12 (45) - 2009
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНКУРЕНТНЫЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ И МЕГАКОНКУРЕНЦИИ*
А.М. ИЛЫШЕВ,
доктор экономических наук, профессор
Уральский государственный
технический университет - УПИ
им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург
Т.С. СЕЛЕВИЧ,
кандидат экономических наук, доцент Томский политехнический университет
В статье исследуется обострение конкуренции и кардинальное изменение подходов к разработке стратегии развития экономики. Рассматриваются цели стратегического конкурентного анализа, его принципы, переход к инновационной экономике. Также анализируются основные черты стратегического конкурентного и геоэкономического анализа, их информационные источники.
Ключевые слова: конкуренция, стратегия, анализ, геоэкономика, турбулентность, инновация, экономика, принцип, информация, разведка
Основные черты стратегического конкурентного анализа. Если подходить к рассматриваемому виду анализа, исходя из его глубинной сущности, то у СКА обнаруживается немало таких рельефных черт, которые заметно отличают его от текущего конкурентного анализа и на первый взгляд могут показаться удивительными. По нашему мнению, применительно к российским транзитивным условиям СКА обладает следующими основными чертами:
1) всесторонность;
2) множественность альтернативных подходов;
3) разнородность учитываемых признаков и факторов;
* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит». Окончание, начало см. в № 11 (44) за 2009 г.
4) высокая доля качественных оценок;
5) распространенность неформальных методов анализа;
6) доминирование долго- и дальнесрочных прогнозов;
7) нестандартность аналитических процедур;
8) специфичность информационных источников;
9) иерархичность и многообразие генерируемых эффектов.
Всесторонность СКА представляет собой широту охвата явлений и процессов, включаемых в анализ. К его объектам, в частности, относятся:
• экономика крупной компании; экономика отрасли;
• экономика региона — субъекта РФ, федерального административного округа, экономико-географического района;
• экономика страны в целом либо ее крупной части (Запад, Восток и Юг России);
• экономика группы тесно сотрудничающих между собой стран (например, объединения стран, входящих в состав ШОС, ЕврАзЭС, СНГ).
Множественность альтернативных подходов в рамках СКА означает, что при прогностическом анализе практически исключается безальтер-нативность рассмотрения перспектив развития
- 17
объекта, либо так называемая «формальная альтернативность». Под этой последней мы понимаем нередко бытующий в финансовом менеджменте упрощенный трехвариантный подход к разработке возможных альтернатив развития объекта: вариант, который реализуется при наличии наиболее благоприятных условий; вариант, осуществляемый при наименее благоприятных условиях; промежуточный вариант, идентифицируемый как наиболее вероятный.
Разнородность учитываемых признаков и факторов обусловлена многообразием явлений, охватываемых СКА. Так, при переходе от рассмотрения относительно элементарного объекта стратегического анализа конкурентов (экономики фирмы) к изучению сложного объекта (экономики отрасли) дополнительно возникает потребность в измерении признаков, характеризующих процессы развития внутриотраслевой специализации и кооперационных связей по поставкам фирмами друг другу нужных предметов снабжения и оказанию услуг.
Если же объект СКА — экономика региона (субъекта РФ, федерального округа, экономико-географического района), то ситуация для аналитика еще более усложняется. Например, появляется необходимость в исследовании целого блока специфических признаков и факторов, призванных определить проживающую на территории совокупность жителей как региональное сообщество, обладающее целым рядом признаков: этническим и половозрастным составом, родом занятий и источниками доходов, демографическими и социальными признаками и т. д.
Важнейшие из этих признаков выступают в качестве факторов развития того или иного сектора региональной экономики, роста ее конкурентоспособности. Так, установлено, что улучшение демографической ситуации в регионе (особенно, повышение рождаемости) является фактором развития и повышения уровня конкурентоспособности индивидуального предпринимательства по отношению к среднему и крупному предпринимательству [7].
В том же случае, когда аналитик выполняет исследование уровня конкурентоспособности экономики России в целом либо ее крупной части, либо экономики группы стран, тесно сотрудничающих между собой, на перспективу — задача становится непомерно трудной, а иногда и вообще не имеющей удовлетворительного решения. Между тем ценность получения удовлетворительных ответов на важнейшие вопросы о будущем России и ее этносов настолько велика для государства, обще-
18 -
ства и каждого гражданина, что она оправдывает практически любые затраты интеллектуальных и финансовых ресурсов на проведение СКА.
