Научная статья на тему 'Стратегическое целеполагание региона как субъекта развития'

Стратегическое целеполагание региона как субъекта развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1065
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеховцева Л. С.

На основе анализа современных экономических теорий установлена новая роль региона как субъекта развития. Обоснована концепция стратегического целеполагания региона в условиях роста его субъектности. Разработан понятийный аппарат, принципы, источники и модель (пирамида) целеполагания регионального развития, состав типовых целей региона разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое целеполагание региона как субъекта развития»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ РЕГИОНА КАК СУБЪЕКТА РАЗВИТИЯ

л.С. шеховцева,

кандидат экономических наук, профессор Российский государственный университет им. И. канта

Эволюция понимания экономического развития регионов в теории происходит в двух основных направлениях. Во-первых, с появлением новых качеств экономического роста в это понятие включают не только состояние и темпы роста экономики, но и социальные характеристики: качество жизни, рост самоуважения и свободы людей. В связи с этим понятие «экономический рост» расширяется до социально-экономического развития. Во-вторых, с усилением значимости региона внутри государства при выполнении им социально-экономической и экологической функции, а также в глобальной экономике как месте базирования транснациональных компаний (ТНК) или их бизнес-единиц, возникает новая роль региона, которая проявляется в том, что он становится субъектом развития, формирующим и реализующим свои стратегические цели.

Субъектность региона в том или другом аспекте рассматривается в современных мезоэкономичес-ких концепциях: конкурентного преимущества М. Портера [1], нового регионализма и синергетики Л. Евстигнеевой и Р. Евстигнеева [2, 3], конкурентного федерализма А. Лаврова, Дж. Литвака, Д. Сазерленда [4], экономического федерализма О. С. Пчелинцева [5], В. Н. Овчинникова [6], мезо-экономики Г. Б. Клейнера [7], мезоэкономического аспекта национальной экономики В. Дементьева [8]. В них исследуется новое представление о складывающемся экономическом пространстве внутри государства. Формирование этого пространства определяется тем, что регионы превращаются в самостоятельные экономические субъекты. В этих условиях региональная политика все больше рассматривается не только как способ компенсации недостатков, а как конкурентная политика и шире — всеобъемлющая политика развития [2].

Рост субъектности регионов соответствует современным условиям развития мировой экономики, отражаемым в новых европейских парадигмах [9]. Под их влиянием, а также синергетики европейской политики на национальном и региональном

уровнях управление в странах ЕС претерпело за последние два десятилетия значительные изменения. Новое государственное управление строится на трех главных принципах: территориальности, демократическом участии, партнерстве государственного и частного секторов.

Государство становится внутренним социальным макросубъектом экономики, потому что рыночный выбор включает стратегические направления развития. Именно стратегический выбор расширяет границы экономики и вводит в нее системное соединение экономической деятельности и усилий массового общественного сознания, побуждая государство выступать в роли организатора поиска целевых установок общества [3].

Исследование современных проблем целе-полагания сложных систем показывает, что в экономической теории цели рассматриваются как данность, как экзогенные, не исследуются причины и источники их формирования.

Стратегические цели остаются за пределами экономической теории, включая и региональную. Проведенные исследования показывают, что неоклассическая теория не анализирует возникновения целевых установок, поскольку сосредоточена на том, чтобы показать, что делать для получения максимального результата при заданной целевой функции. В институциональной теории исследуются экономические решения сквозь призму институтов как единства целеобразующих факторов, анализ которых возможен в рамках экономики, однако модель формирования эндогенно заданных целей пока не создана [10].

Несмотря на обилие публикаций по региональной экономике, только в некоторых из них рассматриваются теоретические основы роста и развития региона, отдельные аспекты целеполагания. О. Пчелинцев объясняет этот феномен следующим образом: именно территориальное развитие, связанное с проблемами инфраструктуры, занятости, экологии и другими, всегда являлось классичес-

кой областью пробуксовки рыночного механизма (market failures), что отталкивало от их исследования приверженцев неоклассической традиции [5].

