УДК 338.46
С.В. АСИНОВСКИЙ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ И МИССИЯ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ
Ключевые слова: стратегическое видение, миссия, функциональная содержательная направленность, процедурно-технологические элементы механизма активизации системы стратегического планирования.
На основе критического анализа раскрыто понятие стратегического видения и миссии хозяйствующего субъекта, отрасли сферы услуг, их опосредованного влияния на экономические результаты развития.
S.V. ASINOVSKIY STRATEGIC VISION AND MISSION OF THE SUBJECT OF MANAGING AND BRANCH MAKING SPHERE OF SERVICES
Key words: strategic vision, mission, a functional substantial orientation, technological elements of the mechanism of activization of system of strategic planning.
In article on the basis of the critical analysis the concept of strategic vision and mission of the managing subject, branch of sphere of services, their mediated influence on economic results of development reveals.
Генерирование и содержательное наполнение понятия «стратегическое видение» ведущими менеджерами и специалистами в области управления текущей деятельностью и перспективным развитием субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг могут считаться экспертным долгосрочным, но не сценарными прогнозом, предусматривающим различные варианты достижения социально-экономического, финансово-инвестиционного, структурно-организационного и научно-инновационного состояния социально-экономической системой.
Являясь начальной стадией процедурно-технологического формирования системы стратегического планирования, стратегическое видение выступает индивидуальным элементом этой системы, отличающимся по своему функциональному предназначению от остальных технологических элементов стратегического планирования тем, что свою содержательную наполненность выражает обоснованными представлениями ведущих менеджеров и экспертов-специ-алистов о достижении экономического, социального и финансового состояния субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг, соответствующего поставленной долгосрочной стратегической цели исходя из действия экстраполяционных тенденций, социально-экономического развития, скорректированных на возрастание разнообразия изменений состояний макро-, микросред, увеличение степени противодействия комплексными мерами влиянию их негативных факторов.
Стратегическое видение, генерируемое ведущими менеджерами предприятий и отраслей сферы услуг, для долгосрочного периода времени должно отражать не пожелания и надежды на успешное социально-экономическое развитие, как это делают некоторые ведущие менеджеры корпораций, а прогноз становления состояния своей социально-экономической системы на определенный период долгосрочного развития с наибольшим уровнем его вероятности, подтверждаемый не только инерционностью ретроспективных изменений, переносимых в будущее, но и ресурсообеспеченной готовностью предпринимать комплексные меры для обеспечения такого стратегического видения, к которому необходимо стремиться всему персоналу.
Стратегическое видение долгосрочного развития социально-экономической системы сферы услуг должно включать общее социально-экономическое состоя-
ние субъекта хозяйствования, отрасли сферы услуг в долгосрочном периоде времени, характеризуемое размерами оказания услуг, рационализированной организационной структурой, финансово-инвестиционным влиянием на обновление основного капитала и внедрение технологических новшеств в процесс оказания услуг потребителям, возросшим уровнем доходности персонала и социального потребления.
В этой связи следует отметить, что стратегическое видение и предназначение (миссия) как элементы опосредованного влияния на экономический результат и эффективность развития локальной или отраслевой социально-экономической системы сферы услуг рядом авторов в экономической литературе практически идентифицируются и при употреблении этих понятий в разрабатываемых теоретических положениях стратегии развития социально-экономической системы стратегическому видению в системе стратегического планирования предпочитают понятие «предназначение организационно-правовой структуры». При этом логико-вербальное содержание стратегического видения наполняется элементами предназначения организационно-правовой структуры.
Так, стратегическое видение авиационной корпорации включает, например, содержательные элементы ее миссии: оставаться новаторской, агрессивной, успешным хозяйствующим субъектом - конкурентом, заниматься авиаперевозками и сопутствующими им услугами, обеспечивать пассажиров лучшим сервисом, предоставлять им дополнительные выгоды, обеспечивать акционеров высокой финансовой отдачей [1].
