ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 336.221: 330.46
Г. Р. Стрекалова, В. В. Авилова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, стратегия, конкурентоспособность, развитие, замкнутый цикл «наука-производство», реформирование, модернизация, государственные целевые программы.
Рассмотрены проблемы развития оборонно-промышленного комплекса, как особого компонента экономики России, оказывающего ярко выраженное влияние на развитие промышленности страны. Проведена оценка конкурентоспособности ФГУП «ГосНИИХП», производственная деятельность которого находится в замкнутом цикле от науки до производства. Показано, что предприятие не обладает чистым конкурентным преимуществом перед основными конкурентами. Предложены мероприятия по стратегическому развитию, включающие реформирование предприятий, расширение ассортимента гражданской продукции и участние в государственных целевых программах.
Key words: military-industrial complex, strategy, competitiveness, and development of, the vicious cycle of «science-production», reforming, modernization, the state target program.
The article considers the problems of the military-industrial complex, as a specific component of the economy of Russia, which has a pronounced influence on the development of the industry of the country. Assessed the competitiveness ofFederal state unitary enterprise «ГосНИИХП», the production activities of which is in a closed loop from science to production. It is shown, that the enterprise does not have clear competitive advantage over its main competitors. Proposed activities for the strategic development of the enterprises of the defense-industrial establishment, including the reform of enterprises, expansion of range of civil products and participation in state target programs.
Стратегические перспективы развития требует от отечественных предприятий современных научных подходов к формированию оптимальных конкурентных преимуществ. Создание бизнес - стратегии традиционно начинается с оценки конкурентоспособности предприятия. Именно конкуренция как движущая сила рыночных отношений вынуждает предприятия постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности в стратегическом аспекте.
Разработка стратегических направлений развития и обеспечение долгосрочных конкурентоспособных преимущества в рыночных условиях хозяйствования является актуальной проблемой для любого предприятия в современных условиях.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) представляет собой особый компонент экономики России, который оказывает ярко выраженное влияние на развитие промышленности страны. В него включены органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники [1].
Вопрос об укреплении обороноспособности России всегда был и остается чрезвычайно актуальным. Оперативное и качественное перевооружение российских армии и флота остается первоочередной задачей государства. В этой связи запущена программа подъема боеспособности Вооруженных сил и оснащения их современным оружием и всем необходимым для выполнения самых сложных задач по защите суверенитета и свободы России.
Многие предприятия российского ОПК ещё не готовы к серийному производству высокотехнологичных систем вооружения. По данным ФНС России 170
стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса имеют признаки банкротства. В отношении 150 стратегических предприятий налоговыми органами вынесены постановления о взыскании задолженности за счёт их имущества. Дополнительные проблемы ОПК создала и задержка с перечислением средств по гособоронзаказу. Таким орбазом сегодня только 36% стратегических предприятий финансово здоровы, а 25% находятся на грани банкротства [2].
В основе кризисных явлений в ОПК лежат проблемы производителей вооружения и военной техники (ВиВТ). По многим военным технологиям Россия ещё находится на уровне 1970-1980-х годов. Состояние предприятий ОПК и их существенная технологическая зависимость от зарубежных поставщиков остаются критическими. Так, по сравнению с 1992 годом уменьшилось производство боеприпасов более чем в 100 раз. Продолжает снижаться и качество продукции военного назначения (ПВН). Затраты на устранение дефектов в ходе производства, испытания и эксплуатации ПВН доходят до 50% от общего объема затрат на ее изготовление. В то время, как в экономически развитых странах этот показатель не превышает 20%. Главная причина заключается в износе основного оборудования, достигшего уровня 75%, и чрезвычайно низкий уровень перевооружения: темпы обновления оборудования составляют не более 1% в год при минимально необходимой потребности 810% [3].
В последние годы снижение качества ПВН и участившиеся случаи несоблюдения сроков выполнения контрактных обязательств российскими предприятиями в сочетании с неоправданным повышением
цены на ВиВТ, стали заметно отражаться на взаимоотношениях в области производства вооружения и военной техники с традиционными российскими покупателями ПВН (в первую очередь с Индией и Китаем) и, как следствие, на объёмах поставок. [4]
Сегодня предприятия ОПК не в полной мере справляются с выполнением заключенных контрактов. Некоторым иностранным заказчикам приходится стоять в очереди за российским оружием, при этом цены на всю номенклатуру боевой техники меняются. Заложенные в бюджет дефляторы, как правило, оказываются меньше, чем реальный рост инфляции и рост стоимости материалов и комплектующих к конечной продукции. В итоге, все программы вооружений через пять лет оказываются разбалансированными, а объём недополученных денег и, следовательно, не поступившей в войска техники достигает 30-50%.
