УДК 316
Медяник Игорь Анатольевич
начальник факультета военного обучения. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова [email protected]
Московченко Валерий Михайлович
доктор экономических наук, кандидат военных наук, профессор,
генерал-лейтенант; директор военного -
государственного политехнического ( ) . . [email protected]
Стратегии преодоления
рисков военно-инженерной безопасности россии
Igor A. Medyanik
Chief of faculty of military training. Southern Russian state polytechnical university (NPI) of M.I. Platov
Valery M. Moskovchenko
Doctor of Economics, candidate of military sciences, professor, lieutenant general; director of military institute of the Southern Russian state polytechnical university (NPI) of M.I. Platov
Strategies for overcoming
the risks of russia's military engineering security
Аннотация. В данной статье раскрывается специфика рисков в сфере военно-инженерной безопасности России и предлагается авторский взгляд на проблему их преодоления. В данной работе автор концентрирует внимание на стратегиях преодоления рисков в сфере российского военно-инженерного образования; в сфере военно-инженерной деятельности в современной России и в сфере преемственности военно-инженерного дела. Автор убедительно показывает, что путем наращивания военной мощи и оборонного комплекса решить проблему военно-инженерной и в целом военной безопасности страны в стратегической перспективе не удастся, так как разрушены сами основания (образовательные, социализа-ционные, культурные и т.д.) для воспроизводства и сохранения военно-инженерного мастерства и искусства в России.
Ключевые слова: военно-инженерная безопасность, национальная безопасность, военная безопасность, военно-инженерное образование, военно-инженерное дело, риски военно-инженерной безопасности.
Annotation. This article reveals the specificity of risks in the field of military-engineering security of Russia and suggests an author's view on the problem of overcoming them. In this paper, the author concentrates on strategies for overcoming risks in the sphere of Russian military engineering education; In the field of military engineering in modern Russia and in the field of continuity of military engineering. The author convincingly demonstrates that by increasing military power and the defense complex, it will not be possible to solve the problem of military engineering and in general military security in the strategic perspective, since the very bases (educational, socialization, cultural, etc.) for the reproduction and preservation Military engineering skills and art in Russia.
Keywords: military engineering safety, national security, military security, military engineering education, military engineering, risks of military engineering safety.
Военно-инженерная безопасность, выступая важнейшим элементом военной и в целом национальной безопасности России, представляет значительный интерес как научная и общественно-политическая проблема. В данной рабо-- -
вается как способность государства и его вооруженных сил обеспечить национальную безопасность страны военно-инженерными ресурсами [1]. Обеспечение военно-инженерной безопасности предполагает необходимость эффективного - , -
обретает особую актуальность для современной
России, с одной стороны, утратившей потенциал -
года, а с другой, - нуждающейся в них на фоне разворачивающихся международных событий и военно-политического противостояния [2].
Сегодня в России ощущается острый дефицит инженерных кадров, в том числе в военной сфере [3], а потому встает вопрос о перспективах преодоления разрыва в области наукоемких военно-инженерных технологий, сформировав-
шийся в результате кризиса военно-инженерной сферы в постсоветский период.
В свете сложившейся ситуации правомерно говорить о сформировавшейся системе рисков военно-инженерной безопасности России, всегда славившейся своими специалистами и достижениями в данной сфере. Ключевыми рисками, -
, ,
риски в сфере российского военно-инженерного образования; риски в сфере военно-инженерной деятельности в современной России; риски в сфере преемственности военно-инженерного искусства и мастерства.
Выделение именно этой группы рисков военно-инженерной безопасности России обусловлено той цепочкой негативных процессов и явлений, которая тянется от кризиса военно-инженерного образования в стране к дефициту профессионалов в области военно-инженерного дела и утрате преемственности в области передачи военно.
Стратегии преодоления указанных рисков также в
своей основе связаны с восстановлением потен-
образования в стране, поскольку система образования как «узница» кадров выступает основой
эффективного развития военно-инженерного дела. -
России в период, последовавший за распадом
СССР, обеспечил неблагоприятный фон для раз- -
сии, и теперь перед страной стоит задача модер-низационного прорыва в мире инноваций и технологий с целью восстановления международного - -
инженерного образования в свете значительного отрыва в данной образовательной отрасли вузов ряда западных стран и, прежде всего, США [4].
