УДК 657.7 ББК 65.00
А. А. Рохлин
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК
A. A. Rokhlin
STRATEGIC DIRECTIONS OF MULTIMODAL TRANSPORTATION DEVELOPMENT
В настоящее время на транспортно-логистическом рынке Российской Федерации доля логистических операторов, предоставляющих комплексный логистический сервис, крайне мала.
К одной из основных проблем следует отнести так называемую разрозненность логистических процессов. В связи с ростом внешнеторгового оборота, а также развитием смешанных перевозок в рамках международных транспортных коридоров, необходима выработка инновационных направлений развития деятельности логистических операторов и участников перевозочного процесса. Предлагаются стратегические направления развития смешанных перевозок, ориентированные на интеграцию логистических процессов посредством применения инновационных логистических информационных систем.
Ключевые слова: смешанные перевозки, логистический процесс, стратегическое управление, логистические системы, информационные системы, логистический центр.
At the present time there is a lack of logistic operators, which provide integrated logistical service on the supply chain market of Russian Federation. The inconsistency of logistic processes in Russia should be considered as one of the main problems in that sphere. The rise of external turnover and multimodal transportation processes development needs to be provided by innovative ways of logistic operators and other participants of the transportation process. The strategic directions of multimodal transportation development are offered; they are aimed at integration of logistic processes by using the innovative logistic information systems.
Key words: multimodal transportation, logistic process, strategic management, logistic systems, information systems, logistics center.
В связи с развитием процессов глобализации применение интегрированного подхода в логистике приобретает все большую актуальность. Внедрение концепций интегрированной логистики в работу логистических организаций способствует повышению эффективности логистической цепи поставок в целом.
Смешанные перевозки являются наиболее эффективным и экономичным способом транспортировки, т. к. возможно рациональное взаимодействие нескольких видов транспорта c учетом их технико-экономических показателей. При организации данного вида перевозок в процесс транспортировки может быть вовлечено более двух транспортных средств различных типов. К основным участниками смешанных перевозок следует отнести операторов смешанной перевозки, транспортные компании, таможенных посредников, стивидорные компании. Особую роль в перевозочном процессе играют логистические центры, представляющие собой предприятия, осуществляющие координирование работы участников перевозочного процесса, а также управление материальными, финансовыми и информационными потоками. Основной целью функционирования логистических центров является минимизация логистических издержек, оптимизация перевозочного процесса, увеличение объемов грузоперевозок, а также их рациональная переработка на основных маршрутах международных транспортных коридоров (МТК).
Особенностью функционирования логистических центров является высокая концентрация данных инфраструктурных объектов в территориальных зонах особого назначения. К таким зонам следует отнести приграничные регионы и регионы, входящие в состав основных маршрутов МТК. Организация работы логистических центров должна быть ориентирована на расширение сферы функционального обслуживания транзитных, импортных и экспортных грузопотоков за территориальные рамки регионов. За счет интегрированного построения эффективной логистической системы, а также посредством локализации логистических центров в зонах особого назначения возможно повышение значимости данных логистических структур в транспортнологистической системе.
Посредством удовлетворения конечного потребителя, а именно доставкой товара точно в срок в рамках смешанного сообщения, происходит кооперация всех участников перевозочного процесса, а также информационных систем, способствующих оптимизации логистических издержек. Общее информационное пространство, создаваемое в рамках цепи поставок, дает возможность производить обмен информацией и ресурсами между различными предприятиями, участвующими в процессе доставки товара. Применение принципов интегрированной логистики способствует повышению суммарной эффективности цепи поставок за счет снижения общих логистических издержек.
В целях повышения конкурентоспособности транзитного потенциала Российской Федерации в долгосрочной перспективе, а также организации эффективной смешанной перевозки грузов, включающей в себя рациональное распределение технологических и информационных ресурсов, необходимо рассмотреть более подробно стратегические направления развития смешанных перевозок.
