Научная статья на тему 'Стратегические основы инновационного развития экономики Республики Татарстан'

Стратегические основы инновационного развития экономики Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
932
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИЙ / STRATEGY OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова И. В., Нугуманова Л. Ф., Селезнев Д. К.

В современных условиях развития мировой экономики инновационный путь является неотъемлемым условием конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание уделяется активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей реального сектора экономики. В Республике Татарстан за последние восемь лет основные усилия концентрировались на создании базовых элементов инновационной инфраструктуры, развитии профессиональных компетенций участников системы, стимулировании развития новых перспективных рынков и поддержке инновационных проектов, разработке государственных программ, направленных на развитие высокотехнологичных секторов экономики. На текущий момент одной из самых важных задач социально-экономического развития Республики Татарстан является мобилизация своего потенциала для обеспечения стабильных темпов роста экономики в рамках инновационной, социально-ориентированной модели развития. Наличие стратегии развития, предполагающей постоянное внедрение инноваций в производство и выведение на рынок инновационной продукции, является залогом успеха в условиях усиления мировой конкуренции. Поэтому своевременной и необходимой является разработка и принятие Стратегии инновационного развития экономики Республики Татарстан до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юсупова И. В., Нугуманова Л. Ф., Селезнев Д. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGIC FOUNDATIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

In modern conditions of development of the world economy, innovative way is an essential condition of competitiveness in the long term. In the process of improving the market economy model, priority is given to enhancing innovation activities to translate the results of scientific and technical developments in production, creation of new technological processes and reorganization on modern scientifically technical basis of all branches of the real sector of the economy. In the Republic of Tatarstan over the last eight years the main efforts were concentrated on creating the basic elements of innovative infrastructure, development of professional competences of participants in the system, stimulating the development of promising new markets and support innovative projects, the development of national programs aimed at development of high-tech sectors of the economy. At the moment one of the most important tasks of socio-economic development of the Republic of Tatarstan is to mobilize their capacities to ensure sustainable growth of economy through innovative, socially oriented model of development. Having a strategy of development with constant innovation in production and market launch of innovative products is the key to success in the face of increasing global competition. Therefore, timely and necessary is the development and adoption of the Strategy of innovative development of economy of the Republic of Tatarstan until 2030.

Текст научной работы на тему «Стратегические основы инновационного развития экономики Республики Татарстан»

УДК 332.145

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

И.В.Юсупова1, Л.Ф. Нугуманова2,Д.К. Селезнев3

Министерство экономики Республики Татарстан, г. Казань, Россия 2Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева, г. Казань, Россия 3Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

[email protected], [email protected],[email protected]

Резюме: В современных условиях развития мировой экономики инновационный путь является неотъемлемым условием конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание уделяется активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей реального сектора экономики. В Республике Татарстан за последние восемь лет основные усилия концентрировались на создании базовых элементов инновационной инфраструктуры, развитии профессиональных компетенций участников системы, стимулировании развития новых перспективных рынков и поддержке инновационных проектов, разработке государственных программ, направленных на развитие высокотехнологичных секторов экономики.

На текущий момент одной из самых важных задач социально-экономического развития Республики Татарстан является мобилизация своего потенциала для обеспечения стабильных темпов роста экономики в рамках инновационной, социально-ориентированной модели развития. Наличие стратегии развития, предполагающей постоянное внедрение инноваций в производство и выведение на рынок инновационной продукции, является залогом успеха в условиях усиления мировой конкуренции. Поэтому своевременной и необходимой является разработка и принятие Стратегии инновационного развития экономики Республики Татарстан до 2030 года.

Ключевые слова: стратегическое планирование, инновации, инновационное развитие, инновационная экономика, инновационная политика, стратегия инноваций.

THE STRATEGIC FOUNDATIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY

OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

I.V. Yusupova1, L.F. Nugumanova2, D.K. Seleznev3

1The Ministry of economy of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia 2Kazan national research technical University N. Tupolev, Kazan, Russia 3Kazan (Volga region) Federal University Kazan, Russia

[email protected], [email protected], [email protected]

Abstract: In modern conditions of development of the world economy, innovative way is an essential condition of competitiveness in the long term. In the process of improving the market economy model, priority is given to enhancing innovation activities to translate the results of scientific and technical developments in production, creation of new technological processes and

reorganization on modern scientifically technical basis of all branches of the real sector of the economy.

