П. А. ЕРЯШЕВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕРНОПРОДУКТОВЫМ ПОДКОМПЛЕКСОМ АПК
Ключевые слова: приоритеты, стратегическое управление, зернопродуктовый подкомплекс, хозяйство, деятельность, валовый сбор, урожайность, ресурс
Key words: priorities, strategic management, grain production subcomplex, economy, activity, gross yield, crop capacity, resource
В статье исследованы основные проблемы развития зернопродуктового подкомплекса как отрасли агропромышленного комплекса, проанализирована динамика валового сбора, урожайности, производства зерна по видам культур. Предложены направления совершенствования зернового хозяйства.
This paper considers the main problems of development of the grain products subcomplex as a branch of the agricultural sector; it analyzes the dynamics of the gross yield, crop capacity, grain production by crops; it proposes directions of improvement of grain farming.
Зерновое производство носит системообразующий характер для других отраслей экономики страны, служит своеобразным индикатором экономического благосостояния государства. Зерно — главный продовольственный товар, цены на большинство продовольственных товаров в определенной мере формируются в зависимости от цен на него. Состояние зернового рынка определяет как мировую, так и национальную безопасность. Особенно важной является оценка зернового производства с точки зрения социальной
ЕРЯШЕВ Павел Александрович, аспирант кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении Мордовского государственного университета.
ERYASHEV Pavel Aleksandrovich, Postgraduate at the Department of Statistics, Econometrics and Information Technologies in Administration, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
© Еряшев П. А., 2015
значимости, надежного обеспечения населения хлебом и хлебными изделиями, а также продовольствием, произведенным с использованием продуктов переработки зерна. Поэтому в обеспечении продовольственной безопасности страны зерно и продукты его переработки имеют особую важность как продовольствие стратегического значения.
Стратегическое управление зернопродуктовым подкомплексом АПК следует рассматривать как целенаправленную деятельность, обеспечивающую эффективность развития в долгосрочном периоде его сфер и отраслей по производству, переработке и реализации зерна и зерновой продукции, рациональные, организационные и экономические связи и экономические отношения в условиях рисков динамично изменяющейся ситуации. Также это непрерывное функционирование процессов производства, обмена, распределения, переработки и потребления зерновых ресурсов и зерно-продуктов и стратегический анализ внутренней и внешней среды, конструктивное целеполагание, разработка альтернативных стратегий и инструментария их реализации.
Главными условиями эффективного функционирования стратегического управления зернопродуктовым подкомплексом АПК является укрепление связей между сферами отрасли. Современный агропромышленный комплекс России, как и вся экономика в целом, находится в сложном периоде реформирования и преодоления кризисных процессов с присущими только ему способами решения проблемы1.
Основными факторами, ограничивающими увеличение производства зерновых ресурсов, являются: отставание роста внутреннего потребления от роста производства зерна; низкая динамика инновационного развития, в том числе медленное внедрение достижений биотехнологии и новых технологий, адаптированных к условиям изменения климата; отсутствие долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления зерна и продуктов его переработки; инфраструктурные ограничения, в том числе дефицит и территориальная структура размещения мощностей по хранению зерна и производству комбикормов, неадекватная новым реалиям, высокие издержки на железнодорожные перевозки; недостаточная государственная поддержка экспорта зерна и муки, административные и технические барьеры2.
В настоящее время общие проблемы для всех хозяйствующих субъектов зернопродуктового подкомплекса — непредсказуемость на зерновом рынке; недостаточность информации о ситуациях, складывающихся на нем; различные ограничения в свободной торговле со стороны муниципальной власти; неплатежеспособность потребителя; рост издержек на производство, хранение и переработку зерна; развивающаяся конкуренция, а также высокая процентная ставка банка за пользование кредитом и отсутствие доступного места для проведения торгов, аукционов, тендеров.
Усиливает негативные тенденции в зерновом хозяйстве низкая и неустойчивая его доходность, из-за чего значительная часть зернопроизводящих хозяйств не может внедрять и использовать достижения научно-технического прогресса. Это касается крупных зернопроизводящих хозяйств3.
