4. Казанцева Г.С. Системы менеджмента качества как действенный инструмент повышения конкурентоспособности / Г. С. Казанцева. // Менеджмент качества. № 5, 2009. С. 28-31.
5. ТОО «ПНХЗ». Официальный интернет-ресурс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pnhz.kz/ (дата обращения: 05.03.2018).
STRATEGIC PLANNING Solyanik M.N. (Russian Federation) Email: [email protected]
Solyanik Maria Nikolaevna - Bachelor of Economics, Student, SOUTH URAL STATE UNIVERSITY, CHELYABINSK
Abstract: the article presents the definition of strategic planning, designation, main components, as well as the relevance of this direction in the organization and in the world. In addition, the main problems of applying strategic planning and methods for its improvement are formulated. It is known that strategic planning is an important component in the activity of the enterprise, which allows for more focused and interrelated resource management, which reduces material and financial losses when the organization's goals are achieved.
Keywords: strategic planning, strategic management, long-term goals, long-term tasks, strategy, mission.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Соляник М.Н. (Российская Федерация)
Соляник Мария Николаевна - бакалавр экономики, студент, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье представлено определение стратегического планирования, назначение, основные компоненты, а также актуальность данного направления в организации и в мире. Помимо этого, сформулированы основные проблемы применения стратегического планирования и методы его совершенствования. Известно, что стратегическое планирование является важнейшим компонентом в деятельности предприятия, которое позволяет осуществлять более целенаправленное и взаимоувязанное управление ресурсами, снижающее материальные и финансовые потери при достижении целей организации. Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегическое управление, долгосрочные цели, долгосрочные задачи, стратегия, миссия.
Введение
В условиях современного быстроменяющегося мира странам, регионам и предприятиям приходится постоянно решать проблемы своей конкурентоспособности и выживания.
Многие десятилетия в централизованной плановой системе предприятиям не нужно было определять цели и стратегии своего развития, решать, какой продукт производить и в каком количестве, как выжить в конкурентной борьбе.
Переход к рыночной экономике подразумевает разработку и применение принципиально иных форм, методов и технологий управления.
В условиях меняющейся среды, риска и неопределенности, широко использовавшиеся методы экстраполяции, базирующиеся на использовании прошлых
тенденций, пригодны только для условий стабильной экономики. Поэтому требуется стратегический подход, основой которого являются определение миссии и целей компании, решение стратегических задач: какие продукты производить, на какие рынки выходить, какой бизнес развивать [1].
Актуальность и степень научной разработанности проблемы
Текущий экономический кризис, начавшийся в 2014 г., подтверждает неустойчивость и зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых цен на углеродное сырье, социальных и экономических геополитических факторов. Геополитические факторы, введенные против Российской Федерации санкции, препятствуют интеграционным процессам российской экономики с мировым экономическим пространством. Все это предопределяет необходимость перехода на новые экономические условия, которые должны формироваться методами, инструментами стратегического планирования, отвечающими требованиям современных условий.
В работе использованы труды Б.А. Шогенова и А.Х. Жемухова, которые описали ключевые компоненты и теоретические проблемы стратегического планирования [1]; Ю.М. Ильиных, который исследовал проблему эффективности стратегического планирования [2]; Г.С. Мерзликина, Д.Д. Ткаченко, которые выявили методы совершенствования системы стратегического планирования в условиях неопределенности [7], и другие.
Элементы стратегического планирования
Стратегическое планирование - это процесс определения целей организации, необходимых ресурсов для их достижения и политики, направленной на использование и приобретение этих ресурсов [2].
При стратегическом планировании в первую очередь необходимо определить предмет и объект планирования, иными словами - что планировать, для чего требуется выявить проблемы социально-экономического развития экономической системы, механизм решения этих проблем, выявления ресурсного потенциала и определения результатов воздействия планируемого экономического инструментария.
Задачей стратегического планирования является обеспечение стабильности и системности ее ключевых составляющих [3].
Основные компоненты, используемые в стратегическом планировании, следующие:
- представление о компетенции, т.е. понимание сильных сторон организации и потенциальных возможностей;
- определение ключевых моментов развития организации и сосредоточение вниманиях на них;
- обеспечение конкурентного преимущества благодаря инновациям, снижению себестоимости и цены;
- эффект синергии;
- постоянный анализ внешних и внутренних факторов окружающей среды, возможностей и угроз для организации, сильных и слабых ее сторон;
- понимание стратегических потребностей в трудовых, финансовых и материальных ресурсах; обеспечение их оптимального использования [1].
Проблемы применения инструментов стратегического планирования
Проблема эффективности стратегического планирования и его влияния на деятельность компании уже давно вызывают полемику в трудах зарубежных ученых. На самом деле, разработка и последующее внедрение стратегического планирования может вызвать ряд сложностей. Самыми распространенными проблемами являются:
1) Неготовность высшего руководства компании к стратегическому планированию.
2) Небольшая или формальная заинтересованность высшего руководства.
3) Неверная организация процесса стратегического планирования.
35
4) Низкая эффективность процессов оперативного планирования и контроля.
5) Административная зависимость отдела стратегического планирования.
6) Неправильная организация взаимодействия с внешними консультантами.
7) Отсутствие стратегического контроля.
Рассмотренные проблемы и трудности стратегического планирования тесно переплетаются со всеми проблемами управления компанией. Поэтому для эффективного стратегического планирования для начала необходимо решать относительно небольшие проблемы (управленческий учет, формирование управленческой отчетности и т.д.) [4].
Совершенствование системы стратегического планирования
Основными организационно-техническими резервами роста эффективности процесса стратегического планирования являются:
1. Совершенствование оргструктуры стратегического управления.
2. Определение конкретных стратегий развития предприятия и включение их в систему стратегического планирования.
