022).
28. Учитель года России: лучшее от лучших: сб. метод. материалов / сост. Е. М. Пахомова, Н. А. Свешникова. М.: ВЛАДОС, 1998.
29. Шаронова О. В., Федотенко М. А. Результаты мониторинга сформированности «мягких навыков» у учителей разных возрастных групп // Стандарты и мониторинг в образовании. 2023. № 2. С. 25-33.
30. Чертов В. Ф. Представление опыта учителей-словесников в научно-методическом журнале // Лебедевские чтения: материалы Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе» / под науч. ред. М. В. Шама-новой. Ярославль: ИРО ЯО; РИО ЯГПУ, 2022. С. 219-225.
REFERENCES
1. Almazova A. A., Erokhina E. L., Chertov V. F., Sharonova O. V. Klyuchevye aspekty formirovaniya "myagkikh navykov" u budushchikh pedagogov. Nauka i shkola. 2022, No. 6, pp. 259-268. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-6-259-268.
2. Getmanskaya E. V., Chertov V. F. Myagkie navyki uchitelya kak kategoriya kontseptualnykh i prikladnykh zarubezhnykh issledovaniy. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 21-41. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-1-21-41.
3. Vulfson B. L., Malkova Z. A. Sravnitelnaya pedagogika: ucheb. posobie. Moscow - Voronezh: MODEK, 1996.
4. Dzhurinskiy A. N. Sravnitelnaya pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Academia, 1998.
5. Tsalikova I. K., Pakhotina S. V. Nauchnye issledovaniya po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannykh v mezhdunarodnykh bazakh Scopus, Web of Science). Obrazovanie i nauka. 2019, Vol. 21, No. 8, pp. 187-207.
6. Weisinger H., Pawliw-Fry J. P. Pod davleniem. Kak dobivatsya rezultatov v usloviyakh zhestkikh dedlaynov i neopredelennosti. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2017. (In Russian)
7. Goleman D. Emotsionalnyy intellekt. Moscow: AST: AST Moskva; Vladimir: VKT, 2009. (In Russian)
8. Dweck C. Gibkoe soznanie. Novyy vzglyad na psikhologiyu razvitiya vzroslykh i detey. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. (In Russian)
9. Tsymbalyuk A. E., Vinogradova V. O. Psikhologicheskoe soderzhanie soft skills. Yaroslavskiy ped. vestn. 2019, No. 6 (111), pp. 120-127.
10. Povarenkov Yu. P. Opredelenie i klassifikatsiya deyatelnostno vazhnykh kachestv professional. In: Sistemogenez uchebnoy i professionalnoy deyatelnosti. Proceedings of the VIII All-Russian scientific-practical conference [19-20 Nov. 2018]. Part I. Yaroslavl: RIO YaGPU, 2018. Pp. 22-29.
11. Shadrikov V. D. Lichnostnye kachestva pedagoga kak sostavlyayushchie professionalnoy kompetent-nosti. Vestn. Yaroslavskogo gos. un-ta im. P. G. Demidova. Ser.: Psikhologiya. 2006, No.1, pp. 15-21.
12. Gizatullina A. V., Shatunova O. V. Nadprofessionalnye navyki uchiteley: soderzhanie i vostrebovannost. Vysshee obrazovanie segodnya. 2019, No. 5, pp. 14-21.
13. Amantay Zh. A. Pedagogicheskie problemy formirovaniya gibkikh navykov u studentov vuzov. In: Teoriya i praktika sovremennykh nauchnykh issledovaniy - 2019. Ed. by A. N. Davydov. Ekaterinburg: Uralskiy gos. un-t putey soobshcheniya, 2020. Pp. 54-58.
14. Soskov V. O. Formirovanie gibkikh navykov u studentov. In: Bogatstvo finno-ugorskikh narodov. Proceedings of the IV International Finno-Ugric student forum, 25-26 May 2017. Yoshkar-Ola: Mariyskiy gos. un-t, 2017. Pp. 477-478.
15. Yarkova T. A., Cherkasova I. I. Formirovanie gibkikh navykov u studentov v usloviyakh realizatsii professionalnogo standarta pedagoga. Vestn. Tyumenskogo gos. un-ta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanities. 2016, Vol. 2, No. 4, pp. 222-234.
