Научная статья на тему 'Стратегические направления развития Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева'

Стратегические направления развития Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ПРОГРАММА / РЕЗУЛЬТАТЫ / MISSION / DIRECTIONS / UNIVERSITY / PROGRAM / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовин Сергей Михайлович

Рассматриваются миссия, стратегические направления развития национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, которые положены в основу разработки программы его развития до 2015 г. Программа содержит комплекс взаимоувязанных мероприятий в области образовательной, научно-исследовательской, международной и гуманитарной деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy directions of development in the Mordovian State University named after N. P. Ogarev

In article missions, strategic directions of development of national research Mordovian state university of a name of N.P.Ogarev which are taken as a principle workings out of the program of its development till 2015 are considered. The program contains a complex взаимоувязанных actions in the field of educational, research, international, humanitarian activity of high school.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева»

КЛЮЧЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

С. М. Вдовин

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Н. П. ОГАРЕВА

Рассматриваются миссия, стратегические направления развития национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, которые положены в основу разработки программы его развития до 2015 г. Программа содержит комплекс взаимоувязанных мероприятий в области образовательной, научно-исследовательской, международной и гуманитарной деятельности вуза.

Ключевые слова: миссия, стратегические направления, университет, программа, результаты.

S. M. Vdovin

Strategy directions of development in the Mordovian State University

named after N. P. Ogarev

In article missions, strategic directions of development of national research Mordovian state university of a name of N.P.Ogarev which are taken as a principle workings out of the program of its development till 2015 are considered. The program contains a complex взаимоувязанных actions in the field of educational, research, international, humanitarian activity of high school.

Keywords: mission, strategic directions, university, the program, results.

зменения, которые происходят сегодня в мире: глобализация образования; формирование единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса; изменение философии научно-исследовательской деятельности (превращение науки в объект рыночной экономики, формирование глобальных направлений развития науки и техники, повышение качества исследований, активизация международного сотрудничества и др.); влияние на конкурентные позиции российских вузов таких факторов, как изменение спроса на образовательные услуги, федеральные приоритеты по модернизации экономики, а также реформирование российской образовательной системы требуют внедрения принципов стратегического менеджмента в систему управления вузов.

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева в своей деятельности широко ис-

© Вдовин С. М., 2011

пользует методы программно-целевого регулирования. Первая программа развития университета была разработана на 2001-2005 гг., она определила стратегические направления деятельности вуза.

Программа развития Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева на 2011-2015 гг. является логическим продолжением Программы развития университета на 2006-2010 гг. и неразрывной составной частью Программы развития национально-исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева на 2010-2019 гг., утвержденной приказом министра образования и науки РФ № 757 от 9.07.2010 г.1

1 Приказ министра образования и науки РФ от 09.07.2010 г. № 757 «Об утверждении программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "'Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" на 2010-2019 годы».

В программе определены миссия, стратегическая цель, приоритетные направления развития университета и ожидаемые результаты.

Миссией национального исследовательского Мордовского государственного университета является формирование модели университета нового типа, представляющего единый комплекс образовательной, научной, инновационной и информационной деятельности, базирующийся на принципах фундаментальности, креативности и качества и содействующий модернизации российского общества и его интеграции в мировое образовательное и научное пространство.

Стратегической целью программы является преобразование университета в один из центров подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров, конкурентоспособных на национальном и мировом рынках, фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, обеспечивающих модернизацию экономики и рост интеллектуального потенциала страны.

Для достижения стратегической цели необходимо решить следующие задачи:

— модернизация образовательной деятельности на основе реализации положений Болонской конвенции и образовательных стандартов третьего поколения;

— развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на наращивание инновационного и интеллектуального потенциалов региона и страны, их трансформацию в современные знания и высокоэффективные технологии;

— формирование кадрового потенциала университета, адекватного потребностям экономики, социально-культурной сферы;

— создание современной университетской инфраструктуры и развитие сетевого взаимодействия университета на основе институционали-зации связей с субъектами инновационного сектора экономики, органами власти и общественными структурами;

— развитие гуманитарной деятельности, направленной на формирование гармонично и всесторонне развитой личности;

— модернизация материально-технической базы университета и широкое внедрение современных информационных технологий в образовательную, научную и инновационную деятельность;

— развитие делового партнерства с российскими и зарубежными вузами, научно-исследовательскими и инновационными центрами, субъектами бизнеса и органами власти;

— развитие системы социального обеспечения сотрудников университета;

— формирование современной системы управления национальным исследовательским университетом.

Достижение целей и решение задач программы будет осуществляться на основе выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий по основным направлениям деятельности университета [1].

