Уточнение понятийного аппарата инновационного управления качеством изолированных энергосистем позволяет систематизировать теоретическую основу их развития и сформулировать императивы многосубъектного подхода к инновационному управлению качеством, основанного на максимально полном учете требований всего круга заинтересованных лиц.
Литература:
1. Ливинский, А. П. Проблемы автономного энергоснабжения потребителей Крайнего Севера и пути их решения / А. П. Ливинский, И. Я. Редько, Б. Б. Кобец // Сборник докладов международной научно-практической конференции Малая энергетика-2002», Москва, 2002 . 72-79.
2. www. kremlin. ru.
3. http://www. rao-ees. ru/ru/reforming/lib/show. cgi?abcd. htm.
4. Морозов, В. В. Эффективная топливная стратегия - основа конкурентоспособной оптовой генерирующей компании на электроэнергетическом рынке / В. В. Морозов, Е. Р. Говсиевич. - М. : МЦКП, 2004. - С. 67.
5. Ильин, А. А. Роль малой энергетики в обеспечении энерге-
тической безопасности России / А. А. Ильин // Сборник докладов международной научно-практической конференции «Малая энергетика-2002», Москва, 2002. - С. 56-63.
6. ГОСТ Р ИСО 9000-2008.
7. Пейсахович, В. Я. Перспективы и проблемы развития рынка малой энергетики / В. Я. Пейсахович // Малая энергетика. - 2006. -№ 1-2. - С. 18-23.
8. Иванов, В. Б. Концепция закона «О малой энергетике». Проблемный аспект / В. Б. Иванов // Малая энергетика. - 2006. - № 1-2.
- С. 14-18.
9. Кузовкин, А. И. Реформирование электроэнергетики и энергетическая безопасность / А. И. Кузовкин. - М. : Институт микроэкономики, 2006. - С. 89-93.
10. Энергетическая безопасность. Термины и определения / Отв. редактор чл. -корр. РАН Н. И. Воропай. - М. : ИАЦ Энергия, 2005.
- С. 19.
11. Егоров, Е. Г. Север России: экономика, политика, наука. / Е. Г. Егоров; отв. Ред. д. э. н. , проф. А. К. Акимов; Акад. Наук Респ. Саха (Якутия), Ин-т регион. экономики. - Якутск: Сахаполиграфиз-дат, 2006. - С. 430.
СТРАТЕГИИ И ПРИНЦИПЫ ВНЕДРЕНИЯ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Пахомов И.В., соискатель Московского государственного индустриального университета
Венчурное инвестирование в западных экономических системах является одним из немногочисленных доступных инструментов привлечения средств как малыми и средними предприятиями, которые не располагают возможностью получить кредит, так и крупными развитыми корпорациями в рамках реализации отдельных инновационных проектов.
Ключевые слова: венчурное инвестирование, венчурный капиталист, корпоративный венчурный бизнес, инновационная активность, венчурное слияние, венчурные проекты.
STRATEGIES AND PRINCIPLES FOR THE INTRODUCTION OF VENTURE INVESTMENT IN THE INDUSTRY
Pakhomov I., The applicant, Moscow State Industrial University
Venture investing in Western economies is one of the few tools available to attract funds, as small and medium enterprises that do not have the opportunity to get a loan, as well as large corporations developed in the framework of individual innovation projects.
Keywords: venture capital investment, venture capitalists, corporate venture capital business, innovation activity, venture merger, venture capital projects.
Венчурное инвестирование в западных экономических системах является одним из немногочисленных доступных инструментов привлечения средств как малыми и средними предприятиями, которые не располагают возможностью получить кредит, так и крупными развитыми корпорациями в рамках реализации отдельных инновационных проектов.
В 80-х годах прошлого века крупные компании активно стали искать экономические инструменты, которые позволили бы им активнее внедрять инновационные идеи и достигать конкурентного преимущества на отдельных рынках, таким финансовым инструментом и стал венчурный капитал.
Понятие «венчурный» происходит от английского «venture», т.е. «рискованное предприятие или начинание». Термин «рисковый» подразумевает, что во взаимоотношениях экономических агентов отсутствует определенность конечного результата их деятельности. Именно поэтому венчурное инвестирование осуществляется в определенные предприятия или их отдельные разработки без предоставления ими какого-либо залога или гарантированного возврата средств в отличии, например, от банковского кредитования.
