Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, №4. С. 140-148.
СТРАТЕГИИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ РАСПОЗНАВАНИИ ЭМОЦИЙ
Д.В. ЛЮСИН
Распознавание эмоций других людей основывается на разнообразной информации об их внутреннем состоянии, которая носит как прямой, так и косвенный характер. Об эмоциях людей может свидетельствовать их поведение (мимика, жесты, перемещения в пространстве), речь (содержание высказываний и паралинг-вистические характеристики: темп и ритм речи, паузы, интонации и т. п.), содержание ситуации, в которой находится человек, реакции и высказывания окружающих. Это перечисление можно продолжить, но очевидно, что такое разнообразие источников и характера информации позволяет предположить, что когнитивные процессы, задействованные в распознавании эмоций, должны отличаться сложностью и многообразием.
Для анализа когнитивных аспектов распознавания эмоций представляется полезным использовать принятое в когнитивной психологии различение двух типов процессов переработки информации: восходящих, определяемых информацией, попадающей на вход когнитивной системы (bottom-up, data-driven pro-
cesses), и нисходящих, определяемых целями и индивидуальными особенностями субъекта (top-down, conceptually driven processes). Первые обычно описываются как автоматические, вторые как управляемые. Нисходящие процессы могут иметь (хотя и совершенно необязательно) осознанный характер. Большое количество исследований последних десятилетий, посвященных эмоциональному эффекту Струпа (Williams et al., 1996; Algom et al., 2004), подпо-роговому восприятию угрожающих стимулов (см. Ohman, 2004) и многим другим экспериментальным феноменам, связанным с переработкой эмоционально окрашенной информации, свидетельствуют о том, что восходящие процессы переработки информации играют существенную роль в распознавании эмоций. Результаты этих экспериментов позволяют утверждать, что еще на самых ранних этапах переработки информации, до полного распознавания стимула, может возникать реакция на эмоциональную окрашенность стимула. Можно предположить, что люди, у которых эта особенность
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 07-06-00250а.
переработки информации выражена более сильно, будут более эффективно справляться с заданиями на распознавание эмоций других людей. В этом контексте особый интерес представляют исследования, в которых показано, что при подпороговом предъявлении стимулов у некоторых категорий испытуемых автоматические реакции могут вызываться определенными (чаще угрожающими) выражениями лица (например: Parra et al., 1997).
Настоящая работа посвящена анализу результатов нескольких экспериментов, в которых изучался один из видов нисходящих процессов, участвующих в распознавании эмоций, а именно стратегий переработки информации об эмоциях. Традиционно под стратегиями понимаются некоторые устойчивые способы переработки поступающей информации, применяемые субъектом при решении задач, по крайней мере задач определенного типа (см., однако: Печенкова, Фаликман, 2002). Стратегии чаще не осознаются; для их выявления в традиционной психологии мышления часто применяется метод рассуждения вслух, позволяющий эксплицировать стратегии испытуемого. Распознавание эмоций другого человека также можно трактовать как задачу. В связи с описанным выше разнообразием информации об эмоциях логично предположить, что люди используют различные стратегии для ее переработки и интеграции.
