Черноносова Н.В.
Кандидат экономических наук, доцент, Министерство транспорта РФ ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», Москва.
Стратегические перспективы логистики по международной доставке грузов
Российский экспортный центр выделил несколько групп стран, с которыми можно осуществлять торговые взаимоотношения. В первую группу входят страны СНГ, такие как, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Беларусь. Вторая группа - это страны Азии и Ближнего Востока, такие как, например, Китай, Индия, Вьетнам, Турция, Египет, Алжир и Иран. Третья группа складывается из стран с достаточно большим потенциалом в развитии - это страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. И в четвертую группу входят Сербия, Марокко, Кения и ряд других стран, имеющих тенденции роста в некоторых, интересных для нашей страны, отраслях. В целом Российский экспортный центр выделил порядка сорока стран для экспортно-импортных операций российских предприятий [12].
Конфликт на Украине принес негативные последствия в отношения между странами ЕС и Африкой. Государства Африки невольно несут большие убытки и риски не урожайности сельскохозяйственных культур вследствие невозможности для России импортировать в эти страны свою продукцию. Отсюда возникает громадный дефицит продовольственных товаров и голод. Из-за данных обстоятельств и, как следствие, высокой инфляции Гана, Египет и Кения вынуждены взять кредит у Международного валютного фонда. При этом российские предприятия только усиливают свое присутствие на данных рынках [11].
Общая картина доли ВВП по данному континенту равна 3 %, а по экспортно-импортным операциям - 2 % от мирового уровня. Показатели достаточно низкие по сравнению с развитыми странами, но имеется большой потенциал, который необходимо использовать.
Исходя из данных таблицы Россия входит в десятку стран мира по показателю ВВП, а страны африканского континента по своему развитию значительно ей уступают. Это дает большие возможности для развития нашей страны во взаимодействии со странами Африки.
В соответствии с мировыми прогнозами МВФ, других структур и аналитиков, рост мирового ВВП значительно снижается с оценочных 6,1 процента в 2021 году до 3,6 процента в 2022 и 2023 годах. Это до-
статочно существенный спад экономик. Из стран Африки достаточно неплохие прогнозные показатели имеются по Нигеру и ДР Конго.
Таблица 1. Сравнение ВВп России и 10 стран Африки с наилучшими показателями [6, 12].
номер мирового рейтинга Страна ВВП, млн. долл. США
9 Россия 2133092
31 Нигерия 504,203
33 Египет 469,094
39 Южная Африка 411,480
57 Алжир 187,155
60 Марокко 142,874
61 Ангола 124,794
64 Кения 114,858
67 Эфиопия 111,181
76 Танзания 76,582
77 Гана 75,996
Но товарооборот между Россией и странами Африки очень небольшой, порядка 3 % российского экспорта и 1 % импорта. В товарообороте экспорта России в Африку, в основном, поставляются такие товары, как продовольствие, минеральные продукты и секретные товарные группы, включающие вооружение. по структуре это, в основном, зерновые, растительные масла, аммиак, изделия из меди, лесоматериалы и радиолокационная аппаратура. Страны Африки также поставляют в Россию фрукты, овощи, какао, табак, оксид алюминия.
при этом в экономике Африки добывающие отрасли демонстрируют значительное развитие, например, газ в Алжире и Нигерии, редкоземельные металлы в Демократической Республике Конго, алмазы в ЮАР и Анголе. Также есть большой спрос в мире на полезные ископаемые данного континента, такие как, алмазы, бокситы, кобальт, марганец, литий, никель, тантал. Нигерия является одной из самых быстро растущих экономик в мире, около 37 % населения страны занимается предпринимательской деятельностью. Очень большой потенциал имеет восточная часть континента, из-за включения ее в Индо-Тихоокеанское пространство [1]. На 2022 год товарооборот России со странами Африки составляет около 18 млрд. долл., а из нашей страны поставляется товаров на 14,8 млрд. долл. по
мнению специалистов, объем поставки российских товаров в африканские страны будет в объеме 180-190 млрд. долл.
В сегодняшних не простых условиях, созданных западными санкциями российские предприниматели пытаются создавать собственные транспортные сервисные предприятия. Но поскольку мы только в начале этого пути, то данный рынок пока еще очень хаотичен и не однороден.
