Научная статья на тему 'Стратегические направления развития УМО по образованию в области менеджмента'

Стратегические направления развития УМО по образованию в области менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА / КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышкова Марина Борисовна

рассматриваются перспективные направления деятельности методического объединения вузов, осуществляющих подготовку студентов в области менеджмента. К числу первоочередных задач относится планирование деятельности, сертификация выпускников и анализ профессиональных стандартов для управленцев. Обсуждается проблема оценивания компетенций и нечетких навыков, а также проблема сравнительных исследований качества результатов образования на основ современного математического аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития УМО по образованию в области менеджмента»

Необходимо подчеркнуть и тот факт, что оценивание результатов освоения программы затрудняется ещё и тем, что сформулированные в результате освоения базовых дисциплин циклов в понятиях «знать», «уметь», «владеть» зачастую не полно отражают существующие компетенции базовой части. Кроме того, трудоемкость базовых частей, прописанная в ФГОСах, не всегда достаточна для формирования указанных в них компетенций.

Решение этой проблемы возможно только при непосредственной регламентации процедур оценивания на федеральном уровне, причем, в самые кратчайшие сроки, дабы избежать неоднозначности на момент присвоения квалификации.

Хотелось бы надеяться, что основной задачей органов управления системой образования на федеральном уровне в краткосрочном периоде будет не систематический и изнуряющий контроль исполнения вузами зачастую ничем не регламентируемых и не обеспеченных Минобрнауки требований, а помощь вузам в достойном прохождении непростого этапа в развитии отечественного образования.

Реформы несомненно необходимы. Учить так, как это было раньше нельзя, но нельзя и отвергать накопленный опыт. Должен быть некий симбиоз в подготовке обучающихся, основанный на базе знаний и компетенций, при этом необходима и некая свобода, позволяющая вузам это делать. Властным структурам необходимо обеспечить заинтересованность преподавателей в их работе, создать условия, позволяющие обеспечить связь прикладной науки с производством, отсутствие которой не позволит вузу реализовать свой потенциал.

Переход от массового выпуска универсальных специалистов к выпуску профессионалов, ориентированных на инновационное развитие отдельных отраслей в рамках конкретного региона возможен лишь при непосредственном участии предприятий в образовательном процессе - от этапа формирования содержательной части образовательной программы и учебного плана до этапа трудоустройства выпускника [З].

Литература

1. Звонников В. И. О переходе на новые стандарты и уровневую систему образования // Вестник университета. 2GlG. № З, с.З1-З6.

2. Белоножко М.Л., Белоножко Л.Н. Проблемы адаптации выпускника вуза на рынке труда // Молодежь в инновационном обществе - Екатеринбург: УрФУ, 2Gl2. -С.ЗЗ-З7.

3. Силин А.Н. Менеджер - это прежде всего первоклассный профессионал // Высшее образование сегодня. 2GlG. № 2, с.52-5З.

М.Б. Челышкова

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УМО ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

STRATEGIC DIRECTIONS OF METHODICAL ASSOCIATION OF EDUCATION IN MANAGEMENT DEVELOPMENT

Аннотация: рассматриваются перспективные направления деятельности методического объединения вузов, осуществляющих подготовку студентов в области менеджмента. К числу первоочередных задач относится планирование деятельности, сертификация выпускников и анализ профессиональных стандартов для управленцев.

© М.Б. Челышкова, 2GB

Обсуждается проблема оценивания компетенций и нечетких навыков, а также проблема сравнительных исследований качества результатов образования на основе современного математического аппарата.

Abstract: perspective lines of Methodical Association activity for high schools which are carrying out students training in the field of management are considered. Activity planning, certification of graduates and the analysis of Professional Standards for managers are the number of priorities. The problem of competencies and softskills assessment and also the problem of comparative researches of educational quality on the basis of modern mathematical methods are discussed.

Ключевые слова: стратегический план, компетенции менеджера, качество результатов образования, профессиональные стандарты, нечеткие навыки, рейтинг вузов, моделирование структурными уравнениями.

Keywords: strategic plan, manager's competence, quality of educational achievements, professional standards, softskills, rating of high schools, modeling by the structural equations.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в очень краткой, но емкой фразе задает основные направления деятельности учебно-методических объединений в системе высшего образования. В соответствии с Законом УМО должны участвовать в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий вузов, а также всячески содействовать обеспечению качества и развитию содержания образования. Эти направления деятельности задают траекторию развития деятельности УМО по образованию в области менеджмента, расширяя традиционные функции и переводя их в более общее поле деятельности, выходящее за привычные рамки методической работы и связанное с проблемами повышения качества результатов управленческого образования.

