Научная статья на тему 'Стратегическое планирование как основа формирования эффективного топливно-энергетического комплекса и энергетической безопасности России'

Стратегическое планирование как основа формирования эффективного топливно-энергетического комплекса и энергетической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / POWER SAFETY / FUEL AND ENERGY COMPLEX / POWER STRATEGY / PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухина Надежда Юрьевна, Стариковский Владимир Сергеевич

В статье рассматриваются основные проблемы развития российского топливно-энергетического комплекса с учетом его роли в обеспечении экономической устойчивости страны в целом; дана оценка значимости стратегического планирования на государственном уровне в условиях макроэкономической нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic planning as a formation basis of the effective fuel and energy complex and Russian power safety

The paper discusses the main problems of the Russian fuel and energy complex development and its role in providing economic stability of the country. The assessment is given of the importance of strategic planning at state level in the conditions of macroeconomic instability.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование как основа формирования эффективного топливно-энергетического комплекса и энергетической безопасности России»

УДК 338.012 ББК 65.2/4

С 77

Н.Ю. Сухина

Кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и финансового менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 440 21 28, e-mail: [email protected].

В.С. Стариковский

Аспирант кафедры экономики и финансового менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (909) 466 66 98, e-mail: [email protected].

Стратегическое планирование как основа формирования эффективного топливно-энергетического комплекса и энергетической безопасности России

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы развития российского топливно-энергетического комплекса с учетом его роли в обеспечении экономической устойчивости страны в целом; дана оценка значимости стратегического планирования на государственном уровне в условиях макроэкономической нестабильности.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, топливно-энергетический комплекс, энергетическая стратегия, планирование.

N.Yu. Sukhina

Candidate of Economics, Professor, Head of Economics and Finance Management Department, Kuban State University of Technology, Krasnodar. Ph.: (918) 440 21 28, email: [email protected].

V.S. Starikovskiy

Post-graduate student of Economics and Finance Management Department, Kuban State University of Technology, Krasnodar. Ph.: (909) 466 66 98, e-mail: [email protected].

Strategic planning as a formation basis of the effective fuel and energy complex and Russian power safety

Abstract. The paper discusses the main problems of the Russian fuel and energy complex development and its role in providing economic stability of the country. The assessment is given of the importance of strategic planning at state level in the conditions of macroeconomic instability. Keywords: power safety, fuel and energy complex, power strategy, planning.

В сложившихся условиях макроэкономической нестабильности, сопровождающихся в настоящее время трудностями в прогнозировании тенденций развития мировой экономики, проблемы обеспечения энергетической безопасности отдельно взятой страны требуют принятия максимально эффективных решений. Энергетическая безопасность играет важную роль не только в обеспечении эффективного функционирования любой отрасли промышленности национальной экономики, но и осуществляет поддержку экономической стабильности государства в целом. Энергетическая безопасность предполагает бесперебойную поставку электроэнергии и энергоресурсов ключевым системообразующим экономическим субъектам, а также их эффективное использование и накопление.

Существует два вида взаимодействия предприятий с топливно-энергетическим комплексом. Во-первых, топливно-энергетический комплекс снабжает промышленность источниками энергии, а во-вторых, он является заказчиком и потребителем продукции, необходимой для добычи углеводородов, которую производят специализированные отрасли промышленности. В настоящее время промышленность потребляет более 50% произведенных в стране топливно-энергетических ресурсов и около 60% электроэнергии [1]. Учитывая значимость отечественного топливно-энергетического комплекса в обеспечении национальной энергетической безопасности, его роль в формировании доходной части бюджета, влияние на смежные комплексы, точное определение основных проблем, стоящих перед комплексом, является важнейшей задачей при разработке стратегии его развития.