В соответствии с результатами исследования, проведенного на предприятии <Frohlich and Westbrook», можно утверждать, что с увеличением интеграционных процессов в процессе организации цепей поставок происходит значительное сокращение логистических издержек каждого участника. Сущность логистической концепции интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики как синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения определенных целей [1, с. 689].
Применение данной концепции при организации смешанных грузовых перевозок является эффективной мерой, ориентированной на обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного продвижения материального потока от отправителя к получателю. Посредством формирования интегрированной непрерывной цепи поставки товаров, помимо оптимизации логистических издержек, происходит повышение уровня качества логистического сервиса, предоставляемого оператором смешанных перевозок.
Интеграция всех участников смешанной перевозки, а именно транспортных компаний, стивидорных компаний, складских хозяйств и терминалов, таможенных представителей, страховых компаний, позволяет обеспечивать взаимосвязь и согласование их логистической деятельности в форме единой сквозной функции до момента получения груза конечным получателем. На рис. 1 проиллюстрирован порядок межфирменного взаимодействия в условиях концепции интегрированной логистики в рамках смешанного грузового сообщения.
Рис. 1. Порядок интеграционного межфирменного взаимодействия в рамках смешанного грузового сообщения
Таким образом, применение подхода интегрированной логистики в смешанных перевозках заключается в следующих принципах:
- обеспечение максимально возможной кооперации предприятий в рамках одной цепи поставок в целях удовлетворения конечного потребителя;
- развитие цепей поставок заключается в интеграции с цепями поставок других предприятий-посредников (перевозчики, стивидорные компании, склады и терминальные комплексы);
- согласованность и кооперация участников перевозочного процесса должна осуществляться на всех этапах продвижения материального потока по основным маршрутам перевозки посредством инновационных логистических информационных систем;
- интеграционные процессы в рамках смешанного сообщения должны охватывать такие логистические процессы, как управление и координация материального потока, а также информационного и финансового потоков.
Одним из основных инструментов, обеспечивающих эффективную интеграцию перевозочного процесса, является создание общей единой информационной системы, а также интегрированной системы управления перевозками. Например, при помощи общей информационной базы данных оператор смешанной перевозки получает информацию о возможности скорого предоставления железнодорожных вагонов на любом этапе перевозочного процесса за счет информационных систем, охватывающих транспортные компании, взаимодействующие как между собой, так и с оператором смешанной перевозки. За счет этой информационной кооперации совместно с увеличением суммарной эффективности цепи поставок происходит повышение прибыли каждого из участников интеграционного процесса.
В настоящее время на рынке логистических услуг имеет место тенденция к замене конфликтных и сопернических межфирменных отношений согласованными. Представленные в табл. 1 рекомендации Д. Уотерса являются ключевыми в процессе внедрения концепции межфирменной интегрированной логистики. Данные рекомендации представлены в виде сопоставления конфликтной политики компаний с подходом, основанным на кооперации и сотрудничестве.
Таблица 1
Корректировка в поведении предприятий для внедрения концепции межфирменной интегрированной логистики [2, с. 298]
Фактор Конфликтный подход Подход интегрированной логистики
Прибыли Получение прибыли предприятием в ущерб прибыли другой стороны Все получают прибыль
Взаимоотношения Одна из сторон доминирует Равное партнерство
Доверие Небольшое Значительное
Коммуникации Ограниченные и формальные Всесторонние и открытые
Информация Ограниченная Активный обмен информацией
Контроль Интенсивный Делегирование полномочий и наделение ответственностью
Качество Высказывание претензий Совместное решение возникающих проблем
Сфокусированность На собственных операциях На конечного потребителя
В связи со специфическими особенностями смешанных перевозок применение принципов интегрированной логистики позволяет совершенствовать перевозочный процесс за счет рационального использования ресурсов взаимодействующих организаций, планирования перевозочного процесса, согласованности действий участников цепи поставок, оперативного реагирования на изменяющиеся условия перевозки.
