© Москвичев Е.А., 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
УДК 338:621.3 ББК 65.305.142-31
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ
Москвичев Евгений Анатольевич
Кандидат экономических наук,
заместитель главы администрации г. Волгограда
Проспект имени Ленина, 9, 400098 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Весной 2013 г. была опубликована Стратегия развития электросетевого комплекса России, которая положила конец раздельному функционированию магистральных и распределительных сетей, раздробленности территориальных сетевых организаций. В статье показаны и аргументированы новые направления развития распределительных сетей. Использованы Стратегия и ряд работ автора, посвященных обоснованию необходимости консолидации активов и централизации управления электросетевого комплекса.
Ключевые слова: распределительные электрические сети России; стратегия развития электрических сетей; регулирование электрических сетей; тариф на транспортировку электроэнергии; консолидация электросетевых активов.
Транспортировка электроэнергии по электрическим сетям подразделяется на передачу и распределение. Передача осуществляется на дальние расстояния под высоким напряжением по магистральным линиям национального масштаба. Распределение - на более близкие расстояния под средним и низким напряжением по региональным и местным линиям. Распределительные компании получают электроэнергию в точках национальной системы передач, снижают напряжение электрического тока через систему трансформаторов до требуемого уровня и передают ее к точкам при-
соединения потребителей к сетям [22, с. 8-15;
8, с. 10-11, 34-35]. Транспортировка электроэнергии характеризуется капиталоемкостью, высокими невозвратными издержками, наличием положительного эффекта от масштаба производства. Инвестиции в передающие и распределительные сети отличаются длительными сроками окупаемости и амортизации основных фондов. Транспортировка электроэнергии относится к сфере естественной монополии и регулируется государством [22, с. 8-15].
К концу 2012 г. электросетевой комплекс России имел следующую структуру [33]. Ма-
гистральные высоковольтные линии электропередач эксплуатировались (в основном) Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы, а межрегиональные распределительные сети среднего напряжения -четырнадцатью крупными межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (далее - МРСК), под контролем которых находилось 70 % соответствующего рынка. Региональные и местные распределительные сети низкого напряжения находились в эксплуатации примерно у трех тыс. территориальных сетевых организаций (далее - ТСО), что составляло около 30 % рынка распределения электроэнергии.
В ноябре 2012 г. указом Президента РФ [34] принято решение о консолидации магистральных и распределительных электрических сетей и создании объединенной компании ОАО «Российские сети». В апреле 2013 г. Правительством РФ утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса России [33] (далее - Стратегия), унаследовавшая общие принципы и основные положения Стратегии развития ОАО «Холдинг МРСК» [32].
Несмотря на то что в Стратегии основное внимание уделяется ОАО «Российские сети», многие ее положения относятся также и к региональным ТСО, функционирующим на территориях субъектов РФ.
Стратегический вектор развития российских распределительных сетей определяется на основе анализа проблем их функционирования.
1. Анализ текущего состояния и актуальных проблем развития российских распределительных электрических сетей.
Глобальная проблема развития распределительных электрических сетей в России заключается в противоречии между усилиями регулирующих органов, направленных на сдерживание тарифов на транспортировку электроэнергии, - с одной стороны и мерами по обеспечению надежного и качественного энергоснабжения, - с другой стороны. Это выражается в следующем.