Еще одна важная черта СКА — высокая доля качественных оценок. Нереально получить количественные оценки по гуманитарным и социально-психологическим характеристикам, а тем более, интегрировать разнородные оценки в обобщающие измерители (даже при том условии, что изрядная часть этих оценок является все же количественными характеристиками).
Распространенность неформализованных методов анализа обусловлена,
1) крайней разнородностью параметров, учитываемых при проведении стратегического конкурентного анализа;
2) наличием большого числа качественных оценок;
3) ярко выраженной стохастичностью процессов, протекающих в изучаемых сложных объектах. Здесь применяются следующие неформализованные способы анализа: разнообразные системы показателей (нередко построенные на совершенно различной основе); методы сравнений, систематизации и классификации явлений; приемы дифференциации и детализации; методы экспертных оценок. Известно множество разновидностей экспертных оценок (методы комиссий, мозговой атаки и мозгового штурма, морфологического анализа, метод сценариев и др.); последние два из перечисленных, на наш взгляд, наиболее перспективны для СКА.
Такая черта, как доминирование в СКА долго- и дальнесрочных прогнозов, является вполне естественной для стратегического анализа. Ведь ряд проектов, подобных проектам развития транспортной системы нашей страны, подготовки к промышленному освоению углеводородов Северного Ледовитого океана и Антарктиды, редкоземельных и драгоценных металлов ближайших небесных тел, перехода от суженного к расширенному воспроизводству населения России, создания прочного фундамента для безусловного доминирования экономики знаний требует на свое осуществление 30—50 лет и более.
Еще одной важной чертой стратегического конкурентного анализа является нестандартность аналитических процедур. Это порождено отсутствием каких-либо шаблонов в поиске альтернативных вариантов развития объектов СКА, каждый из которых уникален (как и возможные исходы). Использование методов сценариев, комиссий, мозговой атаки и других предоставляет аналитику
некоторую информацию к размышлению, но не дает удовлетворительных ответов на множество вполне резонных вопросов: кто, с кем, когда и против кого будет взаимодействовать? По каким именно направлениям будет развиваться такое взаимодействие? Какие формы приобретет, насколько длительным и прочным оно окажется? Вопросов много больше, чем готовых ответов, и лишь выработка нестандартных аналитических процедур порождает надежду на получение результатов СКА, приемлемых для сегодняшней управленческой практики.
Специфичность информационных источников заключается в том, что наряду со стандартными процедурами получения и использования первичных данных нормативного характера, финансового, управленческого и статистического учета здесь целесообразно широкое применение специальных методов сбора необходимых сведений, а также наличие специфических источников чрезвычайно полезной информации. К ним могут относиться:
• данные конкурентной разведки;
• результаты маркетинговых исследований;
• прогнозы научно-технического и социально-
экономического развития;
• отраслевые прогнозы;
• аналитические разработки зарубежных и отечественных спецслужб.
Иерархичность и многообразие генерируемых эффектов также обусловлены крайней разнородностью тех явлений и процессов, которые охватывает СКА. Подвергаются исследованию долговременные тенденции конкурентной борьбы в столь разных сферах деятельности, как: научно-инновационная и военно-техническая; инвестиционная и торгово-промышленная; финансовая и логистическая; маркетинговая и образовательная; социально-трудовых отношений и репродукционная.
Тем самым СКА в конечном итоге (через реализуемые программы и проекты) порождает соответствующие виды эффектов.
Геоэкономический и стратегический конкурентный анализ. Рассматриваемый нами СКА имеет некоторые сходные черты с так называемым геоэкономическим анализом (ГЭА) — еще одним достаточно новым средне-, долго- либо дальнесрочным видом управленческого анализа. Однако, если в современных российских условиях для СКА приоритетным является верхний иерархический уровень анализа (макроуровень), то ГЭА, зародившись ранее в недрах мезоанализа (на уровне текущей конкуренции в отрасли), сумел ныне подняться много выше — до
глобального уровня.
Обоснование целесообразности выделения ГЭА, призванного обслуживать потребности формирования долговременных программ социально-экономического развития страны, а также нужды геополитики выполнено Н. Н. Илышевой и Г. Б. Чувашовой при определении ими подходов к решению проблемы использования общих минеральных ресурсов Земли [8], а также в процессе учета государственных и социальных интересов в использовании природных ресурсов России [9].