Для перевозки груза из стран Африки в Россию или обратно, требуется построение большой логистической цепи поставки. Груз необходимо забрать из определенного места в одной из африканских стран, для чего нужно найти и заключить договор с местным предприятием-агентом, далее следует найти предприятие-агента в России. Также придется задействовать несколько транспортных предприятий. Таким образом, цепь поставок состоит порядка из 5 -6 предприятий-посредников. Это конечно очень сложная схема перевозки груза. Поэтому необходима централизованная работа всех государственных служб и коммерческих предприятий. Государство может помочь предпринимателям создавая нужные структуры, которые обеспечивали бы предприятия и инфраструктурой, и логистическими услугами. Уже сегодня в нашей стране работают 18 межправительственных комиссий со странами африканского континента.
Из всех африканских стран, с которыми работают российские предприниматели можно выделить Египет, поскольку наибольшее сотрудничество осуществляется именно с этой страной и соответственно грузооборот здесь выше, это, в основном, продовольственные товары. И даже при определенном санкционном давлении показатели остаются стабильными. Следующий по значимости взаимодействия стоит Эфиопия, где товарооборот с нашей страной в 2022 году составил около 208,8 млн. долл. При этом на правительственном уровне есть соглашение о стратегическом партнерстве с Алжиром, Египтом, ЮАР.
Таким образом, из России менее затратное выстраивание маршрутов перевозки грузов будет в северную и западную части африканского континента. В соответствии с этим сегодня идет развитие по доставке грузов в такие страны, как Алжир, Египет и Марокко. Также необходимо развивать отношения, в том числе межгосударственные, со странами Сенегал, Нигерия, Кот-д'Ивуар и Гана. В южной части Африки налажены устойчивые связи с ЮАР.
Основная проблема при работе с африканскими странами состоит в нехватке информации, собственного флота и платежной инфраструктуры, а также есть ограничение наличия валютных средств (доллара). Местные предприятия расплачиваются национальными
денежными средствами. Это очень серьезная проблема для бизнеса, которую следует решать с посредничеством государства.
Емкость рынка продовольственных товаров африканского континента составляет около 80 млрд. в год. при этом наблюдается тенденция к увеличению объема данного сектора, поскольку население с каждым годом увеличивается. поэтому российские предприятия уже сегодня занимают ниши по поставке зерновых товаров, мясной и молочной продукции, подсолнечного масла и удобрений для сельского хозяйства. Также есть потенциал на рынке медикаментов, металлопроката, машиностроения. Рынки по другим товарам тоже развиваются.
при грузоперевозках сформированы три главных направления, такие как, северное, где грузы везутся в Египет, Марокко, Тунис. Южное направление используется меньше, т. к. расстояние значительное. Направление центральной, восточной и западной Африки менее развита. В соответствии с этим грузоперевозки можно развивать в Египет, Тунис, Марокко, Судан, Кению, Ливию, Алжир, Либерию, Мозамбик, Эфиопию, ЮАР и другие страны. Доставка грузов в эти страны осуществляется двумя видами, это воздушным и водным транспортом. применение автомобильного транспорта очень ограничено из-за их низкого качества. При этом схемы перевозок грузов и их маршруты формируются для каждой партии отдельно. Перевозка груза по прямому маршруту - это только 20 % от всего товарооборота, который проходит через порты Черного моря. При этом он достаточно сложный, зачастую применяется мультимодальный вид доставки. Поэтому это хорошая возможность для развития наших взаимоотношений [1].
Однако необходимо учитывать определенный менталитет населения африканского континента при взаимодействии с ними в деловом отношении. У портов стран Африки очень большая загруженность, а также оборудование, которое там применяется требует замены в соответствии с сегодняшними условиями. Погрузочно-разгрузочные работы производятся крайне долго и только после полной оплаты. Есть определенные сложности при оформлении документов, в частности с сертификацией при доставке сельскохозяйственной продукции. Государственные органы также усложняют работу постоянно вводя разнообразные ограничения на ввоз-вывоз, пошлины, квоты, запреты и т. д. [10].
Сроки доставки груза в страны Африки существенно отличаются в зависимости от вида перевозки и конечного пункта назначения. Например, доставка воздушным транспортом в Тунис займет около 3-х дней, а в Марокко - около 7-ми дней.
Таблица 2. Время в пути грузов из России в 10 стран Африки с наилучшими показателями [22].
Страна назначения Расстояние, км Время в пути, час. / мин.