Сопоставление объёмов продаж ПВН на экспорт с закупками ПВН в интересах МО РФ показывает, что многие годы объёмы продаж вооружения и военной техники (ВиВТ) иностранным государствам превышали объёмы внутренних закупок, и только в последние годы наметилась тенденция к увеличению внутреннего спроса. Так, например, согласно динамике военных расходов представленной в таблице 1 можно заметить, что если в 2000-2003 годах военные расходы России составляли порядка 30-32% от объема экспорта ПВН, то в 2004-2005 годах стали сопоставимы, а с 2006-го превысили объемы экспорта, составив в 2006 году 114,6%, в 2007 году - 132,6%.[5]
Таблица 1- Динамика расходов от объема продаж ПВН
Представленные данные отражают улучшение экономической ситуации в стране в последние годы и изменение отношения государства к состоянию ОПК требующего переоснащения и модернизации.
В таблице 2 представлены сравнительная характеристика расходов на НИОКР в % от ВВП у ведущих стран Запада и России.
Таблица 2 - Расходы на НИОКР в % от ВВП
Как показывают данные таблицы 2, в России наука финансируется в 2,7 раза ниже уровня финансирования НИОКР в США, в 3,5-4,5 раза ниже Япо-
нии, Швеции и Израиля. Доля расходов России на оборонные НИОКР составляет 0,6% ВВП, на гражданскую науку - 0,4%. Для сравнения: в последние годы существования СССР общие расходы на НИОКР составляли 3,6-4,7% от ВВП. Сегодня в России доля всех затрат на фундаментальные исследования составляет всего 0,16% ВВП. Если рассматривать практику фундаментальных разработок, то следует отметить, что в развитых зарубежных странах расходы на фундаментальные исследования составляют порядка
0,5-0,6% ВВП.
В странах, являющихся лидерами мировой науки научная политика имеет две стороны. С одной стороны, государство напрямую финансирует научные исследования, а с другой - с помощью налоговых мер стимулирует расходы на НИОКР частного сектора.
В России затраты российского бизнеса на НИОКР в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах.
Такое положение в научно-техническом комплексе привело к тому, что, несмотря на рост оборонного госзаказа, производство нового поколения вооружений не удается наладить. Нынешняя ситуация создает угрозу национальной безопасности России. Так например, в последние годы наблюдаются массовые закупки обычных вооружений и военной техники для нужд российских ВС. Государственная программа вооружения на 2011-2020 годы предусматривает выделение более 20 трлн. рублей на эти цели, хотя приоритет отдается закупкам высокотехнологичных вооружений.
Согласно федеральной целевой программе «Развитие ОПК Российской Федерации на период до 2020 года», основным инструментом для решения сложившихся проблем станет модернизация оборонно-промышленного комплекса России, которая предполагает инвестирование в оборонный комплекс на эти цели порядка 3 трлн. рублей [6].
Одним из субъектов ОПК является ФГУП «ГосНИИХП» в своем роде уникальное предприятие
- институт, в котором проводятся непосредственно разработки новых продуктов, рецептур, технологий и одновременно работает налаженное производство. Сочетание научно - исследовательской работы с собственным производством является признаком, отличающем ФГУП «ГосНИИХП» от других предприятий оборонно-промышленного комплекса России, в том числе и конкурентов.
Основными целями казенного предприятия «Г осНИИХП» являются:
-сохранение уникального научно-
производственного предприятия по разработке и внедрению в производство порохов и зарядов для нужд силовых структур и ведомств РФ при любых экономических условиях;
-обеспечение стратегических интересов России в части опережающего развития научных разработок пироксилиновых порохов и зарядов на их основе ко всем видам ствольного оружия;
-создание условий для эффективного развития предприятия с государственной формой собственности.
Оценка конкурентоспособности ФГУП «ГосНИИХП» в работе проведена с помощью SWOT ана-
Годы 2GGG -2GG3 2GG4 -2GG5 2GG6 2GG7
Военные расходы от объема экспорта ПВН,% 3G-32 9G -1GG 114,6 132,6
США Япония, Шве- ция, Изра- иль Китай Индия Россия
2,7 3,5-4,5 1,7 2 1
лиза, посредством которого удается установить связи между силой и слабостью, внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.[7]
Выбор общей стратегии развития невозможен без точного соотнесения факторов внешней среды и перспективного потенциала отрасли с имеющимися ресурсами и действующей системой управления. При этом проводится классификация и оценка следующих сочетаний агрегированных факторов внешней и внутренней среды:
-возможности-сильные стороны» (определение ориентиров стратегического развития);
-«возможности - слабые стороны» (определение ориентиров внутренних преобразований);
-«угрозы - слабые стороны» (выделение существенных ограничений стратегического развития);
-«угрозы-сильные стороны» (выделение потенциальных стратегических преимуществ).