Задача теоретического обоснования стратегического целеполагания территориального развития на уровне региона, как субъекта развития, вообще не ставилась. Целью данной статьи является разработка концептуальных основ стратегического целеполагания развития региона в условиях роста его субъектности.

Превращение региона в реальный субъект Федерации означает его становление как субъекта развития. Под регионом, как субъектом развития, понимается субфедеральное образование, выполняющее социально-экономическую функцию, формирующее и реализующее стратегические цели своего развития во внутренней и окружающей (национальной и глобальной) среде путем интеграции целей заинтересованных сторон, а также воспроизводственных циклов региона с учетом имеющихся полномочий и ресурсов.

Анализ региона как субъекта развития предполагает рассмотрение его экономической природы (функций); факторов, способствующих формированию экономической субъектности региона; продуктов его деятельности.

Экономическая природа региона раскрывается в его функциях как государственно-территориального образования. Формирование функций региона осуществляется исходя из его миссии (предназначения) в двух режимах функционирования (текущем и стратегическом) для трех основных групп целеносителей: населения, делового сообщества, органов управления [11].

На основе анализа функций региона как государственно-территориального образования можно предложить следующее определение понятия: регион — это государственно-территориальное образование, имеющее административные границы (иногда и государственные границы для приграничных или эксклавных территорий) и органы управления, в котором обеспечиваются: качество и уровень жизни людей (населения); условия ведения и развития предпринимательства; использование, воспроизводство и обновление территориального потенциала (экономического, социального, при-родно-ресурсного, научно-технического, инновационного, культурного и других видов потенциала) в интересах нынешнего и будущего поколений в рамках единого национального пространства.

Анализ факторов, определяющих рост субъ-ектности региона, показывает, что они являются

преимущественно экзогенными, внешними по отношению к региону. К ним относятся, прежде всего, глобализация экономики, развитие регионализма, формирование российского федерализма.

Основными продуктами деятельности региона как субъекта развития являются:

1) конкурентоспособность региона и его подсистем (социальной, экономической, управленческой, экологической, инфраструктурной, институциональной, безопасности);

2) конкурентоспособные общественные блага;

3) конкурентные ресурсы и потенциалы региона. Институциональное оформление продуктов деятельности региона как субъекта развития осуществляется в виде стратегических целей, стратегий и других институтов.

Глобализация мирового хозяйства и открытость российской экономики приводят к тому, что даже на локальных (региональных) рынках существует глобальная конкуренция. Даже самая небольшая фирма, работающая только на региональном рынке, вынуждена конкурировать с зарубежными производителями импортных товаров, т. е. испытывать воздействие конкурентов мирового масштаба, а также те качественные изменения, которые происходят в мире в связи с трансформацией экономики, неравномерностью постиндустриального развития, усилением нестабильности, ужесточением конкурентной борьбы. В результате региональные производители должны быть конкурентоспособными не только внутри региона, но и на национальном и мировом уровнях. Для этого регионы должны способствовать развитию «своих» региональных производителей, повышению их конкурентоспособности, а также привлечению новых производителей за счет поддержания конкурентоспособности всех элементов внутренней среды развития региона (региональных факторов производства, институтов, инфраструктуры, безопасности и т. д.); за счет поддержания интеграции, кластеризации организаций, получения синерге-тического и мультипликативного эффекта, повышения уровня менеджмента организации; стимулирования роста спроса на региональные товары и услуги. Роль региона и его органов управления в создании конкурентоспособности фирм соответствует концепции детерминант национального ромба М. Портера [1].

Кроме того, регионы должны поддерживать конкурентоспособный уровень населения, что способствует росту спроса, притоку квалифицированных кадров («мозгов»), привлечению инвесторов.

Регионы конкурируют между собой внутри страны и с зарубежными странами за привлечение инвестиций, технологий, рабочей силы и других факторов производства и развития.

Таким образом, необходимость формирования конкурентоспособной региональной экономики в условиях глобализации и интеграции предопределяет доминанту стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием региона.