Нигерия 892 15-30
Египет 892 15-30
Южная Африка 892 15-30
Алжир 1696 34-05
Марокко 892 15-30
Ангола 2211 38-36
Кения 892 15-30
Эфиопия 892 15-30
Танзания 892 15-30
Гана 3731 73-50
Таблица 3. Соотношение сроков доставки по видам перевозки.
Вид перевозки Сроки доставки Вид груза
Мультимодальная 25 дней все виды
Воздушная 3-5 дней скоропортящиеся продукты (фрукты), чай, какао-бобы, ценный груз (драгоценные металлы и камни)
Морская 20 - 30 дней наливные и сыпучие товары, промышленное оборудование
Доставка грузов из России в страны Африки осуществляется с использованием мультимодальной схемы, т. е. автомобильный транспорт - железнодорожный транспорт - автомобильный транспорт - воздушный/морской транспорт - автомобильный транспорт. Например, груз доставляется автотранспортом в порты Санкт-Петербурга или Котки, потом перегружается на судно и направляется в Африку, а там опять грузовым автомобилем перевозится до места назначения. Сроки перевозки из России в страны Африки при муль-тимодальном способе перевозки представлены в таблице.
Груз из Росси может транспортироваться морским транспортом через порты пяти африканских стран, таких как, Египет, Алжир, Марокко, Тунис и Ливия.
Таблица 4. Сроки перевозки из России в страны Африки при мультимодальном способе перевозки.
Вид перевозки Автомобильные перевозки Морские перевозки Железнодорожные перевозки Воздушные перевозки
Сроки доставки 35-40 дней 35-40 дней 22-25 дней 3-4 дня
Таблица 5. Морские порты стран Африки для доставки грузов [21].
Страна наименование порта
Египет Александрия, Порт-Саид
Алжир Оран, Беджая, Скикда, Газауэт
Марокко Касабланка, Агадир, Танжер
Тунис Сус, Габес, Ла-Гулет
Ливия Триполи, Хумс
Как видно, только пять стран континента имеют выход к морю и, соответственно, морские порты, оборудованные для транспортировки груза. Это является одной из проблем при перевозке грузов в другие страны. Но есть и иная проблема - загрузка судна товарами из России. В связи с чем очень трудно осуществляется логистическое взаимодействие между предприятиями.
Транспортные предприятия, готовые сегодня перевести груз из России в страны Африки очень ограниченное количество. Предприниматели не очень стремятся заниматься данным направлением, многие все еще надеются на возврат экономической и политической ситуации в прежнее русло. Но, как мы видим, данная перспектива может возникнуть в далеком будущем.
Конечно, это направление для наших предпринимателей сложное, трудоемкое, имеющее свои специфические особенности и при этом сопряженное с объемными вложениями. Те не менее, работать здесь нужно, причем не только самим коммерческим предприятиям, но и соответствующим государственным службам, таким, как, например, Федеральная таможенная служба, Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю в сфере ВЭД, Министерство транспорта РФ и др. [4].
Для перевозки грузов в страны Африки существует Гармонизированная система описания и кодирования товаров, т. е. это номенкла-
тура товаров с их описанием, кодировкой и классификацией. Применяется она большинством транспортных предприятий для расчета таможенных тарифов [3, с. 78].
Также есть Региональная электронная система отслеживания грузов в режиме реального времени. Данная электронная система помогает предприятиям в сокращении времени перевозки и в последнее время составляет около 1 - 2 суток. С 2017 года три страны Африки, такие как, Уганда, Кения и Руанда объединили свои усилия в этой области. Таким образом, осуществляется контроль прохождения грузов по «Северному коридору» [2, с. 15].
Африканский континент, кроме добычи и реализации полезных ископаемых, выращивании сельскохозяйственной продукции, развивает сегодня сферу услуг, в том числе финансовые, туристические и IT-услуги. Развитие экономики стран Африки во многом базируется на вливании денежных средств из вне. Много вкладывают в различные проекты страны Европы. Россия также поддерживает свои интересы, в т. ч. направляя продовольственные товары на безвозмездной основе. КНР тоже заинтересована в данном рынке, поэтому реализует собственные инвестиционные проекты. В совокупности за 2022 год денежные вливания в африканские страны составили около 85 млрд. долларов США [10].
