СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
STRATEGIC DIRECTION OF ECONOMIC SECURITY OF SUBJECTS FOR SMALL AND AVERAGE BUSINESSES
УДК 330. 35, 311.21
ВЛАСОВА Марина Сергеевна
помощник проректора по научной работе Международного банковского института, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
VLASOVA, Marina Sergeevna
Assistant to Vice Rector for Research of the International Banking Institute, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация.
В последние годы вопросы обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) стали привлекать все большее общественное внимание. Изучение истории и развития агломераций и сами агломерационные процессы позволяют найти точки соприкосновения между интересами отдельного субъекта малого предпринимательства и системы национальной безопасности России. На сегодняшний момент имеется достаточно обширная теоретическая база по данной области знаний, однако, реализация практических задач отстает от вызовов, стоящих перед нашей страной в период современных политических процессов. В статье затронуты острые и злободневные вопросы анализа проблем и перспектив развития Санкт-Петербургской агломерации как стратегического направления обеспечения экономической безопасности МСБ. В результате выполненных в работе исследований стало возможным определить содержание понятия агломерация, охарактеризовать агломерационные процессы в России и зарубежом, рассмотреть особенности развития Санкт-Петербургской агломерации, выделить проблемы и перспективы развития МСБ в этих условиях.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, агломерация, малый бизнес.
Abstract.
In recent years issues of economic security of subjects of small and medium enterprises began to attract increasing public attention. The study of the history and
© Власова М. С., 2017.
development of urban agglomerations and agglomeration processes themselves allow us to find common ground between the interests of the individual subject of small business and the system of national security of Russia. At the moment there is a quite extensive theoretical base in this area of knowledge, however, the implementation of practical tasks is getting behind the big challenges facing our country in the period of modern political processes. The authors discuss acute and topical issues of the analysis of problems and prospects of development of St. Petersburg agglomeration as the strategic directions of ensuring economic security for small and medium enterprises (SME). Due to performed research, it has become possible to define the 'agglomeration' concept; to describe the agglomeration process in Russia and abroad; to consider features of St. Petersburg agglomeration development; to highlight the problems and prospects of SME development in St.-Petersburg agglomeration.
Key words: economic security, national security, agglomeration, small enterprises.
Экономическая среда России, а в особенности малые предпринимательские структуры, прошла существенную трансформацию в период смены социально-экономической системы. Не успев накопить запас прочности, экономическая система России терпит воздействие глобальных экономических проблем. В сложившихся условиях роль экономической безопасности малых предприятий как фундаментальной основы экономически эффективного государства трудно переоценить. В современных условиях экономическая безопасность как часть национальной безопасности приобретает первостепенное значение, задает направление экономической политики российского государства. В целях самосохранения и развития необходимо постоянно оценивать и прогнозировать внутренние и внешние угрозы, создавать и совершенствовать инструменты обеспечения экономической безопасности. Техническое и технологическое развитие страны не возможно без эффективного продуманного развития малого и среднего бизнеса на отдельно взятой территории. Такое развитие является одной из ветвей системы обеспечения экономической безопасности страны и реализуется с помощью различных механизмов, одним из которых является формирование системы
агломерации. Так как экономическая безопасность - это совокупность внутренних и внешних условий, способствующих росту национальной экономики, гарантирующих защиту от различного вида угроз, то сегодня все более актуальным становится вопрос формирования и развития МСБ не только отдельных городов, но и построения эффективной взаимосвязанной системы, одной из которых является городская агломерация. Тем более, что динамика этих процессов показывает, что за последние тридцать лет число агломераций в мире увеличилось более чем в три раза, охватывая 38% всего мирового городского населения. Опыт зарубежных стран говорит о том, что эффективно и рационально используют территорий таким образом, чтобы в результате наблюдалось создание единого экономического и инвестиционного пространства с общей системой социального, инженерного, транспортного, экологического обслуживания.
В XXI в. агломерации должны стать основой развития предпринимательства. Развитие отдельного населенного пункта в составе агломерации дает ему огромное количество значимых преимуществ. В России насчитывается от 50 до 100 агломераций, 83% из которых находятся в европейской части страны. При этом
в РФ ведутся изменения в системе расселения жителей, которая была создана во времена советской индустриализации. Понятие агломерации как определенный вид расселения было введено в середине XIX в. французским географом и исследователем Эммануэлем Руже, который считал, что агломерация появляется в тот момент, когда вид деятельности одного города настолько расширяется, что выходит за границы административного разделения и распространяется на соседние населенные пункты.
