ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 г. Выпуск 4 (23). С. 13-17
УДК 332.82 (571.122)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Т. Н. Бессонова
Обеспечение населения жильем было и остается одной из значимых проблем Российской Федерации. Жилищный сектор является важной составляющей социально-экономического развития. Капиталовложения в строительство и эксплуатацию жилищного комплекса стимулируют развитие всего хозяйства, способствуя его динамике, созданию рабочих мест, повышению уровня и качества жизни населения [1].
Современный этап развития рынка жилья характеризуется повышенным вниманием со стороны Президента и Правительства Российской Федерации.
В настоящее время в стране реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Его основные направления:
1) развитие массового жилищного строительства;
2) государственная поддержка спроса на рынке жилья;
3) повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в Российской Федерации, в конце 2009 г. составляла 22,4 м2. Самая высокая общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - в Чукотском автономном округе (31,5 м2), самая низкая - в Чеченской Республике (10,5 м2) [2].
К субъектам с низкой обеспеченностью жилыми помещениями населения относится и Ханты-Мансийский автономный округ (рис. 1). Несмотря на положительную динамику ввода новых площадей в регионе, вновь построенного жилья недостаточно. Обеспеченность жилыми помещениями населения региона ниже среднего показателя по стране на 17 %.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Годы
Ввод в действие жилых домов (на 1000 чел. населения)
Ш Обеспеченность жильем (кв. м жилой площади на 1 чел.)
Рис. 1. Динамика изменений жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа [2]
В Ханты-Мансийском автономном округе сосредоточено большое количество ветхого и аварийного жилья, что является наследием эпохи форсированного освоения минеральных ресурсов. При повышенном внимании к добыче нефти и газа, обеспечение населения социально-
бытовыми условиями было минимальным. В настоящее время доля аварийного и ветхого жилья в Ханты-Мансийском автономном округе составляет 6,7 % (табл. 1). Также в регионе существует значительное количество помещений, приспособленных для проживания, - так называемых балков. Их жители, являясь заложниками правовой системы, не рассматривающей такие места проживания, долгое время вообще не могли рассчитывать на поддержку государства при решении своих жилищных проблем. В «балочном массиве» региона проживают более 30 тыс. человек. Общее количество нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в Ханты-Мансийском автономном округе в 2010 году составляло 51 159 семей. По данным социологических опросов, 60 % семей региона не удовлетворены жилищными условиями.
Таблица 1. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда в Российской федерации, Уральском федеральном округе, Ханты-Мансийском автономном округе, %
Территория 2003 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г.
Российская Федерация 3,2 3,2 3,2 3,1
Уральский федеральный округ 3,2 3,1 3,2 3,1
Ханты-Мансийский автономный округ 7,8 5,9 6,9 6,7
Составлено:[2]
В сфере региональной жилищной политики насущным представляется решение четырех взаимосвязанных задач:
- увеличение обеспеченности жителей региона общей жилой площадью;
- ликвидация ветхого и аварийного жилья;
- уменьшение числа помещений, приспособленных для проживания;
- сокращение групп населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данные задачи могут быть решены путем повышения предложения жилья и платежеспособного спроса на него со стороны населения, а также модернизации жилищнокоммунального сектора [4].
Одним из направлений повышения предложения жилья является формирование собственного рынка строительных материалов. В настоящее время регион характеризуется зависимостью от импорта в обеспечении строительными материалами. Согласно укрупненным расчетам, в среднем за год предприятия для ввоза в Ханты-Мансийский автономный округ строительных материалов из близлежащих регионов (Свердловская, Омская, Челябинская и Тюменская области) тратят в целом 35-36 млрд. рублей. Главным приоритетом развития строительной индустрии региона является создание новых (модернизации существующих) производств энергоэффективных и экологичных строительных материалов, изделий и конструкций.