In the Republic of Tatarstan over the last eight years the main efforts were concentrated on creating the basic elements of innovative infrastructure, development of professional competences of participants in the system, stimulating the development of promising new markets and support innovative projects, the development of national programs aimed at development of high-tech sectors of the economy. At the moment one of the most important tasks of socio-economic development of the Republic of Tatarstan is to mobilize their capacities to ensure sustainable growth of economy through innovative, socially oriented model of development. Having a strategy of development with constant innovation in production and market launch of innovative products is the key to success in the face of increasing global competition. Therefore, timely and necessary is the development and adoption of the Strategy of innovative development of economy of the Republic of Tatarstan until 2030.

Keywords: strategic planning, innovation, innovative development,innovative economy, innovation policy, strategy of innovation

Республика Татарстан уже ряд лет удерживает высокие рейтинговые позиции в инновационном развитии за счет повышения качества инновационной политики, инновационной активности и увеличения научного потенциала, а также лидирующих позиций в высокотехнологичной промышленности. Республика находится на втором месте в Российской Федерации по уровню привлекаемых в инновационную инфраструктуру федеральных средств и очень сильна по показателю доли молодежи в науке: почти 6% своих затрат инновационные предприятия в РТ тратят на научные исследования. В Москве этот показатель равен 0,5%, в Санкт-Петербурге - 1,6% [1].

Конкурентноспособность и экономическое развитие российских регионов больше не определяются одними только унаследованными и неизменными преимуществами, такими, как выгодное транспортно-географическое положение и значительные запасы природных богатств. Все в большей степени успех зависит от готовности региональной власти внедрять новые модели, формы и методы управления, от качества человеческих ресурсов в регионе, от конкурентноспособности инновационной системы, инновационного потенциала и комплексного подхода к внедрению инноваций на территории региона [2].

Вектор долгосрочного социально-экономического развития на основе производства и внедрения инноваций во все сферы жизни обеспечит Республике Татарстан выход на траекторию устойчивого (самоподдерживающегося) развития, основанного на накоплении человеческого, природного, физического, социально-культурного и институционального капитала, внедрении инновационных и «зеленых технологий», рациональном природопользовании и глубокой переработке, позволяющего удовлетворять сегодняшние потребности без ущерба для будущих поколений [3].

Согласно Стратегии-2030 экономическая политика региона будет направлена на формирование и развитие кластеров, усиление их взаимодействия с целью создания новых продуктов, технологий и услуг. Татарстан укрепит свои позиции как комфортный регион для ведения бизнеса и вложения инвестиций в инновации, в том числе иностранных [4].

«Лидерство в мировой экономике» и «инновации» являются сейчас практически синонимами. Основным решающим инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность генерировать и воплощать собственные идеи. Поэтому страны, в которых хорошо развита научно-исследовательская деятельность, преуспевают в сфере высоких технологий и модернизации.

Для обеспечения устойчивого развития инновационной экономики Республики Татарстан необходимо создать высокоразвитую инновационную среду, благоприятствующую ученым, инноваторам и предпринимателям. Речь идет об

институциональных, инфраструктурных, научно-образовательных, культурных и рыночных слоях. Высокая степень развития каждого из них важна для формирования полноценной живой инновационной экосистемы.

На современном этапе актуально создание более благоприятного для инноваций институционального климата и институциональной среды для развития инновационной экономики Республики Татарстан, поскольку активизация инновационной политики наряду с использованием других конкурентных преимуществ Республики Татарстан позволит создать условия для устойчивого, сбалансированного, гармоничного развития инновационной экономики, обеспечивающие повышение качества жизни в Республике Татарстан. По итогам 2015 и 2016 годов Республика Татарстан возглавила рейтинг инновационного развития субъектов России, опередив Москву и Санкт-Петербург.

