ния услуг, а ориентиром - запросы потребителя.
В сложившейся ситуации возникает острая необходимость участия государства и местных органов управления в дальнейшем развитии данного сектора платных услуг населению. Основная задача федеральных органов - проведение общегосударственной политики стимулирования деятельности региональных властей по обеспечению населения гарантированным минимумом социальных благ. В развитых западных странах в этом отношении накоплен большой опыт. Требуется пересмотреть общую концепцию развития бытового обслуживания в период формирования рынка. Пока не действуют рыночные рычаги, обеспечивающие поступательное развитие предпринимательства, не разработана государственная политика поддержки рыночных отношений в сбалансированном состоянии, необходима протекционная политика со стороны государства к ряду социально значимых отраслей. Нельзя относиться к ним лишь как к источнику пополнения бюджета, наоборот - их следует всемерно поддерживать (в том числе и материально). Попытки решения данных проблем уже предпринимались на государственном уровне. Но разработанные документы были лишь единичными, разрозненными акциями, а не частью комплексной политики по стабилизации деятельности сферы бытового обслуживания. Поэтому целесообразно составить разноуровневые программы по развитию этой отрасли, начиная с государственной. В ней должна быть сформирована концепция развития данной сферы в переходный период и государственные меры поддержки. В региональных программах необходимо предусмотреть конкретные меры по восстановлению или созданию системы предприятий бытового обслуживания разных форм собственности, исходя из потребностей региона в услугах, а также по привлечению предпринимателей в эту сферу [6, с. 57].
Ги Литература.
Z 1. Вальтер Г.М. Социально-экономические проблемы перехода сферы бытовых услуг к
рынку (на примере Республики Узбекистан). 08.00.01. - политическая экономия. Автореф. дисс. на q соиск. учен. ст. канд. эк. наук. М., 1993.
□ 2. Гладкова В.Е., Платонова Н.А. Бытовое обслуживание: период полураспада // ЭКО: Эко-
^ номика и орг.пром.пр-ва. 1997. № 3.
-<> 3. Гурова Л.Г. О роли малого предпринимательства в сфере услуг // Вопросы статистики.
2001. № 12.
4. Какие услуги наиболее востребованы?: [Текст] // БОН-партнер. 2005. № 4.
5. Мирошник Г.В., Федько В.П. Инфраструктура рынка бытовых услуг: проблемы, противоречия, методология построения и оценки (на примере рынка бытовых услуг Ростовской области).
I Ростов н/Д: Изд-во "Фолиант", 2002.
6. Платонова Н. Бытовое обслуживание как фактор благосостояния населения // Эконо-§ мист. 1995. № 12.
Ее 7. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб. / Росстат. М., 2006.
®
ЕЕ 8. Социально-экономическое положение России, январь 2006 года. Федеральная служба
а государственной статистики. М., 2006.
< 9. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития: в 4 т. Т.3. Особенности функциониро-
^ вания отдельных отраслевых групп услуг / Под ред. Ю.П. Свириденко, Моск. гос. ун-т сервиса. М.: о КАНДИД, 2001.
о 10. Ярных Э.А. Становление и развитие рынка товаров и услуг // Вопросы статистики. 2003. №
й 7
со ' •
О -
I—
° ПОНОМАРЕВА И.С.
| СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАТОРОВ НА РЫНКЕ КРЕДИТНО-
£ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
со
-
ö
о
х О
Стратегия российских банков, направленная на повышение стоимости, отвечает интересам всех членов общества. Рост цен акций требует создания эффективных финансово-кредитных операторов, производящих качественные, востребованные на рынке финансовые продукты и услуги с низкими
затратами. Это означает, что национальные банки, как и другие финансовые институты должны стремиться к развитию новых технологических процессов производства, к созданию новых кредитно-финансовых продуктов и услуг.