Значительный физический и моральный износ основных фондов. Он является следствием длительного периода дефицита инвестиционных ресурсов, угрожает надежности и качеству энергоснабжения, обусловливает высокий уровень потерь электроэнергии в се-
тях и действует как фактор повышения тарифа [32; 33]. В процессе перехода к рыночной экономике в 1990-х гг. сдерживание тарифов на электроэнергию служило для решения острых социально-политических проблем за счет не-компенсируемого износа фондов электроэнергетики [2, с. 59-88; 6]. В середине 2000-х гг. реформирование электроэнергетики привело к выделению распределительных сетей из состава вертикально-интегрированных отраслевых монополий и формированию самостоятельных электросетевых компаний. Эти компании оказались в худших условиях, чем другие операторы вновь созданных отраслевых рынков: финансовые потоки распределились не в пользу транспортировки электроэнергии [3; 4; 7]. В результате к настоящему времени в распределительных электросетях более 50 % оборудования выработало свой нормативный срок, 7 % - два нормативных срока, а общий износ достиг 70 %; в магистральных сетях износ составляет 50 % [33]. В других странах этот показатель находится на уровне 27-44 % [25; 33]. Высокая степень износа основных фондов влечет и значительно больший, чем за рубежом, объем потерь электроэнергии. При передаче и распределении потери составляют 11 % от полезного отпуска электроэнергии, против 6-8 % в развитых странах [33]. Стоимость потерь включается в тариф на транспортировку электроэнергии, что приводит к завышению тарифа. Таким образом, накопленный эффект от сдерживания тарифов в электроэнергетике, в конечном счете, выражается в завышении цен на услуги энергоснабжения.
Ограниченные возможности использования тарифа на транспортировку электроэнергии в инвестиционных целях. Период дефицита инвестиционных ресурсов подошел к концу в 2009 г., что связано с началом внедрения в российскую практику RAB-регулирования транспортировки электроэнергии (RAB - это Regulatory Asset Base (англ.) - регулируемая база капитала) [11]. Это система долгосрочного регулирования тарифов естественных монополий, позволяющая привлечь в отрасль крупномасштабные инвестиции с длительным сроком окупаемости и решить проблему обновления основных производственных фондов. Однако уже в 2010 г. RAB-регулирование выз-
вало скачкообразный рост тарифов. Началась так называемая «гонка инвестиционных программ» [12]. К настоящему времени тариф на услуги по передаче электроэнергии уже достиг уровня, сопоставимого с его значением для европейских стран, и практически исчерпал потенциал роста. Стоимость электроэнергии, получаемой из единой энергосистемы, для многих промышленных потребителей приближается к стоимости энергоснабжения от собственных генерирующих мощностей, включая их строительство [8; с. 49-52; 10; 12]. При этом продолжающееся старение основных фондов отрасли требует значительного увеличения объемов инвестирования в ближайшие годы.
Избыточное количество территориальных сетевых организаций на региональных розничных рынках электроэнергии. В регионах РФ помимо крупной межрегиональной распределительной сетевой компании оперируют множества территориальных сетевых организаций (далее - ТСО), и наблюдается массовое появление все новых ТСО. Этому способствует «котловой» метод ценообразования на транспортировку электроэнергии [9; 27; 35]. Суть его заключается в следующем. Различные ТСО региона эксплуатируют сети разного качества, технического состояния и на территориях с различной плотностью населения. Поэтому издержки по обслуживанию потребителей у них дифференцированы, а тариф на услуги различных ТСО для всех потребителей региона устанавливается одинаковый. Валовая выручка, поступающая от всех потребителей региона, попадает в так называемый общий сетевой «котел», из которого каждая компания получает средства на покрытие индивидуальных затрат. Чем выше уровень издержек, тем больше средств из котла получает ТСО. Относительно небольшие ТСО, обслуживающие сети с наиболее низкими уровнями напряжения, отличаются наиболее высокими операционными издержками, которые покрываются за счет более эффективных сетевых организаций. Кроме того, в некоторых регионах наблюдается недостаточное финансирование из «котла» инвестиционных программ крупных межрегиональных распределительных сетевых компаний и избыточное финансирование программ «независимых» и менее прозрачных ТСО [25].
Наличие множества ТСО подвергает риску надежность и качество энергоснабжения. Нарушается принцип единообразия технических решений в электрических сетях региона. Малые сетевые организации не обладают достаточными ресурсами для оперативного реагирования в случаях прерывания поставок электроэнергии, связанных с погодными условиями и другими случайными факторами. Происходит дублирование издержек на содержание управленческого аппарата, ремонтного персонала и диспетчеризацию, на строительство новых подстанций и других объектов сетевого хозяйства [15].