Дело в том, что столь привычному для централизованно планируемой экономики отраслевому анализу недроиспользования (мезоэкономичес-кому анализу) имманентен, в первую очередь, технико-экономический характер. Поэтому в современных трансформационных условиях, весьма сложных для обеспечения успешного развития национального хозяйства, прежний отраслевой анализ должен дополняться рядом других видов макроэкономического анализа:
• анализом наиболее крупных международных рынков — нефти, газа, угля, черных и цветных металлов, леса и иных видов минерально-сырьевых ресурсов (американская администрация, например, относит к стратегическим ресурсам даже курятину, отвергая требование России установить свой ветеринарный контроль и не давая своего согласия, в том числе по этой причине, на вступление нашей страны в ВТО);
• конкурентным анализом позиций стран — соперниц по важнейшим видам стратегического сырья и продуктам их первичной переработки, т. е. по кругу сырьеобеспечивающих и сырье-потребляющих стран, которые одновременно и взаимодействуют, и остро конкурируют друг с другом;
• межстрановым сравнительным анализом соотношения сложившихся темпов, условий и перспектив развития экономик наиболее крупных регионов и национальных хозяйств ведущих стран (в первую очередь это относится к сырьепотребляющим экономикам);
• комплексным социально-политическим и экономическим анализом ситуации на мегауровне (по миру в целом), проведение которого позволяет учесть максимальное число самых разнообразных факторов развития.
Именно на глобальном уровне страны-соперницы и их блоки ведут ожесточенную борьбу за «место под солнцем», пуская в ход все известные средства конкурентной борьбы, включая политическое и военное давление. По нашему мнению,
- 19
объективная необходимость своеобразного симбиоза методов и подходов отраслевого анализа с методами и подходами названных ранее видов макроанализа дает основания утверждать, что в складывающихся на международной арене условиях целесообразно формирование особого вида анализа, который вполне логично может быть назван геоэкономическим анализом недроиспользования. Его возникновение объясняется ужесточением борьбы государств мира за ограниченные природные ресурсы.
Характер происходящих в наше время процессов представляется предельно ясным — это тотальное военно-политическое соперничество России с крупнейшими государствами мира. Задачи же аналитической науки сводятся к разработке действительно инновационных средств и инструментов для проведения адекватной оценки достаточно часто появляющихся новых угроз, диагностирование постоянно меняющейся ситуации и идентификация факторов этих изменений, многовариантное прогнозирование возможного развития событий, выявление ближайших и долгосрочных последствий принимаемых военно-стратегических решений.
Широкое использование методов и приемов ГЭА обеспечивается наличием специфического методического инструментария у многих видов глобального анализа и макроанализа, а также приемов отраслевого анализа. Применение ГЭА на всех этапах разработки стратегии нашего дальнейшего развития (его результаты интерпретируются как средства информационно-аналитического обеспечения управленческих решений) дает возможность четко сориентироваться в важнейших геополитических целях нашей страны и эффективно их осуществлять.
Несомненно, что долгосрочное целеполагание для России сводится в конечном итоге к воссозданию действительно мощной державы, гражданам которой были бы гарантированы высокий уровень безопасности и благосостояния. Наиболее важные признаки, черты сходства и различия двух видов долгосрочного управленческого анализа (на базе их квалификационных признаков) довольно четко вытекают из табл. 1.
Геоэкономический анализ представляет собой самостоятельный вид управленческого анализа, объектами которого являются, в первую очередь, глобальные системы, т. е. регионы мира, блоки стран и семь крупнейших по занимаемой территории стран (Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Канада, Австралия), а также и другие государства.
20 -
Субъекты ГЭА — органы управления мегасистемами и органы государственного управления. Предмет ГЭА охватывает здесь общественно-политические отношения, экономическую и репродуктивную деятельность.
Для ГЭА характерна следующая иерархия целей на средне-, долго- и дальнесрочный периоды: обеспечение безопасности страны (группы стран), высокого уровня конкурентоспособности, сбалансированного устойчивого развития и высокой эффективности репродуктивной деятельности. Доминирующий класс управленческих задач — задачи государственного управления. Иерархия применяемых аналитических методов и моделей такова: 1) неформализованные, 2) специальные математико-ста-тистические, 3) методы элементарной статистики. Области использования полученных результатов — выработка общей политики (концепции), формирование национальных (региональных) программ и проектов, обоснование разрабатываемых планов и прогнозирование развития ситуации.