Выявленные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы объединяются в матрицу SWOT, которая представляет структурированное информационное поле, в котором можно стратегически ориентироваться и принимать решения. Также все факторы ранжируются в соответствии с набранными баллами:
а) сильные стороны предприятия:
1) высокий уровень квалификации персонала;
2) высокое качество продукции;
3) максимальная компетентность;
4) передовая технология;
5) хороший контроль исполнения приказов и распоряжений;
б) хорошая мотивация персонала;
7) государственный оборонный заказ.
6) слабые стороны предприятия:
1) высокая степень износа оборудования;
2) недоступность финансов для изменения стратегии;
3)слабая политика продвижения товаров на рынок;
4)узкий ассортимент выпускаемой гражданской продукции;
5) недостаток оборотных средств.
Анализ SWOT позволяет провести инвентаризацию существующих возможностей и узких мест отрасли, которые должны быть учтены в процессе стратегического планирования;
в) оценка возможностей:
1) рост национальной экономики;
2) конверсия ОПК;
3) емкий международный рынок;
4) рост спроса на продукцию;
5) использование новых технологий;
6) расширение ассортимента;
7) совершенствование менеджмента;
8) реформирование предприятия;
9) участие в государственных целевых программах.
г) угрозы
1) увеличение конкурентных преимуществ у конкурентов;
2) ожесточение международной конкуренции;
3) появление альтернативных товаров;
4)появление новых законодательных ограничений;
5) рост налогового бремени;
6)ухудшение состояния национальной экономики
7) рост темпов инфляции.
Результаты анализа конкурентоспособности ФГУП «ГосНИИХП» показывают, что предприятие не обладает чистым конкурентным преимуществом перед основными конкурентами. При этом следует отметить, что проведенный SWOT анализ выявил максимальную компетентность предприятия в области спецпроизводств и высокий уровень использования собственных передовых разработок. Перечисленные преимущества использованы при построении стратегии развития предприятия, с учетом слабых сторон предприятия и угрозы внешней среды.
Проведенный анализ позволил выявить сильные стороны предприятия. В данном случае таковыми являются:
1.Максимальная компетентность предприятия в области пороходелия. Рассматриваемая сильная сторона может способствовать конверсии предприятия, выходу на международный рынок, повышению спроса на продукцию, позволит участвовать в государственных целевых программах и использовать новые передовые технологии.
2.Высокое качество продукции является одним из основных преимуществ рассматриваемого предприятия. Данный фактор успеха подтверждает репутацию предприятия, как надежного партнера и поставщика высококачественной продукции.
3.Государственный оборонный заказ позволит финансировать научно-исследовательские разработки и опытно-конструкторские работы, направленные на обеспечение национальной безопасности страны.
4.Передовая технология позволяет воспользоваться наилучшим образом имеющимися на предприятии производственными мощностями и выпускать на рынок, в том числе и международный конкурентоспособную продукцию.
5.Высокий уровень квалификации персонала делает возможным получение государственных и муниципальных заказов на выполнение НИОКР.
Выявленные сильные стороны позволят максимально полно воспользоваться такими реальными возможностями как: совершенствование менеджмента предприятия, за счет привлечения альтернативных источников финансирования, в том числе и за счет участия в государственных целевых программах и увеличения доли государственного заказа.
Кроме этого, сильные стороны предприятия позволяют противостоять таким выявленным угрозам как увеличение конкурентных преимуществ конкурентов, появление альтернативных товаров и ухудшение состояния национальной экономики.
К слабым сторонам предприятия относятся недостаток оборотных средств, слабая политика продвижения товара на рынок и недоступность финансов для изменения стратегии.
В целом, проведенный анализ показал, что несомненными преимуществами предприятия являются высокое качество выпускаемой продукции и наличие
высококвалифицированного кадрового состава предприятия, что делает возможным проводить научноисследовательские работы, разрабатывать новые рецептуры продукции. Основной проблемой предприятия выявленной в результате проведенного анализа является недоступность финансов для изменения стратегии предприятия, для расширения производства
и, следовательно, для расширения ассортимента выпускаемой продукции.
