А. А. Рябцев
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
Работа представлена кафедрой прогнозирования и планирования экономических и социальных систем Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Г. А. Карпова
В статье рассматриваются вопросы формирования системы стратегического планирования на разных уровнях управления туристской отраслью в аспекте разработки программ ее безопасного развития.
The author of the article considers problems of the strategic planning system formation at different levels of tourism management in the aspect of its safe development programmes' elaboration.
Туризм, в соответствии с рекомендациями ВТО, следует рассматривать с точки зрения развития и управления на контролируемой, комплексной и устойчивой основе, с учетом применения основных принципов планирования. Связано это, в первую очередь, с тем, что управление туризмом на основе планирования может созда-вать экономические, социальные и экологические преимущества, не вызывая дегра-дации туристских ресурсов, сохраняя их для использования в будущем, и обеспечивая, таким образом, безопасное развитие как туристской отрасли, так и дестинации в целом. Управление развитием туризма на плановой основе, кроме того, позволяет устанавливать тесные взаимосвязи между туризмом и другими секторами экономики, сочетать государственные интересы с интересами частных структур и местного населения.
Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности дестинации (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное и тактическое планирование).
Стратегическое планирование является связующим звеном между основополагающей стратегией и краткосрочным, детальным планированием. Сущность понятия «стратегическое планирование» применительно к рассматриваемой проблеме состоит в разработке целевых ориентиров развития туризма на конкретной территории и определении необходимых для их достижения ресурсов, формирования политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов. Такой подход позволяет:
¡.Получить представление о состоянии туристской системы и уровне решения существующих проблем в конкретный период времени.
2. Спроецировать на будущее тенденции в развитии как отрасли туризма в целом, так и туристской дестинации в частности.
3. Наметить стратегические цели.
4. Увязать стратегические цели с объемом и структурой имеющихся ресурсов.
5. Объединить в единое целое федеральные и региональные программы по развитию туристской дестинации.
Следует отметить, что планирование в туризме всегда имеет территориальную
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
привязку к определенному географическому пространству. Сущность планирования в туризме заключается в создании определенных условий развития дестинации, использующих имеющуюся инфраструктуру и иные туристские ресурсы.
В соответствии с указанными выше условиями можно выделить следующие цели процесса планирования в рамках туристской отрасли:
• определить альтернативные подходы к маркетингу, организации туризма, развитию сопутствующих услуг;
• сформулировать методы адаптации к неожиданным изменениям общих экономических условий, жизненных ценностей, прочих факторов внешней среды;
• поддержать уникальные для туризма характеристики природных ресурсов, местной культуры, архитектуры;
• достичь желаемого состояния - высокого уровня дохода, положительного имиджа туристской дестинации;
• избежать нежелательного состояния процессов, протекающих в дестинации, таких как - излишняя конкуренция туроператоров, недружелюбное отношение местных жителей к туристам, повреждение или постоянное изменение природных и культурных ресурсов, потеря культурной индивидуальности, потеря рыночной доли, транспортные проблемы и т. д.
При осуществлении стратегического планирования в туризме и обеспечении безопасного, устойчивого развития туристской дестинации, важно опираться на следующие принципы1 :
• принцип целенаправленности - должна быть сформулирована система конечных целей в рассматриваемом периоде;
• принцип комплексности - планирование туристской отрасли в комплексе с другими сопряженными отраслями;
• принцип системности;
• принцип адаптивности - учет фактора неопределенности, обуславливающий
необходимость коррекции целевого блока или иных разделов плана;
• принцип вариативности;
• принцип баланса интересов (принцип партнерства) - необходимость в консенсусе между различными властными структурами, социальными и профессиональными группами;
• принцип легитимности - обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта стратегического документа на уровне представительного органа власти;
• принцип защиты от возможных негативных последствий развития туризма предполагает учет негативных последствий на стадии предплановых разработок, а также оценка различных вариантов развития и выбор оптимального варианта, при котором негативное воздействие туризма было бы минимизировано.
Обоснование приоритетных направлений развития туризма предполагает выполнение целого ряда работ прогнозно-аналитического характера. В системе стратеги-ческого планирования прогнозно-аналитические работы выступают в качестве ее ин -формационной основы. Целью аналитических работ в системе стратегического планирования развития туристской отрасли является определение достигнутого уровня развития дестинации в целом и детально, выявление внешних и внутренних факторов и тенденций.