Сравнение классификационных признаков и специфических особенностей СКА и ГЭА показывает как определенные различия, так и сходство двух видов управленческого анализа.
Их различие состоит в том, что СКА фокусирует внимание преимущественно на экономических аспектах изучаемых объектов, функционирующих в рыночной среде, взаимодействие которых подчиняется законам конкуренции. Поэтому мегасисте-мы и национальные хозяйства в целом не являются объектами СКА, а социальная жизнь, экология, население, природа и другие неэкономические подсистемы выступают лишь как условия развития экономики (ее ближнего внешнего окружения, или микросреды). Среди целей СКА преобладают две главные цели: во-первых, поддержание и дальнейший рост уровня конкурентоспособности; во-вторых, обеспечение сбалансированного развития и всестороннего процветания таких объектов, как экономика регионов, отраслей, компаний и предприятий.
В свою очередь общественно-политические условия для предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций, расширения международного технологического обмена и т. п. рассматриваются при проведении СКА как внешние факторы, т. е. факторы макросреды, которые измеряются и учитываются через соответствующие риски.
Геоэкономический же анализ (трактуемый нами расширительно, т. е. вместе с геополитическим анализом) главное внимание уделяет проблеме обеспечения разнообразных видов национальной безо-
Характеристика наличия основных классификационных признаков стратегического конкурентного анализа и геоэкономического анализа
Их наличие (+), отсутствие (-), частичное
Классификационные признаки анализа присутствие (+/-)
СКА ГЭА Примечание
1. Объекты:
1.1. Метасистемы, или глобальные системы (крупные страны, блоки - +
стран и регионы мира). 1.2. Отдельные страны (кроме семи наиболее крупных). 1.3. Регионы внутри крупных стран. 1.4. Отрасли и сферы деятельности. + + + +/- Для России
1.5. Крупные компании и корпорации. + -
1.6. Предприятия и организации + -
2. Субъекты:
2.1.Органы управления мегасистемами. - +
2.2. Органы государственного управления. 2.3. Региональные органы управления. + + +/- Для России
2.4. Органы управления отраслей и сфер деятельности. 2.5. Менеджмент и собственники компаний и фирм + + -
3. Предмет анализа:
3.1. Экономическая (коммерческая) деятельность. + +
3.2. Социально-трудовые отношения. +/- +/-
3.3. Репродуктивная деятельность. +/- +
3.4. Общественно-политические отношения +/- +
4. Целеполагание:
4.1. Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности объекта. + +
4.2. Гармонизация социально-трудовых отношений. +/- -
4.3. Обеспечение высокой эффективности репродуктивной + +
деятельности (в количественном и качественном аспектах).
4.4. Обеспечение сбалансированного развития и всестороннего + +
процветания объекта анализа. 4.5. Обеспечение безопасности +/- +
5. Временной горизонт: 5.1. Дальнесрочный (свыше 20 лет). 5.2. Долгосрочный (10—20 лет). 5.3. Среднесрочный (до 10 лет). 5.4. Краткосрочный (до 5 лет) +/-+ + + + + + +/-
6. Классы управленческих задач:
6.1. Рыночного саморегулирования. 6.2. Государственного управления. 6.3. Комбинированные управленческие задачи + +/- + +/-
7. Применяемые аналитические методы и модели:
7.1. Оптимизационные. +/- -
7.2. Специальные математико-статистические. + +
7.3. Элементарной статистики. + +
7.4. Неформализованные + +
8. Области использования аналитических результатов: 8.1. Ситуационное реагирование. 8.2. Прогнозирование дальнейшего развития ситуации. 8.3. Обоснование планов. +/-+ + +/-+ +
8.4. Разработка программ, проектов. 8.5. Выработка общей политики, концепции + +/- + +
пасности страны: военно-техническои, политической, социальной, инновационной, информационной, экономической, духовной, демографической и др. Естественно, что в этом случае инструментов рыночного саморегулирования совершенно недостаточно для реализации доминирующих целей ГЭА — явно расширяются границы применения
методов государственного управления соответствующими сферами.
Наиболее важная специфическая особенность СКА состоит в том, что он призван отображать преимущественно состояние, а также перспективы развития рыночных связей и взаимоотношений. Геоэкономический же анализ, стремительно прогресси-
- 21
руя, вовлекает в свою орбиту не только экономику, но и политику, идеологию, социокультурную среду, военное и культурное развитие государства.
