образование, работу, организовать проведение различных мероприятий - от свадьбы до похорон - на достойном уровне, несомненно, повысит конкурентоспособность потребительской кооперации на селе [4]. Для этой же цели следует предоставлять льготы пайщикам (скидки на обслуживание, отпуск товаров в кредит и пр.). Расширение социальной деятельности, предоставление разнообразных услуг - это лучшая реклама деятельности организаций потребительской кооперации, фактор повышения их конкурентоспособности.
Список литературы
1. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19.06.1992 г. №3085-1 (ред. от 02.07.2013 г.).
2. Блау С.Л. Доктрина продовольственной безопасности и роль таможенной службы в ее реализации // Актуальные проблемы теории и
практики таможенного дела и пути их решения: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / Российская таможенная академия. 2010. С. 49-54.
3. Блау С.Л. Продовольственная безопасность: модель измерения потребности населения в продовольствии // Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы: материалы I Всерос. конф. / Общественная палата Российской Федерации. 2014. С. 119-125.
4. Блау С.Л. Социальная миссия потребительской кооперации с позиций повышения эффективности хозяйственной деятельности // Фундаментальные и прикладные исследования. 2005. №3-4. С. 108-112.
5. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011. 720 с.
6. Blau S.L. Modeling the food needs of the populaition: applied and fundamental studies proceedings of the 4th international academic conference. USA: St. Louis, Missouri, 2013. Р. 161-165.
БЛАУ Светлана Леонидовна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
BLAU, Svetlana Leonidovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 338.22.01
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
Е.В. Борисова
В статье доказана необходимость выработки научно обоснованного стратегического планирования как ключевого инструмента управления экономическими системами. Проведен анализ существующих подходов дефиниции «стратегическое планирование». Предложен авторский процессный подход к сущности стратегического планирования. Обозначены ключевые проблемы стратегического планирования в Российской Федерации.
Ключевые слова: стратегическое планирование; управление; экономическая система; процессный подход; целеполагание; бюджетное планирование; модернизационно-инновацион-ный сценарий.
E.V. Borisova. STRATEGIC PLANNING IN MANAGEMENT OF ECONOMIC SYSTEMS
The article substantiates the need to develop evidence-based strategic planning as a key instrument of managing economic systems. An analysis of existing approaches to the definition of «strategic planning» is performed. The author's process approach to the essence of strategic planning is offered. Outlines of key problems of strategic planning in the Russian Federation are given.
Keywords: strategic planning; management; economic system; process approach; goal-setting; budget planning; modernisation and innovative scenario.
На проходившем в Санкт-Петербурге ме- отмечалось, что, к сожалению, российская эко-ждународном экономическом форуме 2016 г. номическая политика недостаточно определяет многими экономистами, предпринимателями долгосрочную стратегию развития националь-
ной экономики [6]. Текущий экономический кризис, начавшийся в 2014 г., подтверждает неустойчивость и зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых цен на углеродное сырье, социальных и экономических геополитических факторов [3]. Геополитические факторы, введенные против Российской Федерации санкции препятствуют интеграционным процессам российской экономики с мировым экономическим пространством. Все это предопределяет необходимость перехода на новые экономические условия, которые должны формироваться методами, инструментами стратегического планирования, отвечающими требованиям современных условий. Государственная экономическая политика должна строиться на четких ориентирах и приоритетах развития на средне- и долгосрочный периоды.
Россия имеет достаточный исторический опыт развития экономической школы стратегического планирования. Вопросами планирования занимались в 1920-х гг. при реализации плана ГОЭЛРО, построения пятилетних планов развития народного хозяйства. Большой вклад в становление отечественной школы планирования внесли А.А. Богданов, Н.Д. Кондратьев, В.В. Леонтьев, В.А. Базаров и другие [2]. Советская система планирования носила административно-командный характер. Смена экономической система начала 1990-х гг. привела к кардинальным изменениям не только в хозяйственном укладе страны, но и смене методов государственного воздействия на экономические процессы.
Третье тысячелетие диктует новые условия формирования концепции стратегического планирования. Экономическое положение Российской Федерации, сложная геополитическая обстановка диктуют необходимость разработки модернизационно-инновационного сценария устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Система стратегического планирования в этом сценарии играет определяющую роль, ее составными элементами выступают экономическое обоснование и юридическое оформление управленческих решений.
