Научная статья на тему 'Стратегическое партнерство вузов и работодателей в условиях новой парадигмы института образования'

Стратегическое партнерство вузов и работодателей в условиях новой парадигмы института образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / университет / работодатель / конкурентоспособность / рынок труда / higher education / university / employer / competitiveness / labor market

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бахарев В. В., Демененко И. А.

Выстраивание эффективного взаимодействия вузов и предприятий как потенциальных работодателей в условиях глобализации социально-экономической системы и трансформации высшего образования определяет необходимость построения вектора стратегического партнерства университетов и представителей организаций. В данной статье авторами рассмотрены методологические основания и конструкты повышения актуализации и потребности совместной трехуровневой работы по организации стратегического взаимодействия вузов и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic partnership of universities and employers in the conditions of a new paradigm of the institute of education

Building effective interaction between universities and enterprises as potential employers in the context of the globalization of the socio-economic system and the transformation of higher education determines the need to build a vector of strategic partnership between universities and representatives of organizations. In this article, the authors consider the methodological foundations and constructs for increasing the actualization and the need for joint three-level work to organize strategic interaction between universities and employers.

Текст научной работы на тему «Стратегическое партнерство вузов и работодателей в условиях новой парадигмы института образования»

Бахарев В.В.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления. Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.

Демененко И.А.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления. Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.

Стратегическое партнерство вузов и работодателей в условиях новой парадигмы института образования

Вопросы трансформации роли университетов в современном обществе, развития их стратегических взаимодействий с различными партнерами вызывают высокий интерес, как для академического сообщества, так и для представителей государственных и бизнес-структур.

Актуальность развития партнерских отношений вузов, органов власти и бизнес-сообществ определяется следующими предпосылками:

- масштабная информатизация общества в целом, и системы высшего образования, в частности, приводящая к потребности поиска новых метлдов и форм сбора, анализа и транслирования акутальной информации;

- реформирование системы высшего образования направлено на изменение общей структуры взаимодействия между внутренними (студенты, ППС, администрация вуза) и внешними (абитуриенты, работодатели, органы власти) клиентами образовательного процесса с вертикальной на горизонтальную, активизацию процессов интеграции;

- возрастание роли университета как важнейшего субъекта социально-экономического развития, как на федеральном, так и на региональном уровне;

- потребность в разработке новых актуальных управленческих механизмов повыщения конкурентоспособности вуза на рынке труда с учетом трансформации института образования;

- необходимость создания интегрированной среды с целью развития сетевых отношений вузов и работодателей на стратегическом уровне.

В исследованиях современных ученых, изучающих проблемы реформирования системы образования, содержится значительное число рекомендаций по организации контуренторазвивающего образовательного процесса, в число которых входят: психолого-педагогическое воздействие на студентов с целью развития акмеологической направленности личности; проектирование конкурентоспособных образовательных моделей; поддержка студентов в их желании совмещать учебу в вузе с работой по специальности, по возможности, помогать с трудоустройством; помощь студентам в накоплении необходимого профессионального опыта в процессе прохождения производственных и других видов практик, содействие в выполнении заданий научного и управленческого содержания; организация внеучебной деятельности студентов с целью развития поликультурного взаимодействия, информационного обмена, гражданской активности и освоения студентами спектра социальных ролей; междисциплинарная интеграция информации, практико-ориен-тированность и контекстность обучения как важное условие повышения учебной мотивации студентов; систематическое и непрерывное осуществление мониторинга индивидуальных результатов студентов, внесение необходимых корректив в содержание конкуренторазвивающего образовательного процесса1.

На основании всего вышесказанного становится понятным, что проблему повышения конкурентоспособности при подготовке специалистов учреждениями высшего образования невозможно решить без стратегического партнерства вузов с внешними клиентами (работодателями).

