МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
Для расчёта характеристик согласованности использован программный комплекс [4, с. 83 -90]. Выбор
оптимального числа термов основан на анализе аддитивного к и мультипликативного ^ показателей общей согласованности [3]. В процессе расчетов находят матрицы индексов нечёткости и парной согласованности моделей Xi и Xj экспертов (элементы - показатели согласованности между моделями двух экспертов, 1 ~ го
и J го, в рамках 1 ~ го терма).
В результате расчета получены следующие значения аддитивного и мультипликативного показателей
общей согласованности: для 4-термовой модели к = 0,845; ^ = 0,837; для 5-термовой модели к = 0,7; ^ = 0,686.
Анализ данных позволяет выбрать для описания лингвистической переменной 4-термовую модель как оптимальную.
Изложенная методика применяется ко всем лингвистическим переменным, входящим в базу экспертных знаний информационной системы, и даёт возможность выбора рационального терм -множества ЛП, что обеспечивает адекватность представления нечетких экспертных знаний реальным условиям. Список использованной литературы:
1. Борисова, Л.В. К вопросу о лингвистическом описании задачи выбора поставщика [Текст] / Л.В. Борисова Р.Р. Вирченко // Современные тенденции развития науки и технологий: сб. научных трудов по материалам IV международной научно-практической конференции. - Белгород. - 2015 г. в 6 ч. - Ч. 1. - С. 71-75.
2. Димитров, В.П. Формализация нечетких экспертных знаний при лингвистическом описании технических систем [Текст] / В.П. Димитров, Л.В. Борисова. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011.- 209 с.
3. Димитров, В.П. Методика оценки согласованности моделей нечетких экспертных знаний [Текст] / В.П. Димитров, Л.В. Борисова, И.Н. Нурутдинова // Вестник Дон. гос. техн. ун-та. - 2010. - № 2 (45). - С. 205-216.
4. Димитров, В.П. Программная система для ввода экспертных знаний [Текст] / В.П. Димитров, Л.В. Борисова, И.Н. Нурутдинова, Е.В. Богатырёва // Вестник Дон. гос. техн. ун-та. -2011. - № 1 (52). - С. 83 - 90.
© Р.Р. Вирченко, 2015
УДК 339.9
Воронкова Оксана Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
E-mail: [email protected] Бурлакова Маргарита Сергеевна Магистрант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ АДАПТАЦИИ К «НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»
Аннотация
В статье анализируются стратегии проникновения и оперирования иностранных ТНК в Российской Федерации посредством инвестиционной модели; с использованием статистического и структурного анализа проецируются изменения в стратегии присутствия дочерних предприятий ТНК и делается вывод об органическом встраивании иностранного элемента в национальный воспроизводственный процесс как адаптация к условиям новой российской реальности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Транснациональные корпорации, модели интернационализации бизнеса, прямые иностранные инвестиции,
дочерние компании, стратегия оперирования на рынке.
В эпоху глобализации мировой экономики, характеризующейся международной направленностью деятельности предприятий и сращиванием рынков, стратегии оперирования транснациональных компаний (ТНК) приобретают различные практические формы реализации, формируя комплексную систему их функционирования с учетом глобальных, национальных, региональных, отраслевых трендов и одновременно обеспечивая интенсификацию мирохозяйственного взаимодействия во всех его формах.
Основной моделью интернационализации бизнеса выступает инвестиционная, основанная на стимулировании потока прямых иностранных инвестиций в те звенья мировой экономки, в которых можно получить максимальный стратегический эффект [1]. В то же время и инвестиционная модель интернационализации принимает различные формы (зарубежная сборка, совместное предприятие, международный стратегический альянс, инвестиционный консорциум, дочерняя компания, зарубежный филиал, слияния и поглощения и т.д.). Прямое инвестирование дополняется портфельным и предоставлением кредитов и займов, усложнением форм кооперации партнеров за счет включения новых объектов и субъектов взаимодействия [2]. Выбор форм оперирования на рынках принимающих стран зависит от многих факторов как внутренней, так и внешней среды функционирования корпорации и предопределяет следование определенным стратегиям (глобальная, транснациональная, репликационная, мультилокальная и их разновидности) [3].
