Проект обновления России И.А. Ильина предусматривает взаимодействие традиций и инноваций, духовно и социально ориентированную стратегию развития постсоветской России. Она подразумевает духовное обновление России; восстановление национальной солидарности; практическую реализацию принципов социального государства; создание сильной государственной власти и соответствующей ей внешней формы, совмещающей преимущества авторитарного и демократического строя при непрерывном отборе качественно лучших людей к власти.
Безусловно, современная Россия значительно изменилась по сравнению с тем, что было во времена Ильина. Но его формула социально - политического развития, представляющая собой органическое единство инноваций и традиций актуальна и сегодня.
Список литературы
Ильин, И.А. Собр. соч. - М., 1998. - Т.7.
Ильин, И.А. Собр. соч. - М., 2008. - Т. 1 - 2.
© Дубинина М.А., 2010
А.С. Виноградов
СТРАТЕГИИ национальной БЕзОПАСНОСТИ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ:СРАВНИТЕЛьный АНАЛИз
ВИНОГРАДОВ Алексей Сергеевич - соискатель ученой степени кандидата политических наук кафедры национальных и федеративных отношений РАГС (e-mail: [email protected])
Аннотация. Проводится сопоставительный анализ стратегий национальной безопасности двух государств, сравниваются их подходы к вопросам национальной безопасности, выявляются как совпадающие точки зрения по решению ряда важных проблем, так и существенные отличия в способах нейтрализации угроз.
Ключевые слова: стратегия, национальная безопасность, национальные интересы, стратегические национальные приоритеты, угрозы безопасности, Россия и Великобритания.
Произошедшие за последние время перемены в равновесии политических и военных сил, в появлении новых видов вооружений заставили
многие страны мира по-иному рассматривать вопросы национальной безопасности.
Россия и Великобритания за их многовековую историю двухсторонних отношений успели побывать и основными геополитическими соперниками и союзниками. Поэтому сравнение их стратегий национальной безопасности представляет большой интерес.
Стратегия национальной безопасности той или иной страны - это своего рода политический документ В нем изложена система официальных взглядов на место и роль государства в современном мире, его национальные ценности, интересы и цели, силы, средства и способы предупреждения и отражения внешних и внутренних угроз, а также на основы организации и принципы функционирования системы обеспечения национальной безопасности.
Сам термин «национальная безопасность» возник в США в начале ХХ в., однако в активную политическую практику он был введен только в 1986 г., когда Президент США стал выступать с ежегодным посланием к Конгрессу - «Стратегия национальной безопасности США». Другие государства также оценили значение подобного документа. Однако в России и Великобритании подобные приоритеты формулируются не ежегодно, а на перспективу, т.е. меняются под влиянием развития как самих государств и их внутренней политики, так и внешних условий и внешней политики.
Сравнительный анализ стратегий национальной безопасности России и Великобритании показывает их различия
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. утверждена Указом Президента РФ 12 мая 2009 года № 5371. Она включает шесть основных разделов:
1. Общие положения
2. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития
3. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты
4. Обеспечение национальной безопасности
5. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии
6. Основные характеристики состояния национальной безопасности.
Годом ранее, 19 марта 2008 г. премьер-министр Великобритании Гордон Браун представил в парламенте первую в истории Соединенного
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. - 2009. - 13 мая.
Королевства полномасштабную стратегию обеспечения национальной безопасности страны1. Она включает пять разделов:
1. Введение;
2. Руководящие принципы;
3. Вызовы безопасности;
4. Ответ Соединенного Королевства;
5. Совместная работа.
Принятие новой стратегии национальной безопасности в России связано с тем, что в мире произошли значительные изменения геополитического и экономического характера. В потоке общего развития Россия тоже претерпела большие изменения, поэтому концепция национальной безопасности, принятая в 1997 г. и уточненная в 2002 г., устарела как морально, так и по своей сути.
В Великобритании необходимость разработки нового документа связана главным образом со стремлением британских властей защитить собственные интересы и интересы населения от новых и возникающих угроз, таких, как глобальные изменения климата, эпидемии опасных болезней, нестабильность поставок энергоносителей, террористические нападения.
В России основная задача стратегии национальной безопасности заключается в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.
Цель создания первой английской стратегии - показать, как государство будет реагировать на различные угрозы, управлять процессом отражения этих угроз для обеспечения безопасности нации, его граждан, «нашего» процветания и образа жизни.
Российская стратегия отличается мирной направленностью. В то же время в ней содержится довольно широкий перечень опасностей и угроз для страны. К основным из них относятся разведывательная деятельность спецслужб и организаций иностранных государств государств, деятельность террористических организаций, угроза распространения оружия массового уничтожения, мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, неконтролируемая и незаконная миграция, наркоторговля и торговлей людьми, распространение эпидемий, дефицит пресной воды и т. д.