Необходимость переосмысления деятельности УМО по образованию в области менеджмента привела к разработке стратегического плана его развития, обсужденного весной этого года на заседании Президиума Совета УМО в Москве. В основу разработки стратегического плана был положен ряд вопросов: Как перестроить деятельность и структуру УМО в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"? В чем текущие проблемы в формировании компетенций менеджеров? Как оценить прирост качества результатов образования, в частности, прирост компетентности? За счет каких источников и механизмов достичь реализации цели? Как внедрить общественно-профессиональный контроль качества образования? Каким образом усилить кооперацию вузов УМО для повышения качества подготовки выпускников вузов по направлениям управленческого образования? Как выявить и оценить позитивный опыт вузов России в сфере подготовки управленцев, и какие механизмы необходимы для передачи позитивного опыта?

На фоне этих крупных проблем возникает ряд более мелких, но не менее важных вопросов. Необходимо выявить потенциальные источники повышения качества подготовки менеджеров, определить ряд первоочередных инноваций в обучении и контроле в рамках компетентностного подхода, разработать подходы к использованию новых дистанционных технологий в целях оказания методической поддержки деятельности вузов УМО, наметить оптимальные пути развития связей с работодателями, определить тематику семинаров и вебинаров для повышения квалификации и содействия росту профессионализма профессорско-преподавательских кадров вузов УМО.

В качестве поддерживающих инструментов и механизмов реализации стратегического плана развития УМО по образованию в области менеджмента

рассматривается усиление планирования деятельности УМО, развитие деятельности по стандартизации и сертификации [3]. Решению задач планирования при внедрении компетентностного подхода в практику учебной деятельности способствует работа по анализу профессиональных стандартов, проводящаяся в УМО по различным профилям подготовки менеджеров и предназначенная для установления сопряжения между требованиями ФГОС и требованиями профессиональных стандартов. Ее выполнение позволит определить, какие компетенции управленцев наиболее востребованы на рынке труда и перевести профессиональные компетенции, сформулированные во ФГОС, в практическую плоскость должностных обязанностей и трудовых функций. В дальнейшем эта информация послужит для совершенствования требований ФГОС и повышения их согласованности с профессиональными стандартами.

В наши дни многие управленцы и специалисты в сфере оценки качества образования придают оценочным процессам и их результатам очень большое значение, поскольку видят в них реальную платформу для сопряжения потребностей бизнеса и возможностей профессионального образования. Основываясь на оценках уровня освоения компетенций, конкретизированных на языке требований профессиональных стандартов, преподаватели могут выявить недостатки в подготовке студентов и совершенствовать учебный процесс, а сами студенты - понять уровень требований работодателей и адаптироваться применительно к запросам рынка труда до окончания учебного заведения. Эти оценочные процедуры должны постепенно переходить в плоскость системы сертификации квалификаций выпускников вузов по мере продвижения студентов к окончанию вуза, способствуя повышению их профессионализма в направлениях, заданных потребностями рынка труда.

Развитие оценочных процедур необходимо вести на профессиональном уровне, опираясь на современный аппарат теории педагогических измерений [1, с. 47-55]. Подобная необходимость вызвана трудностями оценивания уровня освоения компетенций в силу их мета-латентного, междисциплинарного характера и отсроченного проявления после окончания обучения в процессе профессиональной деятельности. Последнее обстоятельство приводит к тому, что можно лишь прогнозировать уровень освоения компетенций студентом, оценивая их в процессе обучения.

Не меньшие трудности вызывают попытки оценивания, так называемых, «БОЙвЫШ», которые пока не имеют адекватного русскоязычного аналога. Дословный перевод «нечеткие навыки» не вполне точно отражает суть этого термина, но зато со всей определенностью указывает на предстоящие трудности с их формированием у студентов и с попытками измерения. Нечеткие навыки во многом описываются универсальными компетенциями, однако, не в полной мере [2, с. 21-25]. Кроме того, сейчас их принято выделять в самостоятельную группу в силу важности освоения для эффективной работы менеджера, поскольку в их состав входят навыки успешного общения и взаимодействия с другими сотрудниками для решения совместных задач и умения организовывать свою собственную работу. В частности, в состав нечетких навыков включают:

• способность к самоорганизации;

• наличие склонности к аналитическому мышлению;

• способность обеспечивать надежность выполнения поручений;

• навыки командной работы;

• навыки деловых и корпоративных коммуникаций;

• наличие «профессионального чутья».

Среди перечисленных навыков, необходимых для хорошего управленца, труднее всего оценить «профессиональное чутье», однако, именно оно позволяет максимально быстро понять ситуацию, выявить все взаимосвязи между ее компонентами и принять правильное управленческое решение, которое основано не только на реальной информации, но и на интуиции. Способность к принятию решений на основе интуиции,

подсознательного восприятия ситуации в управлении и, нередко, неосознанного, опыта очень важна для менеджера, но, к сожалению, пока толком никто не знает ни как оценивать способность к интуиции, ни как ее формировать.

