Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты региональной экономической политики'

Стратегические приоритеты региональной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашхотов А. М.

В статье рассматриваются проблемы формирования предпосылок всесторонней модернизации региональной экономики. Особое внимание сосредоточено на противоречиях развития региональной экономики Кабардино-Балкарии. Предлагаются основные критерии стратегических инвестиционных решений для рассматриваемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты региональной экономической политики»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

А.М. АШХОТОВ,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

е-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы формирования предпосылок всесторонней модернизации региональной экономики. Особое внимание сосредоточено на противоречиях развития региональной экономики Кабардино-Балкарии. Предлагаются основные критерии стратегических инвестиционных решений для рассматриваемого региона.

Ключевые слова: региональная экономика; региональная стратегия; модернизация региональной экономики.

Коды классификатора JEL: R58.

Важнейшим аспектом экономической политики в современных кризисных условиях становится региональная политика, формируемая и проводимая, прежде всего, самими регионами. Именно на этом уровне должно делаться все возможное для согласованного и взаимно интегрирующего развития всех элементов пространственно локализованного воспроизводства на конкретной территории. Только на этом уровне реально возможно учесть весь спектр местных условий и интересов. А государственная региональная политика федерального уровня призвана обеспечивать дееспособность региональной политики на местах.

В таком контексте следует согласиться с утверждением, что объект региональной политики представляет собой взаимосвязи и отношения между регионами [8]. При этом особо следует выделить главный региональный интерес России, который в настоящее время должен быть осознан как отведение усиливающейся угрозы экономической дезинтеграции страны, необходимо добиваться минимизации негативных проявлений территориальной хозяйственной дезинтеграции на уровне субъектов федерации, в том числе и через поддержку местных преобразований, создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект максимально использовал свой внутренний экономический потенциал и во все меньшей мере претендовал на возможности государственной помощи.

Одновременно в сложившейся ситуации России необходимо подняться на новую, более высокую ступень развития цивилизации. Эта настоятельная потребность в последние годы широко обсуждается научной общественностью [1, 4, 6]. Разработан ряд глубоко аргументированных концепций институциональной модернизации, эффективного использования национальных проектов и федеральных программ, формирования общественного контракта между государством и коалициями по защите прав и свобод граждан, гарантиям прав собственности, развитию конкуренции, формированию форм и инструментов интерактивной модернизации и ряда других. Данная масштабная задача нашла свое однозначное утверждение и в основных программных документах руководства страны [7].

Таким образом, проблемы модернизации развития российской экономики становятся одними из наиболее приоритетных на современном этапе и требующими формирования соответствующей экономической политики. Сохранение в пореформенное время таких явлений как примитивная сырьевая экономика, хроническая коррупция, низкая энергоэффективность производства, недостаточная производительность труда и т.п., являются вескими аргументами необходимости масштабной модернизации страны, осознание чего подчеркивается высшим руководством страны.

Постановка проблемы модернизации с учетом драматической российской истории оказывается сложным и противоречивым делом. Прежде всего, по причине традиционно высокой социальной «цены» имевших место модернизаций. В этом контексте, как правило, указывается на петровский и советский периоды, когда все предпринимаемые меры никак не были ориентированы на интересы и защиту человека. К сожалению, и в настоящее время рыночные реформы пока тоже сопровождаются сокращением численности населения, низкими доходами большой части наших граждан, усугублением дифференциации регионального развития и др.

Таким образом, в истории нашей страны, по сути дела, нет опыта гуманистической модернизации как широкомасштабного преобразования всех основ жизнедеятельности общества. В таких условиях потребуются поиски новых форм и направлений системных мероприятий, в том числе и в сфере регионального развития.

При большом разнообразии научных подходов к трактовкам модернизации наиболее распространенным является ее восприятие как общественно-исторического процесса трансформации традиционного общества в прогрессивное, отличающееся широким распространением рационализации в хозяйственной деятельности и в социальной сфере. При этом, основным движущим фактором является мотивация всех участников производственной и социальной деятельности на использование инновационных инструментов, предполагающих создание и внедрение новых технологий, выработку и формирование принципиально новых организационноэкономических отношений на всех уровнях.

В совокупности модернизация представляет собой создание новой социально-экономической системы страны, в которой одно из ключевых мест принадлежит региональным компонентам. Важную роль в этой системе должно сыграть формирование внутренних мотивационных институтов, обеспечивающих сбалансированное стратегическое развитие региональной экономики.

Мировой практике известно множество форм модернизации (так называемых органических, эндогенных, экзогенных, либеральных и т.п.), которые показали свою результативность в тех или иных странах. При этом все они сопровождались постоянным совершенствованием производственной системы и экономической политики тех или иных регионов и территорий, в которых преимущественно расширялась сфера сервиса и экономики

© А.М. Ашхотов, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

212

А.М. АШХОТОВ

знаний. Кроме того, в последние десятилетия процессы глобализации мировой экономики тесно переплелись с регионализацией хозяйственной жизни. Сформировалась достаточно противоречивая дихотомия глобализации-регионализации, во многом предопределяющая пути дальнейшего развития мирового хозяйства и мировой экономической политики, особенно с учетом усложняющейся многоуровневой системы хозяйственных связей.