Стратегический подход является динамическим аспектом развития организации и связан с идеями И. Ансоффа [13, 14]. При статическом подходе к организации регион рассматривается в условиях стабильных внешних связей; проблемы, возникающие в этом случае, носят оперативный (текущий) характер. Динамический подход к региону означает его развитие в условиях изменяющейся внешней среды, а проблемы, связанные с этим, называются стратегическими. Регион функционирует одновременно в двух режимах: оперативном (статическом) и стратегическом (динамическом).

Сущность стратегического подхода заключается в следующем. Во-первых, внешняя среда региона, национальная и зарубежная, становится не менее, а в ряде случаев более важной, чем внутренняя. Внешняя среда региона характеризуется неопределенностью и изменчивостью, неполнотой информации, таит угрозы и вызовы.

Во-вторых, чтобы выжить и развиваться в таких условиях, снизить неполноту информации, неопределенность и риски внешней среды, разрабатываются образ желаемого будущего (видение—vision, миссия, цели) региона и способы его достижения путем изменения региона и его окружения, т. е. стратегии. При этом цели должны соотноситься с ресурсами, возможностями и потенциалом организации.

В-третьих, поведение региональной организации направлено, главным образом, не на реагирование после случившегося, постфактума (устранения последствий или адаптации к среде), а на предвидение, упреждающие действия. Поведение организации становится не только активным, но и проактивным.

В-четвертых, регион обеспечивает не просто экономический рост, а свое качественное изменение, т. е. социально-экономическое развитие.

Субъектом управляемого развития выступает регион, который является полисубъектом, кооперирующим цели макросубъектов региона, таких как население, деловое сообщество, органы управления.

Современные научные представления позволяют установить, что основой целеполагания являются источники целей и способы их отражения (отображения). Источниками целей служат потребности, интересы, а также намерения.

Философия постулирует первичность потребностей по отношению к интересам: потребность заключает в себе задачу, а интерес — способ ее разрешения [14, 15]. Исходя из этого, можно определить понятие «стратегическая цель развития региона» как осознанную потребность его перехода в качественно новое состояние, сформулированную в результате осмысления перспектив развития региональной и национальной экономики в глобальном мире и задающую общий вектор (образ) действий.

В одной из теорий стратегического управления Г. Хэмела и К. Прахалада рассматривается как источник формирования целей — стратегические намерения [16].

Стратегические намерения определяют лидирующие позиции, к которым стремится данная организация (регион), и одновременно критерии приближения к намеченной цели.

Стратегические цели региона — это стратегические намерения, которые определяют новые возможности региона (социальные, экономические, конкурентные, экологические и др.) и выступают как девиз, вдохновляющий население, деловое сообщество и сотрудников органов управления на достижение поставленных целей. Они позволяют придать происходящему связанность и единство и обеспечивают здравую ориентацию, интуитивно понятную всему региональному сообществу, ориентацию, которой можно следовать длительное время.

Помимо источников важное значение для формирования целей имеют способы их отражения. Отображение целей можно охарактеризовать как идеальное и реальное. Этим двум крайним позициям, которые по словарю—справочнику [17] называются «идеальные устремления и конечный результат», соответствуют некоторые промежуточные состояния целей. Два направления формирования стратегических целей региона (источники и отражение) можно обобщить в виде матрицы (рис. 1).

Таким образом, целеполагание региона есть двуединый (бинарный) субъективный и объективный процесс, связанный с устремлениями и потребностями человека, групп людей, организаций, субъекта управления, преломленными через призму их интересов.

Отображение целей

Идеальное Реальное

к

Реальные стратеги- Реальные стратеги-

ческие намерения ческие потребности

Идеальные страте- Идеальные стратеги-

гические намепения ческие потребности -►

Стратегические намерения

Стратегические потребности

Источники целей

Рис. 1. Матрица формирования стратегических целей региона

Стратегическая цель региона — это цель, задающая образ (или его часть) будущего состояния региона в неопределенной и нестабильной окружающей (внешней) среде и указывающая (по возможности) путь его достижения.

Например, стратегическая цель развития Калининградской области может быть следующей: обеспечить достижение уровня жизни населения, сопоставимого с зарубежными европейскими странами, путем инновационного развития.

