Научная статья на тему 'Стратегии развития госкорпораций — локомотивы планового роста развития регионов и обеспечения экономической безопасности России'

Стратегии развития госкорпораций — локомотивы планового роста развития регионов и обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ И АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 172-ФЗ / ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ON THE STRATEGIC PLANNING IN THE RUSSIAN FEDERATION / THE STATE CORPORATIONS / THE STATE ENTERPRISES AND THE JOINT STOCK COMPANIES WITH THE STATE PARTICIPATION / IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LAW 172-FL / INNOVATION INDICATORS / STRATEGIC MANAGEMENT / NATIONAL SECURITY / ECONOMY CRITERIA AND INDICATORS / THE BASIC CONCEPTS OF PLANNING AND PREDICTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонова Ю. В., Смирнова О. О.

30 июня 2015 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Закон требует инновационного производства. Вместе с тем, из всего спектра стратегических документов только к компаниям с государственным участием предъявляются требования инновационного развития и внедрения инноваций. В этой связи встроенность стратегий госкомпаний в систему стратегического планирования в России является, во-первых, важным фактором стимулирования инновационного вектора развития экономики страны, а, во-вторых, взаимосогласованность стратегий госкомпаний, отраслей и регионов на инновационном направлении развития будет является основой для сбалансированности всей экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симонова Ю. В., Смирнова О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF THE STATE CORPORATION DEVELOPMENT — ECONOMIC GROWTH IN REGIONS AND ECONOMY SECURITY IN RUSSIA

On June 30, 2015 has come into force the Federal Law of the Russian Federation (№ 488-FL): “On the industrial Policy in the Russian Federation”. The law requires the innovation Production. At the same time, from the whole spectrum of the strategic documents only for the companies with the State participation the innovation development is required. In this sense, the strategies of the State companies embedded into the Strategical Planning System in Russia is important factor of stimulation of innovative development of Russian Economy. The integration of the State companies strategies and regions in innovation development will be the basis for stability in Russian Economy.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития госкорпораций — локомотивы планового роста развития регионов и обеспечения экономической безопасности России»

РАЗВИТИЕ

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОСКОРПОРАЦИЙ -ЛОКОМОТИВЫ ПЛАНОВОГО РОСТА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Юлия Владимировна Симонова 1, Ольга Олеговна Смирнова 2

1 НОУ ВПО Московский независимый эколого-политологический университет «Академия МНЭПУ»,

127299, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, 20

2 ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» (СОПС)

117997, ГСП-7, Москва ул. Вавилова, 7

1 Управляющий делами E-mail: [email protected]

2 Доктор экономических наук, доцент, директор Центра стратегического управления и методологии пространственного развития E-mail: [email protected]

Received: 06/11/2015 Approved: 06/25/2015

Аннотация

30 июня 2015 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Закон требует инновационного производства. Вместе с тем, из всего спектра стратегических документов только к компаниям с государственным участием предъявляются требования инновационного развития и внедрения инноваций. В этой связи встроенность стратегий госкомпаний в систему стратегического планирования в России является, во-первых, важным фактором стимулирования инновационного вектора развития экономики страны, а, во-вторых, взаимосогласованность стратегий госкомпаний, отраслей и регионов на инновационном направлении развития будет является основой для сбалансированности всей экономики России.

Ключевые слова: о стратегическом планировании в Российской Федерации, государственные корпорации, государственные компании и акционерные общества с государственным участием, реализация Федерального закона 172-ФЗ, показатели инновационного развития, стратегическое управление, национальная безопасность.

Для ссылки: Симонова Ю. В., Смирнова О. О. Стратегии развития госкорпораций - локомотивы планового роста развития регионов и обеспечения экономической безопасности России //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2. Часть 2. С. 77-82.

Е

С

М

Н

Е

Н

И

Е

Государством поставлена цель - формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития. Об этом говорит Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (ст. 4. п 1, 1): «целями промышленной политики являются формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортносырьевого типа развития к инновационному типу развития».

