Стратегии импортозамещения и стимулирования экспорта в экономической политике зарубежных государств
УДК 338.23 : 339.5 Н.Ю. Мухин,
ББК 65.2/4 - 1 : 65.428 Всероссийская академия внешней торговли, кафедра мировой
М-926 и национальной экономики - аспирант
Аннотация
В статье автор рассматривает основные стратегии экономического развития, получившие широкое признание в мировой экономике и апробированные в практике многих развивающихся государств и отдельных регионов развитых стран, прежде всего, стратегию импортозамещения и стратегию стимулирования производства товаров для экспорта и развития вывоза товаров, применявшихся в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Он анализирует теоретическую основу указанных стратегий, их положительные и отрицательные аспекты, оценивает условия, при которых возможно их эффективное применение.
Ключевые слова: замещение импорта, стимулирование товаров, экспорт, государственное регулирование, развитие экономики, ошибки в реализации стратегий.
Import substitution and export promotion strategies in economic policies of foreign countries
N.Y. Mukhin,
Russian Foreign Trade Academy, Department of World and National Economy -
Postgraduate student
Abstract
In the article, the author considers the basic strategy of economic development that have received wide recognition in the world economy and put into practice in many developing countries and certain regions of developed countries, in particular import substitution strategy and the strategy for stimulating the production of export goods and promoting exports employed in the countries of Latin America and South-East Asia. The theoretical basis of these strategies, their positive and negative aspects are analyzed; the conditions that allow their effective implementation are evaluated.
Keywords: import substitution, promotion of goods, exports, government regulation, development of the economy, mistakes in the implementation of strategies.
2 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
103 Q
Развитие международной торговли в последние пять десятилетий осуществляется сравнительно высокими темпами, чему способствуют решения международных организаций по либерализации внешнеторговых потоков. В большинстве государств внешняя торговля вносит существенный вклад в экономическое развитие. Однако, несмотря на четко выявленную тенденцию к либерализации международной торговли, во многих государствах отмечается рост ограничений импорта, осуществляемый под влиянием экономических или политических решений. Правительства многих государств постоянно ищут пути ускорения экономического развития. Для этого в развивающихся странах разработаны два основных варианта экономической стратегии: импортозамещение, то есть развитие национального производства с целью замены импортной продукции на внутреннем рынке и стимулирование развития экспорта с целью получения иностранной валюты для финансирования экономического развития.
СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сам по себе термин «импортозамещение» представляет собой, казалось бы, давно забытое в мире слово, веденное в оборот развивающимися государствами, находившимися на относительно невысокой стадии экономического развития. Это один из видов радикального государственного вмешательства в экономику с целью добиться высоких и устойчивых темпов роста в условиях, когда страны, исповедующие более либеральные модели, испытывают серьезные трудности с экономическим развитием. Главная сущность политики импортозамещения заключается в том, что импортировавшиеся ранее товары должны заменяться на внутреннем рынке товарами местного производства.
Но для обеспечения успешности реализации этой политики необходима соответствующая государственная политика. Правительство может реализовать такую политику через установление и повышение импортных тарифов, установления квот, а также - с помощью регулирования обменного курса, цен на факторы производства и величины процентной ставки. На начальных периодах реализации рассматриваемой политики правительства развивающихся стран обычно использовали политику фиксированного обменного курса. При этом правительство определяло обменный курс. Но обычно через некоторое время, местная валюта начинает расти в цене и это негативно влияет на торговый баланс.
Стратегия импортозамещения в развивающихся государствах расценивается как процесс модернизации национальной экономики и достижение уровня развитых стран. Стратегия исходит из организации производства потребительских товаров, а затем номенклатура производства расширяется путем включения промежуточных товаров. Целью является освоение основных передовых технологий производства товаров высоких технологий. Дело в том, что если не обращать на
^ 104
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2016
это внимание, то организация процессов импортозамещения может основываться на использовании импортных промежуточных компонентов и узлов, что приведет к росту торгового дефицита.
