162 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ РЯ Серия Философия. Социология. Право.
2010. № 14(85). Выпуск 13
УДК 343.533.6
СТРАТЕГИИ БОРЬБЫ С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ В РОССИИ
Е.А. ИСАЙЧЕВА В данной статье предлагаются способы борьбы с недобросове-
стной конкуренцией и рассматриваются основные этапы развития Самарский государственншй конкурентного законодательства. Отмечаются проблемы, которые экономический университет возникают при попытке систематизации конкурентного законодательства.
e-mail:
[email protected] Ключевые слова: борьба, недобросовестная конкуренция, не-
надлежащая реклама, конкуренция, стратегии, конкурент, конку_______________________________рентоспособность._____________________________________________
Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю. Степень защищённости сферы конкурентных отношений зависит от уровня развития национальной экономики.
«Устанавливая правила, обеспечивающие благоприятные условия для развития конкурентной среды, государство одновременно стремится свести к минимуму отрицательные последствия проявления недобросовестных конкурентных действий, вводя для этих целей в действующее законодательство признаки недобросовестной конкуренции и очерчивая круг запрещенных при занятии предпринимательством действий, подлежащих пресечению»1, - считает О.А. Городов.
В настоящее время законодательным актом, регулирующим конкурентные отношения, является Федеральный закон от 26.07.2006 "О защите конкуренции»2 № 135 -ФЗ, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Однако как показывает практика, указанного закона недостаточно для того чтобы урегулировать сферу конкурентных отношений. Чтобы выработать необходимую стратегию борьбы с недобросовестной конкуренцией, необходимо проследить, каким образом в России складывалось антимонопольное законодательство, и учесть опыт в дальнейшем.
Историю развития законодательства о конкуренции можно разбить на несколько этапов: первым этапом развития, несомненно, можно назвать Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»3 (1991 год). В июле 1991 года был создан Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, позже - Государственный антимонопольный комитет, в 2003 году - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (ФАС России). Изучение опыта расследования дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства показывает, что Закон о конкуренции 1991 года не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993 году стала очевидной необходимость его существенного обновления и дополнения. Вторым этапом является формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку
1 Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика // Статут. - 2008.
2 Федеральный закон "О защите конкуренции»: офиц. текст. - Собрание Законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
3 Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: офиц. текст. - Бюллетень нормативных актов, № 2-3,1992.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13
конкуренции. При этом понятие «поддержка конкуренции» трактуется в Конституции РФ в соответствии с Законом о конкуренции 1991 года. Таким образом, закреплены правовые начала в регулировании конкуренции, заложен правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка.
Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в 1994 году в связи с принятием нового ГК РФ. Так, часть 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Четвёртый этап - создание новых направлений Закона о конкуренции 1991 года. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов доминирующих на рынке, которое в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»4, а также специальных законов (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию»).
В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы в 1995 году был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38 - ФЗ «О рекламе»5.
Пятый этап - формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).
Закон «О защите конкуренции» № 135 - ФЗ определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными соответствующими органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.
Российское законодательство содержит открытый перечень актов недобросовестной конкуренции, сформулированных в ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции». Согласно указанной статье не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации работ, услуг;
- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Защита отношений добросовестной конкуренции по своей природе имеет конституционно-правовую основу. Статья 8 действующей Конституции РФ прямо закрепляет конкуренцию как необходимый элемент конституционного строя России. Статья 34 Конституции обязывает государство обеспечить свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, провозглашает равенство всех форм собственности и их равную защиту. Эта конституционная норма нашла отражение в ст. 10 ГК РФ. При этом основное
4 Федеральный закон «О естественных монополиях»: офиц. текст. - Собрание Законодательства РФ, 21.08.1995, № 34, ст. 3426.
5 Федеральный закон «О рекламе»: офиц. текст. - Собрание Законодательства РФ 2008 г., № 45, ст. 67.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13
средство борьбы с недобросовестной конкуренцией - это обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предпринимателям, использующим недозволенные формы конкуренции, предписания о прекращении нарушений, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения недобросовестной конкуренцией убытков предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с иском об их возмещении.