Несмотря на плохие погодные условия, в некоторых регионах страны производство зерновой продукции в 2014 г. составило 105,30 млн т, что значительно превысило показатели 2009—2013 гг. в среднем на 23,7 %. В Республике Мордовия этот показатель составляет 0,95 млн т, или 0,9 %, от общероссийского показателя (105,30 млн т). Показатель валового сбора по региону в 2014 г. получился значительно больше, чем в 2010 г., 2012—2013 гг. (на 0,66, 0,15 и 0,10 млн т), и значительно меньше, чем показатели 2009 и 2011 гг. (на 0,36 и 0,05 млн т). Соответственно показатели посевной площади и урожайности по Мордовии составили в 2014 г. 0,43 и 21,9 или 0,93 и 90,9 % от общероссийского показателя (46,20 млн га и 24,1 т/га)4.
Динамика производства зерна по видам культур представлена в табл. 1. Видно, что возросли валовые сборы зерновых культур, за исключением гречихи, которой было собрано меньше, чем в 2011—2013 гг., на 18,5 % и больше, чем в 2009—2010 гг., на 31,8 %. Рост производства зерновых культур в основном был обеспечен за счет увеличения в 2014 г. посевных площадей зерновых культур, показатель которых был снижен с 2010 по 2013 г. на 7,1 %, а также за счет повышения урожайности зерновых культур. В регионе увеличилось производство ярового ячменя (1,2 % от общероссийского уровня), овса (0,8 %), проса (0,4 %), гречихи (0,1 %), зернобобовых культур (1,4 %). Снижение произошло по пшенице (на 14,7 %), ржи озимой (на 25,0 %)5.
Таблица 1
Динамика производства зерна по видам культур в Российской Федерации и Республике Мордовия, млн т
Показатель 2014 г. Значение показателя
Абсолютное значение % к 2009—2013 гг. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация6
Зерно и зернобобовые культуры 105,3 108,4 172,6 111,8 148,5 114,0 97,1 61,0 94,2 70,9 92,4
В том числе: пшеница 59,0 95,6 142,2 105,0 156,5 113,2 61,7 41,5 56,2 37,7 52,1
рожь 3,3 76,7 48,5 110,0 157,1 100,0 4,3 1,6 3,0 2,1 3,3
ячмень 20,0 111,7 241,0 118,3 143,9 129,9 17,9 8,3 16,9 13,9 15,4
овес 5,3 98,1 165,6 100,0 132,5 108,2 5,4 3,2 5,3 4,0 4,9
кукуруза на зерно 11,1 277,5 358,1 158,6 135,4 103,7 4,0 3,1 7,0 8,2 10,7
просо, тыс. т 0,49 181,5 376,9 55,7 148,5 116,7 0,27 0,13 0,88 0,33 0,42
гречиха, тыс. т 0,66 117,9 194,1 82,5 83,5 79,5 0,56 0,34 0,80 0,79 0,83
рис, тыс. т 1,04 114,3 98,1 98,1 99,0 110,6 0,91 1,06 1,06 1,05 0,94
зернобобовые культуры 2,2 146,7 157,1 88,0 100,0 110,0 1,5 1,4 2,5 2,2 2,0
Республика Мордовия7
Зерно и зернобобовые культуры 0,95 72,5 327,6 95,0 121,8 111,8 1,31 0,29 1,00 0,80 0,85
В том числе: пшеница 0,29 45,3 170,6 56,9 120,8 85,3 0,64 0,17 0,51 0,24 0,34
рожь озимая 0,03 60,0 300,0 60,0 150,0 75,0 0,05 0,01 0,05 0,02 0,04
ячмень яровой 0,5 100,0 625,0 125,0 125,0 166,7 0,5 0,08 0,4 0,4 0,3
овес 0,04 133,3 500,0 200,0 200,0 200,0 0,03 0,008 0,02 0,02 0,02
просо, тыс. т 0,002 500,0 200,0 285,7 250,0 200,0 0,0004 0,001 0,0007 0,0008 0,001
гречиха, тыс. т 0,0006 300,0 150,0 150,0 600,0 0,0002 0,0004 0,0004 0,0001
зернобобовые культуры 0,03 100,0 333,3 100,0 150,0 150,0 0,03 0,009 0,03 0,02 0,02
Динамика структуры производства зерна по видам культур представлена в табл. 2.