Сходство же между СКА и ГЭА заключается в том, что:
• обеспечение национальной безопасности (а это — главная цель геополитики и геоэкономического анализа) теснейшим образом детерминировано состоянием национального хозяйства и финансово-экономической системы государства, т. е. самыми важными целями стратегического конкурентного анализа;
• в свою очередь, экономическая безопасность страны, уровень развития ее национального хозяйства представляют собой интегрированный результат безопасности предприятий и их финансово-экономического благополучия;
• механизмов рыночного саморегулирования в столь сложной, протяженной и специфичной стране, как Россия, все же недостаточно для эффективного управления экономикой. Необходимо умело сочетать рыночные методы с инструментами государственного регулирования. Следует подчеркнуть, что как в СКА, так и в
ГЭА используются разные комбинации по существу одних и тех же методов, что также сближает два вида анализа. Без всякой натяжки можно констатировать, что в ряде случаев ГЭА и СКА настолько сближаются, что правомерно вести речь об интегрированном геостратегическом анализе.
Таким образом, с появлением ГЭА, призванного обслуживать потребности формирования долговременной стратегии социально-экономического развития, а также нужды геополитики, связываются надежды ученых, специалистов, рабочих, деятелей образования, культуры, искусства и простых граждан на возможность обеспечения более четкой ориентированности современного российского государства на безусловную приоритетность национальных интересов. Вместе с тем в чисто организационно-методологическом плане ГЭА может быть интерпретирован в качестве особо важной в современных условиях разновидности стратегического управленческого анализа, интегрированного с маркетинговым, конкурентным, межстрановым анализом, а также комплексным социально-политическим и экономическим анализом ситуации на мегауровне, т. е. по миру в целом.
Информационные источники стратегического конкурентного и геоэкономического анализа. Чтобы изменения вели к успеху, прежде всего нужна готовность собственников и топ-менеджеров компании предвидеть будущее и его возможности. Мотивом
22
этого часто бывают потребность в знании и страх проигрыша. Вскормленное прежними успехами самодовольство является источником необоснованных предположений, провалов понимания и иррациональных запретов, которые не только блокируют способность предвидеть новое, но и крайне затрудняют возможность использовать разум для понимания новой информации. Ничего удивительного, что пока «гром не грянет», топ-менеджеры и собственники российских компаний слишком часто даже не пытаются вспоминать об альтернативных путях развития.
Только в разгар экономического кризиса большинство крупных предприятий все же вынуждено мучительно размышлять о собственных стратегиях развития. Некоторые используют при этом группы стратегического планирования, разработки которых ложатся в основу сценариев и стратегических планов корпорации. Другие, и прежде всего производители потребительских товаров, полагаются на обзоры и прогнозы потребительских вкусов и перспектив развития рынков, которые готовили ставшие столь модными службы маркетинга.
Некоторые крупные компании получают картину будущего с помощью библиотек или отделов НИОКР, которые собирают и распространяют информацию о новых технологиях. Иные же предпочитают нанимать исследовательские группы, пытающиеся прогнозировать рыночные тенденции; при этом руководители компании надеются, что «свежий взгляд со стороны» даст неординарную информацию и более глубокое понимание будущего.
И хотя ряд отечественных компаний до сих пор использует — в том или ином сочетании — подобные методы постижения будущего, передовые компании (пока еще немногие) начинают исходить из иных представлений о получении информации о будущем, используя при этом специфические источники информации.
Так, одним из возможных источников могут быть данные стратегической конкурентнойразвед-ки. Для компаний конкурентная разведка становится процессом систематического изучения, в ходе которого будущее начинает обретать определенную форму, а корпорация в целом учится преодолевать собственные незрелые представления о рынке, предрассудки и табу.
В условиях происходящего ныне повсеместно кризиса особый смысл стратегическая разведка приобретает на уровне государств, формирующих свои геоэкономическую и конкурентную стратегии на мировом рынке. В рассматриваемом случае задачи стратегической разведки заключаются в
опережающем обнаружении тех принципов организации общественно-политической и социально-экономической жизни, к которым страна не готова: только еще складывающейся реальности ее внутренней жизни и международных отношений, форм управления глобальными финансами, информационной политики и форм организации сознания населения разных стран [3]. Именно в этих диффузных, непроясненных новых формах жизни, не закрепленных в системе международных норм, и развертывается жесточайшая борьба между странами, претендующими на лидерство.