Развитие сферы финансовых услуг, конкурентный рост числа крупных национальных и иностранных банков приведут к снижению объемов продаж и появлению сопоставимых по цене и качеству финансовых продуктов (услуг) на рынке. Следовательно, менеджмент компаний должен постоянно заботиться об устойчивости финансовой компании, о создании новых финансовых услуг, проектировании финансовых продуктов, опережая в этом конкурентов и тем самым, обеспечивая высокие темпы роста фирмы на как можно более продолжительный период.
Одним из главных факторов поддержания конкурентоспособности финансово-кредитной организации на рынке предоставления кредитов является развитие и повышение эффективности кредитных технологий, структурными элементами которых являются бизнес-процессы. Под банковской технологией понимается созданная банком система для производства и доставки банковского продукта целевой аудитории, а под бизнес-процессами ? совокупность процедур работы и принятия решений, обеспечивающих осуществление банковских технологий.
Самым влиятельным фактором в глобальной экономике является владение деньгами и информацией, их потоками. Усилению иррациональности экономических отношений в условиях новой экономики способствовала глобальная трансформация в конце XX в. качественных функций мировых финансов, которая подготовила появление геофинансовой системы. Специфика природы геофинансовых потоков отчетливо проявляется в расширении их структуры за счет гипертрофированного развития виртуальной составляющей, отражающей самовозрастающее развитие гигантского пласта виртуальной финансовой среды [4].
Реструктуризация рынка кредитно-финансовых услуг в странах Восточной Европы выделялась не только открытием национальной банковской системы для проникновения иностранного капитала,
но и сохранением ограничений по его функционированию. Например, в Польше на тот период, было □
законодательно установлено (ст. 78 "Банковского права Польши" с изменениями от 1992 г.), что ино- О странный банк не мог свободно приобрести более 10% уставного капитала банка без разрешения
Агентства по делам иностранных инвестиций или Национального банка Польши. Однако Румыния, ^
Болгария и Чехия проводили более либеральную политику в отношении учреждения филиалов зару- D
бежных банков, так в Чехии на конец 2003 г. функционировало 10 филиалов иностранных банков [12]. ®
В целом к иностранным банкам применялись в основном ограничения количественного характера. о
Стратегия такого поведения изменилась в конце 1990-х гг., это было обусловлено наличием ®
СО
большого количества слабых банков, ухудшающегося финансового состояния предприятий, экономи- | ческими кризисами. Методом активного привлечения иностранного капитала стало участие иностран- ^ ных банков в приватизации государственных банков, а потом и поглощение местных кредитных уч- о реждений. В качестве примера можно привести покупку в 1996 г. 89% акций венгерского банка Magyar ^ Hitel Bank банком ABN Amro, или 66% акций чешского Ceskoslovenska Obchodni Banka бельгийским í банком КВС в 1999 г. [9] g-
Анализ практики развития банковской системы России в переходный к рыночной экономике период показывает, что период бурного ее развития, основным отличительным признаком которого о был быстрый рост числа вновь создаваемых кредитных организаций, фактически завершен (см. табл.). 0 В этот период в силу значительного роста потребности в банковских услугах со стороны огром- о ного количества вновь созданных предприятий негосударственного сектора и повышения активности участия населения в кредитных институтах в сфере банковского бизнеса образовался вакуум, который при довольно простых правилах открытия банков быстро заполнялся вновь созданными финансовыми институтами.
Одновременно с их созданием и развитием совершенствовались и банковские технологии. Но в условиях слабой конкуренции, высоких процентных ставок кредитования, дешевых ресурсов и легко зарабатываемой прибыли вопросы повышения эффективности банковских технологий не были первоочередными. Усилившаяся конкуренция в банковской сфере и ужесточение контроля государства за кредитными учреждениями изменили ситуацию в развитии банков. Начался процесс концентрации капитала, сопровождающийся укрупнением банков как путем слияний и поглощений, так и переделом сфер деятельности.