По сравнению с опытом планирования и реализации поставленных задач в области энергетики в СССР, современная российская экономика находится далеко позади. В связи с тем, что энергетическому планированию уделялось недостаточное внимание со стороны российского государства на протяжении нескольких лет становления рыночной экономики, наблюдается экстенсивная модель эксплуатации топливно-энергетического комплекса современной России. В сложившихся условиях без правового вмешательства государства представляется затруднительным обеспечение сохранности и инновационного развития топливно-энергетического комплекса, особенно в кризисные периоды развития экономики. Немалый исследовательский интерес представляет формат такого вмешательства, в рамках которого необходимо обеспечить оптимальное сочетание как частных, так и публичных интересов, в том числе в энергетической сфере [2].

Несмотря на то, что в настоящее время реалии развития топливно-энергетического комплекса определяются в рыночных условиях, Правительство разработало Энергетическую стратегию России на период до 2030г., что представляется нам важнейшей мерой совершенствования топливно-энергетического комплекса, которая позволит определить основные направления его развития, используя очевидные преимущества долгосрочного планирования. Разработка данной стратегии при должном уровне контроля со стороны государства способно стимулировать устойчивое развитие отраслей и комплексов страны, а также позволит контролировать выполнение плана по модернизации всего топливноэнергетического комплекса в процессе исполнения Стратегии. Одним из достоинств Энергетической стратегии России на период до 2030г. является также возможность ее корректировки с учетом макроэкономических изменений, появления новейших технологий, изменений конъюнктуры рынка энергоносителей, обязательств России в международных соглашениях не реже, чем раз в пять лет, поэтому Стратегия должна будет отвечать всем требованиям актуальности поставленных целей.

На наш взгляд, для обеспечения устойчивого развития топливно-энергетического комплекса необходимо усилить контроль над следующими проблемами комплекса:

- высокой энергоемкостю промышленности;

- приоритетом экспортно-сырьевой направленности комплекса над инновационной;

- доминирующей ролью топливно-энергетического комплекса в общей структуре народного хозяйства страны при низком объеме инвестиций в комплекс;

- недостаточным экологическим контролем над топливно-энергетическим комплекса из-за применения устаревших технологий, связанных с высокой токсичностью отходов производства.

К настоящему моменту следует отметить, что реализация предыдущей энергетической стратегии, несмотря на кризисные явления в экономике России и других стран, дала определенные позитивные результаты, которые выражаются в комплексе макроэкономических показателей.

По данным Росстата, ВВП России в 2002 г. составил в текущих ценах 10819 млрд. рублей, а в 2011 г. - уже 54369 млрд. В ценах 2008 г. эти показатели были равны соответственно 24799,9 и 41384,8 млрд. [3].

Если рассматривать развитие нефтяной отрасли в ретроспективе, то можно отметить,

что начиная с 1985 г., наблюдалось постепенное снижение нефтедобычи на протяжении 15 лет с 542 млн. т. в 1985 г. до 323 млн. т. в 2000 г. Основными причинами данного снижения являлись разрыв хозяйственных связей вследствие макроэкономических институциональных преобразований, а также экономической нестабильности, сокращение внутреннего спроса, тенденция к снижению цен на углеводороды. Начиная с 2001 года, добыча нефти в России вновь стала возрастать: к 2010 г. объемы добываемой нефти составили 505 млн.т.

Снижение цен на нефть оказало негативное влияние на экономику России в 1990-х годах, однако это было не единственной, и, по нашему мнению, не главной причиной рецессии в экономике страны и нефтедобывающей отрасли в частности. Отсутствие последовательной политики государства по регламентированию деятельности топливноэнергетического комплекса привело к ситуации, когда предприятия комплекса утратили мотивацию к инвестиционной и инновационной деятельности.

За 2001-2011 гг. объем экспорта продукции добывающих отраслей вырос в 2,57 раза. Развитие добывающих отраслей дало также импульс к росту объемов производства в обрабатывающих отраслях, объем производства в которых вырос в 2,46 раза; производство электрического, электронного и оптического оборудования выросло за тот же период в 2,77 раза. Данные коэффициенты демонстрируют, что развитие топливно-энергетического комплекса неразрывно связано с динамикой других отраслей и комплексов.