Одновременно привлечение международных корпораций в национальную экономику является существенным фактором развития принимающей страны, так как прямые иностранные инвестиции ТНК дают реальную возможность для реконструкции, диверсификации и оживления производственной сферы. В свою очередь, принимающей стране важно обеспечить наличие благоприятного делового и инвестиционного климата, которые формируют возможности развития иностранного бизнеса, мотивацию к осуществлению инвестиций и повышению производительности. Для Российской Федерации фактор привлечения иностранных ТНК становится решающим для восстановления и роста инвестиций в различных отраслях производства и регионах страны через диверсификацию, ускорение межотраслевого перелива капиталов, а также обеспечение занятости населения и решения основных задач социально-экономического развития (см. например, расчеты Фальченко О.Д. [4]).
Иностранные ТНК уже на протяжении многих лет инвестируют в российскую экономику с различной динамикой в разные периоды времени. За 2013 г. было зафиксировано увеличение совокупных иностранных инвестиций в российскую экономику на 10,1% по отношению к 2012 г. до 170,2 млрд. долл. Общий объем поступивших иностранных инвестиций в российскую экономику в 2013 г. вырос за счет прямых и прочих вложений, прирост которых по сравнению предшествующим годом составил 7,5 млрд. долл. и 8,9 млрд. долл., соответственно [5]. Но при этом продолжается тенденция высокой доли прочих инвестиций в общей сумме инвестиций в РФ. А приоритетными для иностранных инвесторов в 2013 г. остались вложения в промышленность, торговлю и финансовую деятельность.
По итогам 2013 г. РФ по объему прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вышла на третье место в мире после США и Китая (значительную роль в таком инвестиционном всплеске сыграла сделка между BP и «Роснефтью»). Но уже во втором квартале 2014 года начался спад иностранных инвестиций [6].
В целом, в 2014 г. в России было осуществлено лишь 178 новых проектов, связанных с прямыми иностранными инвестициями на общую сумму 13 млрд. долл., для сравнения, в 2011 г. их было 396 на сумму 23 млрд. долл.[7]. Степень транснационализации экономики Российской Федерации невелика и составляет в среднем 17-19% [4].
Для анализа стратегических форм присутствия иностранных корпораций в РФ воспользуемся результатами научного доклада д.э.н. Медведева А.Г. [3]. Представленные им результаты исследования 55 иностранных компаний, действующих в различных отраслях, материнские компании которых базируются в 15 различных странах, - свидетельствуют, что в 53% случаях (29) первоначальное проникновение международных корпораций в Россию осуществлялось в форме организации собственного дочернего
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
предприятия (посредством приобретения действующего предприятия или создания нового). То есть иностранные корпорации не реализовывали модель последовательной интернационализации, а сразу переходили к инвестиционной модели экспансии на рынок.
Мультилокальную стратегию (адаптации своих продуктов к требованиям потребителей в каждой стране деятельности корпорации, используя преимущество местной дифференциации) проводили 11 дочерних предприятий корпораций, действующих в пищевой промышленности и ритейле. Причем для их дочерних компаний, по исследованиям Медеведева А.Г., характерны формы автономных подразделений (5 случаев), локальных координируемых предприятий (5) или «маркетинговых сателлитов» (1)» [3].
Репликационная стратегия была представлена в 10 случаях и преимущественно характерна для компаний химической промышленности, производства стройматериалов, товаров по уходу за домом, косметики и парфюмерии, ритейлу и производства товаров роскоши. При этом дочерние предприятия выполняют роль «производителя - реплики материнской компании в 9 случаях, в том числе в 6 случаях имеет место активная координация операций дочернего предприятия в части использования результатов НИОКР и глобальных программ снабжения, в 1 случае - дочернее предприятие выступает как «маркетинговый сателлит» [3].
Глобальные корпорации (компании, не адаптирующие свои продукты в разных странах и стремящиеся максимально использовать преимущества размещения) составляют в выборке 24 компании в отраслях авиационной, автомобильной промышленности, производство упаковочных материалов, офисного оборудования и бытовой техники, фармацевтической, коммуникационной, металлургии [3].
Транснациональные корпорации (компании, ориентированные на учет национальных условий и имеющие высокую потребность в координации и интеграции деловых операций) (1 0 компаний) присутствуют в РФ в таких отраслях, как лесная, целлюлозно-бумажная, пищевая и табачная промышленность, производство товаров для дома. Из 34 интегрированных российских дочерних предприятий больше всего рациональных производителей (18 случаев), 2 предприятия могут быть определены как «охотники за ресурсами», 2 - как «маркетинговый сателлит», 5 - технологическое подразделение, 6 - специалист по продукту и 1 - стратегический лидер» [3].