о
Степень концентрации банковского капитала считается одним из главных показателей, характеризующих "здоровье" финансовой системы любой страны, и тенденция к образованию все более крупных банковских учреждений за счет сокращения количества мелких отмечается во всем мире. Таблица 1
Количество действующих банков в России [11].
01
01
Z
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Всего действующих баыкод 1279 12В8 1280 1259 1212 1197
Фингалы действующих банков Fia территории № (со 100% иностранным капиталом) ч 12 15 15 24 30
■Филиалы бактв. КСРСЗНДСНТОЕ "а территории РФ 1 1 1 0 0 0
Представительства Рснлгииских &JHKUB знл территории далыгегп -и^бежья 11 15 13 а 13 14
ПредствдмтЁЛЬстео Е\>1л.иьк\ки:ч банкон jhli тСр£1ГГСГркн ближнего нлруГмгжьи 35 27 30 31 31 31
Количества отозванных лицензий у кредит!iuk организаций, и СШН С peúpi Li 111 i'íli]j не й i> фирме: — СЛИЯНИЯ - присоединения 0 352 0 354 0 зс: 0 ЗЛ& 0 37« 2 381
И н них: - путем преобразования в филиалы друпп банков -путем присоединения к другим банкам (&сэ образования филиала) 319 31 321 33 326 30 ш 3Í 334 J4 3,17 J4
СО □
□
01
о
i—
®
i— s
о
а
®
ей
X
>
О О
О d
О
<
о
О О
о
о
ей О
I—
О
о
CL
о
X
о
В этом смысле наиболее нагляден пример американской банковской индустрии. По данным журнала The Banker, число банков в США составляло более 30000 в 1920 г., тогда как на сегодняшний день оно снизилось почти втрое. Тем не менее, по оценкам рейтингового агентства Moody's, в Соединенных Штатах на сегодня, примерно столько же банков, сколько во всем остальном мире.
В последнее время процесс консолидации банковских капиталов только интенсифицировался, с 1984 г. по сегодняшний день число американских банков сократилось более чем на 15% (ниже отметки 11000). Одним из главных факторов этого ускорения послужило смягчение ограничений на создание филиалов банков в других штатах, приведших лидеров банковского мира Америки на грань полной утраты международных конкурентных позиций.
Новые условия работы, участников рынка капитала выдвигают в число первоочередных вопросы повышения эффективности и конкурентоспособности кредитно-финансовой организации. Новое Базельское Соглашение по капиталу, которое планируется применять с конца 2006 г. ко всем банкам, занимающимся международной банковской деятельностью уделяет особое внимание операционным рискам, включающим не только риски организации процессов, но и риски несовершенной системы менеджмента или риски структуры организационного капитала.
На стоимость компании оказывают значительное влияние и внешние факторы: законодательные ограничения, общий уровень деловой активности, налоги, процентные ставки и общая ситуация на фондовом рынке. Работая в условиях ряда ограничений, менеджмент компании должен формировать долгосрочную стратегию развития фирмы. Эти решения вместе с общим уровнем деловой активности и уровнем корпоративных налогов влияют на ожидаемые денежные потоки, их временную структуру и их риск. Вместе все эти факторы влияют на цену акций, и такое же влияние оказывает и общее состояние фондового рынка.
В глобальной экономике нематериальные активы являются основным источником стоимости для сетевых корпораций. Стоимость создается в эффективном внутреннем бизнес-процессе на основе стратегии институционально-сетевого развития стратегических групп профессиональной деятельности, стратегического портфеля информационных технологий, плана организационных изменений и стратегического маркетинга. Все эти процессы формируют бизнес-модель проектного реинжиниринга.
Транснациональные финансовые корпорации стремительно разрушают национальные границы, вызывая принудительную реструктуризацию экономических систем развивающихся стран путем создания новых отраслей и модернизации традиционных. В глобализации финансовых отношений заинтересованы также финансовые институты, международные компании, договорные союзы, которые реально проводят интересы последних. Результатом их совместной деятельности является вначале усиление зависимости, подчинения им, а затем и разрушение национальных экономических систем.