По мнению В.Т. Титова и Д.А. Ендовицкого, целями такого партнерства могут быть провозглашены:

1) повышение качества высшего образования посредством участия бизнес-сообщества в реализации образовательных программ на всех уровнях высшего и дополнительного образования (бакалавриат, специ-алитет, магистратура, аспирантура, докторантура, программы повышения квалификации);

2) координация деятельности и объединение усилий для проведения научно-исследовательских работ, разработка научно-методического обеспечения всех уровней образования, совершенствование форм и методов

1 Шилова М.И., Белых И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника // Вестник ТГПУ. Вып. 4 (94). С. 39-45.

образовательной деятельности, формирование единого образовательного пространства;

3) содействие внутригосударственному и международному сотрудничеству в области науки, техники, образования и культуры;

4) разработка и внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность вузов в целях эффективной подготовки высококвалифицированных кадров с требуемыми компетенциями для работы в научной и практической сфере;

5) установление корпоративных интересов и укрепление связей между высшим образованием и бизнес-сообществом через механизм взаимодействия вузов с объединениями работодателей, прочими бизнес-структурами и промышленными ассоциациями;

6) поддержка инновационных программ, фундаментальных научных исследований, прикладных разработок, помощь в их патентовании, коммерциализации и внедрении в производство;

7) содействие в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ;

8) защита прав и законных интересов членов партнерства;

9) организация научно-практических конференций, круглых столов, семинаров - совещаний по актуальным проблемам развития науки и образования в России и за рубежом;

10) насыщение рынка товарами и услугами образовательных учреждений, юридических и физических лиц - членов партнерства;

11) разработка прогнозной финансово-экономической документации, проектов образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ; осуществление работ по экспертизе финансовых документов, нормативных актов, управленческой документации;

12) организация стажировок и обучения членов партнерства в вузах и коммерческих организациях в России и за рубежом2.

Однако сложность организации подобного партнерства заключается, в первую очередь, в том, что высшие учебные заведения и предприятия имеют различные целевые установки. Если образовательное учреждение

2 Тихомирова И.В., Иваев С.Н. Тенденции российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5.

осуществляет качественную подготовку специалистов для рынка труда, то предприятия, принимающие на работу молодых специалистов, нацелены, в первую очередь, на качественное производство продукции и получение прибыли.

В этой связи правомерно высказывание Л.С. Гринкруга и В.С. Василенко о том, что «ответственность за «целевую функциональную подготовку специалистов» возлагается на вуз, поэтому звучит несколько тавтологично принцип участия вуза во всех этапах подготовки специалистов: учитывая, что собственно вуз и реализует эту задачу, а работодатели должны быть привлечены вузом ко всем этапам подготовки»3. В данных условиях университетам, с одной стороны, важно сохранить свою научно-ориентированную природу, а с другой - соответствовать требованиям современных предприятий, целью которых является привлечение к трудовой деятельности высоквалифицированных кадров с целью получения прибыли.

Университеты являются организациями, имеющими достаточно закрытый характер и сложную внутреннюю структуру. Бизнес-партнеры зачастую «не представляют, как функционирует то или иное подразделение вуза, где находится нужный им «центр экспертизы», кто отвечает за реализацию конкретных проектов»4. Подобная «распыленность» приводит кроме всего прочего и к необходимости долгих и трудоемких согласований, прежде чем начать совместную деятельномть. Только преодоление излишнего бюрократизма и сокращение промежуточных процедур способно создать эффективный механизм сотрудничества учреждений высшего образования с бизнес-структурами.

Одним из вариантов решения данной проблемы может стать разработка совместной стратегии вузов и бизнес-сообщества, в которой будут четко описаны приоритетные направления и конечные результаты совместной деятельности. При этом очень важно подойти к разработке подобных механизмов с максимальной осторожностью, учитывая все возможные негативные последствия. И здесь нельзя не согласиться с мнением И.Г. Куфтырева и М.И. Рыхтика, утверждающих, что «главным принципом партнерства должно стать «развитие при сохранении»: стремление позаимствовать у каждой из сторон взаимодействия наиболее выгодные черты, сохранив при этом фун-

3 Дятченко Л.Я. Системные эффекты реализации национального проекта «Образование» в Белгородском государственном университете // Высшее образование сегодня. 2008. № 11. С. 2-6.