Соответственно, анализ деятельности иностранных ТНК на российском рынке позволяет выделить некоторые тенденции их присутствия:
- высокая доля прочих инвестиций в общей сумме инвестиций в РФ.
- приоритетными являются вложения в промышленность, торговлю и финансовую деятельность.
- географически неравномерное присутствие.
- иностранные инвесторы предпочитают вкладывать в проекты greenfield.
- зарубежный бизнес вносит значительный вклад в развитие телекоммуникаций, сетевой торговли, автомобилестроение, табачной промышленности, пищевой и химической индустрии.
- растет значение зарубежных дочерних структур в банковском бизнесе и электроэнергетике.
При этом данные тенденции реализуются посредством двух стратегий:
- координация локальных подразделений (имеет место в том случае, когда материнская компания переносит в Россию свои технологические знания и ноу-хау или маркетинговый опыт, воспринимаемый российским дочерним предприятием);
- «маркетинговый сателлит» (зарубежная компания ограничивается экспортом своей продукции в Россию, ограничивая роль дочернего предприятиями задачами сбыта и продвижения своих продуктов).
В 2014 году условия ведения бизнеса в нашей стране улучшились, что было обусловлено как традиционными конкурентными преимуществами РФ (наличие природных ресурсов, емкий потребительский рынок, наличие высококвалифицированного человеческого капитала, выгодное географическое положение), так и факторами проводимой государственной политики:
- реализация «дорожных карт», созданных Министерством экономического развития РФ совместно с Агентством стратегических инициатив (исполнено 67% от запланированных мероприятий) [8];
- персональная работа администраций регионов, в ручном режиме с некоторыми инвесторами.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Однако, несмотря на наличие благоприятных факторов, Российская Федерация оценивается мировым экономическим сообществом как страна с непривлекательным инвестиционным климатом (по данным рейтинга инвестиционной привлекательности International Business Compass, подготовленным компанией BDO совместно с Гамбургским институтом мировой экономики (HWWI) в 2014 году Россия была на 104 месте, а в 2015 - на 100) [9]. Поэтому можно выделить следующие проблемы для ведения иностранного бизнеса в России:
- высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;
- административные барьеры и высокие риски;
- неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;
- неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами.
- невысокие показатели России в мировых экономических рейтингах;
- низкий уровень корпоративного управления и культуры.
К указанным негативным чертам российской экономики в конце 2014 г. добавились международные санкции, ослабление национальной валюты, что вызвало виток инфляции и сокращение доходов и расходов потребителей, что сформировало ситуацию «новой реальности» национального социально-экономического развития [10]. В результате с конца 2014 года для инвестиционной ситуации в российской экономике характерны два противоположных процесса.
С одной стороны, усиливается отток капитала из страны, в том числе иностранных инвестиций за счет свертывания деятельности ряда международных корпораций и перевода ими производственных мощностей на альтернативные рынки, отличающиеся более низкими затратами и более высокими перспективами с точки зрения международного взаимодействия (например, Украина)[11]. Так, по расчетам группы ученых, общий расчетный «недобор» иностранного капитала в годовом выражении составил 174 млрд. долл., что эквивалентно 8,4% ВВП [12]. При этом на такую реакцию иностранных инвесторов оказали влияние страновые риски, связанные со значительной волатильностью рубля и снижением потребительского спроса, а также риск политического давления, появившийся в связи с обострением мировой политической обстановки, что в современной ситуации сочетания санкционной войны и в целом геополитической напряжённости в мировой экономике повысило риски для иностранных инвесторов в РФ, снизив ее инвестиционную привлекательность. Как итог, - снижение чистого притока капитала, что в свою очередь, приводит к снижению внутреннего спроса и формирует новый отток капитала из страны.
Исходя из практики, можно отметить, что американская General Motors и южнокорейская SsangYong Motor, сделали официальное заявление о прекращении производства на территории России. Южнокорейский автопроизводитель приостановил экспорт автомобилей на территорию РФ в январе 2015 года, обосновывая свое решение резким падением курса рубля, который резко ударил по спросу [13]. Большее внимание привлекает американский концерн, принявший решение о прекращении производства на территории Санкт-Петербурга и контрактной сборки автомобилей Chevrolet к середине 2015 года. Продажа автомобилей марки Opel также будет остановлена, однако совместное предприятие General Motors и «АвтоВАЗа» продолжит производить для дальнейшей продажи автомобили марки Chevrolet Niva [14].