Для реализации оценочных процессов на профессиональном уровне с помощью теории педагогических измерений необходимы качественные измерители, поэтому в УМО начата работа по созданию общевузовского банка заданий для различных измерителей, которые в дальнейшем предполагается сертифицировать и оценить степень согласованности с требованиями профессиональных стандартов путем привлечения в качестве экспертов представителей рынка труда. В целом, работа по расширению практики привлечения работодателей к развитию механизмов общественного и профессионально-общественного контроля качества управленческого образования является одним из важнейших стратегических направлений деятельности УМО, создающим реальные механизмы для прироста качества подготовки управленцев. Поэтому в деятельности УМО особое место должна занять разработка методического обеспечения общественно-профессиональной и общественной аккредитации

Обмен позитивным опытом между вузами УМО и кооперация их усилий по совершенствованию качества управленческого образования будет способствовать внедрению инновационного методического обеспечения для обучения и контроля при формировании компетенций. Обмен опытом планируется осуществлять путем внедрения новых дистанционные технологии, в частности, с помощью вебинаров, в целях содействия росту профессионализма ППС вузов УМО. Для выявления позитивного опыта планируется проведение сравнительных исследований качества результатов образования по направлению «Менеджмент» среди вузов УМО (на добровольной основе) с последующим построением рейтинга вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Менеджмент».

Хотя многие, даже хорошо работающие вузы, относятся скептически к идее построения рейтинга, мировая практика показывает его значительное стимулирующее влияние на развитие учебных заведений. Однако, действительно, далеко не всегда, по результатам рейтинга делаются правильные выводы, поскольку обоснованная интерпретация результатов рейтинга возможна только внутри однородных групп сравнения. Справедливой оценке места вуза среди других по совокупности показателей эффективности его деятельности способствует проведение мониторинга процесса внедрения компетентностного подхода в вузах УМО, анализ данных которого необходимо вести на основе аппарата моделирования структурными уравнениями.

Моделирование структурными уравнениями (SEМ) использует различные виды математических моделей для описания взаимосвязей между наблюдаемыми переменными. При анализе данных мониторинга с помощью SEМ можно провести проверку теоретической модели, которая построена в мониторинге и содержит гипотезы о том, как наборы переменных определяют логические структуры и как эти логические структуры связаны друг с другом. В SEМ широко применяется конфирматорный факторный анализ, который позволяет проверять частные гипотезы о факторной структуре для множества переменных в одной или нескольких выборках. В целом, SEМ имеет множество различных приложений и методов, включая регрессионные модели, модели путевого анализа, модели многофакторного анализа, многоуровневые модели, смешанные модели, многомерные модели, латентные криволинейные модели прироста результатов обучения и динамические модели анализа качества образования, применение которых позволяет проводить обоснованную интерпретацию результатов мониторинга, выделять вузы в однородные группы сравнения по множеству признаков и выстраивать достоверные рейтинги аккредитованных в рамках общественной и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ вузов УМО.

Несомненно, что значительное место в деятельности УМО должно быть отведено проблемам повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров как в

очном режиме, так и с использованием дистанционных технологий. К числу первоочередных программ повышения квалификации можно отнести вопросы разработки основных образовательных программ для прикладного бакалавриата по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Необходим вебинар на тему: «Переосмысление образования в области менеджмента в XXI веке», семинары по передовым практикам преподавания. В дальнейшем предполагается формирование централизованного банка передовых практик обучения, доступ к которому будет организован на основе определенного механизма [3, с. 286-390].

Создание web-портала на базе сайта УМО, обеспечивающего необходимую функциональность для пользователей системы, позволит создать распределенную экспертную сеть специалистов в области менеджмента и преподавания управленческих дисциплин, обращение к которой значительно облегчит проведение конкурсов и олимпиад среди студентов. Построение системы оценки пользователей (наподобие сетей p2p), отражающих качество выкладываемых материалов (например, востребованность), позволит повысить активность членов УМО и развить систему коммуникационного взаимодействия между ними. В целом, реализация этих новшеств будет способствовать эффективному функционированию информационной системы и повышению координации методической деятельности вузов УМО.

Литература

1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации: компетентностный подход. Изд. 2-е, перераб. и допол. - М.: Логос, 2012 г. 280 с.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка компетентности менеджеров // Высшее образование сегодня. 2013. № 4.

3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Управленческое образование и качество в контексте инноваций. Сборник статей 1-й Международной научно-практической конференции. - Ростов на Дону: Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен: ООО «Мини Тайп», 2012 г.

О. В. Давыдова

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД MODERN TEXTBOOK FOR UNIVERSITIES: COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация: в статье рассматривается проблема отражения новых требований к содержанию и методическому аппарату учебной литературы для вузов, предъявляемых ФГОС ВО. Переход на уровневую подготовку требует создавать учебники и учебные пособия на основе дифференциации степени формирования компетенций для бакалавров, магистров, аспирантов. Рассматриваются различные принципы изложения учебного материала. Методическое обеспечение учебника должно способствовать активному формированию компетенций путем включения в него кейсов, практико-ориентированных заданий, тестов.

Ключевые слова: компетентностный подход к образованию, уровневое образование, вузовский учебник.

© О.В. Давыдова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.