4 Демененко И.А. Перспективы модернизации системы высшего образования в России // Образование и общество. 2017. № 2-3 (103-104). С. 5-7.

Первый уровень

Г

Второй уровень

Г

Третий уровень

Л /'

Цель: стратегическое планирование целей и результатов подготовки компетентных специалистов штя т-ынкя тпула.

Цель: формирование потенциала стратегического партнерства, разработка технологий

ели енто ориентировали ой корпоративной культуры.

Цель: реализация стратегического партнерства вуза и бизнес-сообществ.

Рис. 1. Уровни организации стратегического взаимодействия вузов и работодателей.

даментальные основы собственной деятельности». В противном случае есть реальная опасность того, что университеты, воодушевленные перспективами партнерства с бизнесом, будут эволюционировать в сторону большей коммерциализации, когда на смену образованию придут «образовательные услуги»5.

На наш взгляд, взаимодействие высших учебных заведений с внешними клиентами должно осуществляться на трех уровнях организации образовательного процесса (рис.1).

Первый уровень взаимодействия образовательного учреждения и внешних клиентов необходим при стратегическом планировании целей и результатов подготовки компетентных специалистов и включает в себя:

- выявление актуального перечня общекультурных компетенций выпускника вуза, которые должны быть сформированы в рамках определенной образовательной программы на основе профессиональных отраслевых стандартов и концепции опережающего образования;

- проектирование основных образовательных программ (ООП) на основе целеполагания в форме заявленных общекультурных компетенций выпускника вуза, отражающих основные требования бизнес-сообщества

5 Куфтырев И.Г., Рыхтик М.И. Партнерство университетов и бизнеса: опыт США. Нижний Новгород, 2010. 21 с.

к социокультурной составляющей подготовки специалистов.

Второй уровень взаимодействия предполагает:

- формирование инновационной социокультурной среды вуза с учетом потребностей и интересов образования, науки и бизнеса;

- разработку и внедрение в образовательный процесс эффективных способов и технологий достижения желаемых результатов формирования клиентоориентированной корпоративной культуры, включая обязательное участие в реализации данного процесса ведущих специалистов со стороны науки и производства.

На третьем уровне стратегического партнерства вузов с внешними клиентами с целью подготовки конкурентоспособных кадров необходимо:

- активное участие внешних клиентов (прежде всего, представителей бизнеса) в системе контроля уровня сформированности заявленных общекультурных компетенций выпускника вуза;

- развитие новых процедур оценки качества подготовки будущих специалистов в рамках компетентностного подхода, включая разработку и внедрение инновационных систем контроля уровня сформирован-ности общекультурных компетенций специалистов путем проверки их способности находить решение сложных проблем, связанных с ценностями, нормами поведения в конкретных ситуациях;

- создание эффективных методов управления качеством образовательного и воспитательного процесса с учетом требований работодателей.

Нельзя не согласиться с мнением ряда авторов, полагающих, что для налаживания системного взаимодействия субъектов рынка труда необходимо включение в систему взаимодействия органа, выполняющего координационные функции, а также определяющего стратегические ориентиры взаимодействия.

По мнению Л.С. Гринкруга и В.С. Василенко, на региональном уровне в функции такого органа может быть включено решение таких основных задач, как формирование осознания потребности в партнерстве, инициирование интереса к партнерству вузов и работодателей, а также побуждение вузов занять активную, субъектную позицию в налаживании более тесных и продуктивных взаимоотношений с хозяйственными субъектами региона. В свою очередь, интерес субъектов внешней для вуза среды проявляется в следующем:

1) для органов власти - это формирование сбалансированного регионального заказа на подготовку выпускников вузами, учитывающего нужды экономики, прогноз ее развития, структуру образования (как в разрезе уровней, так и специальностей), с целью инициации развития региона и снижения уровня незанятости населения на рынке труда;

2) для работодателей - это формирование системы для получения качественных специалистов, отвечающих потребностям организации производства6.