Смешение или замена понятий стратегическое видение и предназначение (миссия) для локальной (индивидуальной) или корпоративной организационноправовой структуры, на наш взгляд, не содействует высокому уровню информационного усвоения и представления персоналом об экономическом и финансовом состоянии их субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг и, соответственно, повышению активности работников, их стремлению к расширению конкурентных преимуществ, росту производительности труда.
У ряда авторов в экономической литературе отсутствуют должные обоснования того, что объективность формулирования стратегического видения для хозяйствующего субъекта может обеспечить его доходчивость и вдохновенность формулирования для персонала, понимание менеджерами сфер предпринимательства, где осуществляет деятельность их предприятие, важность принимаемых ими решений об изменении стратегического курса развития [2].
Ясное и доходчивое для понимания персоналом стратегического всестороннего видения состояния субъекта хозяйствования в долгосрочном периоде, на наш взгляд, должно формулироваться исходя из оценок сбалансированности ресурсного потенциала, его качественных и количественных характеристик с благоприятным экономическим, финансовым, социальным и инновационным состоянием хозяйствующего субъекта, отрасли сферы услуг.
Кроме того, истинное и адекватное общей направленности социальноэкономического развития предприятия, отрасли, имеющимся конкурентным преимуществом, эффективного использования ресурсов стратегическое видение может быть сформулировано на основе оптимистических представлений ведущих менеджеров и специалистов - экспертов, учитывающих целевую ориентацию системы стратегического планирования на достижение предприятием, отраслью сферы услуг максимально возможного экономического результата в средне-, долгосрочном периодах.
В том случае, если сложившиеся ретроспективные и текущие тенденции социально-экономического развития субъекта хозяйствования, отрасли сферы услуг, а также уменьшающиеся возможности повышения качества и объемов ре-
сурсного потенциала в перспективном периоде времени не позволяют экспертам сформулировать благоприятного (оптимистического) стратегического видения, то его пересмотр должен быть связан с изменением состава мер и объемов ресур-сообеспечения, сбалансированно ориентированных на достижение того состояния хозяйствующего субъекта, отрасли сферы услуг, которое содействовало бы активизации трудовой деятельности персонала, его стремлению к повышению темпов экономического роста, эффективности потребления ресурсов.
Следующий за стратегическим видением процедурно-технологический элемент системы стратегического планирования - предназначение (миссия) локального (индивидуального) или корпоративного хозяйствующего субъекта, отраслевой составляющей сферы услуг в своей содержательности функционального раскрытия, в соответствии с нашими представлениями, должен обладать индивидуальностью и особенностями по сравнению с другими технологическими процедурами реализации стратегического планирования социально-экономического развития.
Конкретизация и максимальная приближенность миссии (предназначения) предприятия, отраслевой составляющей сферы услуг к ее функциональной направленности, на наш взгляд, выступают основой для рационализации данного элемента системы стратегического планирования и активизирующего ее механизма, который решает задачи не только активного (тесного) взаимодействия элементного состава, но и достижения той целевой направленности и рационального состояния во всех видах взаимовлияния с технологическими и ресурсными элементами системы, которые оказывают воздействие на рост экономического результата, повышение производительности труда, эффективности потребления основных фондов, материальных элементов оборотных фондов, финансовых ресурсов.
Функциональная содержательная долгосрочная направленность формулируемой миссии (предназначения) крупного индивидуального или корпоративного субъекта хозяйствования, отрасли сферы услуг, на наш взгляд, состоит в: повышении уровня экстраполяционности осуществления видов деятельности в перспективном периоде времени, внесении коррекции их изменений под влиянием факторов внешней и внутренней сред; определении общей направленности деятельности и связанной с ней ресурсной возможности ее успешно осуществлять.