Первоочередной задачей университета является переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. За предстоящие пять лет планируется разработать 127 новых основных профессиональных образовательных программ, в том числе 61 образовательную программу по направлениям бакалавриата, 59 программ магистратуры и 7 образовательных программ подготовки специалистов. В результате университет обеспечит потребности региона по 18 из 28 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, реализуемых в России. Более половины студентов будут обучаться по программам, реализуемым по приоритетным направлениям развития университета.

В связи с ухудшением демографической ситуации в стране будет наблюдаться снижение приема студентов на первый курс очной формы обучения за счет средств федерального бюджета (с 1 770 чел. в 2011 г. до 1 500 чел. в 2015 г.) и сокращение контингента (с 8840 чел. до 6220 чел.) (рис. 1). Все это приведет к снижению численности профессорско-преподавательского состава университета.

Университет и республика заинтересованы в трудоустройстве выпускников по специальностям и направлениям подготовки. Новые возможности для их трудоустройства появятся после завершения строительства федерального технопарка, наноцентра, DATA-центра и создания малых и средних инновационных предприятий. В связи с этим около 90 % выпускников университета будут трудоустроены на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Мордовия.

Образовательный процесс в университете будет базироваться на компетентностном подходе, широком использовании интерактивных методов обучения, современных информационных технологий, что создаст предпосылки для повышения качества подготовки специалистов, бакалавров и магистров.

Стремясь к интеграции в мировое научное и образовательное пространство, университет будет уделять особое внимание развитию системы

С. М. Вдовин. Стратегия развития Мордовского университета

оптималь- -И- реалис- • Ж ♦ пессимис-

ный тический тический

Рис. 1. Прогноз численности студентов университета очной формы обучения за счет средств федерального бюджета

языковой подготовки преподавателей и обучающихся. В связи с этим планируется создание центра языковой поддержки программы развития научно-исследовательского университета.

В условиях сокращения контингента обучающихся по основным образовательным программам университет акцентирует внимание на дальнейшем развитии системы дополнительного образования. В связи с этим возрастет число слушателей, обучающихся на программах повышения квалификации, профессиональной переподготовки и проходящих стажировки (с 3 500 чел. в 2011 г. до 5 124 чел. в 2015 г.) Кроме того, за 5 лет 950 преподавателей и сотрудников пройдут стажировки в ведущих мировых научных и образовательных центрах (рис. 2).

В целях повышения привлекательности университета для абитуриентов дальнейшее развитие получит система довузовского образования. Она будет оказывать широкий спектр услуг по различным программам подготовки к поступлению и обучению в вузе. Университет намерен расширить географию подготовительных курсов, охватив все сельские районы республики, а также потенциальных абитуриентов Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областей, Республик Чувашия и Татарстан. Дополнительными образовательными услугами будут охвачены иностранные граждане.

Большое внимание в программе уделяется развитию интеллектуального потенциала и научно-исследовательской деятельности университета (см. таблицу). Долю научно-педагогических работников (НПР), имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук, планируется увеличить до 80 %; долю преподавателей, осуществляющих исследовательскую или проектную работу, — до 42,4 %; долю аспирантов и научно-педагогических работников, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах, — до 11 %. Планируется также довести долю НПР возрастных категорий от 30 до 49 лет до 51,1 %. Кроме этого университет расширит направления подготовки кадров высшей квалификации, обеспечит повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры, переориентацию диссертационных исследований на приоритетные направления развития университета. Эффективность аспирантуры и докторантуры к 2015 г. составит 42,5 %.

Планируется защита 80 докторских диссертаций, в том числе 55 — по приоритетным направлениям развития университета (ПНР), и 383 кандидатских диссертаций, из них 261 — по ПНР.

Главной задачей в области научно-исследовательской деятельности является увеличение объемов фундаментальных, поисковых и

со о

О Ю ГО а

о со

I-

о си т

о

Рис. 2. Количество научно-педагогических работников, направляемых на стажировки в ведущие мировые и университетские центры

Показатели развития интеллектуального потенциала университета

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015

Доля НПР и инженерно-технического персонала возрастных категорий от 30 до 49 лет, % 48,2 48,8 49,4 50,2 51,1

Доля НПР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук, % 76,8 77,0 77,4 77,8 78,2

Доля преподавателей, ведущих исследовательскую или проектную работу, % 28,0 33,0 38,2 40,1 42,4

Доля аспирантов и НПР, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах, % 6,0 7,0 9,0 10,0 11,0

Количество человек, принятых в очную аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций по ПНР НИУ 59 58 59 58 56

Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ, % 40,9 41,4 41,9 42 42,5

Количество очных аспирантов и докторантов, защитивших

диссертации в срок или в течение календарного года после окончания аспирантуры (докторантуры) по ПНР НИУ в отчетном году, чел. 54 63 65 66 68

Прием в очную аспирантуру и докторантуру по ПНР НИУ в отчетном году, чел. 157 160 162 165 168

Выпуск очной аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ в отчетном году, чел. 106 127 128 132 134

прикладных исследований. Для ее решения необходимо:

— разработать в 2011 г. программу фундаментальных и поисковых исследований;

— развивать и активизировать деятельность научных школ;

— активизировать совместные научные исследования с ведущими отечественными и зарубежными учеными и их научными школами и др.

В целях дальнейшей интеграции научного и образовательного процессов будет продолжена практика создания научно-образовательных центров и «базовых кафедр», вынесенных на предприятия и НИИ, а также учебно-научных лабораторий при кафедрах. Важную роль в интеграции научного и образовательного процессов будут играть центры коллективного пользования, оснащенные уникальным оборудованием.

С. М. Вдовин. Стратегия развития Мордовского университета

Объем доходов университета от НИОКР и продажи лицензий планируется увеличить в 1,75 раза. Доля опытно-конструкторских работ по ПНР НИУ в рамках международных научных программ в расчете на одного научно-педагогического работника возрастет в 4 раза. Особое внимание университет будет уделять научным публикациям ученых и цитируемости в научных журналах.

Важной задачей на предстоящий период является создание в университете эффективной инновационной, институциональной и информационной среды.

С целью внедрения результатов интеллектуальной деятельности и повышения интеграции вузовской науки с реальным сектором экономики планируется создание 12 малых предприятий с участием университета. Кроме того, университет примет участие в формировании таких технологических платформ, как «Энерго- и ресурсосбережение в топливно-энергетическом комплексе», «Стратегические информационные технологии», «Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа», «Промышленные биотехнологии», «Медицина будущего».

Совместно с АУ «Технопарк-Мордовия» университет будет участвовать в создании таких кластеров, как «Светотехника, оптоэлектроника и оптоволоконные технологии», «Наноэлектроника и приборостроение», «Наноструктурированные материалы», «Нанобиотехнологии». Университет, являясь ключевым резидентом технопарка, будет реализовывать проект создания инжинирингового центра волоконной оптики с производством волоконных световодов для лазерной и сенсорной техники. Важным элементом инновационной инфраструктуры университета, который будет решать задачи долгосрочного сотрудничества с промышленными предприятиями, инновационными компаниями, научными и образовательными учреждениями, финансовыми институтами и властью, станет его инновационно-технологический комплекс. С целью повышения эффективности научных исследований и активизации инновационной деятельности планируется создание фонда стартовых инвестиций, экспертного и инвестиционного советов, офисов коммерциализации и студенческих научно-инновационных центров на факультетах и в институтах.

Развитие международного сотрудничества будет направлено на интеграцию университета в мировое образовательное пространство, а также повышение его конкурентных позиций и укреп-

ление имиджа. Университет намерен участвовать в разработке и реализации 60 совместных научных проектов, а также 34 образовательных программ. Особое внимание в программе уделено укреплению и расширению образовательных и научных связей в рамках приоритетных направлений «Энергосбережение и новые материалы» и «Финноугроведение».

В целях формирования гармонично и всесторонне развитой личности университет продолжит создание благоприятной среды для обучения, научно-исследовательской деятельности и досуга студентов. Это будет способствовать развитию студенческого самоуправления, более широкому вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность, а также их привлечению к работе на малых инновационных предприятиях, организации и проведению межфакультетских, предметных и междисциплинарных олимпиад, конкурсов и научных конференций, формированию системы стимулов саморазвития личности студента, повышению имиджа университета, развитию академической корпоративной культуры, а также системы патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Решение задач, поставленных в области образовательной, научно-инновационной и гуманитарной деятельности, потребует модернизации и дальнейшего развития материально-технической базы университета. В 2011-2015 гг. будет осуществлено инвестирование значительных средств в капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

Успешная реализация программных мероприятий потребует оптимизации организационной структуры, ее переориентации на решение задач национального исследовательского университета, повышения ответственности всех структурных подразделений и сотрудников, разработки современной системы их мотивации и стимулирования.

Реализация программных мероприятий позволит обеспечить выход университета на качественно новый уровень развития.

1. Программа развития Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева на 2006-2010 годы/ науч. ред. д-р экон. наук проф. Н. П. Макаркин; редкол.: Н. Д. Гуськова [и др.]. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.