В соответствии с мероприятиями региональной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа «Содействие развитию жилищного строительства на 2011-2013 годы и период до 2015 года» предусматривается развитие строительной индустрии по производству строительных материалов. В рамках данной программы для стимулирования инвестиционных проектов в области производства строительных материалов, деталей и конструкций на территории округа предусматривается предоставление субсидий для компенсации части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам [5].
Ханты-Мансийский автономный округ обладает значительными запасами древесины, что позволяет возводить деревянное жилье. Современные технологии обеспечивают возможность строительства качественного деревянного жилья более низкой себестоимости и в более короткие сроки, чем кирпичного. Развитие деревянного домостроения является приоритетным направлением развития лесопромышленного комплекса региона. В настоящее время наблюдается увеличение производства конструкций деревянного домостроения, обусловленное положительной динамикой формирования заказов на данный вид продукции. Ограничением данного направления является отсутствие подготовленных площадок для комплексной застройки жилых домов.
Однако даже после реализации региональной целевой программы обеспеченность жилыми помещениями в регионе будет ниже среднего, чем по стране в целом. В Ханты-Мансийском автономном округе запланирован показатель - 21,3 м на человека. Его повышение возможно за счет привлечения новых инвесторов. В ноябре 2011 г. были подписаны 2 соглашения между Ханты-Мансийским автономным округом и Сбербанком России о финансировании строительства жилья в регионе. Использование новых форм и возможностей финансирования строительства жилых домов позволит приблизить показатели обеспеченности жилыми помещениями населения региона к средним по стране показателям.
Увеличению платежеспособного спроса на строительную продукцию способствуют: повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, развитие ипотечных кредитных и других механизмов приобретения и строительства жилья, обеспечение доступности жилья для социально незащищенных категорий граждан и т. д.
В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе реализуется региональная целевая программа «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» с объемом финансирования 67 542 708,3 тыс. рублей.
В рамках данной программы осуществляется государственная поддержка в решении жилищной проблемы следующих категорий населения: молодых семей; семей из числа коренных малочисленных народов Севера; инвалидов и пенсионеров; работников государственных учреждений региона; лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма; граждан, проживающих в помещениях, расположенных в строениях, не относящихся к жилым помещениям; граждан, пострадавших от действия (бездействия) застройщиков на территории региона.
Программа предполагает следующие механизмы оказания помощи в приобретении жилья:
- предоставление субсидий, ипотечного жилищного кредита или займа;
- компенсация части процентной ставки ипотечных кредитов;
- предоставление средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных кредитов или займов;
- компенсация части процентной ставки при заключении кредитных договоров (договоров займа) на получение целевых денежных средств для завершения строительства жилого помещения в многоквартирном доме;
- компенсация части стоимости объекта договора участия в долевом строительстве.
В рамках данной программы предполагается предоставление мер государственной поддержки для улучшения жилищных условий 39 194 семьям.
Одним из направлений решений жилищных проблем, не включенных на данном этапе в региональные целевые программы, может стать строительство доходных домов. Такой опыт уже имеется в субъектах Российской Федерации. Доходные дома построены в Москве, Новосибирске, Кемерово, Новокузнецке и других городах. В настоящее время такая форма аренды жилья широко используется в Европе и США. Наиболее проблемным вопросом при строительстве доходных домов считается большой срок окупаемости такого жилья - по разным оценкам, в сегменте эконом-класса он может растянуться от 10 до 18 лет. Но сдача жилья в наем может стать действенным способом решения жилищных проблем молодых семей, специалистов, переезжающих на новое место работы в другие регионы, в случае расселения аварийного жилья [6].
В регионе, где крупные инвестиции в строительство жилых домов осуществляются за счет регионального бюджета, данный механизм может оказаться наиболее востребованным.
Высокая доля ветхого жилья, неудовлетворительное качество обслуживания жилья и предоставляемых коммунальных услуг порождают социальную напряженность в регионе.
Модернизация жилищно-коммунального сектора может быть осуществлена за счет создания эффективной системы мониторинга и контроля за использованием средств в ЖКХ, снижения издержек производителей услуг при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, развития конкурентной среды путем введения конкурсного обслуживания и управления жилищным фондом, усиления дифференциации оплаты жилья и коммунальных
услуг в зависимости от благоустройства дома и комфортности проживания, увязки тарифов на жилищно-коммунальные услуги с доходами жителей региона и других мер [4].