Стратегическая цель характеризуется (в отличие от текущей цели) следующими особенностями:

• направленностью в будущее и неопределенностью выбора;

• ориентацией на положение во внешней российской и зарубежной среде; проактивным (упреждающим) поведением всех элементов-целеносителей;

• взаимосвязью со способом достижения (стратегией) и средствами достижения (тактикой, ресурсами); возможностью альтернатив и изменений.

Взаимодействие источников и способов отображения стратегической цели позволяет определить ее структуру, которая включает семантическую (вербальную) и измерительную части (показатели и численные значения). Содержательную часть цели более точно можно называть целевым ориентиром, или установкой. Но в теоретическом анализе, а также при построении иерархии целей (цели первого уровня, второго уровня и т. д.) допустимо называть ее сокращенно целью, имея в виду неполный формат. Определение полноформатной цели зависит от методологии ее измерения. Цели, которые имеют признанную методологию исчисления их показателей (например, ВРП), назовем установленными (цели с установленными показателями). Цели, методология измерения которых определяется экспертами (например, конкурентоспособность ре-

гиона), назовем оценочными (цели с оценочными показателями).

Регион, занимая срединное положение в иерархии экономических систем, объективно формирует пирамиду целей трех уровней:

1) макроэкономические цели региона как подсистемы (части) национальной экономики;

2) мезоэкономические цели региона как системы;

3) микроэкономические цели региона в разрезе составляющих его

элементов (подсистем) (рис. 2).

При этом в основании пирамиды целей региона (наноуровень) находятся потребности, цели индивидуумов, отдельных людей, входящих в состав населения, делового сообщества, органов управления. На микро- и других уровнях потребности интегрируются в обобщенные цели населения, делового сообщества и органов управления.

Стратегические ориентиры региона формируются в двух взаимодействующих встречных потоках, направленных «снизу вверх» и «сверху вниз». Первый поток имеет организационно-политический характер, второй — отражает управленческий процесс.

Первый поток строится на принципах индивидуально-частной инициативы, учитывает организационные, психологические и политические процессы. Организационно-политический поток основывается на целях активных целеносителей региона: населения, делового сообщества, органов управления, на самоорганизации регионального сообщества. Треугольник целей «население — бизнесмены — органы власти» существует на всех уровнях целеполагания непосредственно или опосредованно. Он трансформируется от конкретных потребностей на наноуровне до общественных целей региона на верхнем уровне. На этом уровне цели целеносителей становятся социальными, экономическими и управленческими. Они интегрируются политическими и общественными организациями, органами власти.

Второй поток (сверху вниз) является управленческим процессом, построенным на логике управления социально-экономическими системами. Он связан с формальными процессами, методами и инструментами. Стратегические цели региона задаются целями системы более высокого федерального уровня, которые определяют макроцели региона, а также формируются регионом как

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика 61

Власти федеральные Цели национальные

-—Т"""

Власти региона

I

Макроцели региона

Воздеж

Власть, цели

Цели

Союзы производителей, комплексы отраслей

III

IV

Потребности, цели

т

Население

Рис. 2. Пирамида «потребности — цели» региона I — макроуровень, II — мезоуровень; III — микроуровень; IV — наноуровень

мезоэкономические цели.

Складывается вертикаль или иерархия целей, соответствующая уровням управления. Макро- и мезоцели являются прерогативой, в основном, региональных властей. Микроцели соответствуют уровню муниципальных образований. Наноцели формируются на уровне конкретных поселений.

Стратегические цели на уровне региона в целом интегрируются и представляются органами управления с учетом целей заинтересованных сторон и принимают форму управленческих целей.

Содержательная составляющая стратегической цели региона вытекает из потребности региона с учетом интересов целеносителей. Целевые установки региона имеют типовую и конкретную составляющие части. Чем выше уровень цели, тем больше ее содержание зависит от типовой части.

На макроуровне состав типовых целевых установок региона включает следующие цели, содержание которых обосновано в контексте экономических и управленческих теорий в авторской монографии [11] и совпадает с целями страны: обеспечить устойчивый и сбалансированный экономический рост; повысить конкурентоспособность региона; повысить уровень удовлетворения основных потребностей населения; способствовать повышению продуктивности (эффективности) производства; содействовать сближению коалиционных целей; обеспечить устойчивость системы и ее трансформацию в новое состояние; спо-

^граслеи___\ собствовать организации внешних

связей; содействовать снижению трансакционных издержек.