В соответствии с функциональной содержательной направленностью миссии субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг, формулируется непосредственно и сама миссия. Конкретно наглядное представление миссии (предназначения) крупной индивидуальной или корпоративной организационно-правовой структуры рядом авторов состоит в ответе ведущих менеджеров социально-экономической системы на вопрос: «Кто мы, что мы делаем, куда мы движемся?» [3], что в основном соответствует функциональной направленности миссии организационно-правовой структуры, приведенной выше.
Однако в постановке вопроса и ответов менеджеров о перспективе развития своего предприятия взаимосвязывается стратегическое (кто мы?) и миссия (что мы делаем?). При этом внешне конкретизированное понятие «миссия» в данной постановке ее определения при облечённости вопросов содержательным и максимально объективным представлением о функциональном предназначении субъекта хозяйствования в целом не может быть состоятельным и приемлемым для его управленцев и персонала, так как необходимость формулирования миссии для крупного индивидуального или корпоративного субъекта хозяйствования связана с осознанием работников как участников данной миссии обеспечивать потребителей продукцией, услугами в длительной перспективе, соблюдая равновесность спроса и предложения на основе расширения своих конкурентных преимуществ и ресурсных возможностей.
Некоторые экономисты, считая миссию хозяйствующего субъекта стратегической установкой, приводят причины целесообразности ее формулирования в стратегическом плане долгосрочного социально-экономического развития предприятия, состоящие в том, чтобы сосредоточить его ориентацию на достижении поставленной цели, создать приемлемые условия и определить предпочтения в распределении ресурсов.
На наш взгляд, определение и соблюдение ориентации социальноэкономической системы на достижение поставленной цели, сохранение или пересмотр приоритетов в распределении ресурсов на соответствующих этапах стратегического планирования ее развития не являются элементами результативности выражения функциональной направленности самой миссии. Хотя каждая из процедурно-технологических составляющих механизма активизации и в целом системы стратегического планирования в той или иной (долевой) степени влияет на достижение поставленной цели.
Поэтому установление соответствия миссии субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг её функциональной содержательной направленности предоставляет возможность субъекту стратегического планирования долгосрочного развития на адекватной основе: определять виды деятельности, подлежащие приоритетному развитию; рационализировать организационную структуру, изменяющуюся под воздействием факторов влияния внешней среды; устанавливать целевые ориентиры экономической и иной результативности, эффективности потребления ресурсов для достижения в перспективном периоде времени.
Формулирование предназначения (миссии) субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг не может быть значимым и адекватным, способствовать росту экономических результатов и эффективности деятельности социально-экономических систем сферы услуг, если не придерживаться ее функционального предназначения. Отсутствие такой направленности приводит некоторых авторов к формулированию миссии субъекта хозяйствования на основе его отношения к факторам и процессам макро-, микросред [2].
Так, например, в предназначении (миссии) организационно-правовой структуры ученые-экономисты предлагают отражать такой спектр действий, решаемых экономических и организационных задач в составе системы стратегического планирования, как наличие покупателей продукции, услуг, определение собственных конкурентных позиций, адаптация внедряемых технологий для оказания новых и модернизированных услуг, продукции, постановка и решение экономических задач, укрепление собственной репутации, развитие и повышение трудового потенциала [2].
Указанный набор действий субъекта стратегического планирования развития локальной или отраслевой социально-экономической системы при формулировании миссии не может быть применен в сфере услуг, так как содержательное, логико-вербальное формулирование миссии, ее основных положений, не является комплексом предпринимаемых мер в текущем и долгосрочном периоде для поддержания текущего функционирования и перспективного развития социально-экономической системы.
Вместе с этим следует отметить, что формулированию миссии социально-экономической системы в составе механизма активизации системы стратегического планирования, в целевом отношении ориентированной на достижение максимально возможных экономических и иных результатов в практической деятельности крупных субъектов хозяйствования, при осуществлении разделов стратегического плана следует придавать важное значение. Этому способствуют и излагаемые методологические подходы к формулированию и
осуществлению основных положений миссии (предназначения) локального (индивидуального) или корпоративного субъекта хозяйствования.