Таким образом, в целях реализации концепций интегрированной логистики, необходимым является определение стратегического направления развития смешанных перевозок, которое должно осуществляться в соответствии с их организационными и инфраструктурными особенностями при помощи стратегического менеджмента с учетом долгосрочной перспективы. Понятие «логистическая стратегия» подразумевает совершение действий, связанных с составлением планов, и формирование культуры бизнеса с учетом особенностей макросреды, ориентированных на долгосрочную перспективу. Под меняющейся средой в рамках стратегического менеджмента следует рассматривать внешнюю среду (макросреду), являющуюся, в свою очередь, совокупностью обстоятельств и условий, в которых функционирует организация.
Необходимо отметить, что при определении стратегических направлений развития смешанных перевозок следует учитывать совокупность показателей внешней среды. В целях упорядоченного анализа макросреды, как правило, применяется методология PESTEL, в которой макросреда подразделяется на шесть факторов, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Ключевые сегменты внешней среды смешанных перевозок
Ключевые сегменты Характеристика
Экономический сегмент Уровень инфляции. Уровень цен на топливо. Динамика развития рынка транспортно-логистических услуг. Рост транспортных тарифов. Изменения цен на услуги транспортно-логистического сервиса и т. п.
Социальный сегмент Темп роста населения. Региональная демографическая обстановка. Численность работоспособного населения и т. п.
Правовой сегмент Транспортное регулирование. Таможенное регулирование. Принципы налогообложения и т. п.
Технологический сегмент Развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Развитие таможенной инфраструктуры. Информационное обеспечение логистических процессов и т. п.
Экологический сегмент Региональная природно-климатическая обстановка.
Политический сегмент Изменения внешнеторговой политики.
Экономический фактор представляет собой обобщенный набор экономических условий, в котором происходит функционирование отраслей. Экономический сегмент макросреды смешанных перевозок включает в себя все ключевые экономические изменения, которые в той или иной степени воздействуют на эффективность цепи поставок.
К основным социальным факторам внешней логистической среды следует отнести региональную демографическую обстановку, численность работоспособного населения, оказывающие влияние на региональное развитие зон особого назначения, а также развитие транспортнологистической системы в целом.
Характерным признаком политического и правового сегментов являются непостоянность и нестабильность как внешнеторговой политики государства, так и нормативно-правого регулирования в различных сферах. Правовой сегмент включает в себя регулирующие и правовые институты, нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления внешнеторговых операций, а также порядок перемещения товаров в смешанном грузовом сообщении. Данный фактор имеет особую значимость в связи с тем, что изменения в сфере транспортного регулирования, а также изменения в таможенном законодательстве существенно влияют на характер деятельности организаций, оказывающих транспортно-логистические услуги во внешнеторговой сфере.
Технологические изменения логистической макросреды характеризуются применением инновационных информационных систем и технических устройств поддержки логистического процесса, кроме того, данный сегмент охватывает изменения производственно-технической базы транспортно-логистической инфраструктуры.
Экологический сегмент является немаловажным, т. к. включает в себя региональные природно-климатические особенности, которые имеют особое значение при построении цепи поставок, например при определении видов транспорта для перевозки грузов в определенных регионах.
Представленные выше факторы являются ключевыми при выработке логистических стратегий, т. к. в зависимости от состояния внешней среды одни факторы способствуют совершенствованию цепи поставок, другие могут представлять существенную угрозу с точки зрения эффективности логистической системы. Важным является тот факт, что рассмотренные сегменты постоянно изменяются и для выбора соответствующей стратегии необходимо учесть все ключевые факторы в совокупности.
В теории стратегического управления определено три уровня стратегий:
- корпоративная стратегия (долгосрочная деятельность организации на всех ее рынках и во всех географических зонах);
- бизнес-стратегия (направления и методы успешной конкуренции на отдельных рынках);
- операционная стратегия (определенные направления реализации корпоративных и бизнес-стратегий).