Стратегически важным в этом направлении становится активизация государства и его образовательной политики в отношении инженерно,
стоящие перед российским государством задачи в области подготовки нужных стране инженерных кадров без вмешательства государства не
. -
, -
ния в период отказа государства от курирования
, , -
дана на откуп рыночной системе, буквально вытеснила на задворки образовательной системы , -
компетентные российские инженеры были вынуждены либо уйти в иную профессиональную
,
реализовываться в пределах тех государств, которые по достоинству оценили потенциал российской инженерной школы.
, ,
необходимым направлением преодоления рисков инженерно-военной безопасности, безусловно, является активизация государственной политики в области развития инженерно-технического
и, в том числе, военно-инженерного образования с тем, чтобы, во-первых, его престиж был восстановлен в глазах профессионально самоопределяющейся молодежи и всего российского общества, а во-вторых, российская военно-инженерная школа стала вновь воспроизводить нужные и профессионально компетентные кадры.
Осуществить образовательный прорыв в сфере -
условиях модернизации всей системы российского образования путем перехода к новой образовательной парадигме, отказавшись от «знани-» -
развивающей, в основе которой находится образовательный идеал в формате человека «знающего, способного, деятельного, культуротворя-щего» [5].
Именно такой образовательный идеал должен находиться в основе подготовки инновационно мыслящих, креативно настроенных и профессионально компетентных специалистов в любой отрасли знаний. Это - требование современной,
динамично меняющейся информационной эпо-
,
, , -
ному самообразованию, самотворению, самосозиданию, своевременному и быстрому овладению новыми технологиями и их эффективному
применению в профессиональной деятельности.
, -
ной революции традиционные механизмы и алгоритмы подготовки специалистов уже не могут принести ожидаемый результат и следует активно внедрять в учебно-образовательный процесс принципиально новые технологии, ориентированные на освоение практических навыков в профессиональной сфере и раскрытие инновационного и творческого потенциала студентов, создание условий для активизации самостоя- . современной России к решению данной проблемы подошли принципиально неверно, отказавшись от накопленного российской школой (на всех ее ступенях) дидактического потенциала, который позволял формировать профессионала фундаментально подготовленного типа, ориентированного на профессионализацию как жиз-.
Резкий отказ от лучших традиций российской
образовательной школы и переход к Болонской
, ,
,
системы и утратой ее лучших достижений, не привел к формированию эффективной образовательной системы западного типа. Этого и не могло случиться в российских условиях, не адекватных по социокультурным основаниям целям и задачам Болонской системы образования. В результате мы может констатировать следующее: на руинах российской образовательной системы образовалась крайне неэффективная, имитирующая истинное образование система, ориентированная на рейтинги, баллы и иные показатели, а не содержание образовательного процесса и его подлинные результаты, которые весьма плачевны, если отталкиваться от рейтинга россий-
ских университетов в международной системе оценки ведущих вузов.
Масштабные процессы депрофессионализации в России также являются отражением кризиса образования в России. Тенденции депрофессионализации вполне закономерны в условиях, когда значительная часть выпускников российских вузов устраивается на работу в сфере, не соответствующей полученной специальности в вузе. ,
от реалий профессионально-трудовой сферы, в которой не находится места специалистам, выпускаемым высшей школой или качество вузовской подготовки не удовлетворяет работодате-.
современного образования в России.
, -
ской системой образования, связана с тенденциями информатизации системы образования, которая стала носить технологический характер, угрожая свести весь образовательный процесс к формату, в котором не будет места крайне важному для формирования истинной любви к профессии как базовому условию профессиональной компетентности общению между преподавателем и студентами. Сегодня роль преподавателя пытаются свести к роли тьютера, направляющего и регулирующего процесс профессио-,
образовательного процесса профессионала как .
, -
коммуникативные технологии в образовательном
процессе в ущерб межличностному общению в « - » -
ным образом сказывается на профессиональной подготовке в высшей школе. Следует понимать, что необходимость внедрения информационных и коммуникативных технологий в учебно-образовательный процесс не должна сопровождаться сокращением ценного для «выращивания» личности профессионала общения преподавателя . -тельное пространство окончательно лишится своей социализирующей составляющей [6] и превратится в технологическое пространство, лишенное человеческого фактора.
Личность преподавателя и в целом Учителя всегда была значимой в российской системе обра,
угоду новым веяниям информационной эпохи, как бы сложно ни было сохранить баланс информационных и человеческих технологий в
.
Образовательные стратегии преодоления рисков -
пересмотр всей системы образования и формирования профессиональных ориентаций молодежи. Не секрет, что сегодня российская молодежь не ориентирована в своем большинстве на профессию инженера - слишком сильно упал
престиж инженерной профессии в стране. Сле-
,
мер в области профориентационной работы в
школе с параллельно идущим процессом развития самой инженерной отрасли, в которой молодые специалисты могли бы осуществит профес-
.