В итоге регионализация, с одной стороны, превратилась в настоящее время и, по всей видимости, будет в дальнейшем воплощением глобализации, ее активным структурным компонентом, постоянно воспроизводящим многочисленные кумулятивные эффекты для совершенствования и повышения эффективности территориальных социально-экономических подсистем. С другой стороны, региональные организационно-экономические формы внутренних хозяйственных связей превращаются в реальных оппонентов международных экономических организаций и создают особые полюсы глобальных процессов. С этих позиций регионализация российской хозяйственной жизни получает большое разнообразие, особенно по способам интеграции в глобальную экономику.

В соотношении процессов глобализации и модернизации применительно к условиям российской экономики, в том числе и на ее региональных уровнях, безусловным приоритетом является именно глобализация. Поэтому процесс модернизации должен быть сориентирован на эффективную адаптацию производственных структур региональных экономик к требованиям углубляющейся глобализации, что и должно стать основными стратегическими приоритетами региональной экономической политики.

В этом контексте основными стратегическими ориентирами развития регионов Южного федерального округа на краткосрочную и среднесрочную перспективу станет преимущественное развитие отраслей, обеспечивающих потребительский рынок — агропромышленного и курортно-рекреационного комплексов, внутреннего транспорта, строительной индустрии. Наряду с этим, перспективными определяются подъем нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности и инфраструктуры в результате развертывания добычи и транспортировки каспийской нефти, реконструкция и развитие транспортного комплекса как «южных ворот» России и ряд других.

Непосредственно в Кабардино-Балкарской Республике за 2007-2008 гг. были достигнуты определенные успехи. Ее экономика вышла из состояния депрессии и застоя. Заметно повысились темпы промышленного производства, что является одним из индикаторов некоторого улучшения экономического положения республики. Ежегодный рост ВРП в 2007-2008 гг. составил 107,3%, а индекс промышленного производства был обеспечен на уровне 109-112%.

Объем валовой продукции в сельском хозяйстве за 2007-2008 гг. увеличился на 7,8% или в среднем на 2,5% в год. В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» ежегодное финансирование сельского хозяйства превысило 170 млн рублей.

Капитальные вложения на развитие экономики и социальной сферы республики в 2007-2008 гг. за счет всех источников финансирования составляли 29,5 млрд рублей со среднегодовым ростом 124,5% к 2006 г. За указанный период в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье» предусматривалось ввести в эксплуатацию более 600 тыс. кв. метров жилья со среднегодовым ростом 126,7%.

За 2007-2008 гг. реальные денежные доходы выросли на 25,3%, реальная заработная плата — на 34,7%. В результате повышения платежеспособности населения ежегодный прирост оборота розничной торговли составил 6,7-10 %, объем реализации платных услуг — 4,5-6,4 %.

За 2007-2008 гг. оборот малых предприятии республики составил 25,9 млрд рублей, темп роста — 31%. Среднесписочная численность работающих в сфере малого бизнеса в 2008 г. к 2007 г. увеличился на 9 %. Улучшение финансовых показателей предприятий республики отразилось на сокращении удельного веса убыточных предприятий в общем количестве ежегодно на 4-4,5%.

Несмотря на определенные успехи в социально-экономическом развитии республики за 2007-2008 г. необходимо еще более тесное взаимодействие органов государственной власти, общества, а также эффективное использование производственного потенциала по обеспечению высоких и устойчивых темпов роста экономики республики, наращиванию конкурентоспособности производства республики и востребованности ее продукции на российском рынке.

Немаловажную роль при этом должно играть развитие санаторно-курортного обслуживания населения и спортивно-оздоровительного туризма в КБР, как среди российских, так и зарубежных граждан.

Следует отметить, что при сохранении сложившейся структуры, предпосылки для преодоления кризиса конкурентоспособности слабее, чем у большинства других субъектов Российской Федерации. В то же время, по оценкам инвесторов, с учетом доли экономически активного населения, фактической пригодности региона для инвестирования и проживания с учетом объема инвестиций на душу населения и коэффициента миграционного прироста республика вышла на 35 место. Относительная способность региона к конкуренции на внешнем рынке, оцениваемая по ВРП в расчете на одного занятого в экономике и доле произведенной в республике продукции, поставленной на экспорт, оказалась пока на 79 месте.

Таким образом, проблемы, накопившиеся в экономике республике, носят системный характер и с низкой эффективностью использования ресурсов, с недооценкой конкурентных преимуществ региона. Генеральная стратегия развития региона должна предусмотреть концентрацию усилий и ресурсов на приоритетных секторах экономики, обеспечивающих высокий уровень оплаты труда, а также устойчивое поступление средств в бюджетную систему республики.

