8. О транспортном налоге: закон Краснодарского края от 26 ноября 2003г. № 639-K3.
9. О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области: закон
Ростовской области от 10 мая 2012 № 843-3C.
И.П. Довбий
Д.э.н., профессор кафедры экономической безопасности Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
I.P. Dovbiy
Professor of the Department of economic security, doctor of economic Sciences South Ural state University (NIU) ([email protected], 89030888383)
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация. Разработка стратегии социально-экономического развития региона представляет многоуровневый многофункциональный процесс. Обеспечение методологического единства стратегического планирования актуализирует решение комплекса задач, связанных подготовкой к собственно процессу планирования сбалансированного устойчивого развития региона.
Annotation. The strategy of social-economic development of the region is multi-level multi-function process. Ensuring methodological unity of strategic planning actualizes the solution of complex problems related to the preparation to the actual process of planning balanced and sustainable development of the region.
Ключевые слова: стратегическое планирование, региональный уровень стратегического планирования, стратегический процесс, сбалансированное устойчивое развитие.
Key words: strategic planning, regional level of strategic planning, strategic process, balanced sustainable development.
Регион является большой экономической системой, сбалансированное устойчивое развитие которой требует решения противоречия между возрастанием состава участников экономических отношений и требованием сохранения согласованности их взаимодействия в соответствии с общей стратегией развития. На региональном уровне задача формирования целевых установок на основе стратегического видения развития территории предполагает вовлечение в процесс разработки стратегии социально-экономического развития всех, кто связывает свои интересы с будущим региона: Губернатор, Правительство и органы исполнительной власти региона, Законодательное Собрание и Контрольно-счетная палата, бизнес-элиты, стейкхолдеры, бизнес-сообщество и общественные организации, научное и экспертное сообщество.
Сбалансированное поступательное развитие государства должно достигаться одновременно на всех территориях с учетом многоступенчатой организации национального хозяйства, что актуализирует задачу адекватного методического сопровождения процессов разработки и принятия Стратегий социально-экономического развития территорий как на федеральном, так региональном и местном уровнях. Достижение методологического единства стратегического планирования становится возможным в рамках Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», создавшего единую правовую основу для разработки Стратегий на всех уровнях экономики.
Документы стратегического планирования должны быть взаимоувязаны не только в формате «государство-регион-муниципалитет», при этом важно учитывать, что Российская Федерация определяет свою позицию в глобальном хозяйстве, встраивая собственные интересы в международную экономическую координацию. Современный регион рассматривается экономической наукой как многоаспектная и многофункциональная система, отличающаяся специфическими функциональными при-
знаками: регион-социум, регион-рынок, регион-квазикорпорация, регион-квазигосударство. Пройдя путь от «региона как фактора благоприятного ведения бизнеса» до «феномена национальной инновационной экономики»1, регион является интегральным образованием, обладающим единством хозяйственных, социальных и природных компонентов, выступающим в качестве самостоятельного субъекта производственно-экономических отношений, способным к саморазвитию и реализации конкурентных преимуществ, самостоятельно представляющим интересы национальной экономики, на международном и глобальном уровнях. И это не только экономическая интеграция, при которой соседствующие государства, осознавая собственную роль, создают стратегические союзы: Евросоюз, Тихоокеанский альянс (Латинская Америка), Восточноазиатское пространство свободной торговли» (Япония, Китай, Южная Корея), Австралия и Новая Зеландия, Скандинавские страны, Северокавказский регион и т.д. Регионы объединяются и создают уникальные региональные бренды. В качестве одного из примеров подобного позиционирования можно привести точки экономической и туристической интеграции2, например, «Великий Шелковый путь», включающий такие коридоры (регионы) как Кавказ, Центральная Азия.
Регионы России становятся полноправными субъектами международных экономических отношений, определяя свою нишу в глобальном мирохозяйстве и устанавливая в качестве стратегических ориентиров социально-экономического развития: достижение глобальной конкурентоспособности и высокой включенности в международное разделение труда при опережающем и качественно взаимоувязанном развитии человеческого капитала, экономики, институтов, инфраструктуры, внутреннего пространства и внешней интеграции. Однако сложившаяся структурно-политическая ситуация свидетельствует о том, что увязка экономической динамики национального хозяйства только с внешним спросом является контрпродуктивной, закрепляя ресурсозависимый путь экономики. Необходимо развитие внутреннего спроса на основе повышения благосостояния населения и качества жизни. Именно последние приоритеты должны учитываться при разработке региональных Стратегий социально-экономического развития.