Теоретические попытки в разработке основных принципов стратегии импортозамещения были разработаны почти сто лет назад, в развивающихся странах в 30-е годы прошлого века после Великой депрессии, когда многие государства, прежде всего латиноамериканские, начали пытаться добиваться роста экономики в соответствии с моделью, получившей название «импортозамещающей индустриализацией». Но в окончательном виде эта стратегия была разработана известными экономистами, занимавшимися изучением изменений в структуре производства, на основании чего их назвали «структуралистами». Это - аргентинский экономист Р. Пребиш (опубликовавший свою теорию в 1950 г.) и шведский экономист Г. Мюрдаль (1957 г.). Они выступили за расширение выпуска продукции промышленного сектора на отечественном рынке для замены импорта. Ключевая идея заключается в необходимости защиты «молодых отраслей», особенно в тяжелой промышленности, путем замены импортируемых товаров на отечественные товары с помощью государственного вмешательства в экономике в целом. Эти ученые придерживались точки зрения, что защита национальной промышленности необходима для большинства развивающихся стран, чтобы создать прочную базу для отечественной промышленности, до того уровня как она обретет необходимую зрелость. Правительства развивающихся стран могут добиться своих целей не только с помощью тарифов, квот, но и с помощью валютных курсов, цен на факторы производства и регулирование уровня процентной ставки.
Суть этой модели сводилась к тому, что государственные организации стали приобретать контрольные пакеты акций в производстве энергоносителей и других ключевых сырьевых отраслях, а также в обрабатывающей промышленности, при этом данным предприятиям начали предоставляться льготы разного характера с целью выпуска товаров местного производства. Благодаря полученным преимуществам местные товары начали вытеснять на рынке ввозившиеся по импорту. В результате формировались благоприятные условия для роста национальной промышленности и достижения технологического прогресса.1
Стратегия импортозамещения реализовывалась на практике в два этапа. На первом этапе, в связи с политикой ограничения импорта внутренний рынок «закрывается от остального мира».2 Правительства обычно понимают, что отсутствие конкуренции с иностранными производителями негативно влияет на экономи-
1 Минаев С. Замещательная идея // http://www.rokfeUer.ru/investment/2009/02/12/095659/. html//feb2009
2 Подробнее см. Bruton Henry J. A Reconsideration of Import Substitution.//Journal of Economic Literature 1998. N XXXVI: 903-936
2 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
105 Q
ческие и качественные характеристики производства, в ряде случаев принимаются определенные корректирующие меры административного характера, но их эффективность относительно невысока. Но поскольку внутреннее производство защищено импортными таможенными тарифами и квотами, и внутренний рынок не ощущает влияния новых тенденций в производстве, достигнутых за рубежом, реализация стратегии несет негативные последствия национальной промышленности, не чувствующей необходимости учитывать тенденции научно-технического прогресса. Кроме того, для иностранных компаний, действующих на местном рынке и для импортеров иностранной продукции создаются затрудненные условия функционирования.
Иностранные фирмы могут решить проблему их вытеснения с рынка путем организации производства внутри страны. В результате цель политики импортозамещения будет достигнута. Это наиболее простой способ реализации политики им-портозамещения, поскольку никаких барьеров на импорт комплектующих изделий и узлов обычно не устанавливается. Таким образом, иностранные компании могут производить свою продукцию внутри страны проводящей политику импортоза-мещения без каких-либо квот. Этот процесс представляет собой осуществление иностранных инвестиций, но их значение для экономики страны не стоит преувеличивать.
В большинстве стран, принявших решение о реализации стратегии импорто-замещения, упор был сделан на развитие индустриализации. При этом, как правило, реализация стратегии замещения импорта начинались с организации производства потребительских товаров, которые не нуждались в наиболее передовых технологий. На следующем этапе государственные органы требовали ускоренного развития таких отраслей промышленности, как производство стали, тяжелого машиностроения, автомобильной промышленности. Эти усилия были в числе главных приоритетов государственной политики. Для развития этих отраслей в разрабатывались и реализовывались разнообразные меры их защиты и стимулирования их роста. Типичная практика включала прямые субсидии в виде налоговых льгот, прямые государственные инвестиции в создание новых производств, льготы в предоставлении банковских кредитов, а также льготы в реализации импортных контрактов. Например, в Турции, на долю государственной экономической компании, которая была создана с целью индустриализации, приходилось около половины от общей стоимости промышленного производства. В Бразилии, приоритетные с точки зрения государства отрасли имели доступ к долгосрочным, с низким уровнем процентной ставки (или даже отрицательной реальной процентной ставкой) кредитов Национального банка экономического развития и Банка Бразилии. Этот тип субсидий составил 5% общего объема инвестиций
^ 106
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2016
в промышленности в течение 1952-1964 гг. Кроме того, убытки государственных предприятий, как правило, финансировались за счет кредитов Центробанка. Частные промышленные предприятия, которые были на грани банкротства, часто объединялись с целью формирования на их основе государственных компаний. В начальный период индустриализации все эти компании работали хорошо, новые отрасли промышленности быстро развивались. Государство действовали как двигатель развития для экономики. В частности принимались меры по созданию и развитию необходимой инфраструктуры (дороги, плотины, электрификации, системы связи, энергетики и т.д.) для поддержания развития приоритетных отраслей. Реальный ВВП постоянно увеличивался, уровень безработицы снижался. В начале процесса реализации политики импортозамещения существовавшие и вновь созданные предприятия функционировали достаточно успешно. Государство способствовало их деятельности в рамках программ развития определенных отраслей. Для поддержания темпов роста экономики выделялись средства для развития необходимой инфраструктуры (дороги, плотины, электрификации, системы связи, энергетики и т.д.). Реальный ВВП возрастал, отмечалось снижение уровня безработицы.