Специфика задач на социальное познание состоит в том, что очень часто процесс их решения оказывается свернутым; люди не могут объяснить, каким образом они пришли к определенным выводам о другом человеке,
и апеллируют к первому впечатлению, интуиции, своему субъективному мнению и т. п. Поэтому метод рассуждения вслух в данном случае оказался мало полезен, пришлось придумать особую методику, которая была реализована в нескольких исследованиях, результаты которых будут приведены ниже. Основная идея состоит в следующем. Испытуемому предъявляются фрагменты видеозаписей поведения людей, в которых содержится разнообразная информация: внешние поведенческие проявления, речь, ситуационный контекст. Ставится задача охарактеризовать эмоциональное состояние персонажа с помощью нескольких шкал лайкертов-ского типа. В качестве показателя точности оценок берется степень сходства профиля оценок, данных испытуемым, со стандартным профилем, полученным на основе усреднения оценок, данных группой экспертов-психологов. После просмотра каждого фрагмента испытуемый получает список приемов, которые могут использоваться при распознавании эмоций, и отмечает те из них, которые он сам использовал при выполнении задания. Обработка данных такого рода, например, с помощью эксплораторного факторного анализа позволяет выявить группы приемов, обычно используемых совместно. Эти группы приемов можно отождествить со стратегиями переработки информации об эмоциях.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что можно выделить как минимум две стратегии переработки информации об эмоциях, соответствующие двум способам социального познания. В психологии традиционно принято различать два типа
мышления — рациональное и интуитивное (Пономарев, 1976). Такое же различение применимо и к мышлению в области социального познания (Ушаков, 2006), включая задачи на распознавание эмоций. В связи с этим можно ожидать, что одна из стратегий решения этих задач будет основана на более или менее рациональном анализе различных признаков и источников информации, позволяющих судить об эмоции, а другая стратегия будет связана с целостным, интуитивным и эмпатийным «схватыванием» состояния другого человека.
Возможно выделение и других стратегий, при этом использование той или иной стратегии может зависеть от характеристик задачи, доступной информации и индивидуальных особенностей субъекта. Особо интересным представляется вопрос о сравнительной эффективности стратегий распознавания эмоций: можно ли выделить наиболее эффективные стратегии? Если да, то можно ли им обучить испытуемого и тем самым повысить его способности к пониманию эмоций других людей? Кроме этого, интересны и связи стратегий, используемых испытуемым, с другими характеристиками его когнитивной сферы.
Эмпирические данные, позволяющие прояснить эти вопросы, были получены в трех исследованиях.
Исследование 1 (Сысоева, 2005)
Испытуемые: 36 человек (26 женщин и 10 мужчин) в возрасте от 20 до 28 лет.
Материалы. Для составления списка приемов, которые могут использоваться людьми для распознавания эмоций, был проведен опрос
26 студентов-психологов, в результате чего было выделено 13 приемов (табл. 1). В качестве стимульного материала использовались 5 фрагментов из художественных фильмов.
Результаты. Исходными данными для обработки были показатели частоты использования каждого приема каждым испытуемым. Далее был проведен факторный анализ по методу главных компонент с вращением факторов по методу варимакс. Для определения количества факторов использовался критерий Р. Кет-телла — визуальный анализ графика собственных значений факторов. Было получено 4 фактора (т. е. стратегий переработки информации об эмоциях), объясняющих в сумме 72% дисперсии. Матрица факторных нагрузок представлена в табл. 1.
В фактор 1, названный «ориентация на экспрессию», вошли такие приемы, как «ориентация на выражение лица», «ориентация на жесты и позы», «ориентация на взгляд», «ориентация на поведение», «ориентация на содержание высказываний» и «ориентация на интонации». В фактор 2 «интуитивная оценка» вошли приемы «ориентация на личный опыт переживания и выражения эмоций», «учет несоответствия внешних проявлений и реальных переживаний», «учет того, что у человека могут быть присущие лишь ему особенности выражения переживаний» и «опора на интуицию». В фактор 3 «идентификация с наблюдаемым» вошли приемы «попытаться почувствовать эмоции, переживаемые героем» и «попытаться поставить себя на место героя». Фактор 4 «ориентация на ситуацию» был идентифицирован по одному приему с таким же названием.
