Социологиям еоциал^ная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевтог®. Серия Социалным науки, 200, № 3 (9), с. 43-49
УДК 316.3/4.(075.8)
СТРАТЕГИИ ДОБРАЧНЫХ ПРАКТИК СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
© 2010 г. Т.С. Чистякова, А.В. Курамшев
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского Kuramschew @ rambler.ru
Поступила вреИакцию 21.06.2010
Представлена типология стратегий добрачных практик современной российской молодежи. Под стратегией добрачных практик понимается такое направление добрачной деятельности с целью вступления в брак, которое обусловлено степенью свободы выбора спутника жизни, целью вступления в брак, а также объемом и содержанием информационного ресурса о потенциальном брачном партнере. Выявлена специфика содержания и количества собираемой информации о потенциальном брачном партнере в зависимости от стратегии добрачных практик.
Ключевые слнва: семья добрачные практики стратегии добрачных практик
Развитие и функции семьи как одного из базовых социальных институтов любого общества неразрывно связаны с историей и культурой самого общества, так как семья является основой производственной и хозяйственной деятельности народа. Перестройка общественного и семейного быта, новые законы о семье и браке, падение общественного авторитета церкви, изменения в составе городского населения, рост его образования и профессиональной подготовки способствовали формированию новых семейных ценностных ориентаций. Изменение характера внутрисемейных отношений, обусловленного отходом от авторитарно-патриархальных отношений к более демократичным и равноправным, повлияло на стратегии выбора брачного партнера и заключения брака, на характер сватовства.
Ранее, до XX века, была распространена принудительная стратегия добрачных практик, характеризующаяся несвободным выбором супруга в результате либо принуждения к браку со стороны «третьих лиц» или общественных норм, либо отсутствия подходящих партнеров для выбора. В настоящее время преобладает непринудительная стратегия добрачного поведения, определенная самостоятельным выбором спутника жизни на основе собираемой о нем разнообразной информации.
Под стратегией добрачных практик мы понимаем такое направление добрачной деятельности с целью вступления в брак, которое обусловлено степенью свободы выбора спутника жизни, целью вступления в брак, а также объемом и содержанием информационного ресурса о потенциальном брачном партнере. Согласно теории социального обмена Дж. Хоманса, люди
вступают в новые для себя социальные связи и союзы, в частности в брачные союзы, в ожидании того, что это вознаградится. Предполагается, что желание удовлетворить какую-либо потребность лежит в основе любой ассоциации [1]. В рамках концепции социального взаимодействия, представленной в теории социального обмена, нами разработана типология стратегий добрачных практик (рис. 1). Реализация той или иной стратегии брачного выбора и, соответственно, потребность в обладании конкретным информационным ресурсом определяется выгодой, которую молодые люди ожидают получить от предполагаемого брака.
Понятие обмена относится к добровольным социальным действиям, которые вероятностно обусловлены ответными вознаграждающими реакциями и которые прекращаются, если ожидаемые реакции не наступают. Так и в качестве объекта нашего внимания выступает непринудительная стратегия брачного выбора, которую реализуют люди, самостоятельно выбравшие себе спутника жизни и собравшие о нем интересующую их информацию.
Непринудительная стратегия по основанию выбора спутника жизни, ожидаемой выгоде от предполагаемого брачного союза и, соответственно, по содержанию информации о потенциальном брачном партнере подразделяется на два подтипа.
1. Эмоциональная стратегия, обусловленная преобладанием эмоционально-чувственной компоненты в отношениях с партнером, чувством влюбленности или любви к нему. В соответствии с целью данной стратегии, эмоциональная близость с партнером, непосредственное удовлетворение потребности в эмоциональном ком-
Рис. 1. Типология стратегий добрачных практик
форте и любви, такая социально-психологическая информация об избраннике, как истинность чувств к субъекту выбора, являются ведущим основанием для брачного выбора;
2. Рациональная стратегия, характеризующаяся целенаправленным рациональным выбором партнера с целью максимизации «эффективности брака» [2, с. 12]. Теория социального обмена далека от того, чтобы ограничиваться строго рациональным поведением, ориентированным на материальную выгоду. Ее главная цель - учесть весь вознаграждаемый опыт, включая и желание реализовать гуманитарные идеалы либо духовные ценности, равно как и поиск личных преимуществ и положительных эмоций. Рациональная стратегия по цели выбора спутника жизни подразделяется на два подтипа: стратегию «брак как средство» и стратегию «брак как цель». Стратегия «брак как средство» направлена на достижение субъектом выбора посредством вступления в брак личных целей, опосредованно относящихся к предполагаемого браку. Стратегия «брак как цель» предполагает брак как самоцель. Ценность характеристик будущих молодоженов, включенных в информационный обмен, непосредственно зависит от основания брачного выбора и определяет решение о вступлении в брак.