Данных результатов удалось достичь благодаря осуществлению энергетической политики в рамках разработанной Энергетической стратегии, направленной на развитие и укрепление отечественного топливно-энергетического комплекса.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед развитием комплекса, является переход к интенсивному росту за счет внедрения новейших технологий и разработок, поскольку возможности экстенсивного развития комплекса ограничены в связи с постепенным исчерпанием ресурсов на освоенных месторождениях. Однако в настоящее время затраты на НИОКР в России значительно ниже, чем в передовых иностранных государствах; кроме того, наблюдается низкая активность в этом направлении со стороны бизнеса в нашей стране.

В связи с этим основным направлением повышения эффективности российского топливно-энергетического комплекса должна стать реорганизация систем управления как на микро-, так и на макро-уровне в целях переориентации отдельных предприятий и отраслей на инновационный путь развития. Внедрение инноваций в топливно-энергетическом комплексе неразрывно связано со следующими преобразованиями:

- разработкой предприятиями собственной долгосрочной научно-технической политики;

- комплексной координацией инновационной деятельности в соответствии с принятой научно-технической политикой;

- регулярным мониторингом и внедрением инновационных разработок, технологий, программ в отрасли, в которой функционирует конкретное предприятие.

Итогом внедрения перечисленных мероприятий является формирование инновационной политики предприятия, которая будет согласована с целями Энергетической политики России до 2030 года, а значит, будет отвечать экономическим и организационным требованиям к развитию отечественного топливно-энергетического комплекса. Необходимость целенаправленного стратегического планирования в топливноэнергетическом комплексе на различных экономических уровнях подтверждается тем фактом, что основные направления научно-технического развития определяются именно на первоначальном этапе прогнозирования исследовательских разработок.

Для обеспечения модернизации электроэнергетики в стратегию должны быть включены и подкреплены институциональными преобразованиями меры по поддержке энергетических компаний, инвестирующих в НИОКР. В частности, государственная поддержка может осуществляться в виде софинансирования инновационных программ, предоставления государственных гарантий при инвестировании в долгосрочные проекты по модернизации электроэнергетических сетей и оборудования. Принципиальное значение

имеет также административное и экономическое противодействие принятию неэффективных инвестиционных решений.

Кроме того, необходимо увеличивать привлекательность инвестирования в новые технологии и модернизацию промышленности. Так, например, возможно субсидирование со стороны государства внедрения инновационных технологий и модернизации на производстве, предоставление налоговых льгот и специальных программ кредитования.

Следует отметить, что эффективное взаимодействие науки и промышленности является одним из важнейших условий эффективного развития топливно-энергетического комплекса. В этих условиях научная разработка без затруднений может быть внедрена в производство, и наоборот: промышленные нужды могут быть легко удовлетворены при помощи новых научных разработок под конкретную проблему или потребность.

Одним из примеров стратегического планирования в топливно-энергетическом комплексе является электроэнергетика. В настоящее время в рамках корректировки Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с учетом перспективы на период до 2030 года разработан раздел «Инновационное развитие и государственная техническая политика в электроэнергетике». В этом разделе сформулированы основные направления и ключевые технологические и экономические задачи, включая обеспечение эффективных экономических механизмов и условий для создания в сжатые сроки новой технологической базы [4].

Для целей постепенного выведения из эксплуатации устаревшего оборудования необходимо осуществлять различные программы утилизации, при этом необходимо сначала организовать выявление оборудования, которое должно подлежать утилизации, а затем контролировать процесс его замены.

Электроэнергетическая модернизация может стимулироваться при помощи введения государственной программы утилизации изношенного оборудования с одновременным вводом государственных компенсаций для предприятий на приобретение новых высокотехнологичных средств производства.