Цели макроуровня, представленные в табл. 1, имеют универсальный, типовой характер для всех регионов. Дальнейшая конкретизация этих и других типовых целей в регионах может быть проведена путем уточнения семантических составляющих, выбора измерителей и количественных значений.

Рассмотрение процесса стратегического целеполага-ния регионального развития в контексте региональной теории позволяет сформулировать содержание типовых мезоэкономических целей региона (табл. 2).

Осмысление новых потребностей стратегического развития региона можно осуществить в рамках названных ранее мезоэкономических теорий, и в частности в теории экономической синергетики Л. П. Евстигнеевой и Р. Н. Евстигнеева [2, 3]. На основании модели уровней макроэкономики выделяются новые стратегические цели развития региона, формирование которых связано с современной структурой мировой экономики (табл. 3).

Выбор целей и изучение их связей для каждого региона осуществляются по горизонтали и вертикали. Анализ горизонтальных связей позволяет рассмотреть взаимодействие целей одного уровня. В результате исследования вертикальных связей между целями определяется иерархия целей разного уровня.

Потребности, цели

т

Бизнесмены, компании

Таблица 1

Содержание стратегических целей развития региона в контексте экономической и управленческой теорий

Наименование теории,концепции Стратегические цели развития региона макроуровня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кейнсианские модели Дж. Кейнс, Дж. Хикс, У. Ростоу, Р. Харрод, Е. Домар Обеспечить высокие темпы роста валового регионального продукта (ВРП) на основе высоких темпов роста инвестиций, глубоких структурных изменений экономики за счет внешних и внутренних источников развития

Неоклассическая теория У. Льюис, Дж. Фей, Г. Ранис, А. Хиршман, Э. Хекшер, Б. Олин Осуществить переход к современной экономике за счет повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке, использования сравнительных преимуществ страны в международной торговле Обеспечить высокие темпы роста душевых доходов населения за счет увеличения занятости, улучшения качества трудовых ресурсов и накопления человеческого капитала

Институциональная теория М. Вебер, А. Тойнби, К. Виттфогель, Г. Мюрдаль, К. Поланьи, Р. Коуз Повысить удовлетворение основных потребностей всех членов общества за счет инвестиций в человеческий капитал, ликвидации бедности, правовой доступности, сокращения неравенства, увеличения занятости Снизить трансакционные издержки регионального развития. Развивать внутренние и внешние связи региона

Эволюционная теория A. Алчин, Р. Нелсон, С. Уинтер, С. Ю. Глазьев, B. Л. Макаров, В. Маевский, А. Ноув, Д. Стиглиц Повысить продуктивность производства за счет периодической смены технологий, видов продукции, организаций и институтов, осуществляющейся как процесс естественного отбора, конкуренции, внедрения инноваций на основе взаимодействия внешних и внутренних факторов, а также под влиянием управляющих воздействий и целеполагания

Поведенческая теория Г. Саймон, Р. Хайнер, Р. Саерт, Д. Марч Осуществлять выбор и сближение коалиционных целей организации в условиях ограниченной рациональности участников, наличия нескольких целей, неполной информации или слишком большого ее объема

Теория стратегического управления Г. Минцберг, М. Портер, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел Обеспечить устойчивое состояние (конфигурацию) региона во внешней среде и ее трансформацию в новое состояние на основе изменения и самой организации, и ее внешней среды Способствовать развитию внешних связей и самоорганизации региона Создать конкурентные преимущества региона на основе стратегических активов как факторов устойчивого развития

Таблица 2 Содержание стратегических целей развития региона в контексте региональных теорий

