STRATEGIC MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE Gaziev Kh-О. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Gaziev Khaydarali Ortikovich - Candidate of Economic Sciences, Docent, DEPARTMENT OF MANAGEMENT, FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: results of research of modern problems of system of strategic management are given in this. We in detail studied organizational structure of the enterprise. In this work concepts of the strategic management having wide scope of application in administrative practice are stated. The main directions, tasks and approaches to design and implementation of organizational strategy are considered, anti-recessionary strategy of the organizations, strategic management and the profitless organizations, basic provisions of the theory of stakeholders as the most important component of an organizational environment. On the basis of the carried-out complex analysis and methodological approaches of the theory of strategic management, the contents and the main components of technology of management of the strategic planning, allowing correcting management of the enterprise according to changing external conditions is offered. Key organizational and technical reserves of increase of efficiency of strategic management on which the solution of problems of development of effective strategic and operational activity of the enterprise depends are revealed and ways of their reduction to action are offered. The program of management by strategic changes at the enterprise, including the main components of the strategic management, providing growth of effective use of instruments of this management at the enterprises is offered.
Keywords: strategic management, economic liberalization, market economy, concept of strategic management, strategic management, principles of strategic management, mission, strategic analysis, strategic priorities, strategic action program, strategy implementation, strategic controlling, staff motivation, strategic planning, division of labor.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Газиев Х.О. (Республика Узбекистан)
ГазиевХайдарали Ортикович - кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, Ферганский политехнический институт, г. Фергана. Республика Узбекистан
Аннотация: в данной работе приведены результаты исследования современных проблем системы стратегического менеджмента. Нами подробно изучена организационная структура предприятия. На основе проведенного комплексного анализа и методологических подходов теории стратегического управления предложено содержание и основные составляющие технологии управления стратегического планирования, позволяющие корректировать процесс управления предприятием в соответствии с изменяющимися внешними условиями. Выявлены ключевые организационно-технические резервы повышения эффективности стратегического управления, от которых зависит решение проблем разработки эффективной стратегической и оперативной деятельности предприятия, и предложены пути приведения их в действие. Предложена программа управления стратегическими изменениями на предприятии, включающая в себя основные
компоненты стратегического менеджмента, обеспечивающая рост эффективного использования инструментов этого управления на предприятиях. Ключевые слова: стратегический менеджмент, либерализация экономики, рыночная экономика, концепция стратегического менеджмента, стратегическое управление, принципы стратегического менеджмента, миссия, стратегический анализ, стратегические приоритеты, стратегическая программа действий, реализация стратегии, стратегический контроллинг, мотивация персонала, стратегическое планирование, разделение труда.
УДК 330
Стратегический менеджмент - это сфера управленческой деятельности, состоящая в реализации перспективных целей компании через осуществление изменений в организации. Стратегическое управление выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с её окружением.
Стратегическое управление (стратегический менеджмент) — функция управления организацией, распространяется на долгосрочные цели и действия организации, взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Формулировка стратегии — образа действий, и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента.
Стратегия в смысле стратегического управления организацией — образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.
Основные этапы стратегического менеджмента:
■ определение сферы бизнеса и разработка назначения организации,
■ трансформация назначения в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности,
■ определение стратегии достижения целей деятельности,
■ разработка и реализация стратегии,
■ оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
По Ансоффу особое значение в стратегическом управлении в условиях изменчивой имеет определение и развитие диапазонов потенциальных возможностей организации — функционального потенциала и потенциала общего руководства [8].
Понятие стратегического управления в контексте менеджмента организации введено в обиход на стыке 1960-х — 1970-х годов для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления. В 1965 году Игорь Ансофф подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Хотя в создание стратегического менеджмента как новой дисциплины внесли вклад многочисленные авторы, к пионерам относят Альфреда Чандлера (англ. Alfred D. Chandler, Jr.), Игоря Ансоффа и Питера Друкера.
Создано десять существенно отличных систем знаний о стратегическом управлении, носящих названия «Школы стратегического менеджмента»:
1. Школа дизайна — формирование стратегии как процесс осмысления.
2. Школа планирования — формирование стратегии как формальный процесс.
3. Школа позиционирования — формирование стратегии как аналитический процесс.
4. Школа предпринимательства — формирование стратегии как процесс предвидения.
5. Когнитивная школа — формирование стратегии как ментальный процесс.
6. Школа обучения — формирование стратегии как развивающийся процесс.
7. Школа власти — формирование стратегии как процесс ведения переговоров.
8. Школа культуры — формирование стратегии как коллективный процесс.
9. Школа внешней среды — формирование стратегии как реактивный процесс.