Различные основания и цели выбора брачного партнера обусловливают вероятность возникновения девяти комбинаций стратегий, реализация которых, возможно, влияет на устойчивость брака (см. рис. 2).
В январе-феврале 2008 г. в г. Нижнем Новгороде и г. Богородске Нижегородской области было проведено социологическое исследование «За брак без брака!». По квотной выборке было опрошено 275 мужчин и женщин в возрасте от
18 до 35 лет с опытом семейной жизни. Одной из задач нашего исследования «За брак без брака!» явилось описание значимости и содержания информации, используемой молодежью в реализации стратегий выбора партнера по браку. Результаты опроса показали, что данная информация отличается от той, которую респонденты обязательно попытались бы узнать о будущих супругах, уже имея опыт семейной жизни. Это свидетельствует о важности знания широкого спектра особенностей предполагаемого супруга при принятии решения о вступлении в брак.
Самостоятельный выбор спутника жизни, основанный на взаимной склонности жениха и невесты, обусловливает ценность такой информации, как знание о наличии чувства любви у избранника к субъекту выбора. То, что именно любовь является приоритетным мотивом при вступлении в брак, подтвердили и результаты исследования «Жизнь семейная - 2007», проведенного в 2007 году в г. Нижнем Новгороде [3]. Так, на вопрос: «Чтобы семейная жизнь была счастливой, выходить замуж/жениться надо...», - ответили «только по любви» 32% опрошенных, «преимущественно по любви» - 57%, «только по расчету» - 4%, «преимущественно по расчету» - 3% (вариант ответа «и по любви, и по расчету» не предлагался). Данные опроса согласуются с результатами нашего исследования, по итогам которого выяснилось, что респондентов, реализовавших либо эмоциональную, либо рациональную стратегию добрачного поведения, в первую очередь, интересовало то, любит ли их потенциальный партнер.
Социально-психологическая функция семьи, связанная с удовлетворением потребностей в эмоциональном комфорте и психологической
Комбинации стратегий добрачных практик
Эмоциональная стратегия
(мужчина) - Эмоциональная стратегия (женщина)
Эмоциональная стратегия (мужчина) - «Стратегия брак как средство» (женщина)
Эмоциональная стратегия
(мужчина) - «Стратегия брак цель» (женщина)
«Стратегия брак как средство» (мужчина) -«Стратегия брак как средство» (женщина)
«Стратегия брак как средство» (мужчина) -«Эмоциональная стратегия»
(женщина)
«Стратегия брак как средство» (мужчина) -«Стратегия брак как цель»
(женщина)
«Стратегия брак как цель» (мужчина) - «Стратегия брак как цель» (женщина)
«Стратегия брак как цель» (мужчина) - «Эмоциональная стратегия» (женщина)
«Стратегия брак как цель» (мужчина) - «Стратегия брак как средство» (женщина)
Рис. 2. Комбинации стратегий добрачных практик молодых людей
поддержке, чувстве безопасности, эмоциональном тепле и любви, является в настоящее время важной функцией. В связи с этим устойчивость брака определяется, в частности, степенью эмоциональной близости брачных партнеров и степень удовлетворения сексуальных потребностей. Все респонденты независимо от стратегии выбора партнера по браку были одинаково заинтересованы в информации о том, любит ли потенциальный супруг(-а) (49%), а также сексуальной стороне отношений с ним(-ней) (35%).
Чем же ещё интересовались опрошенные, реализовавшие те или иные брачные стратегии?