Транснациональный кредитно-финансовый капитал работает по давно налаженным схемам и механизмам проникновения на международные рынки, меняется лишь специфика его деятельности, которая обусловлена такими факторами как особенности международной банковской деятельности и социально-экономической модели экономики выбранной страны.
Это послужило созданию "дополнительного" механизма глобализации, связанного с потребностью в создании глобальных структур для развития национальных экономических систем, создания современных технологий. Это ? производный механизм, более субъективный, нежели объективный, но который изменил динамику и форму глобализационных процессов.
Рост пенсионных фондов, страховых компаний, осуществляющих страхование жизни, а также взаимных фондов во второй половине XX в. в странах центра привел к перераспределению финансового капитала. В настоящее время эти учреждения в совокупности владеют более чем 60% всех акций США. Кроме того, более 43% взрослого населения США владеют акциями индивидуально, тогда как в 1990 г. в стране наблюдалось только 22% акционеров [1, с. 59]. Большинство граждан развитых стран, имеют пенсионные планы, получая и косвенный доход от владения акциями - через рост своих пенсионных накоплений, следовательно, заинтересованы в росте курса корпоративных акций.
В условиях сетевой экономики национальные хозяйственные системы попадают под власть глобального капитала и транснациональных корпораций. В.Л. Иноземцев в рецензии на книгу Лестера К. Туроу отмечает, что, анализируя различия между второй и третьей революциям, автор концепции
N
01
г
акцентирует внимание на их пространственно- количественных параметрах. В доказательство В. □ Иноземцев приводит цитату: "Третья промышленная революция ознаменовывает переход от нацио- О нальных хозяйственных систем к глобальной экономике...точно так же, как вторая промышленная революция ознаменовала смену локальных хозяйственных систем национальными" [2, с. 610]. ^
Когда в начале XX в. финансовый менеджмент окончательно сформировался как отдельная об- а ласть науки, основной упор делался, прежде всего, на законодательные аспекты налогообложения и ® слияния компаний, формирование новых фирм и различные типы ценных бумаг, которые фирмы могли о выпускать для того, чтобы привлекать капитал. В годы Великой депрессии XX в. акцент сместился на ®
СО
банкротство и реорганизацию, корпоративную ликвидность и регулирование рынка ценных бумаг. В | течение 40-х и в начале 50-х гг. финансовый менеджмент был нацелен, прежде всего, на проведение ^ финансового анализа. Однако в конце 70-х г., когда стала развиваться финансовая глобализация, на- о метилось движение в сторону теоретического анализа, и фокус переместился на решения менедже- ^ ров, разрабатываемые в целях наращивания акционерной стоимости корпораций. ^
Концентрация финансового менеджмента на максимальном увеличении стоимости бизнеса в ^ эпоху глобализации изменила концепцию финансового анализа, выделив в качестве приоритетных ^ следующие новые направления: глобализация бизнеса, использования информационных технологий, о уровень развития сети. Эти тенденции предоставляют компаниям новые возможности повышения 0 рентабельности финансового менеджмента и снижения рисков, но они приводят также к росту кон- о куренции и к возникновению новых, ранее не известных источников рисков.
Если основной характеристикой глобализации является взаимозависимое развитие двух процессов: глобализации рынков (капитала, трудовых ресурсов, товаров и услуг) и глобализации экономических форм (укрупнение организационных структур экономики, формирование глобальных игроков), то совокупность этих процессов является сущностной характеристикой глобализационных тенденций на финансовом рынке. Транснациональная сетизация кредитно-финансовых игроков означает развитие этапа экономической глобализации на рынке финансовых услуг, которая постепенно приобретала современные формы проявления: информационно-коммуникационную и финансово-организационную.
