of the Bryansk region / V. E. Torikov, E. P. Chirkov, N. A. Sokolov, etc.; ed. by N. M. Belous. Bryansk: Publishing house of BGSHA publishing house, 2014. pp. 183.
4. Regulation, tariffing and payment of labour in agricultural organizations: monograph / F.G. Arutyunyan, L. A. Golovina, V. T. Toporov, A. V. Panin. M. : Publishing house Voskhod-A, 2013. 120 p.
5. Organization and labour rate setting: the textbook for Higher education institutions/ V.B. Bychin, S. V. Malinin, E. V. Shubenkova; edited by Yu. G. Odegov. M: Publishing house Ekzamen, 2009. 464 p.
6. Lidinfa E.P. Labour rate setting at the mechanized field works // Regulation and payment of labour in agriculture. 2015. № 3. pp. 48-55.
7. Khramchenkova A. O. Ivanyuga T. V. Regulation and payment of labour. A practical guide for economic services of agricultural organizations: teaching manual for listeners of the Institute of postgraduate education of agribusiness personnel and international contacts. Bryansk: Publishing office of BGAU, 2015. 90p.
8. Torikov, V. E., Lapik V. P., Starovoytov S. I. Demonstration of the new equipment during "Day of the Field": Methodical handbook. Bryansk: Publishing office of BGA U, 2016. p. 46.
9. Khramchenkova A. O. An integrated approach to labour rate setting as an element of the economic mechanism // Scientific support of agribusiness production: collection of materials of the International scientific and practical conference, January 20-22, 2010. - Part 5. Kursk: Publishing office of the Kursk GSHA, 2010. P. 69-72.
УДК 367:338.43
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ РИСКОВ В ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Strategic Accounting and Risk Analysis in the Processing Organizations
Чечеткин С.А., аспирант [email protected] Chechotkin S.A.
ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева» 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49 Russian Timiryazev State Agrarian University
Реферат. На сегодняшний день стратегический учет сформировался в обширное и комплексное направление учета, ориентированное на процесс принятия стратегических управленческих решений и поддерживающее систему стратегического менеджмента в организациях. Стратегический учет не регламентируется государством. Его организация, методы ведения должны определяться организацией самостоятельно, исходя из управленческих целей по достижению стратегической устойчивости компании. В статье приведен подробный пример адаптации стратегического управленческого учета на примере молокоперерабатывающей компании ОАО «Бабушкина Крынка». Проведен анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз компании ОАО «Бабушкина Крынка», а также составлена цепочка ценностей молокоперерабатываю-щих предприятий.
Summary. Today the strategic accounting has been formed as a vast and complex accounting area oriented on the process of making strategic management decisions and supporting strategic management in organizations. The strategic accounting is not regulated by the state. Its organization, practices must be determined by the organization independently on the basis of management objectives to achieve the strategic sustainability of the company. The article provides a detailed example of the adaptation of strategic management accounting on the example of the milk-processing open joint-stock company "Babushkina Krynka". The analysis of strengths and weaknesses, opportunities and dangers of the open joint-stock company "Babushkina Krynka" is carried out, besides a set of values of dairy enterprises is defined.
Ключевые слова: стратегический учет, риск, учетная система, стратегия, анализ, аудит.
Keywords: strategic accounting, risk, accounting system, strategy, analysis, audit.
Стратегический управленческий учет это комплексный системный учет, ориентированный на процесс принятия стратегических решений, в рамках которого предполагается тщательный анализ внешней среды, где организация осуществляет свою деятельность. При проведении такого анализа должны быть:
- учтена стратегическая позиция организации на рынке;
- учтена дифференциация продуктов организации;
- построена полная цепочка ценностей рассматриваемой компании;
- учтен объем и широта анализа.
Стратегический управленческий учет рисков имеет специфические особенности, что обусловлено стратегией и особенностями перерабатывающего производства. Процесс успешного выполнения стратегии управления рисками в перерабатывающей организации зависит от способности построения системы защиты на основе понятного и подробного описания этой стратегии. Таким образом, сама учетная система должна быть организована в соответствии со стратегией.
Для разработки учетной системы показателей необходимо учитывать этапы стратегического управленческого учета, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Этапы стратегического управленческого учета для перерабатывающих организаций
Этап Понятие Применительно к перерабатывающей организации
1. Видение Видение это то, чем организация может стать в будущее в случае реализации выбранной стратегии. Способность быть конкурентоспособной и финансово устойчивой
2. Миссия Миссия это смысл существования организации, то есть, предназначение организации, для которого она создавалась Обеспечение продовольственной безопасности страны, экономической и социальной устойчивости
3. SWOT -анализ SWOT - анализ предполагает определение внутренних достоинств и недостатков, внешних возможностей и угроз 1. Сильные и слабые стороны 2. Возможности и угрозы
4. PEST -анализ PEST - анализ предназначен для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании. Помогает увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы.