Венчурное инвестирование имеет следующие характеристики:
- объектами инвестирования выступают фирмы, способные, по мнению венчурного капиталиста, к быстрому увеличению собственной стоимости за счет разработки и внедрения инновационной идеи;
- инвестиции являются долгосрочными, как правило, на срок до 10 лет;
- инвестор посредством управляющей компании осуществляет контроль над инвестициями через сотрудничество с командой управляющих инвестируемой компании с целью оказания поддержки и консультаций;
- доходы от вложений капитала в большей степени имеют форму прироста стоимости капитала в конце периода инвестиций.
С начала 90-х годов прошлого столетия в России корпорации стали основным и быстро развивающимся источником инвестирования для образуемых венчурных предприятий. В современной новой предпринимательской экономике реальный акционерный капитал создается компаниями, чьи корпоративные интересы совпадают, включая совпадение и хорошо разработанных венчурных стратегий. Партнерство между небольшими инновационными фирмами и крупной корпорацией жизненно необходимо обеим сторонам. Если сотрудничающие предпринимательские компании смогут объединить свои усилия в технологии и на рынках сбыта, и ускорить процесс капитализации, то они смогут достичь высочайшего уровня, заключив соглашения о развитии технологии, и сбыта с корпорациями, занимающими глобальное положение.
С точки зрения подавляющего большинства венчурных капиталистов, главным интересом участия крупных компаний в процессе развития молодых фирм, осуществляющих венчурные проекты, было не соперничество в деловых операциях, а желание быть инвесторами этих фирм, становясь ограниченными партнерами по их капиталу. К настоящему времени окончательно оценены и поняты стратегические преимущества, которые крупная компания может получить от партнерства с фирмой, реализующей венчурный проект.
Итак, корпоративный венчурный бизнес представляет собой деятельность крупной компании по приобретению доли акций новой малой фирмы или по созданию с ней совместного предприятия для получения тех преимуществ специализации, которыми обладает малая фирма. Крупная компания может обеспечить недоступное
малой фирме венчурное финансирование непосредственно или через венчурный фонд, а также поддержку в управлении, организации производства и в реализации новых товаров. Предоставление крупной компанией венчурного капитала может проводиться в целях поглощения малой фирмы или проникновения на новый рынок.
В отличие от институциональных инвесторов (инвестиционных банков, венчурных фондов, финансовых компаний), специально созданных для целей инвестирования, основным направлением деятельности корпоративного инвестора является производственная деятельность. Часто корпоративным венчурным инвестором являются дочерние компании крупных промышленных корпораций, специально создаваемые для вложения денежных средств в небольшие инновационные фирмы, которые занимаются разработками, представляющими интерес для материнской корпорации. Инвестирование венчурного капитала обычно проводится в форме прямых инвестиций.
Малый и средний бизнес является объектом пристального внимания со стороны крупного корпоративного капитала, представленного в основном финансово-промышленными группами, и их взаимодействие отражает тенденцию мировой экономики к концентрации капитала и росту эффективности производства.
В настоящее время российский инвестиционный рынок характеризуется быстрорастущей и расширяющейся конкуренцией. В этих условиях, как малую, так и среднюю по масштабам фирму должны отличать предпринимательская гибкость, маневренность и инновационная направленность деятельности. В то время как крупные компании пытаются расширить масштабы своей деятельности, малые и средние фирмы показывают высокую инновационную активность. Одновременно в прошедшее десятилетие в России образовалась целая формация независимых предпринимателей. И, несмотря на то, что многие из них обанкротились, именно предприниматели предложили подавляющее большинство новых рабочих мест в промышленности и сфере услуг.
В ситуации, когда инновационная активность компаний сопутствует успеху на рынке, у них наблюдается огромный интерес к внутреннему венчурному бизнесу. Он может состоять в существенной диверсификации деятельности компании или быть близко связанным с одним из традиционных направлений ее работы. При этом ключевыми качествами внутреннего венчурного бизнеса являются высокий уровень риска и неопределенности результатов, новизна и большое значение этого бизнеса для будущего компании.
Отделить новый венчурный бизнес от деятельности компании по расширению традиционных направлений работы не всегда просто. Но это крайне важно с точки зрения типа управления, который должен быть применен при реализации данного инновационного проекта, от чего главным образом и зависит его успех.
Подходы к формированию венчурного бизнеса отличаются от работы компании по совершенствованию своей традиционной деятельности, поскольку внутренний венчурный бизнес подразумевает принципиально иной тип управления, включающий интегрированный предпринимательский менеджмент. Он резко отличается от традиционных подходов к управлению проектами, при реализации которых все мероприятия разделяются между функциональными подразделениями компании, а новый проект проходит через бесконечный процесс внутренних согласований и доработок. Подобный подход является медленным, утомительным и очень дорогим путем коммерциализации проекта. Он противоречит природе венчурного бизнеса.