Разработка Стратегии регионального развития предполагает консолидацию усилий всех субъектов региональной экономики относительно согласования целей и интересов сторон, особенно долгосрочных целевых ориентиров; качественных и количественных характеристик, частей и элементов региональной экономических системы при переходе на новый уровень. Ключевыми характеристиками, которые должны найти отражение в разрабатываемой стратегии социально-экономического развития должны стать: устойчивость и сбалансированность.
Сбалансированность с экономической точки зрения предполагает: состояние уравновешенности доходов и расходов бюджетов государства, региона, предприятия; баланс потребностей в экономических ресурсах и их наличие с учетом объема, структуры, динамики, качественных характеристик и проч.; равновесное и согласованное протекание экономических процессов в обществе при их (процессов) допустимой автономности; наиболее желательные пропорции структуры и параметры:
1 Подробнее данный тезис рассмотрен в статье: Довбий И.П. Трансформация ресурсного обеспечения развития региона при смене технологических укладов / О.А. Амирова, И.П. Довбий// Российское предпринимательство. - М.: Креативная экономика, 2013. - № 8(230). - С. 68-72 (Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19033530) (прим. авт.)
2 В числе перспективных стратегий развития регионального туризма рассматриваются «объектный метод» (привлечение туристов и инвесторов) и «территориальный метод» (продвижение территорий в качестве единого коммерческого объекта), результатом реализации которых является формирование единого инвестиционно-туристического комплекса. Туристическая интеграция региона обеспечивает известность и имиджевую реабилитацию (устранение внутренней конфликтогенно-сти), защиту культурного наследия, привлечение инвестиционных и туристических потоков (прим. авт.).
территориального пространства, инвестиционной активности, трудовых ресурсов, предпринимательского и управленческого потенциала; учет дуализма экономических интересов и координация усилий всех стейкхолдеров региона на основе эффективных механизмов взаимодействия; повышение благосостояния и уровня жизни населения территории на основе уравновешивания материальных, финансовых, миграционных и прочих потоков. Достижение сбалансированности регионального экономического развития стратегически необходимо для: соблюдения равновесия между внутренними и внешними составляющими; поддержания баланса и оптимального соотношения противоположных сил и процессов; учета процессов динамичности и изменчивости, с одной стороны, и положительных тенденций социально-экономической инерции; разумного сочетания программно-целевого регулирования органами власти и рыночных механизмов. Данное особенно важно вследствие усиливающейся поляризации и дезинтеграции регионов на фоне усиливающихся внешних шоков (изменение правил торговли, экономические санкции и т.д.) и воздействия сил, нарушающих равновесие системы.
Устойчивое экономическое развитие региона возможно при условии: достижения равновесия производственного, человеческого и природного потенциалов в расширенном воспроизводстве; обеспечения социально-эколого-экономического развития территории без возложения дополнительных затрат на будущие поколения; ослабления запредельного антропогенного воздействия на природу и возрождения части разрушенных естественных экосистем; достижения консенсусов между равнозначными приоритетами в экономической, социальной и экологической областях. Устойчивость социально-экономического развития региона предполагает: учет взаимосвязи динамических и структурных аспектов; сочетание территориальных и функциональных связей; гармонизацию интересов стейкхолдеров; ресурсное экологоориентированное обеспечение; выявление и реализацию конкурентных преимуществ; усиление интенсивности и согласованности взаимодействия внутри- и межрегиональных производственно-экономических отношений; развитие правовых и социальных институтов. Состояние устойчивой динамики развития региона является труднодостижимым, поскольку экономические преобразования, осуществляемые на макроэкономическом уровне не всегда носят последовательный характер. В данной связи важно уделить внимание усилению инерции движения в приоритетном направлении и защите позитивных тенденций от воздействия внешних факторов.
Сбалансированное и устойчивое развитие являются не тождественными, но взаимодополняемыми понятиями. Цели, задачи и этапы достижения устойчивого сбалансированного развития регионов должны найти отражения в разрабатываемых и принимаемых стратегиях развития территорий: республик, краев, областей, муниципалитетов. Стратегия представляет собой план достижения желаемых целей и приоритетов в условиях неопределенности и ограниченности доступных ресурсов.