С выходом данного закона дискуссии в государственных органах о сырьевом развитии экономики в Российской Федерации не имеют право на существование. А также ни о дин документ стратегического планирования не имеет право на существование, если в нем рассматривается вариант сырьевого развития экономики Российской Федерации. Переход от сырьевого типа развития

экономики к инновационному типу связан, в первую очередь, с обеспечением национальной безопасности, требующей своего машиностроения и электронной промышленности, проч.

Задача, действительно весьма серьезная. С одной стороны, за 25 лет «интеграции» Российской Федерации в мировую экономику она смогла интегрироваться только в сырьевые отрасли. Так, например, на парламентских слушаниях в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеб Никитин заявил, что импортная доля в машиностроении занимает от 60 до 92% 1. Данный уровень машиностроения никак не может обеспечить национальную безопасность Российской Федерации.

С другой стороны, важно обратить внимание на то, что в существующей практике государственного стратегического планирования и прогнозирования целевые показатели, предполагают формирование показателей от достигнутого. Так,

1 Парламентские слушаниях в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова

http://importozamechenie.ru/rf-nuzhno-importozamestit-800-vidov-produkcit-i-texnologii/

77

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2. Часть 2. С. 77-82

в рамках формирования прогнозов стратегий предполагается рост экономических показателей в пределах 2-4 процентов в зависимости от конъюнктуры мировых рынков на сырьевые ресурсы. Однако, 2014 год, экономические санкции против Российской Федерации, и прочие вызовы на внутренних и внешних рынках заставили определить иные требования к формированию целевых показателей и инструментов их достижения.

Рассмотрим на примере задач по импортозамещению в российской промышленности.

По результатам анализа, проведенного Мин-промторгом России ', наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (7090%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%). Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств. По оценке Минпромторга России, «в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%». При этом надо сказать про качество импортозамещения. Что касается доли инновационной продукции от общего объема рынка, она увеличивается достаточно неторопливо. На данный момент она составляет лишь 7%. Возможно, этим и обуславливается незначительный потенциал российских предприятий в поставках высокотехнологичной отечественной продукции, на мировой рынок, что составляет сегодня 0,3% мирового рынка высокотехнологичной продукции.

В таких условиях, когда уровень национальной безопасности обеспечивается при уровне собственных производств на уровне 80-90%, а современная доля отечественного производства по разным направлениям составляет от 7 до 30%, говорить о приросте в 2-5% - бессмысленно и некорректно, так как при таком росте, показатели национальной безопасности не будут достигнуты и в ближайшие 10-15 лет. 1

Таким образом, показатели экономического развития должны устанавливаться в соответствии с требованиями национальной безопасности, и быть ориентированы на достижение целевых показателей.

В соответствии с 172 ФЗ базовым документов в рамках целеполагания для развития Российской Федерации является ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. К формату базового целеполагания можно также отнести указы Президента Российской Федерации от 2012 года. Все Указы содержат конкретные поручения Правительству Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о достижении конкретных показателей в сере здравоохранения, образования, социальной, демографической политики, др.

Июнь и начало июля 2015 года собрали богатый урожай поручений Президента Российской Федерации в части вопросов государственного стратегического планирования. В рамках Петербургского международного экономического форума, 18 июня, обсуждая с главами предприятий эффективность мер поддержки бизнеса, В.В. Путин подчеркнул «необходимость наличия элементов планирования», «в частности в вопросах развития инфраструктуры», «с соблюдением макроэкономических параметров и бюджетной политики».

На расширенном заседании Совета Безопасности 3 июля 2015 года в части стратегического планирования Владимир Путин отметил: «Прежде всего необходимо в короткие сроки провести анализ всего спектра потенциальных вызовов и рисков: и политических, и экономических, и информационных, и других - и на этой основе скорректировать Стратегию национальной безопасности России. С учётом обновлённой Стратегии национальной безопасности должны быть актуализированы действующие и разрабатываемые документы стратегического планирования. Кроме того, в случае необходимости надо будет внести уточнения и в Концепцию внешней политики и в Основы комплексной политики России на пространстве СНГ. Важнейшая тема - это вопросы экономической безопасности. В документах стратегического планирования нужно более чётко и подробно обозначить основные угрозы в этой сфере, определить критерии и пороговые показатели состояния экономики, при которых возникают риски для национальной безопасности, а также конкретизировать меры и механизмы, которые позволят снизить за-

78

1 «Насколько сегодня отечественная промышленность зависима от поставок иностранного оборудования?» Российская газета http://www.rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 2, part 2, pp. 77-82

висимость экономики от внешних неблагоприятных факторов. Должны быть разработаны и представлены новые предложения по концептуальным основам стратегического планирования и прогнозирования устойчивого социально-экономического развития России, управления рисками» 1.

