Экономическая теория и мировая экономика
УДК 339.92 DOI: 10.14529/em170401
ББК 65.7 + 65.305.01
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АЛЖИРСКОЙ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА)
В.С. Антонюк1, Н.Н. Моногаров2, А.С. Лапо1
1 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
2 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия
Статья посвящена анализу актуальных проблем стратегического взаимодействия Российской Федерации и Алжирской Народной Демократической Республики в энергетической сфере. Авторами проанализированы основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 года; обоснована целесообразность укрепления диалога по вопросам энергетической политики с зарубежными партнерами, в частности со странами Северной Африки. В статье рассмотрены показатели, характеризующие энерговооруженность стран-экспортеров углеводородов Североафриканского региона. Особое внимание уделено анализу ключевых параметров энергетического сектора Алжирской Народной Демократической Республики, в частности объемов производства и экспорта нефти и газа за период 20122016 гг. Выявлены негативные тенденции колебаний макроэкономической конъюнктуры и определена степень их влияния на топливно-энергетический комплекс Алжирской Народной Демократической Республики и национальную экономику в целом. Авторами представлены аргументы в пользу укрепления двусторонних отношений Российской Федерации и Алжира в энергетической сфере. В статье представлены важные направления, формы международного сотрудничества стран в нефтегазовом секторе; проанализированы особенности и перспективы по создания совместных стратегических проектов, программ по исследованию, добыче и разработке нефтегазовых ресурсов.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс; энергетическая сфера; энергетическая политика; стратегические интересы Российской Федерации; Североафриканский регион; Алжирская Народная Демократическая Республика.
Стратегические интересы Российской Федерации на глобальном рынке углеводородов обусловлены ее уникальным положением в мировом хозяйстве. Россия является вторым в мире производителем и потребителем, крупнейшим экспортером природного газа [1], а также занимает второе место в списке стран по добыче нефти за 2016 год [2].
В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций [3]. Следовательно, стабильное функционирование топливно-энергетического комплекса страны (далее - ТЭК) под воздействием геополитических, макроэкономических и конъюнктурных внешних факторов возможно исключительно в условиях «укрепления диалога по глобальной энергетической политике между странами» [4]. При этом в рамках такого сотрудничества национальные энер-
гетические компании ориентированы как на повышение эффективности деятельности внутри страны за счет обеспечения трансфера зарубежных технологий и привлечения инвестиций, так и на усиление своих позиций на внешних рынках не только за счет увеличения экспорта энергоносителей, но и получения прав на зарубежные сырьевые активы.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года определена роль ТЭК как одного из основных элементов системных изменений в экономике, что позволяет нефтегазовым компаниям России искать пути развития в каждом отдельном регионе мира, преследуя национальные интересы своей страны. В частности, крупные российские нефтегазодобывающие компании уделяют серьезное внимание скорейшему возобновлению создания стратегических альянсов в Североафриканском регионе, в силу чего значимость углеводородных ресурсов Африканского континента приобретает некоторые новые аспекты, несмотря на военно-политические и стратегические риски [3].
Страны Африки, суммарный разведанный запас сырой нефти которых составляет около 8,6 % от мирового (табл. 1), более привлекательны для нефтегазовых транснациональных корпораций (далее - ТНК), разрабатывающих углеводородные ресурсы морского шельфа и других экологически уязвимых территорий, так как большинство африканских государств до сих пор сохраняют более щадящие экологические нормы и требования, предъявляемые национальными правительствами к компаниям-разработчикам, что позволяет ТНК экономить средства на модернизацию и разработку современных очистительных сооружений, программ по защите окружающей среды [5].
Следует отметить, что энерговооруженность стран Северной Африки находится на достаточно высоком уровне, а показатели потребления энергоресурсов на душу населения существенно увеличиваются. Так, в таких странах, как Алжир, Египет, Тунис, Ливия, Марокко на промышленные цели расходуется почти 70 % электроэнергии, нефтегазовых ресурсов, а значит, развитие энергетического комплекса в этих странах актуально и является одним из приоритетных направлений развития [5].
Одним из драйверов экономики роста в современной Африке является Алжирская Народная Демократическая Республика. При территории площадью 2,5 млн км2 и постоянном росте населения около 1 % в год на 2016 год страна располагала самым высоким уровнем ВВП на душу населения в Северной Африке (14 950 долларов США) и четвертым по величине ВВП в Африке (168 млрд долларов США). При этом внешний долг Алжира не превышает 3,3 млрд долларов США (1,9 % от ВВП) [6]. Важно также подчеркнуть, что Алжир является одним из крупнейших игроков на мировом рынке энергоносителей: по данным ОПЕК
Алжир занимал 17 место в рейтинге стран по добыче нефти в 2016 году [7].