Здесь уместен пример США, опубликовавших доклад Совета по национальной разведке, посвященный мировым тенденциям на период до 2025г., в котором приводятся прогнозы развития экономик ведущих стран (в том числе России), а также представлена стратегия развития собственной экономики в соответствии с этими прогнозами. Доклад готовился на протяжении полутора лет с привлечением сотен лучших специалистов со всего мира. Фактологической и информационно-аналитической основой для столь серьезной разработки стали, в том числе, и данные всех видов разведки. В свою очередь, и нашей стране для обеспечения амбициозных (и столь же естественных) целей по достижению высоких экономических результатов и наращиванию промышленного и инновационного потенциала необходимо использование потенциала стратегической разведки.
К широко распространенным информационно-аналитическим источникам, умелое использование которых дает возможность вырабатывать адекватные управленческие решения стратегического характера, можно отнести и социально-экономические и научно-технические прогнозы. Любые прогнозы всегда содержат в себе элементы предположительности. Жизнь, успехи наук, возможности и потребности практики вносят в них каждый день существенные коррективы. На их судьбу в решающей степени влияют развитие социальной жизни общества и раскрытие новых тайн природы. Все это заметно определяет дискуссионный характер долгосрочных прогнозов. Если бы авторы прогнозов научно-технического прогресса не ограничивали размах своей мечты определенными рамками сложившихся научных представлений о развитии общества, экономики, естествознания и техники, их выводы лишены были бы для нас доказательной силы, т. е. научной ценности.
Еще одним источником для СКА являются результаты маркетинговых исследований, которые могут быть использованы крупными компаниями, нуждающимися в долгосрочном планировании,
а также государством, стремящимся обеспечить выгодное конкурентное положение страны на мировом рынке. Можно выделить следующие направления этих исследований.
1. Определение миссии компании.
2. Стратегическое решение о позиционировании компании и ее продукции на рынке. Решение о позиционировании экономики страны на мировой арене должно коррелировать с соответствующими стратегическими решениями ведущих компаний, которые обычно обоснованы значительно лучше, чем политико-экономические решения типа «войти в первую пятерку (тройку и т. д.) стран по важнейшим экономическим показателям».
3. Результаты маркетингового анализа макросреды предприятия (PEST-анализ) — это прогнозы изменений в макроэкономической, политико-правовой, социальной, технологической и экологической средах.
4. Результаты маркетингового анализа микросреды компании, включающей в себя поставщиков, конкурентов, посредников, потребителей и группы влияния, позволяют спрогнозировать изменения по каждой группе субъектов анализа в долгосрочной перспективе. Результаты подобного исследования, примененные для нужд СКА, позволяют точнее прогнозировать динамику настроений в конкурентной среде, учитывая особенности действий заинтересованных лиц, и, в конечном итоге, более обоснованно формулировать конкурентную стратегию.
К примеру, наша страна в период югоосетинс-ко-грузинского конфликта (август 2008г.) первоначально проигрывала информационную войну. В глазах даже наших ближайших союзников (Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и др.), а тем более прямых конкурентов Россия выглядела скорее как агрессор, первый напавший на маленькую Грузию. Понадобились колоссальные усилия первых лиц нашего государства, Министерства иностранных дел и Министерства обороны, чтобы, в конце концов, переломить ситуацию. Явно не на высоте оказались отечественные СМИ, которые в абсолютном большинстве были просто не готовы к жесткой полемике с поднаторевшими в проведении РЯ-компаний западными СМИ. Подлинно гражданственное мужество проявили, пожалуй, только два российских публициста — Н. А. Нарочницкая (см., например, [11]) и Н. Серова. Так, Н. Серова, высказав серьезнейшие сомнения в жизнеспособности системы мироустройства, созданной США и странами Западной Европы, а также возмущение лицемерным осуждением наших действий по отстаиванию своих законных интересов,
- 23
пишет: «...в России очень хорошо понимают не только лицемерность европейской позиции, но и ее геополитическую подоплеку... Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что и рядовые граждане, и элиты осознали, что «если вы не хотите заниматься геополитикой, она займется вами» [12].
5. Итоги долгосрочного анализа рынка, базирующиеся, как правило, на результатах анализа масштабов рынка, его потенциала и конъюнктурных колебаний. Результаты такого рода конъюнктурных исследований могут принести неоценимую пользу при проведении стратегического конкурентного анализа, поскольку предоставляют информацию о долгосрочных прогнозах изменений на финансовых и товарно-сырьевых рынках, что, в свою очередь, влияет на распределение конкурентных ролей в мировом экономическом пространстве.