В рамках перевозки грузов также необходимо развивать услуги по страхованию, что является сегодня достаточно чувствительным моментом для предприятий, поскольку риски велики. На данном направлении возникают различные логистические риски. Например, при перевозке груза следует продумать способ взаимодействия с африканскими предприятиями-партнерами. Это может быть отправка груза после получения оплаты или в виде аккредитива. При этом предприятие-партнер, находящееся в нужной стране должно подтвердить факт отгрузки груза, и выдача его получателю осуществляется после оплаты [11].
Рынок африканских стран достаточно емкий, поэтому российским предпринимателям необходимо более активно его осваивать, в том числе вкладывая средства в инфраструктуру этих стран. Старое, изношенное оборудование в морских портах и воздушных портах конечно же требует обновления. Во-первых, в целях безопасности работы, во-вторых, для расширения пропускной способности, что очень важно в стратегическом плане. Необходимо также строить транспортные терминалы, транспортно-логистические комплексы и т. д.
Таким образом, можно сказать, что российские предприятия не без трудностей, но все-таки справились со сложной задачей по закуп-
ке и доставке необходимых товаров. Хотя пандемия и ограничения, наложенные западными странами, создали очень сложную ситуацию на нашем рынке. Тем не менее, в мире существует много стран, которые ждут представителей нашего бизнеса и готовы с ними сотрудничать в любых направлениях.
Библиографический список / References
1. Антошин А.В. Россия и Африка: учеб. - метод. пособие / Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2012. 48 с.
Antoshin A.V. Russia and Africa: textbook. - method. allowance / Ekaterinburg: Publishing house. Ural University, 2012. 48 p.
2. Прокушев Е.Ф. Организация внешнеэкономической деятельности: учебник и практикум для вузов / Е.Ф. Прокушев, А.А. Костин; под редакцией Е.Ф. Прокушева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. 167 с. (Высшее образование). // URL: https://urait. ru/bcode/531573 (Дата обращения: 20.05.2023).
Prokushev E.F. Organization of foreign economic activity: textbook and workshop for universities / E.F. Prokushev, A.A. Kostin; edited by E.F. Prokusheva. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. 167 p. (Higher education). // URL: https://urait.ru/ bcode/531573 (05.20.2023).
3. Корендясов Е.Н., Виганд, В.К., Калинина Л.П. и др. Российско-африканские отношения в условиях глобализации. - M.: Институт Африки РАН. 2009. 146 с. Korendyasov E.N., Wigand, V.K., Kalinina L.P. and others. Russian-African relations in the context of globalization. - M.: Institute for African Studies RAS. 2009. 146 p.
4. Balamaga G. Countries in East Africa cut transit time // WCO news. - Brussels, 2019. № 88. P. 15-16.
5. Сидоров А.А. Упрощение таможенных процедур и развитие внешней торговли в Африке // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал, 2019. № 3.
Sidorov A.A. Simplification of customs procedures and development of foreign trade in Africa // Social and Humanitarian Sciences. Domestic and foreign literature. Ser. 2, Economics: Abstract Journal, 2019. № 3.
6. https://rosstat.gov.ru/
7. https://infranews.ru/
8. https://eabr.org/
9. http://english.customs.gov.cn/
10. https://companies.rbc.ru/news/KkQTmIt9U8/ot-rossii-do-afriki-novyij-vitok-ekonomi-cheskogo-partnerstva/
11. https://www.rzd-partner.ru/logistics/comments/transformatsiya-tsepochek-postavok-kak-sdelat-afriku-blizhe/
12. https://www.kom-dir.ru/article/3930-logistika-v-krizis-dostavka-perevozki
13. https://topwar.ru/197649-koridor-sever-jug-i-ego-skrytye-povoroty.html
14. https://expert.ru/expert/2022/17/
15. https://www.rbc.ru/spb_sz/29/05/2022/628f821e9a7947c6e86fe41e
16. https://customs.gov.ru/
17. https://sbcargo.ru/poleznaya-informatsiya/gruzoperevozki-v-iz-afriki/
18. https://russian.rt.com/inotv/2023-01-11/Euroactiv-ES-teryaet-svyazi-s
19. https://www.euractiv.com/
20. https://www.exportcenter.ru/
21. https://protamozhennoe-oformlenie.ru/perevozka-gruzov-rossiya-afrika
22. https://www.gruzoperevozki-rf.ru/napravleniya/po-afrike/