В глобальной экономике категориальный аппарат качественно меняется. "Доминирующие сегменты и фирмы, представляющие стратегическую основу любой экономики, тесно связаны с мировым
о
рынком, и их судьба зависит от того, насколько успешно они работают на этом рынке" [3, с. 107], ? отмечает М. Кастельс. Динамика внутренних финансовых рынков зависит от способности национальных фирм конкурировать в глобальном масштабе. Глобализация рынков стала возможной только в конце XX в., благодаря качественным переменам в финансовых, информационных и коммуникационных технологиях. Новая система финансовых отношений основана на стратегических альянсах, сотрудничестве по временным проектам между корпорациями, децентрализованными частями крупных компаний, малыми, средними предприятиями, объединенными в сети с крупными финансовыми корпорациями. Гарантом успеха управленческой стратегии в финансовой группе является позиционирование корпорации внутри сети так, чтобы получить конкурентное преимущество для данной конкретной позиции.
Структура финансовых сетей самовоспроизводится и расширяется по мере того, как развивается конкуренция, в конечном счете, усиливая глобальные характеристики глобальной экономики в целом. Для работы в условиях изменчивой геометрии производства и системы распределения фирме необходима гибкая форма управления, основанная как на гибкости самой фирмы, так и на доступе к необходимым коммуникациям и производственным технологиям [6,с. 29].
Основополагающим фактором экспансии иностранных банков в 1990-х гг. на рынки стран ЦВЕ стала либерализация режима иностранных инвестиций, открывшая доступ иностранного капитала в банковские системы. Существенными стимулирующими факторами притока иностранного капитала в регион стали благоприятная законодательная база, историческая общность, географическая близость и давние экономические связи между Западной и Восточной Европой. Интенсивность экономических связей стран ЦВЕ с ЕС, появление на новых рынках ТНК, а также ничем не ограниченный допуск ино-Ги странных инвесторов к приватизации местных предприятий, обусловили расширение деятельности Z западноевропейских банков, которые могли предложить весь спектр банковских услуг, в регионе и значительный приток иностранных инвестиций. Весь этот процесс привел к тому, что у зарубежного q инвестора не было особых проблем с выбором банка, они обслуживались в своих традиционных бан-□ ках [5, с. 59].
Банковская система западноевропейских стран в этот период характеризовалась жесткой кон--<> куренцией и относительной перенасыщенностью рынка ссудных капиталов, в отличие от стран ЦВЕ, поэтому значительный рост развития банков необходимо было обеспечить за счет экспансии на но® вые Центральные и Восточные европейские рынки [8].
g Еще одним из дополнительных стимулов для прихода иностранных банков и расширения их
ф филиальной сети в странах ЦВЕ была продиктована перспективой роста их экономики и устойчивос-| ти банковской системы. Один из менеджеров итальянского банка UniCredito объяснил этот процесс следующим образом: "Банк UniCredito заинтересован в экспансии в страны ЦВЕ, т.к. по расчетам его о специалистов рост банковских активов в этом регионе будет в 2-3 раза превышать рост ВВП, а анало-
х гичный показатель для стран ЕС составляет 1,3" [10, p. 54].
®
ЕЕ Если раньше основной спрос на финансовые ресурсы шел со стороны российских банков, то в
а 2005 г. около 2/3 инвестиций сделано небанковскими группами инвесторов и зарубежными покупа-< телями. В настоящее время иностранные финансовые группы формируют около 1/3 спроса на рос-^ сийские банки. Фактически эта оценка может быть и выше, особенно с учетом объема ресурсов в q распоряжении международных финансовых групп и относительно более высокой стоимости сделок с
0 их участием.
^ Наиболее активными национальными группами, консолидирующими банковские активы в Рос-
сии, становились: в 2003 г. ? ФК "НИКойл", Росбанк, Пробизнесбанк, Русский генеральный банк; в 2004 £ г. ? "Уралсиб", General Electric Consumer Finance, Внешторгбанк, ЕБРР; в 2005 г. ? Societe Generale, Сибакадембанк, "Зенит", IFC, Intesa.