Разработка стратегии сбалансированного социально-экономического развития региона предполагает одновременное выполнение комплекса мероприятий:
- определение Миссии, амбиций и Видения региона в координатах сбалансированного устойчивого развития;
- анализ и оценка ресурсного потенциала, базовых условий, привлекательных возможностей, основных проблем и ограничений развития региона: макроанализ, спроса и предложения, конкурентных позиций, внутренних ресурсов и возможностей, внешних угроз (значимых и несущественных), стратегических разрывов и т.д.;
- рассмотрение альтернатив в части сценариев, рыночной позиции, конкурентных преимуществ, возможностей включения в цепочки добавленной стоимости, каналов мотивации и фокусировка на ключевых направлениях;
- формирование концептуальной системы стратегических приоритетов, целей и задач, разработка программ и планов мероприятий, конкретизируемых в документах стратегического планирования (люди, процессы, ресурсы, институты, каналы мотивации и т.д.), определение параметров стратегии, критериев принятия стратегических решений, системы показателей и индикаторов;
- коммуникации по формированию общего образа желаемого будущего региона между всеми субъектами регионального развития.
- выработка принципов разработки стратегии, обеспечивающих формирование институциональных условий для гармонизации целей и интересов субъектов региональной экономики и их доступ к ресурсному обеспечению, определяющих полномочия и ответственность властей по управлению устойчивым сбалансированным развитием территорий, стимулирующих инновационную активность и инвестиционную привлекательность региона.
Анализ практики стратегического планирования регионов, проведенных отечественными учеными, рассматривавшими: методологические подходы к формированию стратегии повышения конкурентоспособности региона [6]; государственную политику [3] и моделирование сбалансированного развития регионов [5], приоритеты управления [2] и особенности проведения мониторинга [4] и т.д., позволяет делать вывод о значимости целеполагания. Критически важным становится выделение приоритетов регионального развития с учетом экономических, социальных, экологических, информационных и инфраструктурных фактов и при соблюдении определенных законодательством принципов стратегического планирования.
Подготовка к разработке стратегии социально-экономического развития региона включает несколько этапов.
1. Подготовка комплекса документов, включающих: план мероприятий «дорожную карту», утвержденный распоряжением правительства региона; план разработки Стратегии; положение о Региональном стратегическом комитете, перечень участников стратегического планирования.
2. Формирование организационной структуры по разработке стратегии, основу которой составляют:
- Региональный стратегический комитет, выступающий центром ответственности за разработку стратегии, выбор и согласование приоритетов, определение их индикаторов, интегрирующее ядро, доступ ко всем видам ресурсов, необходимых для разработки стратегии: финансовые ресурсы, доступ ко всем ветвям власти внутри региона, федеральным органам власти, СМИ, деловым сообществам и т.д.
- Председатель Регионального стратегического комитета осуществляет формирование запроса на разработку стратегии, формулирование амбициозной качественной (а не количественной) цели развития региона, формирование видения будущего и ответа на вопросы каким регион должен стать для РФ? Что качественно будет отличать его от сегодняшнего состояния?
- Министерство экономического развития региона является исполнительным органом Регионального стратегического комитета и выступает в качестве: ресурсного центра разработки стратегии - конкретные люди, которые «собирают» документ: внутриправительственный центр координации всех министерств при разработке стратегии; областного проектного офиса; разработчика методологического обеспечения процесса разработки и реализации стратегии, организующего работу в режиме проектных команд.
3. Определение параметров взаимодействия Регионального стратегического комитета, его Председателя и Министерства экономического развития с остальными участниками процесса стратегического планирования, включая ком-
муникации с деловыми и общественными организациями; отраслевыми координационными органами, формирующими содержательную компоненту региональной стратегии; федеральными и региональными средствами массовой информации, специализированными площадками (форумами, конгрессами, выставками и т.д.); аутсорсинговыми компаниями, поставляющими услуги для разработки стратегии.