Так, например, миссия предприятия учеными-экономистами формулируется исходя из: технологических, ресурсных возможностей локальной социально-экономической системы, складывающейся конъюнктуры на рынках услуг, товаров; сложившихся тенденций, определяющих экономический рост и финансовую устойчивость, социальную ответственность предпринимателей, а также уровень предпринимательства [4].
Включенные в состав миссии комплексные меры по повышению темпов экономического роста и прибыльности, определяющие финансовую устойчивость субъекта хозяйствования в процессе выполнения стратегического плана, на наш взгляд, не могут выступать функциональными составляющими миссии, так же как и уровень, структура предпринимательства, а также направления технологических и ресурсных возможностей, являющихся содержательными составляющими целевой стратегической ориентации локальной или отраслевой социально-экономической системы на достижение максимально возможных экономических, финансовых и социальных результатов долгосрочного развития.
Существующий опыт согласования формулируемой миссии долгосрочного развития локальных и корпоративных хозяйствующих субъектов с ее логико-вербальной функциональной направленностью, как нам представляется, более объективно и адекватно утверждает миссию как один из основных процедурно-технологических элементов рационального механизма активизации системы стратегического планирования долгосрочного развития субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг.
Так, например, корпорация NovaCare, оказывающая услуги по реабилитации в частных санаторно-курортных комплексах, свою миссию в соответствии с функциональной направленностью раскрывает как: объединение усилий для улучшения жизни потребителей услуг, восстановления утраченных ими способностей и навыков, вселения надежды, уверенности, желания жить; применение на благо пациентов современной технологии, научных методов; укрепление своей репутации на основе оперативного реагирования на потребности пациентов, стандартов качества, исполнения обязательств перед инвесторами, достижения высоких экономических и финансовых результатов [1].
В то же время, раскрывая направленность и характер миссии (предназначения) субъекта хозяйствования сферы услуг, в механизме активизации элементного взаимодействия системы стратегического планирования следует конкретизировать не только намерения оказывать потребителям на высоком качественном уровне услуги на основе роста организационного и инновационного уровня процесса оказания услуг удовлетворять экономические интересы инвесторов и акционеров, но и виды деятельности, диверсифицированный и обновленный состав оказания услуг в долгосрочном периоде времени, уровни экономического и социального обеспечения персонала.
Миссия (предназначение) и стратегическое видение состояния субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг в механизме активизации системы стратегического планирования должны выступать такими рационализированными процедурно-технологическими составляющими, которые в силу своей значимости и адекватности функциональной направленности должны оказывать влияние на экономические результаты и эффективность использования ресурсов предприятия, отраслевой составляющей сферы услуг в процессе реализации стратегического плана их средне-, долгосрочного развития.
Существенная мера воздействия рационализированных процедурно-технологических элементов механизма активизации системы стратегического
планирования на достижение социально-экономическими системами сферы услуг планово-расчетных (желаемых, среднерыночных) экономических и иных результатов, на наш взгляд, возможна на основе проведения постоянной информационной разъяснительной работы среди персонала о миссии, стратегическом видении и стратегической цели субъекта хозяйствования, структурной (отраслевой) составляющей сферы услуг.
Восприятие и усвоение персоналом процедурно-технологических элементов механизма активизации системы стратегического планирования, их направленного виляния на достижение экономических и иных результатов субъектом хозяйствования, отраслью сферы услуг, разделение идеи стратегического развития связаны с ростом производительности труда, доходности, социального благополучия персонала.
Литература
1. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебник / А.Т. Зуб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2008.
3. Забелин П.В. Основы стратегического управления: учеб. пособие / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
4. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008.
АСИНОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
ASINOVSKIY STANISLAV VLADIMIROVICH - competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, Saint Petersburg.