3. Организация эффективной работы маркетинга.
4. Внедрение системы автоматизированной поддержки и управления стратегическим развитием предприятия.
5. Построение эффективной модели стратегического планирования.
Основополагающим моментом при формировании эффективно функционирующей
системы стратегического планирования предприятия должно являться создание службы стратегического планирования как элемента организационной структуры предприятия, направленной на практическую реализацию процесса стратегического планирования. Основной целью этой службы должно являться формирование, управление функционированием и совершенствованием системы стратегического планирования на предприятии.
Порядок работы службы в рамках технологии формирования системы стратегического планирования на предприятии может быть представлен тремя этапами:
1. Формирование службы стратегического планирования.
2. Разработка системы планов.
3. Реализация разработанных стратегий.
На первом этапе происходит разработка положений о службе, осуществляется определение ее места в организационной структуре предприятия и организуется ее кадровое обеспечение.
На втором этапе производится определение направлений через моделирование деловой среды на основе выбранной технологии стратегического планирования.
На третьем этапе происходит реализация разработанных стратегий, включающая, с одной стороны, детализацию планов, а с другой - их интеграцию в части времени исполнения. Здесь же должен осуществляться их контроль и, в случае необходимости, корректировка.
До недавнего времени маркетингу отводилась роль вспомогательного звена стратегического управления. Главной задачей маркетинговой деятельности считался сбыт, а теоретические обоснования в полезности маркетинга как инструмента стратегического управления полностью игнорировались.
Связь маркетинга с процессом стратегического управления должна проявляться через взаимодействие с инновационной и инвестиционной деятельностью. Управление маркетинговой и инновационно-инвестиционной деятельностью должно быть одной из важнейших функций стратегического управления, так как именно эти виды деятельности являются центром стратегических инициатив.
На предприятиях, в целях более полной реализации системы планов предполагается, во-первых, обеспечить формирование планов стратегических хозяйственных единиц (СХЕ) на принципах коммерческого расчета, а, во-вторых, обеспечить взаимодействие ведущих служб, занимающихся стратегическим
36
планированием. Формирование планов стратегических хозяйственных единиц и обеспечение взаимодействия финансовой и маркетинговых служб позволяют сформировать систему планов предприятия, организованную в соответствии с алгоритмом стратегического планирования. Для предприятий система планов может быть представлена в следующем виде:
1. Стратегический план предприятия с горизонтом планирования не менее 3 лет.
2. Годовой план предприятия в квартальной разбивке, представляющий собой совокупность:
3. Ежемесячный план производства, продаж, внедрения новой техники и движения финансовых средств, представляющий собой скорректированный годовой план в соответствии с колебаниями внешней и внутренней среды предприятия.
4. Оперативные планы производства и отгрузки, составляемые на недельной и ежедневной основе.
5. Бизнес-планы создания СХЕ или их динамика.
Одним из важных условий, способствующих эффективному осуществлению процесса стратегического планирования, является оптимизация документооборота и информационных потоков, а также средств и методов их обработки внутри предприятий.
Заключительной фазой процесса формирования системы планов является контроль. Основной методикой контроля является анализ отклонения фактических показателей от плановых. Контроль должен выявить как проблемы системы стратегического планирования, ошибки в построении математической модели, так и тактические ошибки каждого отдельного подразделения [5].
Заключение
Теория стратегического планирования и управления стали известны благодаря таким авторам, как И. Ансофф, Ф. Котлер, М. Портер и другие. В России многое сделано для её интерпретации и адаптации.
Система аргументации в пользу применения теории в организации может быть построена на следующих утверждениях.
1. Основная идея стратегического управления: «только постоянно изменяясь можно успешно вести бизнес и развиваться в условиях сильной конкуренции и непредсказуемых изменений во внешней среде».
2. Практическая и успешная реализация в организации системы стратегического управления необходима и возможна.
3. Система стратегического управления способна постоянно предоставлять руководителю конкретную управленческую информацию о наиболее подходящих вариантах стратегических планов, решений и поведения.
Решение проблемы практического применения теории стратегического планирования и управления состоит в том, чтобы представить достаточно простой и понятный алгоритм реализации системного подхода, который позволял бы в бесчисленных вариантах стратегического поведения дать «вехи», «коридоры», пользуясь которыми, можно двигаться по индивидуальному, творчески разработанному маршруту с минимальным риском «подрыва» - неудачи применения этой системы.
Список литературы /References
1. Шогенов Б.А., Жемухов А.Х. «Теоретические проблемы стратегического
планирования в экономических системах» // Terra Economicus, 2007. Т. 5. № 2-2.
С. 355-357.
2. Ильиных Ю.М. «Стратегическое планирование и эффективность управления
экономическими системами» // Современные наукоемкие технологии, 2005. № 1.
С. 33-35.
3. Борисова Е.В. «Стратегическое планирование в управлении экономическими системами» // Вестник Российского университета кооперации, 2016. № 3 (25). С. 12-14.
4. Магданов П.В. «Проблемы и трудности внедрения стратегического планирования в российских компаниях» // Вестник Пермского университета, 2008. № 8. С. 90-99.
5. Смагина М.В., Грошева И.А. «Резервы повышения качества стратегического планирования на промышленных предприятиях» // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2011. № 4. С. 110-113.
6. Невгод Е.А. «Система «бережливого производства» как механизм комплексного совершенствования стратегического планирования предприятия» // Проблемы современной экономики (Новосибирск), 2015. № 28-2. С. 160-164.
7. Мерзликина Г.С., Ткаченко Д.Д. «Совершенствование системы стратегического планирования в условиях неопределенности» // Известия Волгоградского государственного технического университета, 2006. № 5. С. 107-110.