5. Конкурентная стратегия (по М. Портеру) Конкретная стратегия оборонительного или наступательного действия, направленная на достижение прочных позиций в отрасли, на успешное получение более высоких доходов от инвестиций 1. Минимизация издержек 2. Дифференциация 3. Концентрация
6. Анализ цепочки ценностей Ценности представляют собой последовательность видов деятельности, которые должны внести вклад в создание общей ценности продукта, чем в увеличение его ценности Создается цепочка ценностей, которая позволяет повысить степень удовлетворения потребителей и более эффективно управлять расходами
7. Стратегический аудит Стратегический аудит является сопутствующей аудиту услугой и проводится для того, чтобы установить надежность, реалистичность и возможность использования прогнозной информации, а также правильность ее подготовки на основе принятых допущений и адекватность ее представления 1. Проверка зарождения стратегии 2. Проверка реализации стратегии 3. Проверка достигнутых результатов от реализации стратегии
8. Стратегический анализ Стратегический анализ представляет собой процедуру поиска и отбора стратегических альтернатив 1. Анализ альтернативных стратегий 2. Анализ реализации стратегии 3. Анализ стратегических результатов
9. Стратегический контроль Стратегический контроль обеспечивает продвижение стратегии организации согласно составленному стратегическому плану, выявление проблем и своевременная их корректировка 1. Контроль на стадии планирования стратегии 2. Контроль на стадии реализации стратегии 3. Мониторинг результатов выполнения стратегии 4. Оценка стратегии 5. Принятие мер по устранению отклонений
10. Стратегические результаты Положительные - в случае выполнения стратегии, отрицательные - в случае не выполнения стратегии 1. Удовлетворение акционеров 2. Удовлетворение потребителей 3. Эффективные и результативные показатели 4. Мотивированный и подготовленный персонал
Рассмотрим процесс адаптации стратегического управленческого учета на примере одной из самых эффективных молокоперерабатывающих организаций Республики Беларусь ОАО «Бабушкина Крынка». На сегодняшний день управляющая компания холдинга «Моги-левская молочная компания «Бабушкина крынка» ОАО «Бабушкина крынка» - это динамично развивающаяся крупнейшая в Беларуси организация-производитель молочной продукции, завоевавшее почти всю сырьевую зону Могилевской области. Данное предприятие является типичным для аналогичного производства в Республике Беларусь и России. Поэтому результаты исследования могут быть использованы другими молокоперерабатывающими организациями для повышения эффективности их функционирования. [3]
Изучив результативные показатели деятельности организации, можно сформулировать основные параметры стратегического управленческого учета. Свою миссию ОАО «Бабушкина Крынка» видит в создании качественной, натуральной молочной продукции для здоровья и отличного самочувствия ее потребителей. [3] Видение организации - конкурентоспособность, финансовая устойчивость и расширение объемов продаж.
Для повышения эффективности функционирования на рынке и определения направления развития производственно-сбытовой деятельности в ОАО «Бабушкина крынка» необходимо провести анализ и оценку слабых и сильных сторон компании, а также учет факторов внешней среды, которые могут способствовать возникновению как новых возможностей для развития, так и угроз. Наиболее распространенным комплексным методом анализа внешней и внутренней среды предприятия является SWOT-анализ [4]. Результаты SWOT - анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2 - SWOT - анализ
Сильные стороны Возможности
- увеличение степени загруженности имеющихся производственных мощностей; - высокий уровень технической оснащенности; - широкий ассортимент производимой продукции; - высокое качество продукции; - узнаваемость брендов компании. - выход на новые рынки сбыта; - изменение предпочтений при выборе торговой марки; - расширение ассортимента продукции применительно к различным группам торговых марок; - увеличение объемов государственной поддержки отрасли; - проведение более гибкой ценовой политики за счет регулирования объемов реализации.
Слабые стороны Угрозы
- отсутствие в организационной структуре службы маркетинга; - зависимость объемов экспортных поставок от курсов валют; - недостаточный уровень качества сырья; - наличие финансовой нагрузки в виде кредитов и ссуд; - отсутствие поточности при организации производственного процесса - увеличение закупочных цен; - изменение структуры потребления; - усиление позиций конкурентов внутри страны и за рубежом; - экономическая нестабильность на внутреннем рынке, обусловливающая снижение покупательской активности; - неблагоприятные демографические изменения
Оценка сильных и слабых сторон, новых возможностей и угроз ОАО «Бабушкина крынка» проведена путем изучения экспертных оценок.