Региональные теории Стратегические цели развития региона

Теории роста региона Дж. Бортс, Й. Штайн, Х. Зиберт, Г. Мюрдаль, Ф. Перу, Ж. - Р. Буд-виль, Х. Ричардсон, П. Потье, Дж. Фридман Увеличивать количество и повышать качество природных и трудовых ресурсов, знаний, капитала региона Повышать уровень технологий, скорость распространения инноваций Снижать транспортные затраты Развивать внутренние и внешние детерминанты роста Наращивать конкурентные преимущества региона с помощью специализации, эффекта масштаба, агломерационного эффекта Выравнивать уровни экономического развития регионов и поселений Использовать эффект развития динамичных отраслей, полюсов, зон и коридоров роста Проводить эффективную экономическую политику

Теории размещения Й. Тюнен, В. Лаунхард, А. Вебер, А. Предель, Т. Паландер, В. Крис-таллер, А. Леш, Д. Смит Развивать территориальное размещение с учетом разных факторов: 1) эффекта агломерации или концентрации; 2) транспортных затрат; 3) издержек, связанных с оплатой труда, затратами на электроэнергию, водо-газоснабжение, водоотведение, социальное страхование, ссудного процента, климатических, топографических особенностей и других 4) другие производители (многозаводские фирмы, конкурирующие организации

Другие региональные теории Т. Хэгерстранд, У. Айзард (У. Изард) Способствовать территориальной диффузии инноваций Развивать социально-правовые институты, в том числе и цели региона

Таблица 3

Стратегические цели развития региона в соответствии с теорией экономической синергетики Л. П. Евстигнеевой и Р. Н. Евстигнеева

Структура рыночной макроэкономики Стратегические цели развития региона

Капитал 1. Создавать условия для привлечения и развития финансового и денежного капитала на территории региона 2. Способствовать развитию производительного регионального капитала

Рынок 1. Создавать условия для развития фондового и денежного рынков 2. Способствовать развитию товарных рынков и конкуренции на них

Инвестиции 1. Участвовать в привлечении национальных стратегических программных инвестиций 2. Участвовать в привлечении стратегических среднесрочных и краткосрочных прямых и портфельных инвестиций 3. Стимулировать создание и развитие региональных инвестиционных кластеров

Институты (банки) 1. Участвовать в создании условий для развития институтов: инвестиционных и валютно-де-нежных банков 2. Стимулировать развитие коммерческих, сберегательных, региональных банков

Конкурентные механизмы 1. Участвовать в создании и развитии партнерских коалиционных отношений (конвергенции) финансового капитала и государства в сфере стратегических программных инвестиций 2. Участвовать в создании институциональных и других условий развития механизма корпоративной конкуренции (рынков слияний и поглощений, рыночных ниш, ориентированных на повышение эффективности пассивов) 3. Стимулировать развитие ценовой конкуренции на товарных рынках, способствовать развитию конкурентных рынков

Дифференциация целей по содержанию приводит к появлению уровней, иерархии целей. Иерархии целей могут быть со слабыми связями, когда цель нижнего уровня связана с несколькими целями верхнего уровня, и сильными связями, когда каждая цель нижнего уровня связана только с одной целью верхнего уровня («дерево целей»).

Дифференциация целей может быть выполнена как семантическая, функциональная, управленческая и т. д. В семантических целях указывается только их содержание: «устойчивый экономический рост»; «конкурентоспособность региона». В управленческих целях к семантической части добавляется императив (повелительное наклонение) и количественные измерители: например, «обеспечить рост ВРП региона в два раза к 2010 г.». Цели без количественных измерителей (семантические цели) называют целевыми установками (ориентирами). Однако технологически целесообразно называть цели семантические и управленческие одним словом «цели», так как при построении их иерархии удобно выделять уровни целей, которые можно называть «подцели первого уровня, подцели второго уровня и т. д».

Проблема согласования целей регионального развития существует как во внешней среде (на национальном и зарубежном уровнях), так и во внутренней среде на уровне общественного самоуправления, на уровне гражданского общества, на уровне делового сообщества, населения и т. д.

Будем понимать под общими целями региона такие цели, которые обобщают целевые ориентиры конкретных элементов, субъектов, подсистем региона (т. е. образуют бинарные отношения «общее — конкретное», «обобщенное — элементное»). Общие (обобщенные) цели будем отличать от общественных целей как целей населения (сообщества) региона. Общественные цели находятся в триаде «государственные цели — частные цели — общественные цели», которые соответствуют государственному, частному и общественному секторам региона.