В 2014 г. был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]. Согласно законодательству к государственному стратегическому планированию относится система, элементами которой являются: совокупность взаимосвязанных документов стратегического планирования, в которых определены приоритеты социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности
РФ; нормативно-правовое, научно-методическое, информационное, финансовое обеспечение процессов стратегического планирования; участники государственного стратегического планирования.
В научном сообществе существуют разные точки зрения по поводу дефиниции «стратегическое планирование». Так, Генри Минцберг, известный канадский ученый, в 1993 г. написал книгу о «взлете и падении стратегического планирования», в которой планирование рассматривается им как процесс, включающий: 1) видение будущего, 2) контроль будущего, 3) принятия решений, 4) формализованная процедура достижения заданного результата [9]. Автор считает, что главное в планировании -управление процессами изменений.
С.В. Чирков и В.И. Кнорринг рассматривают стратегическое планирование как инструментарий по достижению определенного результата. Так, С.В. Чирков отмечает ключевой характеристикой стратегического планирования выработку экономически целесообразных проектов управленческих решений [8]. В.И. Кнорринг определяет стратегическое планирование как «эффективные методы для достижения цели и систему показателей, определяющих ход работы по достижению поставленных целей» [4, с. 46].
В.Б. Крымов под стратегическим планированием понимает «систему целей, институтов и инструментов управления, позволяющих направить управленческую деятельность органов публичной власти всех уровней на достижение долговременных приоритетов социально-экономического развития, а также обеспечение необходимыми ресурсами достижения этих приоритетов» [5, с. 9]. В данном определении стратегическое планирование представлено в виде совокупности различных инструментов достижения определенных приоритетов. Планирование рассматривается как статичная система.
На наш взгляд, более точно характеризует содержание стратегического планирования Э.А. Уткин, как «реализуемый в форме прогнозов, проектов, программ и планов, предусматривающих выдвижение целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды» [7, с. 19].
По нашему мнению, стратегическое планирование необходимо рассматривать с точки зрения процессного подхода, который предусматривает ряд этапов по достижению постав-
ленной цели. Именно цель определяет заданную стратегию по управлению экономической системой в долгосрочном периоде. Для определения стратегии развития экономической системы необходимо разработать организационный механизм достижения поставленной цели, определить социально-экономические тренды, проблемы и способы их решения. Стратегическое планирование становится определяющим фактором устойчивого развития экономической системы в долгосрочном периоде, поскольку предполагает усиление роли целепола-гания в процессе управления.
В первую очередь необходимо определить объект и предмет стратегического планирования, т.е. что планировать, для чего необходимо установить наиболее важные проблемы социально-экономического развития экономической системы, механизм решения установленных проблем, выявления ресурсного потенциала и определения результатов воздействия планируемого экономического инструментария.
Задачей стратегического планирования экономической системы является обеспечение стабильности и системности ее ключевых составляющих. Исследования в области теории и практики стратегического планирования экономическими системами позволяют выявить следующие его характерные признаки: 1) сочетание директивного (на основании опыта советских пятилетних планов) и индикативного планирования (на основании отечественных и зарубежных концепций стратегического управления); 2) сценарный характер разработки стратегических планов; 3) использование методов программно-целевого управления, бюджетирования, системы сбалансированных показателей, SWOT-анализа и др.
Достижение стратегических целей развития должно опираться на модернизационно-инно-вационный сценарий развития, целью которого является построение экономики качественно нового инновационного типа, основанного на прорывных технологиях. В первую очередь стратегическое планирование должно опираться на методологический фундамент научного обоснования, учитывающего ресурсный потенциал экономических систем для достижения целей устойчивого развития на долгосрочный период. Ключевыми инструментами механизма реализации стратегии развития являются: привлечение инвестиций, развитие экономики инновационного типа, стимулирование спроса.
