Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1783
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
стратегия / планирование / тайм – менеджмент / strategy / planning / time management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузяшев Азат Нургалеевич, Талипова Алсу Радиковна

в данной статье авторами изучена стратегическое планирование и тайм менеджмент. Авторы считают, что тайм менеджмент — это способ осознанного контроля расходования своего времени на разные виды деятельности. Цель каждого тайм-менеджмента – сделать более продуктивными и труд, и отдых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING AND TIME MANAGEMENT

in this essay, the author analyzes strategic planning and time management. The authors believe that time management is a way to consciously control the spending of your time on different types of activity. The goal of each time management is to make both work and rest more productive.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ»

УДК 005

DOI 10.24411/2409-3203-2020-12229

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

Кузяшев Азат Нургалеевич

к.э.н., доцент

Башкирский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Российский университет кооперации» Россия, г. Уфа Талипова Алсу Радиковна студентка 1 курса, специальность «Государственное муниципальное управление»

Башкирский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Российский университет кооперации» Россия, г. Уфа

Аннотация: в данной статье авторами изучена стратегическое планирование и тайм менеджмент. Авторы считают, что тайм - менеджмент — это способ осознанного контроля расходования своего времени на разные виды деятельности. Цель каждого тайм-менеджмента - сделать более продуктивными и труд, и отдых.

Ключевые слова: стратегия, планирование, тайм - менеджмент.

STRATEGIC PLANNING AND TIME MANAGEMENT

Kosachev Azat Nurgalievich

Ph. D., associate Professor Bashkir cooperative Institute (branch) of an Autonomous non-profit educational organization

higher education of the Centrosoyuz of the Russian Federation Russian University

Russia, Ufa

Talipova Alsu Radikovna 1st year student, specialty "State and municipal administration" Bashkir cooperative Institute (branch) of an Autonomous non-profit educational organization

higher education of the Centrosoyuz of the Russian Federation Russian University

Russia, Ufa

Abstract: in this essay, the author analyzes strategic planning and time management. The authors believe that time management is a way to consciously control the spending of your time on different types of activity. The goal of each time management is to make both work and rest more productive.

Key words: strategy, planning, time management.

В условиях экономического рынка стратегическое планирование играет главную роль в рентабельности организации. Такое планирование поддерживает руководителей принимать взвешенные решения. Для каждой организации процесс стратегии свой.

Современное общество развивается с бешеной скоростью. Для того чтобы быть на передовой, или хотя бы на плаву от человечества нужно масса усилий, а значит быть в курсе

событий в своей области интересов, быть максимально организованным и дисциплинированным. Быть организованным - значит уметь управлять, прежде всего, собой и своим временем, владеть тайм-менеджментом.

Успех организации во многом зависит от эффективного управления грамотного руководителя. Одной из функций управления является стратегическое планирование. Планирование - это процесс определения целей, разработка задач и методов их достижения. Стратегическое планирование представляет собой основу для управления членами организации, это процесс определения стратегии, или направления развития организации, и принятия решений по распределению ресурсов в рамках этой стратегии, включая капитальные и людские ресурсы.

При изучении данного термина было определено, что оно имеет несколько обозначений. Например, А.И. Ильин считает, что стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению.

По мнению Л.П. Владимирова, стратегическое планирование - это набор действий и решений, предпринимаемых руководством организации, с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи фирме в решении задач ее развития.

Л.Е. Басовский дает определение, что стратегическое планирование представляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегии, необходимых для достижения целей организации, предприятия. В этой формулировке ставится знак равенства между планированием и разработкой стратегии, что нельзя считать корректным, так как "план" - более широкое понятие, чем понятие «стратегия», поскольку план включает и выработку стратегии, и программу мер по ее реализации на определенный период.

Отечественные экономисты Д.Д. Вачугов и В.Р. Веснин определяют стратегическое планирование как набор конкретных целей, которые необходимо достичь к определенному периоду. Они охватывают наиболее общие проблемы развития производства и распределения ресурсов на много лет вперед и разрабатываются самостоятельно по различным направлениям, но притом, что подчиняются определенной иерархии.

В.П. Грузинов пишет следующее: «Планирование - это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-политическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния». В этих определениях процесс планирования отождествляется с его результатом.

Ученые Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова дают следующее определение стратегического планирования. Стратегическое планирование - это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на определенный период функционирования, с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями [1, с.105].

Стратегическое планирование состоит из нескольких элементов связанных друг с другом.

1. Документация. При реализации стратегического плана простого схематичного бизнес-плана не достаточно. Требуется план, адекватно отражающий детали намеченных проблем, и служить понятным руководством в управлении. Необходимо разрабатывать систему отдельных, но взаимосвязанных планов таких как: основное направление развития, производственный план, проектные (под конкретные задачи) планы.

2. Доступность и актуальность информации. Прогнозирование перспектив организации может основываться только на достоверных, своевременно поставляемых данных, прошедших аналитическую обработку.

3. Руководство процессом планирования. Руководство высшего звена должно уметь быстро реагировать и адаптироваться к переменам, контроль за процессом адаптации

сотрудников, поскольку для нормального функционирования компании перемены неизбежны.

4. Организованное планирование. Главная цель планирования — синергетический эффект: максимум достижений при минимуме затрат. Однако для достижения синергии процесс планирования должен быть подчинён определённому порядку [7, с. 24].