При реализации стратегической региональной политики необходимо выявлять наиболее перспективные направления экономического развития КБР, сконцентрировать на них усилия государства, властных структур региона, общества и приступить к поэтапному изменению структуры современной экономики. В основу такой политики следует положить факт того, что Кабардино-Балкария потенциально имеет ряд конкурентных преимуществ, на основе которых могут быть сформированы перспективные направления ее развития. К таким преимуществам можно отнести следующее:

❖ потенциально высокая обеспеченность экономики трудовыми ресурсами;

❖ наличие мощного рекреационного потенциала и положительного опыта масштабного его использования;

❖ благоприятные природно-климатические условия для создания современного комплекса сельскохозяй-

ственного производства и глубокой переработки его продукции.

При разработке стратегии развития социально-экономического положения региона на длительный период необходимо выявить наиболее перспективные направления развития и сконцентрировать усилия в рамках ре-

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.

213

гиональной политики на последовательном улучшении экономических показателей. Для развития экономики КБР на долгосрочный период предусматривается две альтернативные программы, имеющие стратегическую направленность.

1. Альтернатива «КБР — центр здоровья и эффективного природопользования»

2. Альтернатива «КБР — центр туризма и рекреации».

В случае реализации программы «КБР — центр здоровья и эффективного природопользования» предлагаются широкие возможности для санаторно-курортного лечении, активного отдыха и укрепления здоровья. Для развития данного проекта в регионе имеются десятки различных уникальных по составу минеральных источника, условия для разработки и применения грязевых процедур. Также необходимо форсирование строительства новых и реконструкции действующих санаториев и домов отдыха в Нальчике, Приэльбрусье.

Строительство современного горнолыжного курорта международного уровня на 25 тыс. человек единовременного размещения позволит ежегодно предоставлять услуги на сумму около 15 млрд рублей, создать свыше 35 тыс. новых рабочих мест в горно-рекреационном комплексе «Приэльбрусье» и сопряженных отраслях (агропромышленный комплекс, транспорт, связь, легкая промышленность), увеличить к 2012 г. долю рекреации в валовом региональном продукте до 20%, а темп его роста повысить за счет этого на 60%.

Главной достопримечательностью рекреационного комплекса республики является центр горнолыжного спорта и туризма — район Приэльбрусья, который при должном развитии может превратиться в курорт международного класса, а также центр проведения соревнований по горнолыжному спорту олимпийского уровня.

Приэльбрусье в настоящее время является популярным местом отдыха туристов, горнолыжников, сноу-бордистов, альпинистов со всех стран мира. Природно-климатические условия высокогорий позволяют организовать круглогодичное эксплуатирование горнолыжных трасс. Нетронутая природа, красота ландшафтов, разнообразная флора и фауна привлекают любителей природы и туристов своей неповторимостью, имеющиеся эндемические виды растений и животных вызывают живой интерес исследователей со всего мира.

Проект развития горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье» включает в себя следующие мероприятия:

• создание условий для размещения максимально возможного количества отдыхающих;

• создание дополнительных трассовых площадей на горнолыжных склонах;

• строительство новых подъемников;

• увеличение продолжительности горнолыжного сезона;

• развитие сопутствующих видов зимнего спорта;

• введение новых методов организации обслуживания инфраструктуры трасс и подъемников и улучшение горнолыжного сервиса.

Общая сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта в ближайшие 5 лет, составляет 19,2 млрд рублей.

Широкая система подготовки кадров для туристических и санаторно-курортных учреждений, реализация вышеуказанных программ позволит создать широкий спектр новых объектов санаторно-курортного комплекса. Реализация программ в полной мере позволит использовать весь имеющийся потенциал региона, придаст устойчивый характер развитию экономики, обеспечит занятость экономически активному населению, устойчивые доходы и пополнение бюджета.

Таким образом, реализация программы «КБР — центр здоровья и эффективного природопользования» и «КБР — центр туризма и рекреации» позволит:

■ обеспечить высокие темпы устойчивого развития экономики региона;

■ повысить финансовую самостоятельность республики;

■ сформировать структуру экономики, способную использовать конкурентные преимущества КБР;

■ повысить долю собственных налоговых поступлений в доходах бюджета КБР;

■ обеспечить необходимые условия для создания бизнеса и гарантии его безопасности;

■ создать и использовать современные инновационные технологии;

■ обеспечить высокое качество транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аузан А., Золотов А. Коалиции за модернизацию: анализ возможности возникновения // Вопросы

экономики. 2008. № 1.

2. Валеева Ю.С., Таишева Г.Р., Шарафутдинова Н.С. Особенности региональной инвестиционной политики в

Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 29.

3. ГранбергА.Г. Основа региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

4. Коалиции для будущего. Стратегии развития России / Коллектив экономистов «СИГМА». М.: Промышленник

России, 2007.

5. Модернизация России как построение нового государства. Независимый экспертный доклад / Пономарев

И., Ремизов М., Карев Р., Бакулев К. М., 2009. — http://www.polit.ru/dossie/2009/10/29/mrkpng.html.

6. Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. № 4.

7. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. http://kremlin.ru/transcrLpts/5979

8. Региональные проблемы переходной экономики / Под ред. Алиева В.Г. М.: Экономика, 2006.

9. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. М.:

Деловая литература, 2007.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.