Стратегия национальной безопасности Великобритании перечисляет все ключевые угрозы, которые, по мнению правительства, угрожают госу-
1 National Security Strategy of the United Kingdom [Электронный ресурс] // UK Cabinet Office. - Режим доступа: http://interactive.cabineto1fiice.gov.uk/docuiTients/ security/national_security_strategy.pdf
дарству. На первое место поставлен терроризм, что было спровоцировано атаками террористов в Лондоне в 2007 г. На втором месте стоит угроза распространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Стратегия Великобритании предусматривает также такие угрозы, как транснациональная организованная преступность, глобальная нестабильность и конфликтогенность (на Ближнем Востоке и в Африке), глобальное изменение климата, нехватка энергии, бедность и др.
Национальная безопасность для Великобритании в соответствии с ее стратегией - это уже не то ушедшее в прошлое понимание, в котором главным была «защита государства и его жизненно важных интересов от атак других государств». За последние десятилетия это понимание расширилось. Теперь национальная безопасность наряду с прочим должна уделять внимание также угрозам образу жизни британского общества и целостности государства.
В английской стратегии подход к национальной безопасности основан на ряде ключевых ценностей. Они включают: права человека, верховенство закона, законное и ответственное правительство, правосудие, свободу, терпимость и возможности для всех. Эти ценности формируют основу безопасности, благосостояния и процветания Великобритании.
По мнению английских стратегов, наилучшим способом обеспечения безопасности является создание коалиции государств, которые будут строить свою деятельность в поддержку этих ценностей.
В российской стратегии под национальной безопасностью понимают состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
В отличие от России, Великобритания не делает акцента на военных методах, ее интересы в области обороны проявляются только в контексте защиты своих национальных границ, жизни и здоровья своих граждан. Главное для нее - прежде всего эффективная дипломатия, хотя вопросы военных сил не остаются абсолютно незадействованными.
Имея в виду совместные усилия по противодействию вызовам и угрозам, британская стратегия направлена на взаимодействие на уровне таких
интеграционных структур, как ООН, Европейский союз и НАТО. Их усилия Великобритания считает вполне достаточными для решения проблем безопасности.
Российская точка зрения в данной области является противоположной. Российская стратегия в этой области, наоборот, предлагает создать новую структуру европейской безопасности, считая существующую бесперспективной. Россия признает эффективность только ООН как наднациональной структуры, международного арбитра.
Великобритания, как и Россия, придает большое значение укреплению эффективности таких органов, как Совет Безопасности ООН и Всемирный банк. Обе страны проявляют готовность всячески содействовать этому процессу.
Россия выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе.
В российской стратегии отношения с НАТО рассматриваются как отдельная задача. Эта стратегия предусматривает, что определяющим фактором в отношениях с организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к российским границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих в разрез с нормами международного права. Следует отметить, что в недавно принятой Военной доктрине Российской Федерации к основным внешним военным опасностям отнесена угроза расширения блока НАТО и приближение его к границам Российской Феде-рации1.
Великобритания как член этой структуры, наоборот, рассматривает деятельность Североатлантического альянса продуктивной и в новой стратегии подчеркивает свое стремление участвовать в коалиции с ним и в дальнейшем.
Приоритетным направлением внешней политики России остается расширение отношений с государствами СНГ в рамках Содружества. При этом Договор о коллективной безопасности рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера. Среди других задач в российской стратегии выделяются: укрепление евразийского экономического сообщества, укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества, наращи-
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. -10 февраля. - 27 (5106).
вание взаимодействия в многосторонних форматах - в G8, G20, РИК, страны БРИК.
Во внешней политике дипломатические усилия Великобритании направлены на сокращение количества ядерного оружия в мире, ее стратегия предусматривает укрепление отношений с такими странами, как Индия и Китай. В российской стратегии данный аспект не рассматривается.
В обеих стратегиях также выделены отношения с США. В российской стратегии, в частности, отмечено, что Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с США на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом.
В английской стратегии США рассматривается важным стратегическим партнером Великобритании.
В стратегии национальной безопасности России прогнозируется активизация соперничества за владение гигантскими неосвоенными нефтегазовыми месторождениями вблизи российских границ. Борьба за энергоресурсы определена как один из источников потенциальных военных конфликтов в ближайшее десятилетие, и эта борьба будет играть все более важную роль в международных отношениях.
Великобритания в свою очередь намеревается отойти от борьбы за энергоресурсы путем использования альтернативных источников энергии, а также заняться решением вопросов, связанных с изменением климата.
Внешняя политика России основана на неизменности курса, предусматривающего участие совместно с другими государствами в укреплении международных механизмов нераспространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и относящихся к ним товаров и технологий, недопущения применения военной силы в нарушение Устава ООН. Сохраняется также приверженность контролю над вооружениями и рациональной достаточности в военном строительстве.
Английская стратегия предусматривает необходимость борьбы с распространением ядерного оружия как совместно с другими государствами и международными организациями, так и самостоятельно. Большое внимание в ней уделено борьбе с терроризмом, разработана подробная программа по выявлению, предупреждению, пресечению терроризма.
В российской стратегии также отмечается опасность террористических угроз, но методы борьбы с ними не раскрываются.
