5. Ukaz Prezidenta RF ot 01.06.2012 761 "O natsionalnoj strategii dejstvij v interesakh detej na 2012-2017 gody"//SPS Konsultant-Plyus.
6. "Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federatsii (chast pervaya)" ot 30.11.1994 n 51 -FZ (red. ot 23.05.2015) (s izm. I dop., vstup. v silu s 01.06.2015)//SPS Konsultant Plyus.
Фельдман Ольга Юрьевна - старший преподаватель кафедры конституционного, муниципального права Юридического факультета ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, E-mail: foy888@ya.ru
Feldman Olga - senior lecturer of the Department of Constitutional and Municipal law chair of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: foy888@ya.ru
УДК 342(47)+351.73
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО
РЕГИОНА
Фролова Е.А.
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
STRATEGIC PRIORITIES AND THREATS OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA IN GEOPOLITICAL SPACE OF THE PACIFIC RIM
Frolova EА
St. Petersburg Institute of Foreign Economic Relations, Economics and Law
Основным объектом научного интереса автора в данной статье являются стратегические приоритеты и их основные особенности в пограничном пространстве Дальневосточного Федерального округа (ДФО). Показана специфика развития взаимодействия приграничных территорий со странами АТР и СВА. Обозначены проблемы и оценка ситуации в ходе осуществления и развития трансграничного сотрудничества. Определены основные угрозы национальной безопасности возникающие в ходе трансграничного сотрудничества в данном регионе.
Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, Азиатско-тихоокеанский регион, проблемы взаимодействия, перспективы сотрудничества, Дальневосточный Федеральный округ
The main object of scientific interest of the author in this article are the strategic priorities and the main features in the border area of the Far Eastern Federal District (DFO). The specificity of the interaction of the border areas with the countries of the Asia-Pacific and Northeast Asia. The problems and the evaluation of the situation in the implementation and development of cross-border cooperation. The main threat to national security arise in the course of cross-border cooperation in the region.
Key words: cross-border cooperation, the Asia-Pacific region, the problem of interaction, cooperation prospects, Far Eastern Federal District.
Особое место в политическом процессе занимает трансграничное сотрудничество в различных его формах. Оно рассматривается в качестве универсального средства интеграции. Приграничные регионы, в силу своего геоэкономического положения,
выступают в качестве проводников экономического сотрудничества соседних стран, при этом их развитие в наибольшей степени зависит от характера экономических и политических взаимоотношений на межгосударственном уровне. В контексте ситуации на Украине и складывающихся проблем во взаимоотношениях с США И ЕС, следует иначе взглянуть на состояние сотрудничества РФ со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее АТР). Целесообразно более активно использовать возможности трансграничного сотрудничества со странами АТР, с целью переноса центра тяжести внешнеполитической и внешнеэкономической ориентации с атлантического на тихоокеанское направление. Движение России на восток отвечает стратегическим интересам нашей страны, а также улучшению условий экономического развития российского Дальнего Востока. Необходимо обратить внимание на усиление вовлеченности в происходящие на восточноазиатском пространстве процессы политико-экономической кооперации поскольку «это - долгосрочная линия, реализация которой носит последовательный и системный характер» [1]. Проведение данной линии связано с курсом на развитие интеграции российского Дальнего Востока в геополитическое пространство АТР и, в частности со странами Северо-Восточной Азии.
Трансграничное сотрудничество является структурным элементом государственной политики, который невозможно осуществлять без учета геополитических (вопросы безопасности, координации миграционного сотрудничества), экономических (развитие торгового, инвестиционного, технологического сотрудничества), вопросов трансграничного ресурсопользования, защиты природной среды и других факторов безопасности личности, общества и государства.
Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой наиболее динамично развивающийся регион мира, в котором, и прежде всего в Северо-Восточной Азии, формируется новый центр мировой экономики и политики, по численности населения, масштабам производства, объемам финансовых, производственных, сырьевых, энергетических ресурсов и по показателю совокупной мощи держав значительно превышающий соответствующие показатели Европейского Союза (ЕС). Здесь сталкиваются интересы крупнейших мировых держав - США, Китая, России, Японии, а также стран -членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Ведущими в экономической жизни АТР являются экономики таких стран, как США, Япония, Китай, Республика Корея. На 21 государство - членов форума АТЭС приходится более 54% мирового ВВП, 46% мировой торговли и 38,1% прямых иностранных инвестиций [2, с. 7-8]. В 10 самых крупных странах АТР проживает свыше половины населения Земли.