На наш взгляд, целесообразно создание подобных структур и в рамках отдельного вуза или разделение данных функций среди административных структур современного университета.

Итогом такого взаимодействия должна стать организационно-культурная среда вуза, позволяющая не только сформировать общекультурные диспозиции студента, но и заложить ценностно-нормативные контуры будущей деятельности выпускника.

Ключевым аспектом для развития стратегических отношений является наличие общих целей у потенциальных партнеров7. Достижение согласованных целей позволяет участникам обеспечить собственную конкурентоспособность и результативность в долгосрочном периоде и зависит от потенциала стратегического партнёрства университета, который формируется из четырех составляющих, образующих интегрированную среду:

- кооперация ресурсов;

- актуальные инструменты реализации партнерства;

- нормативное, методическое и программное обеспечение партнерства;

- совокупность сетевых связей между всеми участниками.

Важнейшим результатом стратегического партнерства вузов и работодателей является паритетный доступ всех участников к ресурсной базе совместной деятельности, который способствует росту ресурсного потенциала, как работодателей, так и университетов, формированию и укреплению конкурентных преимуществ на рынке труда.

6 Гринкруг Л.С., Василенко В.С. Обновление образовательной системы вуза: модель взаимодействия с внешней средой // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 3. С. 29-36.

7 Батурина О.А., Терентьева Т.В. Оценка развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5. Т. 21. С. 31-40.

Список литературы:

1. Шилова М.И., Белых И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника // Вестник ТГПУ Вып. 4 (94). С. 39-45.

2. Тихомирова И.В., Иваев С.Н. Тенденции российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5.

3. Дятченко Л.Я. Системные эффекты реализации национального проекта «Образование» в Белгородском государственном университете // Высшее образование сегодня. 2008. № 11. С. 2-6.

4. Демененко И.А. Перспективы модернизации системы высшего образования в России // Образование и общество. 2017.

№ 2-3 (103-104). С. 5-7.

5. Куфтырев И.Г., Рыхтик М.И. Партнерство университетов и бизнеса: опыт США. Нижний Новгород, 2010. 21 с.

6. Гринкруг Л.С., Василенко В.С. Обновление образовательной системы вуза: модель взаимодействия с внешней средой // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 3. С. 29-36.

7. Батурина О.А., Терентьева Т.В. Оценка развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5. Том 21. С. 31-40.

Bibliography

1. Shilova M.I., Belykh I.L. Formation of the competitiveness of the graduate // Bulletin of the TSPU. Issue. 4 (94). P. 39-45.

2. Tikhomirova I.V., Ivaev S.N. Trends in the Russian market of educational services of higher professional education // University management: practice and analysis. 2010. № 5.

3. Dyatchenko L.Ya. System effects of the implementation of the national project "Education" in the Belgorod State University // Higher education today. 2008. № 11. P. 2-6.

4. Demenenko I.A. Prospects for Modernizing the System of Higher Education in Russia // Education and Society. 2017. № 2-3 (103-104). P. 5-7.

5. Kuftyrev I.G., Rykhtik M.I. University-Business Partnership: The US Experience. Nizhny Novgorod, 2010. 21 p.

6. Grinkrug L.S., Vasilenko V.S. Updating the educational system of the university: a model of interaction with the external environment // University management: practice and analysis. 2011. № 3. P. 29-36.

7. Baturina O.A., Terent'eva T.V. Evaluation of the development of university strategic partnerships in the context of the network approach // University management: practice and analysis. 2017. № 5. Volume 21. P. 31-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.