Тем не менее, не только автоконцерны покидают российский рынок. Присутствие зарубежных игроков в российской нефтегазовой отрасли также сокращается вслед за ухудшением международных отношений России. В России уже были сокращены или заморожены проекты нефтедобывающих компаний ExxonMobil, Total, Shell, Statoil, нефтесервисные Schlumberger и Halliburton [15]. Попытку свернуть деятельность предприняла и американская сеть фаст-фуда McDonald s, которая в августе 2014 года по результатам проверки Роспоребнадзора остановила деятельность четырех подразделений. Руководство французского производителя молочной продукции Danone в 2014 году остановило деятельность трех заводов в России: в Смоленске, Новосибирске и Тольятти [16].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Британский ритейлер модной одежды "New Look Group Ltd" также покидает российский рынок. До принятия данного решения компания планировала выкупить все арендуемые торговые площади в России, на которых ранее были открыты её магазины, после чего провести экспансию в стране. Однако, по сообщению газеты "Financial Times", компании выгоднее внедрять и развивать свой бизнес на территории Китая, так как политические и экономические факторы сделали планы компании не целесообразными [17]. Немецкая компания по производству спортивной одежды «Adidas» приняла решение о закрытии 200 магазинов в России. Также в 2014 году объявили о своем намерении уйти с российского рынка «River Island» и «OVS», развиваемый компанией «Маратекс», немецкая сеть «Gerry Weber», финские бренды «Seppala» и «Lindex», принадлежащие «Стокманн» [18].
Российские телекоммуникационные компании «Акадо Телеком» и «Вымпелком» получили уведомление американского телеканала CNN о прекращении вещания. Основной причиной стало изменение законодательства в РФ по ограничению присутствия иностранцев в российских медиа в 20%.
С другой стороны, действующие длительное время на территории РФ корпорации, усиливают свои позиции, используя несколько стратегий:
- развивают локализацию производств, задействуя в маркетинговых стратегиях национальный компонент (например, Mac Donald's, Coca Cola Hellenic, Nestle и т.д.);
- проводят слияния и поглощения, укрупняя свой бизнес в России. Крупнейшей в 2014 г. в отрасли энергетики и природных ресурсов сделкой можно назвать создание совместного предприятия между Alliance Oil и «Независимой нефтегазовой компанией» стоимостью 2,4 млрд. долл. США. Также в сфере фармацевтики американская Abbott Laboratories приобрела ОАО «ВЕРОФАРМ» за 0,6 млрд долл. США [19];
- формируют совместные предприятия с участием государственного капитала (как гаранта) (например, Daimler).
Кроме того, в силу нового разделения географических партнеров на «дружественные народы» и поддерживающие антироссийские санкции, усиливается и приток инвестиций корпораций «дружественных стран» (Китай, Турция и т.д.). В частности, об экспансии на российский рынок в 2015 г. объявили такие китайские компании, как Lifan (производство автомобилей в Липецкой области), Xiaomi (производитель смартфонов), интернет-магазин JD.com, Bing Han International (производитель женьшеня в Республике Алтай) и др. По опросам Ernst &Young 91% крупных китайских компаний оценивают российский рынок как привлекательный для своего бизнеса, 66% китайских инвесторов привлекают российские природные ресурсы, а 62% - объем внутреннего рынка России. Большинство китайских компаний имеют конкретные планы по инвестиционным проектам в России: 61% участников исследования собираются осуществить их в ближайшие пять лет, а 21% — в течение следующего года. Причем наиболее популярным способом для инвестиций китайские предприятия назвали партнерство с уже существующей компанией в России (34% респондентов). Результаты исследования подтверждают, что из компаний, уже вложивших средства в Россию, большинство отдали предпочтение таким способам инвестиций, как основание партнерств (48%) и покупка долей (17%) [20].
Таким образом, если иностранная компания не следует стратегии сокращения, то ее адаптационная стратегия в новых условиях российской действительности все более базируется на использование местного компонента через локализацию производства, слияния и поглощения российских компаний, участия в государственно-частном партнерстве. Тем не менее, инвестиции в российскую экономику со стороны зарубежных ТНК ограничиваются быстро оборачиваемыми отраслями с высоким потребительским потенциалом, что не соответствует стратегическим интересам развития инновационной экономики в РФ, но отвечает современным тенденциям импортозамещения с учетом восполнения нехватки инвестиционных ресурсов на внутреннем рынке.