В АТР существует три основных центра экономического притяжения:
1) «Большой Китай» - КНР, включая Гонконг, Тайвань и Сингапур;
2) Япония и Республика Корея;
3) группа стран АСЕАН. Анализ возможных партнеров России по трем основным группам показывает, что Япония и Южная Корея являются для России желательными, но не оптимальными партнерами в силу их чрезмерной ориентации на США во внешнеэкономических связях, сильные взаимные противоречия политического характера, большое различие в технико-технологической базе и традиционно сырьевой характер экспорта из дальневосточных районов России в эти страны. Наиболее целесообразным направлением сотрудничества с ними, а также с Тайванем является практическая реализация достижений научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок
(НИОКР) на основе японской, корейской и тайваньской производственной базы и иностранных инвестиций.
Развитие отношений РФ со странами АСЕАН представляется достаточно сложным. В настоящее время объем внешней торговли России со странами АСЕАН невелик и вряд ли будет расти ввиду отсутствия взаимных инвестиций, политических интересов и географической удаленности. В настоящее время Россия может реально рассматривать лишь Вьетнам как основу своей политики в ЮВА. Для Вьетнама пока сохраняется потребность в восстановлении связей с российским рынком, поскольку он заинтересован в закупках продукции российского машиностроения и в продолжении сотрудничества в военной сфере.
Наиболее перспективным партнером как для всей России в целом, так и для Дальнего Востока в частности является Китай, экономическая роль которого растет пропорционально экономическому росту КНР. Китай является оптимальным партнером для российского Дальнего Востока и Сибири по многим показателям, таким как: наличие взаимодополняемости экономик - энерго-сырьевые ресурсы, а также наукоемкие отрасли ВПК у России и сельское хозяйство, легкая промышленность и наличие избыточной рабочей силы у Китая; значительный объем валютных резервов у китайской диаспоры в КНР, Гонконге, Тайване и Сингапуре и потребности Дальнего Востока и Сибири в инвестиционном капитале; географическая близость и наличие у Китая необходимой инфраструктуры для быстрого развертывания торгово-экономических отношений с российским Дальним Востоком.
Товарооборот России с КНР в январе-апреле 2014 г. составил 29055,98 млрд. долл. (+3,4%), в т.ч. экспорт России в КНР - 14494,07 млрд. долл. (+2,8%), импорт из КНР -14561,91 млрд. долл. (+4,0%). Пассивное торговое сальдо за январь-апрель 2014 г. составило 67,84 млн. долл. в тоже время в январе-апреле 2013 г. положительное сальдо в торговле России и Китая составляло 29,48 млн. долл. Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая заняла 9 место.
По объемам внешней торговли с Китаем Россию опередили: США (168,04 млрд. долл., +5,2%), Япония (101,95 млрд. долл., +4,1%), Гонконг (103,49 млрд. долл., -31,3%), Р. Корея (92,10 млрд. долл.,+6,6%), Тайвань (58,97 млрд. долл., -16,7%), Германия (54,16 млрд. долл., +11,7%), Австралия (47,05 млрд. долл.,+14,1%), Малайзия (31,21 млрд. долл.,-7,9%) [3].
В настоящее время наибольшее влияние на размещение производительных сил на российском Дальнем Востоке и в Сибири оказывает состояние российско-китайского торгово-экономического сотрудничества и развитие прямых связей между регионами двух стран. В перспективе развитие российско-китайского двустороннего сотрудничества связано с активизацией взаимных инвестиций и реализацией крупных межгосударственных энергетических и транспортных проектов [4].
Стратегические интересы России как евразийской державы в АТР существенны и весьма разнообразны. Главные из них связаны с возможностью использования экономических связей со странами региона, его огромных инвестиционных ресурсов и емкого рынка для ускорения экономического развития не только Сибири и Дальнего Востока, но и всей страны в целом.
Эти интересы могут быть реализованы только путем усиления взаимодействия России со странами АТР и его региональными межгосударственными организациями как в экономической, так и в политической сфере.
Однако реализация данных интересов затруднена рядом проблем:
1. В АТР нет единого доминирующего международного объединения, подобного Европейскому Союзу. Вместо этого здесь действуют несколько региональных образований. Взаимодействие и интеграция экономик вышеуказанных стран происходят на основе сотрудничества в рамках экономического блока АСЕАН и форума АТЭС. При этом можно утверждать, что было бы правильнее рассматривать АТЭС в качестве трансрегионального, а не регионального органа. Удаленность стран друг от друга и разнородность участников определяют принципиальные отличия его от такой высокоинституционализированной договорной структуры, как Европейский союз, или даже АСЕАН [5, с. 159-172].