Таким образом, системе государственного стратегического планирования придан высокий импульс целеполагания, впервые прозвучали требования к наличию критериев и пороговых показателей состояния экономики.

С этих двух позиций - требований инновационного развития Российской Федерации и интегрированности стратегий государственных компании и акционерных общества с государственным участием в единую систему государственного стратегического планирования - мы и рассмотрим стратегические документы госкомпаний.

Не будет тайной, что деятельность государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием подчиняется задачами управления, формализованными в плане реализации Государственной программы «Управление федеральным имуществом». Данный факт вносит существенные корректировки при подготовке методических рекомендации по разработке долгосрочных программ и стратегий государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, а также в части внедрению системы ключевых показателей эффективности в государственных корпорациях. Задача основного акционера госкомпаний - Российской Федерации в лице Росимущества, а также требования реализации Государственной программы «Управление федеральным имуществом» приводят к тому, что базовой целью многих компаний в стратегических документах представлена бизнес - модель компании, а не отраслевые приоритеты и не цели, определенные в нормативно-правовых документах, на основании которых и создавались компании.

Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, которые разработаны во исполнение пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 5 июля

2013 г. № Пр-1474, устанавливают основы системы ключевых показателей эффективности, определяют ее цели, задачи и предъявляемые к ней требования и определяют перечень основных КПЭ (ключевой показатель эффективности) для различных госкомпаний, с учетом сегментации, а также особенности применения КПЭ. Для госкомпаний применяются финансово-экономические показатели и отраслевые показатели. Это такие обязательные финансовые показатели как:

• рентабельность инвестиций акционеров (TSR -Total shareholders return) за прошедший год;

• размер дивидендов (динамика в сравнении со средним размером за 3 последних года);

• рентабельность инвестированного капитала (ROIC - return on invested capital);

• рентабельность акционерного капитала (ROE -Return on equity);

• динамика размера EBITDA к предыдущему году (Рост показателя);

• рентабельность по EBITDA (Рост показателя в сравнении со средним показателем за 3 последних года);

• динамика удельной выручки (за вычетом нерегулярных составляющих) за год из расчета на одного сотрудника (рост к предыдущему году);

• снижение затрат на приобретение товаров (работ, услуг) на единицу продукции.

К показателям на усмотрение совета директоров госкомпании при необходимости можно отнести в том числе экономические показатели - создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда и пр. В части отраслевых КПЭ для госкомпаний предусмотрено не более 4 показателей, учитывающих специфику деятельности компании, политику государства в отношении развития конкретной компании и отрасли в целом, положения существующих госпрограмм, а также решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и курирующих федеральных органов исполнительной власти в части развития Общества. Наименование и порядок расчета отраслевых показателей подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере (госкорпорациями), до утверждения целевых значений КПЭ советом директоров компании.

Очевидно, что «социальные» показатели для деятельности компаний с государственным участием

1 Материалы расширенного заседания Совета Безопасности 3 июля 2015 года kremlin.ru/events/president/news/49862

79

80

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2. Часть 2. С. 77-82

не только не являются основными, но и их количество лимитируется. Исключения составляет небольшой список госкорпораций.

С учетом специфики деятельности госкорпораций, являющихся некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией на основе имущественного взноса, используется индивидуальный подхода к определению перечня КПЭ, достижение целевых (плановых) значений которых продиктованы долгосрочной программой развития госкорпорации (стратегией развития госкорпорации), программой деятельности госкорпорации на среднесрочный период.

Перечень таких госкорпораций следующий 1:

• Государственная корпорация «Ростехнологии»;

• Государственная корпорация «Росатом»;

• Государственная корпорация «Олимпстрой» (ликвидирована);

• Внешэкономбанк;

• Фонд содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства;

• Агентство по страхованию вкладов;

• Государственная компания «Автодор».