Результаты проведенного авторами анализа ключевых показателей энергетического сектора Алжирской Народной Демократической Республики (табл. 2) свидетельствуют об усилении ориентации экономики страны на производство энергоносителей и поставку их на внешние рынки.
При этом следует отметить высокую степень зависимости состояния экономики Алжира от положения дел в его топливно-энергетическом комплексе (на ТЭК в среднем приходится 60 % доходов в бюджет, 97 % экспорта), которое во многом определяется характером колебаний мировой экономической конъюнктуры. Начавшееся с середины 2014 г. падение цены на нефть, включая на алжирский сорт марки «8аИагаВ1еп&> с 112,7 долларов США за баррель (июнь 2014 г.) до 31,3 доллара США за баррель (январь 2016 г.), существенно сказалось на поступлениях валютных средств в бюджет. Так, дефицит государственного бюджета в 2015 году составил 16,4 %; в 2016 году его удалось скорректировать до 12,9 %, что стало возможным лишь благодаря росту цены за баррель нефти 53,7 доллара США (к концу 2016 г.), а также сокращению государственных расходов на 8,8 %. При этом базовый вариант прогноза бюджета исходит из уровня цены сырой нефти 50 долларов США в 2017-2018 годах и 60 долларов США в 2018-2019 годах [8]. Финансовые показатели алжирской экономики свидетельствуют о том, что бюджет страны рассчитан на базовый уровень сырой нефти, который, по оценкам, равен порядка около 50 долларов США в 2017-2018 годах и 60 долларов США в 2018-2019 годах.
Наличие негативных тенденций изменений экономической конъюнктуры определило и изменение структуры экспорта углеводородов в 2016
Таблица 1
Величина суммарных разведанных запасов сырой нефти по регионам и странам мира, млн баррелей
Регион/страна 2012 2013 2014 2015 2016
Северная Америка 34661,0 37652,0 40503,0 36218,0 36218,0
Латинская Америка 338356,0 341522,0 341296,0 342549,0 339645,0
Восточная Европа и Евразия, в том числе 119881,0 119874,0 119863,0 119860,0 119856,0
Российская Федерация 80000,0 80000,0 80000,0 80000,0 80000,0
Западная Европа 10800,0 11337,0 10761,0 10064,0 11353,0
Средний Восток 799132,0 802958,0 802512,0 802848,0 807730,0
Африка, в том числе 128291,0 128070,0 127254,0 127969,0 128359,0
Алжир 12200,0 12200,0 12200,0 12200,0 12200,0
Египет 4400,0 4400,0 4400,0 4400,0 4400,0
Ливия 48472,0 48363,0 48363,0 48363,0 48363,0
Нигерия 37139,0 37071,0 37448,0 37062,0 37453,0
Азия и Тихоокеанский регион 47552,0 47860,0 48197,0 48385,0 49003,0
Весь мир 1478673,0 1489272,0 1490386,0 1487893,0 1492164,0
Антонюк В.С., Моногаров Н.Н., Лапо А.С.
Стратегическое взаимодействие Российской Федерации и Алжирской Народной Демократической Республики...
Таблица 2
Показатели объема производства и экспорта углеводородов Алжирской Народной Демократической
Республики в 2012-2016 гг.
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 Темп прироста 2016/2015, в %
Объем производства сырой нефти, тыс. баррелей в день 1199,8 1202,6 1192,8 1157,1 1146,3 -0,93
Объем экспорта нефти, тыс. баррелей в день 808,6 744,0 622,9 642,2 668,3 +4,06
Объем производства 3 природного газа, млн м 86454, 0 79647,3 83295,6 83040,7 93152,0 +12,18
Объем экспорта природного газа, млн м3 54594, 0 46708,0 44190,0 43418,0 53974,0 +24,31
году по сравнению с предыдущим периодом (см. рисунок): очевидным является стремление к диверсификации направлений экспорта нефти и выход на новые рынки сбыта.
Алжир относится к числу стратегических партнеров России. По данным ФТС России торговый оборот России с Алжиром в 2016 году достиг рекордного результата за последние 10 лет - 3 974 446,4 тысяч долларов США, в том числе экспорт -3966 280,5 тысяч долларов США, а импорт - 8 165,9 тысяч долларов США. Таким образом, торговый оборот в 2016 году по сравнению с предыдущим годом увеличился в 2 раза. При этом по данным ФТС России большая часть российского экспорта в Алжир приходилась в 2016 году на военно-техническую продукцию, а также изделия автопрома, авиапрома, предприятий электроэнергетики и чёрной металлургии. Основу импорта составляют продукты питания (финики, фрукты и орехи) [9].