Перекрестное субсидирование населения промышленностью и проблема выпадающих доходов распределительных сетевых компаний. Население, бюджетные предприятия и малый бизнес в отдельных регионах не могут обеспечить местным энергетикам возмещение издержек по передаче электроэнергии. Выпадающие доходы сетей из-за поддержания низких тарифов для населения компенсируются, в частности, крупными промышленными потребителями. Объем перекрестного субсидирования в 2012 г. составил более 220 млрд рублей [33]. Одним из инструментов перекрестного субсидирования является договор «последней мили» [1].
Договор «последней мили» - это договор аренды между Федеральной сетевой компанией и территориальной сетевой организацией, в соответствии с которым ТСО берет в аренду у ФСК ЕЭС определенный участок магистральной электрической сети. Тогда крупные промышленные потребители региона оказываются вынужденными получать электроэнергию не напрямую из магистральных сетей, а через посредника - ТСО и уплачивать этому посреднику цену с включением перекрестной субсидии. Правила действия договоров «последней мили» утверждены до 1 января 2014 года [28; 36].
По мере выхода крупных промышленных потребителей из договоров «последней мили» будет разрушен механизм компенсации выпадающей выручки МРСК, связанной с поддержанием низких тарифов для бытовых потребителей, что приведет к росту цен на электроэнергию для населения.
Перекрестное субсидирование негативно сказывается не только на самих сетях, но
и на отраслях российской промышленности, так как влечет повышение затрат на электроэнергию в составе издержек производства крупных предприятий. Это угрожает конкурентоспособности отечественных производителей, что особенно опасно в условиях участия нашей страны в ВТО.
2. Основные направления совершенствования регулирования и управления распределительными электрическими сетями России.
Стимулирование надежности и качества услуг энергоснабжения потребителей. Выделяются три вида потребителей услуг распределительных электросетевых компаний [33]: это потребители, уже подключенные к сети и получающие из нее электроэнергию и мощность; «новые» потребители, подавшие заявки подключение к сети, и генерирующие компании - производители электроэнергии, желающие предложить электроэнергию и мощность. Для каждого вида потребителей необходимо обеспечить высокое качество их обслуживания и надежность работы электросетевого хозяйства.
Необходимо усовершенствовать систему показателей качества услуг. В настоящее время в России используются, в основном, индикаторы частоты и продолжительности аварий. Их значения контролируются на постоянной основе только в сетях высокого и среднего напряжений, причем без учета влияния прерываний поставок электроэнергии на конечных потребителей. А в сетях низкого напряжения мониторинг индикаторов качества энергоснабжения ведется лишь выборочно. Вместе с тем, международные стандарты качества предусматривают оценку надежности и качество услуг по эффекту для конечных потребителей. Их значения определяются на основе опросов потребителей, учитываются регулирующими органами при утверждении тарифа и используются менеджерами энергокомпаний при планировании инвестиционных программ [26; 29; 30]. Внедрение передового мирового опыта в российскую практику позволит повысить технологическую и экономическую эффективности электрических сетей.
Обеспечение умеренности роста тарифов на транспортировку электроэнергии. Существует несколько путей для решения этой задачи.
Во-первых, это сочетание КАВ-регули-рования с бенчмаркингом и «ярдстик-конку-ренцией» [22, с. 34-36] сетевых компаний. Осуществляемый переход к системе ЯАВ-регу-лирования является действенным способом привлечения инвестиций в электросетевое хозяйство. Однако нельзя допустить, чтобы он приводил к высоким темпам роста тарифов на транспортировку электроэнергии [10]. Поэтому ЯАВ-регулирование следует дополнить сокращением операционных издержек сетевых компаний и понижением уровня потерь электроэнергии в сетях (стоимость которых также учитывается в тарифе), для чего целесообразно использовать бенчмаркинг для развития ярдстик-конкуренции распределительных сетей. В этом случае элемент соревновательности привносится через сравнение данной компании и результатов ее работы с другими компаниями, действующими в сходных условиях. Сравнение поможет выявить не оправданную внешними факторами дифференциацию тарифов по регионам, а также установить «нормальные» уровни операционных затрат и потерь электроэнергии для оценки эффективности компаний.