По решению данных госкорпораций могут устанавливаться альтернативные КПЭ, достижение целевых (плановых) значений которых продиктовано стратегией развития госкорпораций и нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность. Вид, наименование, вес, целевые показатели и значения КПЭ утверждаются соответствующими госкорпорациями. Следовательно, в перечень КПЭ указанного закрытого списка госкорпораций могут входить и социальные показатели, а также показатели развития территорий, которые могли бы коррелироваться с показателями, отраженными в стратегических и прогнозных документах субъектов Российской Федерации.

В части современной практики стратегического планирования в Российской Федерации и роли госкомпаний надо отметить следующее. Правительство России рассматривает стратегические документы и утверждает инвестиционные программы крупнейших корпораций, естественных монополий, которые яв-

ляются государственными или имеют в своем капитале значительную долю государственного участия. Они по своему масштабу вовлечены в системы государственного прогнозирования и планирования на федеральном уровне и уровне субъектов и, следовательно, также должны иметь региональный разрез. Тем более что планы регионального развития инфраструктурных монополий - это едва ли не самый важный фактор для развития многих субъектов. В этой связи, определенность с направлением и темпом развития деятельности государственных корпораций, государственных компании и акционерных обществ с государственным участием (далее - госкомпании) в регионе позволит существенно повысить качество планирования на региональном уровне. Исключительно важно согласование планов крупных компаний и корпораций и иных стратегических документов федерального и регионального уровня в связи с тем, что инвестиции должны направляться на реализацию приоритетных проектов в регионах, выбираемых с учетом целей федеральной стратегии в развитии страны. Таким образом, вопрос о роли стратегических планов госкомпании в деятельности субъектов Российской Федерации является исключительно важным, а совместные согласованные усилия по достижению целевых показателей социально -экономического развития Российской Федерации и ее регионов являются одним из базовых требований реализации федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

В этой связи является исключительно важным то, из всего спектра требований к стратегическим документам, только к стратегическим документам компаний предъявляются требования инновационности развития.

Рекомендациями по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий» (утв. решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010, протокол № 4) регламентированы основные показатели (индикаторы) программ инновационного развития 2. В рекомендациях указано, что целесообразно ориентироваться на использу-

1 Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, письмо Росимущества ОД-11/18576, Правительство Российской Федерации одобрило предложения по применению ключевых показателей эффективности, разработанных во исполнение пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.07.2013 № Пр-1474 Рабочей группой в составе представителей Росимущества и Минэкономразвития России, а также утвержденных Экспертно-консультационным советом при Росимуществе. http://www.rosim.ru/documents/143749

2 Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (утверждены решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4.) http://innoedu.ru/projects/pir/information/files/ rekomendacii_pir.doc

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 2, part 2, pp. 77-82

емые в мировой практике показатели, характеризующие инновационную направленность. В этой связи целесообразно использовать показатели отраслевого блока документов стратегического планирования (плановые и программно-целевые документы государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием) в стратегических документах регионального блока (прогнозы и стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации):

1) показатели финансирования и результативности НИОКР:

• объем финансирования НИОКР;

• количество патентов и иных нематериальных активов, поставленных на баланс по результатам проведенных НИОКР;

• количество разработанных и внедренных в производство технологий и продуктов по результатам выполненных НИОКР;

2) показатели технологического лидерства:

• количество патентов, полученных за последние 3 года;

• количество продуктов, защищенных патентами, полученными за последние три года;

• качество инновационного портфеля - баланс между прорывными (технологии, продукты и услуги, создающие новые рынки и новые категории продукции) и улучшающими проектами (направленными на развитие имеющихся на рынке продуктов);

3) показатели эффективности инновационной деятельности:

• процент от продаж новых продуктов (не старше трех лет) в общем объеме продаж;

• показатель эффективности внедрения - отношение объема продаж продукции, произведенной с использованием результатов НИОКР, к величине расходов на их проведение; 4

4) показатели результативности системы управления инновациями:

• количество проектов, переходящих с одного этапа процесса разработки и выведения на рынок инновационной продукции и услуг на следующий;

• продолжительность цикла инновационного процесса или его отдельных стадий (например, время, требуемое на создание прототипа продукции или выпуска опытной партии);

5) показатели эффективности взаимодействия с внешними источниками разработок и инноваций:

• количество инновационных предложений от сторонних организаций;

• процент продаж от реализации разработок, полученных извне.