Однако стратегический интерес России сосредоточен именно в сфере энергетики. Это во многом обусловлено текущей государственной энергетической политикой Алжира. Так, напри-
мер, для увеличения добычи углеводородов алжирское правительство попыталось привлечь к участию международные нефтяные компании путем внесения изменений в закон об углеводородах. В соответствии с пересмотренным законом налоги начисляются на прибыль, а не на доходы; это изменение призвано сделать разведку небольших месторождений более выгодной [10]. Кроме того, Правительство Алжира поддерживает привлечение иностранных инвесторов к реализации крупных проектов в горнодобывающей промышленности. Это обусловлено тем, что одной из важнейших задач для государства является возможность добывать достаточное количество природного газа при сохранении текущего уровня экспорта и удовлетворении растущего внутреннего спроса [11, 12].
Крупнейшими российскими инвесторами в Алжире в настоящее время являются ОАО «Газпром» (в лице дочернего предприятия «Gazprom International BV» и консорциум ПАО «НК «Роснефть» - АО «Стройтрансгаз». «Gazprom International BV» реализует проект на участке Эль-Ассель в геологическом бассейне Беркин на востоке алжирской части пустыни Сахара с 2009 года с до-
Удельный вес регионов мира в суммарном объеме экспорта нефти Алжирской Народной Демократической Республики в 2014-2016 гг., %
лей в 49 %. В мае 2016 года компания в партнерстве с Алжирской государственной нефтегазовой корпорацией «Сонатрак» закончила геологоразведочные работы в рамках этого проекта. За 6 лет геологоразведочных работ выполнен значительный объем сейсморазведки 3Б и 2Б, проведена обработка и интерпретация полученной информации, построено пять поисковых и оценочных скважин. В октябре 2014 года в результате бурения поисковой скважины К8ИЫ-1 (Северный РурдСая - 1), расположенной на лицензионном участке Эль-Ассель в Алжире (блок 236Ь), открыта новая газонефтяная залежь. По итогам геологических испытаний скважины, пробуренной на глубину 4100 метров, были получены притоки легкой нефти в объеме 8,5 кубометров и газа - 7930 кубометров в час. В настоящее время, компания переходит к этапу эксплуатации, ведя переговоры в условиях падения мировых цен на энергоресурсы [13].
Консорциум ПАО «НК «Роснефть» - АО «Стройтрансгаз» выиграл тендер на разведку углеводородов в Алжире в 2001 году и заключил контракт на разведку и разработку участка Гара Тис-селит (блок 245-Юг) в провинции Иллизи на юго-востоке страны. После этапа разведки проект стал испытывать определенные трудности. Падение мировых цен на нефть совпало с началом периода разработки ранее исследованных месторождений. В связи с этим в настоящее время идет длительный и сложный переговорный процесс с Алжирской стороной о пересмотре условий существующего контракта для создания условий рентабельности данного проекта для российского консорциума в условиях актуализированных международных цен на энергоносители. Общая сумма инвестиций консорциума в проект до конца 2016 года составит 280 млн долларов США [14].
В области строительства газопроводов российско-алжирское сотрудничество представлено компанией АО «Стройтрансгаз», работающей в стране с 1999 года. В апреле 2013 года компания завершила работы по реконструкции газопровода вК-1 диаметром 40 мм общей протяженностью 145 км. В настоящее время на объекте ведется гарантийное обслуживание, общий срок которого составит 2 года. АО «Стройтрансгаз» расширяет сферы деятельности на алжирском рынке, принимая участие в различных конкурсах на строительство промышленных объектов нефтегазового и энергетического секторов. С этой целью руководством компании было принято решение о создании совместного предприятия в течение 2014 года, что позволит выйти на внутренние тендеры, проводимые для алжирских компаний [14].