Общие (обобщенные) региональные цели не всегда можно непосредственно связать с целями отдельных элементов, т. е. с конкретными целями. Организации, индивидуумы часто «не понимают» формулировки, приемлемые на уровне общества, региона.

С другой стороны, регион является полииерархической системой, имеющей иерархию целей. Поэтому любая общая региональная цель как цель сложной системы может быть достигнута только при ее разделении на составляющие подцели, достижение которых может быть обеспечено деятельностью отдельных (конкретных) исполнителей: организаций, подразделений, менеджеров и других субъектов. Но дифференциация (декомпозиция) цели по уровням и частям (содержанию) приводит к рассеиванию цели вследствие невозможности однозначного логического разделения ее смысла на составляющие «кубики», соединение которых

позволило бы вновь собрать цель как целое. Построение «дерева целей», разложение цели на ряды более частных угрожает потерей ее содержания. А. Пригожин называет дифференциацию содержания целей проблемой сохранения цели [18].

Многоплановость содержания цели приводит к тому, что разделение ее содержания на составляющие элементы (семантический анализ цели) можно проводить по разным основаниям, критериям. Например, региональная цель «конкурентоспособность региона» может быть дифференцирована на части по элементам (детерминантам) национального ромба: факторы производства; спрос; родственные и поддерживающие отрасли; стратегии организаций. Эта же цель может быть разделена по содержанию управленческих функций: экономические, социальные, экологические, институциональные и другие составляющие цели. Она может быть также представлена как декомпозиция на следующие подцели: уровень жизни населения; инвестиционная привлекательность; инновационная активность; уровень развития экономики и т. д.

Цели имеют противоречивый характер. Например, высокие темпы роста экономики не сочетаются с ее структурной перестройкой, так как проведение последней вызывает замедление экономического роста. С другой стороны, цели могут быть взаимосвязаны друг с другом или дополнять друг друга. Так, целевая установка «повысить конкурентоспособность региона» ориентирована в том же направлении, что и целевая установка «способствовать повышению продуктивности (эффективности) производства».

Стратегическое целеполагание регионального развития предполагает не только выбор целей по их содержанию (семантике), но и выбор их измерителей, а также моделирование и выбор количественных значений.

В соответствии с англосаксонской философией менеджмента показатели являются основой успешного менеджмента. Показатели необходимы для четкого и однозначного выражения содержания стратегических целей, а также для определения степени достижения цели. Измерение стратегических целей на основе показателей позволяет воздействовать на развитие управляемого объекта в намеченном направлении.

Стратегические показатели выстраиваются из сбалансированной системы целей, которая служит основой для создания сбалансированной системы показателей. В соответствии с широко распространенной в мире управленческой концепцией Balanced Scorecard (BSC) или сбалансированной

системой показателей (ССП), предложенной Капланом Р. и Нортоном Д.[19, 20], эта система является одним из инструментов конкретизации, представления и реализации стратегии развития организации. Она обеспечивает преобразование стратегических целей в комплекс стратегических мероприятий, перевод стратегии в действия.

Эта концепция нашла широкое практическое применение на уровне бизнес-организаций, однако может быть использована и в управлении организациями другого типа, например регионами. Сбалансированная система показателей региона призвана разьяснить стратегическую ориентацию (цели) региона и представить ее в измеримом виде.

Таким образом, свойства стратегических целей обусловливают необходимость создания сбалансированной системы стратегических целей и показателей региона (СССЦР) разного уровня. Они определяют также необходимость проведения процедуры согласования и коммуникации стратегических целей заинтересованными лицами (представителями целеносителей региона). В результате осуществляется взаимодействие двух потоков (процессов) стратегического целеполагания: управленческого (сверху вниз) и организационно-политического (снизу вверх).

Реализация целей осуществляется при помощи стратегий. Стратегии высшего уровня являются целями для более низкого уровня иерархии. Система формирования и реализации стратегических управленческих целей развития региона может быть представлена моделью стратегического управления в виде последовательности шести этапов.