Изменение структуры экономики, перевод ее к экономике, основанной на новом технологическом укладе, позволит ей обеспечить кон-
курентоспособность страны в долгосрочном периоде. В связи с этим использование методов стратегического планирования усиливает значимость как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Необходимо отметить, что, несмотря на многочисленные исследования вопросов методологического обеспечения стратегического планирования в Российской Федерации и его практического применения, остается нерешенным ряд проблем. Так, разработанные и принятые законодательно-нормативные документы стратегического планирования зачастую носят декларативный характер. Выработанные стратегии экономического развития страны и ее территорий не позволяют трансформировать долгосрочные приоритеты развития в плановые индикаторы средне- и краткосрочного периодов на основе программно-целевого бюджетного планирования. Это является системной проблемой. Не выстроены вертикальные и горизонтальные уровни стратегического планирования.
Переход российской экономики на устойчивый рост предполагает необходимость активизации роли стратегического планирования в управлении страной, наполнения его качественно новым содержанием.
Современные теории стратегического управления и планирования имеют историческую связь и преемственность. Модель стратегического планирования должна опираться на наработанный опыт плановой советской экономики и особенности развития современного общества.
Таким образом, многочисленные исследования сущности стратегического планирования позволяют определить его место в управлении экономическими системами, исходя из определения его ключевых характеристик, и выявить на основании этого направления дальнейшей проработки теоретических и практических вопросов стратегического планирования экономическими системами.
Последовательность действий стратегического планирования, на наш взгляд, должна включать формулирование целей, ранжированных по приоритетным направлениям развития; анализ ресурсного потенциала экономической системы; разработку тактического механизма реализации выработанной стратегии; контроль и мониторинг реализации стратегии.
Для решения проблем стратегического планирования в Российской Федерации необходимо: 1) совершенствовать методологическое обоснование разработки стратегических планов экономических систем разного уровня; 2) проработать в достаточной мере механизмы
реализации выработанных стратегий развития; 3) своевременно и адекватно корректировать стратегические планы вследствие воздействий меняющихся условий внутреннего и внешнего характера; 4) всесторонне проработать взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования. Предложенные рекомендации позволят создать систему стратегического планирования в Российской Федерации, способную решить актуальные задачи устойчивого социально-экономического развития.
Список литературы
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон № 172-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.
2. Борисова Е.В. Генезис развития концепций планирования в России // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С. 18-21.
3. Борисова Е.Р. Основные проблемы развития современной российской экономики // Вест-
ник Российского университета кооперации. 2015. № 3 (21). С. 16-18.
4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: НОРМА. 2001. 528 с.
5. Крымов В.Б. Стратегия развития субъекта Российской Федерации - ключевой элемент системы стратегического планирования на региональном уровне // Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему. СПб.: Леонтьевский центр, 2014. 140 с.
6. Петербургский международный экономический форум // ПЭМФ-2016 г. URL: http://www. forumspb.com/ru/2016/sections/62/materials/ 309#day82.
7. Стратегическое планирование / под ред. Э.А. Уткина. М.: ЭКМОС. 1998. 440 с.
8. Чирков С.В. Стратегическое планирование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета: экономика и управление. 2011. № 1. С. 46-49.
9. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning: preconceiving roles for planning, plans, planners. N.Y.: Free Press, 1994. Р. 46.
БОРИСОВА Екатерина Валерьевна - аспирант. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected].
BORISOVA, Ekaterina Valeryevna - Graduate. St. Petersburg State University of Economics. Russia. Saint Petersburg. E-mail: [email protected].
УДК 338.22
СФЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКОЙ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Е.Р. Борисова
Представлена сравнительная характеристика сфер регулирования и принципов, лежащих в основе прокьюремента, как международной системы правительственных закупок, и контрактной системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации. Дано описание отличительных особенностей принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, ответственности, эффективности, профессионализма заказчика, стимулирования инноваций и единства контрактной системы.
Ключевые слова: контрактная система; прокьюремент; сфера регулирования; принципы; открытость; единство; ответственность; эффективность; обоснованность; торги.
E.R. Borisova. REGULATION AND THE PRINCIPLES OF INTERNATIONAL AND RUSSIAN SYSTEMS OF GOVERNMENT PROCUREMENT
The article provides a comparative analysis of the spheres of regulation and the principles underlying procurement as an international system of government purchases and the contract system of state and municipal procurement in the Russian Federation. A description is given of the distinctive features of the principles of openness and transparency, competition, accountability, efficiency, professionalism of the customer, providing incentives for innovation and unity of the contract system.
Keywords: contract system; procurement; regulatory principles; openness; unity; responsibility; efficiency; validity; auction.