16. Sukhomlinskiy V. A. Serdtse otdayu detyam. Moscow: Kontseptual, 2016.
17. Ayzerman L. S. Uroki nravstvennogoprozreniya. Moscow: Pedagogika, 1983.
18. Bazhenova I. N. (comp.) Pedagogicheskiy poisk. Moscow.: Pedagogika, 1990.
19. Manifest "Pedagogika sotrudnichestva". Available at: http://freeschool.education/wp-content/ uploads/2020/04/1986-g.-Manifest-Pedagogika-sotrudnichestva.pdf (accessed: 20.09.2022).
20. Formirovanie kompetentsiy "4K" (kriticheskoe myshlenie, kreativnost, kommunikatsiya, kollaboratsiya) obuchayushchikhsya professionalnykh obrazovatelnykh organizatsiy: metod. rekomendatsii. St. Petersburg, 2021.
21. Pastukhov A. G. Mediazhanry i mediaformaty: k razgranicheniyu ponyatiy. Uchen. zap. Orlovskogo gos. un-ta. 2015, No. 5 (68), pp. 148-153.
22. Finadeeva M. V. Media-zhanr: predposylki kognitivnogo podkhoda. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2008, No. 2, pp. 62-66.
23. Romanicheva E. S. Kreolizovannye teksty v literaturnom obrazovanii: aktualiziruem i razvivaem traditsii metodiki. Literatura v shkole. 2022, No. 3, pp. 76-91. DOI: https://doi.org/10.31862/0130-3414-2022-3-76-91.
24. Sokolova A. A. Multimediynyy kommentariy kak vid uchebnogo teksta na urokakh literatury. Literatura v shkole. 2022, No. 3, pp. 92-104. DOI: https://doi.org/10.31862/0130-3414-2022-3-92-104.
25. Chertov V. F., Manykina A. A., Sokolova A. A. Ob uglublennom izuchenii literatury v kontekste sovremennogo mediaprostranstva. Nauka i shkola. 2021, No. 3, pp. 70-80. DOI: https://doi. org/10.31862/1819-463X-2021-3-70-80.
16. Podrugina I. A., Ilyicheva I. V. Tselevye ustanovki i zadachi nauchno-pedagogicheskogo foruma "Proektnye praktiki shkoly XXI veka": issleduem, proektiruem, predlagaem. In: Proektnye praktiki shkoly XXI veka. Proceedings of the I scientific-pedagogical forum. Moscow: Izd-vo MPGU, 2022. Pp. 7-13.
27. Federalnyy reestr dopolnitelnykh professionalnykh programm pedagogicheskogo obrazovaniya. Available at: https://dppo.apkpro.ru/bank?page=1&sortType=1 (accessed: 20.12.2022).
28. Pakhomova E. M., Sveshnikova N. A. (comps.) Uchitel goda Rossii: luchshee ot luchshikh: sb. metod. materialov. Moscow: VLADOS, 1998.
29. Sharonova O. V., Fedotenko M. A. Rezultaty monitoringa sformirovannosti "myagkikh navykov" u uchiteley raznykh vozrastnykh grupp. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2023, No. 2, pp. 25-33.
30. Chertov V. F. Predstavlenie opyta uchiteley-slovesnikov v nauchno-metodicheskom zhurnale. In: Lebedevskie chteniya. Proceedings of All-Russian scientific-methodological conference "Aktualnye voprosy izucheniya yazyka i literatury v shkole i v vuze". Ed. by M. V. Shamanova. Yaroslavl: IRO YaO; RIO YaGPU, 2022. Pp. 219-225.
Чертов Виктор Федорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Chertov Victor F., ScD in Education, Head, Methods of Teaching Literature Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Ерохина Елена Ленвладовна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой риторики и культуры речи Института филологии, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Erokhina Elena L., ScD in Education, Head, Rhetoric and Speech Culture Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Гетманская Елена Валентиновна, доктор педагогических наук; профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Getmanskaya Elena V., ScD in Education, Professor, Methods of Teaching Literature Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.09.2023 The article was received on 27.09.2023