Респондентов, сделавших выбор на основе эмоций и чувств к избраннику, отличает низкая информационная потребность в добрачный период по сравнению с теми, кто реализовал рациональную стратегию брачного выбора. В то время как в гипотетической ситуации повторного выбора партнера у приверженцев эмоционального подхода к вступлению в брак необходимо отметить возрастание ценности отдельных характеристик в 1.5-2 раза. Если в период добрачного ухаживания эти опрошенные большое внимание уделяли характеру взаимоотношений с избранником (49%), интересовались его прошлыми связями (38%), сексуальной стороной отношений с ним (35%), то при возможности повторить выбор того же партнера, они в первую очередь уточнили бы его намерения и цели в жизни (44%), согласовали бы ценности и установки друг друга (44%), отношение к детям (42%), а затем и про чувства вспомнили (42%).
Кроме того, в первую очередь они разузнали бы о хозяйственно-бытовых навыках избранника (40%), наличии у него отдельного жилья (30%), оценили бы его материальное положение (28%), поинтересовались бы состоянием его здоровья (28%).
Что касается представителей рациональной стратегии, то для них ценность информации в ситуации повторного выбора брачного партнера практически не повысилась по сравнению с добрачным периодом. Это обстоятельство свидетельствует о том, что данные респонденты в период добрачного ухаживания старались быть осведомленными о различных сторонах личности и жизни потенциального партнера, в связи с чем не испытали потребности в дополнительном информационном обеспечении при проективной возможности снова обратить внимание на характеристики супруга.
Еще до вступления в брак респонденты, рационально выбравшие партнера, в первую очередь после осведомленности о чувствах избранника (49%) интересовались его хозяйственно-бытовыми умениями и навыками (47% по сравнению с 23% опрошенных, реализовавших эмоциональную стратегию), наличием вредных привычек (46%/42%, соответственно), целями в жизни (45%/26%), желанием иметь детей (38%/26%), уровнем образования, профессией (34%/19%), состоянием здоровья (31 %/12%).
Таким образом, опрошенных, эмоционально принявших решение о вступлении в брак, в ги-
Таблица 1
Степень информированности опрошенных в реализации стратегий брачного выбора, %
Степень информированности Стратегии брачного выбора
о партнере до брака... Эмоциональная Рациональная Всего
Мужчины
Очень плохо, плохо 30 4 11
Удовлетворительно 39 18 23
Хорошо 23 60 54
Отлично 8 15 12
Женщины
Очень плохо, плохо 37 10 19
Удовлетворительно 33 17 23
Хорошо 23 59 46
Отлично 7 14 10
Таблица 2
Воспоминания о добрачном периоде: «Рациональность» выбора брачного партнера
накануне брака», %
Стратегии добрачного поведения Семейное положение респондентов
Зарегистри- рованный брак Повторный брак Сожительство В разводе
Мужчины
Эмоциональная 11 7 5 29
«Брак как средство» 56 80 53 42
Женщины
Эмоциональная 9 8 38 45
«Брак как средство» 42 58 37 17
потетической ситуации повторного выбора супруга отличает высокая информационная потребность, которая изначально, до вступления в брак, была свойственна респондентам, реализовавшим рациональную стратегию брачного выбора.
Стратегии добрачного поведения обусловлены содержанием и количеством собираемой информации о потенциальном брачном партнере. Опрошенные, реализовавшие рациональную стратегию выбора спутника жизни, более чем в два раза чаще отмечали «хорошую» информированность о его особенностях по сравнению с респондентами, поддавшимися чувствам и эмоциям при принятии решения о вступлении в брак (табл. 1).
Всего 4% мужчин и 10% женщин, сделавших выбор партнера в рамках рациональной стратегии, «плохо» знали своего будущего супруга. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что, возможно, потенциальный партнер умело скрывал свои недостатки и демонстрировал свои достоинства в период добрачного ухаживания, и только в процессе семейной жизни у него проявились подлинные качества. Однако в отличие от представителей эмоциональной стратегии, опрошенные, рационально подо-
шедшие к выбору спутника жизни, в два раза чаще отмечали ответ «отлично».
Решение о вступлении в супружеский союз с конкретным человеком обычно принимается на пике эмоциональных отношений, воспринимаемых как любовь. Индикатором приоритета рациональности в выборе брачного партнера в нашем исследовании являлась фраза «любили, но не теряли головы», а эмоций - «ничего не соображали от любви». По данным нашего исследования, 46.8% опрошенных руководствовались разумом при выборе спутника жизни, причем 59% из них составили представители сильного пола, 36.6% - женщины, а 16,6% респондентов сделали брачный выбор на основе эмоций.
