УДК 658.788.5
А. В. Дмитриев
СТРАТЕГИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ В ЦЕПЯХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПОСТАВОК
Цель исследования - поиск путей повышения эффективности контейнерных систем, составляющих значительную часть логистической инфраструктуры цепей поставок посредством диагностического анализа логистических затрат, которые должны быть приемлемыми при установленном уровне логистического обслуживания. Анализируются стратегии локального и комплексного диагностирования. Первая стратегия основана на анализе отклонений фактических издержек от нормативных по одному отдельно исследуемому показателю. Определены локальные критерии эффективности контейнерных перевозок, рассмотрены отдельные случаи их использования. Различия в сравниваемых вариантах могут быть оценены по таким показателям, как фактическое сокращение порожнего пробега подвижного состава, коэффициент использования пробега, общий пробег, расход топлива. Вторая стратегия предполагает комплексное исследование динамики всех логистических показателей не только с целью выявления отклонений, но и формирования заключения и разработки рекомендаций, позволяющих выйти из создавшейся экономической ситуации. Область применения стратегии комплексного диагностирования логистических затрат в цепях контейнерных поставок определяется внутренней и внешней функциональными границами логистической системы предприятия. При этом внутренняя граница задает контур организационной структуры компании, а внешняя граница определяется, исходя из анализа множества элементов внешнего логистического окружения предприятия, в состав которого входят его логистические партнеры по цепям контейнерных поставок. Приведены комплексные показатели эффективности мероприятий в сфере контейнерных перевозок, даны определения трудоемкости, производительности труда и рентабельности перевозочного процесса. Рассмотрен вопрос о повышении эффективности транспортно-экспедиторского обслуживания, перечислены ее критерии. Обоснована необходимость оптимизации логистических затрат в цепях контейнерных перевозок.
Ключевые слова: диагностический анализ, логистические затраты, цепи поставок, контейнерные перевозки.
Введение
Идентификация факторных особенностей оценки эффективности поставок контейнеров и разработка предложений по их учету должны отвечать условиям обеспечения приемлемости логистических затрат при установленном уровне логистического обслуживания. Анализ логистических издержек в рамках цепей поставок позволяет определить направления повышения эффективности перевозок контейнерных грузов. Данный анализ может опираться как на стратегию локального диагностирования, так и на стратегию комплексного диагностирования. В первой стратегии предполагается сосредоточить внимание на логистических факторах, которые влекут за собой ослабление экономических позиций компаний, специализирующихся на контейнерных перевозках. Индикатором такой ситуации служит отклонение фактических издержек от нормативных. Достоинством данной стратегии будет являться то, что основной акцент делается на конкретных «узких местах» в деятельности предприятия. Во второй стратегии диагностического анализа логистических затрат проводится комплексное исследование динамики всех логистических показателей, выявляются отклонения, формируется диагноз и вырабатываются рекомендации, позволяющие найти выход из создавшейся экономической ситуации. Идеология комплексного анализа способствует выявлению тех состояний логистических систем доставки контейнерных грузов, которые нельзя идентифицировать в рамках автономного рассмотрения отдельных показателей, потому что их значения могут вполне соответствовать установленным нормам.
Локальные критерии эффективности контейнерных перевозок
Группу локальных критериев используют, если имеет место отличие сравниваемых вариантов доставки по одному отдельно исследуемому показателю. Например, чтобы исключить простой подвижного состава в очередях на выполнение погрузоразгрузочных работ, следует внедрять часовые графики перевозок. В этом случае длительность простоя подвижного состава
в терминалах погрузки и разгрузки и будет являться единственным оценочным показателем эффективности сравниваемых вариантов перевозки. Стоимостная оценка простоя транспорта также может быть использована в качестве локального критерия эффективности транспортных процессов в цепях контейнерных поставок.
Результаты анализа удельных затрат времени на выполнение отдельных логистических операций по доставке контейнерных грузов автомобильным транспортом представлены в таблице.
Длительность исполнения отдельных этапов цикла доставки товаров
Вид деятельности грузового транспорта Доля времени, %
Движение по маршруту 35
Холостой пробег и стоянка 21
Погрузка/выгрузка 16
Ожидание загрузки или отправки на маршрут 12
Техническое обслуживание и ремонт 6
Задержка в пути следования 6
Задержка при погрузке или разгрузке 4
Логистизация транспортно-экспедиторской деятельности в области снижения затрат на контейнерные перевозки опирается еще и на рационализацию маршрутов доставки, обеспечивающую уменьшение количества холостых пробегов. Различия в сравниваемых вариантах при этом могут быть оценены, исходя из фактического сокращения порожнего пробега подвижного состава, а также целым рядом других показателей, связанных с порожними пробегами, в частности:
— коэффициентом использования пробега;
— общим пробегом;
— расходом топлива и т. д.
