Бахарев В.В.
Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления. Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.
Демененко И.А.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления. Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.
Стратегическое партнерство вузов и работодателей в условиях новой парадигмы института образования
Вопросы трансформации роли университетов в современном обществе, развития их стратегических взаимодействий с различными партнерами вызывают высокий интерес, как для академического сообщества, так и для представителей государственных и бизнес-структур.
Актуальность развития партнерских отношений вузов, органов власти и бизнес-сообществ определяется следующими предпосылками:
- масштабная информатизация общества в целом, и системы высшего образования, в частности, приводящая к потребности поиска новых метлдов и форм сбора, анализа и транслирования акутальной информации;
- реформирование системы высшего образования направлено на изменение общей структуры взаимодействия между внутренними (студенты, ППС, администрация вуза) и внешними (абитуриенты, работодатели, органы власти) клиентами образовательного процесса с вертикальной на горизонтальную, активизацию процессов интеграции;
- возрастание роли университета как важнейшего субъекта социально-экономического развития, как на федеральном, так и на региональном уровне;
- потребность в разработке новых актуальных управленческих механизмов повыщения конкурентоспособности вуза на рынке труда с учетом трансформации института образования;
- необходимость создания интегрированной среды с целью развития сетевых отношений вузов и работодателей на стратегическом уровне.
В исследованиях современных ученых, изучающих проблемы реформирования системы образования, содержится значительное число рекомендаций по организации контуренторазвивающего образовательного процесса, в число которых входят: психолого-педагогическое воздействие на студентов с целью развития акмеологической направленности личности; проектирование конкурентоспособных образовательных моделей; поддержка студентов в их желании совмещать учебу в вузе с работой по специальности, по возможности, помогать с трудоустройством; помощь студентам в накоплении необходимого профессионального опыта в процессе прохождения производственных и других видов практик, содействие в выполнении заданий научного и управленческого содержания; организация внеучебной деятельности студентов с целью развития поликультурного взаимодействия, информационного обмена, гражданской активности и освоения студентами спектра социальных ролей; междисциплинарная интеграция информации, практико-ориен-тированность и контекстность обучения как важное условие повышения учебной мотивации студентов; систематическое и непрерывное осуществление мониторинга индивидуальных результатов студентов, внесение необходимых корректив в содержание конкуренторазвивающего образовательного процесса1.
На основании всего вышесказанного становится понятным, что проблему повышения конкурентоспособности при подготовке специалистов учреждениями высшего образования невозможно решить без стратегического партнерства вузов с внешними клиентами (работодателями).
По мнению В.Т. Титова и Д.А. Ендовицкого, целями такого партнерства могут быть провозглашены:
1) повышение качества высшего образования посредством участия бизнес-сообщества в реализации образовательных программ на всех уровнях высшего и дополнительного образования (бакалавриат, специ-алитет, магистратура, аспирантура, докторантура, программы повышения квалификации);
2) координация деятельности и объединение усилий для проведения научно-исследовательских работ, разработка научно-методического обеспечения всех уровней образования, совершенствование форм и методов
1 Шилова М.И., Белых И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника // Вестник ТГПУ. Вып. 4 (94). С. 39-45.
образовательной деятельности, формирование единого образовательного пространства;
3) содействие внутригосударственному и международному сотрудничеству в области науки, техники, образования и культуры;
4) разработка и внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность вузов в целях эффективной подготовки высококвалифицированных кадров с требуемыми компетенциями для работы в научной и практической сфере;
5) установление корпоративных интересов и укрепление связей между высшим образованием и бизнес-сообществом через механизм взаимодействия вузов с объединениями работодателей, прочими бизнес-структурами и промышленными ассоциациями;
6) поддержка инновационных программ, фундаментальных научных исследований, прикладных разработок, помощь в их патентовании, коммерциализации и внедрении в производство;
7) содействие в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ;
8) защита прав и законных интересов членов партнерства;
9) организация научно-практических конференций, круглых столов, семинаров - совещаний по актуальным проблемам развития науки и образования в России и за рубежом;
10) насыщение рынка товарами и услугами образовательных учреждений, юридических и физических лиц - членов партнерства;
11) разработка прогнозной финансово-экономической документации, проектов образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ; осуществление работ по экспертизе финансовых документов, нормативных актов, управленческой документации;
12) организация стажировок и обучения членов партнерства в вузах и коммерческих организациях в России и за рубежом2.
Однако сложность организации подобного партнерства заключается, в первую очередь, в том, что высшие учебные заведения и предприятия имеют различные целевые установки. Если образовательное учреждение
2 Тихомирова И.В., Иваев С.Н. Тенденции российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5.
осуществляет качественную подготовку специалистов для рынка труда, то предприятия, принимающие на работу молодых специалистов, нацелены, в первую очередь, на качественное производство продукции и получение прибыли.