Стратегии верхнего уровня определяют основные цели и направления дальнейшего развития цепи поставок, однако стратегии низшего уровня, а именно операционные стратегии, определяют характер реализации стратегий наивысшего уровня.
Необходимо отметить, что определение какой-либо стратегии связано с принятием взаимосвязанных решений, охватывающих все уровни стратегического управления.
В целях реализации концепций интегрированной логистики необходима интеграция стратегической и оперативной логистики, с учетом целей и общих издержек фокусной компании цепи поставок. При организации смешанных перевозок фокусной компанией является логистический оператор (оператор смешанных перевозок грузов). В связи с этим сервис доставки товаров рассматривается не как требование от логистической системы, а как стратегический инструмент, который определяется конкуренцией.
Одной из важнейших функций стратегии компаний является конкурентное преимущество организации. Конкурентное преимущество заключается в способности одной или нескольких организаций на рынке длительное время получать прибыль, превышающую прибыль других участников рынка. Это означает, что при организации смешанных перевозок конкурентное преимущество получает та фокусная компания, которая оперативно реагирует на изменения макросреды, имеет устойчивые позиции на рынке транспортно-логистических услуг и предоставляет логистический сервис высокого качества с минимальными логистическими издержками. Компания, обладающая конкурентными преимуществами, располагает соответствующими ресурсами, которые позволяют ей создавать эффективную цепь поставок, состоящую из потребителей логистических услуг, логистических посредников (перевозчики, склады различного типа), институциональных контрагентов (таможенные органы, транспортная инспекция) и др.
По мнению многих авторов, конкурентное преимущество получают те логистические компании, которые способны оперативно реагировать на изменения макросреды, в том числе прогнозировать, адаптировать и планировать свои действия в связи с ее изменениями. Осуществление данных действий возможно при помощи маркетинга, а также применения информационных логистических систем и информационных технологий.
Бизнес-стратегия представляет собой стратегический план развития отдельной бизнес-сферы компании. К основным бизнес-стратегиям следует отнести:
- стратегии фокусной дифференциации;
- гибридные стратегии;
- стратегии сотрудничества;
- стратегии активного использования инноваций;
- глобальные стратегии и т. п.
В настоящее время одним из актуальных направлений развития стратегического управления является применение стратегий сотрудничества. Основа стратегического управления заключается в стратегическом сотрудничестве в форме объединений ресурсов и возможностей со стратегическими союзниками в целях удовлетворения потребностей конечных потребителей.
В рамках рассматриваемой стратегии обеспечивается взаимовыгодное сотрудничество, а также разделение целевого сегмента рынка с предполагаемыми конкурентами. За счет общих усилий и ресурсов достигается максимальное удовлетворение конечных потребителей услуг и товаров.
В целях развития глобальных бизнес-процессов стратегия сотрудничества позволяет даже самым крупным компаниям в финансовом и технологическом отношении взаимодействовать с менее крупными организациями.
Стратегическое сотрудничество в цепях поставок обеспечивает высокую эффективность и оперативность доставки товаров и услуг от производителя получателю посредством использования общих ресурсов. Реализация данной стратегии выражается в стратегическом сотрудничестве компаний, являющихся звеньями цепей поставок. В свою очередь, стратегический союз является соглашением о сотрудничестве, выходящим за рамки обычных договоров о сотрудничестве между компаниями, но не предполагающим полноценного слияния предприятий. Основной принцип стратегического союза заключается в разделении труда, обязанностей и полномочий между компаниями-партнерами.
К преимуществам стратегических союзов следует отнести следующие:
- быстрое проникновение на новые рынки;
- оперативный доступ к информации за счет информационного сотрудничества;
- получение новых возможностей в связи с объединением участников стратегического союза и т. д.
Создание стратегического союза в рамках компании-оператора смешанных перевозок грузов, основной деятельностью которой является организация перевозки товаров точно в срок, заключается в реализации альянсов с поставщиками и посредниками транспортнологистических услуг.