Укрепление взаимодействия в нефтегазовой сфере как одного из важнейших направлений двустороннего сотрудничества стало, в частности, предметом переговоров Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева с
Премьер-министром Алжира А. Селлялем (Москва, 27 апреля 2016 г.). Было констатировано, что помимо уже имеющихся наработок (в том числе в рамках проектов, реализуемых ПАО «Газпром» совместно с алжирской государственной нефтегазовой корпорацией «Сонатрак»), весьма привлекательными выглядят потенциальные проекты в области разведки и добычи углеводородов на территории Алжира. Так, например, на сегодняшний день одним из наиболее перспективных для российской стороны проектов является проект, в рамках которого государственная компания «Сонат-рак» планирует начать добычу сланцевого газа в 2022 году и к 2025 году выйти на уровень добычи 28,3 млн кубометров в сутки [15]. На встрече с Д.А. Медведевым алжирский премьер упомянул и о возможности подключения ведущих российских компаний нефтегазовой отрасли к разработке этого проекта.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что взаимодействие с нефтегазовым сектором Алжирской Народной Демократической Республики отвечает экономическим интересам Российской Федерации, в силу чего весьма своевременным и актуальным является стремление к усилению стратегического партнерства этих двух стран.
Литература
1. Агибалов, С. Россия как глобальный поставщик энергии, роль РФ в вопросах мировой энергетической безопасности / С. Агибалов, С. Кондратьев // Устойчивое развитие России. -СПб.; Берлин, 2013 - С. 171-178.
2. BP Statistical Review of World Energy 2017 / BP P.L.C. - https://www.bp.com/content/dam/ bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf
3. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р).
4. Зеркалов, Д.В. Энергетическая безопасность: монография / Д.В. Зеркалов. - Киев: Основа, 2012. - 920 с.
5. Абрамова, И.А. Ресурсный потенциал Африки в Мировой экономике XXI века /И.А. Абрамова // Проблемы современной экономики. - 2013. -№ 3 (47).
6. Rapport Annuel 2016 Le Groupe SONATRACH. - https://www.sonatrach.dz/docs/ rapport_annuel_2016.pdf
7. OPEC Annual Statistical Bulletin 2017 / Organization of the Petroleum Exporting Countries. -http://www.opec.org/opec_web/static_files_project/me dia/downloads/publications/ASB2017_13062017.pdf
8. Boudhane, Y. Would an Oil Production Freeze Save Algeria? /Yacine Boudhane // Fikra Forum of the
Стратегическое взаимодействие Российской Федерации и Алжирской Народной Демократической Республики...
Антонюк В.С., Моногаров Н.Н., Лапо А.С.
Washington Institute for Near East Policy. -http://www.washingt0ninstitute.0rg/fikraf0rum/view/w ould-an-oil-production-freeze-save-algeria
9. Товарооборот России с Алжиром. -http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-alzhirom-v-2016-g/
10. Taib, М. The Mineral industry of Algeria / MowafaTaib // U.S. Geological Survey Minerals Yearbook 2013. - USA, Reston: USGS, 2015. - June 2015. - P. 2.2 -2.12.
11. Nield, Richard, 2010, Algeria closing out international business: MeeD, v. 54, no. 47, November 19, p. 14.
12. Nield, Richard, 2013, Oil and gas output slumps: MeeD, v. 57, no. 28, July 12, p. 30.
13. Gazprom International BV «Environmental Report». - http://www.gazprom.eom/f/posts/53/ 331565/gazprom-ecology-report-2016-en.pdf
14. Электронный ресурс «Neftegaz.ru». -http://neftegaz.ru/news/view/42210-Rosneft-Stroytransgaz-Ltd-osvaivaet-Alzhir
15. Baxter, K. Algeria sets 2022 shale target. -http://www.meed.com/sectors/oil-and-gas/ gas/algeria-sets-2022-shale-target/3196207.article.
Антонюк Валентина Сергеевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления Высшей школы экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected]
Моногаров Николай Николаевич, аспирант III курса кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения», Санкт-Петербургский государственный экономический университет (г. Санкт-Петербург), [email protected]
Лапо Анастасия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления Высшей школы экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected].
Поступила в редакцию 12 октября 2017 г.
DOI: 10.14529/em170401
STRATEGIC COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE'S DEMOCRATIC REPUBLIC OF ALGERIA IN THE SPHERE OF ENERGY ECONOMICS (BY THE EXAMPLE OF THE OIL AND GAS SECTOR)
V.S. Antonyuk1, N.N. Monogarov2, A.S. Lapo1
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
2 Saint-Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russian Federation
The article is devoted to analyzing topical issues of strategic cooperation between the Russian Federation and the People's Democratic Republic of Algeria in the field of energy economics. The authors analyze the main provisions of the Energy strategy of Russia for the period up to 2030 and substantiate the expedience of strengthening the dialogue on energy policy with foreign partners, in particular with the countries of Northern Africa. The article considers indicators characterizing power supply capacity of the countries exporting hydrocarbons from the North African region. Special attention is paid to analyzing key parameters of the energy sector of the People's Democratic Republic of Algeria, in particular the volume of oil and gas production and export in the period of 2012 - 2016 years. Negative tendencies of fluctuations in the macroe-conomic environment and the degree of their influence on Algerian fuel and energy complex and the national economy as a whole are determined. The authors provide arguments in favor of strengthening bilateral relations between the Russian Federation and Algeria in the energetic sphere. The article presents important directions and forms of international cooperation of the countries in the oil and gas sector; analyzes the features and prospects of establishing joint strategic projects, programs for research, production and development of oil and gas resources.
