СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Э.А. Макарян, студент
Кубанский государственный университет
(Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10640
Аннотация. Статья посвящена анализу категории «стратегическое планирование» в контексте развития современных хозяйствующих субъектов. Автором представлена последовательность действий при разработке стратегического плана деятельности организации с учетом особенностей ее деятельности. Основное внимание в работе автор акцентирует на различных подходах к определению стратегических целей организации. Также в статье обозначены ключевые критерии оценки стратегии фирмы.
Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, планирование, стратегический план, стратегическая цель.
На сегодняшний день непрерывное ускорение экономических процессов, постоянное изменение рыночной конъюнктуры, а также нестабильная ситуация на микро-и макроуровне диктуют необходимость постоянной адаптации к предлагаемым условиям ведения хозяйственной деятельности. В данном контексте, достичь целей функционирования предприятия представляется возможным за счет эффективного использования инструментария стратегического планирования и прогнозирования, которые делают возможным повысить качество управления организацией и максимально использовать производственные ресурсы [1].
Грамотно разработанная стратегия обеспечивает возможность адекватно реагировать на вызовы, возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации. Это позволяет минимизировать риски и издержки предприятия. Реализация мероприятий по стратегическому планированию - одна из наиболее значимых целей деятельности менеджмента, что обосновывает актуальность данной работы.
Стратегическое планирование представляет собой сложный, многоуровневый процесс разработки финансово-хозяйственных планов деятельности и установки ее целевых показателей. Деятельность по стратегическому планированию направлена на повышение эффективности
деятельности предприятия и обеспечения его сбалансированного поступательного развития [2]. В современных условиях, стратегическое планирование включает в себя как элементы строго рациональной природы (разнообразные расчеты и теоретические обоснования), так и компоненты прогнозирования, основанные на гипотезах экспертов.
Стратегическое планирование требует повышенного контроля со стороны менеджмента компании, а также ее непосредственного руководства. На основании этого нами были выделены базовые элементы стратегии развития:
1. Стратегия должна содержать строгие временные рамки для каждого этапа реализуемых мероприятий (например, посредством использования диаграммы Ган-та).
2. При разработке стратегии может быть применен сценарный подход, то есть, предложены несколько наиболее вероятных вариантов развития, выявленных при первичном анализе внешней и внутренней среды организации.
3. Помимо генеральной стратегии, следует уделить внимание детализации программы развития организации в виде разнообразных аналитических материалов, расчетной документации и т.д.
4. Эксперты также отмечают, что при разработке стратегии следует уделить внимание визуализации информации для
более эффективной коммуникации внутри команды менеджеров.
На основании изученного исследованного материала, была разработана последовательность этапов стратегического планирования в современных организаци-
ях (рис. 1). Данная последовательность действий охватывает этапы, начиная от предварительного планирования, до разработки отдельных уточненных планов развития организации по направлениям.
1.
2.
з.
4.
5.
б.
7.
Изучение основных положений деятельности организации, ее миссии и положения на рынке.
Идентификация текущего этапа жизненного цикла организации для последующего подбора типовых направлений работы.
Анализ внешних факторов, оказывающих воздействие на организацию (экономических, политических, социально-экономических и др )_
Спецификация стратегии предприятия, выбор наиболее приоритетных целей и задач развития.
Анализ драйверов роста и ингибиторов развития (внешних и внутренних)
Справедливая оценка сильных и слабых сторон деятельности организации на текущем этапе развития
Разработка генеральной стратегии развития предприятия
Разработка детализированных стратегий развития по отдельным направлениям деятельности (хозяйственной, финансовой и т.д.)
Рис. 1. Последовательность этапов стратегического планирования в организации
Обобщая теоретический материал по вопросу стратегического планирования в современных организациях, отметим, что все цели развития предприятия могут быть классифицированы на основании использования качественного и количественного критерия (рис. 2). Качественные цели ха-
рактеризуют общее направление, вектор развития организации на определенный период времени. Количественные цели стратегического планирования определяют ожидаемые измеримые показатели деятельности организации [3].