4. Формирование многоуровневой функциональной системы взаимодействия по оси «региональный стратегический комитет-региональный проектный офис-отраслевые координационные органы (отраслевые проектные комитеты, представляющие здравоохранение, образование, ЖКХ и т.д.)», а также со стейк-холдерами регионального развития - представителями бизнес - сообщества, общественными организациями, населением посредством формирования экспертных советов по оси «власть-бизнес-наука-общественность- СМИ»:
- власть осуществляет руководящую роль, взаимодействуя с экспертными советами, совместно формируя задачи и проекты развития, обеспечивая соблюдение баланса интересов и формируя программные документы;
- бизнес определяет условия эффективного ведения бизнеса, формулирует задачи «как больше заработать», формирует инфраструктурные и поселенческие проекты, определяет условия однозначной поддержки действующей власти;
- наука совместно с властью формирует технологический образ будущего и стратегию пространственного развития, обеспечивая научную обоснованность целей и задач, реализуемость проектов;
- общественность формулирует задачи сохранения и развития человеческого потенциала, определяет желаемые параметры комфортного проживания; формирует социальные, поведенческие проекты, проекты развития социальной сферы и инфраструктуры;
- средства массовой информации осуществляют «обратную связь».
Данное взаимодействие позволит достичь баланса приоритетов и интересов с позиции: поставленных целей и достигнутых результатов, потенциала регионального развития и уровня его использования, затрат ресурсов и получаемого эффекта, обеспечивая эффективность регионального развития с позиции его составляющих - политической, экономической, социальной и т.д.
5. Определение блоков и этапов разработки стратегии и распределение их среди участников стратегического планирования:
- аналитический блок обеспечивает формирование и организацию работы проектных площадок, оценку достигнутых регионов показателей социально-экономического развития, опрос бизнес-сообщества и населения для определения приоритетов развития;
- блок целеполагания и сценариев включает: определение стратегических приоритетов, целей и задач; разработку альтернатив, сценариев, направлений развития; определение показателей сроков, этапов и результатов; формирование стратегий пространственного и инвестиционного развития;
- блок прогнозирования (проектный) нацелен на оценку финансовых ресурсов и формирование государственных программ;
- исполнительный блок определяет направления, инструменты и механизмы реализации стратегии.
Перечисленный комплекс мероприятий позволит:
- сформировать управленческую и организационную инфраструктуру разработки стратегии сбалансированного устойчивого социально-экономического развития региона на основе единой методологической базы;
- обеспечить качественный анализ внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, проблем, диспропорций и дисбалансов социально-
экономического развития региона, его места в составе федерального округа, экономики России и мировой экономике;
- дать оценку основным показателям и современным тенденциям социально-экономического развития региона, его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, включая оценку достижения ранее поставленных целей социально-экономического развития;
- осуществить типологизацию субъектов стратегического развития («стейкхолдеров») на территории региона и определить их стратегических интересов;
- определить диспропорции и дисбалансы социально-экономического развития, ключевые проблемы развития (в т.ч. межотраслевые), конкурентные преимущества и конкурентные позиции, наиболее существенные вызовы и угрозы;
- получить комплексную оценку условий и возможностей социально-экономического развития региона, определив потенциалы развития (социально-демографический, производственно-экономический, научно-инновационный, финансово-инвестиционный, институционально-управленческий, транспортно-инфраструктурный, пространственно-расселенческий, природно-ресурсный) и предпосылки для их реализации.
Углубленное изучение интересов и общественных ожиданий на этапе подготовки к процессу стратегического планирования является предпосылкой для качественной разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития, нацеленной на сбалансированное и устойчивое развитие региона в долгосрочной перспективе. Источники:
1. Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
2. Батчаев Б.А. Механизм реализации приоритетной структурной политики управления развитием региона / Б.А. Батчаев // Актуальные проблемы экономики и права: Материалы Всероссийской научной конференции. - Кисловодск: КИЭП, 2012.
3. Геиев А.М. Теоретические основы государственной политики сбалансированного развития регионов / А.М. Геиев // Региональные проблемы преобразования экономики.- 2011. - № 2 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rppe.ru/?page_id=620- Дата последнего обращения 09.10.17 г.
4. Кондратьев, В.В. Методические подходы к формированию мониторинга устойчивого развития социально-экономических процессов в регионе / В.В. Кондратьев // Вопросы экономики и права. - 2012. - №2. - С. 45-48.
5. Омельченко Е.В. Методические подходы по разработке программных мероприятий повышения устойчивости развития региональных систем // Экономика и предпринимательство. -2013. - № 2.
6. Ятченко Л.В. Методологические подходы к формированию стратегии повышения конкурено-способности региона: социально-экономический аспект / Л.В. Ятченко, А.В. Кравченко // Экономика устойчивого развития. - 2013. - № 13.