В этой связи правомерно высказывание Л.С. Гринкруга и В.С. Василенко о том, что «ответственность за «целевую функциональную подготовку специалистов» возлагается на вуз, поэтому звучит несколько тавтологично принцип участия вуза во всех этапах подготовки специалистов: учитывая, что собственно вуз и реализует эту задачу, а работодатели должны быть привлечены вузом ко всем этапам подготовки»3. В данных условиях университетам, с одной стороны, важно сохранить свою научно-ориентированную природу, а с другой - соответствовать требованиям современных предприятий, целью которых является привлечение к трудовой деятельности высоквалифицированных кадров с целью получения прибыли.
Университеты являются организациями, имеющими достаточно закрытый характер и сложную внутреннюю структуру. Бизнес-партнеры зачастую «не представляют, как функционирует то или иное подразделение вуза, где находится нужный им «центр экспертизы», кто отвечает за реализацию конкретных проектов»4. Подобная «распыленность» приводит кроме всего прочего и к необходимости долгих и трудоемких согласований, прежде чем начать совместную деятельномть. Только преодоление излишнего бюрократизма и сокращение промежуточных процедур способно создать эффективный механизм сотрудничества учреждений высшего образования с бизнес-структурами.
Одним из вариантов решения данной проблемы может стать разработка совместной стратегии вузов и бизнес-сообщества, в которой будут четко описаны приоритетные направления и конечные результаты совместной деятельности. При этом очень важно подойти к разработке подобных механизмов с максимальной осторожностью, учитывая все возможные негативные последствия. И здесь нельзя не согласиться с мнением И.Г. Куфтырева и М.И. Рыхтика, утверждающих, что «главным принципом партнерства должно стать «развитие при сохранении»: стремление позаимствовать у каждой из сторон взаимодействия наиболее выгодные черты, сохранив при этом фун-
3 Дятченко Л.Я. Системные эффекты реализации национального проекта «Образование» в Белгородском государственном университете // Высшее образование сегодня. 2008. № 11. С. 2-6.
4 Демененко И.А. Перспективы модернизации системы высшего образования в России // Образование и общество. 2017. № 2-3 (103-104). С. 5-7.
Первый уровень
Г
Второй уровень
Г
Третий уровень
Л /'
Цель: стратегическое планирование целей и результатов подготовки компетентных специалистов штя т-ынкя тпула.
Цель: формирование потенциала стратегического партнерства, разработка технологий
ели енто ориентировали ой корпоративной культуры.
Цель: реализация стратегического партнерства вуза и бизнес-сообществ.
Рис. 1. Уровни организации стратегического взаимодействия вузов и работодателей.
даментальные основы собственной деятельности». В противном случае есть реальная опасность того, что университеты, воодушевленные перспективами партнерства с бизнесом, будут эволюционировать в сторону большей коммерциализации, когда на смену образованию придут «образовательные услуги»5.
На наш взгляд, взаимодействие высших учебных заведений с внешними клиентами должно осуществляться на трех уровнях организации образовательного процесса (рис.1).
Первый уровень взаимодействия образовательного учреждения и внешних клиентов необходим при стратегическом планировании целей и результатов подготовки компетентных специалистов и включает в себя:
- выявление актуального перечня общекультурных компетенций выпускника вуза, которые должны быть сформированы в рамках определенной образовательной программы на основе профессиональных отраслевых стандартов и концепции опережающего образования;
- проектирование основных образовательных программ (ООП) на основе целеполагания в форме заявленных общекультурных компетенций выпускника вуза, отражающих основные требования бизнес-сообщества
5 Куфтырев И.Г., Рыхтик М.И. Партнерство университетов и бизнеса: опыт США. Нижний Новгород, 2010. 21 с.
к социокультурной составляющей подготовки специалистов.
Второй уровень взаимодействия предполагает:
- формирование инновационной социокультурной среды вуза с учетом потребностей и интересов образования, науки и бизнеса;
- разработку и внедрение в образовательный процесс эффективных способов и технологий достижения желаемых результатов формирования клиентоориентированной корпоративной культуры, включая обязательное участие в реализации данного процесса ведущих специалистов со стороны науки и производства.
На третьем уровне стратегического партнерства вузов с внешними клиентами с целью подготовки конкурентоспособных кадров необходимо:
- активное участие внешних клиентов (прежде всего, представителей бизнеса) в системе контроля уровня сформированности заявленных общекультурных компетенций выпускника вуза;
- развитие новых процедур оценки качества подготовки будущих специалистов в рамках компетентностного подхода, включая разработку и внедрение инновационных систем контроля уровня сформирован-ности общекультурных компетенций специалистов путем проверки их способности находить решение сложных проблем, связанных с ценностями, нормами поведения в конкретных ситуациях;
- создание эффективных методов управления качеством образовательного и воспитательного процесса с учетом требований работодателей.