Во-вторых, в регионах необходимо укрупнение и сокращение общего количества ТСО, что устранит дублирование затрат по целому ряду статей. Для решения этой задачи следует нормативно закрепить повышенные требования к деятельности ТСО и разработать процедуры передачи активов, не отвечающих установленным требованиям ТСО в управление более эффективным организациям. Научное обоснование и разработка практических аспектов объединения активов ТСО на примере Волгоградской области представлены в ряде ранее опубликованных работ автора данной статьи [19; 21; 22, с. 109-119; 23-24].
В-третьих, следует изучить вопрос о целесообразности ликвидации «котлового» ценообразования, при котором деятельность мелких неэффективных ТСО с высокими уровнями затрат косвенно субсидируется более эффективными компаниями.
В-четвертых, требуется устранение перекрестного субсидирования населения промышленностью. Ложась бременем на отечественных производителей, оно не обеспечивает социальной справедливости, так как пре-
доставляет тем больший размер субсидии в абсолютном исчислении, чем больше объем потребления электроэнергии: объем напрямую зависит от уровня дохода и уровня жизни домохозяйства, и наибольшую выгоду получают домохозяйства с наивысшим уровнем дохода. Решением этой проблемы может стать переход к двуставочному тарифу на электроэнергию для населения, при котором устанавливается пониженная ставка за киловатты, получаемые в объеме, не превышающем социальную норму, и повышенная ставка - за потребление электроэнергии сверх социальной нормы. Следует сослаться на зарубежный опыт и отечественную практику применения этого подхода, а также на научные разработки по расчету социальной нормы энергопотребления и тарифных ставок [5; 13; 14; 18]. В случае перехода к двухставочным тарифам для населения с учетом социальной нормы потребления электроэнергии наиболее обеспеченные домохозяйства будут субсидировать незащищенные слои населения. Пилотные проекты таких тарифов планируется запустить уже во второй половине 2013 года [31].
Повышение эффективности инвестиционной деятельности. В силу действия положительного эффекта масштаба производства капиталоемкие инвестиции в электрические сети являются тем более эффективными, чем в большей степени загружены вводимые в эксплуатацию вновь созданные мощности [33]. В настоящее время региональные органы регулирования не несут ответственности за включение в инвестиционные программы ТСО объектов, которые впоследствии оказываются не востребованными. Учет стоимости незагруженных мощностей в тариф, регулируемый методом ЯАВ, приводит к завышению тарифа на транспортировку электроэнергии. Поэтому требуется разработка механизмов реализации материальной ответственности инвесторов и региональных властей за загрузку создаваемых мощностей, а также исключение из базы инвестированного капитала расходов на введенные, но не используемые мощности. Необходима координация планов экономического развития территорий и расширения электросетевого хозяйства.
Перспективным направлением является также более широкое использование рас-
пределенной генерации для отдаленных от экономического центра территорий, для которых это может оказаться более эффективным, чем строительство протяженных линий электропередач.
Создание единой информационной базы о завершенных и предлагаемых инвестиционных проектах позволит проводить сравнительный анализ и мониторинг показателей эффективности проектов.
Целесообразно расширение частно-государственного партнерства в формах продажи активов, концессии, доверительного управления и других.
Повышение эффективности операционной деятельности достигается оптимизацией производственных процессов, сокращением потерь электроэнергии в сетях, а также ростом производительности труда и повышением квалификации персонала. Методологической основой для достижения эффективности могут послужить положения теории стратегического управления трансформацией экономических систем [15; 17]. Необходимы совершенствование организации учета электроэнергии на розничном рынке, а также и перенос ответственности за установку и эксплуатацию приборов учета и мониторинг энергопотребления с потребителей на сетевые организации [33].