юристы, адвокаты, экономисты, специалисты в области банковского дела, пополняя ряды безработных или работающих в самых разных, не пересекающихся с полученной специальностью, сферах. Возможно, среди этих молодых людей немало потенциально талантливых инженеров, даже не задумавшихся о перспективе получения
инженерной профессии ввиду ее непрестижно,
на рынке труда в современной России. Еще раз
:
смене образовательной парадигмы и модернизации не только системы образования, но и экономики, которая на данный момент «не работа» .
, , ,
актуализируется сфера военного образования ввиду активизации военной составляющей международных отношений и роста угроз военно-
политического характера [7], однако, престиж
,
также находившийся на низших позициях в
иерархии профессиональных предпочтений рос,
внезапный рост к профессии военного инженера.
Положение военнослужащих в России и сложно,
увольнения в запас [8], пока не дают оснований для оптимизма в плане значительного и стабильного роста заинтересованности молодых
россиян реализовать себя в этой профессио-, -
сируется рост интереса к военной службе среди . -намика или устойчивая тенденция - покажет время, а пока имеет смысл задуматься о необходимости формирования профессиональных установок и интересов у молодежи не за счет
пропаганды военной тематики в средствах мас-
,
интереса к содержательной стороне профессии и жизненным перспективам, связанным с профессионализацией в этой сфере. Однако эти жизненные перспективы необходимо обеспечить путем формирования системы эффективного
трудоустройства выпускников инженерно-техни-.
В отношении проблемы, связанной с преодолением рисков в сфере военно-инженерной деятельности, можно сказать следующее. Ее решение видится также в модернизации всей сферы военно-инженерной отрасли и военно-инженерной в частности. Речь идет о том, что необходима, в соответствии с современными тенденциями информационной динамики и перехода на , -
онного подхода к развитию военно-инженерной
,
все достижения современной науки и цифровой
,
успех уже достигнуты, как и в расширении сети учебных заведений в области военно-инженерного образования: по итогам 2014 года в России
созданы Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники и
ряд других [9]. Однако численные параметры -
важные и на передний план выходит проблема , -
нерного творчества в среде военных. Профессия инженера, независимо от сферы ее применения, одна из профессий, обеспечивающая инновационное развитие общества, поскольку в сфере инженерной деятельности рождаются новые разработки, реализация которых позволяет развиваться обществу в инновационном русле, а в военной сфере - обеспечивать военную и национальную безопасность государства. В совре-,
военной обстановки и реальными военными столкновениями и компаниями, ренессансом ци-вилизационного противостояния по линии «Запад-Восток» и трансформацией самих понятий «война и мир» [10], значимость военно-инженерного дела и профессиональной деятельности в этой сфере будет только возрастать.
Именно поэтому актуализируется проблема преодоления рисков в области преемственности военно-инженерного искусства в России. Эта преемственность значительно нарушилась в годы пост, -
ные школы и направления перестали существовать как невостребованные новой рыночной экономикой и страной, долгое время встававшей с «»
и цивилизационной неполноценности перед лицом успешного и могущественного Запада. Экономически слабая и по сей день Россия все же дала гражданам право гордиться своей страной, престиж которой на международной арене в путинскую эпоху значительно вырос, хотя на сегодняшний день цена этой гордости становится слишком дорогой. Разрыв отношений с Западом стал источником очередного экономического кризиса, выход из которого возможен только путем мобилизации собственных экономических, человеческих, производ-,
Литература:
1. Медяник ИЛ. Военно-инженерная безопасность российского государства в контексте проблемы национальной безопасности: теоретические аспекты исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6. [Элеетронный ресурс]. URL: http:// online-science.ru/ m/ products/ Sociological% 20 and%20Political%20sciences/gid2760/pg0/
2. . .
в условиях новой социально-политической и цивилизационной реальности / С.И. Самыгин, . . // -знания. 2015. № 7. С. 50-54.
3. Пирумов А.Р. Качественное инженерное образование как основа технологической и экономической безопасности России // Власть. 2015. № 2. С. 67-71.
,
.