Однако на сегодняшний день существует множество определений понятия агломерации. Например, одно из таких понятий определяет ее как компактную и относительно развитую совокупность дополняющих друг друга городских и сельских поселений, которые группируются вокруг одного или нескольких городов-ядер или центров и объединены многообразными и интенсивными связями.
Агломерации состоят из следующих зон:
• во-первых, из исторического ядра города;
• во-вторых, из центральной зоны города, включающей в себя историческое ядро и прилегающую к нему наиболее интенсивно застроенную территорию;
• в-третьих, из урбанизированной зоны или, как еще ее называют, большой город — это весь город, а также первый пояс пригородной зоны;
• в-четвертых, из внешней зоны столичного региона, включающей в себя столичные города и внутренние кольца пригородных зон;
• в-пятых, из столичного региона как зоны распространения прямого и интенсивного влияния столицы.
Существуют также несколько видов агломерации:
• моноцентрическая — как правило, развитие такой агломерации сосредоточивается на ее центре, от которого кругами рассредоточиваются кольца расширения. Такой вид агломерации наиболее типичен для России. Главное преимущество данного типа — более развитая система логистики и транспортных сетей и инфраструктуры. Однако остальные
поселения автоматически становятся менее развитыми и становятся изолированными;
• полицентрическая — существование множества городов-спутников, тесно связанных между собой. Имеет те же преимущества, что и моноцентрический тип, однако отдаленные поселения уже имеют более значимую роль и более сильное экономическое развитие;
• рассеянная — город развивается вместе с развитием нескольких совершенно не связанных между собой объектов;
• лучевая — город развивается вдоль транспортных коридоров, которые всегда связаны с городом, но не обязательно между собой.
Рассматривая зарубежный опыт развития агломераций, можно сделать вывод, что их формирование тесно связано с историческим развитием отдельных территорий. Успешное развитие агломераций в мире связано, прежде всего, с формированием агломерационного мышления, т. е. определенного взгляда на предоставленную территорию как на единый объект. Специалисты пытались учитывать и согласовывать все интересны — и административного аппарата, и бизнесменов, и городских жителей, и муниципальных образований. И главной задачей стало стимулирование развития межмуниципального взаимодействия. Таким образом, в разных странах придумывали различные виды стимулирования этих взаимодействий [1].
Европейцы собственным опытом и примером доказывали всю эффективность сложных комплексных программ градостроительного, транспортного, экономического и социального развития, которые были реализованы в 70-80-е гг. прошлого столетия. Уже в 2008 г. были созданы специальные концепции модернизации, которые старались решить следующие существующие проблемы: охрана окружающей среды, модернизация системы логистики, более сильная интеграция пригородных районов. И перспективное развитие получили полицентричные агломерации. В европейских странах муниципалитеты часто сохраняют свою автономию, чтобы сберечь собственное своеобразие.
В Соединенных Штатах довольно широкое распространение получают так называемые специальные округа — специальные органы, которые создаются для предоставления определенных услуг. Это помогает более эффективно управлять системами водоснабжения, канализации, городского и пригородного транспорта, обеспечить оперативную работу больниц и аэропортов.
Предпосылки появления агломераций в России появились еще в XIX в., когда начали развиваться капиталистические отношения. Во второй половине XIX в. велась активная индустриализация, которая повлияла на бурный рост крупнейших российских городов, системы железных дорог, строительство. Выделялись крупные города с множеством пригородных поселений, однако те не были достаточно развиты, чтобы стать агломерациями.
Агломерации в России появились, по большей части, в XX в. Единственным исключением был Санкт-Петербург, который к тому времени уже мог полноценно называться первой агломерацией с резиденциями, промышленными центрами, крепостями. Именно Санкт-Петербург стал уникальным для того времени явлением.
Как показали результаты индустриализации, если в XVII-XIX вв. уезды и губернии были распределены по территории страны относительно равномерно, то промышленные центры так или иначе все равно располагались вокруг самых крупных городов. Советские годы отмечены высокими темпами урбанизации, однако развитие агломераций было замедлено двумя мировыми войнами. Конечно, послевоенные годы давали сильный толчок развития, и 60-70-е гг. прошлого столетия можно назвать периодом становления и бурного развития большего числа агломераций в России - их общее число за эти годы выросло вдвое, и их численность составляла более 50% населения страны. Многие агломерации выросли в связи с расширением территориальных границ города-ядра [2].