Оптимизация структуры электросетевого комплекса, повышение его прозрачности и управляемости. В инфраструктурном сетевом секторе требуются единые: центр управления, подходы к повышению эффективности, разработке инвестиционной и технической политики, обеспечению надежности и высокого качества энергоснабжения. С этой целью и было принято решение о создании корпорации ОАО «Российские сети» [33; 34; 37]. В общее русло стратегической трансформации всего электросетевого комплекса вписывается и необходимость консолидации активов региональных ТСО [19; 24]. Повышение прозрачности и управляемости электросетевого хозяйства в условиях консолидации его активов и централизации управления будут обеспечиваться на основе сравнительного анализа ключевых показателей различных дочерних компаний ОАО «Российские сети» или же различных ТСО для тиражирования передового опыта и принятия мер в отношении отстающих.
Таким образом, стратегический вектор развития российских распределительных сетей состоит в следующем: повышение надежности и качества энергоснабжения путем внедрения лучших методов их стимулирования; сдерживание роста транспортных тарифов на путях комбинирования RAB-регулирования и ярдстик-конкуренции, укрупнения ТСО, устранения котлового ценообразования и перекрестного субсидирования; оптимизация инвестиционной деятельности с помощью координации планов развития регионов и электросетевого хозяйства, использование распределенной генерации и частно-государственного партнерства; оптимизация производственных процессов и рост производительности труда; консолидация сетевых активов и централизация управления ими, обеспечение прозрачности информации о деятельности сетей.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Беляева, Е. Куда ведет последняя миля? / Е. Беляева // Г азета «Бизнес-класс» от 30 сент. 2011 г. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.bclass.ru/energetika/kuda-ved-t-poslednyaya-milya. - Загл. с экрана.
2. Богачкова, Л. Ю. Государственное регулирование цен в современной российской электроэнергетике : монография / Л. Ю. Богачкова, М. О. Налбан-дян. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2006. - 104 с.
3. Богачкова, Л. Ю. К анализу проблем функционирования предприятий региональной электроэнергетики на либерализованном рынке в условиях кризиса / Л. Ю. Богачкова // Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов : материалы I Междунар. науч.-практ. интернет-конф. -Воронеж : Изд-во ЦНТИ, 2009. - С. 62-70.
4. Богачкова, Л. Ю. К итогам реорганизации российской электроэнергетики 2003-2011 гг.: межотраслевые и внутриотраслевые сравнения показателей рентабельности производства / Л. Ю. Богачкова, А. С. Карева // Управление в технических, эргатичес-ких, организационных и сетевых системах : материалы V Рос. мультиконф. - СПб. : ОАО «Конц. “ЦНИИ «Электроприбор”» : ИПУ РАН, 2012. - С. 891-894.
5. Богачкова, Л. Ю. О развитии системы цен в электроэнергетике: моделирование тарифного меню для населения / Л. Ю. Богачкова, Ю. В. Зайцева // Управление большими системами : сб. тр. -М. : ИПУ РАН, 2006. - Вып. 12-13. - С. 32-45.
6. Богачкова, Л. Ю. О совершенствовании тарифной политики в российской электроэнергетике
/ Л. Ю. Богачкова, М. О. Налбандян // Научно-технические ведомости СПбГТУ. - 2006. - № 3. -С. 193-200.
7. Богачкова, Л. Ю. Проблемы и пути развития распределительных сетевых компаний на либерализуемых региональных рынках электроэнергии / Л. Ю. Богачкова // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 35. - С. 66-72.
8. Богачкова, Л. Ю. Совершенствование функционирования распределительных сетевых компаний на либерализуемых розничных рынках электроэнергии в РФ : препринт / Л. Ю. Богачкова, О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2012. -72 с.
9. Быканов, М. Из одного котла / М. Быканов // Энергорынок. - 2007. - № 11. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.e-m.ru/archive/ artideser.asp?aid=8541. - Загл. с экрана.