Данные исследования показали, что рациональный выбор имел место чаще при заключении повторных браков. Видимо, негативный опыт семейной жизни способствовал более тщательному повторному брачному выбору. Примечательно и то, что на вопрос о рациональности выбора спутника жизни разведенные (причем больше женщины) чаще отмечали, что тогда «ничего не соображали». Таким образом, эмоциональная стратегия добрачного поведения была реализована в несколько раз чаще разве-
Таблица 3
Удовлетворенность супружескими отношениями мужчин и женщин, реализующих различные стратегии добрачного выбора, %
Степень удовлетворенности Стратегии
семейной жизнью Эмоциональная Рациональная
Мужчины
Нет 8 3
Так себе 33 32
Удовлетворены 59 65
Женщины
Нет 54 16
Так себе 23 33
Удовлетворены 23 51
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «Последний брак/сожительство - это был Ваш свободный выбор?», %
Свобода выбора брачного партнера молодыми людьми Семейное положение
Зарегистри- рованный брак Повторный брак Сожи- тельство В разводе
Мужчины
Да, это был желанный брак 86 80 58 43
В основном свободный (с некоторыми колебаниями) 6 7 37 29
Нет, не свободный выбор, было определенное давление, принуждение 4 7 5 14
Просто не было лучших вариантов 4 6 - 14
Женщины
Да, это был желанный брак 81 42 50 55
В основном свободный (с некоторыми колебаниями) 14 25 31 21
Нет, не свободный, было определенное давление, принуждение 4 8 13 17
Просто не было лучших вариантов 1 25 6 14
денными и женщинами, находящимися в сожительстве (табл. 2).
«Не теряли головы», когда делали предложение, большинство мужчин, в то время как женщины в два раза чаще описывали свое состояние как эйфорию словами «ничего не соображала» (20.7% по сравнению с 10.7% мужчин). Данные исследования свидетельствуют о том, что чаще представительницы слабого пола более эмоциональны в выборе брачного партнера, в результате чего они не замечают или не хотят замечать слабые стороны потенциального спутника жизни.
Как показали результаты исследования «За брак без брака!», от реализации той или иной стратегии выбора партнера по браку зависит удовлетворенность семейной жизнью. Эмоциональная стратегия принесла удовлетворение браком только 23% женщин и чуть более чем половине опрошенных мужчин, в то время как рациональная стратегия - 51% представительниц прекрасного пола и 65% мужчин. Соответственно, несчастливых в браке в результате эмоционального выбора спутника жизни больше, чем в результате рационального (табл. 3).
Таким образом, мы пришли к выводу, что рациональный выбор будущего супруга, в котором разум преобладает над чувствами, оказывает непосредственное влияние на устойчивость института брака.
В ходе нашего исследования «За брак без брака!» предстояло выяснить, какие стратегии добрачных практик распространены в современном обществе. Большинство опрошенных (73.2%) вступили в брак по собственному желанию. Остальная часть - либо сомневались (15.8%), либо не имели в тот момент «лучших вариантов» (4.5%), либо испытывали определенное давление и принуждение к браку (4.9%), либо сделали выбор не самостоятельно (0.8%), другое - 0.8%. Таким образом, среди 5.3% опрошенных имела место принудительная стратегия.
В нашей выборке мужская часть респондентов в добрачный период редко испытывала давление и принуждение к браку - 4.1%. Желанный зарегистрированный брак отмечен в 86% случаев. У тех, чей брак вскоре закончился разводом, свободный выбор партнера был сделан менее чем в половине случаев (43%). Что касается женской части, то желанный зарегистрированный брак состоялся у
81% опрошенных, в то время как респондентки, состоящие в повторном браке, сделали такой выбор в 42% случаев, сожительствующие - в 50%, разведенные - в 55%.
Ответ «не было лучших вариантов» снова давали чаще разведенные (14% мужчин и 14% женщин). Этот ответ характерен и для одной четвертой части женщин, вступивших в повторный брак, и, возможно, потерявших надежду на благополучное устройство своей личной жизни. В данной ситуации молодые люди, несмотря на знание слабых сторон потенциального супруга, все-таки решили создать семью (табл. 4).