10. Школа конфигурации — формирование стратегии как процесс трансформа.
Стратегический менеджмент наиболее современная модификация управления
предприятием и он нацелен на выработку плана или программы производственно -хозяйственных субъектов для победы в условиях конкуренции. В условиях либерализации экономики, в условиях сильных изменений внутри страны, перед предприятиями и организациями возник вопрос о необходимости поиска новых методов и направлений во всех областях деятельности. Неспособность менеджеров справиться с нарастающими трудностями во внешней среде поставила предприятия перед проблемой управляемости своих хозяйственных систем. Поиски выхода из сложившейся ситуации привели не только к необходимости повышения квалификации управленческих кадров, но и обусловили переход к новой концепции, под которой понимается современная система взглядов вытекающих из основополагающих идей и научных результатов. Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность ответной реакции предприятий на изменения, которые происходят во внешней среде. Без стратегического управления предприятие может принимать краткосрочные, а также слишком поздние решения. Стратегический менеджмент в экономике занимает важное место ещё и потому, что для рыночной экономики характерна усиливающаяся нестабильность внешней среды: события становятся более непривычными и повышаются темпы изменений, которые превосходят скорость ответной реакции предприятий. В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путём реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции.
Концепция стратегического менеджмента позволяет организации добиваться поставленных целей в условиях динамичной, изменчивой среды. Стратегический менеджмент - область научных знаний, охватывающая методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации для достижения целей организации.
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса, о которых было сказано ранее. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой. Сущностью стратегического менеджмента - является план управления фирмой, который носит комплексный характер и охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Одним из главных направлений менеджмента является стратегический менеджмент.
Сделать стратегический выбор - это означает связать бизнес решения и конкурентоспособные действия, собранные по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов будет отражать вашу текущую стратегию. Новые действия и подходы, находящиеся на обсуждении, покажут возможные пути изменения и преобразования текущей стратегии. Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента. Разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес подходов, а также удачное выполнение самой стратегии - рецепт успеха в бизнесе. Совершенство организации - это совершенное исполнение совершенной стратегии.
42
Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность.
Принципы стратегического менеджмента - основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. К ним относятся:
1. Единство направления. Организация, действующая в динамичных условиях внешней среды, должна обладать единством целей, интересов и принципов управления.
2. Научность. Применение достижений системного, ситуационного походов, науки о человеческом поведении к управлению и формированию организации для достижения ее целей. Определение на базе научного анализа лучших способов выполнения задач.
3. Выделение доминанты развития. Определение перспективы, которая открывается перед организацией с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности и технологии; выделение на этой основе стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров. Стратегический хозяйственный центр внутриорганизационная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций организации в одной или нескольких зонах хозяйствования.
4. Экономичность и эффективность. Разработка и реализация стратегии организации строится исходя из имеющихся ресурсов и нацелена на превышение результатов над затратами в определенном плановом периоде.
5. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами организации.
6. Оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий, обеспечивающие реализацию целей организации, рациональное использование существующего потенциала и восприимчивость к требованиям внешней среды.
7. Мотивация персонала. Прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполнит конкретную работу. Поэтому члены организации должны выполнять эту работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.
8. Разделение труда нацелено на выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при одних и тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа задач, на решение которых должны быть направлены внимание и усилия. Стратегический менеджмент ставит перед организацией две группы задач: краткосрочные, рассчитанные на текущее выполнение, и стратегические. Текущие программы и бюджеты ориентируют оперативные подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, а стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности.
9. Корпоративность обеспечивает гармонизацию интересов всего персонала, а гармония интересов в свою очередь способствует достижению намеченных организацией целей.
Рис. 1. Концепция стратегического управления [3]
Как видно из схемы (рис. 1) процесс стратегического менеджмента можно рассматривать как динамическую совокупность 5 взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. Однако существует прямая и обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью структуры стратегического управления. Основными этапами процесса стратегического менеджмента является: проведение системного стратегического анализа, разработка конкретного вида стратегии и внедрение или реализация стратегии.
Процесс стратегического планирования начинается с формулирования миссии и определения целей организации. Миссия - основная общая цель организации, четко выраженная причина и смысл ее существования. Миссия детализирует статус фирмы, обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегии организации на различных уровнях организации.
Цели организации формулируются и устанавливаются на основе общей миссии. По срокам цели делятся на:
• краткосрочные (до 1 года);
• среднесрочные (1-3 года);
• долгосрочные (3 и более лет).
Общие цели организации являются основой для постановки целей ее подразделений, таким образом, складывается иерархия целей. Цели должны быть не противоречивыми и достижимыми, чтобы не порождать различные конфликты, разрушающие организацию.