Табл. 1
Величина факторных нагрузок приемов распознавания эмоций в исследовании 1
(жирным шрифтом выделены нагрузки переменных, использованных для интерпретации фактора)
Прием Фактор 1 Ориентация на экспрессию Фактор 2 Интуитивная оценка Фактор 3 Идентификация с наблюдаемым Фактор 4 Ориентация на ситуацию
1. Вы обращали внимание в основном на лицо человека 0.750 < 0.01 <-0.01 -0.360
2. Вы ориентировались на его движения, жесты, позы 0.712 < 0.01 < -0.01 0.174
3. Вы ориентировались на взгляд, выражение глаз 0.831 0.111 0.314 -0.153
4. Вы ориентировались на то, что герой сюжета говорил 0.712 < 0.01 0.291 0.222
5. Вы ориентировались на то, как человек говорил, а не на то, что он говорил 0.198 0.129 < 0.01 0.812
6. Вы ориентировались на ситуацию, в которой находился человек 0.115 0.709 0.281 < 0.01
7. Вы ориентировались на поведение других людей по отношению к наблюдаемому человеку 0.608 -0.234 < -0.01 0.343
8. Вы пытались поставить себя на место участника сюжета, чтобы почувствовать переживаемое им состояние 0.772 0.220 < 0.01 0.283
9. Вы учитывали то, что внешние проявления эмоций не всегда соответствуют реальным переживаниям 0.101 0.235 0.917 < 0.01
Табл. 1 (продолжение)
Прием Фактор 1 Ориентация на экспрессию Фактор 2 Интуитивная оценка Фактор 3 Идентификация с наблюдаемым Фактор 4 Ориентация на ситуацию
10. Вы размышляли над тем, что вообще могут испытывать люди в данной ситуации < -0.01 0.804 0.123 0.287
11. Вы учитывали то, что у человека могут быть присущие лишь ему особенности выражения переживаний < 0.01 0.154 0.902 < 0.01
12. Вы размышляли о том, каковы могут быть последующие действия, реакции человека < 0.01 0.625 0.131 0.584
13. Вы интуитивно поняли, какие чувства испытывал человек, но не можете четко сформулировать, каким образом вы это сделали < 0.01 0.916 < 0.01 < -0.01
Были выявлены положительные связи точности оценивания эмоциональных состояний с использованием стратегии «ориентация на экспрессию» (г = 0.42, p < 0.05) и эмпа-тии, измерявшейся опросником В.В. Бойко с использованием стратегии «интуитивная оценка» (г = 0.49, p <0.01).
Исследование 2 (Носкович, 2006)
Испытуемые: 36 человек (16 мужчин и 20 женщин), средний возраст 22 года.
Материалы. Использовался тот же список приемов, что и в предыдущем исследовании, однако другой набор фрагментов из фильмов. Всего предъ-
являлось 10 фрагментов, они были поделены на 5 простых и 5 сложных в зависимости от степени сложности идентификации эмоций персонажей. У испытуемых измерялся также ряд когнитивных стилей, включая полеза-висимость/поленезависимость (методика «Включенные фигуры» Г. Уитки-на) и когнитивную сложность (методика репертуарных решеток Дж. Келли в модификации А.Г. Шмелева).
Результаты. В данном исследовании не проводился факторный анализ частоты использования приемов; для обработки данных были взяты четыре стратегии, полученные в предыдущем исследовании. Был проведен корреляционный анализ
связей между использованием стратегий, с одной стороны, и точностью оценок и когнитивными стилями, с другой стороны. Результаты представлены в табл. 2.
Полученные связи стратегий с точностью распознавания эмоций не соответствуют результатам первого исследования, в данном случае с точностью положительно связаны стратегии «идентификация с наблюдаемым» и «ориентация на ситуацию», причем только для сложных фрагментов. Сравнение частоты использования стратегий показало, что при работе со сложными фрагментами стратегии «интуитивная оценка» и «ориентация на ситуацию» используются чаще, чем при работе с простыми фрагментами, по другим двум
стратегиям таких различий нет. Также получен ряд связей стратегий с когнитивными стилями.
Исследование 3 (Овсянникова, 2007)
Испытуемые: 64 человека в возрасте от 18 до 32 лет (26 мужчин и 28 женщин), средний возраст 22 года.