При планировании перевозки логистические операторы, в связи с отсутствием необходимых ресурсов и технологических возможностей, имеют право передавать на аутсорсинг сторонним организациям некоторые виды логистических услуг. К таким услугам относятся перевозка определенным видом транспорта, складирование, страхование грузов, услуги таможенного представителя, сопровождение грузов.
Аутсорсинг представляет собой форму ведения бизнеса, в соответствии с которой происходит передача некоторых обязанностей и ресурсов аутсорсинговым компаниям. Организация смешанной перевозки на первый взгляд - лишь один из видов логистической деятельности. Однако, в связи с глобализацией бизнеса, ростом требований конечных потребителей к доставке товаров «точно в срок», изменениями рынка транспортно-логистических услуг, транспортировка в смешанном грузовом сообщении в настоящее время является сложным логистическим процессом, требующим отдельного внимания и выработки отдельных стратегий управления логистической системой.
Цепь поставок, где фокусной компанией является оператор смешанных перевозок грузов, состоит из множества звеньев, каждое из которых несет определенную ответственность за своевременную доставку товара и качество оказываемых логистических услуг. В связи с этим обстоятельством бесперебойность продвижения материального потока зависит от порядка взаимодействия логистического оператора и поставщиков логистических услуг. Как было отмечено ранее, процесс организации и координирования доставки внешнеторговых грузов состоит из множества логистических операций, выполнение которых в большинстве случаев осуществляют транспортно-логистические посредники.
В соответствии с требованиями конечных потребителей (доставка товаров «точно в срок») необходимо достижение максимально возможной оптимизации логистических операций. Таким образом, определение числа компаний-поставщиков логистических услуг, сотрудничающих с фокусной компанией, - важное условие в процессе планирования деятельности оператора смешанной перевозки.
Основными критериями выбора поставщиков транспортно-логистических услуг являются:
- качество оказываемых услуг;
- надежность компании;
- стоимость предоставляемых услуг;
- репутация организации на рынке.
Следует отметить, что набор критериев для каждого из поставщиков может изменяться в зависимости от сферы деятельности каждого из посредников.
Ключевыми подходами при выборе поставщиков услуг являются аналитический и экспертный.
Аналитическому подходу свойственно применение математических формул, включающих параметры, которые определяют выбор того или иного поставщика логистических услуг. Экспертный подход реализуется посредством анализа оценок параметров, данных экспертами, которые характеризуют логистического посредника.
После выбора поставщиков необходимо определить количество компаний, которые будут взаимодействовать с логистическим оператором. На данном этапе планирования деятельности компании необходима реализация стратегии стратегического сотрудничества, основанная на принципах интегрированной логистики. Например, при выборе группы перевозчиков необходимо создать благоприятные условия для их кооперации. В соответствии с принципами стратегического сотрудничества каждый из перевозчиков может вести свою предпринимательскую деятельность, однако при работе с оператором смешанной перевозки они должны взаимодействовать между собой при помощи общих информационных систем и не рассматривать друг друга как потенциальных конкурентов в рамках данной цепи поставок.
За счет стратегического сотрудничества возможным является достижение согласованности действий перевозчиков, построение оператором смешанных перевозок оптимальных транспортных цепей. В связи с большими объемами услуг, оказываемых оператором смешанных пе-
ревозок грузов, сотрудничество поставщиков логистических услуг в рамках логистической системы является для них более выгодным, чем ведение деятельности в качестве одиночных транспортно-логистических компаний.
Одним из обязательных этапов смешанных перевозок являются перевалка и перегрузка грузов с одного вида транспорта на другой. При реализации интеграционного направления развития смешанных перевозок важно учитывать данную специфическую особенность.
В связи с этим логистические центры также становятся звеньями цепи поставок, и кооперация логистических центров в рамках стратегического союза является необходимым требованием для осуществления бесперебойного движения внешнеторгового товарного потока от поставщика к получателю в смешанном грузовом сообщении. В рамках МТК особую роль приобретают региональные логистические центры, которые координируют оптимальную стыковку транспортных средств в регионах.