Таблица 2
Динамика структуры производства зерна по видам культур, % к общему валовому сбору8
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г.
Российская Федерация
Пшеница 63,5 68,0 59,7 53,2 56,4 56,0
Рожь 4,4 2,6 3,2 3,0 3,6 3,1
Ячмень 18,4 13,6 17,9 19,6 16,7 19,0
Овес 5,6 5,2 5,6 5,6 5,3 5,0
Кукуруза на зерно 4,1 5,1 7,4 11,6 11,6 11,5
Просо 0,3 0,2 0,9 0,5 0,5 0,5
Гречиха 0,6 0,6 0,8 1,1 0,9 0,9
Рис 0,9 1,7 1,1 1,5 1,0 1,0
Зернобобовые культуры 1,5 2,3 2,7 3,1 2,2 2,2
Республика Мордовия
Пшеница 48,9 58,6 51,0 30,0 40,0 30,5
Рожь озимая 3,8 3,4 5,0 2,5 4,7 3,2
Ячмень яровой 38,1 27,6 40,0 50,0 35,3 52,6
Овес 2,3 2,8 2,0 2,5 2,4 4,2
Просо 0,2 0,03 0,3 0,07 0,1 0,1
Гречиха 0,02 _ 0,04 0,05 0,01 0,06
Зернобобовые культуры 2,3 3,1 3,0 2,5 2,4 3,2
В структуре производства зерна вследствие повышения валового сбора, увеличения урожайности и посевной площади по сравнению с данными 2013 г. возросла доля ячменя на 2,3 %, при этом в 2009—2011 гг. и 2013 г. наблюдалось значительное уменьшение доли ячменя на 2,4 и 2,3 %. Осталась неизменной доля проса, гречихи, риса, зернобобовых культур.
В 2013 г. также незначительно уменьшилась доля пшеницы на 0,4 %, ржи — на 0,5 %, овса — на 0,3 %, кукурузы на зерно — на 0,1 %.
Рост производства зерновых культур по республике отмечен по ячменю яровому, овсу, гречихе, зернобобовым культурам. Снижение — по пшенице, ржи озимой.
Таким образом, 2014 г. в целом был успешным и урожайным, несмотря на стихийные бедствия, засухи, наводнения, проливные дожди, которые наносили значитель-
ный ущерб сельскохозяйственным товаропроизводителям. Наиболее пострадавшими сельскохозяйственным организациям оказывается поддержка согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2013—2020 гг.9
По нашему мнению, в целях совершенствования механизма управления зернопродуктовым подкомплексом должны быть предусмотрены следующие приоритетные направления: разработка целевой программы развития зернового хозяйства; формирование законодательной базы для комплексного развития зернового хозяйства; увеличение государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей; государственная поддержка экспорта зерна; применение системы гарантированных минимальных цен; совершенствование системы закупочных интервенций; совершенствование механизма обеспечения поставок зерна железнодорожным транспортом; развитие системы кредитования; развитие рациональной системы страхования; стимулирование привлечения инвестиций; улучшение налогового режима.
Разработка целевой программы развития зернового хозяйства и рынка зерна должна предусматривать количественные и качественные параметры производства, обмена, распределения и потребления зерна, их связь с другими подразделениями зернопродуктового подкомплекса и ресурсами, мерами государственного регулирования и межрегиональным обменом.
Низкая и неустойчивая доходность, высокая закредито-ванность многих зернопроизводящих хозяйств и преимущественно стихийное функционирование рынка зерна при слабом государственном воздействии усиливают вероятность проявления рисков, расширяют перечень вопросов, которые предстоит решить, чтобы выйти на целевые параметры развития зернового хозяйства. При этом в условиях дисбаланса между поставщиками ресурсов, производителями зерна, его переработчиками, сферой торговли происходит перераспределение субсидий из зернового хозяйства в смежные с ним подразделения зернопродуктового подкомплекса. Следовательно, необходимо стремиться к изменению соотношения цен на сельскохозяйственную продукцию и услуги путем замораживая роста цен и тарифов естественных монополий
для сельского хозяйства, которые контролирует государство. Постепенный переход к закупкам у товаропроизводителей зерна по гарантированным минимальным фиксированным ценам непрерывно в течение года позволит существенно снизить колебание цен на зерновом рынке10.