США в противовес АТЭС в рамках этого замысла настаивают на создании и реализации единой зоны свободной торговли (ЗСТ) по всему тихоокеанскому Риму. Данный проект получил название Trans-Pacific Partnership (англ. TPP) - Транс-Тихоокеанское Партнерство (ТТП).
2. Экономическая роль России в АТР просматривается крайне слабо. В Юго-Восточной Азии (ЮВА) Россия практически отсутствует, о чем свидетельствует ее доля в совокупной торговле стран ЮВА - ниже 1%, так же как и доли этих государств в российской внешней торговле. В Северо-Восточной Азии (СВА) позиции России ненамного лучше, но и там все сводится к простой торговле, а взаимные объемы ее инвестиционного, банковского и иных форм делового сотрудничества с Японией, КНР, Республикой Корея, не говоря уже о Монголии и КНДР, не выходит за 200-300 млн. долл. В сфере российской внешней торговли ситуация несколько лучше, но и там наивысший показатель товарооборота между Российской Федерацией и КНР не вызывает особого оптимизма [3].
3. Темпы экономического развития России заметно отстают от большинства стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Слабая экономическая база России в этом регионе создает угрозу для экономической безопасности страны в целом. Пассивная экономическая политика российского правительства в отношении Сибири и Дальнего Востока может привести к потере экономической независимости всей России, утрате обороноспособности не только на дальневосточных, но и на других рубежах. В результате Россия окажется не в состоянии защищать свои национальные интересы и противостоять силовому давлению со стороны экономически более мощных соседей - в первую очередь Японии, США и КНР, что в перспективе может привести к возможной утрате или передаче дальневосточных областей не только под контроль США и Японии, которая претендует на «северные территории», но и Приморского края, части Хабаровского края и Амурской области - Китаю по мере вовлечения этих территорий в сферу геополитических и геоэкономических интересов соседних стран при полном отсутствии собственной долгосрочной социально-экономической стратегии и эффективной политики со стороны федерального центра при одновременном ослаблении относительно стран-соседей военной мощи государства.
4. Территория ДФО с Забайкальским краем составляет 36% всей территории страны, в недрах содержится 30% российских запасов каменного угля, 20% углеводородов, 25% древесины, а также имеются значительные запасы редкоземельных и цветных металлов [6, с. 33].
Инфраструктура Дальнего Востока и Забайкалья крайне неразвита. Имеются лишь две железнодорожные магистрали - Транссиб и БАМ, которые слабо загружены в связи с экономической неразвитостью регионов. Недостаточно развито пароходное сообщение по Северному морскому пути, который в свое время обеспечивал большую часть так называемого северного завоза. Следует отметить слабое развитие системы электроснабжения, телекоммуникаций, банковской сферы. Кроме того, высокие транспортные тарифы увеличивают разрыв между дальневосточными регионами и европейской частью Российской Федерации по уровню социально-экономического развития.
5. Еще одним серьезным вызовом для развития Дальнего Востока и Забайкалья является сокращение численности населения региона как за счет естественной убыли, так и в результате миграционного оттока. К 2011 г. население ДВФО сократилось на 1,8 млн. чел. по сравнению с 1991 г. [7, с. 2]. В 2014 на 1 млн. 830 тыс. человек. Исследования показали, что сокращение населения Дальнего Востока за счет естественной убыли и миграционного оттока примет затяжной характер. После 2010 г. демографическая кривая резко пошла вниз и к 2025 г. может опуститься до 4,7 млн. чел. К 2050 г. при неизменности сложившейся демографической ситуации на Дальнем Востоке число жителей может составить всего порядка 4 млн. чел.
Млн ч 7»
85
60
5,5
5р
4.0 -
35-зр-
Рис. 1. Перспективная численность населения Дальневосточного федерального округа, на
начало года, млн. чел.
Сокращение численности населения в столь важном для страны стратегическом районе может обернуться непредсказуемыми последствиями для будущего его социально -экономического развития. Если «опустынить» часть своих территорий сейчас, не факт, что будет легко их осваивать заново в дальнейшем. Тем более, что на заброшенные территории могут начать или продолжать претендовать другие государства [8, с. 29].
6. Достаточно сложной является проблема отсутствия четкой Концепции правового обеспечения трансграничного сотрудничества, в которой должны быть учтены преимущества Дальнего Востока как связующего звена АТЭС с другими интеграционными объединениями с участием России, в том числе Таможенным союзом и Евразийским экономическим союзом. Это в перспективе позволит создать одну из крупнейших интегрированных зон свободной торговли современного мира [8].