Планирование и тайм-менеджмент неразрывно идут рука об руку. Тайм-менеджмент - это дисциплина, изучающая методы рационального и эффективного управления временем. Умению управлять своим временем стоит учиться. Считается, что умение управлять своим временем входит в первую десятку среди навыков ценных работодателем. Он заинтересован в работниках, которые вовремя приходят на работу, сумеют поставить точные сроки для выполнения заданий, умеют правильно распределять свое личное время.

Обучение тайм-менеджменту включает в себя такие важные умения как расстановка приоритетов, планирование, делегирование обязанностей и полномочий, ранжирование целей. Решение этих задач облегчат решение более серьезных задач: приобретение навыков рационального использования своего временного ресурса, повысить свою эффективность и результативность работы, организовывать процесс труда и отдыха и много другое.

А также к основным задачам тайм-менеджмента относится:

1. Анализ затрат времени на выполнение определенных задач.

2. Постановка, формулирование и определение цели.

3. Составление плана для достижения цели, а также расстановка приоритетов.

4. Реализация цели.

5. Составление списков дел, которые необходимо сделать.

6. Фиксация времени с помощью хронометража.

Основные правила тайм - менеджмента:

1. Нужно уметь ставить стратегические цели во всех областях жизни, которые имеют для нас значение: работа, семья, личная жизнь, саморазвитие, отношения с любимым человеком и друзьями, финансовое благополучие, образование. Главные цели - это движущие силы нашей жизни. Они придают ей смысл и направленность, облегчают «процедуру» отсеивания лишних дел;

2. Нужно умело подходить к выбору способов достижения нужного результата. Даже после определенного времени цели могут не изменяться годами, методы достижения могут меняться по мере необходимости;

3. Нужно придерживаться ежедневного ритуала составления задач на день и следовать им;

4. Не нужно создавать множество списков;

5. Нужно всегда начатое дело доводить до конца.

Людям свойственно все скидывать на слабость своего характера или на то, что нет к этому у них способностей, в случае неудач после многократных попыток спланировать свое время и свою жизнь. В обоих случаях отчасти они ошибаются. Например, создание карьерного плана позволяет четко понять для себя, какие шаги нужно предпринимать сегодня, чтобы получить желаемый результат в долгосрочной перспективе [3, 5].

Необходимо для начала проанализировать, куда уходит наше время. И тогда будет понятно на что не стоит тратить свое время и силы зря, обвиняя себя в неспособности управлять своей жизнью или заставляя себя работать до полного изнеможения». Управление временем касается в большей степени организации рабочего времени, чем его экономии. Мы должны научиться правильно, распределять время, исходя из личных интересов и интересов бизнеса. Нужно так использовать время, чтобы успеть выполнить

максимальное число задач, которые в свою очередь предопределять выполнение промежуточных задач, ведущих осуществлении основной цели. Нужно ставить точные цели, правильно выбрать приоритеты и планирование своего времени, добиться большей эффективности в работе, постараться затратить меньше времени.

Чтобы воплотить мечты в реальность, нужно сформировать личные ценности и сделать долгосрочные цели. Нужно научиться исключить лишние навязанные дела и выделять ключевые задачи с помощью точных критериев. Необходимо внедрить техники фильтрации, хранения и оперативного перемещения информации, позволяющие держать ее под контролем без слишком детального «раскладывания по полочкам». Нужно довести тайм-менеджмент до окружающих, чтобы они более правильно использовали свое и наше время.

Поверить в то, что при достаточном количестве желания и стремления нет ничего невозможного. Нужно двигаться вперед, никогда не останавливаться.

Тайм-менеджмент не только про умение эффективно работать, но и про умение распределять своим свободным временем. По совету специалистов не следует брать на дом работу, заранее тщательно продумывать время отдыха и следовать им. В частности, необходимо отдаваться эмоциональным перегрузкам - походы в кино, театры, концерты и спорту. Устраивать активный отдых не только в выходные дни, но и в будни, хотя бы один раз в неделю.

Таким образом, если стратегический план поможет прояснить желаемую цель, то грамотный тайм-менеджмент поможет сохранить полезный коэффициент действия компании.

Список литературы:

1. Акимова Т.А. Теория организации: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012. - с. 367

2. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2010. - 296с.

3. Галимова Д.Ф., Даутова А.А., Кузяшев А.Н. Возраст работника и стадия карьеры // Экономика и бизнес: экономика и практика. Международный ежемесячный научный журнал, № 4-2 (62), апрель 2020 г. С. 36-39. DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10290

- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42824930 (дата обращения: 18.05.2020 г.).

4. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 187 с.

5. Дадыко Е.Д., Кузяшев А.Н. К вопросу об индивидуальном карьерном плане и вариантах его выполнения // Экономика и бизнес: экономика и практика. Международный ежемесячный научный журнал, № 4-2 (62), апрель 2020 г. С. 61-64. DOI: 10.24411/24110450-2020-10295 - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42824936 (дата обращения: 18.05.2020 г.).

6. Гастев Алексей Капитонович // Деятели революционного движения в России: в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев, 1927—1934.

7. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник для вузов - М.: Изд-во «Экзамен», 2009. - с. 256

8. Чавкин А.М. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике. - М.: Финансы и статистика - 2004. - 320 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов/ Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2004. - 447с.

10. Эволюция тайм-менеджмента в российской и зарубежной науке и практике. Н.С. Киселева, с. 64 - 64. 20

11. Экономика: Учебник / под. ред. А.С.Булатова. - М.: Экономистъ, 2007. - 896с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.