Материалы. В данном исследовании список приемов распознавания эмоций был расширен до 16 (табл. 3). В качестве стимульного материала использовались 8 фрагментов видеозаписей реального поведения людей в естественных ситуациях (выступление с докладом, планирование маршрута во время похода и пр.). У испытуемых измерялся общий интеллект с
Табл. 2
Связи стратегий с точностью распознавания эмоций и когнитивными стилями
Индивидуальные характеристики испытуемых Корреляции в 5 сложных видеофрагментах Корреляции в 5 простых видеофрагментах
Стратегии Стратегии
1 2 3 4 1 2 3 4
Точность распознавания эмоций 0.30 0.32 0.39 0.41 0.20 0.13 0.19 0.19
Полезависимость/ поленезависимость -0.34 -0.31 -0.22 -0.35 -0.25 -0.29 -0.21 -0.20
Когнитивная простота/сложность (интегрированность) -0.34 -0.27 -0.07 -0.26 -0.24 -0.47 -0.28 -0.35
Когнитивная простота/сложность (дифференцированность) -0.48 -0.39 -0.56 -0.37 -0.35 -0.28 -0.43 -0.13
Примечание. Приведены коэффициенты корреляции Спирмена, жирным шрифтом выделены коэффициенты, значимые на уровне p < 0.05. Цифрами обозначены стратегии: 1 — Ориентация на экспрессию, 2 — Интуитивная оценка, 3 — Идентификация с наблюдаемым, 4 — Ориентация на ситуацию.
помощью Продвинутых прогрессивных матриц Дж. Равена, ряд когнитивных стилей, включая полезависи-мость/поленезависимость (методика «Включенные фигуры» Г. Уиткина), и эмоциональный интеллект с помощью опросника ЭмИн Д. В. Люсина (Люсин, 2006).
Результаты. Факторный анализ данных, проводившийся так же, как и в исследовании 1, позволил выделить два фактора, в сумме объясняющих 49% дисперсии (табл. 3). Первый фактор был назван «целостная стратегия», в него вошли приемы, которые основываются на общих знаниях
Табл. 3
Величина факторных нагрузок приемов распознавания эмоций в исследовании 3
(жирным шрифтом выделены нагрузки переменных, использованных для интерпретации фактора)
Прием Фактор 1. Целостная стратегия Фактор 2. Аналитическая стратегия
1. Ориентация на выражения лица 0.076 0.842
2. Ориентация на движения и жесты 0.076 0.805
3. Ориентация на взгляд, выражение глаз 0.252 0.625
4. Ориентация на реакции других людей на поведение персонажа 0.460 0.321
5. Ориентация на ситуацию, в которой находился персонаж 0.381 0.657
6. Ориентация на содержание высказываний 0.154 0.553
7. Ориентация на то, как персонаж говорил 0.382 0.607
8. Ориентация на противоречия между чувствами персонажа и их выражением 0.738 0.028
9. Ориентация на то, что вообще могут испытывать люди в данной ситуации 0.682 0.316
10. Ориентация на индивидуальные особенности выражения переживаний 0.803 0.017
11. Ориентация на возможные последующие действия, реакции персонажа 0.717 -0.055
12. Ориентация на соответствие разных признаков эмоций одному и тому же состоянию персонажа 0.703 0.267
13. Ориентация на свое общее впечатление от сюжета 0.539 0.226
14. Подстановка себя на место персонажа 0.667 0.172
15. Интуитивное понимание чувств персонажа 0.014 -0.135
16. Воспоминание о собственных чувствах в подобной ситуации 0.688 0.219
Табл. 4
Связи между стратегиями и когнитивными характеристиками испытуемых
(приведены коэффициенты корреляции Спирмена, значимые на уровнеp < 0.05 — *, иp < 0.01 — **)
Переменные Целостная стратегия Аналитическая стратегия
Общий интеллект 0.253*
Поленезависимость (показатель: время нахождения простой фигуры) -0.376**
Эмоциональный интеллект: управление эмоциями других людей -0.269*
Эмоциональный интеллект: управление эмоциями -0.327**
о выражении и переживании эмоций и на использовании личного эмоционального опыта. Второй фактор «аналитическая стратегия» объединяет приемы, основанные на анализе отдельных экспрессивных признаков. Были выявлены некоторые связи полученных стратегий с индивидуальными характеристиками когнитивной сферы испытуемых (табл. 4), однако не было получено значимой корреляции стратегий с точностью распознавания эмоций.