10. Григорьев, А. Сети - вопрос номер один / А. Григорьев // Энергонадзор. - 2013. - № 6. - С. 6-7.
11. Губанов, А. RAB-регулирование. Как это работает? - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www. energyland. info/analitic-show-40837. -Загл. с экрана.
12. Дзагуто, В. Глава НП СПРЭ Михаил Слобо-дин о реформе, ценах и перекосах: «Оставлять отрасль в том состоянии, как сейчас, нельзя» / В. Дза-гуто // Коммерсантъ. - 2011. - № 203. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.eprussia. ru/pressa/articles/17443.htm. - Загл. с экрана.
13. Зайцева, Ю. В. Повышающийся двухста-вочный тариф на электроэнергию как механизм социальной защиты малоимущих потребителей / Ю. В. Зайцева // Теория активных систем : тр. Междунар. науч.-практ. конф. Т. 2. - М. : ИПУ РАН,
2011.- С. 14-144.
14. Зайцева, Ю. В. Социально ориентированная модель ценообразования на электроэнергию / Ю. В. Зайцева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 31. - С. 85-88.
15. Иншаков, О. В. От абстрактного к конкретному: спецификация атрибутов и факторов стратегического управления в задаче повышения энергоэффективности распределительных электрических сетей региона / О. В. Иншаков // Актуальные проблемы развития Волгограда : сб. ст. - Волгоград : Городские вести : Панорама, 2012. - С. 8-11.
16. Иншаков, О. В. Совершенствование функционирования розничных рынков электроэнергии как необходимое условие энергоэффективности / О. В. Иншаков // Межрегион. форум «Энергосбережение и энергоэффективность. Волгоград-2012» : сб. докл. и выступ. форума. - Волгоград : Крутон,
2012. - С. 139-143.
17. Иншаков, О. В. Факторы повышения энергетической эффективности электрических сетей региона / О. В. Иншаков // Современная
экономика: проблемы и решения. - 2012. - N° 10. -С. 38-45.
18. Коробкина, А. А. Моделирование двухста-вочного тарифа на электроэнергию с учетом социальной нормы потребления на примере населения г. Волгограда / А. А. Коробкина // Управление большими системами. - Вып. 28. - М., 2011. - С. 197-210.
19. Москвичев, Е. А. Совершенствование организации функционирования коммунальной электроэнергетики Волгоградской области путем консолидации активов региональных энергокомпаний / Е. А. Москвичев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2011. - Т. 3. - № 1. -С. 44-49.
20. Москвичев, Е. А. Обеспечение устойчивости функционирования сектора коммунальной электроэнергетики Волгоградской области путем объединения активов региональных сетевых и сбытовых компаний / Е. А. Москвичев // Проблемы и перспективы устойчивого развития региона : материалы VI Регион. науч.-практ. конф. - Волжский : Изд-во ВГИ, 2010. - С. 58-62.
21. Москвичев, Е. А. Особенности бизнес-среды на современных розничных рынках электроэнергии и стратегическое поведение региональной электросетевой компании (на примере ОАО «Волгоградоблэлектро») / Е. А. Москвичев // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы : ежегодник. - Вып. 11. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2010. - С. 424-432.
22. Москвичев, Е. А. Распределительные сетевые компании на современных региональных рынках электроэнергии: экономико-управленческие аспекты : монография / Е. А. Москвичев.- Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. - 128 с.
23. Москвичев, Е. А. Экономико-математическое обоснование реорганизации сектора коммунальной электроэнергетики Волгоградской области / Е. А. Москвичев, Л. Ю. Богачкова // Эффективное освоение новшеств, информации, идей -условие модернизации хозяйственных систем : сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. - С. 409-416.
24. Москвичев, Е. А. Экономические и организационно-правовые аспекты реформирования коммунальной энергетики региона путем объединения территориальных электросетевых организаций (на примере Волгоградской области) / Е. А. Москвичев // Власть. - 2011.- № 11. - С. 88-92.