Удастся ли воссоздать разорванные связи преемственности в сфере военно-инженерного дела или придется наращивать новый инженерный потенциал страны? На этот вопрос сложно ответить, но важно понимать, что даже восстановленный потенциал в военно-инженерной сфере необходимо сохранять посредством реально действующих каналов преемтственности, используя все имеющиеся ресурсы: социализационные, информационные, нормативно-правовые, образовательные и т.д. Знакомство с достижениями военно-инженерной мысли и продукции, особенностями работы и профессии военного инженера в исторической ретроспективе должно стать источником формирования интереса к этому роду военной профессии и позитивного отношения к военной службе вообще, что немаловажно в условиях сложившейся в России тенденции уклонения молодежи от службы в армии [11]. ,
преодоления рисков военно-инженерной безопасности России связаны с оптимизацией образовательных, социализационных, информационных, культурно-исторических и экономических ресурсов страны под эгидой эффективной государственной политики в указанных сферах. Доминирующая роль государства в общественных ,
общественного развития России, не оставляет
иных перспектив снижения рискогенного потен- -
тем оптимизации государственной политики в
области наращивания инженерно-технического
, ,
носит однобокий характер, так как направлена на наращивание военного и оборонного потенциала для решения стратегически важных проблем геополитического и международного характера, оставляя без должного внимания те вопросы,
которые отвечают за воспроизводство и сохра-- ,
Россия славилась в былые времена. Literature:
1. Medyanik I.A. Military-engineering security of the Russian state in the context of the problem of national security: theoretical aspects of the research // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2015. № 6. [Electronic resource]. URL: http:// online-science.ru/ m/ products/ Sociological% 20 and %20Political%20sciences/gid2760/pg0/
2. Samygin S.I. Military security of Russia in the conditions of a new socio-political and civilizational reality / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // Socio-humanitarian knowledge. 2015. № 7. P. 50-54.
3. Pirumov A.R. Quality Engineering Education as the Basis of Russia's Technological and Economic Security // Vlast. 2015. № 2. P. 67-71.
4. Арефьев AM. Об инженерно-техническом
образовании в России [Электронный ресурс] / А.Л. Арефьев, М.А. Арефьев // URL: http:// www.socioprognoz.ru/files/File/publ/Inkzenerno_tec hnicheckoe.pdf
5. Герасимов Г.И. Познавательно-развивающая парадигма: инновационное измерение транс// -
сии. 2013. № 4. С. 128.
6. Тугуз Ф.К. См.: Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России. Автореферат дисс. ... док. фил. наук. Ро-стов-н/Д., 2015. 58 с.
7. Верещагина A.B. Военно-политическая безопасность в системе социальной безопасности
:
/ . . , . . //
Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4 С. 26-29.
8. . .
бывших российских военнослужащих к условиям // -
знания. 2015. № 7. С. 126-132.
9. - 2014 [ -тронный ресурс]. URL: http://www.nationaldefense.ru/ includes/periodics/maintheme/2014/ 1229/ 132814794/ detail.shtml
10. Верещагина AB. «Война и мир» в условиях новой социальной реальности (к вопросу о военной и национальной безопасности России) / A.B. Верещагина, С.И. Самыгин // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 178-183.
11. . .
молодежи к армии как фактор национальной безопасности / A.B. Верещагина, Л.В. Сажина, . . //
управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. . 244-249.
4. Arefiev A.L. On engineering and technical education in Russia [Electronic resource] / A.L. Arefiev, M.A. Arefiev // URL: http://www.socioprognoz.ru/ files/File/publ/Inkzenerno_technicheckoe.pdf
5. Gerasimov G.I. Cognitive-Developing Paradigm: An Innovative Dimension of Education Transformation // Humanitarian of the South of Russia. 2013. № 4. P. 128.
6. Tuguz F.K. See: Socialization of the individual in the cultural and educational space of the modern classical university in Russia. Abstract of diss. ... doc. Phil. Sciences. Rostov-on-Don, 2015. 58 p.
7. Vereshchagina A.V. Military-political security in the system of Russia's social security: the sociological perspective of theoretical reflection / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2015. № 4 C. 26-29.
8. Razov P.V. Risks of social adaptation of former Russian servicemen to the conditions of civilian life // Socio-humanitarian knowledge. 2015. № 7. P. 126132.
9. Military-political results of 2014 [Electronic Resource]. URL: http://www.nationaldefense.ru/includes/ periodics/ maintheme/ 2014/1229/132814794/ detail.shtml
10. Vereshchagina A.V. «War and Peace» in the New Social Reality (to the Question of Military and National Security of Russia) / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // State and Municipal Management. Scientific notes SKAGS. 2015. № 2. P. 178-183.
11. Vereshchagina A. V. The ratio of student youth to the army as a factor of national security / A.V. Vereshchagina, L.V. Sagina, S.I. Samygin // State and municipal management. Scientific notes SKAGS. 2015. № 3. P. 244-249.