На первом этапе целеполагания осуществляется перевод видения и миссии региона в макроцели и стратегии развития территориального образования. Он тесно связан с национальными целями. Второй этап представляет собой перевод стратегии макроуровня в цели мезоуровня. На третьем этапе происходят коммуникация, детализация целей и стратегий мезоуровня. Эти три этапа осуществляются органами регионального управления. Четвертый этап связан с формированием целей и стратегий микроуровня. Он сопрягается с целями муниципальных образований, поселений, непосредственно населения и предпринимателей.

Для реализации стратегических целей необходимо преобразовать стратегии в стратегические планы, программы, мероприятия (пятый этап). На шестом этапе осуществляются реализация и адаптация целей и стратегий путем выполнения и корректирования стратегических программ, мероприятий. Все этапы

и уровни целеполагания реализуются в системе сбалансированных показателей (ССП). В соответствии с концепцией ССП стратегические цели, измеряющие их индикаторы, целевые значения индикаторов и стратегические мероприятия взаимосвязаны [19]. Оба потока (организационный и управленческий) взаимодействуют и пересекаются на всех уровнях и этапах стратегического управления.

Таким образом, стратегическое целеполагание развития региона осуществляется на принципах целевого подхода («сверху вниз») и организационного подхода, партнерства органов управления, делового сообщества и населения («снизу вверх»). Эти принципы реализуются во взаимодействии соответственно управленческого и организационного процессов.

Стратегическое целеполагание региона в управленческом аспекте есть двуединый субъективно-объективный процесс, определяемый источниками целей (потребностями и стратегическими намерениями) и способами их отображения. В результате этого процесса формируется стратегическая цель, которая состоит из содержательной (семантической) и количественной частей (ее измерения в пространстве и времени). Стратегическим целеполаганием региона в организационном аспекте является системный процесс разработки, выбора и согласования целей по их содержанию, измерителям и количественным значениям между заинтересованными сторонами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993.

2. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Субфедеральные аспекты глобализации //Вопросы экономики. 2003, №3. С. 50-66.

3. Евстигнеева Л. П., Евстигнеев Р. Н. Экономическая синергетика: сборник. — М.: Институт экономики РАН, 2007.

4. Лавров А., Литвак Д., Сазерленд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001, №4. С. 48—66.

5. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. — М.: Наука, 2004.

6. Овчинников В. Н. Процесс дивергенции как

отражение асимметрии в развитии российских регионов: причины, парадигмы и механизмы преодоления // Многоукладность и асимметричность развития региональных экономик Юга России: риски модернизации и механизмы трансформации. Материалы II Всероссийской научной конференции 6—10 апреля 2006 г. — Черкесск: Изд-во Карачаево-Черкесской государственной технологической академии, 2006, С. 3-11.

7. Клейнер Г. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия //Российский экономический журнал. 2001, № 11 — 12. С. 61-68.

8. Дементьев В. Теория национальной экономики и мезоэкономическая теория //Российский экономический журнал. 2002, № 4. С. 71—82.

9. Бландиньер Ж. П. Изменение основополагающих производственных и общественных парадигм / Трансформация общественного сектора в Европе (опыт стран ЕС) //Российско-Европейский центр экономической политики (РЕЦЭП). 2002, № 1.

10. Чекмарев О. П. Эндогенность целевых установок и экономическая теория // Вестник ИНЖЭКОНА. 2007, № 4. С. 478—481.

11. Шеховцева Л. С. Управляемое развитие региона: стратегическое целеполагание: Монография. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005.

12. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия /Перевод с английского. — СПб: Питер, 1999.

13. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.

14. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. — М.: Высшая школа, 1987.

15. Рохчин В. Е., Егоров И. И., Знаменская К. Н. Система стратегического планирования социально-экономического развития регионов России: теоретико-методологический аспект. — СПб.: ИРЭ РАН, 2005.

16. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. — СПб.: Питер. 2000.

17. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник /Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. — М.: Высшая школа, 2004.

18. ПригожинА. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003.

19. Kaplan R., Norton D. Strategy Maps, Converting intangible assets into tangible outcomes. — Boston, 2004.

20. Внедрение сбалансированной системы показателей. — М.: Альпина Букс, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.