В Ханты-Мансийском автономном округе реализуются несколько региональных целевых программ, направленных на повышение эффективности функционирования жилищнокоммунального хозяйства. Одна из них - «Модернизация и реформирование жилищнокоммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы». Данная программа направлена на снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, проведение их модернизации путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, обеспечение коммунальной инфраструктурой территорий, предназначенных для комплексного освоения и развития застроенных территорий в целях жилищного строительства [5].
Региональная целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Наш дом» на 2011-2013 гг. направлена на стимулирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов на условиях софинансирования из бюджетов разных уровней и собственников помещений. В условиях, когда 17 % населения проживают в многоквартирных домах, имеющих физический износ от 31 до 65 %, данная программа представляется более чем актуальной. Целью региональной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2013 годы является обеспечение населения чистой питьевой водой и защита природной среды от попадания в нее загрязняющих веществ. Данные программы направлены на модернизацию наиболее важных составляющих жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время все субъекты Российской Федерации озабочены решением жилищной проблемы. Амбициозные задачи поставлены и Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Н. В. Комаровой - доведение объемов строительства жилых домов до более 1 млн. м2 в год (табл. 2). Решение жилищной проблемы является абсолютным приоритетом социально-экономического развития региона. К 2015 г. планируется уменьшить удельный вес ветхого и аварийного жилья до 4,3 %. Чтобы переселить все население из данной категории домов требуется не менее 100 млрд. рублей, что сопоставимо с годовым региональным бюджетом. Поэтому решить данную проблему без федеральной помощи практически невозможно [3]. В соответствии с региональной целевой программой жители помещений, приспособленных для проживания (балков), начинают получать помощь в приобретении жилья. В настоящее время большая часть дополнительных доходов регионального бюджета направляется на улучшение жилищных условий населения.
Таблица 2. Ориентиры жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа [5]
№ п/п Показатель Факт Ориентиры
2009 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
1. Объем ввода жилья, тыс. кв. м 827,2 950 1200 1300 1350 1400
2. Снос ветхого и аварийного жилья, тыс. кв. м 85,5 31,7 63,8 82,1 115,9 146,8
3. Снос помещений, приспособленных для проживания (балков), шт. 0 100 205 275 380 440
4. Уровень обеспеченности населения жильем, кв. м/чел. 18,5 19,1 19,6 20,2 20,7 21,3
5. Удельный вес ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда автономного округа, % 6,7 6,2 5,8 5,3 4,8 4,3
6. Сокращение числа временных строений, приспособленных для проживания (балков), шт. 10 030 9 930 9 725 9 450 9 070 8 630
Решение жилищной проблемы населения является важной составляющей повышения качества жизни населения. Необходимо предоставить людям возможности приобретения или аренды жилья на доступных условиях. Важно не просто обеспечить население квадратными метрами, но и повышать качество жилищного хозяйства, улучшать среду проживания человека. Ближайшее десятилетие может явиться тем самым периодом, когда наконец-то в стране будет решена жилищная проблема.
Литература
1. Выбор стратегических приоритетов регионального развития: новые теоретико-методические подходы [Текст] / Под общ. ред. В. В. Окрепилова. - СПб. : Наука, 2008. - 240 с.
2. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2007 [Текст] // Стат. сб. // Росстат. - М., 2007. - 357 с.
3. Нейман, А. Балок - югорский термин [Текст] / А. Нейман // Новости Югры. - № 156 (18386) от 8 октября 2011. - С. 3.
4. Региональная стратегия экономического роста - 2015 [Текст] / Отв. ред. В. А. Ильин // Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН. - М. : Наука, 2007. - 244 с.
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.admhmao.ru/economic/index.htm
6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://top.rbc.ru/economics/22/07/2011/606968.shtml