6. С помощью анализа жизненного цикла товара определяются жизнеспособность предлагаемого продукта и перспективы его дальнейшего продвижения на рынок. Знание характерных особенностей жизненного цикла существующих товаров позволяет увереннее судить о возможностях и сроках их полной либо частичной замены новыми товарами, что чрезвычайно важно для завоевания лидирующих позиций в геоэкономическом соперничестве.
7. Применение портфельных моделей, к которым относятся модели БКГ, МакКинси, Портера, Ансоффа и др.
8. Выявление ключевых факторов успеха (КФУ), которое дает возможность определить в достаточно долгосрочном плане направления приложения основных усилий для достижения конкурентных преимуществ. При геоэкономическом подходе довольно легко обнаружить, что для большинства стран ключевыми факторами успеха могут быть следующие факторы: хороший доступ к ограниченным природным ресурсам, позитивные характеристики населения, развитость инфраструктуры и т. д.
В частности, ряд исследователей (см., например, [5]) полагает, что причины экономических успехов западноевропейских стран, США, Канады и Австралии, новых индустриальных стран кроются прежде всего в высокой концентрации так называемого предпринимательского ресурса (т. е. людей, склонных к риску). Она обеспечивается длительным взращиванием предпринимательского ресурса (страны Западной Европы), наследованием старой предпринимательской культуры (переселенческие страны), глубокими торговыми традициями (государства Восточной и Юго-Восточной Азии).
24 -
9. Результаты проведения SWOT-анализа позволяют выявить сильные и слабые стороны компании (страны), а также возможности и угрозы внешней среды. Результаты SWOT-анализа могут служить информационно-аналитической базой для обоснования стратегических управленческих решений, принимаемых как на уровне компаний, так и на страновом уровне.
Географическое положение страны и преобладающий климат могут выступать в качестве ее сильных либо слабых сторон. Например, есть хорошо аргументированное мнение о том, что одним из главных недостатков России на пути к достижению экономического процветания является ее не вполне удачное географическое расположение, при котором большая часть территории государства находится в труднодоступных северных районах земного шара, а также суровый климат его Востока и Северо-Востока, занимающих свыше трех четвертей всей площади страны.
Следует заметить, что существуют и другие направления маркетинговых исследований, результаты которых позволяют расширить информационную базу для проведения СКА.
Одним из самых мощных информационных источников для стратегического конкурентного анализа являются аналитические разработки зарубежных и отечественных спецслужб. В современном мире сила страны определяется в первую очередь ее экономическими возможностями, поэтому в промышленно развитых и новых индустриальных странах многочисленные разведывательные службы уделяют все более серьезное внимание вопросам взаимодействия с бизнесом. Правительства большинства стран финансируют операции спецструктур, в ходе которых изучается деятельность иностранных компаний, представляющих определенную конкурентную угрозу национальным производителям; собираются сведения о намечающихся контрактах; обобщается информация о финансовом положении фирм и их банковских операциях; анализируются события, способные отразиться на формировании цен на мировых рынках.
И хотя роль открытых источников в экономической разведке велика (в ряде областей анализа до 95 % всей информации получают именно из официальных статистических публикаций, сообщений СМИ, экспертных оценок Международного валютного фонда по странам), все же особо ценная информация может быть получена с помощью промышленного шпионажа.
Показательно то, что в высокоразвитых странах мира (США, Франция, Израиль и др.) шпионаж все
Рис. 2. Четыре варианта формирования службы внешнеэкономической разведки
более приобретает гражданский внешнеторговый характер, становясь составной частью рыночного продвижения товаров, имеющих стратегический характер. При этом сближение бизнеса и шпионажа приобретает двусторонний характер: с одной стороны, «конверсируются» национальные спецслужбы, а с другой стороны, в чисто «гражданских» министерствах и ведомствах формируются секретные структуры ведомственной разведки и контрразведки.
Отвлекаясь от гипертрофирования этических оценок применяемых методов, выдвинем предположение о стратегической важности для российского бизнеса, особенно крупного (в том числе системообразующих предприятий), организации информационного канала внешнеэкономической разведки. Ведь на фоне децентрализованной внешней разведки крупных транснациональных корпораций США, стран ЕС, Японии и других стран — конкурентов России особенно рельефно вырисовывается низкая конкурентоспособность по обеспеченности специфической информацией российских компаний в мировом экономическом пространстве. Эта ситуация усугубляется отсутствием планомерной, системно организованной поддержки со стороны спецслужб (включая ФСБ РФ по линии обеспечения экономической безопасности и контрразведки).