1 Иностранные банки в основном приобретают банки среднего размера с лучшим качеством ка® питала, большей рентабельностью. Они готовы платить премию, к стоимости за возможность выхода >| на новый для себя рынок. Кроме того, иностранные покупатели, обладая возможностью привлекать 5 ресурсы под сделку по низкой стоимости, имеют возможность рассчитывать для себя больший срок ® окупаемости инвестиций, чем российские. Слишком много неэкономических и скрытых факторов искажают стоимость в сделках.
Мерам по либерализации экономического пространства и отмене барьеров на финансовых рын-
о
о
х О
ках отводится большое внимание. Это связано с тем, что они способствуют развитию сетей, усиливают конкуренцию, приводят к снижению издержек производства для производителей и цен для потребителей, тем самым, способствуя укреплению конкурентных позиций. Для того чтобы управление в сетевой экономике было эффективным, большинство западных ученых считают необходимым "переплести" органы управления на международном и национальном уровнях в единую, достаточно хорошо интегрированную систему [7, р. 422].
Особым, по своему значению пунктом среди других мер по ликвидации барьеров для перемещения факторов производства на пространстве ЕС, стоит задача сформировать единый рынок услуг. Для достижения этой цели Комиссия ЕС реализует специальный План действий, включающий 42 различные меры, направленные на формирование реального рынка финансовых услуг к 2007 г. Практически на всех предложенных направлениях достигнуты договоренности между странами, в том числе проблемное направление инвестиционных услуг. Для формирования интегрированной сети финансовых услуг, необходима новая стратегия развития бизнес-единиц финансовых корпораций.
Стратегия международной корпорации является глобальной, если компания, осуществляя свою деятельность в общемировом или крупном региональном масштабе, обнаруживает хорошее знание своих конкурентов и методов ведения глобальной конкурентной борьбы, и способность координировать свою деятельность с помощью гибких информационных, производственных, финансовых технологий.
Инвестиционная активность глобального капитала в странах периферии стремительно растет, увеличивая значение и роль страховых, банковских и крупных интегрированных бизнес-групп на национальных рынках. Прежняя структура, при которой транснациональные финансовые корпорации монополизировали национальные рынки, сменяется сетевой, когда несколько корпораций захватывают значительную долю специализированных глобальных рынков. Новая модель трансформации финансовых отношений определяет необходимость изучения новых форм глобального капитала и мо-
РЕМЕЗКОВ А.А.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
01
01
Z
делирования процессов консолидации капитала национальных финансовых институтов. □
□
Литература.
1. Бригхем Ю. Эрхарт М. Финансовый менеджмент. СПб, 2005. ^
2. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М.: "Наука", 2000. D
3. Кастельс М.: Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. ®
4. Кочетов Э., Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый о дуализм и его правовые аспекты) // Общество и экономика. 2000. № 2. ®
5. Особенности приватизации в Центральной и Восточной Европе: Реф. сб. / М.: РАН ИНИ- | ОН, 2002. ^
CD
6. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и о устройствах. М., 1985. ^
7. Hirst P., Thompson G. Globalization and the Future of the Nation State // Economy and ™ Society. 1999. Vol. 24. № 3. &
8. Timewell S/ CEE Pickings - Central and Eastern Europe Banks // The Banker. 2001. April.
9. Todria D. East European Banks // www.times-publications.com. о
10. Tully K. Building Ferraris in Lada Land // Euromoney. 2002. April. о
11. www.cbr.ru. о
12. www.cnb.cz.
о
со О
I—
о о
CL
о
CD
О CD
В современной экономической литературе широко обсуждаются теоретические подходы и практические методики обеспечения безопасности экономических систем различного уровня. В то же 2
о
время, как отмечают многие исследователи, отсутствует системный подход к рассмотрению данного ^ вопроса. ^