В рамках внутрикорпоративного венчурного инвестирования принято выделять 6 основных стратегий поведения компании.
Прямое (корпоративное) венчурное инвестирование (ПКВИ). Эта стратегия предполагает непосредственное инвестирование крупной компанией в капитал малой фирмы с целью финансового обеспечения осуществляемого ею венчурного проекта. ПКВИ исключает денежные вложения в независимые венчурные фонды и совместные предприятия, в которые эта компания могла бы войти вместе со своими конкурентами, заказчиками или поставщиками для объединения средств, необходимых при проведении исследований и проектных работ, или объединения усилий, приводящих к появлению синергетического эффекта.
Наиболее популярным для крупного бизнеса способом вложения денег при ПКВИ является его участие в качестве единственного спонсора. Это согласуется с «приобретательской» природой многих компаний, занимающихся КВИ, так как в случае существова-
ния единственного спонсора легко могут происходить любые будущие присоединения или поглощения. Кроме того, это обеспечивает некоторую защиту от конкурирующих компаний, которые могут претендовать на свою долю в инвестируемой фирме или на получение информации о новом перспективном товаре.
Венчурное «вскармливание» (выращивание).
Венчурное «вскармливание» - подразумевает не только инвестирование компанией венчурного капитала в фирму, но и предоставление этой растущей фирме управленческой помощи в таких областях, как маркетинг, производство и проведение исследовательских работ по венчурному проекту. Являясь более разумным подходом к диверсификации деятельности, чем простое обеспечение фирмы денежными средствами «издалека», венчурное выращивание в то же время не оказывает значительного влияния на выручку или прибыль инвестирующей компании.
Сопутствующий венчурный бизнес. В результате исследовательских разработок по созданию нового товара у компании может появиться в качестве сопутствующего (побочного) продукта новая идея или технология, которая или не соответствует ее основным интересам, или предполагает значительный риск, или может быть лучше развита на независимой базе вне компании. В этом случае исходная компания будет пытаться выделить этот новый бизнес в отдельную фирму для того, чтобы расширить свою рыночную и производственную деятельность в новой области.
Для компании сопутствующий венчурный бизнес может быть также хорошим способом реализации собственной предпринимательской энергии или сопутствующей технологии, но из-за ограниченного вовлечения в этот бизнес она получает в итоге и небольшой доход.
Совместные предприятия. Для крупной компании создание совместного предприятия с другой компанией или фирмой представляет существенный отход от собственного бизнеса, поэтому неудивительно, что многие компании стараются избежать этого процесса. Вместе с тем, число совместных предприятий, особенно с зарубежным партнером, в течение последних двух десятилетий растет, что является характерным признаком изменения отношения компаний к этому типу венчурных стратегий.
Создание совместных предприятий с участием иностранного партнера не ограничивается только развивающимися странами. Компании развитых стран также достаточно вовлечены в эту работу из-за необходимости частично разделить затраты и риски в проектах, которые постоянно становятся крупнее, рискованнее и дороже.
Первоначально создание совместного предприятия рассматривалось как объединение усилий крупной компании и малой фирмы, в результате, которого первая обычно предоставляла капитал, разветвленные маркетинговые каналы сбыта и обслуживания, а вторая - предпринимательскую энергию, гибкость и
новейшую технологию. Теперь совместные предприятия рассматриваются в качестве привлекательного стратегического направления, например, в телекоммуникационной индустрии, где затраты на научно-исследовательские работы и опытные разработки обычно очень высоки, в то время как сам создаваемый товар имеет короткий жизненный цикл.
Другие компании рассматривают создание совместного предприятия как возможность получения конкурентных преимуществ посредством реализации его потенциальных синергетических качеств, которые появляются на основе взаимного дополнения интеллектуальных и денежных ресурсов образующих компаний.
Венчурное слияние. Эта стратегия представляет собой специальное объединение всех предыдущих технологически ориентированных венчурных подходов в критическую совокупность маркетинговых и технологических усилий. В свою очередь эти усилия позволяют крупной компании преобразовать саму себя, например, из огромной однономенклатурной узкоспециализированной нефтяной компании в компанию, расширяющую свою деятельность в направлении компьютерных и коммуникационных технологий, композиционных материалов, альтернативных источников энергии.