В целом можно выделить следующие основные вызовы в развитии российского Дальнего Востока: 1) депопуляция, низкая плотность и очаговый характер расселения; 2) проблемы миграции; 3) недостаточное развитие транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры; 4) замедленное инновационное и экономическое
развитие региона; 5) пессимистическое видение будущего местным населением 6) отсутствие правовой концепции трансграничного сотрудничества в АТР; 7) трансграничная преступность.
В ходе состоявшегося в Отделении общественных наук РАН ситуационного анализа были обсуждены различные сценарии развития российского Дальнего Востока в рамках политической и экономической ситуации в АТР до 2050 г. Было представлено три сценария с условными названиями «от инерции к стагнации», «падение в пропасть» и «новые возможности» [9, с. 33-38].
По сценарию «от инерции к стагнации» в случае развития мировой экономики без кризисов в ближайшее десятилетие территории Дальнего Востока и Забайкалья будут развиваться по инерции - на имеющейся технико-технологической базе. Будет происходить медленная переориентация на развивающиеся рынки АТР с преимущественным наращиванием экспорта сырьевых ресурсов при сохраняющемся низком уровне инновационного развития экономики региона. В этом случае будет продолжаться депопуляция региона, экономическая активность будет сосредоточена вокруг Транссиба, обострятся системные напряжения, что может привести к развитию сценария «падение в пропасть».
Сценарий «падение в пропасть» может быть реализован в случае наступления новой, более глубокой волны глобального экономического кризиса, который приведет к резкому падению цен на энергоносители и другие природные ресурсы. При реализации сценария «падение в пропасть» доля иностранных инвестиций будет стремиться к увеличению, что при определенных условиях может привести к усилению контроля иностранных инвесторов над местными властями и постепенной утрате контроля центральной власти за развитием территории Дальнего Востока.
Для достижения наиболее благоприятного сценария основными направлениями сотрудничества России в АТР должны стать: развитие природно-ресурсного и энергетического потенциала, развитие транспортной инфраструктуры и повышение качества жизни населения Дальнего Востока, а также процесс вовлечения институтов гражданского общества в процесс трансграничного сотрудничества.
Необходимо выделить ряд условий для включения российского Дальнего Востока в систему мирохозяйственных связей в АТР являются:
- включение в систему международных экономических связей;
- интернациональный процесс хозяйственного освоения Дальневосточного региона;
- выработка российского варианта открытой политики;
- стимулирование миграции населения на Дальний Восток;
- создание благоприятного климата для внутренних и внешних инвестиций;
- содействие выполнению регионом общенациональных функций в сфере безопасности, развития транспортной, энергетической, внешнеторговой и банковской инфраструктуры в АТР;
- обеспечение единства российского рынка и развития экономических связей Дальнего Востока с другими регионами России.
Теоретически модель включения Сибири и Дальнего Востока в систему мирохозяйственных связей АТР должна удовлетворять следующим требованиям:
- способствовать оздоровлению и развитию экономики региона, выявлению его преимуществ на российском и мировом рынках, укреплению финансового положения региона и на этой основе повышению его способности к саморазвитию;
- содействовать нормальному выполнению регионом общегосударственных функций, в том числе в сфере обороны, транспорта, добычи природных ресурсов, внешнеэкономических связей, и на этой основе обеспечивать единство российского рынка и развитие экономических связей с другими регионами России;
- помогать укреплению экономической, экологической и военной безопасности России, реализации стратегических целей азиатско-тихоокеанской политики России, активной интеграции российского бизнеса в экономику АТР, сохранению и упрочению взаимопонимания и сотрудничества со странами региона [10].
Кроме того полноценное включение азиатской части России, и прежде всего Дальнего Востока и Сибири, в систему мирохозяйственных связей представляет собой основное условие нормального социально-экономического развития самого региона и государства в целом, устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций России в мировой экономике. А разработка и реализация концепции правового развития российского Дальнего Востока, гармонизация законодательства Российской Федерации и международных договоров, заключенных в рамках АТЭС, что предполагает внесение изменений в действующее законодательство, налаживание системной связи Российской Федерации и ее субъектов в обеспечении исполнения международных обязательств, расширение двусторонних международных договоров с теми государствами - членами АТЭС (в частности, с Малайзией, Сингапуром, Брунеем, Филиппинами), позволит использовать потенциал сотрудничества который практически не реализован [10].
Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2012 г. во Владивостоке и Саммит АТЭС 2014 г. в Пекине показали, что более активное включение России в процесс трансграничного сотрудничества в геополитическом пространстве АТР создает для страны перспективу превращения российского Дальнего Востока из глубокого географического и геоэкономического тыла крупнейшей по размерам державы в ее восточные ворота по отношению к наиболее мощному мезорегиону мира - Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР), имеет принципиально важное значение для дальнейшего определения внешнеэкономической стратегии Российской Федерации и ее будущего места в мировом сообществе.
Библиографический список
1. Аналитический доклад «Сценарий развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона», - Москва; Иркутск, 2011. - С. 2
2. Троекурова, И.С. Проблемы расширения внешнеэкономических связей России. / Троекурова И.С. - М., - 2010. - С. 7-8.
3. Российско-китайское сотрудничество информация министерства экономического развития РФ портал внешнеэкономической информации www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn-ru-realations/cn-ru-trade дата обращения 1.12.2014
4. Минаев, А.В., Эртине, К.К. Государственная политика России в области национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство пресс, 2013, № 9 (105). - С. 129-133
5. Смоляков, В.А. Азиатско-Тихоокеанский регион: АТЭС и/или ТТП? Альтернативные пути экономической интеграции. Хабаровск: Дикси, - 2012. - С. 159-172
6. Стратегия развития России в АТР в XXI веке: Аналитический доклад. - М., 2000. - С. 33.
7. Аналитический доклад «Сценарий развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона», - Москва; Иркутск, 2011. - С. 2
8. Мотрич, Е.Л. Народонаселение Дальнего Востока настоящее и будущее. / Мотрич Е.Л. - Вестник ДВО РАН. - 2013. - № 1. - С. 29
9. Аналитический доклад «Сценарий развития Восточной Сибирии Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона». - Москва, 2011. - С. 33-38.
10. Саммит АТЭС: правовые механизмы региональной интеграции: монография (под редакцией академика РАН Т.Я. Хабриевой). - «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», Статут, - 2012 г.
Bibliograficheskiy spisok
1. Analiticheskiy doklad «Stsenariy razvitiya Vostochnoy Sibiri i Dalnego Vostoka v kontekste politicheskoy i ekonomicheskoy dinamiki Aziatsko-Tihookeanskogo regiona», - Moskva; Irkutsk, 2011. - S. 2
2. Troekurova, I.S. Problemyi rasshireniya vneshneekonomicheskih svyazey Rossii. / Troekurova I.S. - M., -2010. - S. 7-8.
3. Rossiysko-kitayskoe sotrudnichestvo informatsiya ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF portal vneshneekonomicheskoy informatsii www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn-ru-realations/cn-ru-trade data obrascheniya 1.12.2014
4. Minaev, A.V., Ertine, K.K. Gosudarstvennaya politika Rossii v oblasti natsionalnoy bezopasnosti // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - M.: Pravo i gosudarstvo press, 2013, № 9 (105). - S. 129-133
5. Smolyakov, V.A. Aziatsko-Tihookeanskiy region: ATES i/ili TTP? Alternativnyie puti ekonomicheskoy integratsii. Habarovsk: Diksi, - 2012. - S. 159-172
6. Strategiya razvitiya Rossii v ATR v XXI veke: Analiticheskiy doklad. - M., 2000. - S. 33.
7. Analiticheskiy doklad «Stsenariy razvitiya Vostochnoy Sibiri i Dalnego Vostoka v kontekste politicheskoy i ekonomicheskoy dinamiki Aziatsko-Tihookeanskogo regiona», - Moskva; Irkutsk, 2011. - S. 2
8. Motrich, E.L. Narodonaselenie Dalnego Vostoka nastoyaschee i buduschee. / Motrich E.L. - Vestnik DVO RAN. - 2013. - № 1. - S. 29
9. Analiticheskiy doklad «Stsenariy razvitiya Vostochnoy Sibirii Dalnego Vostoka v kontekste politicheskoy i ekonomicheskoy dinamiki Aziatsko-Tihookeanskogo regiona». - Moskva, 2011. - S. 33-38.
10. Sammit ATES: pravovyie mehanizmyi regionalnoy integratsii: monografiya (pod redaktsiey akademika RAN T.YA. Habrievoy). - «Institut zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya pri Pravitelstve RF», Statut, - 2012 g.
Фролова Екатерина Александровна - доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин ОУВО Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (ИВЭСЭП) (филиал г. Хабаровск), Email: 328171@mail.ru
Frolova Ekaterina - Associate Professor of the Department of Public law and Criminal law disciplines St. Petersburg Institute of Foreign Economic Relations, Economics and Law (Khabarovsk branch), E-mail: 328171@mail.ru