В качестве результатов реформирования ФГУП Г осНИИХП в казенное предприятие следует отметить следующие:
- создание и организация производства порохов и зарядов, опережающих по своим тактикотехническим характеристикам образцы зарубежных стран;
- отработка технологии и организация производства целлюлозы на базе отечественного воспроизводимого сырья. Обеспечение независимости порохового производства от поставок импортного хлопкового сырья;
- благодаря стабилизации финансово-
экономической ситуации появится возможность стимулирования и развития фундаментальных и поисковых исследований, технических, технологических разработок в области химии и технологии нитратов целлюлозы и порохов;
- расширение в опытном производстве промышленного выпуска военной и гражданской продукции, востребованной и народным хозяйством, но нерентабельной в условиях крупнотоннажных промышленных производств;
- повышение качества разработки новых, наукоемких, экспортоориентированных порохов и метательных зарядов;
- усиление научно-технического, информационно-аналитического и кадрового потенциала Российской пороховой промышленности;
- создание условий для внедрения в производство новейших наукоемких разработок с включением наиболее важных проектов в инновационные и инвестиционные программы России;
- сохранение рабочих мест, трудоустройство и дальнейшая подготовка выпускников Казанского национального исследовательского технологического университета, инженерный факультет которого ведет подготовку специалистов для оборонной промышленности;
- увеличение выпуска товарной и научнотехнической продукции к 2015 году до 600 млн. рублей;
- снижение себестоимости научно-технических разработок за счет сокращения времени разработок и снижения себестоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Меры по расширению ассортимента выпускаемой продукции позволят повысить спрос на выпускаемую продукцию и привлечь новых потребителей продукции и соответственно новые источники денежных средств.
В свою очередь привлеченные средства помогут модернизировать и расширить производственные мощности предприятия. В рамках данного направле-
ния необходимо проведение научно-
исследовательских работ по совершенствованию действующих технологий и внедрению новых. Перед разработкой направлений научно-исследовательской работы, были проведены с моим участием маркетинговые исследования рынка охотничьих и спортивных порохов в рамках отдела маркетинга и информации.
Следует отметить, что первоочередными НИОКР являются разработка ресурсосберегающей технологии стабилизации спецпродукта и отработка технологии, оборудования и конструкторской документации для производства нитратов целлюлозы из отечественного сырья и порохов на их основе. Это объясняется тем, что производство охотничьих и спортивных порохов является наиболее перспективным направлением развития предприятия и соответственно, стратегически важным направлением деятельности ФГУП «ГосНИИХП».
Только в Российской Федерации насчитывается на сегодняшний день около 13 миллионов активных охотников, которыми расходуется ежегодно около 150 миллионов патронов. Оценка темпов роста объемов потребления охотничьих патронов на рынке, проведенная относительно темпа роста объемов производства порохов, за последние 3 года, показала, что темп составляет 5% в сторону увеличения, и этот темп, вероятно, сохранится в ближайшие 5 лет.
Для формирования и стимулирования спроса на элитные пороха крайне необходима коммуникационная политика, включающая разработку:
- товарного знака, упаковки и фирменного
стиля;
- участие в выставках, рекламе и методов работы со средствами массовой информации;
- формирование отношений с потребителями и дистрибьюторами, а также организацией прямых продаж.
Общую стратегию производственной деятельности ФГУП «ГосНИИХП» можно охарактеризовать как стратегию дифференциации, которая в стратегическом аспекте нацелена на освоение широкого рыночного сегмента по видам гражданской продукции, в том числе придание производимой продукции отличительных качеств, способствующих привлечению устойчивого контингента потребителей..
В рамках стратегии дифференциации целесообразно проведение реформирования предприятия и его преобразование в казенное, что позволит:
- защитить государственное имущество от возможных процедур банкротства, в том числе и преднамеренного;
- наиболее эффективно использовать государственное имущество, приватизация которого запрещена;
- проводить работы по коренной модернизации технологии спецпроизводств, отвечающих уровню мировых стандартов по техническим характеристикам, технико-экономической эффективности, промышленно-экологической безопасности;
- разрабатывать и производить продукцию, обеспечивающую безопасность РФ, поскольку 70% разработок ФГУП «ГосНИИХП» предназначено для федеральных государственных нужд;
- осуществлять научную и научно-техническую деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
- вести исследования и разработки по приоритетным направлениям экономического развития;
- осуществлять разработки и изготовление отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей ее безопасность;
- расширить производство спецпродуктов до требуемых объемов;
- минимизировать бюджетное финансирование спецпроизводств за счет повышения эффективности имущественного комплекса и снижения затрат на его содержание;
- обеспечить безубыточность предприятия;
- создать условия для погашения просроченной кредиторской задолженности и обеспечения платежеспособности предприятия;
- создать условия для сохранения, привлечения и воспитания высоко профессиональных кадров;
- создать условия и механизмы для развития производственно-научного потенциала.