Эффективно совершенствование системы закупочных интервенций на рынке зерна. Чтобы закупочные интервенции в полной мере выполняли свои функции, необходимо повысить их доступность для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей и перейти к введению постоянно действующей системы закупок в интервенционный фонд. Следует улучшить финансовое обеспечение проведения интервенций на основе государственного субсидирования, что позволит повысить стабильность их функционирования. Целесообразно также внести в правила проведения государственных закупочных и товарных интервенций в отношении зерна ряд изменений. Во-первых, поскольку уборка зерновых культур происходит в июле — сентябре, именно в этот период должны проводиться закупочные интервенции. В урожайные годы — для предупреждения резкого падения цен на зерно, в неурожайные годы — для проведения товарных интервенций, препятствующих чрезмерному росту цен. Во-вторых, целесообразно разделить интервенционный фонд на региональную и межрегиональную части. Региональная часть предназначена для нормализации ценовой ситуации внутри федеральных округов страны, межрегиональная — для регулирования общероссийского рынка зерна посредством оптимизации движения товарного зерна между регионами. В-третьих, необходимо устанавливать количественные и ценовые параметры для проведения закупочных и товарных зерновых интервенций.
Вместе с тем взаимодействие механизма интервенционных и залоговых операций на зерновом рынке страны даст возможность ему более эффективно функционировать, что позитивно отразится на доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, ценовой стабильности на зерновом рынке, надежности хлебофуражного снабжения страны, ее продовольственного обеспечения. Весьма целесообразна отработка механизма обеспечения поставок зерна и продуктов его переработки в регионы страны, удаленные от мест производства, путем применения льготного тарифа в
виде понижающих коэффициентов при перевозке железнодорожным транспортом. Необходимо также определить и установить в рамках Евразийского экономического союза базовый железнодорожный тариф на перевозки зерна и зерновых грузов не выше действующего коэффициента и исключительного тарифа для снижения издержек при перевозке зерна и продуктов его переработки.
В системе кредитования ориентация преимущественно на субсидирование процентной ставки по кредитам при высоком уровне закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей стала тормозом в развитии зернового хозяйства и рынка зерна. Поэтому для более эффективного использования средств федерального бюджета при предоставлении субсидий бюджетам субъектов Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам необходимо провести инвентаризацию региональных инвестиционных проектов по направлениям
кредитования, сделать кредит более доступным для сель-
11
хозтоваропроизодителей11.
Необходимо законодательное обеспечение повышения доходности сельскохозяйственного производства за счет установления эквивалентного межотраслевого обмена, удешевления доступа к заемным средствам, обеспечения сельскохозяйственным товаропроизводителям возможности справедливого рыночного ценообразования на реализуемую ими продукцию путем усовершенствования системы ее сбыта и создания развитой инфраструктуры.
За годы рыночных преобразований по сравнению с дореформенным периодом в стране произошли коренные изменения во внешней торговле сельскохозяйственной продукцией. Они связаны главным образом с переходом от крупномасштабного импорта преимущественно фуражного зерна к крупномасштабному импорту мясо-молочных продуктов и одновременно возросшему крупномасштабному экспорту зерна при слабом участии в этом процессе государства. В результате таких изменений страна из одной многолетней критической ситуации, связанной с высокой зависимостью от импорта зерна, попала в другую, связанную с мясо-молочными продуктами. В сложившихся условиях отказ от импорта кормового зерна и переход к импорту продукции животноводства привел к обвалу ее
производства. При этом падение отечественного животноводства было настолько велико, что в стране появились значительные излишки зерна невысокого качества, которые в крупных объемах стали экспортироваться в основном в «бедные» государства. Однако доходы от зернового экспорта не покрывают затраты на импорт мясо-молочной продукции. Одностороннее расширение зернового экспорта приводит не только к сужению кормовой базы животноводства, но и к нарушению севооборотов за счет чрезмерного насыщения посевами зерновых культур в отдельных хозяйствах и регионах, что снижает плодородие почв и может привести к ухудшению качества зерна и падению его экспорта.