После проведения обработки и анализа первичной информации результаты проведенных расчетов сведены в таблицу 3.
Таблица 3 - Итоговая матрица SWOT- анализа
Обозначение Благоприятные возможности (О) Угрозы (Т)
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Коэффициент влияния (KJ) 6,05 10,53 3,34 12,44 2,94 -1,06 5,11 1,57 0,01 -0,01
Сильные стороны (S) Интенсивность (Ai)
1 37,65 8,07 4,20 2,96 4,71 4,81 5,00 1,97 3,99 0,94 1,00
2 40,71 9,42 5,64 3,78 4,59 4,08 3,05 3,15 4,99 0,97 1,03
3 28,83 6,97 4,93 1,11 3,58 1,33 2,84 2,77 3,78 0,74 0,78
4 46,72 12,25 7,72 1,70 5,70 2,17 3,20 4,67 6,82 1,21 1,28
5 19,89 5,55 3,25 0,61 2,10 0,84 1,48 1,81 3,09 0,56 0,60
Слабые стороны (W) Интенсивность (Ai)
1 -33,60 -9,34 -5,35 -1,18 -1,97 -1,64 -2,63 -3,65 -5,59 -1,09 -1,16
2 -36,69 -10,90 -2.76 -1,34 -2,41 -2,41 -6,26 -1,55 -6,51 -1,23 -1,32
3 -23,37 -6,31 -4,71 -0,80 -1,02 -1,11 -1,77 -2,54 -3,59 -0,74 -0,78
4 -13,32 -3,16 -0,74 -0,54 -0,70 -0,90 -3,50 -0,63 -2,12 -0,50 -0,53
5 -25,74 -6,35 -1,65 -2,96 -2,14 -4,23 -2,47 -0,89 -3,29 -0,85 -0,91
Примечания. 1, 2, 3. 4, 5 - номера благоприятных возможностей и угроз. KJ - коэффициент влияния на деятельность предприятия каждой благоприятной возможности и угрозы, S - сильные стороны предприятия. Ai - интенсивность (значимость) сильных и слабых сторон, W - слабые стороны предприятия. Рассчитано автором на основании источника [4].
Наиболее сильными сторонами ОАО «Бабушкина крынка», позволяющими минимизировать угрозы и воспользоваться благоприятными возможностями, являются высокое качество производимой продукции, хорошая техническая оснащенность, а также загруженность имеющихся производственных мощностей.
Наиболее значительные недостатки в деятельности рассматриваемой компании -недостаточность ресурсов сырьевой зоны и зависимость объемов экспортных поставок от курсов валют. По мнению экспертов, самыми значимыми для ОАО «Бабушкина крынка» факторами развития являются наличие государственной поддержки, учет изменений предпочтений потребителей, выход на новые рынки. Наиболее существенными среди рассмотренных угроз следует считать изменение структуры потребления населения и усиление позиций конкурентов как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Для комплексной оценки ключевых рыночных тенденций был проведен PEST-анализ - рассмотрены политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Technological) факторы, оказывающие влияние на состояние молочной отрасли Беларуси. Полученные данные сведены в таблицу 4.
Таблица 4 - Результаты PEST-анализа состояния отечественной молочной отрасли
Факторы Влияние
Политические
Изменение политической ситуации на рынках Российской Федерации, Украины и Беларуси Снижение объемов экспорта в Российскую Федерацию и вытеснение с рынка данной страны белорусских производителей
«Молочные войны» с Российской Федерацией Резкое снижение объемов экспорта в данное государство
Государственное регулирование цен Регламентирование порядка формирования отпускных цен на некоторые виды продукции
Экономические
Изменение курсов иностранных валют Убытки от курсовых и суммовых разниц, снижение рентабельности реализуемой на экспорт продукции
Усиление инфляции Падение потребительского спроса переход покупателей на более дешевые товара
Рост закупочных цен на молоко. Ухудшение финансового положения отечественных сельхозпредприятий Увеличение себестоимости продукции. Отток финансовых ресурсов, обусловленный поддержкой убыточных хозяйств
Увеличение процентных ставок по кредитам Рост себестоимости продукции
Социальные
Повышение потребительских запросов населения Рост спроса на инновационные и натуральные продукты
Ухудшение демографической ситуации Незначительный прирост населения
Технологические
Изменение технических регламентов на молоко и Возможное несоответствие выпускаемой продук-
производимую из него продукцию ции новым требованиям
Для уменьшения рисков, способных ухудшить результаты производственно-сбытовой деятельности, ОАО «Бабушкина крынка» следует корректировать свою товарную, ценовую, коммуникационную и сбытовую политику.