Список использованной литературы: 1. Дякин Б.Г. Международный бизнес. В 2-х томах. Том 1: Бакалавриат.- М.: ROSBI: ТЕИС, 2009.- 528 с.;
Том 2: Магистратура - М. ROSBI; ТЕИС, 2010. - 1182 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
2. Воронкова О.Н. Бифуркации глобального экономического развития как «новая нормальность» //Materials of the XI International scientific and practical conference, «Scientific horizons», - 2015. Volume 1. Economic science. Sheffield. Science and education LTD - 72 с. - c. 3-6.
3. Медведев А.Г. Стратегические роли дочерних предприятий многонациональных корпораций в России. Научный доклад № 15 (R)-2010. СПб.: ВШМ СПбГУ, 2010.
4. Фальченко О.Д. Исследование зависимости экономики России от прямых инвестиций ТНК // Управленец.
- 2014. - №3/49 [Электронный ресурс]- URL: http://upravlenets.usue.ru/images/49/2.pdf
5. Платонова ЕД., Стасюк Д.А. О конкурентных стратегиях иностранных ТНК на российском рынке // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс] - URL: httpV/cyberleninka.ru/article/n/o-konkurentnyh-strategiyah-inostrannyh-tnk-na-rossiyskom-rynke
6. Терехова А. Иностранные инвестиции стали отрицательными, от 15.04.2015 г. // Независимая газета [Электронный ресурс] - URL: http://www.ng.ru/economics/2015-04-15/4_invest.html
7. Стеркин Ф., Кувшинова О. Иностранные инвесторы второй год не хотят вкладывать в Россию //ВЕДОМОСТИ -27.04.2015 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/04/28/inostrannie-investori-vtoroi-god-ne-hotyat-vkladivat-v-rossiyu
8. Доклад «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2014 года», 180 с.
9. The International Business Compass 2015: Update and Subject Focus Labor Market Performance Publ. Prof. Dr. Henning Vöpel and Dr. André Wolf. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.bdo-ibc.com/fileadmin/dokumente/BDO-IBC-Summary-2015_ENG.pdf
10. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы. //Российская газета. - 2015. - 23 сентября.
- с. 1-3. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/2015/09/23/statiya-site.html (дата обращения: 24.09.2015)
11. Ширманова Т., Иностранные филиалы могут прекратить работу в России // Известия от 13.03.2015 г. [Электронный ресурс] - URL: http://izvestia.ru/news/584029
12. Доклад «Сценарии развития российской экономики в условиях санкций и падения цен на нефть». /Под рук. Н. Акиндиновой и Е.Гурвича. Подготовлен по заказу Комитета гражданских инициатив, 25 декабря 2014 г. - [Электронный ресурс] - URL: http://polit.ru/article/2014/12/25/russian_economy/
13. Экономические прогнозы на 2015-2018 год [Электронный ресурс] -URL: http://arb.ru/b2b/press/_2015_2018_-9909477/?sphrase_id=126845
14. Какие иностранные автопроизводители объявили об уходе с рынка РФ в 2014-2015 гг. [Электронный ресурс] - URL: http://tass.ru/ekonomika/1838478
15. 2014 год был наихудшим для российского рынка M&A за последние пять лет [Электронный ресурс] -URL: http://www.akm.ru/rus/ma/stat/2014/11 .htm.
16. Шохина Е. Молоко в дефиците. //Эксперт. - 2014. - № 9. - [Электронный ресурс] - // URL: http://expert.rU/2014/09/5/moloko-v-defitsite/
17. Панченко П. Из-за напряженной ситуации с рынка России уходят крупные иностранные компании [Электронный ресурс] - URL: http://www.rb.ru/article/iz-za-napryajennoy-situatsii-v-rossii-s-rynka-uhodyat-krupnye-inostrannye-kompanii/7406827.html_
18. Обзор российского рынка одежды. РБК-Research [Электронный ресурс] - URL: https ://www. rusfranch.ru/presscenter/publications/1457/
19. Рынок слияний и поглощения в России в 2014 г. Отчет KPMG, март 2015 г.- 46 с.
20. Китайские компании считают Россию привлекательным рынком, несмотря на нехватку информации о нем. [Электронный ресурс] - URL: http://www.ey.com/RU/ru/Newsroom/News-releases/EY-news-Chinese-companies-find-russian-market-attractive-despite-lack-of-knowledge-about-it
© О.Н. Воронкова, М.С. Бурлакова, 2015