Совершенствование организационно-экономического механизма развития зернопродуктового подкомплекса невозможно без государственной поддержки, основой которой должна стать комплексная программа, разработанная на федеральном уровне с необходимым финансированием12.
Таким образом, зернопродуктовый подкомплекс является ключевым элементом в структуре агропромышленного комплекса, от его развития будет зависеть достижение целей и задач функционирования и развития АПК. Для формирования эффективного зернопродуктового подкомплекса необходимо создание системы управления им, которая будет реализовываться через создание структур, приспособленных к современным условиям хозяйственной деятельности. Повышение уровня устойчивого развития зернопродуктового подкомплекса во многом зависит от организационно-экономических отношений в АПК в процессе производства, транспортировки, хранения и реализации зерна и зернопродуктов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Курьянов A.B., Печуркин А.С. Теоретические аспекты формирования зернопродуктового подкомплекса // Вестн. Мичур. гос. аграр. ун-та. 2010. № 1. С. 152—155.
2 См.: Липницкий Т. Производство зерна — узловая проблема развития АПК России // АПК: экономика, менеджмент. 2014. № 5. С. 71—73.
3 См.: Алтухов А.И. Экономические проблемы развития зернопродуктового подкомплекса России // Там же. № 2. С. 17—25.
4 См.: Агропромышленный комплекс России в 2012 году // Там же. 2013. № 4. С. 55—58.
5 См.: Кочетков Н.С. Посевные площади, валовые сборы и урожайность сельскохозяйственных культур в 2013 году // Стат. бюл. № 313. 2014. С. 10—19.
6 См.: Россия-2015: стат. справ. / Росстат. М., 2015. С. 24; Кочетков Н.С. Посевные площади, валовые сборы и урожайность ...
7 См.: Сельское хозяйство Республики Мордовия: стат. сб. № 301 / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Республике Мордовия. Саранск, 2015. С. 7.
8 Собственные расчеты автора.
9 См.: Агропромышленный комплекс России в 2013 году // АПК: экономика, менеджмент. 2014. № 3. С. 52—54.
10 См.: Курьянов А.В., Печуркин А.С. Теоретические аспекты формирования зернопродуктового подкомплекса.
11 См.: Ефимова З.В. Совершенствование организационно-экономических основ функционирования зернового рынка // Вестн. Рос. гос. аграр. заоч. ун-та. 2010. № 9. С. 176—179.
12 См.: Сердобинцев Д.В., Дружина Е.В. Необходимость совершенствования государственной поддержки зернопродуктового подкомплекса региона // Развитие аграрного сектора экономики России: ключевые проблемы и решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Ростов-на-Дону, май 2011 г. Ростов н/Д: ГНУ ВНИИЭиН Россельхозакадемии, 2011. С. 207—210.
Поступила 19.01.2015.
P. A. Eryashev. Strategic Priorities in Management of the Grain Production Subcomplex of the Agricultural Sector
Grain production is backbone for other sectors of the economy; it serves as an indicator of economic welfare of the state. Strategic management of the grain production subcomplex of the agricultural sector should be considered a purposeful activity, ensuring effective development of its fields and branches of industry, as well as processing and sales of grain and grain products in the long term.
The problems common to all businesses of the grain production subcomplex are: lack of information about the situations prevailing in the grain market; insolvency of the customer; increase of costs for production, storage, and processing of grain; growing competition.
The year 2013 was a hard one for agriculture: extensive flooding in the Far East, drought and torrential rains in the Central and Volga Federal districts could not but affect the agricultural production. But despite the unfavorable conditions, 2013 was successful for agriculture.
Thus, at present, the grain production subcomplex is a key element in the structure of the agricultural sector: fulfillment of tasks and achievement of goals in functioning of the agricultural sector will depend on its development. But for more sustainable development of grain production subcomplex, it is necessary to improve its organizational and economic mechanism.