Согласно базовой концепции конкурентной стратегии М. Портера для ОАО «Бабушкина Крынка» актуальна стратегия - преимущество в издержках по сравнению с конкурентами.
Цепочка ценностей, которая характерна для предприятий молокоперерабатываю-щей отрасли представлена на рисунке 1.
1. Производство кормов
О ~
2. Молочное скотоводство
О ~
3. Молочная промышленность
О ~
4. Оптовая торговля
О ~
5. Розничная торговля
Рисунок 1 - Цепочка ценностей молокоперерабатывающих предприятий
Проходящая в последние годы модернизация молочной отрасли направлена не столько на снижение операционных затрат, сколько на увеличение выпуска и расширение ассортимента, что еще больше увеличивает разрыв между состоянием сырьевой базы и перерабатывающими мощностями. Тенденция увеличения ассортимента цельномолочной продукции сопровождается сокращением молокоемких продуктов и практически полным отсутствием продукции переработки вторичного молочного сырья, что ведет к неполному использованию потенциала биологической ценности молока, возрастанию невозвратных отходов, стоимость которых отражается на себестоимости выпускаемой продукции.
Оптимизации затрат в контексте отраслевой цепочки ценности предполагает три варианта стратегических действий:
- оптимизация соотношения ценность/затраты в рамках существующей позиции в цепочке;
- изменение места в цепочке, позволяющее снизить затраты на взаимодействие с партнерами и выйти на более доходные стадии;
- изменение самой цепочки ценности.
Выявив слабые стороны в реализуемой стратегии, организация должна их своевременно устранить, используя различные корректировки. В этом особую роль играют средства стратегического анализа, аудита и контроля. В этом случае эффективно будет
установить ответственных лиц за реализацию стратегических задач и обеспечить действенную систему мониторинга.
Библиографический список
1. Блаженкова Н. М. Методика организации стратегического управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2008. № 4.
2. Бланк И. А. Управление финансовыми рисками: учебный курс. К.: Ника-Центр, 2006. 448 с.
3. Официальный сайт ОАО «Бабушкина Крынка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.babushkina.by. Дата доступа: 01.10.2016.
4. Стариков В. А. Стратегический маркетинг. Политика товародвижения. Минск: Издательство Минского института управления, 2006. 439 с.
5. Стратегический учет: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. В. Э. Керимова. - 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2010.
6. Уорд К. Стратегический управленческий учет / пер с англ. М. : ЗАО «Олимп - Бизнес», 2002.
7. Хорин А. Н. Стратегический анализ: учебное пособие. М.: Эксмо, 2006. 288 с.
8. Чечеткин С. А. Анализ и оценка финансовых рисков рисков на предприятии ОАО «Бабушкина Крынка» // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 2. С. 101
9. Чечеткин С. А. Анализ факторов риска внешней среды оказывающих дестабилизирующее воздействие на деятельность предприятий АПК // Организационно-правовые аспекты инновационного развития АПК: сборник научных трудов. Вып. 11. Горки-Щецин, 2014. 137 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Blazhenkova N. M. Metodika organizatsii strategicheskogo upravlencheskogo ucheta // Buhgalterskiy uchet. 2008. № 4.
2. Blank I. A. Upravlenie fnansovyimi riskami: uchebnyiy kurs. K. : Nika-Tsentr, 2006. 448s.
3. Ofitsialnyiy sayt OAO «Babushkina Kryinka» [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.babushkina.by. Data dostupa: 01.10.2016.
4. Starikov V. A. Strategicheskiy marketing. Politika tovarodvizheniya. Minsk: Izdatelstvo Minskogo instituta upravleniya, 2006. 439 s.
5. Strategicheskiy uchet: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po spetsialnosty-am «Finansyi i kredit», «Buhgalterskiy uchet, analiz i audit» /pod red. V. E. Kerimova. - 2-e izd., ster. M. : Omega-L, 2010.
6. Uord K. Strategicheskiy upravlencheskiy uchet /per s angl. M. : ZAO «Olimp - Biznes», 2002.
7. Horin A. N. Strategicheskiy analiz: uchebnoe posobie. M. : Eksmo, 2006. 288 s.
8. Chechotkin S. A. Analiz i otsenka finansovyih riskov riskov na predpriyatii OAO «Babushkina Kryinka» //Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal. 2016. № 2. S. 101
9. Chechotkin S. A. Analiz faktorov riska vneshney sredyi okazyivayuschih destabiliziruyuschee vozdeystvie na deyatelnost predpriyatiy APK // Organizatsionno-pravovyie aspektyi innovatsionnogo razvitiya APK: sborniknauchnyih trudov. Vyip. 11. Gorki-Schetsin, 2014. 137s.