В условиях усиливающейся конкуренции необходима стратегия инновационного развития региона, обозначающая вектор развития, а также регулярный и детальный анализ преимуществ и тех проблем, которые имеются в этой сфере. Все это станет основой для разработки мер, которые предстоит реализовать в Республике Татарстан, чтобы закрепиться на высоких рейтинговых позициях, поскольку есть ряд других регионов, наращивающих инновационный потенциал.

Стратегия инновационного развития Республики Татарстан, по нашему мнению, это - система мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи инновационной политики Республики Татарстан. Структурно она должна включать следующие разделы.

Цель, основные задачи и целевое видение Стратегии инновационного развития экономики Республики Татарстан

Целью Стратегии является устойчивое, сбалансированное, гармоничное развитие инновационной экономики на основе накопленного промышленного и технологического потенциала, инновационно-производственного центра за счет развития промышленных и высокотехнологичных кластеров обеспечивающее повышение качества жизни в Республике Татарстан.

Задачи:

- создание условий для инновационного развития экономики;

- увязка потребностей бизнеса и государственных компаний с направлениями научно-технологических исследований в университетах, научных организациях и наукоемких компаниях в таких областях, как нефтехимия, нефтепереработка и автомобилестроение;

- развитие инновационного предпринимательства;

- внедрение инноваций в систему управления.

Целевое видение: Республика Татарстан - регион с инновационной экономикой, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью, а также самих технологий.

2. Основные тенденции социально-экономического и инновационного развития Республики Татарстан. Вызовы инновационного развития на макро- и мезоуровне;

3. Основные тенденции социально-экономического и инновационного развития Республики Татарстан;

4.Инновационная структура Республики Татарстан и институты инновационной экономики Республики Татарстан;

5.Камский инновационный территориально-производственный кластер;

6.Итоги реализации Инновационного меморандума Республики Татарстан на 2014 -2016 годы;

7.Приоритетные направления развития инновационной экономики Республики Татарстан до 2030 года;

8.Мероприятия по реализации Стратегии инновационного развития экономики Республики Татарстан до 2030 года;

9.Этапы реализации Стратегии инновационного развития экономики Республики Татарстан до 2030 года;

10.Базовые стратегические ориентиры инновационного развития экономики Республики Татарстан до 2030 года;

11.Индикаторы реализации Стратегии инновационного развития экономики Республики Татарстан до 2030 года;

12.Социально-экономический эффект от внедрения Стратегии инновационного развития экономики Республики Татарстан до 2030 года.

Среди других важных разделов необходимо выделить приоритетный, на наш взгляд, раздел: «Вызовы инновационного развития на макро- и мезоуровне», поскольку от анализа вызовов развития зависит отзыв на него в виде базовых стратегических ориентиров и мероприятий.

Вызовы инновационного развития на макро- и мезоуровне

Республика Татарстан, как и Россия в целом, ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую ситуацию. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития [5].

Кризисные явления в экономике осложнили реализацию поставленных целей, привели к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и замедлил развитие российской инновационной системы [6].

Тем не менее, сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не означает необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, а, напротив, в большей мере обусловливает повышение требований к темпу и качеству экономического развития в период до 2030 года [7].

Задачи посткризисного восстановления и ускорения перехода на инновационный путь развития придется решать в условиях увеличения масштабов внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается Россия и которые требуют еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем [8].

Ключевыми из внешних вызовов в части инновационного развития являются:

- ускорение технологического развития мировой экономики. Реальными конкурентами России становятся не только страны - лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, государства участники Содружества Независимых Государств. Технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышает неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников, включая сланцы и нефтеносные пески, может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращению поступления в экономику России финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, и, следовательно, к снижению значимости Российской Федерации в мировой политике [9].

Кризисные явления 2008-2009, а также 2014-2016 годов усилили важность этого вызова для России. Связано это в первую очередь с тем, что инвестиции в технологическое развитие рассматриваются Соединенными Штатами Америки, Японией, государствами -членами Европейского союза, а также Китаем, Индией и Бразилией в качестве ключевой антикризисной меры. Развитые страны в рамках антикризисных мероприятий направили

десятки миллиардов долларов дополнительных инвестиций на развитие медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной отрасли и информационных технологий [10].