Таможенные представители, которые являются таможенными посредниками, также могут выступать в роли поставщиков транспортно-логистических услуг. Примером являются случаи, когда необходимо предоставление услуг таможенного представителя при декларировании подакцизных товаров или несобранных и разобранных грузов, где необходим профессионализм в данной области таможенного администрирования. В данном случае фокусная компания (оператор смешанной грузовой перевозки) обращается к организациям, являющимся специалистами в области таможенного дела, что способствует сокращению временных затрат при прохождении внешнеторговыми грузами таможенных границ сопредельных государств. В свою очередь, сотрудничество компаний-поставщиков, предоставляющих аналогичные услуги, повышает эффективность деятельности оператора смешанного сообщения за счет их совместных возможностей и ресурсов.
Реализация стратегического союза, основанная на принципах интегрированной логистики, происходит посредством кооперации. Данная кооперация может быть реализована только при помощи общих интегрированных информационных систем, а также информационнокоммуникационных ресурсов. Концепция интеграционного союза заключается в свободном предоставлении информационных данных фокусной компании и компаниям-партнерам в условиях межфирменной кооперации.
Интеграция информационных систем обеспечивается при помощи логистических информационных систем, входящих в состав информационно-коммуникационных ресурсов, что способствует осуществлению комплексного планирования перевозок. Современные информационные технологии дают возможность значительно повышать эффективность доставки грузов в рамках смешанного сообщения при помощи систем поддержки принятия решений, экспертных систем, информационно-поисковых систем, а также обеспечения оперативного доступа к информационным базам, содержащим данные об участниках перевозочного процесса и перевозимых грузах.
К основным европейским информационным системам подбора грузоперевозок относятся Videotrans (Бельгия), Gonrand (Франция), BKS (Великобритания), Espace Cat (Франция), CTC (Швейцария) и т. д.
В ряду наиболее эффективных систем в настоящее время фигурируют интегрированные логистические системы и технологии, содействующие пользователю в процессе принятия решений в отношении того или иного груза, а также навигационные системы, позволяющие определять точное месторасположение подвижного состава на протяжении всего маршрута. Данные логистические технологии позволяют определять основные параметры логистического процесса, а в случае отклонения от заданных параметров производить корректировку движения грузопотока в целях доставки товаров точно в срок.
В настоящее время организация перевозочного процесса в смешанном грузовом сообщении имеет ряд недостатков, связанных с ростом логистических издержек. Данная негативная тенденция препятствует развитию транспортно-логистического рынка Российской Федерации и повышению конкурентоспособности транзитного потенциала страны.
Следует отметить, что применение принципов интегрированной логистики в организации цепей поставок является одним из наиболее актуальных и совершенных направлений развития смешанных перевозок в настоящее время. В связи с изменениями транспортно-логистического рынка, преобразованиями в области внешнеторгового и таможенного законодательства необходимым является поиск новых форм и методов ведения бизнеса, основанных на применении инновационных логистических технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дыбская В. В. Логистика / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова, Е. И. Зайцев. - М.: Эксмо, 2013. - 932 с.
2. Основы логистики: учеб. для вузов / под ред. В. В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.
REFERENCES
1. Dybskaia V. V., Sergeev V. I., Sterligova A. N., Zaitsev E. I. Logistika [Logistics]. Moscow, Eksmo Publ., 2013. 932 p.
2. Osnovy logistiki [The basics of logistics]. Pod redaktsiei V. V. Shcherbakova. Saint Petersburg, Piter Publ., 2009. 432 p.
Статья поступила в редакцию 17.05.2013
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Рохлин Алексей Алексеевич - Санкт-Петербургский государственный экономический университет; аспирант кафедры «Коммерция и логистика»; [email protected].
Rokhlin Alexey Alekseevich - Saint-Petersburg State University; Postgraduate Student of the Department "Commerce and Logistics"; [email protected].