Следующий этап связан с распадом СССР. После событий 1991 г. многие территории вышли из состава страны, тем самым со-
кратив число городских агломераций до 31. В последние двадцать лет более всего страдало качество развития агломераций, и этот процесс приостановился. Основные причины:
• демографический кризис первой половины 90-х гг. XX в. Из-за нехватки населения развитие агломераций не является возможным по определению;
• глубочайший экономический кризис, который не позволял развивать инфраструктуру, логистику, транспорт. Отсутствовали социальные и экономические реформы, а также произошло перераспределение населения по всей территории страны. Кризис увеличил социальное неравенство и территориальные развития регионов. Основной поток населения хлынул в европейскую часть России, и только данный регион еще сохраняет стимул развития агломераций. Статистика показывает, что в 2009 г. 83% всех агломераций располагались в европейской части страны [3; 4].
На сегодняшний день можно сказать, что фаза интенсивного количественного роста агломерационных процессов в России окончена. Уже практически завершен процесс формирования сети городских агломераций. Следовательно, стоит ожидать не интенсивное, а экстенсивное развитие уже существующих. Необходимы качественное совершенствование и модернизация сформированных агломераций, и прежде всего необходимо развитие не городов-ядер, а населенных пунктов вокруг: развитие их научного и экономического потенциала, более эффективное использование трудовых ресурсов, контроль взаимных потоков между городом-ядром и поясами агломераций и т. д. [5].
Санкт-Петербург является, пожалуй, первой сформировавшейся на территории России агломерацией. Петербург стал единственным из российских городов, который начал свое развитие одновременно с созданием вокруг него поселений-спутников: крепостей, резиденций царской семьи и богатых дворянских родов, промышленных индустриальных центров, различных портов. Прежде всего это обусловлено географическим положением и
петербургский экономическии журнал
№ 1
2017
63
статусом города при его образовании. Сегодня окружение города является местом отдыха, туризма и спорта, лечения, важным культурным и промышленным центром. Рекреационная составляющая присуща многим городам-спутникам Санкт-Петербурга, в том числе выполняющим портовые, промышленные, научные, административные функции [6].
Территория агломерации по площади составляет примерно 11,6 тыс. км2, население -5,9 млн чел. на конец 2015 г. В состав входят:
• ядро площадью 550 км2;
• 36 городских поселений (в том числе 15 городов);
• 21 поселок городского типа (общая численность которых составляет 560 тыс. чел.) [7].
Такие города, как Колпино, Павловск, Зе-леногорск, Ломоносов, Кронштадт, Сестро-рецк, Петродворец, Пушкин на протяжении многих лет сохраняют обособленность. Они отделены от ядра большой территорией, которую не собираются застраивать в ближайшем будущем. Они вместе образуют первую (ближнюю) зону спутников в составе рассматриваемой агломерации.
Развитая сеть транспорта обеспечивается, прежде всего, городскими и пригородными государственными и коммерческими маршрутками, автобусами, а также пригородными электричками. Эффективное развитие агломерации стимулируется, в том числе, за счет строительства кольцевой автомобильной дороги (КАД), которая делает транспортную сеть более мобильной. Также еще в середине 2000-х гг. объявили о федеральном правительственном плане строительства опорных городов, и уже началось освоение нового города-спутника Кудрово. Схему Санкт-Петербургской агломерации можно увидеть на рисунке.
Усиление развития Санкт-Петербургской агломерации произошло благодаря интенсивному строительству жилья. Ленинградская область и Санкт-Петербург образуют единый рынок труда. Так, можно проследить явную интенсивную маятниковую миграцию. Ежедневно на работу из Ленинградской
области в Санкт-Петербург перемещается около 200 тыс. человек, из Санкт-Петербурга в область — около 50 тыс. человек. 46% населения Ленинградской области проживает в муниципальных районах, граничащих с Санкт-Петербургом, и формирует Санкт-Петербургскую агломерацию (таблица).
В Санкт-Петербургской агломерации можно условно выделить следующие составные части:
• ядро агломерации;
• первый пояс поселений-спутников;
• второй пояс поселений-спутников.
На сегодняшний день Санкт-Петербургская агломерация является наиболее перспективной в России. Это было доказано специалистами путем расчета балльной и обобщенной оценки по выбранным 16 показателям, которые соответствуют критериям агломерационного развития. Данные критерии позволяют рассмотреть динамику регионального агломерационного процесса, определять периоды его роста и спада, а также понять специфику в каждом отдельном регионе.