Кроме того, для предприятий топливно-энергетического комплекса должен быть выработан регулярно обновляемый перечень инновационных разработок в области техники и оборудования, одобренных специальной экспертной комиссией. Также осуществление модернизации топливно-энергетического комплекса можно ускорить путем привлечения иностранного капитала и заимствования опыта развития отраслей промышленности передовых стран.

Назначение Стратегии состоит в том, чтобы обеспечить баланс интересов государства и бизнеса. Государство старается обеспечить сбалансирование развития всех отраслей экономики. В отличие от бизнеса, оно стремится не столько к коммерческой, сколько к социально-экономической эффективности народного хозяйства, например, ставит цель выйти на определенный уровень доходов в расчете на душу населения (подушевое потребление энергии) или уменьшить энергоемкость экономики. На единицу ВВП мы тратим в 5-6 раз больше, чем развитые европейские страны, и в 12-16 раз больше, чем США и Япония [5].

Таким образом, Стратегия направлена на формирование партнерских отношений государства и бизнеса в области энергетики. Как показывает зарубежный опыт, данное направление является наиболее эффективным для реализации поставленных задач. Что касается внешней стратегии развития энергетики, то в сложившихся экономических условиях нашей стране следует сохранять за собой занятые ведущие позиции по экспорту энергоресурсов, так как это влияет на стабильность нашей экономики.

Однако активная продажа энергоресурсов за рубеж не способствует повышению национальной безопасности нашей страны. В настоящее время нефть и её стоимостные показатели по-прежнему оказывают большое влияние на российскую экономику, так как доходы от продажи нефти являются определяющими в доходах государственного бюджета. Цена на нефть формируется на сырьевом рынке, а, учитывая тот факт, что основными участниками торгов на этом рынке являются представители западных стран, можно сделать

вывод, что иностранные капиталы напрямую влияют на цену нефти, в том числе российской. Кроме того, внешнее влияние на стоимостные показатели нефти можно наблюдать через различные кризисные явления и военно-политические конфликты [6].

Приоритетами развития топливно-энергетического комплекса России, таким образом, должны стать повышение эффективности за счет инноваций, взаимодействие государства и частного бизнеса, сближение науки и промышленности, а также допустимый уровень экспорта энергоресурсов для возможности развития данной отрасли промышленности.

Таким образом, в процессе модернизации топливно-энергетического комплекса России государство должно занять ведущую роль. Однако с учетом отставания отечественных технологий в данной области необходимо наладить тесное взаимодействие с передовыми странами в области топливно-энергетической промышленности, основным направлением которого следует выбрать привлечение инвестиций в инновационное развитие топливно-энергетического комплекса России.

Примечания

1. Об энергетической стратегии России на срок до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р // Собрание законодательства РФ. 2009. №. 48. Ст. 5836.

2. Яковлев В.Ф. Правовое регулирование топливно-энергетического комплекса России // Энергетика и право. 2009. № 2. С. 9-12.

3. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: www.gks.ru

4. Шишкин А.Н. Целевая модернизация // Экономика и ТЭК сегодня. 2011. № 17. С.

4-6.

5. Энергетическая стратегия России в системе программных документов: внутригосударственные и международно-правовые аспекты // Энергетическое право. 2010. № 1. С. 7-23.

6. Информационно-аналитический портал «Нефть России». URL: www.oilru.com

References:

1. On power strategy of Russia for the term up to 2030: order of the Government of the Russian Federation of 13.11.2009, No. 1715-R // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2009. No. 48. Art. 5836.

2. Yakovlev V.F. Legal regulation of the fuel and energy complex of Russia // Power and the Law. 2009. No. 2. P. 9-12.

3. Federal Service of the State Statistics: official site. URL: www.gks.ru

4. Shishkin A.N. Target modernization // Economy and Energy Industry Today. 2011. No.

17. P. 4-6.

5. Power strategy of Russia in system of program documents: interstate and international legal aspects // Power Right. 2010. No. 1. P. 7-23.

6. Information and analytical portal “Oil of Russia”. URL: www.oilru.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.