Дополнительные сложности для России возникают и в связи с тем, что такие перспективные в плане инновационного развития и повышения доли высокотехнологичного производства в валовом внутреннем продукте сектора национальной экономики, как авиастроение, судостроение, космическая отрасль и электронная промышленность, оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса [11]. При этом перспективы улучшения ситуации в этих секторах связывались в значительной степени с их целенаправленной модернизацией при поддержке государства [12]. В 2009-2010 годах в целом удалось сохранить бюджетную поддержку указанных секторов на приемлемом уровне, но этой поддержки хватит только для обеспечения выживания основных предприятий, ее недостаточно для резкого повышения конкурентоспособности;

-усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы в первую очередь за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции, то есть за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем.

В условиях низкой эффективности инновационной системы в России это означает увеличение оттока из страны конкурентоспособных кадров, технологий, идей и капитала; изменение климата, старение населения, проблемы систем здравоохранения, а также проблемы в области обеспечения продовольственной безопасности в мировом масштабе -вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целом.

Указанные вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, геномную медицину, новые технологии в сельском хозяйстве, по многим из которых в России нет существенных заделов.

Вызовы на мезоуровне

Несмотря на ряд имеющихся преимуществ, на сегодняшний день темпы социально -экономического, пространственного и инновационного развития Республики Татарстан сдерживаются целым рядом ограничений:

- неполное соответствие имеющейся инфраструктуры возросшим потребностям промышленности и населения региона в транспортной (в том числе потребности в общественном транспорте), энергетической, инженерной, социальной, а также экологической инфраструктуре;

- недостаточно развитый транспортный каркас: слабая связность ядер, расположенных на правом и левом берегах р. Камы, отставание развития транспортной инфраструктуры;

- необходимость повышения глубины переработки сырья и перехода к новым технологическим укладам в промышленности, важность внедрения «зеленых технологий» в системоообразующих отраслях;

- не соответствующая быстро растущим потребностям промышленности инновационная инфраструктура, сдерживающая темпы появления новых инновационных компаний, генерацию инноваций и кооперацию малого и среднего высокотехнологичного бизнеса и крупных предприятий;

- сохраняющаяся моноспециализация городов;

- недостаточная привлекательность территории с точки зрения качества жизни, в том числе неблагополучная экологическая обстановка, затрудненность привлечения высококвалифицированных специалистов со всего мира для постоянного проживания.

Указанные вызовы порождают необходимость дальнейшего совершенствования инновационной структуры Республики Татарстан и институтов инновационной экономики Республики Татарстан.

Литература

1. Regionof Waterloo [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.regionofwaterloo.ca/en/regionalgovernment/strategicplanning.asp(дата обращения: 03.08.2017).

2. Swanger D. The importance of planning// Huffpost. 2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.huffingtonpost.com/dr-dustin-swanger/the-importance-of-plannin_b_8076794.html (дата обращения: 22.06.17)

3. Юсупова И.В., Кашапова Л.Х. Определение стратегических ориентиров при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан // Казанский экономический вестник. 2017. № 2. С. 142.

4. Закон РТ от 16.03.2015 № 12-ЗРТ «О стратегическом планировании в Республике Татарстан» [Электронный ресурс] //Система ГАРАНТ.- Режим доступа:http://ivo.garant.ru/#/document/22523900/paragraph/1/dodist/0/selflink/0/context/Закон республики татарстан стратегическое планирование/(дата обращения: 01.08.2017).

5. Гапоненко А.Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов // Управленческие науки. 2012. № 2. С. 85-90.

6. Гринчель Б.М. Как увязать стратегические планы с оценками конкурентной привлекательности городов / Какой должна быть хорошая муниципальная стратегия: Материалы Конкурса городских стратегий. 2014 / Под ред. Б.С. Жихаревича. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2015. 72 с.

7. Закон РФ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70684666(дата обращения: 01.08.2017).

8. Ioppolo G. Sustainable Local Development and Environmental Governance: A Strategic Planning Experience / Giuseppe Ioppolo // Multidisciplinary Digital Publishing Institute. 2016.-№ 8.

9. Лапушинская Г.К. Особенности осуществления муниципального стратегического планирования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2013. № 20. С. 56-64.