Таким образом, добрачные практики современной молодежи характеризуются в основном самостоятельным и желанным выбором партнера по браку. Но самостоятельность молодых людей в решении столь ответственного вопроса, как вступление в брак, порой сопровождается непродуманностью, поспешностью, сомнениями в выборе партнера, давлением на принятие решения о вступлении в брак, отсутствием подходящих вариантов для выбора.
Как показали результаты нашего исследования, браки, основанные на принуждении со стороны «третьих лиц» или сделанные на основе личных сомнений, как правило, недолговечны, так как среди разведенных только у половины опрошенных брак был желанным. Чаще разведенные по сравнению с респондентами, имеющими отличный брачный статус, испытывали принуждение к браку, не имели подходящих вариантов для выбора. Кроме того, разведенные (22.2%) и опрошенные, состоящие в незарегистрированном браке (35.3%), чаще сомневались в партнере по сравнению с состоящими в повторном браке (14.8%) и первом зарегистрированном браке (10.8%), что свидетельствует о большей уверенности в избраннике и, соответственно, устойчивости браков последних.
Результаты исследования «Жизнь семейная -2007», проведенного в г. Нижнем Новгороде, также показали, что выбор брачного партнера не всегда делается в пользу желанного и в целом подходящего спутника жизни. «Надо активно искать любовь и только встретив ее -создавать семью», - ответили 60% респондентов. «Надо создавать семью в любом случае, а то прождешь всю жизнь», - считают 22% опрошенных, и только 18% отметили, что «надо ждать свою любовь». Хотя возрастные границы брачного возраста сегодня весьма широки, для женщин они гораздо уже, чем для мужчин, и перспектива дождаться своей (взаимной) любви становится все менее реальной. Стратегия активного поиска партнера отражает самостоя-
тельность выбора спутника жизни, а также желание выбрать подходящего супруга для брака. Опрошенные, считавшие, что создавать семью необходимо в любом случае, по нашему мнению, имеют риски неустойчивости брака в будущем, так как выбор партнера у них может сопровождаться поспешностью и непродуман-ностью.
Наблюдается тесная взаимосвязь между свободой выбора партнера и удовлетворенностью семейной жизнью. Браки, созданные под давлением или в результате навязанного выбора «второй половины», либо недолговечны, либо несчастливы. Лишь четверть мужчин и менее половины женщин (43%), считавших в момент принятия решения о браке, что их партнер не лучший вариант для супружества, удовлетворены семейной жизнью. Всего 4% представительниц прекрасного пола и 31% мужчин обрели радость семейной жизни, имея некоторые сомнения в выборе брачного партнера. Не отмечено ни одного случая удовлетворенности браком среди тех, кто сделал выбор партнера не самостоятельно, и только 13% женщин, принявших решение о вступлении в брак под давлением со стороны «третьих лиц», удовлетворены семейной жизнью. Эти данные в очередной раз подтверждают необходимость ответственного добрачного поведения, осознанного выбора спутника жизни.
Итак, современные добрачные практики характеризуются, как правило, добровольным (61%) и желанным (73.2%) выбором спутника жизни. Но, тем не менее, зафиксированы случаи несвободного выбора партнера, среди которых 22.1% приходится на мужчин и 30.8% - на женщин. Таким образом, несмотря на свободу выбора брачного партнера, прописанную в действующем в настоящее время Семейном кодексе, фактически есть несвободные (подневольные, заключенные не по обоюдному желанию) браки, которые в некоторых случаях явились альтернативой отсутствию подходящих для семейной жизни вариантов.
Список литературы
1. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 82-91.
2. Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // THESIS. 1994. Вып. 6. № 6. С. 12-36.
3. Саралиева З.Х. Нижегородская семья - 2007 // Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008. С. 87-98.
BEFORE-MARRIAGE STRATEGY PRACTICE OF MODERN RUSSIAN YOUTH T.S. Chistyakova, A.V. Kuramshev
In article is presented the typology «before-marriage strategy practice» of the modern Russian youth. «Beforemarriage strategy practice» is understood such direction before-marriage activity for the purpose of the introduction into marriage which is caused by degree of a freedom in choosing of the partner in life, the purpose of the introduction into marriage, and also volume and the maintenance of an information resource about the potential marriage partner. Specificity of the maintenance and quantity of the collected information on the potential marriage partner depending on before-marriage strategy practice is revealed.
Keywords: family, before-marriage practices, before-marriage strategy practice.