Сегодня в России назрела необходимость кардинального реформирования российской внешней разведки. Именно социально ответственным кругам российской бизнес-элиты (прежде всего частному предпринимательскому сектору) уже достаточно ясно, что назрела целесообразность перехода к относительно меньшей «милитаризации»,
к большей «экономизации» внешней разведки. Необходимо и улучшение ее финансирования.
Имеется много фактов, позволяющих судить о том, что крупные товаропроизводители России, наиболее тесно связанные с ВПК, уже включены в систему применения информации, документов или даже изделий, получаемых в рамках секретной разведывательной деятельности Главного разведывательного управления (ГРУ), Федеральной службы охраны (ФСО), СВР и др.
Реформирование внешней разведки России актуализируется, причем, можно выявить четыре способа придания деятельности по сбору и анализу «пикантной» информации из-за рубежа с помощью стратегической разведки официальных рамок (рис. 2) — от наиболее щадящего (например, просто вменить дополнительные функции уже существующим спецслужбам) до радикального (формирование новой спецслужбы с прямым подчинением Правительству РФ).
Каждый из этих альтернативных вариантов «экономизации» деятельности спецслужб обладает определенными достоинствами и недостатками.
Проведенный анализ расстановки соперничающих сил показывает сложность вполне понятной и целесообразной задачи формирования в России специфической службы внешнеэкономической разведки. Конечно, более эффективная внешняя разведка России — это не панацея от всех экономических бед. Однако российский бизнес и государство прямо заинтересованы в повышении своей конкурентоспособности как средства выживания национального хозяйства в острой конкурентной борьбе с развитыми и новыми индустриальными
- 25
странами мира. В конечном итоге, потребителям стратегически важной информации со стороны бизнеса безразлично, где будет находиться эта новая структура, и как именно она будет функционировать. Главное, чтобы служба экономической разведки и контрразведки оперативно появилась и начала реализовывать свои цели и задачи, т. е. предоставляла бы столь ценную информацию для проведения стратегического конкурентного анализа, необходимого как крупнейшим российским предприятиям, так и государству в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вахрушина М. А. Управленческий анализ: учеб. пособие / М. А. Вахрушина. — 2-е изд. — М.: Омега-Л. 2005.
2. Гершман А. Технология нового тысячелетия / Журнал ИТ-руководителя «Директор». URL: http://www.osp.ru/cio/2001.
3. Громыко Ю. В. Стратегическая и концептуальная разведка // Альманах «Восток». 2007. № 1 (42). URL: http://situation.ru/app/j_art_1181.htm.
4. Илышев А. М. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: монография / А. М. Илышев, И. В. Лаврентьева. — М.: Издательский дом «Финансы и кредит». 2005. С. 186-187.
5. Илышев А М., Демчук О. Н. Проблема формирования социально-экономической базы российского общества // Национальные интересы:
приоритеты и безопасность. 2005. № 1-2.
6. Илышев А. М., Илышева Н. Н., Селевич Т. С. Текущий конкурентный анализ в транзитивной экономике: научное издание. - Екатеринбург: изд-во Уральского государственного технического университета. 2006.
7. Илышев А. М., Шубат О. М. Многомерный статистический анализ предпринимательской активности в региональной сфере микробизнеса // Вопросы статистики. 2008. № 4.
8. Илышева Н. Н., Чувашова Г. Б. Минеральные ресурсы в третьем тысячелетии: геополитический и экономический аспекты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 3.
9. Илышева Н. Н., Чувашова Г. Б. Учет государственных и социальных интересов в использовании природных ресурсов России // Все для бухгалтера. 2006. № 19.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008, № 1662-р.
11. Нарочницкая Н. Грузия без Абхазии и Южной Осетии никому на Западе не нужна! // Комсомольская правда, 13.08.2008.
12. Серова Н. Старый Свет для россиян умер / Утро. Ru. 3 сентября 2008 г.
13. Уваева Ю. Актуальные бизнес-задачи машиностроения / БДО ЮНИКОН. URL: http://www. bdo.ru/ press_centre/bulletin.
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.
Тел./факс: (495) 721-85-75 Http:/www.fin-izdat.ru
e-mail: [email protected]