Принято считать, что уголовно-правовая охрана добросовестной конкуренции наиболее эффективна, хотя, в настоящее время она не находит своего отражения в Особенной части УК РФ. В действовавшем ранее УК РСФСР была статья, посвящённая нарушению антимонопольного законодательства (ст. 175.1). Она устанавливала ответственность за «неисполнение в срок должностным лицом органа власти, управления или хозяйствующего субъекта законных предписаний Антимонопольного комитета Российской Федерации, его территориального управления, если оно совершено лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за те же действия. Поэтому до января 1997 года у хозяйствующих субъектов, неоднократно в течение года страдавших от недобросовестных конкурентов, имелась возможность обратиться за уголовно-правовой защитой. Формулировка действующей в настоящее время статьи 178 УК РФ «Монополистические действия и ограничение конкуренции» не позволяет применить её в случае совершения актов недобросовестной конкуренции, так как препятствуют различия в определении понятий «монополистическая деятельность» и «недобросовестная конкуренция». Применение уголовно-правовых норм по аналогии недопустимо. Таким образом, необходимо указать на отсутствие в действующем уголовном законе общей нормы, гарантирующей уголовно-правовыми средствами соблюдение конституционных норм о поддержке конкуренции и «запрете экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию»6.
Представляется возможным внесение изменений в уголовный закон, устанавливающий меры ответственности за все формы недобросовестной конкуренции. В отечественной литературе очень часто встречаются предложения разделить составы преступлений, нарушающих права авторов и преступлений, предполагающих использование объектов интеллектуальной собственности. Наиболее логичным представляется использование юридической техники, применённой законодателем при формулировании ст. 178 УК РФ. Многие авторы (например, Ю.Г. Следь) предлагают объединить в одной статье все основные формы недобросовестной конкуренции, включая незаконное использование объектов интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности для повышения системности Особенной части УК РФ. Включение данных норм считается возможным в гл.22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Проблему защиты от недобросовестной конкуренции нельзя решить исключительно уголовно-правовыми средствами. Степень реальной защищённости личности в экономических отношениях зависит от уровня развития национальной экономики, наличия традиций цивилизованного рынка, а также уровня развития правовой культуры, как производителей, так и самих потребителей. Но при этом наличие в обществе надёжных правовых гарантий (в том числе уголовно-правового характера) в сфере экономических отношений служит обязательным условием для формирования современной экономики, основанной на добросовестной конкуренции и ориентированной в первую очередь на нужды потребителя7.
В настоящее время государственная поддержка конкурентных отношений осуществляется путём принятия Программы развития конкуренции в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р8. Приложением к указанной Программе являются Меры развития конкуренции в отдельных отраслях, представляющих большую значимость для эконо-
6 Российская Федерация. Конституция (1993)- Конституция Российской Федерации: офиц. текст. -Собрание Законодательства РФ - 2007 г., № 56, ст. 24.
7 Следь Ю.Г. Проблемы уголовно-правовой защиты от недобросовестной конкуренции // Юрист. - 2006. - №1.
8 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 691-р: офиц. текст. Собрание Законодательства РФ 10.06.2009 № 22 ст. 2736.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13
мики России, таких, как: рынок нефтепродуктов, авиатопливообеспечение, рынок газа, электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство и другие. Вместе с тем, в Программе анализируется современное состояние развития конкуренции и указываются виды барьеров, подлежащие устранению с помощью указанных мер, такие, как: административные, инфраструктурные, ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов и органов власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Указанная Программа - ещё один шаг на пути к защищённым и цивилизованным конкурентным отношениям.
1. Городов, О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика [Текст] // Статут. - 2008.
2. Федеральный закон "О защите конкуренции». [Текст] : офиц. текст. - Собрание Законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (і ч.), ст. 3434.
3. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». [Текст]: офиц. текст. - Бюллетень нормативных актов, № 2-3,1992.
4. Федеральный закон «О естественных монополиях». [Текст] : офиц. текст. - Собрание Законодательства РФ, 21.08.1995, № 34, ст. 3426.
5. Федеральный закон «О рекламе». [Текст] : офиц. текст. - Собрание Законодательства РФ 2008 г., № 45, ст. 67.
6. Российская Федерация. Конституция (1993)- Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - Собрание Законодательства РФ - 2007 г., № 56, ст. 24.
7. Следь, Ю.Г. Проблемы уголовно-правовой защиты от недобросовестной конкуренции [Текст] // Юрист. - 2006. - №1.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 691-р [Текст]: офиц. текст. Собрание Законодательства РФ 10.06.2009 № 22 ст. 2736.
Список литературы
STRATEGY OF STRIFE WITH UNFAIR COMPETITION IN RUSSIA
Samara State University ofEconomics
E.A. ISAYCHEVA
The question of unfair competition was repeatedly raised in the literature. The aim of the study is to determine the methods of strife with unfair competition.
e-mail:
Key words: strife, unfair competition, improper advertising, competition, strategy, competitor, competitiveness.