Внутренние венчурные проекты. Это последняя разновидность венчурных стратегий, которая заключается в том, что компания создает отдельное подразделение или их группу с целью вхождения в другие рынки или создания принципиально новых товаров.
Главные признаки, которые отличают внутренние венчурные проекты от многих других стратегий, нацеленных на развивающийся новый бизнес, состоят в том, что предпринимательская среда
развивается внутри существующей крупной компании и ответственность за весь инновационный процесс принадлежит одному венчурному менеджеру, отвечающему за разработку товара, его производство и первоначальный маркетинг.
Все перечисленные выше стратегии корпоративного венчурного инвестирования устанавливают взаимовыгодные отношения сотрудничества между крупной компанией и молодой инициативной фирмой (или подразделением компании, реализующим венчурный проект).
Однако нельзя не отметить, что при сравнении данных стратегий можно обнаружить разрыв между стратегией «венчурного вскармливания» и стратегией «создания сопутствующего венчурного бизнеса», который выражается, во-первых, в том, что не учитывается возможность выделения смежного или непрофильного бизнеса из материнской компании, и, во-вторых, отсутствует ярко выраженная возможность комбинирования этих двух стратегий одновременно.
Само понятие «спинаут» пока является новым не только для России, и стран Европы, но даже для США, но, исходя из первых результатов внедрения данной модели на Западе, можно предположить, что развитие и применение данной схемы финансирования станет одной из эффективных стратегий ведения инновационной политики крупными корпорациями.
В рамках такой стратегии ведения инновационной политики, по большей части такой бизнес образуется путем «отпочковыва-ния» (spin-out) от головной фирмы для самостоятельной разработки какого-либо научно-технического начинания. Очень часто это происходит в тех случаях, когда внутри крупной фирмы проявляются идея или продукт, которые не имеют прямого отношения к ее основной деятельности и не могут быть эффективно использованы. Компания-учредитель держит в своих руках контрольный пакет нового предприятия и в случае успешного хода дел может снова включить его в свою структуру или выгодно продать.
Отпочковавшиеся компании («спинауты») отличаются от отдельно созданной компании, так как остаются тесно связанными с создавшей их компанией. В большинстве случаев их связи носят как финансовый, так и оперативный характер. Финансовые связи могут осуществляться через взаимное владение акциями и через финансовый контроль со стороны материнской компании. Оперативные связи могут включать в себя совместные профессиональные и административные услуги, а также маркетинговую и управленческую поддержку.
Новые венчурные предприятия, основанные как независимые компании, могут наиболее быстро реализовать свой потенциал. В этом случае предпринимателям нет необходимости спорить с вы-
шестоящим руководством или мириться с вмешательством в свою деятельность.
Кроме того, компания, используя свою развитую структуру, помогает «спинаутам» в следующих направлениях:
- юридическое консультирование;
- бухгалтерский учет;
- управление кадрами;
- другие профессиональные и административные услуги.
Крупные компании могут использовать стратегию «спинаута»,
имея в виду достижение следующих целей:
- технологические изменения, необходимые для совершенствования производства этой компании, а также для проведения исследовательских и проектных работ;
- возможность компании значительно увеличить объем технологических инноваций (при выделении только необходимых финансовых и управленческих средств сразу для нескольких проектов без большого риска в случае их неудачи);
- преимущества в предпринимательской культуре, которая имеется в малых инвестируемых фирмах, осуществляющих венчурные проекты;
- возможность диверсифицировать свою деятельность.
Итак, предлагаемые принципы внедрения венчурного капитала позволят крупным компаниям создавать комплексную политику в области расширения бизнеса и внедрения инновационных идей. Данные принципы позволят компаниям наиболее рационально выстроить стратегию по работе с инновациями, которая будет синтезировать в себе как стадию поиска подходящих идей внутри компании, так и на внешних рынках. Кроме того, эти принципы окажутся полезными на стадии поиска и привлечения ресурсов как финансовых, так и нефинансовых (управленческих, маркетинговых, юридических, административных и пр.).
Литература:
Агеев А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах. М.:Волтерс Клувер, 2010.
Бархатов В.И. Слияния и поглощения корпораций в глобальной экономике. Челябинск, изд-во Челябинского гос. ун-та, 2009.
Кальницкая И.В. Управление организацией. М., 2009.
Клименкова Н.К. (ред.). Корпоративные финансы. М.: Финака-демия, 2009.
Ружанская Л.С. Развитие внутренних механизмов корпоративного управления в российских компаниях. М., 2008.
Хедоури Ф. Основы менеджмента ведущих корпораций. М., 2008.