Планирование туризма, как взаимосвязанной системы, должно быть нацелено на комплексное развитие всех составляющих его частей, факторов как спроса, так и предложения, физических и институциональных элементов. Эта система будет функционировать намного эффективнее и принесет желаемые выгоды, если она будет планироваться на комплексной основе с согласованным развитием всех ее компонентов. Иногда это комплексный системный подход также называется всеобъемлющим под-
Стратегическое планирование туристской деятельности как основа безопасного развития отрасли
ходом к планированию туризма, потому что в процессе планирования и разработки учитываются все элементы туризма.
Разработка планов и программ туристского развития территории уже в течение более чем 20 лет стала неотъемлемой составной частью процесса становления туризма как отрасли экономики России. В новых экономических и социальных условиях туризм представляет собой эффективную отрасль экономики и перспективное направление социально-экономического развития территории, способное стабилизировать экономическую ситуацию, смягчить социальные проблемы, выступить реальным фактором сохранения, воспроизводства и использования природного и культурно-исторического потенциала как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования, территории музея-заповедника, национального парка или другой охраняемой территории путем обеспечения притока денежных средств в местную казну, создания значительного количества рабочих мест в сфере туристского сервиса и сопутствующих отраслей, упорядочения и техно-логизации вовлечения объектов культурного и природного наследия в сферу туристского бизнеса. Таким образом, разумно спланированная стратегия и тактика туристского развития может принести соответствующему региону или центру значительные экономические выгоды, не порождая при этом каких-либо серьезных экологических или социальных проблем, а значит, обеспечивая безопасное развитие как непосредственно туристской отрасли, так и дестинации в целом.
К настоящему времени за рубежом и у нас в стране накоплен значительный опыт разработки и реализации планов и программ туристского развития. В последние годы ВТО выпущено несколько специальных методических пособий и руководств для специалистов по планированию туризма и курортов на местном и региональном
уровнях. В этих руководствах отмечается, что предложенные методические подходы и принципы туристского планирования следует применять с учетом национальных и региональных условий. Применение рекомендуемых принципов разумного планирования позволяет развивать туризм и управлять им на контролируемой, комплексной и устойчивой основе, обеспечивая стабильность всех составляющих безопасного развития туристской отрасли2.
В настоящее время интерес к программному подходу в части туристского разви-тия в регионах все время возрастает. Опыт последних лет показывает, что качество такой программы зависит, прежде всего, от состояния методической базы подобного рода разработок. Утвержденные общие формальные требования к разработке региональных целевых программ социально-экономического развития помогают увязывать базовые показатели туризма с программой более высокого ранга3. Однако методическая сторона формирования многосложного туристского комплекса никем не регулируется и не координируется.
Как видим, актуальность выработки единых методических подходов к рассматриваемому вопросу весьма высока. Была бы весьма своевременна подготовка соответствующих рекомендаций по разработке и аспектам реализации программ туристского развития территории. Кроме того, в дальнейшем серьезных методических обоснований и постоянного совершенствова-ния требуют методы и подходы к решению поаспектных проблем проработки конкретных разделов и блоков программных туристских разработок. Среди таких проблем следует, прежде всего, выделить определение предельно допустимых нагрузок на природные и культурные комплексы, а именно: определение критерия безопасного использования каждого отдельно взятого ресурса, выбор оптимальных пропорций туристской структуры в зависимости от функционального типа туристской дести-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
нации, методы определения и расчета социально-экономической эффективности от реализации комплекса программных предложений и целый ряд других аспектов, ак-
туальных для правильного их раскрытия и использования в документах, определяющих перспективы туристского развития территории.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гаранин Н. И. Менеджмент безопасности в туризме и гостеприимстве: учебник. М.: Советский спорт, 2005.
2 Дроздов А. В. Выявление, оценка и использование туристских ресурсов России: современная ситуация, проблемы и пути их решения (в соавторстве) // Актуальные проблемы туризма. Сборник научных трудов Российской международной академии туризма, вып. 1. М.: 2003. С. 228-250.
3 Здоров А. Б. Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004.