Результаты показали, что Санкт-Петербургская агломерация является наиболее перспективной и имеет высочайший уровень агломерационного развития. Полученная балльная оценка агломерационного развития по данной методике составила 9,25 (например, Московская агломерация показала результат в 9,13) [3].
На настоящий момент наука далеко продвинулась в изучении агломерационных процессов. Но все же остаются белые пятна, которые необходимо заполнить. Поэтому выделим ряд проблем, которые тормозят развитие агломерационных процессов в РФ на примере Санкт-Петербургской агломерации.
1. Отсутствие статистических показателей, а если и имеются таковые, то не существует единого подхода анализа существующей статистики. Довольно сложно определить границы агломерации. Сегодня существует множество различных моделей и методик, которые позволяют определить границы одной агломерации или же выявляют региональную
Рисунок
Схема Санкт-Петербургской агломерации [6]
совокупность агломераций. Но данные методики датируются 1980-ми годами.
2. Отсутствие законодательной базы. К сожалению, на сегодняшний день агломерации никак не прописаны в законодательстве, а потому довольно сложно определить границы данного понятия.
3. Проблемы в управлении. Органы государственной власти и местного самоуправления, к сожалению, не признают агломерацию как объект постоянного наблюдения. В территорию Санкт-Петербургской агломерации входят площади двух субъектов страны, и часто существуют разногласия органов государственной власти по вопросам развития.
4. Проблемы изменения структуры функционального использования земель.
В настоящий момент существует медленная реструктуризация отдельных территорий в пределах города-ядра и отсутствует согласованная политика органов государственной власти по вопросу использования сельскохозяйственных земель. К тому же, в первом поясе агломерации ведется стихийная застройка отдельных территорий.
5. Разница уровня развития отдельных территорий агломерации, в частности в уровне и качестве жизни населения, благоустройстве территорий, инфраструктуры и т. д. Особенно заметны данные проблемы между
пригородами Санкт-Петербурга и ближайшими пригородными населенными пунктами.
6. Проблемы инфраструктуры в виде низкого уровня развития транспортной сети, которая работает с огромными перегрузками. Также не хватает мощностей для утилизации и переработки отходов.
7. Проблемы экологического характера. На сегодняшний день не решены вопросы использования пригородной зоны Санкт-Петербурга. С одной стороны, есть стремление сохранить природно-рекреационный характер территории, но это противоречит максимальному хозяйственному использованию. Как результат — сокращение площади озеленения, остаются проблемы дачных поселков, не хватает мест отдыха населения.
Однако определим основные перспективы развития Санкт-Петербургской агломерации как самой перспективной в России. К данным тенденциям можно отнести следующие.
1. Интенсивный рост маятниковых трудовых миграций. На сегодняшний момент процессы перераспределения трудоспособного населения между отраслями российской экономики привели к тому, что возрастает трудовая мобильность населения. Как уже было отмечено, более 200 тыс. человек ежедневно едут в Санкт-Петербург на работу. Основная перспектива — увеличение обратной миграции из города-ядра в периферию.
2. Трансформация и изменение пространственно-территориальной организации Санкт-Петербургской агломерации. В последние годы произошло расширение границ периферийной зоны, что привело к повышению ее инвестиционной привлекательности за счет вовлечения в хозяйственных оборот. И это, в свою очередь, приводит к росту числа реализуемых на данной территории проектов. В перспективе — увеличение зоны сплошной
Территории, входящие в Санкт-Петербургскую агломерацию
Часть агломерации Площадь Население Входящие территории
Ядро 550 км2 4,5 млн чел. Санкт-Петербург
Первый пояс 4840 км2 1,2 млн чел. • На северо-западе границей первого пояса поселений-спутников является Рощино, • на севере - Агалатово, Лесколово и Сертолово, • на северо-востоке - Мурино и Токсово, • на востоке - Мга, Шлиссельбург, Всеволожск, Кудрово, Отрадное, Кировск и посёлок имени Морозова, • на юге - Тосно, Форносово и Гатчина
Второй пояс 6200 км2 0,2 млн чел. • Северная часть Ломоносовского района (к западу от Большой Ижоры); • город Сосновый Бор; • часть Всеволожского района, не входящая в первый пояс поселений-спутников; • срединная часть территории Гатчинского района (к югу от Гатчины); • часть Тосненского района (к юго-востоку от Тосно); • часть Кировского района; • юго-восточная часть Выборгского района (кроме Рощино); • южная часть Приозерского района (до Сосново); • северо-восточная часть Волосовского района (до Волосово)
застройки, а также усиление всесторонних агломерационных связей.