В целом для предприятия перспективными являются три направления развития:
Первое направление - развитие предприятия за счет реформирования из унитарного предприятия в казенное. При этом реформирование предприятия позволит не только сохранить единственный в России комплекс по разработке и выпуску спецпродуктов, но и даст возможность проводить исследования и разработки по приоритетным направлениям национальной технологической базы в замкнутом цикле, от разработки до внедрения в производство, и снизить издержки при разработках и испытаниях новой продукции. Рассматриваемое направление развития позволит также минимизировать бюджетное финансирование на спецпроизводство за счет повышения эффективности эксплуатации имущественного комплекса.[8]
Второе направление - расширение ассортимента выпускаемой продукции и разработка политики продвижения продукции на рынок. Предложенные меры по расширению ассортимента выпускаемой продукции позволят повысить спрос на выпускаемую продукцию и привлечь новых потребителей продукции и соответственно новые источники денежных средств. В свою очередь привлеченные средства помогут модернизировать и расширить производственные мощности предприятия. Проведение научноисследовательских работ по разработке новых видов гражданской продукции в рамках данного направления продиктовано потребностями рынка. Выпуск новых видов гражданской продукции позволит финансировать научно-исследовательские разработки, которые ведутся в институте.
Третье направление - развитие предприятия за счет участия в государственных целевых программах, например, в Федеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», Федеральной целевой программе разработки и применения технологий двойного назначения "Спецхимия", Целевой программе «Развитие ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» и др.,
что дает возможность получения дополнительного финансирования научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям и размещению государственного заказа на проведение НИОКР.[9]
В качестве рекомендаций предложены следующие направления развития предприятия:
1. Реформирование предприятия из унитарного в казенное. Это позволит не только сохранить единственный в России комплекс по производству спецпро-дуктов для всех систем ствольного оружия, но и даст возможность проводить исследования и разработки по приоритетным направлениям в замкнутом цикле от разработки до внедрения в производство. При этом издержки на разработку, испытание и коммерциализацию новой продукции снизятся, в том числе минимизируется бюджетное финансирование на производство спецпродукции за счет эффективности эксплуатации имущественного комплекса.
2. Расширение ассортимента выпускаемой про-
дукции и разработка политики продвижения продукции на рынок. Это позволит повысить спрос на выпускаемую продукцию, привлечь новых потребителей и соответственно новые источники поступления денежных средств. Последние могут участвовать в модернизации и расширении производственных мощностей предприятия, в проведении научно-
исследовательских работ по разработке новых видов гражданской продукции, востребованных на рынке.
3. Развитие предприятия за счет участия в государственных целевых программах. Это станет источником дополнительного финансирования научноисследовательских работ по приоритетным направлениям за счет государственного заказа на проведение НИОКР.
Результаты исследования имеют практическую значимость при формировании стратегии развития предприятия, так как комплексная оценка конкурентоспособности позволяет выявить преимущества и недостатки не только предприятия ФГУП «ГосНИ-ИХП», но и основных конкурентов предприятия в области спецпроизводств.
Литература
1. Лесных В.В. Оборонно-промышленный комплекс: отраслевой интегрированный анализ SWOT/ В.В. Лесных, Е.В.Попов // Менеджмент в России и за рубежом.- 2009. -№ 6.- С. 87-88.
2.Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2009-2015гг.: распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 977
3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 15.05.2006.
4.www.gun.ru.
5.Тимофеев А.В. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности крупных промышленных компаний / А.В.Тимофеев // Менеджмент в России и за рубежом. -2009. -№ 5. - С. 34-37.
6. Шарапов А.Р. Адаптивное управление как фактор конкурентоспособности предприятий нефтехимической отрасли / А.Р. Шарапов, А.А. Гилязова // Вестник Казанского
технологического университета. - 2012. - № 8. -С.403-410.
7. Ярлыченко А.А. Принципы оценки конкурентоспособности продукции /А.А. Ярлыченко, Е.М. Готлиб, Е.С. Ильичева // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 5. - С. 230-233.
8. Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление
конкурентоспособностью предприятия» / Р.Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. -№ 2(52). -С. 91-92.
9. Фаррахова А.А. Организация инновационной деятельности предприятий, обслуживающих промышленность химии и технологии полимерных и композиционных материалов / А.А. Фаррахова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 2. - С. 286-294.
© Г. Р. Стрекалова - канд. техн. наук, доцент кафедры экономики КНИТУ, [email protected]; В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КНИТУ.