Общее обсуждение
Обобщение результатов трех исследований, в которых на разном материале использовались сходные методики для выявления стратегий переработки информации при распознавании эмоций, показывает, что достаточно устойчиво выделяются две стратегии. Действительно, если судить по набору приемов, входящих в тот или иной фактор, то можно констатировать близкое сходство между «ориентацией на экспрессию»
(исследование 1) и «аналитической стратегией» (исследование 3), а также между «интуитивной оценкой» (исследование 1) и «целостной стратегией» (исследование 3). Полученные два вида стратегий в целом соответствуют, как и предполагалось, рациональному и интуитивному типам социального познания. Однако не удалось получить однозначные данные о связях стратегий с точностью распознавания эмоций: такая связь получена в исследовании 1 для стратегии «ориентация на экспрессию», в исследовании 2 для стратегий «идентификация с наблюдаемым» и «ориентация на ситуацию» (при работе со сложными сюжетами), в исследовании 3 такие связи отсутствуют. Возможно, предпочтение тех или иных стратегий переработки информации об эмоциях следует трактовать как стилевую характеристику деятельности, не связанную непосредственно с ее продуктивностью.
Полученные связи стратегий с другими индивидуальными характеристиками носят разрозненный
характер, что частично может быть обусловлено различиями в использовавшихся методиках. Обращают на себя внимание противоречивые данные о связях с полезависимо-стью/поленезависимостью: в исследовании 2 стратегия «ориентация на экспрессию» отрицательно связана с полезависимостью (для сложных видеофрагментов), а в исследовании 3
соответствующая ей «аналитическая стратегия» отрицательно связана с поленезависимостью. Можно прийти к выводу, что предпочтение той или иной стратегии переработки информации об эмоциях связано с индивидуальными характеристиками людей и с особенностями доступной информации, однако характер этих связей требует уточнения.
Литература
Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
Носкович С.Н. Связь точности идентификации эмоций с когнитивными стилями: Дипломная работа. М., 2006.
Овсянникова В.В. Переработка эмоциональной информации: когнитивные стили и стратегии // Вестник Новосиб. гос. ун-та. Серия «Психология». 2007. Т. 1. Вып. 1. № 1. С. 138-142.
Овсянникова В.В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний: Дис. ... канд. псих. наук. М., 2007.
Печенкова Е.В., Фаликман М.В. Стратегия как метасредство решения перцептивной задачи в условиях быстрой смены информации и повышенной «умственной загрузки» // Актуальные проблемы истории психологии на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во МГСУ, 2002. Ч. 2. С. 98-106.
Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
Сысоева Т.А. Стратегии идентификации эмоций: Дипломная работа. М., 2005.
Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его школа // Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2006. С. 19-143.
Algom D, Lev S., Chajut E. A rational look at the emotional Stroop phenomenon: A generic slowdown, not a Stroop effect. Journal of Experimental Psychology: General. 2004. 133 (3). 323-328.
Öhman A. Fear and anxiety: Evolutionary, cognitive and clinical perspectives // M. Lewis, J.M. Haviland-Jones (eds.). Handbook of Emotions. NY: The Guilford Press, 2004. P. 573-593.
Parra C, Esteves F., Flykt A., Öhman A. Pavlovian conditioning to social stimuli: Backward masking and the dissociation of implicit and explicit cognitive processes. European psychologist. 1997. 2. 106-117.
Williams JM.G, Mathews A, MacLeod C. The emotional Stroop task and psychopatholo-gy // Psychological Bulletin. 1996. 120. 3-24.
Люсин Дмитрий Владимирович, Институт психологии РАН, кандидат педагогических наук
Контакты: [email protected]