При начале реализации стратегии импортозамещения делались заявления, что государственная защита отраслей представляет собой временное явление до момента достижения уровня конкурентоспособности, который позволил бы соперничать на рынке с компаниями зарубежными. Но на практике результаты оказались противоположными этим заявлениям. Исследования показали, что многие отрасли промышленности не могли достичь зрелости, даже после 20 лет защиты. Более того, даже если некоторые отрасли промышленности достигали относительно высокой зрелости в освоении новых технологий, они вскоре теряли ее. Это явление показало, что при высоком уровне государственного управления новыми предприятиями в развивающихся странах, сравнимом по масштабу с уровнем государственного управления в странах с централизованно планируемой экономикой, не всегда удается достигнуть степени эффективности, необходимой для участия в международной конкуренции.3 Это явление указало на очевидный провал стратегии поддержки промышленности путем развития импортозамещения. В качестве причины указывалось на неэффективность реализации стратегии импортозамеще-ния стран Латинской Америки и некоторых других стран высокой степенью государственного вмешательства, которая оказалась беспрецедентно высокой, почти такой же, как и в странах с централизованно планируемой экономикой.
3 Подробнее этот вопрос рассмотрен в работе Infan ul Haque in collaboration with Bell M., Dahlman C., Lall S., Pavitt K. Trade, Technology, and International Competitiveness. Economic Development Institute of the World Bank. W., D.C. 1995, p.7, 103, 190.
2 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
107 Q
ОШИБКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Реализация стратегии импортозамещения обеспечила индустриальный рост во многих странах, однако ошибки в организации эффективного производства, неверные решения относительно предоставления государственных субсидий и возникшая большая задолженность предприятий сделали модель уязвимой для инфляции, а также взлетов и падений мировой экономики. На практике результаты реализации политики импортозамещения оказывались противоположными поставленным целям. Поскольку защищаемые отрасли не выбирались с помощью соответствующих критериев в ходе проводимых конкурсов, появлялась необходимость в постоянной защите этих отраслей. И это приводило к нежелательным последствиям. Тем не менее, стратегия импортозамещения оказалась привлекательной для многих стран с развивающейся экономикой. Цель организации промышленного производства в стратегии импортозамещения состоит в удовлетворении внутреннего спроса. Но конкуренция с иностранными компаниями не такой простой процесс, это требует высокого уровня знаний, умения и опыта. Кроме того, могут возникнуть проблемы с издержками производства: в связи с низкими размерами масштабов выпуска продукции, они могут достигнуть высокого уровня.
Для достижения способности конкурировать с иностранными фирмам, во-первых, необходимо обеспечить достижение соответствующего уровня цен. В закрытой экономике такой потребности нет. Кроме того, считалось, что стратегия импортозамещения включает в себя и другие направления, в частности меры по стимулированию экспортного производства и развитию экспорта. При этом наиболее привлекательной частью стратегии импортозамещения декларировалось снижение расходов в иностранной валюте и, следовательно, уменьшение дефицита торгового баланса. Но высокая зависимость от импорта частей и комплектующих узлов ставила под угрозу все национальное производство. Например, Индия следовала этой стратегии почти до 1970 года и позже отказалась от нее. Так следует упомянуть и то, что после революции на Кубе был принят специальный план им-портозамещения: для снижения зависимости от западных государств было решено начать производить по возможности все потребительские товары. Позднее от плана пришлось отказаться и ввести в действие новую политику - наращивание производства и экспорта сахара и развитие внешнеторговых связей с социалистическими странами.
СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОСТА ЭКСПОРТА
Во второй половине XX века правительства ряда азиатских стран, прежде всего Южной Кореи, Малайзии, Индонезии и Таиланда, первоначально использовавшие стратегию импортозамещения, разработали альтернативную модель, известную
^ 108
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2016
как промышленное развитие под государственным управлением на основе развития экспорта. Согласно этой модели, правительства защищали несколько избранных отраслей, на которых строилось развитие всей экономики, в том числе отраслей экспортных. Эта модель стимулировала экономический рост, однако после либерализации движения капитала отток денег из страны приобрел значительные масштабы, рост остановился и в сочетании с крупными долгами все это привело к экономическому кризису в 1997 году.
Стратегия экономического развития на основе стимулирования экспортного производства и расширения экспорта исходит из реализации политики расширения национального экспорта и имеет целью ускорение процесса индустриализации в стране через стимулирование экспортеров товаров, в производстве которых страна имеет сравнительные преимущества. Эта стратегия предполагает открытие внутренних рынков для иностранной конкуренции в обмен на доступ на рынки в других странах. Политика экспортноориентированного роста предполагает открытие внутренних рынков для иностранной конкуренции в обмен на доступ на рынок в других странах. Снижение тарифных барьеров, плавающий обменный курс (девальвация национальной валюты часто используются для облегчения экспорта), государственную поддержку экспортных отраслей и привлечения прямых иностранных инвестиций являются основными инструментами реализации стратегии, используемыми в целях содействия экспорта и в конечном итоге в целях экономического развития. Признанная в ряде государств стратегия развития экспорта основывается на успехах в ее реализации в рамках планов экономического развития. Ряд развивающихся стран, в частности государств Латинской Америки, первоначально положили в основу своей стратегии экономического развития стратегию импортозамещения. Но в дальнейшем отказались от нее. Данная стратегия не увенчалась успехом в развитии индустриализации, в то же время стратегии экономического развития на основе расширения экспорта показали свою эффективность. По данным Всемирного банка, в 1965-1990 гг. ВВП стран, принявших ориентацию экономического развития на приоритетное расширение экспорта, показал ежегодный прирост в 7,6%, тогда как у всех развивающихся стран этот показатель составил 3%. 4
В стратегии развития экспорта главным источником валютных поступлений является спрос внешнего рынка. Суть стратегии стимулирования экспорта заключается в развитии производства товаров для экспорта и их продвижении на внешний рынок. Индикатором эффективности реализации стратегии развития экспорта является повышение доли экспорта в ВНП. Вторым показателем является повышение не только национального дохода, но и величины темпов прироста раз-
4 Export Promotion Strategy Vs. Import Substitution Strategy. Retrieved 11, 2009, from https://www.essay-sforstudent.com
2 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
109 Q
вития экспорта. Третий показатель - увеличение темпов прироста стоимости промышленных товаров в экспорте. Таким образом, мы можем выявить два направления обеспечения роста национальной промышленности - это прямой эффект, являющийся результатом динамических преимуществ, в том числе более высокого использования производственных мощностей и более эффективных инвестиционных проектов, и во-вторых, имеются косвенные последствия развития экспорта: более высокий уровень либерализации экономики имеют более быстрый рост экспорта, и это в свою очередь приводит к более высоким темпам роста ВНП.
ИТОГИ
Разные страны применяют указанные выше стратегии с различной степенью активности. Было выявлено, что многие государства использовали стратегию импортозамещения вплоть до середины 60-х гг. ХХ в. Но в дальнейшем они перешли на использование стратегии экспортного развития.5
В большинстве развивающихся стран стратегия импортозамещения получила широкое признание: местная промышленность получала содействие государства. Цель государственной политики заключалась в обеспечении развития национальной промышленности для организации выпуска товаров, способных конкурировать на мировом рынке. Другими словами, большинство стран приступили к разработке и реализации планов и программ экономического развития с помощью политики импортозамещения.6
Анализ показал, что необходимыми условиями для успеха стратегии импорто-замещения являются:
1. Существование емкого внутреннего рынка. Организация производства и сбыта большей части товаров производственного назначения требует минимального размера производства для обеспечения его экономической эффективности и не может быть жизнеспособной при отсутствии высокого спроса на внутреннем рынке.
2. Организация импортозамещающего производства требует значительного количества валютных средств для финансирования на начальном этапе импорта производственного оборудования.
3. В стране должны быть введены адекватные тарифные и нетарифные меры, чтобы защитить эти молодые производства от глобальной конкуренции.