Технологические параметры транспортных процессов также можно использовать в качестве локальных показателей эффективности. К ним относятся:
— средние расстояния перевозки;
— величина нулевого пробега;
— величина порожнего пробега;
— совокупная грузоподъемность подвижного состава;
— средние коэффициенты использования грузоподъемности;
— суммарное время простоя подвижного состава;
— объем потребности в подвижном составе;
— затраты на выполнение заданных объемов перевозок, выраженные в тонно-часах;
— суммарное время выполнения перевозок;
— соблюдение графика доставки;
— стоимость груза, принятого к перевозке;
— средняя техническая скорость транспортировки груза;
— сохранность груза и уровень его потерь (повреждений) в процессе перевозки и перевалки.
Логистическая стратегия комплексного диагностирования затрат в цепях контейнерных поставок
Внутренняя и внешняя функциональные границы логистической системы предприятия определяют область применения стратегии комплексного диагностирования. При этом внутренняя граница задает контур организационной структуры компании, а внешняя граница определяется исходя из анализа множества элементов внешнего логистического окружения предприятия, в состав которого входят его логистические партнеры по цепям контейнерных поставок [1].
Бесперебойность работ, образующих структуру функционального цикла логистики в цепях поставок, является существенным фактором экономической эффективности логистических систем (включая контейнерные перевозки). Совокупность данных о степени их согласованности создает объективные предпосылки для точечного анализа логистических затрат в рамках их комплексного исследования [2].
Оценку рассогласования при этом можно осуществлять на базе структурных индикаторов степени единства потоковых процессов в следующих сферах:
1) организационной;
2) технологической;
3) экономической (диверсификация предприятия);
4) информационной.
Кроме того, комплекс логистических операций и процессов в рамках анализа соответствующих им затрат целесообразно исследовать с точки зрения потенциальной возможности замещения их услугами из внешних источников, другими словами, исследовать возможности применения логистического аутсорсинга [3].
Судя по опыту практической деятельности в области транспортно-экспедиторского обслуживания контейнерных перевозок, оправданность собственных логистических затрат проявляется в следующих случаях:
— незначительное количество внешних поставщиков логистических услуг на рынке;
— необходимость специфических инвестиций или дефицитных ресурсов для выполнения логистических операций.
В случае если проводимые мероприятия в сфере контейнерных перевозок одновременно изменяют несколько характеристик транспортных процессов, применяются комплексные показатели эффективности. Например, принятие решения о замене подвижного состава изменяет такие параметры, как:
— грузоподъемность;
— время простоя под погрузкой и выгрузкой;
— удельный расход горючего;
— уровень амортизационных отчислений и т. п.
К числу показателей данной группы можно отнести:
— производительность работы транспорта (часовая, сменная или годовая);
— трудоемкость и себестоимость транспортно-складских операций по обработке контейнеров;
— доход, получаемый от выполнения услуг по доставке груза «от двери до двери», включая все этапы интермодальной цепи;
— прибыль (общая и часовая);
— рентабельность;
— приведенные затраты на единицу дальности перевозок или количества доставляемого груза;
— производительность труда основного производственного персонала логистических контейнерных систем [4].
Трудоемкостью перевозок в этом случае следует считать количество труда всех категорий работников (включая водителей, рабочих погрузоразгрузочных терминалов, ремонтных рабочих, административно-управленческого и обслуживающего персонала) на единицу выполняемой транспортной работы за указанный период, чаще всего за год. Измерить трудоемкость каждой перевозки можно в человеко-часах на 100 тонно-километров.
Производительность труда основного производственного персонала (живого труда) рассчитывается как величина, обратная трудоемкости перевозок. Например, в рамках контейнерных перевозок на автомобильном транспорте производительность такого труда примерно в 6-7 раз ниже, чем на железной дороге и в 10 раз ниже, чем на водном транспорте. Основной причиной этого является значительно меньшая грузоподъемность автотранспортных средств и меньшее среднее расстояние перевозки грузов автомобилями по сравнению с другими видами транспорта.