Надо отметить, что Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определил взаимосвязь документов стратегического планирования Российской Федерации со стратегическими документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием '. Также, говоря об отраслевых стратегических документах в системе стратегического планирования, нельзя отставить без внимания положения статьи 43 «Реализация документов стратегического планирования на федеральном уровне», закона № 172-ФЗ: «Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период».

Таким образом, требования реализации закона 172-ФЗ в части координации документов стратегического планирования способствуют интеграции требований к инновационности стратегических до-

1 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• статья 19. Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации, п. 2. «Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием»;

• статья 21. Стратегии социально-экономического развития макрорегионов, п. 2. «Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, в соответствии с положениями, определенными стратегией национальной безопасности Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период».

81

82

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2. Часть 2. С. 77-82

кументов в отраслевые и региональные документы стратегического планирования. В этой связи программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, которые должны быть интегрированы в бизнес-стратегию развития компаний, содействовать модернизации и технологическому развитию компаний путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов, призваны сыграть значительную роль не только в стратегиях госкомпаний, но и с отраслевых и региональных стратегиях, стратегиях развития федеральных округов и др. Но, прежде всего, отражение показателей инновационного развития отраслей и территорий призвано на современном этапе решать задачи национальной безопасности страны и обеспечения конкурентоспособности ее экономики.

Список литературы

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

3. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации. Монография. М.: ИД «Наука», 2013. 302 с.

4. Липина С., Чищенко И. Экономическая политика государства в условиях ресурсного изобилия: возможности для роста или

стагнации // Экономика. Управление. Право. 2012. № 7-1 (3). С. 5-9.

5. «Насколько сегодня отечественная промышленность зависима от поставок иностранного оборудования?» Российская газета http://www.rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html

6. Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, письмо Росимущества ОД-11 /18576, Правительство Российской Федерации одобрило предложения по применению ключевых показателей эффективности, разработанных во исполнение пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.07.2013 № Пр-1474 Рабочей группой в составе представителей Росимущества и Минэкономразвития России, а также утвержденных Экспертно-консультационным советом при Росимуществе. http://www.rosim.ru/ documents/143749

7. Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (утверждены решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4.) http:// innoedu.ru/projects/pir/information/files/rekomendacii_pir. doc

8. Материалы расширенного заседания Совета Безопасности 3 июля 2015 года kremlin.ru/events/president/ news/49862

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research) RESEARCH

ISSN 2411-796X (Online)

ISSN 2079-4665 (Print)

THE STRATEGY OF THE STATE CORPORATION DEVELOPMENT -ECONOMIC GROWTH IN REGIONS AND ECONOMY SECURITY

IN RUSSIA

Y. V. Simonova, O. O. Smirnova

Abstract

On June 30,2015 has come into force the Federal Law of the Russian Federation (№ 488-FL): “On the industrial Policy in the Russian Federation". The law requires the innovation Production.

At the same time, from the whole spectrum of the strategic documents only for the companies with the State participation the innovation development is required.

In this sense, the strategies of the State companies embedded into the Strategical Planning System in Russia is important factor of stimulation of innovative development of Russian Economy. The integration of the State companies strategies and regions in innovation development will be the basis for stability in Russian Economy.

Keywords: On the strategic planning in the Russian Federation, the State corporations, the State enterprises and the joint stock companies with the State participation, implementation of the Federal law 172-FL, Innovation indicators, Strategic management, National Security, Economy criteria and indicators, the basic concepts of Planning and Prediction.

Correspondence: Simonova Y. V., IIUEPS Academy, Russian Federation, [email protected]; Smirnova O. O., Council for the Study of Productive Forces, Russian Federation, [email protected]

Reference: Simonova Y. V., Smirnova O. O. The Strategy of the State corporation development - economic growth in Regions and Economy Security in Russia. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 2, part 2, pp. 77-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.