10. Орлянская А.А., Ильяева Ю.М. Совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования. Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 19. С. 108-112

11. Храбров, Е.А. Совершенствование информационно - аналитического обеспечения стратегического планирования социально - экономического развития муниципальных образований: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. эконом. наук / Храбров Евгений Александрович. Майкоп, 2013. 28 с.

12. Гомбоева Ж.Д., Халтаева С.Р., К вопросу о стратегическом планировании в муниципальном образовании// Новая наука: от идеи к результату. 2015. С. 61-63.

Авторы публикации

Юсупова Ирина Валерьевна - канд.экон. наук, заместитель начальника отдела стратегического развития Министерства экономики Республики Татарстан.

НугумановаЛилияна Фаритовна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономического права, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева.

Селезнев Даниил Кириллович - студент кафедры «Менеджмент» Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета.

References

1. Region Vaterloo [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.regionofwaterloo.ca/enregionalgovernment/strategicplanning.asp(data obrashcheniya: 03.08.2017).

2. Swanger D. Vazhnost' planirovaniya // Huffpost. 2015 [Elektronnyy resurs] URL: http://www.huffingtonpost.com/dr-dustin-swanger/the-importance-of-plannin_b_8076794.html (data obrashcheniya: 22.06.17)

3. Yusupova I.V., Kashapova L.KH. Tatarstan // Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik. 2017. № 2. S. 142.

4. Zakon RT ot 16.03.2015 № 12-ZRT «O strategicheskom planirovanii v Respublike Tatarstan» [Elektronnyy resurs] // Sistema GARANT.- Rezhim dostupa: http: //ivo.garant.ru/#/document/22523900/paragraph /1 / doclist / 0 / selflink / 0 / context / Zakon respubliki tatarstan strategicheskoye planirovaniye / (data obrashcheniya: 01.08.2017).

5. Gaponenko A.L. Strategicheskoye planirovaniye sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov i gorodov // Upravlencheskiye nauki. 2012. № 2. S. 85-90.

6. Grinchel' B.M. Kak uvyazat' strategicheskiye plany s otsenkami konkurentnoy privlekatel'nosti gorodov / Kakoy dolzhna byt' khoroshaya munitsipal'naya strategiya: Materialy Konkursa gorodskikh strategiy. 2014 / Pod red. B.S. Zhikharevicha. SPb .: MTSSEI «Leont'yevskiy tsentr», 2015. 72 s.

7. Zakon RF ot 28.06.2014 № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // Sistema GARANT. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70684666(data obrashcheniya: 01.08.2017).

8. Ioppolo G. Ustoychivoye mestnoye razvitiye i upravleniye okruzhayushchey sredoy: opyt strategicheskogo planirovaniya / Dzhuzeppe Ioppolo // Mnogoprofil'nyy institut tsifrovogo izdatel'stva. 2016.-№ 8.

9. Lapushinskaya G.K. Osobennosti osushchestvleniya munitsipal'nogo strategicheskogo planirovaniya // Vestnik tverdogo yazykov. Seriya: ekonomika i upravleniye. 2013. № 20. S. 56-64.

10. Orlyanskaya A.A., Il'yayeva YU.M. Sovershenstvovaniye sistemy strategicheskogo planirovaniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nogo obrazovaniya. Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika. 2015. № 19. S. 108-112.

11. Khrabrov, Ye.A. Sovershenstvovaniye informatsionno-analiticheskogo obespecheniya strategicheskogo planirovaniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy: avtoref. dis. na soisk. uchen.step. kand. ekonom. nauk / Khrabrov Yevgeniy Aleksandrovich. Maykop, 2013. 28 s.

12. Gomboyeva ZH.D., Khaltayeva S.R., K voprosu o strategicheskom planirovanii v munitsipal'nom obrazovanii // Novaya nauka: ot idei k rezul'tatu. 2015. S. 61-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Authors of the publication

1 Yusupova, cand. sci. (ekon)., Deputy head of strategic development Department of the Ministry of economy of the Republic of Tatarstan.

L. Nugumanova, doctor of economic sciences, professor, department of economic law, Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev.

D. Seleznev, a student of Department of Management Institute of management, Economics and Finance, Kazan (Volga region) Federal University.

Дата поступления 14.02.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.