В рамках английской стратегии предусмотрено повышение премий для военнослужащих и повышение бонусов до 15 тыс. фунтов в год для военных, зачисленных на долгосрочную службу. Правительство выразило также
готовность пойти на частичную унификацию служб безопасности. В помощь национальной полиции предусмотрено предоставить четыре антитеррористических и четыре разведывательных подразделения.
В российской стратегии конкретные данные об изменениях, планируемых для Вооруженных сил, не приводятся. Отмечено лишь, что главная задача укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе заключается в переходе к качественно новому облику Вооруженных сил.. Сохраняется потенциал стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск, сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил..
В обеих стратегиях уделено внимание процессу глобализации, которая, по мнению как российских, так и английских составителей, имеет и положительные и отрицательные черты.
Так, российская стратегия исходит из того, что «развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз...»1.
Английская стратегия предусматривает, что Великобритания занимает благоприятное положение для получения выгоды от глобализации. В то же время она берет на себя обязанность контролировать угрозы, вызванные глобализацией. При этом угрозы делятся на следующие категории:
экономические (угрозы открытым рынкам, мировой финансовой стабильности, потенциальные угрозы международной торговле);
технологические (Интернет);
демографические (рост населения, и связанные с этим проблемы с нехваткой еды и воды, ростом безработицы, миграцией).
В английской стратегии большое место отведено вопросам изменения климата. Эта проблема для Англии как островного государства представляет наибольшую угрозу национальной безопасности. В связи с этим ее решение является жизненно необходимым.
В российской стратегии вопросы климатических изменений практически не рассматриваются. Отмечается лишь негативное воздействие на состоя-
1 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. - 2009. - 13 мая.
ние национальной безопасности экологической сферы. Здесь на первое место поставлено истощение мировых запасов минерально-сырьевых, а затем водных и биологических ресурсов.
Стратегия Великобритании нацелена на обеспечение национальной безопасности страны, она построена на основе новой схемы, которая сочетает готовность специальных служб к чрезвычайным ситуациям с участием рядовых граждан в обеспечении безопасности на местах. В ней отмечается, что граждане должны быть готовыми эффективно отвечать на все виды потенциальных угроз от природных бедствий, как, например, наводнения, до террористических актов1
Стратегия Великобритании исходит из «практической применимости». В отличие от российской стратегии, она более конкретна и контролируема. Она, например, предусматривает создание национального реестра потенциальных рисков, который будет доступен всем гражданам страны.
Российская стратегия сосредоточена, главным образом, на основных приоритетах и практически не содержит конкретных предложений по противодействию угрозам.
Таким образом, в стратегиях национальной безопасности России и Великобритании есть как различия начиная от причин принятия и кончая практической применимостью, так и совпадения. Наиболее значимым из них является защита коренных жизненно важных национальных интересов.
В обеих стратегиях национальная безопасность выступает как сложная многоуровневая система. Ее основными подсистемами выступают безопасность личности, общества и государства.
Российская стратегия акцентирует внимание на достижении государством одного из лидирующих мест в мире на основе ее экономических достижений. Для Великобритании на современном этапе более актуальным является противодействие атакам террористов и глобальным изменениям климата.
Список литературы
Прохожее, А.А. Сущность и содержание стратегии обеспечения национальной безопасности России. Материалы научно-практической конференции / под общ. ред. С.В. Смульского. - М.: Фонд «Отчизна», 2009.
Савельев, А.Г. Россия и мировой опыт концептуального обоснования обеспечения национальной безопасности. - М., 2008.
1 National Security Strategy of the United Kingdom [Электронный ресурс] // UK Cabinet Office. - Режим доступа: http^/interactive.cabmetoffice.gov.uk/documents/ security/national_security_strategy.pdf
Дамаскин, О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. - М., 2007.
© Виноградов А.С., 2010
В.И. Мельников
региональная безопасность как неотъемлемая составляющая национальной безопасности российской федерации
МЕЛЬНИКОВ Владимир Ильич - член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (e-mail: [email protected])
Аннотация. На основе анализа законодательных актов, Концепции стратегии национальной безопасности Российской Федерации рассматриваются проблемы региональной безопасности как неотъемлемой составляющей безопасности Российского государства; населения, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с соответствующими полномочиями.
Ключевые слова: комплексный подход к национальной безопасности России, региональная безопасность, правовая база региональной политики, обеспечение безопасности, Совет безопасности, угроза национальной безопасности.
Федеративное устройство России, его конституционное регулирование, определяющее распределение полномочий между всеми уровнями и ветвями власти, основанное на принципе разделения властей, является одним из базовых элементов национальной безопасности, поэтому региональная составляющая ее законодательного обеспечения может быть представлена в виде:
системы федеральных правовых актов, устанавливающих основные положения региональной политики федерального центра в отношении субъектов РФ и федеральных округов;
системы законодательства субъектов РФ по вопросам совместного ведения;
правовой базы по предметам исключительного ведения субъектов РФ, обеспечивающей проведение внутрирегиональной политики безопасности.