25. Надежнее, дешевле, эффективнее (Стратегия Холдинга МРСК: взгляд в будущее распределительного электросетевого комплекса) : интервью с Генеральным директором ОАО «Холдинг МРСК» Н. Швецом. - Электрон. текстовые дан. -20.03.2012. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/
library/strategy/management/nadejnee-deshevle. html. - Загл. с экрана.
26. Ортис, А. Регулирование качества снабжения электроэнергией / А. Отис // Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.fstrf.ru/regions/lenta/ 71/news-show-199_htm. - Загл. с экрана.
27. Папков, Б. В. Риски территориальных сетевых организаций в условиях «котловой» системы тарифообразования / Б. В. Папков, В. Ю. Вуколов // Вестник ИГЭУ - 2009. - Вып. 4. - С. 92-94.
28. Постановление Правительства РФ от 27 дек. 2010 г. № 1173 «О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям». - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/06/03/ elektroset-dok.html. - Загл. с экрана.
29. Сахарова, И. В. Об учете качества услуг в тарифном регулировании распределительных электросетевых компаний в российской и зарубежной практике / И. В. Сахарова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2013. - № 5. - С. 43-51.
30. Сахарова, И. В. Совершенствование тарифного регулирования территориальных электросетевых компаний с учетом качества энергоснабжения потребителей / И. В. Сахарова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2013. - № 1. - С. 162-167.
31. Соцнормы потребления электричества могут ввести по всей России с 2014 г. // Информ. агентство «Росбалт», 29 июля 2013 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// news. mail. ru/economics/14100601/?frommail=. -Загл. с экрана.
32. Стратегия развития ОАО «Холдинг МРСК» до 2015 г. и на перспективу до 2020 г. (сокращенная версия) : одобр. на Межвед. комиссии по реформированию электроэнергетики под предс. Министра промышленности и торговли РФ В.Б. Христенко (протокол № 9 от 27.12.2006). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.holding-mrsk.ru/about/mission/Strategiya_razvitiya_ Holdinga_MRSK_korotkaya_versiya_v3.pdf. - Загл. с экрана.
33. Стратегия развития электросетевого комплекса РФ : утв. Распоряжением Правительства РФ от 03 апр. 2013 г. № 511 -Р. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/ 32805809/37996264/. - Загл. с экрана.
34. Указ Президента РФ от 22.11.2012 № 1567 : (ред. от 03.05.2013) «Об открытом акционерном обществе “Российские сети”». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145925. -Загл. с экрана.
35. Фатеева, Е. И. Основные принципы мето-
дики «котлового» способа расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии / Е. И. Фатеева. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.fstrf. ru/otrasli/electro/17/OAO_RAO_ EES_Rossii____.ррі - Загл. с экрана.
36. Федеральный закон РФ от 4 нояб. 2007 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в свя-
зи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.rg.ru/2007I11I0SIenergosistema-izmenenia-dok.html. - Загл. с экрана.
37. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. : утв. Распоряжением Правительства РФ от 13 нояб. 2009 г. N° 1715-р. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:llminenergo. gov.ru/ activityIenergostrategy. - Загл. с экрана.
STRATEGIC VECTOR OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN DISTRIBUTIVE ELECTRIC GRIDS
Moskvichev Evgenii Anatol’evich
Candidate of Economic Sciences,
Vice Chief of Administration of Volgograd [email protected]
Lenina Prospect, 9, 400098, Volgograd, Russian Federation
Abstract. In the spring of 2013 the Strategy of Development of the Russian electric grid complex was published, which has put an end to separate functioning of national trunk electric grids and inter-regional distributive grids, to dissociation of the territorial grid organizations. In this paper new strategic directions for distributive grids development are given reason for and argued. The Strategy and some author’s works devoted to a reasoning of necessity of actives consolidation and management centralisation for the electric grid complex are used.
Key words: distributive electric grids of Russia; strategy of electric grids development; electric grids regulation; tariff for electricity transportation; consolidation of electric grids assets.