Keywords: fuel and energy complex; sphere of energy economics; energy policy; strategic interests of the Russian Federation; North African region; People's Democratic Republic of Algeria.
References
1. Agibalov S., Kondrat'ev S. [Russia as a Global Energy Supplier, Russia's Role in the Issues of the World Energy Security]. Ustoychivoe razvitie Rossii [Sustainable Development of Russia]. St. Petersburg, Berlin, 2013, pp. 171-178. (in Russ.)
2. BP Statistical Review of World Energy 2017. BP P.L.C. Available at: https://www.bp.com/ con-tent/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf
3. Energeticheskaya strategiya Rossii na period do 2030 goda (rasporyazhenie Pravi-tel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 13 noyabrya 2009 g. № 1715-r) [Energy strategy of Russia for the period up to 2030 (Decree No. 1715-r of the Government of the Russian Federation dated November 13, 2009)].
4. Zerkalov D.V. Energeticheskaya bezopasnost' [Energy security]. Kiev, 2012. 920 p.
5. Abramova I.A. [Africa's Resource Potential in the World Economy of the 21st Century]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of the Modern Economy], 2013, no. 3 (47). (in Russ.)
6. Rapport Annuel 2016 Le Groupe SONATRACH. Available at: https://www.sonatrach.dz/ docs/rapport_annuel_2016.pdf
7. OPEC Annual Statistical Bulletin 2017. Organization of the Petroleum Exporting Countries. Available at: http://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/ASB2017_13062017.pdf
8. Boudhane Y. Would an Oil Production Freeze Save Algeria? Fikra Forum of the Washington Institute for Near East Policy. Available at: http://www.washingtoninstitute.org/fikraforum/view/would-an-oil-production-freeze-save-algeria
9. Tovarooborot Rossii s Alzhirom. Available at: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-alzhirom-v-2016-g/
10. Taib M. The Mineral industry of Algeria. U.S. Geological Survey Minerals Yearbook 2013. USA, Reston, USGS, 2015, June 2015m pp. 2.2 -2.12.
11. Nield Richard. Algeria closing out international business. MeeD, 2010, v. 54, no. 47, November 19, p. 14.
12. Nield Richard. Oil and gas output slumps. MeeD, 2013, vol. 57, no. 28, July 12, p. 30.
13. Gazprom International BV «Environmental Report». Available at: http://www.gazprom.com /f/posts/53/331565/gazprom-ecology-report-2016-en.pdf
14. Elektronnyy resurs «Neftegaz.ru». Available at: http://neftegaz.ru/news/view/42210-Rosneft-Stroytransgaz-Ltd-osvaivaet-Alzhir
15. Baxter K. Algeria sets 2022 shale target. Available at: http://www.meed.com/sectors/oil-and-gas/ gas/algeria-sets-2022-shale-target/3196207.article.
Valentina S. Antonyuk, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head of the Economic Theory, Regional Economics, State and Municipal Management Department of the School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]
Nikolay N. Monogarov, A third-year postgraduate student of the World Economy and International Economic Relations Department, Saint-Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, [email protected]
Anastasiia S. Lapo, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Economic Theory, Regional Economics, State and Municipal Management Department of the School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]
Received 12 October 2017
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Антонюк, В.С. Стратегическое взаимодействие Российской Федерации и Алжирской Народной Демократической Республики в энергетической сфере (на примере нефтегазового сектора) / В.С. Антонюк, Н.Н. Моногаров, А.С. Лапо // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2017. - Т. 11, № 4. -С. 7-12. БО!: 10.14529/ет170401
Antonyuk V.S., Monogarov N.N., Lapo A.S. Strategic Cooperation of the Russian Federation and the People's Democratic Republic of Algeria in the Sphere of Energy Economics (by the Example of the Oil and Gas Sector). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2017, vol. 11, no. 4, pp. 712. (in Russ.). DOI: 10.14529/em170401