3. Усиление значения Санкт-Петербурга как политического, финансового и инвестиционного центра. В последние годы виден приток в город инвестиций, которые способствуют его успешному социально-экономическому развитию. Это приводит к созданию более позитивного имиджа города и его положительного влияния на прилегающие территории, что дает сильный толчок для развития первого и второго кольца агломерации.
4. Усиление агломерационных связей и возможность формирования единого пространства проживания. Даже несмотря на тот факт, что территория Санкт-Петербургской агломерации находится на двух субъектах Российской Федерации, население рассматривает ее сегодня уже как единую территорию с точки зрения отдыха, трудовых мест и хозяйственного освоения.
Таким образом, можно выделить следующие положительные тенденции:
• уже имеются многочисленные случаи подписания соглашений между регионами по сотрудничеству и взаимопомощи в сферах торговли и экономики, науки, культуры, по социальным вопросам;
• разработана организация регулярных перевозок жителей данных территорий;
• существует и функционирует Координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Постановление Правительства РФ от 04.04.2011 г. № 241);
• учитываются агломерационные процессы при подготовке многих плановых документов, как, например, Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 г.
И пусть еще необходимы решения по вопросам экологии, переработки отходов, развития рекреационных зон, сокращению социально-экономического неравенства территорий агломерации, правового регулирования, Санкт-
Петебургская агломерация имеет большие перспективы развития и по праву может называться наиболее развитой на территории Российской Федерации [4].
На сегодняшний день Санкт-Петербургскую агломерацию можно охарактеризовать не только развитостью систем производства и расселения, но и целостностью ряда важнейших рынков: труда, земли, инвестиций, недвижимости, транспорта, а также высоким уровнем развитости отдельных элементов города-ядра и периферии.
Формирование агломерации на современном этапе имеет масштабные предпосылки и происходит в порядке естественного и порой стихийного хода вещей, однако все же имеется возможность управлять процессами, лежащими в его основе.
В работе было рассмотрено развитие агломераций за рубежом и в России (в том числе отдельно Санкт-Петербургской агломерации). Последняя является одной из самых уникальных в мире по своим развитию и современной структуре. Большую часть агломерации составляет Ленинградская область, но, несмотря на это, ее взаимодействие с Санкт-Петербургом как городом-ядром достаточно затруднено из-за многих проблем.
Для успешного продолжения процесса агломерирования на территории Санкт-Петербурга и области необходимо:
• развить законодательную базу по данному вопросу;
• развивать агломерационное мышление в основе управления регионами, как это было сделано в зарубежных странах;
• стимулировать агломерационные процессы путем государственных дотаций;
• развить сотрудничество Санкт-Петербурга и Ленинградской области по многим вопросам и попытаться справиться с социально-экономическим неравенством регионов.
Анализ показал, что у Санкт-Петербургской агломерации достаточно большие перспективы развития, которые могут быть достигнуты при решении поставленных вопросов.
Список литературы
1. Власова Н. Ю., Анимица Е. Г. Концепция городских агломераций в урбанистической политике: реальность и теоретический подход // Вестник Уральского государственного экономического университета. 2011. № 3. С. 15-23.
2. Лаппо Г. М. Городские агломерации СССР-России: особенности динамики в ХХ веке // Удобное пространство для города. Российское экспертное обозрение. № 4-5. URL: http://www.slideshare.net/Lazovoy/ss-67631010 (дата обращения: 26.11.16).
3. Гринчель Б. М., Антонова А. А. Измерение динамики агломерационных процессов в региональной экономике // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 5 (23). С. 79-90.
4. Полян П., Лаппо Г., Селиванова Т. Агломерации России в XXI веке. URL: http://www. frrio.ru/uploads_files/Lappo.pdf (дата обращения: 26.11.16).
5. Полян П., Лаппо Г., Селиванова Т. Фаза экстенсивного развития сети агломераций в России завершена // Демоскоп. 2010. № 407-408.
6. Калошин А. Процесс формирования Санкт-Петербургской агломерации // Портал Санкт-Петербург. URL: http://csr-nw.ru/files/csr/file_category_1261.pdf (дата обращения: 26.11.16).
7. Санкт-Петербургсая агломерация. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki.Санкт-Петербургская_агломерация#cite_ref-2015.D0.B3_2-1 (дата обращения: 26.11.16).