Нельзя не согласиться с мнением ряда авторов, полагающих, что для налаживания системного взаимодействия субъектов рынка труда необходимо включение в систему взаимодействия органа, выполняющего координационные функции, а также определяющего стратегические ориентиры взаимодействия.
По мнению Л.С. Гринкруга и В.С. Василенко, на региональном уровне в функции такого органа может быть включено решение таких основных задач, как формирование осознания потребности в партнерстве, инициирование интереса к партнерству вузов и работодателей, а также побуждение вузов занять активную, субъектную позицию в налаживании более тесных и продуктивных взаимоотношений с хозяйственными субъектами региона. В свою очередь, интерес субъектов внешней для вуза среды проявляется в следующем:
1) для органов власти - это формирование сбалансированного регионального заказа на подготовку выпускников вузами, учитывающего нужды экономики, прогноз ее развития, структуру образования (как в разрезе уровней, так и специальностей), с целью инициации развития региона и снижения уровня незанятости населения на рынке труда;
2) для работодателей - это формирование системы для получения качественных специалистов, отвечающих потребностям организации производства6.
На наш взгляд, целесообразно создание подобных структур и в рамках отдельного вуза или разделение данных функций среди административных структур современного университета.
Итогом такого взаимодействия должна стать организационно-культурная среда вуза, позволяющая не только сформировать общекультурные диспозиции студента, но и заложить ценностно-нормативные контуры будущей деятельности выпускника.
Ключевым аспектом для развития стратегических отношений является наличие общих целей у потенциальных партнеров7. Достижение согласованных целей позволяет участникам обеспечить собственную конкурентоспособность и результативность в долгосрочном периоде и зависит от потенциала стратегического партнёрства университета, который формируется из четырех составляющих, образующих интегрированную среду:
- кооперация ресурсов;
- актуальные инструменты реализации партнерства;
- нормативное, методическое и программное обеспечение партнерства;
- совокупность сетевых связей между всеми участниками.
Важнейшим результатом стратегического партнерства вузов и работодателей является паритетный доступ всех участников к ресурсной базе совместной деятельности, который способствует росту ресурсного потенциала, как работодателей, так и университетов, формированию и укреплению конкурентных преимуществ на рынке труда.
6 Гринкруг Л.С., Василенко В.С. Обновление образовательной системы вуза: модель взаимодействия с внешней средой // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 3. С. 29-36.
7 Батурина О.А., Терентьева Т.В. Оценка развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5. Т. 21. С. 31-40.
Список литературы:
1. Шилова М.И., Белых И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника // Вестник ТГПУ Вып. 4 (94). С. 39-45.
2. Тихомирова И.В., Иваев С.Н. Тенденции российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5.
3. Дятченко Л.Я. Системные эффекты реализации национального проекта «Образование» в Белгородском государственном университете // Высшее образование сегодня. 2008. № 11. С. 2-6.
4. Демененко И.А. Перспективы модернизации системы высшего образования в России // Образование и общество. 2017.
№ 2-3 (103-104). С. 5-7.
5. Куфтырев И.Г., Рыхтик М.И. Партнерство университетов и бизнеса: опыт США. Нижний Новгород, 2010. 21 с.
6. Гринкруг Л.С., Василенко В.С. Обновление образовательной системы вуза: модель взаимодействия с внешней средой // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 3. С. 29-36.
7. Батурина О.А., Терентьева Т.В. Оценка развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5. Том 21. С. 31-40.
Bibliography
1. Shilova M.I., Belykh I.L. Formation of the competitiveness of the graduate // Bulletin of the TSPU. Issue. 4 (94). P. 39-45.
2. Tikhomirova I.V., Ivaev S.N. Trends in the Russian market of educational services of higher professional education // University management: practice and analysis. 2010. № 5.
3. Dyatchenko L.Ya. System effects of the implementation of the national project "Education" in the Belgorod State University // Higher education today. 2008. № 11. P. 2-6.
4. Demenenko I.A. Prospects for Modernizing the System of Higher Education in Russia // Education and Society. 2017. № 2-3 (103-104). P. 5-7.
5. Kuftyrev I.G., Rykhtik M.I. University-Business Partnership: The US Experience. Nizhny Novgorod, 2010. 21 p.
6. Grinkrug L.S., Vasilenko V.S. Updating the educational system of the university: a model of interaction with the external environment // University management: practice and analysis. 2011. № 3. P. 29-36.
7. Baturina O.A., Terent'eva T.V. Evaluation of the development of university strategic partnerships in the context of the network approach // University management: practice and analysis. 2017. № 5. Volume 21. P. 31-40.