Рис. 2. Критерии стратегического развития предприятия
В рамках исследования была систематизирована и обобщена информация о наиболее распространённых видах стратегий современных организаций [4, 5]. Нами были рассмотрены стратегии экстенсивного и интенсивного роста, практика привлечения сторонних ресурсов, а также стратегия количественного роста (табл. 1). На основании проведенного анализа, можно
сделать вывод о взаимозависимости стратегии развития предприятия с целевыми установками его топ-менеджеров. Однако, каждая стратегия имеет свои недостатки и преимущества, которые также представлены в таблице 1. Отметим, что данные выводы будут актуальны как для компаний B2C-, так и Б2Б-сегмента [6].
Таблица 1. Основные типы стратегий развития современных предприятий, а также их особенности
Название стратегии Характеристика стратегии Ключевые особенности стратегии
Стратегия интенсивного развития Предполагает наращивание деловой активности организации в рамках выбранной производственной ниши. На данном этапе происходит сегментация существующих групп потребителей для более четкого удовлетворения их потребностей. + Позволяет обеспечить более тесное взаимодействие с целевой аудиторией; + Как правило, не требует существенного изменения производственно-технологической структуры фирмы; - Ограничивает спектр возможностей фирмы по освоению новых рынков, т.к. производственные ресурсы концентрируются в другой сфере.
Стратегия экстенсивного развития Подразумевает диверсификацию производства, то есть расширение номенклатуры предлагаемой продукции. Диверсификация может быть направлена на развитие областей, напрямую не связанных с профилем деятельности организации. + Обеспечивает широкий и сравнительно быстрый охват значительной доли потребителей; + Позволяет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды за счет развитые каналы продаж; - Как правило, отсутствует четкое понимание потребностей целевой аудитории в силу желания реализовать как можно больше продукции.
Привлечение сторонних ресурсов Развитие межрегиональных и трансграничных связей с партнерами для расширения рынков сбыта, а также привлечения новых партнеров. + Увеличивается ассортимент предлагаемой продукции; + Развиваются новые каналы продаж; - В силу изменения специфики деятельности и расширения географии сбыта продукции, существенно возрастают коммерческие и хозяйственные риски.
Количественный рост Увеличение объема производства при существующей номенклатуре товаров, при этом, как правило, рынок сбыта остается неизменным. + Организация в полной мере удовлетворяет запросы потребителей; + За счет значительного объема; предлагаемой продукции расширяются возможности для «управления» рынком; - Существует риск перенасыщения рынка и невостребованности продукции в предлагаемых объемах.
Стратегия развития предприятия пред- на поведение других участников экономи-полагает не только последовательный план ческих отношений, что и делает ее неотъ-действий, призванный спрогнозировать емлемой частью программы развития со-оптимальные показатели его деятельности, временного бизнеса. но и систему мероприятий реагирования
Библиографический список
1. Шолудченко Я.А. Стратегическое планирование как фактор эффективного развития современной организации / Шолудченко Я.А., Панченко А.А. // Аллея науки. - 2018. -Т. 4. № 4 (20). - С. 629-632.
2. Рудковская О.Г. Теоретические аспекты стратегического финансового планирования организации на современном этапе / Рудковская О.Г. // В сборнике: Российская экономика: взгляд в будущее материалы IV Международной научно-практической конференции: в
3 частях. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. - 2018. -С. 156-166.
3. Бурый А.С. Дорожное картирование, как инструмент стратегического управления. / Бурый А.С., Стреха А.А. // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2016. - № 4 (32). - С. 7.
4. Козявкина А.С. Стратегическое планирование на предприятии. / Козявкина А.С. // Экономика и социум. - 2018. - № 5 (48). - С. 572-576.
5. Байгулова О.В. Специфика стратегического планирования деятельности организации в системе антикризисного управления в современных условиях / Байгулова О.В., Чума-ченко К.В. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2017. - № 10 (89). - С. 100-103.
6. Васильева Д.Д. Подходы к интерпретации сущности стратегического планирования как инструмента управления организацией / Васильева Д.Д., Зозуля Д.М. // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 10 (27). - С. 231-235.
STRATEGIC PLANNING IN MODERN ORGANIZATIONS: PROBLEMS AND PRINCIPLES OF AN EFFECTIVE ORGANIZATION
E.A. Makaryan, student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the category of "strategic planning" in the context of the development of modern economic entities. The author presents a sequence of actions in the development of a strategic plan for the organization, taking into account the peculiarities of its activities. The author focuses on the work on various approaches to defining the strategic goals of the organization. The article also identifies key criteria for evaluating the strategy of the company.
Keywords: strategic planning, strategy, planning, strategic plan, strategic goal.