Основное преимущество стратегии импортозамещения состоит в том, что ее реализация менее рискованна, чем стратеги стимулирования экспорта. Создаваемые производственные мощности служат для удовлетворения потребностей от-
5 Yilmazkuday H.Export promotion_vs._import _substitution // http://www.academia. edu/1104964/
6 См. подробнее Edwards S. Openness, Trade Liberalization, and Growth in Developing Countries// Journal of Economic Literature.1993. N XXXI: С.1358-1393.
^ 110
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2016
ечественной экономики, и в этом случае элементы риска меньше по сравнению со стратегией развития экспорта, где успех ее реализации зависит от успеха сбыта продукции за рубежом. Еще одним преимуществом является то, что успех реализации стратегии импортозамещения выявляется легче, поскольку рост производства товаров ведет к изменению объема импорта.7
Недостатки стратегии импортозамещения:
1. Отрасли, работающие в условиях высокой защиты станут неэффективными и могут повлечь высокие расходы для экономики.
2. Стратегия может работать только в течение ограниченного времени. После того как национальный внутренний рынок достигает определенно степени насыщения, стратегия «перестает работать».
Стратегия импортозамещения, следовательно, может работать в основном в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе экономика будет получать больше выгоды за счет интеграции в мировую экономику, специализируясь на основе развития и углубления динамичных сравнительных преимуществ. Однако, тем не менее, нет основания предполагать, что две стратегии являются взаимоисключающими. Многие страны в течение ряда лет следовали стратегии импортозамещения, а затем стали развивать стратегию продвижения экспорта. В самом деле, большая часть промышленного экспорта из Индии в настоящее время основывается на отраслях промышленности, которые были созданы ранее как импортозамещающие. Одновременное стремление к реализации обеих стратегий также возможно. Страна может попытаться стимулировать экспорт продукции определенных отраслей, в которых она имеет сравнительные преимущества, в то время как может осуществляться импортозамещение в тех секторах, которые определены как имеющие решающее значение для экономики в долгосрочной перспективе.
Преимущества экономического развития на основе роста экспорта. Следует отметить, что в наибольшей степени преимущества внешней торговли были определены много столетий назад А. Смитом:
1. Для достижения высокого уровня конкурентоспособности на мировом рынке экспортеры должны добиваться конкурентного уровня цен и высокого качества продукции.
2. Экспортирующие фирмы могут игнорировать ограниченную емкость внутреннего рынка. Компании могут планировать производство на основе спроса мирового рынка и, таким образом, пользоваться преимуществами достижения экономии на максимальных объемах производства.
7 Sree Rama Rao .Import Substitution or Export led Strategy // http://www.citeman.com/2317-import-substitution-or-export-led-strategy.html
2 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
111 Q
3. Необходимо постоянное повышение уровня технологии производства, потому что при его отсутствии компании не будут в состоянии конкурировать на мировых рынках.
4. Страна, добившаяся успехов в экспорте, будет легче решать проблемы платежного баланса, и поэтому будет иметь больше свободы в проведении запланированного процесса экономического развития.
Однако эта стратегия может иметь и нежелательные последствия, в частности:
1. Если страна вынуждена импортировать в больших количествах комплектующие материалы для производства экспортной продукции, чистый доход экспортера может быть невысоким.
2. Поскольку крупномасштабные производства создаются для удовлетворения спроса внешних рынков, то любые колебания на этих рынках могут непосредственно дестабилизировать внутреннюю экономику страны-экспортера.
3. Изменения в торговой политике страны-экспортера могут закрыть иностранные рынки сбыта и тем самым будет нанесен ущерб экономике страны-экспортера.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Bruton H. Import Substitution.// Handbook of Development Economics. 1989. N II: 16011644
Bruton H. J. A Reconsideration of Import Substitution.//Journal of Economic Literature 1998. N XXXVI: 903-936
Edwards S. Openness, Trade Liberalization, and Growth in Developing Countries// Journal of Economic Literature.1993. N XXXI: 1358-1393
Infan ul Haque in collaboration with Bell M., Dahlman C., Lall S., Pavitt K. Trade, Technology, and International Competitiveness. Economic Development Institute of the World Bank. W., D.C. 1995. - 232 р.
Sree Rama Rao Import Substitution or Export led Strategy // http://www.citeman.com/2317-import-substitution-or-export-led-strategy.html
Yilmazkuday H. Export promotion_vs._import _substitution // http://www.academia. edu/1104964
^ 112
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2016