Рис. 2. Структура стратегического управления
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления (рис.2).
Обоснованная, сформулированная стратегия используется для разработки методом поиска стратегического проекта. Принятая стратегия позволяет сосредоточить внимание на наиболее значимых участках, параметрах и возможностях, отбросив несовместимые с ней варианты. Ориентир и стратегия разрабатываются в условиях неопределенности внешней среды компании, при неполной информации, потребностях и возможностях. Однако в ходе поиска при разработке стратегического проекта появляется новая информация, что даёт возможность уточнять ориентир и стратегию (рис. 3).
Рис. 3. Разработка стратегического проекта
Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации (табл. 1).
Миссия и цели организации Анализ внешней среды Анализ сильных и слабых сторон
Оценка стратегии Управление реализацией стратегии Анализ альтернатив и выбор стратегии
Стратегическое планирование становится все более актуальным для отечественных предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию, как между собой, так и с иностранными корпорациями.
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей (рис. 4).
Решение > Стратегия и цели фирмы
Рис. 4. Логика стратегического планирования
Стратегический менеджмент представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяет организации добиваться поставленных задач. Суть стратегического управления заключается в том, что в организации с одной стороны, существует чётко организованное комплексное стратегическое управление, с другой, структура управления фирмой адекватна «формальному» стратегическому управлению и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов. Потенциал, который обеспечивает достижение целей организации в будущем, является одним из конечных продуктов стратегического управления.
Список литературы /References
1. Вихонский О.С. Стратегическое управление. Третье издание. М.: Гардарики, 2007.
2. Попов С.А. Стратегическое управление. М.: Инфра-М, 1999.
3. Дойль П. Менежмент. стратегия и тактика. Питер КОМ, 2005.
4. Забелин. П.В. Моисаева Н.К. Основы стратегического управления. М.: ИВИ. «Маркетинг», 2002.
5. ЛюкшиновА. Стратегический менеджмент. М.: Экономика, 2002.
6. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000.
7. Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления, 1998. № 4.
8. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 2005.
9. Виханский О. С. Стратегическое управление. М., 2005.
10. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.; СПб.; Киев.; Вильямс, 2003.
11. Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления, 1998. № 1.
12. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М., 2004.
13. Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 2001.
Действие
14. Кембел Д., Стоунхаус Д., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2003.
15. Кох Р. Стратегия. СПб.: Питер, 2003.
16.Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. М.; Новосибирск, 2001.
17. Попов С.А. Стратегическое управление. Модульная программа для менеджеров. М.: Инфра-М, 2009.
18. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. М., 2008.
19. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Дело, 2002.
20.Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000. 704 с.
21. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.Н. Кудряева, И.Н. Сотникова. Кинель: РИЦ СГСХА, 2015. 128 с.
22. Стратегический менеджмент: учебное пособие. И.Н. Маврина. Екатеринбург. УрФУ, 2014. 132 с.
23. Margianti E.S. and ets. Entrepreneurship in Uzbekistan: trends, competitiveness, efficiency // Indonesia, Jakarta, Gunadarma Publisher, 2016. ISBN 978-602-9438-69-7. 220 p.
24. Kurpayanidi K., Muminova E., Paygamov R. Management of innovative activity on industrial corporations // Lap Lambert Academic Publishing, Germany, 2016. ISBN 9783-659-76598-8. 322 с.
25. Курпаяниди К.И. Особенности управления на малом промышленном предприятии в условиях модернизации национальной экономики Узбекистана // Современные научные исследования и инновации. РФ. Москва, 2011. № 7. ISSN 2223-4888. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/11/5207/ (дата обращения: 21.03.2019).
26. Kurpayanidi K. Foreign experience of social and economic development management of the region (the example of Finland) // Economics, 2016. № 11 (20).
SPECIFIC THREATS OF ECONOMIC SECURITY AT CONSTRUCTION ENTERPRISES Yunusova R.R. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Yunusova Rimma Rahmanberdievna - PhD in Economics, Associate Professor, ECONOMICS AND REAL ESTATE MANAGEMENT DEPARTMENT, TASHKENT INSTITUTE OF ARCHITECTURE AND CONSTRUCTION, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses threats to economic security in the construction industry and ways to neutralize them. The definition of the concept of economic security as the unity of factors and conditions ensuring the stability of the state and its sustainable renewal is analyzed. The main problems in the implementation of sustainable construction enterprises have been identified, and directions have been noted in addressing them. The conditions for the economic security of the construction sector are identified. The ways of economic security in this field that are relevant to modern time are considered. Keywords: economic security, construction, construction enterprises, competition.