Рентабельность перевозок грузов связана с эффективностью организации грузовых перевозок по отношению к затратам на них. Балансовая прибыль, получаемая от выполненных заявок на перевозку грузов, является носителем абсолютной величины эффекта перевозочного процесса.
Рассматривая вопрос о повышении экономической эффективности транспортно-экспедиторского обслуживания в цепях контейнерных поставок, особое внимание следует уделять непосредственно оценке эффективности транспортных процессов, критерии которой определяются конкретными условиями перевозки и решаемых задач. В данном случае можно применять как комплексные (обобщенные), так и частные (локальные) критерии.
Наиболее общими показателями транспортной деятельности в цепях контейнерных поставок являются:
— организационно-технологическая надежность процесса доставки;
— совокупное время и расстояние доставки;
— уровень затрат на доставку по отношению к дальности перевозки и стоимости груза;
— уровень логистического сервиса, степень удовлетворенности грузовладельцев;
— высокая регулярность обслуживания, готовность в произвольный момент времени;
— величина убытков и повреждений при перевозке;
— наличие специального технологического оборудования на терминалах;
— организация труда и отдыха основного производственного персонала логистических систем контейнерных перевозок (водителей, грузчиков, судовых команд, поездных бригад и т. д.);
— общее время погрузки и разгрузки;
— общий перемещаемый вес груза;
— число ошибочно доставленных партий груза;
— число ошибок в системе обработки и управления заказами;
— технические характеристики подвижного состава (габаритные размеры, грузоподъемность, грузовместимость и т. д.);
— уровень профессиональной подготовки основного персонала;
— коэффициент использования мощности подвижного состава.
Обоснование необходимости оптимизации логистических затрат в цепях контейнерных поставок
Основными причинами, вызывающими задержки при транспортировке грузов, являются непредвиденные обстоятельства и проблемы в пунктах доставки (около 30 %) и пробки на дорогах (более 23 %). Кроме того, по оценкам экспертов, на холостой пробег приходится более 20 % общего времени работы транспорта [5].
Логистические затраты в цепях контейнерных поставок являются необходимыми, обоснованными и полезными, т. к. связаны с продолжением производственных процессов в сфере обращения.
Данные затраты могут включать:
— оплату перевозочных тарифов и других сборов транспортных предприятий;
— затраты на содержание и эксплуатацию собственного парка подвижного состава;
— стоимость выполнения погрузоразгрузочных работ и транспортно-экспедиторских операций с грузами;
— разницу между суммой, которую возмещают поставщики снабженческо-сбытовой организации (рассчитывается по средним расстояниям перевозок), и затратами, фактически оплаченными по тарифам за транспортировку.
Подобные затраты относятся к одной из наиболее весомых групп логистических затрат. Уровень прироста таких затрат зависит от следующих факторов:
— отношение размеров транспортных предприятий к емкости обслуживаемых рынков;
— методы ценообразования (транспортные затраты, учитываемые производителем, возрастают с ростом объема производства в тех случаях, когда уровень цен на всех рынках будет одинаковым или когда цена на более отдаленных рынках будет устанавливаться конкурентами, обладающими преимуществами месторасположения их производства по отношению к рынкам сбыта) [3];
— географическая структура транспортных затрат (уровень фрахтовых тарифов растет медленнее, чем дальность перевозок);
— география размещения грузоотправителей и грузополучателей;
— отношение затрат на производство к физическим объемам выпускаемой продукции.
Заключение
Таким образом, предлагаемые стратегии диагностического анализа логистических затрат на формирование и развитие цепей контейнерных поставок являются важными инструментами оптимизации транспортных процессов и индикаторами уровня их экономической эффективности. Данные стратегии, с одной стороны, позволяют с достаточно большой степенью точности оценить долю издержек на частные транспортно-экспедиторские операции с грузами в цепях контейнерных поставок, с другой стороны, предложить пути совершенствования логистических процессов доставки контейнерных грузов с экономической, организационной и технологической точек зрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бауэрсокс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж Клосс. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. 640 с.
2. Дмитриев А. В. Проблемы логистической координации деятельности субъектов рынка транс -портно-экспедиторских услуг / А. В. Дмитриев // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. 2014. № 1. С. 51-53.
3. Дмитриев А. В. Формирование логистической системы транспортно-экспедиторского обслуживания / А. В. Дмитриев // Проблемы современной экономики. 2013. № 2. С. 201-204.
4. Дмитриев А. В. Организационная парадигма логистики транспортно-экспедиторских услуг /
A. В. Дмитриев // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 2. С. 91-93.
5. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. проф.
B. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2008. 976 с.
6. Миротин Л. Б. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах / Л. Б. Миротин, В. А. Гудков, В. В. Зырянов и др. М.: Горячая линия-Телеком, 2015. 704 с.
7. Логистика и управление цепями поставок: учеб. для акад. бакалавриата / под ред. В. В. Щербакова. М.: Юрайт, 2015. 582 с.
Статья поступила в редакцию 21.04.2015
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Дмитриев Александр Викторович - Россия, 191023, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры «Логистика и торговая политика»; [email protected].
A. V. Dmitriev
STRATEGY OF DIAGNOSTIC ANALYSIS OF LOGISTICS COSTS IN THE CONTAINER SUPPLY CHAINS
Abstract. The aim of the work is to search for the ways to improve the effectiveness of the container systems, which by their nature constitute a significant part of the supply chain logistics infrastructure, by means of the diagnostic analysis of logistics costs that should be reasonable at the established level of logistics service. The strategies of local and complex diagnosis are analyzed. The first strategy is based on the analysis of deviations of the actual costs from the standard in one studied parameter. The local criteria of effectiveness of the container transportations are identified, some cases of their usage are considered. The differences in the analyzed variants can be evaluated by such parameters as actual reduction of the limit operational kilometers of the motive power, factor of using operational kilometers, total number of kilometers, fuel consumption. The second strategy involves the comprehensive study of the dynamics of logistics performance, not only to detect deviations, but also to make the diagnosis and the recommendations, allowing to come over this economic situation. The area of application of the strategy of complex diagnostics of logistics costs in the container supply chain is determined by the internal and external functional boundaries of logistics system of an enterprise. This inner boundary defines the outline of the organizational structure of the company, but the external boundary is determined on the basis of the analysis of multiple elements of the external logistic surroundings of the enterprise, which includes its logistics partners in the container supply chains. The complex parameters of effectiveness of the activities in the sphere of container transportations are presented, the definitions of labor capacity, labor productivity and efficiency of transporting process are given. The question on increase in effectiveness of transport and forwarding services is considered, their criteria are listed. The necessity of optimization of logistic costs in the container supply chains is explained.
Key words: diagnostic analysis, logistics costs, supply chain, container transportation.
REFERENCES
1. Bauersoks D. Dzh., Kloss D. Dzh. Logistika: integrirovannaia tsep'postavok [Logistics: integrated supply chain]. Moscow, ZAO «Olimp-Biznes» Publ., 2010. 640 p.
2. Dmitriev A. V. Problemy logisticheskoi koordinatsii deiatel'nosti sub"ektov rynka transport-no-ekspeditorskikh uslug [Problems of logistic coordination of the activity of the subjects of the transport and forwarding service market]. VestnikRossiiskoi akademii estestvennykh nauk, 2014, no. 1, pp. 51-53.
ISSN 2073-5537. BecTHUK ATTY. Cep.: 3KOHOMUKa. 2016. № 1
3. Dmitriev A. V. Formirovanie logisticheskoi sistemy transportno-ekspeditorskogo obsluzhivaniia [Development of logistic system of transport and forwarding services]. Problemy sovremennoi ekonomiki, 2013, no. 2, pp. 201-204.
4. Dmitriev A. V. Organizatsionnaia paradigma logistiki transportno-ekspeditorskikh uslug [Organizational paradigm of logistics of transport and forwarding services]. Zhurnalpravovykh i ekonomicheskikh issle-dovanii, 2013, no. 2, pp. 91-93.
5. Korporativnaia logistika. 300 otvetov na voprosy professionalov [Corporate logistics. 300 answers to expert questions]. Pod obshchei i nauchnoi redaktsiei professora V. I. Sergeeva. Moscow, INFRA-M Publ., 2008. 976 p.
6. Mirotin L. B., Gudkov V. A., Zyrianov V. V. i dr. Upravlenie gruzovymi potokami v transportno-logisticheskikh sistemakh [Control of cargo flows in transport logistic systems]. Moscow, Goriachaia liniia-Telekom Publ., 2010. 704 p.
7. Logistika i upravlenie tsepiami postavok [Logistics and control of supply chains]. Pod redaktsiei V. V. Shcherbakova. Moscow, Iurait Publ., 2015. 582 p.
The article submitted to the editors 21.04.2015
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Dmitriev Alexander Viktorovich - Russia, 191023, Saint-Petersburg; Saint-Petersburg University of Economics; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department "Logistics and Trade Policy"; [email protected].